Амперметр включается в работу после включения реле включения стартера

Обновлено: 13.05.2024

Чем мощнее потребитель электроэнергии тем мощнее ток протекающей по его цепи.

Мощность электрической машины равна произведению напряжения на силу тока цепи потребителя. Отсюда следует, чтобы найти силу тока на участке цепи, необходимо мощность потребителя поделить на напряжение.

Само втягивающее реле тоже мощный потребитель, оно имеет большую обмотку, замыкает пятаки, включает электродвигатель, приводит в действие бендикс.

И для того чтобы контакты замка зажигания не подгорали от большого тока ставят дополнительное реле. Возникает такая странная ситуация. Для того чтобы включить одно реле, применяют ещё одно реле. Но такая мера позволяет продлить срок службы замку зажигания.

Данная схема стала широко применяться на автомобилях ВАЗ.

В ней обмотка пускового реле 6 подключена одним концом к контакту 50 замка зажигания , а другим-к массе. 30-й силовой контакт реле подключен к клемме 50 на втягивающем реле . А силовой контакт 87 к "+" подключен к аккумуляторной батареи через разъем 7 и 8 блока предохранителей 4 .Таким образом при повороте ключа замка зажигания в положение "Стартер" на обмотку пускового реле подается напряжение от контакта 50 замка. Обмотка срабатывает и соединяет силовые контакты 30 и 87 пускового реле 6. В результате к клемме включения стартера 50 втягивающего реле подается напряжение от аккумулятора. Всю нагрузку на себя берут контакты 30 и 87 пускового реле. Таким образом разгружается замок зажигания

Так выглядит реле включения стартера ВАЗ

Никогда не задумывались почему клемма включения тягового реле имеет номер 50? Потому что максимальный ток через обмотку реле может достигать 50 ампер.

Однако ВАЗ далеко не первая машина на которой стали применять данную схему, её успешно использовали автомобилях ГАЗ, УАЗ. А реле, которые разгружают замок зажигания, начали назвать РС-Реле стартера или вспомогательное реле стартера

Схема подключения 4-х контактного реле типа РС 525, РС 502, РС 527.

Одно К-к клемме 50 или СТ замка зажигания , другое К- к массе. Б-батарея, С - к клемме обмотки втягивающего реле.

Одно К-к клемме 50 или СТ замка зажигания , другое К- к массе. Б-батарея, С - к клемме обмотки втягивающего реле.

JLCPCB, всего $2 за прототип печатной платы! Цвет - любой!

НЕТ , Вы не поняли мне нужно вот это - в скобках, а не блокировка от сигнализации или угона.
И конкретно сама схема ВКЛЮЧЕНИЯ реле от ЗАВЕДЕННОГО двигателя и ВЫКЛЮЧЕНИЕ после остановки двигателя.

(Реле блокировки стартера. Реле предназначено для автоматического отключения цепи стартера после пуска двигателя, что исключает включение стартера при работающем двигателе. Реле обеспечивает длительную работу механизма привода стартера и лучшие условия работы аккумуляторной батареи, так как ее срабатывание происходит, как только двигатель наберет 500- 600 об/мин. Кроме того, реле обеспечивает временную задержку для повторного включения стартера.)

Сборка печатных плат от $30 + БЕСПЛАТНАЯ доставка по всему миру + трафарет

Нашел в интернете 2 схемки , управление реле берется от контроля напряжения бортовой сети при достижении 13.6 В когда генератор начинает давать зарядку включается реле и отключает стартер , проясните мне роль транзистора и конденсатора в этой схеме , а нижней схеме не ясна роль диода и 100 оМ который стоит параллельно TL431 , и какая схема более подходит для включения реле . Реле используется обычное 5 контактное для Авто.

В статье приведены советы и рекомендации по проектированию печатных плат преобразователей на основе карбид-кремниевых транзисторов, позволяющие избежать наиболее распространенных ошибок и уменьшить вероятность отказа оборудования как в процессе разработки, так и во время его практической эксплуатации.

Схемы обе не рабочие, ток потребляемый упр. обмоткой автореле (85, 86), до 200мА, а ток TLки 100мА, да и схемотехнически бред помойму.
Наверное инструктором по вождению трудитесь?
Напишите для какого авто хотите защиту от "перекрутки" поставить.

Приглашаем 27/01/2022 всех желающих посетить вебинар, посвященный двум наиболее растущим сегментам интегрированных источников питания – AC/DC малой мощности (1-20Вт) и сегменту решений PoL без изоляции. На вебинаре рассмотрим проблему выбора AC/DC в бюджетном сегменте и концепцию тестирования ускоренного старения, проведем сравнительный анализ подходов к интеграции AC/DC модулей. Сделаем обзор решений концепции POL с доисторических времен до современных технологий и средств для разработки и тестирования.

А 06 какого года? Я это к тому- генератор копеечный или восьмой, если копеечный, то управление стартерным реле берите от штатной релюхи отключения лампочки заряда (находится слева на брызговике), а если восьмой, то управляющие контакты стартерного реле подключаете- к проводу возбуждения генератора (тот который идет на лампочку зарядки) а второй на массу.
А вообщеб, попросилиб модеров, чтоб перенесли в АВТО МОТО ВЕЛО, там поднакидалиб.


Генератор стоит от восьмой 372.3701 , как-то визуально можно посмотреть куда что подключать . Хотелось доработать схемку на TL431, как подключить реле и взять за основу TL431, и реализовать через транзистор ?.


Ну тамж "два пальца", даж в магазинах встречал, продается ЗИП, навроде туманок с проводами и релю в комплекте (для пятнашки), после установки смотрится "как родное". Собственно по делу: берете релюху пятиконтактную, 85к подключаете к проводу идущему от генератора до приборной панели (очень легко определяется, включаете зажигание, при отсоединении фишки этого провода от генератора, погаснет лампа зарядки на приборке), 86к. к массе, 30к. "+", 87а к 50к. тобиш к втягивающему реле стартера.

Хотелось доработать схемку на TL431, как подключить реле и взять за основу TL431, и реализовать через транзистор ?.


Да бредж это на ТЛке, тамж внутрях ее, по большому счету: операционник, источник опорного, и упавляющий транзистор, ну это типа управляемого стабилитрона, а нужен компаратор.
Ну уж если "так хочется заморочится", тогда токо писать программулину на простейшую пикушку иль аврку, и "отсекать" по оборотам.

Спасибо за дельный совет, хотя все же хочу попробовать на ТЛ буду рад помощи в этом .А на крайний случай сделаю от гены.

[/quote], а нужен компаратор. [/quote]

Странно а написано компаратор присутствует.

А разве сложно поставить параллельно лампочке давления масла обычное реле и её контактами разорвать цепь управления стартера.
При включении зажигания включается лампа давления масла и от неё же срабатывает реле, которое замыкает контакты от замка зажигания на втягивающее и, соответственно, разрешает включение последнего.
После запуска двс лампа гаснет и реле выключается, отключая цепи запуска стартера от замка .

Вот именно! Схема должна либо выключать стартер только после запуска двигателя, либо (и именно так работают "заводские" схемы) просто не давать включить стартер при запущенном двигателе. Если же схема блокировки будет самостоятельно отключать стартер по миганию любой лампочки - запуск двигателя может быть здорово затруднён, да и вероятность повреждения стартера увеличится.

Да на ЗАЗике- проще некуда. Напрямую,от одной обмотки генератора, через диод, запитывается реле. Оно коммутирует и контрольную лампу генератора, и втягивающую муфту стартера.

Спасибо за дельный совет, хотя все же хочу попробовать на ТЛ буду рад помощи в этом .А на крайний случай сделаю от гены.


На счет того, что в ТЛке компаратор, и верно но не совсем, короче не буду забивать голову, попробую объяснить почему не получиться методом сравнения напруги, между заведенным, и не заведенным двигателем, допустим вы настроили схему на то, что- если меньше 13 вольт, то это будет считаться, что двигатель не заведен, и реле не блокирует сартер, теперь возьмем ситуацию, когда двигатель заглох, ну на пример в пробке, вы пытаетесь его завести, а стартер блокирован реле, т.к. напряжение на аккумуляторе не успело понизится ниже 13 вольт, после зарядки, или наоборот, двигатель работает на ХХ продолжительное время, включена печка и ближний свет, восьмой генератор в отличии от десятого, при таких условиях, не обеспечит достаточную зарядку, и напряжение может упасть ниже 13 вольт, и ничто не помешает "крутануть стартером", так что, как я уже писал, если хочется порукоблудничать, то тут токо контроллер, и по оборотам, иль самое простое и надежное, как человек выше писал, от одной обмотки гены через диод.

Да доводы против TL431 железные, будет работать но не так как хотелось, и к лампочке генератора подключаться не хочется, вмешиваться в процесс зарядки и так замучила машина не до-заряжала аккумулятор, еле сделал. Готов собрать на микроконтроллере благо программаторы есть почти под все AVR и PIC , нужна схемка которую можно адаптировать под эти цели, по поводу врезаться в цепь лампочки перечитал много доводов за и против , как один человек писал на одном форуме.

(Подключай не на лампочку генератора. Лампочка генератора в 2108 - особая песня, она не просто светится, а через нее питается возбуждение генератора и завязываться на нее идея не из лучших. )

Очень интересная схемка, если выкинуть дисплей и доработать программу было бы отлично . Я так понял выход по габаритах в этой схеме.Хотя по схеме это вход для уменьшения яркости дисплея. Если доработаете программу и схему и выложите буду рад, а пока размышляю-если применить как-то блок управления ЭППХ, валяется лишний .

Очень интересная схемка, если выкинуть дисплей и доработать программу было бы отлично . Я так понял выход по габаритах в этой схеме.Хотя по схеме это вход для уменьшения яркости дисплея. Если доработаете программу и схему и выложите буду рад, а пока размышляю-если применить как-то блок управления ЭППХ, валяется лишний .

я имел ввиду "вход для уменьшения яркости дисплея" использовать как ВИХОД для блокировки. етот вход и так у меня не задействован.

"применить как-то блок управления ЭППХ" имеет большие обороти для отсечки..(около 1800 оборотов) ну если только разобратся из схемой и изменить ети обороти. у меня било 2 таких блока, и 1 сделан росийский на ПИКе 6виводном, наверно залочен для перепрошивки, а второй украинский на рассипухе, может если найду фото то виложу сюда.. караз их фоткал разобраних но фотоапарат отдал из фотками(забил перекинуть).. неверно в понедельник отдадут.

Неисправности стартера в основном вызываются следующими причинами: загрязнением или подгоранием коллектора, зависанием щеток, отказом в работе тягового реле и выходом из строя обгонной муфты. В тяговом реле чаще всего повреждаются рабочие поверхности клеммных блоков и контактной пластины, которые обгорают под действием большой силы тока, проходящего через них.

Наблюдаются также случаи заедания якоря тягового реле в направляющей втулке электромагнита..

Однако причиной отказа в работе стартера часто являются неисправности не стартера, а аккумуляторной батареи и дополнительного реле (автомобили ЗАЗ).

Если стартер не включается, то возможны три варианта:

при попытке включения не слышно щелчков срабатывания тягового реле, а лампы освещения приборов тускнеют или гаснут. Причиной может быть разряд аккумуляторной батареи или окисление ее полюсных штырей, межвитковое замыкание обмотки тягового реле или замыкание ее на "массу". После про: верки аккумуляторной батареи следует проверить обмотку реле, для чего снять стартер, установить упор между шестерней и упорным кольцом и, регулируя реостатом напряжение питания реле, замерить напряжение включения, которое должно быть не более 9В.

Поврежденное реле заменить;.

при попытке включения не слышно щелчков срабатывания тягового реле, но яркость ламп освещения приборов не изменяется.

Причиной может быть то, что не замыкаются контакты "30" и "50" выключателя зажигания, заедает якорь тягового реле, а также обрыв во втягивающей обмотке тягового реле, повреждение провода или окисление соединения между штекерами "50" стартера и выключателя зажигания.

Обрыв во втягивающей обмотке реле обнаруживают омметром, проверив сопротивление между штекером "50" реле и его нижним контактным болтом. При обрыве омметр показывает бесконечно большое сопротивление.

Состояние цепи между штекерами "50" стартера и выключателя зажигания проверяют, соединив "+" аккумуляторной батареи со штекером "50" тягового реле;

при включении стартера слышны многократные щелчки срабатывания и отключения тягового реле.

Причиной неисправности может быть разряд аккумуляторной батареи, сильное окисление наконечников проводов в цепи питания тягового реле, обрыв или замыкание в удерживающей обмотке тягового реле. В последнем случае следует соединить реле напрямую со стартером; если неисправность повторится, то причина в удерживающей обмотке..

Если при включении стартера якорь вращается очень медленно или не вращается совсем, то возможны два варианта.

слышны щелчки срабатывания тягового реле, но лампы освещения щитка приборов не гаснут. Причиной может быть слабая затяжка гаек крепления наконечников проводов на контактных болтах реле, сильное подгорание их, подгорание коллектора якоря, зависание щеток или сильный износ их.

При подгорании контактных болтов их необходимо зачистить и повернуть на 180°. Если после этого неисправность не устранена, проверить легкость перемещения щеток в щеткодержателях; щетки высотой менее 12 мм заменить, зачистить коллектор шлифовальной шкуркой;

слышны щелчки срабатывания тягового реле и при этом лампы освещения щитка приборов гаснут или тускнеют.

Причиной может быть окисление полюсных штырей аккумуляторной батареи или наконечников проводов, разряд аккумуляторной батареи, замыкание или обрыв в обмотках якоря или статора, замыкание щеткодержателя "положительной" щетки на "массу". После того как проверена аккумуляторная батарея и электроцепь питания реле стартера, а неисправность не устранена, необходимо замкнуть контактные болты тягового реле; если стартер не заработает, его необходимо сдать в ремонт..

Если при включении стартера якорь вращается, но маховик не проворачивается, вероятной причиной может быть пробуксовка обгонной муфты или заедание ее на шлицах вала якоря, возможна также поломка рычага включения муфты, поводкового кольца или буферной пружины.

В этих случаях требуется устранить заедание или заменить поврежденные детали..

При необычном шуме стартера при вращении якоря возможно ослабление его крепления, повреждение зубьев шестерни или венца маховика. Сильный шум будет и в случае, если шестерня стартера не вышла из зацепления с маховиком из-за поломки деталей муфты или заедания ее на валу.

При такой неисправности необходимо снять стартер, заменить поломанные детали, устранить заедание муфты на валу..


Необходимо знать, как работает втягивающее реле стартера. Для того чтобы правильно диагностировать неисправности возникающие при работе стартера.

Для чего нужно втягивающее реле

Функции втягивающего реле стартера

  • Втягивающее реле выполняет две основные функции. Подводит шестерню бендикса к шестеренчатому венцу маховика. Реле представляет собой электромагнитную катушку. Внутри катушки расположен якорь-поршень цилиндрической формы. . Который под воздействием силы магнитного потока перемещается поступательно. Якорь зацеплен за вилку, Которая соединена с бендиксом.

Когда электрический ток подаётся от замка зажигания на обмотку реле. Якорь втягивается внутрь реле. Тянет за собой вилку. Бендикс выталкивается. И шестерня бендикса и венец маховика соединяются.

Схема включения катушки реле.

Как работает втягивающее реле стартера

Как работает втягивающее реле стартера

Катушка втягивающего реле состоит из двух обмоток. Обмотки соединены между собой. И в месте соединения на них приходит плюс от замка зажигания или реле стартера которая управляется замком зажигания. Минусы катушки имеют разное подключение. Одна соединена на массу. Её называют удерживающей.

Вторая обмотка соединена с клеммой к которой подключен провод идущий из стартера. Этот провод идет на обмотки статора с них на щетки коллектора якоря. Фактически пока стартер не начал работать Вторая обмотка имеет минус через якорь от минусовой щетки коллектора. Он идет через обмотку якоря на плюсовую щетку далее на статор и выходит к клемме на втягивающем реле.

Эта обмотка называется втягивающая. Пока стартер не включен обе обмотки втягивающего реле имеют общий плюс и минусы от разных точек подключения. Общее плюсовое соединение подключено к клемме управления втягивающим реле.

Включается замок зажигания. Проворачивается ключ стартера. Плюс приходит на клемму управления. В обеих катушках создаётся электромагнитное поле. Силы, которого хватает, чтобы втянуть якорь.

  • Второе предназначение реле. Соединить клемму, на которую приходит плюс от аккумулятора. С клеммой, через которую подаётся плюс на обмотки статора и якоря. Чтобы стартер начал вращаться. Якорь втягивающего реле помимо того что тянет за собой вилку бендикса с одной стороны . с другой прижимает пятак и который соединяет две клеммы между собой. Стартер начинает вращаться. Втягивающая обмотка, которая имела минус на клемме отключится.

Это произойдет потому что. С одной стороны она имеет общий плюс с удерживающей обмоткой от клеммы управления. С другой стороны минус стал плюсом. На контактах втягивающей обмотки перестанет возникать разность потенциалов. Электромагнитное поле пропадет. Якорь реле будет удерживаться только одной обмоткой. Которая имеет минус на корпусе стартера. Силы магнитного поля будет достаточно чтобы удерживать якорь реле в этом положении. Пока крутится стартер.

Как только двигатель заведется и ключ стартера будет отпущен. Плюс перестанет приходить на удерживающую обмотку. Сила магнитного потока пропадет. Пружина отбросит якорь реле. Пятак отойдет от клемм, и стартер перестанет вращаться. неисправности втягивающего реле стартера

Неисправности втягивающего реле стартера

Именно по этому причиной неисправности втягивающего реле стартера. Может быть вышедшая из строя втягивающая обмотка. Реле щелкает а стартер не крутит. Потому что срабатывает удерживающая обмотка. Но её силы тока не хватает, чтобы сдавить усилие пружины и втянуть якорь реле и прижать пятак к клеммам.

Неисправность обмоток

Это частая неисправность. Потому что основная нагрузка ложится на втягивающую обмотку. Потому что требуется максимальное усилие чтобы втянуть якорь. Эта обмотка имеет большее сечение провода. Соответственно в ней создаётся больший ток чем в удерживающей обмотке.

Образование нагара

Еще одна неисправность втягивающего реле это образование нагара на пятаке и клеммах. В результате воздействия сильного электрического тока на пятаке и клеммах в результате их взаимодействия образуется нагар и выгорание поверхности. При соединении пятака и клемм нагар не даёт контакта, и электрический ток не поступает на обмотки стартера. На втягивающих реле где снимается крышка с клеммами. Эта проблема решается легко. Пятак переворачивается другой стороной. Клеммы зачищаются.

Как проверить втягивающее реле стартера в домашних условиях

При помощи мультиметра

Проверить втягивающее реле стартера на обрыв обмотки можно мультиметром. Для этого необходимо выставить мультиметр на проверку сопротивления. Один щуп соединить с клеммой управления реле. Второй на массу. Мультиметр должен показать сопротивление. Значит удерживающая обмотка исправна.

Неисправность обмоток

Если переместить щуп с массы на клемму и отсоединить провод идущий на обмотки стартера. Мультиметр также должен показать сопротивление. В случае обрыва обмотки мультиметр покажет отсутствие контакта.

Неисправность обмоток

Но скорее всего может произойти либо межвитковое замыкание либо замыкание на корпус реле. Замыкание не происходит как провод с проводом или с корпусом. Замыкание может происходить в месте нарушения изоляции через воздушное пространство. Под нагрузкой проскакивает искра в месте где нарушена изоляция. В результате происходит короткое замыкание через воздух. Сила магнитного потока не создаётся. Стартер не крутится. Обмотку можно прозвонить с помощью Мегомметра, но это так же может не привести к результату.

Проверка втягивающего реле аккумулятором

Поэтому лучше всего снять втягивающее реле со стартера. Собрать схему для проверки на рабочем столе. Минус от аккумулятора соединить с клеммой на которую должен крепиться провод идущий со стартера и корпусом втягивающего реле. Плюс необходимо подать на клему управления

Как проверить втягивающее реле стартера

Вк 1 — выключатель имитирует замок зажигания

При включении ВК-1 якорь втягивается Должны работать обе обмотки

Как проверить втягивающее реле стартера

При выключении массы выключателем ВК-2 имитируется смена полюсов в момент соединения пятака между клеммами. после того как якорь втянулся.

При этом отключается втягивающая обмотка и в работе остаётся удерживающая. Якорь находится во втянутом состоянии.

Как проверить втягивающее реле стартера

При отключении питания от клеммы управления якорь возвращается в исходное положение. выходит из реле

Как проверить втягивающее реле стартера

То есть если все работает как описано то реле исправно. Если якорь не втягивается или втягивается наполовину. Обрыв или замыкание обмоток.

От того как работает втягивающее реле зависит правильная работа стартера.

Неисправности в системе пуска проявляются в ненормальной работе стартера. Можно выделить следующие основные неисправности стартера:

1. Стартер не включается. Причины – нарушение контактных соединений, обрыв или короткое замыкание в цепях включения стартера, неисправность тягового реле.

2. При включении стартера слышны многократные щелчки. Причины – неисправность удерживающей обмотки тягового реле, сильно разряжена аккумуляторная батарея, ослаблены контактные соединения в цепи стартера.

3. Стартер включается, но его якорь либо не вращается, либо вращается медленно. Причины – разряжена аккумуляторная батарея, нарушены контактные соединения, подгорели контакты тягового реле, загрязнен коллектор или изношены щетки, межвитковое или короткое замыкание в обмотках.

4. Стартер включается, его якорь вращается, но маховик остается неподвижным. Причины – ослабление крепления стартера к картеру сцепления, повреждение зубьев маховика или шестерни привода, пробуксовка муфты свободного хода привода, поломки рычага, поводкового кольца или буферной пружины привода стартера.

5. Стартер не выключается после пуска двигателя. Причины – неисправность муфты свободного хода стартера, спекание контактов тягового реле. В случае такой неисправности немедленно остановите двигатель!

Читайте также: