Анализ аварийности при использовании автомобильного транспорта основные причины дтп

Обновлено: 02.07.2024

  • анализироватьи устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.

Таким образом, все организации эксплуатирующие транспортные средства, независимо от рода деятельности и типа эксплуатируемых транспортных средств, в случае ДТП с принадлежащим им транспортом, обязаны анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий.

Анализ причин ДТП

Анализ дорожно-транспортных происшествий необходим для определения причин ДТП и для последующего устранения этих причин. Для осуществления анализа нужно собрать определенные сведения необходимые для определения причины ДТП.

Согласно пункту 14 Приказа Минтранса № 145, в случае ДТП с участием транспортных средств, принадлежащих субъекту транспортной деятельности, субъект транспортной деятельности проводит анализ причин и условий, способствовавших возникновению ДТП, результаты которого оформляются документально и хранятся не менее трех лет.

Так же в пункте 14 Приказа № 145 перечислены сведения которые необходимо собрать для осуществления анализа ДТП. При осуществлении указанного анализа устанавливаются:

1) в отношении работника субъекта транспортной деятельности, управлявшего транспортным средством (далее — водитель):

  • фамилия, имя, отчество (при наличии), общий стаж вождения данной категории транспортного средства, стаж работы у субъекта транспортной деятельности, стаж работы на данном транспортном средстве (данные сведения устанавливаются также в отношении других водителей — участниках ДТП (при наличии);
  • прохождение водителем медицинского освидетельствования на состояние опьянения. В отношении водителя, находившегося во время ДТП в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, — обстоятельства, при которых он оказался за рулем в состоянии опьянения;
  • соблюдение водителем в предшествовавший ДТП период режима труда и отдыха;
  • соблюдение водителем законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и настоящих Правил;
  • наличие у водителя административных правонарушений в области дорожного движения и трудовой дисциплины в течение года, предшествовавшего данному происшествию, наличие взысканий у данного водителя в течение года;
  • прохождение повышения квалификации и профессионального мастерства водителя, соблюдение условий стажировки водителя;

2) в отношении транспортного средства:

  • модель транспортного средства;
  • государственный регистрационный знак (для городского наземного электрического транспорта — бортовой номер), расположение рулевого управления на транспортном средстве;
  • наличие неисправностей транспортного средства в момент ДТП;
  • наличие диагностической карты, подтверждающей прохождение технического осмотра транспортного средства;
  • соблюдение периодичности технического обслуживания транспортного средства, а также фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, ответственного за его проведение;
  • наличие и перечень неисправностей, обнаруженных при техническом обслуживании транспортного средства;
  • наличие письменных обращений водителя к субъекту транспортной деятельности о выявленных в процессе эксплуатации транспортного средства неисправностях;

3) в отношении должностных лиц субъекта транспортной деятельности:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществлявшего предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства, соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение условий и порядка проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществлявшего инструктаж водителей (в предусмотренных настоящими Правилами случаях), соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение требований к проведению инструктажа в соответствии с настоящими Правилами;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществлявшего предрейсовый медицинский осмотр, соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение условий и порядка проведения предрейсового медицинского осмотра;
  • соблюдение положений законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и настоящих Правил;
  • меры, принятые субъектом транспортной деятельности к водителям, имеющим административные правонарушения в области дорожного движения.

Собранные сведения необходимо подтвердить документально. Например, сведения о водителе подтверждаются копиями паспорта, водительского удостоверения, приказа о приеме на работу, листа испытания (стажировки) и т.д.

В каком виде оформляются результаты анализа ДТП в Приказе № 145 ничего не сказано, но можно оформить в виде акта, в который вносятся все перечисленные выше сведения, и к которому прикладываются копии подтверждающих документов. Акт с копиями подтверждающих документов должны храниться не менее трех лет.

Так же стоит обратить внимание что в Приказе Минтранса № 145, в отличии от Приказа № 7, отсутствует требование составлять ежегодный план мероприятий по предупреждению ДТП.

Приказ Министерства транспорта РФ № 145 обязателен к исполнению для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров и грузов и эксплуатирующих автобусы и грузовые автомобили для собственных нужд.

Если у Вас нет времени заниматься составлением документации и поиском её в интернете, или Вы не совсем компетентны в этом вопросе, то на сайте можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей. Или мы с нуля разработаем всю документацию необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения в Вашей организации. Стоимость услуги от 10000 рублей.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

15 комментариев

Добрый день! Подскажите пожалуйста, в каком законе регламентирован срок проведения служебного расследования?

Алиса, есть приказ Минтранса 49 от 26 апреля 1990 года.
Как ни странно, но он действующий.

Леонид, спасибо за ответ, были сомнения по поводу действия документа… организации то такой уже нет. )))

Мое мнение состоит в том, что инструктаж может проводить только человек аттестованный в УГАДН, а следовательно имеющий профильное образование или переподготовку.
С мнением, что проводить инструктаж может любое лицо назначенное руководителем, я не согласен.
Инструктируя водителя, необходимы знания, а знания приобретаются в процессе обучения. И только программа обучения специалиста БДД (256 часов обычно), позволяет эти знания приобрести.
Доверять инструктировать водителей не специалисту по БДД, сравнимо тому если доверить вырезать аппендицит сантехнику а не хирургу.

Тут выходит другой интересный момент, специалист (инженер) по БДД единица ИТР и работает по пятидневке, а ТС выезжают круглосуточно и предрейсовые инструктажи обычно проводят выпускающие механики (КТС) или диспетчеры.
Еще в приказе интересная формулировка поо поводу предрейсовых инструктажей :
7.2. Перед отправлением водителя в рейс (за исключением второго и последующего рейсов по одному и тому же маршруту) с ним должен проводиться инструктаж (далее — предрейсовый инструктаж).

Что же теперь, если водитель весь год катается по одному и тому же маршруту, он должен пройти инструктаж только один раз, но зачем ему тогда информация о погодных условиях.

Я думаю они имели в течении дня, но опять же к кому это применимо, какой предрейсовый инструктаж может быть у таксистов?

Люди писавшие приказ оторваны от реальности и производства.

Павел, вот мне не очень понятно почему вы пытаетесь подогнать график работы транспортной компании под график работы ответственного за БДД ? Это проблема вашего руководителя. Если не хватает одного специалиста БДД или КТС для бесперебойной работы компании, то нужно принимать в штат 3, 5, 10. Ровно столько — сколько нужно для организации нормальной работы компании.
Если в компании есть ответственный за БДД , существует программа инструктажей , разработанная на основе инструкций по БДД специалистом и утвержденная руководителем -что мешает ответственному за тех состояние ТС проинформировать водителя о погодных условиях, опасных участков на маршруте , протяженности рейса и тд?
Естественно при условии — назначения приказом о проведении инструктажей.
А закорючки в приказах Минтранса нет смысла искать .Открывай любой — найдешь несоответствия .

Леонид, поделитесь Вашим мнением, каким именно квалификационным требованиям должен соответствовать инструктирующий?
КТС, ответственного за БДД или достаточно уполномочить любого другого сотрудника?

Охотно Павел . Поделюсь своим мнением. Сугубо личным.
Цель проведения инструктажа водителя состоит в том , чтобы максимально снизить риски возникновений ДТП и донести до водителя нужную информацию.
И априори — это естественно обязанность специалиста ответственного за ОБДД
Но практика показывает совершенно иной результат — это может быть связано с графиком работы ИТР, с моментами когда компания разбита на отделения и тд .Это можно долго перечислять.
Именно для этого существует делегирование каких либо полномочий приказом руководителя организации.
Ответственным за БДД являетесь не вы, а руководитель вашей организации. Это он делегировал вам эти полномочия.
Если инструктаж водителей проводит НЕ специалист ответственный за БДД , а сотрудник уполномоченный приказом руководителя . то мы с вами должны понимать следующее:

Инструктаж проводится на основании программы инструктажей , разработанной специалистом ответственным за БДД
Программа инструктажа составляется на основании инструкций . разработанных ответственным за БДД

Василий , отлично что вы когда пишете комментарии, стали к этому добавлять то , что это только ваше личное , но не авторитетное мнение.

Леонид, судя по тому, что вы мои комментарии просматриваете и комментируете, то оно (мнение) таким продолжает быть.

Василий , я просматриваю не ваши комментарии , а комментарии всех пользователей . Просматриваю потому ,что мне интересно мнение каждого пользователя данного сайта.
Я не хочу менять вашу точку зрения на те или иные законодательные акты, хотя она порой кроме улыбки , ничего другого не вызывают. Опыт к вам придет со временем.
Но повторяю — это хорошо ,что вы стали писать то , что это ваше личное мнение, а не авторитетное , как вы писали ранее))))).
Если бы пользователи этого сайта прислушивались к вашему авторитетному мнению — то до сих пор , они руководствовались вашей информацией , что Устав автомобильного транспорта ФЗ — 259 распространяет свое действие на любые организации , эксплуатирующие ТС , независимо от сферы деятельности.
А Охрана труда и БДД никак между собой не связаны. Вы же так ранее выражались — мухи отдельно , котлеты отдельно ?
А новый приказ Минздрава 29 н , который регулирует прохождение м/о перед приемом на работу и прохождения периодических м/о вы каким то образом связали со старым приказом Минздрава 835 н — , который регулирует порядок прохождения предрейсовых м/о.

Хаос какой то в вашей голове происходит Василий . Вам так не кажется?

Ну а если вы такой понимающий , то предлагаю вам выполнить следующие требования ФЗ — 259.
Когда повезете ( к примеру) бухгалтера в ИФНС — не забудьте его провести по маршруту, утвержденному руководителем организации, обязательно выдать ему билет или повесить табличку ЗАКАЗНОЙ.

Василий , вы как считаете ?

Вернусь к заданному на этом сайте вопросу.
Каким же квалификационным требованиям должен соответствовать работник, проводящий инструктаж?
3) в отношении должностных лиц субъекта транспортной деятельности:
фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществлявшего инструктаж водителей (в предусмотренных настоящими Правилами случаях), соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение требований к проведению инструктажа в соответствии с настоящими Правилами;
Предполагаю ответ на мое обращение в МУГАДН можно считать не актуальным.

Самое главное - препятствовать, своему пере­мещению вперед и защитить голову, для этого необходимо упереться нога­ми в пол, голову наклонить вперёд между рук, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо (переднюю панель), пассажир, находящий­ся на заднем сидении, должен закрыть голову руками и завалиться набок.

Если рядом ребенок

Крепко придать, накрыть собой и также упасть набок, Наиболее опасное место для пассажира - переднее сиденье, поэтому детям до 12 лет правила дородного движения находиться там запрещают без специального устройства, как правило, после удара двери заклинивает и вы­ходить приходится через окно.

Если машина упала в воду

Если машина упала в воду, она может не­которое время держаться на плаву, выбираться из неё также надо через открытое окно. При аварии в первую очередь следует оказать помощь по­страдавшим: по возможности освободить, извлечь из машины , помочь при­нять удобное положение тем, кто не имеет возможности сделать это само­стоятельно. Обязательно принять меры к вызову на место происшествия со­трудников ГИБДД и скорой помощи, по возможности организовать доставку пострадавших в ближайшее медицинское учреждение.

Около 75% всех аварий на автомобильном транспорте происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения и управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Очень часто приводят к авариям плохие дороги (главным образом скользкие), неисправность машин (на первом месте – тормоза, на втором – рулевое управление, на третьем – колеса и шины).

Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80% раненых погибает в первые три часа из-за обильных кровопотерь.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ НЕИЗБЕЖНОСТИ СТОЛКНОВЕНИЯ

Сохраняйте самообладание – это позволит управлять машиной до последней возможности. До предела напрягите все мышцы, не расслабляйтесь до полной остановки. Сделайте все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше идущего на Вас автомобиля. Помните о том, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером. При неизбежности удара защитите голову. Если автомашина идет на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной, и, напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо. Если же скорость превышает 60 км/ч и Вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке.

Если Вы едете на переднем месте пассажира, закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сидении. Сидя на заднем сидении, постарайтесь упасть на пол. Если рядом с Вами ребенок – накройте его собой.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ АВАРИИ

Определитесь, в каком месте автомобиля, и в каком положении Вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через окна, открыв их или разбив тяжелыми подручными предметами. Выбравшись из машины, отойдите от нее как можно дальше – возможен взрыв.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ПАДЕНИИ АВТОМОБИЛЯ В ВОДУ

При падении в воду машина может держаться на плаву некоторое время, достаточное для того, чтобы покинуть ее. Выбирайтесь через открытое окно, т.к. при открывании двери машина резко начнет тонуть.

КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ЛИЧНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ДВИЖЕНИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ

Находясь в общественном транспорте, при отсутствии свободных сидячих мест постарайтесь встать в центре салона, держась за поручень для большей устойчивости. Обратите внимание на расположение аварийных и запасных выходов.

Электрическое питание трамваев и троллейбусов создает дополнительную угрозу поражения человека электричеством (особенно в дождливую погоду), поэтому наиболее безопасными являются сидячие места. Если обнаружилось, что салон находится под напряжением – покиньте его. При аварии у выходов возможна паника и давка. В этом случае воспользуйтесь аварийным выходом, выдернув специальный шнур и выдавив стекло.

В случае пожара в салоне сообщите об этом водителю, откройте двери (с помощью аварийного открывания), аварийные выходы или разбейте окно. При наличии в салоне огнетушителя примите меры к ликвидации очага пожара. Защитите органы дыхания от дыма платком, шарфом или другими элементами одежды. Выбирайтесь из салона наружу пригнувшись и не касаясь металлических частей, так как в трамвае и троллейбусе возможно поражение электричеством.

При падении автобуса в воду дождитесь заполнения салона водой наполовину, задержите дыхание и выныривайте через дверь, аварийный выход или разбитое окно.

- травмы, не совместимые с жизнью – 20%
- задержка скорой помощи – 10%
- неправильно оказанная первая помощь или бездействие очевидцев – 70%.

Почему так все происходит, как помочь человеку, пострадавшему в ДТП? Ведь в автошколе все изучают правила оказания первой медицинской помощи при ДТП. Но почему-то большинство остается либо равнодушным к чужому горю, либо не знают как помочь. Мы призываем всех автомобилистов не оставаться равнодушными и ознакомиться (либо повторить) с основными принципами оказания первой помощи при ДТП.

Аварии часто случаются в районах, отдаленных от больниц. Это одна из основных причин, когда скорая не может быстро доехать до места аварии. И этот догоспитальный период в наших руках. Умение оказать помощь на этом этапе очень ценится.

Обеспечение безопасности на месте ДТП.

1. Включение аварийной световой сигнализации и установление знака аварийной остановки.

2. Оценка обстановки и уверенность в собственной безопасности, иначе число жертв может возрасти. Автомобиль с бензиновым двигателем сгорает за 5-7 минут, есть вероятность взрыва. Поэтому необходимо заглушить двигатель, отключить аккумулятор (отсоединить провода от аккумулятора всеми возможными способами вырвать, обрезать, открутить). Если автомобиль врезался в столб с линиями электропередач, то возможен обрыв линий. Нужно быть осторожным.

3. Вызов скорой помощи и служб спасения. Пусть всегда в вашей телефонной книге будут занесены в память номера служб спасения:

Последовательность оказания помощи при ДТП.

1. Вызываем скорую помощь.

2. Необходимо извлечь пострадавшего из машины. Это очень ответственный момент, так как можно усугубить тяжесть полученных травм. Основные травмы при ДТП – это черепно-мозговая травма, травмы грудного отдела и нижних конечностей. Перед извлечением пострадавшего из автомобиля, необходимо устранить все то, что может помешать этому. Вытягивают человека, взяв его за подмышечные области.



Так как при аварии человек получает различного рода травмы, ушибы, переломы, нельзя создавать никаких резких движений. Ни в коем случае нельзя дергать и вытягивать конечности. А также ни в коем случае не сгибайте конечности и туловище. Если есть подозрение на перелом позвоночника, то такого больного укладывают на живот, чтобы место перелома оставалось в относительном покое.

3. После извлечения пострадавшего все необходимо делать максимально осторожно и максимально быстро оценивать его состояние. Для начала необходимо устранить сдавливающую одежду, чтобы обеспечить приток кислорода (убрать галстук, разорвать одежду, ослабить ремень и др). Любое неосторожное движение или надавливание может только усилить боль, будьте внимательны.

4. Оцениваем состояние пострадавшего. Для начала необходимо оценить состояние жизненно-важных функций, от этого и будет зависеть характер оказания первой помощи:

Реанимация пострадавшего при признаках клинической смерти.

Каждый из следующих признаков не является главным и достоверным признаком клинической смерти. Диагноз ставится при наличии всех признаков или большинства из них:

- отсутствие пульсации на крупных сосудах (сонных или бедренных). На лучевой артерии пульс лучше не проверять, так как при систалическом давлении (верхнее) 50-60 мм.рт.ст. он уже исчезает;

- изменение цвета кожи и слизистых (появление бледности или чаще выраженной синюшности).

Клиническая смерть – это период между жизнью и смертью, при котором отсутствуют клинические признаки жизни, но жизненно важные процессы в организме еще продолжаются. Это тот период, когда можно спасти человека. При оказании реанимации в первые 3 минуты вероятность спасения 75%, если время затягивается до 5 минут – вероятность спасения 25%. И если свыше 10 минут – то спасти человека уже нереально. Так как за, казалось бы, считанные минуты умирает мозг человека.

Общие принципы реанимации:

- пострадавшего необходимо положить на твердую поверхность;

- под шею подкладывается валик во избежание западания языка;

- непрямой массаж сердца с искусственным дыханием. Соотношение числа сжатий грудной клетки и искусственных вдохов – при оказании помощи одним человеком на 2 вдоха 15 сжатий, при оказании помощи двумя – на 1 вдох 5 сжатий. Общее число вдохов 12-16 в минуту, сжатий грудной клетки – 60-70 в минуту. Вдувание воздуха должно занимать 1-2 секунды. Продавливание грудной клетки должно быть на 4-5 см, у детей 2-3 см и производится основанием ладони одной руки. Массаж продолжают до полного восстановления сердечной деятельности.




Признаки эффективной реанимации:

- появление пульсации на сонной артерии;

- кожные покровы обретают розовый цвет;

- появление самостоятельного дыхания.

Общие принципы оказания первой медицинской помощи при ДТП.

- при отсутствии дыхания приступить к искусственному дыханию;

- при отсутствии пульса – вместе с искусственным дыханием делать непрямой массаж сердца;

- обработать раны, наложить повязку. При переломах – наложить шины.

Автомобильная аптечка.

В новый состав автомобильных аптечек добавлены перевязочные средства, так как входящих ранее 3-х бинтов не хватало для оказания помощи даже одному пострадавшему. Исключение лекарственных препаратов обусловлено тем, что в жару температура может достигать 40-50 градусов по Цельсию. Это очень грубое нарушение. При высокой температуре препараты могут менять свои свойства и быть опасными для жизни. Да и такие препараты, как анальгин и активированный уголь не имеют никакого отношения к спасению жизни человека.

Поводом для этой статьи, стал разговор с руководителем автопредприятия. Почему то считается, что с аварийностью ничего нельзя сделать.

Во-первых, собрали всю информацию имеющую отношение к водителям предприятия: количество водителей, возраст, стаж, стаж в предприятии, все нарушения ПДД за последние три года.



По результатам анализа ДТП, руководство фирмы запретило остановки на обочине (все ночевки, обеды, отдых на специализированных площадках) и ночную эксплуатацию автомобилей (бывают редкие, исключения- например, Москва).

К сожалению, мы не можем в короткой статье подробно описать всю работу, которую провело руководство транспортной компании совместно с нами. Да мы и не ставили перед собой такой задачи. Мы хотели обратить Ваше внимание на то, что аварийность можно снизить. Посмотрите на диаграмму внизу, это результаты выполненной работы.



Нас часто спрашивают, сколько денег потратила транспортная компания на внедрение программы по снижению аварийности. Я могу ответить только за стоимость наших услуг. Наши услуги обходились транспортной компании в среднем около 300 т.р. в год. Экономия от внедрённой программы составила в разные годы от 10 до 25 млн. руб. в год.

Причинами возникновения дорожно-транспортных происшествий могут быть следующие причины:

  • умышленные нарушения Правил дорожного движения (ПДД),
  • неосторожные действия участников движения,
  • выход транспортного средства из повиновения водителя,
  • техническая неисправность транспортного средства и другие.

Анализ дорожно-транспортных происшествий показал, что наиболее часто ДТП возникают в летне-осенний период (июня – октябрь), когда на дорогах резко увеличивается интенсивность движения личных автомобилей. Доля дорожно-транспортных происшествий за эти пять месяцев составляет примерно 55-60 % годовых. По дням недели ДТП распределяются также неравномерно. По статистике, наибольшее их число попадает на пятницу и субботу, когда по окончании трудовой недели люди устремляются за город. В течение суток наиболее опасны вечерние часы, приблизительно с 17 до 21ч. В течение этих четырех часов совершается 30-35% от общего числа ДТП за сутки. В это время возрастает интенсивность транспортных и пешеходных потоков, а освещенность дорог ухудшается, что осложняет работу водителя.

Существуют следующие виды контроля безопасности дорожного движения:

  • государственный,
  • ведомственный,
  • общественный.

Борьбу с аварийностью на автомобильном транспорте в России возглавляет и координирует ГИБДД Министерства внутренних дел РФ. ГИБДД разрабатывает правила, нормативы и стандарты по безопасности дорожного движения (или участвует в создании таких документов) и контролирует соблюдение всеми предприятиями, организациями, учреждениями и отдельными гражданами этих правил, нормативов и стандартов.

Главная задача ГИБДД заключается в совершенствовании организации дорожного движения, чтобы обеспечить его безопасность и повысить эффективность использования транспортных средств. Для этого ГИБДД постоянно проверяет техническое состояние транспортных средств и улично-дорожной сети, ежегодно проводит государственные технические осмотры (ТО) автомобилей, мотоциклов и прицепов, контролирует выполнение мероприятий по охране окружающей среды от вредного влияния транспортных средств и выполняет ряд других работ. Госавтоинспекция работает в тесном взаимодействии с дорожными, транспортными, коммунальными, научно-техническими организациями, а также высшими и средними техническими учебными заведениями.

Большую помощь Госавтоинспекции оказывают службы организации дорожного движения в дорожно-эксплуатационных предприятиях и службы безопасности движения автотранспортных предприятий. Службы организации дорожного движения изучают статистические материалы по аварийности, систематически обследуют дороги, выявляя места повышенной опасности, разрабатывают мероприятия по ликвидации опасности, способствуют внедрению современных технических средств управления движением, улучшают дорожную информацию водителей, а также организуют тех. помощь поврежденным автомобилям и их эвакуацию.

Работники службы безопасности автотранспортных предприятий заняты повышением квалификации и дисциплины водителей. Они обследуют условия работы на автомобильных маршрутах, разрабатывают предложения по их улучшению, проводят служебное расследование ДТП.

Большую роль в борьбе с авариями на автомобильном транспорте играет общественность. Всесоюзное добровольное общество автомотолюбителей (ВДОАМ) проводит широкую разъяснительную работу среди своих членов по предупреждению ДТП. Добровольные народные дружины способствуют повышению дисциплины дорожного движения.

Анализ дорожно-транспортных происшествий

Дорожно-транспортное происшествие протекает очень быстро, иногда в течение нескольких секунд. Развивается оно следующим образом. Вначале в процессе нормального движения возникает опасная дорожная обстановка, при которой какое-нибудь препятствие оказывается на полосе движения транспортного средства. Такое препятствие может быть как неподвижным (выбоина на дорожном покрытии, скользкий участок дороги), так и движущимся (другое транспортное средство, пешеход, животное).

В опасной дорожной обстановке участники движения обязаны принять все меры для ее ликвидации. Если эти меры не приняты или приняты с запозданием, возникает аварийная дорожная обстановка, в которой предотвратить ДТП, технически невозможно. В такой обстановке водитель не может избежать ДТП, даже используя все технические средства, имеющиеся в его распоряжении.

Так, например, пешеход, внезапно сошедший с тротуара и пересекающий улицу перед движущимся автомобилем, создаст опасную дорожную обстановку. Водитель, заметив пешехода, может своевременно затормозить или повернуть рулевое колесо и предотвратить наезд. Если он этого не сделает или сделает слишком поздно, автомобиль приблизится к пешеходу, опасная дорожная обстановка перерастет в аварийную ситуацию и наезд станет неизбежным.

Все дорожно-транспортные происшествия подлежат тщательному изучению и внимательному разбору, чтобы установить причины и выявить виновных. К основным причинам ДТП относятся:

  • недисциплинированность пешеходов, часто пренебрегающих собственной безопасностью и движущихся, не обращая внимания на транспортные средства;
  • недостаточная квалификация водителей, их невнимательность, самонадеянность или внезапное ухудшение здоровья;
  • неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств (в особенности механизмов и узлов, от которых зависит безопасность);
  • плохие дорожные условия;
  • неудовлетворительная организация движения;
  • неправильное размещение груза в автомобиле, плохое его закрепление.

Причины ДТП, связанные непосредственно с водителем:

  • низкая квалификация,
  • переутомление,
  • сон за рулём.

Дорожно-транспортные происшествия с тяжелыми последствиями:

  • смертельный исход,
  • тяжелые телесные повреждения,
  • большой материальный ущерб,

кроме того, исследуют работники органов юстиции: следователи, прокуроры, судьи. Для объективного изучения обстоятельств ДТП, установления его причин и действий участников проводят судебную автотехническую экспертизу. Экспертами являются квалифицированные специалисты в области дорожного движения, конструкции и теории автомобиля, психофизиологии водителя и других научных дисциплин.

Факторы, влияющие на безопасность движения машин, и причины возникновения дорожно-транспортных происшествий

Читайте также: