Аварийный комиссар что делает при дтп

Обновлено: 05.07.2024

И помощь аварийного комиссара в такой ситуации, казалось бы, как нельзя кстати. Но вот полностью доверять такому специалисту не стоит, ведь их правовой статус несколько размыт.

Статус аварийного комиссара в 2021 году. Аварийный комиссар участвует в оформлении ДТП, и его задачей является содействие водителю в совершении формальных процедур. При необходимости такой специалист поможет организовать и эвакуацию поврежденного автомобиля с места аварии.

Аварийный комиссар может представлять страховую компанию или быть представителем независимой организации. В перовом случае услуги специалиста будут бесплатными, и основная цель такой работы - правильное оформление ДТП для последующего назначения страховых выплат. Но если комиссар представляет стороннюю организацию, то услуги оказываются по двум схемам:

  • Только документальное сопровождение при оформлении ДТП;
  • Сопровождение пострадавшего на всех этапах, вплоть до получения компенсации.

В случае работы по второй схеме комиссар, как правило, рассчитывает на процент от положенной компенсации.

Разница в оформлении дорожной аварии. Не каждый водитель в случае произошедшего ДТП готов спокойно и правильно действовать, не совершая ошибок. Обычная последовательность действий в таком случае выглядит в виде алгоритма:

  • Включение аварийной сигнализации и выставление знака аварийной остановки;
  • Оказание первой помощи пострадавшим (при необходимости);
  • Опрос очевидцев аварии;
  • Вызов представителя ГИБДД.

Сотрудник дорожной полиции помогает оформить дорожную аварию, составляет ее схему с проведением замеров. После проведения опроса участников устанавливается полная картина происшедшего с определением виновника ДТП.

Оценка рисков в работе аварийного комиссара. Основным риском при оформлении ДТП в присутствии аварийного комиссара является риск возможной регрессии в отношении виновника аварии. Ведь по ее происшествии участники ДТП должны известить страховую компанию о случившемся в течение 5 дней. Также в течение 15 дней нельзя приступать к ремонту поврежденного автомобиля.

После оформления дорожной аварии ее участники ошибочно полагаются на добросовестность специалиста и рассчитывают, что страховая компания получит такое извещение от него. Но если это не произошло, потерпевшая сторона получает свою компенсацию, а за нарушение своих обязанностей при наступлении страхового случая, виновнику предлагается вернуть деньги, которые были выплачены потерпевшему.

Вторым риском является максимальная сумма выплаты по европротоколу . Если ущерб окажется более, чем 100 тысяч рублей, то расходы на ремонт сверх указанной суммы лягут на потерпевшего.

С опаской следует отнестись и к составлению договора цессии, когда аварийный комиссар предлагает свои услуги. По сути, потерпевшему будет предложена некая компенсация, которая может быть существенно отличаться от итоговой суммы. Возможно, потерпевшая сторона получит значительно меньше по сравнению с тем возмещением, которое выплатит страховая компания в итоге.

В качестве заключения. При заключении договора ОСАГО лучше поинтересоваться у страховщика о таких юридических тонкостях. А при оформлении дорожной аварии во всех спорных случаях лучше пригласить представителя ГИБДД.

WhatsApp

Первое, что необходимо знать об оформлении ДТП с аварийными комиссарами и прочими называющими себя помощниками при авариях – никогда не стоит им доверять на 100 процентов. Никакого официального правового статуса такие лица не имеют, они не уполномочены заменять ни сотрудников ГИБДД, ни страховые компании – точнее исполнять обязанности участника ДТП по части обязательств по закону об ОСАГО.

Кто такие аварийные комиссары и каков их статус на 2022 год?

Аварийный комиссар – это человек, который участвует в оформлении документов при ДТП. Его функции изначально заключаются в том, чтобы упростить водителю-участнику дорожного инцидента формальные процедуры, а также оказать услуги по содействию в эвакуации повреждённого автомобиля и ряд других вещей.

Такие помощники – либо представители страховой компании, либо работают от независимых организаций. В первом случае их услуги могут быть бесплатными, но не всегда, во втором – всегда платные.

При этом, сама схема работы может быть двух видов:

  • помощь аварийных комиссаров только при оформлении ДТП – документов,
  • содействие потерпевшим на всех этапах возмещения ущерба – вплоть до выплаты или ремонта.

Во втором пункте возможно оплата их услуг в виде фиксированной стоимости или в форме процента от суммы возмещения по ОСАГО.

Нередко страховые компании ещё на этапе оформления полиса ОСАГО обязывают водителя при ДТП сообщать сразу же о страховом случае по номеру телефона и вызывать, таким образом, аварийного комиссара – представителя страховщика. Это незаконно, и такой обязанности у водителя нет.

Какая разница в порядке оформления ДТП?

Она совсем несущественна. Аварийный комиссар – это по сути просто помощник в оформлении необходимых для получения выплаты документов. Если водитель не знает, как это сделать правильно – а большинство водителей, к сожалению, не знают – то его помощь может оказаться полезной. Иначе – нет.

Поэтапно, работа аварийного комиссара и отличия от работы с сотрудниками ГИБДД или оформлением европротокола водителями самостоятельно заключается в следующем.

Помощь аварийного комиссара (А/К) при оформлении ДТП сотрудниками ГИБДД
Без А/К С помощью А/К
Происходит авария, участники выставляют знак аварийной остановки, включают аварийку и вызывают ГИБДД. Происходит авария, участники выставляют знак аварийной остановки, включают аварийку и вызывают ГИБДД.
Приезжают сотрудники ГИБДД, производят замеры, оформляют документы, берут объяснительные с участников. Чаще всего первее сотрудников полиции приезжает аварийный комиссар, предлагая свою помощь; либо он приезжает по вызову самого участника ДТП. Он объясняет водителю, что писать в объяснительной, участвует в оформлении документов как представитель участника, которому помогает.
По истечении определённого времени водителю выдают все документы из ГИБДД, он обращается в страховую и получает возмещение. Аварийный комиссар может предложить либо помощь в получении страхового возмещения за оплату ему комиссии за это, либо вовсе заключить с ним договор цессии – вы получаете выплату непосредственно от организации, которую представляет комиссар, организация же вместо вас получает возмещение от страховой. Но это если речь идёт о независимых комиссарах.

Помощь аварийного комиссара (А/К) при оформлении ДТП с помощью европротокола

Какие риски оформления аварии с аварийным комиссаром?

Есть целый ряд таких рисков, которые своей весомостью напрочь убивают необходимость в их помощи.

Регресс виновнику от страховой

Итак, самый главный риск для водителя-виновника заключается в возможности регресса – требовании выплатить сумму, которую страховая сама заплатила за ущерб потерпевшему.

Дело здесь в том, что Федеральный закон "Об ОСАГО" предусматривает обязанность участника-виновника известить свою страховую в течение 5 дней о наступлении страхового случая, если авария оформлялась с помощью европротокола, а также не приступать к ремонту машины в течение 15 дней.

Схема в этом случае выглядит так:

  1. аварийный комиссар оформляет ДТП без участия сотрудников ГИБДД,
  2. участники аварии (по крайней мере, виновник) полагают, что комиссар таким образом полностью заменяет сотрудников, или, что ещё хуже – что комиссар и есть сотрудник ГИБДД,
  3. все спокойно разъезжаются,
  4. по прошествии определённого времени (как правило, нескольких месяцев) виновник получает досудебное требование о возмещении в порядке регресса выплаченной суммы потерпевшему на основании подпункта "ж" пункта 1 статьи 14 ФЗ "Об ОСАГО"; а при неудовлетворении этого требования в добровольном порядке – иск в суд с дополнительными расходами на компенсацию услуг юриста страховой и госпошлины.

Да, ключ здесь кроется в том, что виновник, опять же, не знает законов. Почему же аварийный комиссар, роль которого как раз и заключается в юридической помощи, не предупреждает об этом?! Всё просто – это представитель страховой компании или аффилированное лицо, которое заинтересовано в получении выгоды страховщиком – регресса к виновнику.

Как избежать?

  • Очевидно, отказаться от помощи аварийного комиссара.
  • Знать свои обязанности – в частности о праве регресса от страховой, если отремонтировать автомобиль ранее чем по прошествии 15 дней после ДТП или не представить его к осмотру по требованию страховой (а регресс за неуведомление страховщика в течение 5 дней об аварии не так давно отменили).
  • Понимать, что сотрудники ГИБДД всегда оформляют ДТП в служебной форме, и, если человек не в форме, то он не уполномочен заменить первых.

Лимит выплаты потерпевшему в 100 тысяч рублей

Схема риска здесь похожа на предыдущую – ДТП оформляется с аварийным комиссаром, но водители не понимают, что это оформлении по европротоколу и не более.

В результате, если повреждения у автомобилей хотя бы немного серьёзные, то потерпевший получит не более 100 000 рублей возмещения – это действующий на 2022 год лимит выплаты по европротоколу, за исключением некоторых ситуаций.

Риск в случае договора цессии

Помимо того, что мы выяснили, что аварийный комиссар не имеет никаких официальных полномочий, а его документы не имеют никакой юридической силы, есть также риск в случае так называемого сопровождения после ДТП. Заключается он в договоре цессии – вы в этом случае просто получаете существенно меньшее возмещение, чем могли бы получить от страховой компании напрямую.

Цессия – это переуступка права требования. То есть аварийный комиссар после оформления ДТП и оценки ущерба предлагает вам деньги в качестве возмещения от ДТП, а вы ему передаёте право требования к страховой – он вместо вас получит возмещение от последней.

При этом, вам могут предложить:

  • возмещение оговорённой меньшей суммы возмещения на основании того, что якобы страховая всё равно вам не доплатит, а уменьшение идёт за счёт комиссии за отсутствие "трудностей" и волокиты при получении возмещения самостоятельно,
  • сумма возмещения может быть и выше выплаты от страховой – это, конечно же, сказки, в этом случае аварийный комиссар или другие представители организации сами занижают сумму ущерба.

В редких случаях под видом документов при оформлении ДТП могут подсунуть договор цессии, по результату которого вы вообще ничего не получите ни от аварийного комиссара (потому что документ был подан под "соусом" формального для оформления аварии), ни от страховой, потому что передали право требования безвозмездно.

Но риск отсутствует, если речь идёт не о переуступке права требования, а просто сопровождении получения возмещения аварийным комиссаром за определённый процент от выплаты либо за фиксированную сумму его услуг.

img

Юрист по автомобильному законодательству России. Больше 9 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей по юридическим вопросам. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Нацелен на победу даже в самых сложных делах. Много выигранных дел и довольных клиентов. Работаю только в рамках правового поля.

В этой статье мы расскажем об аварийных комиссарах. Ведь даже сейчас не каждый водитель знает кто это, что он выполняет, не говоря уже о его правовом статусе. Все привыкли, что как только произошла аварийная ситуация на дороге, нужно сразу звонить сотрудникам ДПС. А аварийные комиссары иногда тоже очень помогают, особенно неопытным автомобилистам новичкам.

Необходим ли аварийный комиссар при ДТП?


Под аварийным комиссаром (аваркомом) подразумевается квалифицированный специалист, который готов помочь во всевозможных вопросах, касающихся произошедшей аварии, ее участникам. Важно понимать, что он не наделен никакими правами и полномочиями и он не является очевидцем.

Аварийные комиссары бывают разные:

  1. Независимый – юр. лицо, предлагающее свои услуги отдельно от страхового учреждения. Из всех трех видов комиссаров, он считается самым выгодным. Ведь его цель – оказать помощь в оформлении аварии и все. Конечно стоимость его услуг на порядок больше, чем у остальных, но так вы можете не переживать, что он оценивает ситуацию предвзято и необъективно.
  2. Работающий в страховом учреждении – это физическое лицо, числящееся в штате сотрудников страхового учреждения. Страховщику только на руку иметь таких работников. Стоимость его услуг уже обычно включена в ценник страховки КАСКО. Пакет предоставляемых услуг будет зависеть от стоимости полиса, чем дороже он, тем больше предлагается аварийным комиссаром. Законодательством запрещено такую услугу включать в полис страхования ОСАГО, так это уже будет считаться переманиванием клиентов.
  3. Работающий со страховым учреждением – это юр. лицо, которое кроме осуществления независимой деятельности еще предлагает свои услуги еще и страховым учреждениям. На практике уже не раз встречались ситуации, когда такие комиссары намеренно совершали ошибки в оформлении аварий для уменьшения размера страхового возмещения.

Нигде не указано, что аварком – это обязательное лицо, без которого невозможно оформить инцидент на дороге. Тем более, если по итогам аварии никто не получил увечий, все знают правила заполнения документации и между виновником и потерпевшим нет никаких разногласий, то без его помощи вполне можно обойтись.

Справка! Обязательно привлекается аварком только в одном случае – при наличии у одного из участников аварии действующей страховки КАСКО, в которой прописано, что необходимо его присутствие при наступлении ДТП. А в противном случае в предоставлении страхового платежа будет отказано.

В чем заключаются обязанности аварийного комиссара?

  1. Осмотреть тщательно территорию, где произошла авария и ТС.
  2. Вызвать неотложку.
  3. Оказать доврачебную и технической помощь.
  4. Предоставить психологическую поддержку автовладельцам.
  5. Посодействовать работникам ГАИ ГИБДД при совершении ими служебных мероприятий.
  6. Объективно зафиксировать происшествие, увечья ТС, фрагменты видео или фото съемки.
  7. Сделать снимки документации участников аварии.
  8. Расспросить обо всем очевидцев и свидетелей ДТП и записать их контакты для связи в дальнейшем.
  9. Предварительно оценить масштаб ущерба.
  10. Помочь в заполнении и оформлении необходимых бумаг участникам ДТП.
  11. Вызвать службу эвакуаторов.
  12. Дать консультацию автовладельцам по поводу обращения в страховые учреждения за компенсацией.
  13. Составить аварийный сертификат.

Чем отличается порядок оформления аварии?

Наличие или отсутствие аваркома на месте ДТП на саму процедуру оформления влияет не особо. Его помощь необходима тем, кто вообще не знает, что предпринимать после столкновения с другим ТС.

В таблице приведем наглядно процедуру оформления инцидента с аваркомом и без, если присутствуют сотрудники ГИБДД:

Воспользовавшись помощью аваркома Без помощи аваркома
Свершается ДТП, участник устанавливает на дороге специальный знак, активирует аварийку и приглашает приехать работников ГАИ. Свершается ДТП, участник устанавливает на дороге специальный знак, активирует аварийку и приглашает приехать работников ГАИ.
Перед приездом работника ГАИ прибывает аварийный комиссар и предлагает воспользоваться его помощью. Или его вызывает автовладелец самостоятельно. Он рассказывает, что нужно написать в объяснительной, принимает участие в оформлении бумаг в качестве представителя человека, которому оказывает помощь. Прибывает сотрудник ГАИ ГИБДД, осуществляет замеры, оформляет документацию, берет объяснительные записки у двух сторон.
АК предлагает на выбор помощь в получении страховой компенсации и берет за это комиссионные или заключение договора цессии – вам осуществляет выплату страховое учреждение, в котором работает комиссар, а этому страховщику производит платеж ваша страховая компания. По прошествии определенного промежутка времени автовладельцу предоставляются документация из ГИБДД. А с ней он уже идет в отделение страхового учреждения за получением материальной компенсации.

Теперь приведем отличия, в случае с европротоколом:

Воспользовавшись помощью аваркома Без помощи аваркома
Случается авария, участник устанавливает на дороге специальный знак, активирует аварийку и приглашает приехать аваркома. Не раз уже случалось, что сами работники ГАИ присылали аварийных комиссаров вместо себя, но это незаконно. Случается авария, участник устанавливает на дороге специальный знак, активирует аварийку и решает не приглашать ГАИ ГИБДД, а все оформить по европротоколу.
Аварийный комиссар предоставляет формуляр извещения и рассказывает, как его заполнить. Стороны ДТП оформляют извещение, ставят подписи и расходятся.
Все точно, так же, как если бы и не было аваркома или он помогает в общении со страховым учреждением для получения материальной компенсации и просит за это комиссионные. Потерпевшая сторона получает материальную компенсацию от страхового учреждения. Виновная сторона должна предоставить свое извещение страховщику максимум на 5 сутки после свершения ДТП.

Преимущества от привлечения аваркома при ДТП

Привлекать или нет аварийного комиссара, решает сам автовладелец. Сделав выбор в положительную сторону, он получит следующие преимущества:

  1. Если работники ГАИ ГИБДД могут ехать на место ДТП несколько часов, то аварком прибудет в кратчайшее время и предпримет все нужные мероприятия.
  2. Некоторые автовладельцы при ДТП впадают в панику или просто из-за стресса и нервов теряются и забывают, как себя вести и что предпринимать. Комиссар как раз в этом случае очень поможет и успокоит во всех смыслах этого слова.
  3. Пока будут ехать на место аварии работники ГАИ ГИБДД, он не только осмотрит место свершения инцидента, но еще все по фотографирует, снимет на видео, а также проведет опрос обеих сторон ДТП и очевидцев и нарисует графическую схему аварии.
  4. Он подробно распишет в бумагах о всех повреждениях, даже самых мельчайших. Это все важно при обращении в страховое учреждение за выплатой компенсации. А сотрудники ГАИ ГИБДД записывают все кратко и зачастую многое упускают.
  5. Он будет разговаривать с работниками службы ГИБДД от имени клиента и представлять его интересы.
  6. При необходимости он может выступить и в судебном органе.
  7. Если авария окажется подставной, то он сможет дать отпор мошенникам.

Какие риски оформления ДТП с аварийным комиссаром?

Есть несколько рисков, узнав о которых прибегать к помощи аваркомов не захочется.

Выплата регресса виновником страховому учреждению

Самый неприятный и весомый риск для автовладельца, чьи действия стали причиной аварии на дороге, заключается в регрессе – требование предоставить сумму, которую страховое учреждение само выплатило для возмещения компенсации потерпевшему.

Схема в подобной ситуации следующая:

  1. Аварком оформляет аварию не привлекая службу ГАИ ГИБДД.
  2. Виновная сторона аварии полагает, что так аварком полностью заменил правоохранительные органы или что он тоже работает в ГАИ.
  3. Стороны аварии и аварком разъезжаются.
  4. Через один – два месяца виновнику приходит досудебное требование, в котором указано, что он должен погасить регресс, то есть оплаченную страховщиком сумму потерпевшей стороне. А если он этого не сделает, то будет подан иск в судебный орган и ему придется понести дополнительные затраты на юридические услуги и госпошлину.

Такая ситуация возможна только если виновник ДТП не знает законов, а аварком, оказывающий помощь просто по какой-то причине не посчитал нужным напомнить человеку о таком важном моменте. Такое встречается чаще всего при сотрудничестве с аваркомами, работающими на страховщиков.

Как предотвратить?
  1. Не принимать помощь аваркома.
  2. Изучить свои обязанности – особенно, что касается регресса от страхового учреждения в случае, если починить транспортное средство до истечение 15 суток с момента ДТП или не передать его страховщику по требованию.
  3. Уяснить, что работник ГИБДД на работе всегда обязан быть в служебной форме. Челочек в гражданской одежде должен насторожить.

Ограничение выплаты потерпевшему

Эта схема риска аналогична той, что описана в предыдущем пункте – аварию оформляет аварком, но автовладельцы не догадываются, что это просто оформление инцидента всего лишь по европротоколу. Так, если ТС испорчены очень серьезно, то потерпевшему страховое учреждение покроет только 100 тыс. руб. На данный момент сейчас именно такое наибольшее ограничение платежа по европротоколу. Но в очень редких случаях допускаются исключения.

Договор цессии

Под цессией подразумевается передача права требования. Если простыми словами, то аварком после завершения оформления аварии и оценки повреждений, предлагает автовладельцу деньги в качестве денежного возмещения, а тот ему передает право требования к страховому учреждению, то есть он вместо страхователя получит страховой платеж от страховщика.

В чем же здесь могут быть риски:

  1. Аварком предлагает выплатить заниженную сумму, ссылаясь на то, что страховое учреждение все равно не заплатит в полном объеме деньги, а становиться меньше возмещение в этом случае из-за вычета комиссионных и т.д.
  2. Сумма материальной компенсации может быть оглашена и больше страхового платежа. Но на самом деле такое невозможно. Вероятнее всего просто аваркомом или иным представителем компании занижена сумма ущерба.

На практике даже известны случаи, когда аваркомы подсовывали для подписи под видом другой документации договор цесси, по которому автовладельцу вообще ничего не положено ни от аваркома, ни от страхового учреждения, из-за переданного безвозмездного права требования.

Если комиссар предлагает только помощь в получении страхового платежа за определенную компенсацию или фиксированный ценник, то никакой риск в этом не присутствует.

Как оформляется ДТП с аварийным комиссаром по шагам


Аварком приезжает на место аварии после вызова не более чем через 20 минут. На все про все с его ожиданием и дальнейшим оформлением обычно уходит до 40 минут.

Особенности оформления аварии

В среднем, аварийный комиссар появляется на месте происшествия где-то за 10-20 минут. Но это время иногда увеличивается, из-за занятости дорог пробками или работы самого специалиста.

Но не стоит полностью полагаться во всем на аварийного комиссара хоть он и высококвалифицированный специалист. Конечно, ходить и дышать ему в спину не нужно, но на расстоянии понаблюдать за тем, что он делает не помешает. Если вы остались чем – то недовольны, то обязательно укажите ему на это. Но если он трудоустроен в страховом учреждении, то вряд ли он прислушается к вашим советам. Если вы пригласили независимого аварийного комиссара по собственной инициативе, то требуйте обязательного завершения всех мероприятий.

Важно не забывать, что он не заменяет службу ГАИ ГИБДД. Оформление бумаг без нее возможно осуществить только в одном случае – в случае оформления инцидента по проротоколу.

Комиссар оформил ДТП, что делать дальше?

После завершения вех оформляющих мероприятий аварийного инцидента, его участникам предоставляется справка об аварии, постановление и протокол. Аварком еще должен приложить к этому страховой сертификат. После этого автовладец, машина которого сильно пострадала должен максимум на 15 сутки прибыть в страховое учреждение с:

  1. Заявлением.
  2. Справкой об аварии.
  3. Протоколом.
  4. Гражданским паспортом.
  5. Паспортом и свидетельством регистрации на машину.
  6. Правами.
  7. Страховым сертификатом.

Если оформлением ДТП занимался АК, представляющий страховое учреждение, то дополнительный осмотр ТС проводить нет необходимости. А если независимым специалистом, то страховщик назначит точную дату и время, когда будет проводиться повторная оценка. Если машина на ходу, то доставить ее на установленное место придется самому. В случае, когда ТС получило серьезные повреждения, оценщик прибудет туда, где стоит авто.

Кто оплачивает аварийного комиссара при ДТП

Как мы уже писали в предыдущих пунктах, привлекать аварийного комиссара нужно, если у одного из автовладельцев в полисе страхования КАСКО такая мера прописана или человек просто нуждается в его помощи. Таким образом и получается, что платит за его услуги, тот, кто его привлекает к процессу. Теоретически конечно можно заплатить на пополам, но не каждый на это согласится.

Не так давно всем водителям в случае ДТП приходилось вызывать наряд ГИБДД. Но теперь существует достойная альтернатива, позволяющая значительно упростить решение всех вопросов без привлечения представителей правоохранительных органов. Появился так называемый аварийный комиссар, заменяющий собой наряд ГИБДД. Такое нововведение пошло на пользу не только самим водителям, но и автоинспекции. Теперь не нужно отправлять машины, если ДТП не серьёзное. Это экономит ресурсы ведомства, позволяет распределять сотрудников, отправляя их на действительно важные вызовы, где нужна помощь.

Оформление ДТП аварийным комиссаром без ГИБДД

Согласитесь, что при попадании в аварию водитель испытывает серьёзный стресс, даже если он сам не особо пострадал. Из-за стресса тяжело ориентироваться и принимать адекватные решения. То же объяснение написать в подобном состоянии сложно. Любая ошибка может привести к тому, что его сделают виновным, а страховая компания не выдаст заслуженную компенсацию. Чтобы избежать подобных проблем, нужна помощь специалиста. Он поможет разобраться в сложившейся ситуации, даст советы по правильному оформлению ДТП и не позволит совершить ошибки.

Кто это

Не все до конца понимают, для чего вообще нужен этот аварийный комиссар. Аварком является квалифицированным специалистом, которые помогает участнику ДТП в решении всех актуальных вопросов в сложившейся сложной ситуации. Чтобы разобраться в том, зачем нужны аварийные комиссары, следует посмотреть на их обязанности. Аваркомы должны:

  • осмотреть место, где произошло ДТП;
  • вызвать скорую помощь при необходимости;
  • оказать первую помощь, если она нужна;
  • помочь в техническом плане водителю;
  • психологически поддержать водителя;
  • содействовать сотрудникам ГИБДД, если они прибыли на место аварии;
  • объективно зафиксировать происшествие;
  • сделать фото и видеофиксацию;
  • сфотографировать документы всех участников аварии;
  • опросить свидетелей и записать их контактные данные;
  • предварительно дать оценку размеру ущерба;
  • помочь с оформлением документов об аварии;
  • вызвать эвакуатор;
  • проконсультировать участников происшествия касательно обращения к страховщику;
  • составить аварийный сертификат.

Аварком выполняет не только свои прямые обязанности, но также осуществляет ту работу и процедуры, которые ложатся на плечи водителей, участников ДТП, когда авария оформляется без участия представителей автоинспекции. Это достаточно новое веяние в отечественной правовой системе. Закон совершенно не мешает работе комиссаров, которые помогают пострадавшим и виновным в авариях. Следует учесть, что водитель обязан выполнить ряд действий в случае ДТП. Если он этого не делает, на него дополнительно могут оформить штрафы. Потому здесь помощь специалиста точно не помешает. Особенно, когда после происшествия человек вряд ли находится в полностью адекватном состоянии.

Оформление ДТП

Именно аварком может дать предварительную оценку ущерба. Тот же инспектор ГИБДД уполномочен только зафиксировать в протоколе полученные машинами повреждения, внести информацию в справку о ДТП. Но какие-либо суммы он туда не вписывает. Существование аваркомов стало возможным за счёт востребованности таких услуг у страховых компаний. Это во многом раскрывает и не самые лучшие стороны, характеризующие работу аварийных комиссаров. Понимая, как работают при ДТП аварийные комиссары, следует детальнее разобраться в том, кто может выполнять такие функции.

Уполномоченные аваркомы

Аварком не выбирается из числа свидетелей или водителей, которых остановили участники ДТП. Это специалист, который проходит специальное обучение. Хотя по факту любой желающий может пойти на такие курсы, получить сертификат и устроиться на работу комиссаром. Чтобы человек считался уполномоченным аваркомом, ему необходимо:

  • получить знания в области юридических и страховых дел;
  • обрести навыки по оказанию качественной психологической помощи;
  • научиться оказывать первую медицинскую помощь;
  • безупречно знать ПДД и все актуальные изменения.

Задача не из простых, потому далеко не все готовы браться за получение соответствующих сертификатов. Комиссары, принимающие участие в оформлении аварии, обычно представляют:

Если комиссар работает при страховой компании, где водитель оформлял страховку, то функциональность такого специалиста будет несколько ограничена. Он обязан оценить повреждения, определить характер и особенности страхового случая. Чтобы вызвать его, следует позвонить в свою страховую. Обращаться в частные фирмы дороже, но более эффективно. Такие аваркомы выполняют весь комплекс работ. Они больше заинтересованы в помощи водителю.

Не стоит забывать о единой службе аварийных комиссаров. Это организация, имеющая представительства во многих городах и регионах страны. Некоторые довольны их работой, другие настоятельно не рекомендуют связываться. Выбор за вами.

Преимущества услуг

Главная проблема при попадании даже в незначительные аварии в том, что водитель оказывается в замешательстве, наступает ступор, либо начинаются сильный стресс и паника. Далеко не все знают все тонкости и нюансы оформления аварий. Особенно сложно приходится тем, кто становится участником ДТП впервые. Кто-то может отлично знать теорию. Но без её применения на практике решить спорные и сложные вопросы без квалифицированной помощи оказывается крайне сложно. Вот тут и приходит на помощь аварком. Этот специалист позаботится о здоровье водителя, успокоит его, расскажет всю последовательность правильных действий. Не стоит забывать, сколько мошенников сейчас промышляет на обычных дорогах, пытаясь заставить невиновного водителя выплатить солидную компенсацию за якобы причинённый ущерб. А вот когда речь заходит о вызове комиссара, все начинают быстро менять тон и уговаривают всё решить самостоятельно. Можно выделить несколько главных преимуществ обращения к таким специалистам:

  • полноценная фиксация всех обстоятельств аварии;
  • составление объективной картины происшествия;
  • минимум стресса для водителя;
  • защита от необдуманных поступков со стороны водителя;
  • организация комплексной помощи;
  • поэтапное прохождение всех этапов оформления;
  • защита интересов водителя;
  • предотвращение попыток обмана;
  • помощь в суде, если до него дойдёт;
  • возможность получить полноценную выплату от страховой (если это независимый аварком);
  • защита от недобросовестных сотрудников автоинспекции;
  • сведение к минимуму действий стороны, которую аварком защищает.

За и против аварийного комиссара

Важно понимать, что аварийные комиссары являются третьими лицами, а потому их водитель имеет право вызывать при любых обстоятельствах. Даже если ДТП подразумевает обязательный вызов представителей ГИБДД, комиссар также может приехать на место происшествия, если этого захочет водитель. Комиссары не являются полноценной заменой сотрудников автоинспекции. Если закон предусматривает необходимость из вызова на место аварии, это нужно обязательно сделать. Тогда аварийные комиссары будут на стороне водителя, защищая его от возможных угроз, ошибок и просто неадекватных действий со стороны ГИБДД. Если же обстоятельства позволяют обойтись без них, тогда аваркома окажется более чем достаточно для решения всех вопросов.

Оплата услуг

Следует понимать, что просто так аварком выезжать на место аварии не станет. Это платная услуга. Вопрос только в том, кто будет оплачивать услуги аварийных комиссаров. Покрывать стоимость услуг приезжающего аварийного комиссара будет заказчик. Им выступает сам водитель, либо же страховая компания, которую аварком представляет. Для автомобилистов предлагаются услуга разового вызова, а также годовые пакеты услуг, которые позволяют рассчитывать на постоянное обслуживание со стороны специалистов. Размер выплат зависит от конкретных расценок каждой компании. Кто-то платит меньше за вызов, другим это обходится дороже. Неправильно считать, что тот, кто вызвал аварийного комиссара, обязан оплачивать его услуги.

При наличии страхового полиса КАСКО водителю следует внимательно изучить все пункты договора. Некоторые страховщики сразу включают услуги специалиста в стоимость всего полиса. Другие предусматривают отдельную оплату. Есть такие страховые фирмы, которые требуют обязательного вызова комиссара при ДТП. Иначе получить компенсацию будет практически невозможно. Другие же в каждом конкретном случае решают, нужен ли комиссар в этой ситуации, либо нет. Если у вас КАСКО, то лучшим решением будет позвонить своему страховому агенту и уточнить все детали. Для ОСАГО бесплатные услуги аваркомов доступны при оформлении расширенного полиса. Если страховка стандартная, платить придётся отдельно.

Оплата услуг комиссаров

Когда водитель сотрудничает с аваркомом независимой фирмы, которая не является его страховой компанией, тогда расходы заказчик полностью берёт на себя. Такой вариант кажется не самым оптимальным, хотя в действительности эффективность работы независимых экспертов намного выше. Они полностью защищают и представляют интересы клиента. А представители страховых компаний больше заинтересованы в том, чтобы снизить размер компенсации. Хотя это не отменяет их обязанности по сопровождению процедуры оформления ДТП. В итоге можно сказать, что:

  • независимого специалиста оплачивает вызвавший участник ДТП, либо оба водителя по устной договорённости;
  • плательщиком может выступать страховая компания, на которую работает комиссар, если его услуги бесплатные согласно полису автострахования;
  • водитель оплачивает комиссара, если в соглашении со страховой компанией нет пункта о бесплатной возможности вызвать аваркома.

Но если говорить откровенно, платит за всё водитель. Делает он это напрямую, оплачивая комиссара как дополнительную услугу, либо за счёт переплаты за расширенный полис страхования.

Оформление аварии комиссаром

Оформление

В перечень обязанностей аварийных комиссаров при ДТП входит помощь и сопровождение по оформлению происшествия. После вызова специалист обычно приезжает за 15 – 20 минут. На само оформление уходит порядка 30 – 40 минут. Наличие полномочий обусловлено соответствующими сертификатами, образованием и сотрудничеством со страховыми компаниями или частными фирмами, оказывающими услуги по сопровождению ДТП. У сотрудников ГИБДД нет прав по лишению такой функции аварийного комиссара. А потому препятствовать его работе они не смогут. Вся процедуры выглядит примерно следующим образом:

  1. Для начала аваркому следует составить схему происшествия, зафиксировать место аварии с помощью фото и видеоустройств. Также фотографируются документы водителей.
  2. Сами автомобилисты заполняют объяснительную. Она пишется на имя начальника отделения ГИБДД, в районе которого произошло ДТП.
  3. Подготовленные документы отправляются на расположенный поблизости стационарный пост ГИБДД, где оформляется факт аварии.
  4. Пострадавшая сторона берёт бумаги и едет в страховую компанию. Сделать это нужно в течение 15 дней (рабочих) после происшествия.

Незначительные аварии, при которых ущерб составляет до 50 тысяч рублей, оформляются согласно европротоколу. На процедуру заполнения всех бумаг и согласования вопросов у комиссара уходит около 20 минут.

Использовать европротокол допускается, если:

  • размер ущерба составляет до 50 тысяч рублей;
  • водители сумели договориться, претензий и разногласий нет;
  • ДТП произошло только между двумя транспортными средствами;
  • каждый водитель имеет действующий полиса ОСАГО;
  • отсутствуют пострадавшие.

Даже если авария подразумевает обязательное участие наряда ГИБДД, в аварком всё равно оформляет аварийный сертификат. Он нужен для передачи пострадавшей стороне. За счёт этого документа потерпевший получит компенсацию. Опытные автоюристы настоятельно рекомендуют всегда включать этот документ в общий пакет документы для предоставления в страховую компанию. Если страховщик откажется выплачивать деньги, сертификат сыграет большую роль в разбирательствах через суд.

Составление Европротокола

Аварийный сертификат является официальным отчётом комиссара относительно работы, которую он проделал. В этот документ входит информация следующего характера:

  • схема ДТП;
  • фото материалы;
  • полные сведения от участников аварии;
  • дополнительные комментарии самого комиссара.

Многие водители знают, насколько сложно даже при максимально прозрачных и явных аргументах в пользу пострадавшего забрать у страховщика деньги. Что уж говорить про сложные и спорные ситуации. Потому помочь в этом сможет полный пакет необходимых документов и максимально подробная информация о ДТП, прописанная аварийным комиссаром в сертификате.

Процесс оформления ДТП

Что делать дальше

Когда оформление завершилось, не все водители чётко понимают, что им следует делать дальше. Здесь ничего особо сложного нет, поскольку водитель уже получил на руки несколько важных документов:

  • справку об аварии;
  • протокол;
  • постановление;
  • сертификат от аварийного комиссара.

Теперь пострадавшей стороне даётся 15 рабочих дней, чтобы обратиться в офис страховой компании, где осуществляются выплаты. Учтите, что не любое отделение занимается вопросами выдачи денег по компенсациям. Иногда приходится ехать в главный офис. Для беспроблемного получения денег по ДТП водителю стоит приходить подготовленным. Это в основном касается пакета документов, который должен состоять из:

  • заявления;
  • справки об аварии;
  • протокола;
  • постановления;
  • аварийного сертификата;
  • паспорта;
  • СТС и ПТС на машину;
  • удостоверения водителя.

Если на оформлении ДТП присутствует комиссар, представляющий страховую компанию, тогда машина не потребует прохождения процедуры дополнительного смотра.

Экспертиза ущерба

Когда на месте аварии работают частные аваркомы, страховые компании могут назначить дополнительную экспертизу с помощью оценщика. Если машина находится в исправном состоянии, представитель страховой компании согласовывает с водителем дату прибытия транспортного средства на проверку. Если же авто не может передвигаться, оценщик обязан приехать к месту, где находится машина. Новые законы об ОСАГО, которые начали действовать с апреля 2017 года, практически лишают возможности получить компенсацию в виде денежных выплат. Такую схему применяют в исключительных ситуациях.

Защита интересов

Хочется отдельно акцентировать внимание на том, чьи именно интересы будет защищать аварийный комиссар по прибытии на место происшествия. Здесь всё не так однозначно. Если аварком работает в штате страховой организации, то его первоочередной задачей будет защита работодателя, поскольку он там получает деньги за выполненную работу. Главной функцией комиссара является уменьшение суммы выплат по страховке. Да, никто откровенно ущемлять права самого водителя при такой схеме работы комиссара не будет. Они хорошо знают свою работу, юридические и психологические тонкости разбирательств.

Оспорить заключение

Потому такие комиссары делают свою работу согласно законам и правилам, выполняя все функции максимально качественно. Но некоторые нюансы останутся незамеченными автомобилистом. Это и позволит ему получить компенсацию, но не в том размере, который реально соответствует обстоятельствам ДТП. Все автомобилисты обладают законным правом пользоваться услугами независимых специалистов. Но они должны представлять только сертифицированные и прошедшие все процедуры регистрации компании. Тогда уже страховая компания будет в невыгодном положении, поскольку работать комиссар станет полностью в интересах своего клиента. Это повышает размеры выплат и минимизирует возможности страховщика отказать в компенсации.

Нельзя отрицать факта существования страховых компаний, которые действительно ставят свою репутацию на первое место. Такие организации заключают контракты с компаниями, которые оказывают услуги аваркомов. Здесь каждая из сторон получает определённую выгоду. Оформлять страховку у них достаточно рационально со стороны водителей. Но пока подобных страховщиков достаточно мало. Никто не спорит, что решить вопросы с аварией намного проще и удобнее с помощью специалистов. Но к комиссарам нужно относиться предельно внимательно, учитывая возможные подводные камни и сложности, связанные с тем, что некоторые из них не станут защищать ваших интересов, а будут выступать на стороне страховой компании.

Практика показывает, что надеяться на добросовестность страховщиков не приходится. Их комиссары обычно направляют свои усилия на минимизацию выплат по страховке. Потому намного эффективнее при солидном ущербе обратиться к независимым экспертам с хорошей репутацией. Таких организаций становится всё больше, а потому проблем с выбором аварийного комиссара возникать не должно.

Читайте также: