Аквапланирование шин причины и признаки проявления последствия в условиях движения автомобиля

Обновлено: 02.07.2024

c579685c65118975fa8d49b7d7f45301_w650.jpg

На аквапланирование могут влиять различные факторы, среди которых рисунок протектора и степень его износа

Аквапланирование — образование гидродинамического клина в пятне контакта покрышки. Сопровождается это полной или частичной потерей сцепления из-за присутствия водяного слоя, который отделяет покрышку от дорожного полотна. Если рассматривать явление с точки зрения физики, можно отметить следующее — когда колесо попадает на поверхность с водой, в зоне контакта повышается давление воды. Если его величина становится больше, чем давление шины на опорную поверхность, покрышка просто всплывает над дорогой. При этом величина поднятия покрышек зависит не только от уровня воды, но и от скорости движения автомобиля. Когда покрышка всплывает над дорогой, управляемость теряется, что и приводит к ДТП. Поэтому такого явления, как аквапланирование, следует избегать.

На него могут влиять различные факторы, среди которых рисунок протектора и степень его износа. Если вы эксплуатируете автомобиль в местности, где большее время выпадают осадки в виде дождя, следует выбирать покрышки с более прямыми, широкими и глубокими канавками на шине. Они быстро отводят воду из-под колеса, а значит обеспечивают лучшее сцепление с дорожным покрытием. Гладкие шины отличаются повышенным коэффициентом подъемной силы на водяном клине — показатель вырастает почти в 2 раза. Именно поэтому ПДД запрещают эксплуатировать покрышки, глубина протектора у которых не превышает 4 мм.

0956022fa18b83711568c066b568904e_w650.jpg

Техническое состояние подвески не влияет на склонность к аквапланированию

Точно такая же зависимость отмечается и в отношении самого дорожного покрытия. Чем крупнее зернистость дороги, тем больше воды выходит из-под пятна контакта. Если же рассматривать самые опасные дорожные покрытия, первое место будет занимать идеально гладкая дорога. Особенно часто аквапланирование возникает на поворотах.

Еще один фактор, который влияет на аквапланирование — толщина водяной пленки. Чем глубже и больше лужа, тем больше в ней воды. А значит, ее всю трудно вывести из пятна контакта. На один фактор автомобилисты все же могут оказать влияние — скорость транспортного средства. Чем она выше, тем больше вероятность того, что автомобиль взлетит над землей и уйдет из-под контроля.

Техническое состояние подвески не влияет на склонность к аквапланированию. Однако, при повышенном люфте в рулевом управлении или шаровой опоре, а также при сбитом развал-схождении, намного труднее сохранять контроль над автомобилем. В таком состоянии транспорт хуже реагирует на действия водителя. Но сама физика потери сцепления между колесом и дорогой не зависит от состояния подвески. Большую роль играет вес транспорта. Например, грузовому автомобилю намного проще вытеснить воду из пятна контакта.

8d0dd98d59f2b66f75a521daf5d5d9b8_w650.jpg

Если во время поездки вас застиг ливень, то избежать аквапланирования можно, если ехать на низкой скорости

Многих интересует, как именно проявляется аквапланирование. Если во время движения руль вдруг стал легким, а на его отклонение автомобиль никак не реагирует, то это говорит о потере сцепления колес с дорогой. Водитель теряет контроль над управлением, а это чревато ДТП. Есть несколько советов, которые помогут предотвратить такую проблему. Если во время поездки вас настиг ливень, то избежать аквапланирования можно, если ехать на низкой скорости. Нужно учитывать, что даже с новыми покрышками можно попасть в такую неприятность, поэтому не нужно полагаться на технические особенности автомобиля. В дальнейшем не стоит допускать сильного износа покрышек. Следует регулярно проверять давление и докачивать колеса до рекомендуемого производителем уровня. Передвигаться по мокрой дороге нужно с умеренной скоростью.

Если аквапланирование уже настигло вас, не стоит крутить рулем в разные стороны, так как это опасно. Нужно стараться передвигаться прямолинейно до тех пор, пока не появится хотя бы минимальное сцепление колес с дорогой. Не нужно пытаться резко затормозить, так как это может спровоцировать занос автомобиля.

Итог. Аквапланирование — опасное явление, при котором покрышки теряют сцепление с дорогой. Возникать такая проблема может даже с автомобилями, на которых установлены новые шины.

Во время дождя ситуация на городских и загородных дорогах становится опаснее. И дело не только в том, что потоки воды ухудшают видимость. Есть еще такое явление как аквапланирование, из-за которого произошла не одна авария.

Что такое эффект аквапланирования

Эффект аквапланирования

Как и отчего возникает аквапланирование

Аквапланирование шин возникает при движении по мокрой дороге на высокой скорости

Аквапланирование шин возникает при движении по мокрой дороге на высокой скорости

Причин возникновения аквапланирования довольно много. Во-первых, это скорость. При большой скорости даже незначительное количество воды на дороге может вызвать потерю контакта с дорожным полотном. Потому в дождь или на мокрой дороге лучше ехать на умеренных скоростях. Тем более по хорошей дороге. Потому как гладкий асфальт может стать еще одной причиной появления аквапланирования. На такой дороге даже небольшая пленка воды сильно уменьшает сцепление с дорогой.

В-третьих, изношенные шины и малая глубина протекторов также часто приводят к тому, что вода из-под колес не уходит. Если вы едете на лысой резине, в дождь снижайте скорость и обязательно тормозите перед лужами. Четвертая причина также связана с шинами: неправильное давление в них также может привести к аквапланированию. Специалисты утверждают, что на проявление этого эффекта также влияет состояние подвески. Если она изношена на 50%, то возможность появления между колесами и дорожным полотном воды увеличивается в несколько раз.

Устойчивость к аквапланированию проверяют на полигоне. О том, как проявляет себя эффект аквапланирования в зависимости от высоты протектора, можно увидеть в видео.

Как избежать аквапланирования

Из всего этого следует, что для того чтобы снизить риск возникновения эффекта аквапланирования нужно правильно подобрать шины и правильно накачать их. При выборе летних шин нужно обязательно обращать внимание на рисунок протектора. Шины, которые хорошо отводят воду, обязательно имеют хотя бы одну продольную глубокую канавку, идущую вдоль.

Выбирайте правильные шины на лето чтобы избежать эффекта аквапланирования

Выбирайте правильные шины на лето чтобы избежать эффекта аквапланирования

Аквапланирование шин возникает из-за изношенных шин

Аквапланирование шин возникает из-за изношенных шин

Большую роль для безопасного движения в дождь или на мокрой дороге имеет скорость. Рассчитано, что порог проявления эффекта аквапланирования находится в промежутке от 70 до 100 км/час. Но если шины и подвеска изношенные, то машина может поплыть по дороге и при 60км/час и даже при меньшей скорости. Тут еще играет роль гладкость покрытия и толщина слоя воды. Из-за множества переменных тяжело предсказать поведение автомобиля на дороге и пока не найден способ как рассчитать скорость при аквапланировании, но однозначно этот тот случай, когда тише едешь, дальше будешь.

Как проявляет себя эффект аквапланирования

Влетев в лужу вы можете почувствовать, что машина

Причем на переднеприводных авто часто при попытке торможения на мокрой дороге начинается вращение. Если ведущие колеса задние, то при аквапланировании руль становится мягким, но как бы вы не крутили его, машина никак не реагирует.

Как действовать при возникновении эффекта аквапланирования

Первая реакция, которая возникает при потере управления, — ударить по тормозам. Но любое нажатие на тормоз, если машина потеряла контакт с дорогой, приводит к ухудшению ситуации и авто может закрутить. Так что первое что делаем – убираем ногу с педали газа.

Как рассчитать скорость при аквапланирование пока нет точной формулы

Как рассчитать скорость при аквапланирование пока нет точной формулы

Снижение скорости может восстановить контроль, но делать это нужно только при помощи мотора. Потихоньку снижая обороты, уменьшайте скорость. Крутить рулем не нужно. Колеса будут менять направление, но на направлении движения это никак не отразится. А вот при появлении пятна контакта, если руль у вас вывернут, машину может снова занести.

Собственно само явление аквапланирования явление не смертельное, но опасное, если водитель впал в панику. А чтобы такая неприятность с вами не случилась, достаточно ездить в дождь на невысокой скорости и притормаживать вовремя перед лужами, следить за шинами и давлением в них.

авто

Без рубрики

Во многих местах, в том числе при выборе шин, вы можете увидеть информацию и предупреждения о том, что данные шины позволяют избежать явления аквапланирования. Это важная информация, но стоит познакомиться с этой темой немного глубже, потому что она чрезвычайно важна в контексте безопасности дорожного движения. Поэтому мы приглашаем вас сделать краткий обзор этой темы и того, как справляться с подобными проблемами.

Что такое аквапланирование?

Поверхность, по которой мы будем ездить, никогда не бывает полностью гладкой. Даже на очень гладком асфальте есть ряд микротрещин и щелей, которые никак не влияют на наши впечатления от вождения. Пористость поверхности положительно сказывается на сцеплении самого транспортного средства.

Конечно, когда идет дождь, сцепление с дорогой снижается. Распространено мнение, что сцепление падает из-за скользкости самой воды. Это только половина правды, да и сам процесс немного сложнее.

Во время дождя микротрещины заполняются водой, которая сама выравнивает поверхность. Однако, когда мы ведем машину в обычном режиме, и дождь идет в ограниченной степени, а вода стекает с дороги, давление веса автомобиля и давление воды через рисунок протектора вызывают снижение сцепления, но незначительно.

Однако, если слой воды представляет собой группу, шина будет работать аналогичным образом, как если бы излишек воды катился перед собой, выталкиваясь наружу во время движения. Этот избыток, однако, имеет соответствующее давление, и взаимодействие обоих факторов должно привести к растворению одной из сил. В такой ситуации шина катится по поверхности воды и начинает по ней течь. Мы называем это явление аквапланированием.

Каковы риски аквапланирования?

Прежде всего, представьте, что произойдет, если вы пустите ускоренный объект на поверхность воды. Вероятно, он начнет устойчиво катиться в направлении ускорения, и только подходящая остановка (в случае лодки с веслом) сможет остановить это равномерное качение.

В случае с автомобилем нам особо нечего останавливаться, потому что тот факт, что тормоза задействованы или отпущены, не имеет значения — автомобиль продолжает катиться. Такое нулевое сцепление с дорогой представляет собой огромную угрозу — мы практически не контролируем автомобиль, в том числе не можем управлять им и менять направление. При этом мы не будем упоминать о возможности торможения.

Как распознать появление аквапланирования?

Признаки довольно просты и достаточно предсказуемы. Мы определенно теряем контроль над автомобилем — в большей или меньшей степени. Тогда мы замечаем, что машина едет по дороге и не реагирует на наши движения рулем.

Как отреагировать в случае возникновения проблемы?

Прежде всего — нужно сохранять спокойствие. Не делайте резких движений. Лучше вообще избегать маневрирования. Не будем тормозить, не будем добавлять газ, не будем крутить руль. Нам нужно уменьшить наши усилия, чтобы позволить машине замедлиться самостоятельно, пока сцепление с дорогой не восстановится.

Что такое аквапланирование и как его избежать?

Мы подошли к сути, а именно, как предотвратить само явление. Это важный элемент, потому что мы влияем на большинство факторов, и некоторые из нас позволяют нам действовать по собственной невнимательности. Устраняя эти факторы, мы снижаем риск возникновения явления.

Начнем с факторов, находящихся вне нашего контроля. Здесь можно просто избежать поверхностей этого типа. Эти факторы включают:

  • толщина слоя воды на поверхности,
  • износ и состояние поверхности (например, колеи),
  • тип поверхности (будь то бетонные плиты гладкие, шероховатый асфальт).

Факторы, связанные с нашим вождением и техническим обслуживанием, включают:

  • несоответствие скорости движения,
  • чрезмерный износ деталей подвески.

И, наконец, суть, то есть самые важные факторы, связанные с шинами. Мы должны позаботиться о них в первую очередь. Это соответственно:

  • несоответствующее (слишком низкое) давление в шинах — мы должны позаботиться об этом аспекте,
  • плохое техническое состояние (старые шины, изношенный протектор) — так же заменяем на новые,
  • характеристики шины, например характеристики протектора, форма.

Последний фактор важен, потому что мы влияем на него при выборе шин.

Как выбрать шины для безопасного вождения и снижения риска аквапланирования?

Самыми стойкими являются шины с V-образным или асимметричным протектором.Точно так же — симметричный протектор увеличивает риск такого явления. При покупке шин также обращайте внимание на форму, размер и количество дренажных канавок и ламелей. А также обратите внимание, содержат ли шины информацию о повышенном сопротивлении аквапланированию. И не используйте летом зимние шины (реже они имеют соответствующую конструкцию).

Интересно, почему совершенно гадкое и неприятно-опасное явление для любого автомобилиста, названо таким красивым словом — аквапланирование. Аквапланирование чрезвычайно опасный эффект, который может принести негативные эмоции (это в лучшем случае, только эмоции) для любого автомобилиста, как профессионального водителя, а для начинающего водителя особенно.

Причины аквапланирования

Аквапланирование – это полная либо частичная потеря сцепления колес автомобиля с дорожным покрытием. Как понятно по названию эффекта, аквапланирование автомобиля связано с водой, а именно при контакте с водяным слоем (лужей) на критической скорости.

Фото аквапланирования, protectioncars.ru

На самом деле причин этого эффекта не так уж и много, и в то же время многие факторы влияют на возникновение аквапланирования.

Эффект получается из-за возникновения в пятне контакта шины автомобиля т.н. гидродинамического клина, а именно: протектор шины не успевает удалять воду из пятна контакта с дорогой.

На фото - аквапланирование, autobild.by

Аквапланирование может возникать по целому ряду причин:

  • высокая критическая скорость при входе в лужу;
  • маленькая остаточная глубина протектора шины;
  • неровности дорожного покрытия с водяным слоем (лужей);
  • толщина, либо неравномерная толщина водного слоя;
  • параметры давления в шинах автомобиля;
  • общее состояние подвески автомобиля.

Обратите внимание, что практически все перечисленные причины зависят от водителя и, соответственно, от состояния автомобиля.

Как избежать аквапланирования

Первое и основное правило, дабы избежать аквапланирования – это не входить в лужу на скорости. В результате испытаний определена критическая скорость аквапланирования – 70 – 100 км/час. Хотя не факт, что эффект аквапланирования может не возникнуть и на меньшей скорости (см. причины).

Фото причин аквапланирования, static4.aif.ru

Правильно подобранные шины и их состояние: конструкция протектора должна содержать глубокие водоэвакуационные каналы. Естественно износ шин не должен превышать параметры указанные производителем. Наиболее удачными брендами шин считаются: Michelin; Dunlop; Pirelli; Goodyear.

На фото - схема возникновения аквапланирования, stavavto.com

При выборе шин для авто следует обращать внимание на наличие пиктограммы обозначающей дождь или наличие слов в названии модели: water или aqua – вода, rain – дождь.

Состояние подвески автомобиля – по умолчанию должно соответствовать норме. Особенно это касается состояния амортизаторов вашего авто.

Действия при возникновении аквапланирования

Бывает. Произошло. Никто не застрахован. Что делать, чтобы свести к минимуму нежелательные последствия аквапланирования. В первую очередь – не паниковать, и убрать ногу с педали газа.

Никаких резких торможений. Резкое торможение при аквапланировании провоцирует занос автомобиля. Торможение производится только двигателем.

Фото правил поведения при аквапланировании, static4.aif.ru

Положение руля. При скоростном входе в лужу руль может быть выбит из рук из-за неравномерного входа колес в зону аквапланирования и возникающего гидродинамического удара. Поэтому, руль держим крепко и по правилам: циферблат 10-2 или 9-3.

На фото - как избежать аквапланирования, infocar.ua

По большому счету, всё это можно и не запоминать, нужно всего лишь помнить об эффекте аквапланирования, не въезжать в лужи на критической скорости и стараться преодолевать их по прямой траектории. И не забывать, систематически проверять состояние шин автомобиля и подвески, всегда, но особенно в сложно-дорожные времена года: осень – зима – весна.

Удачи вам в предотвращении аквапланирования.

Читайте также: