Чем можно заменить магнитолу в машине

Обновлено: 05.07.2024

Задался вопросом, решил заменить штатную магнитолу которая у меня стоит. Она там довольно большая (RCD 310). Вопрос, любая другая магнитола встанет туда даже маленькая? Не шарю. И как узнать какие магнитолы встанут в авто а какие нет.


Для особо глупых поясню, я знаю что все зайдут, меня интересует как это будет выглядеть вкупе с салоном и по размерам.



Авто пассат

это 2DIN магнитола, сегодня почти любую можно вставить


это 2DIN магнитола, сегодня почти любую можно вставить


Т.е в мои мозги войдут все магнитолы, любые? Ну чтобы не узнавать какая у меня будет работать а какая нет

Видел такие же посты на сиротском форуме( был там по работе), там чел вырос без отца с двумя матерями и весь из себя женственный, актер эдакий. Ну так вот, и это все выяснилось после того , как его спросили " А что у бати не спросишь?"


А что у батя не спросишь?Или в магазине?Ты совсем, тему на форуме создавать?

По моему это самый жирный вброс что я видел.


Тебе не все равно какая магнитола в маршрутках стоит на которых ты ездишь ?


Ибо даже самый умственно отсталый автомобилист знает что есть 2din и 1 din


По моему это самый жирный вброс что я видел.


Тебе не все равно какая магнитола в маршрутках стоит на которых ты ездишь ?


Ибо даже самый умственно отсталый автомобилист знает что есть 2din и 1 din


Чего?) с чего бы я должен знать? Мне наплевать на эту инфу, я ее не запоминаю и потом не вспомню про 2din и прочее. Может у тебя нет денег и ты все тошки и замены фильтров сам делаешь?) может еще на мойке самообслуживания моешь сас и думаешь что экономишь? вопрос был кстати не в этом, я про размеры спрашивал, то что любая встанет да, но как будет это смотреться, это другое уже. Чет выпал с твоей тупости


Часто маркетологи почему-то ассоциируют качество аудиосистемы с количеством динамиков в ней

Отсюда, кстати, и бытующее среди злых языков утверждение, что автомобильный High End — это абсурд, и построить в автомобиле аудиосистему высокого класса невозможно в принципе. Лично мне такой подход не очень нравится, ну не люблю я проводить в машине два-три часа в день, стоя в городских пробках, слушая одно лишь только радио. И, думаю, я не один такой. А значит, будем искать другие решения, не домашние. И, как показывает практика, такие решения существуют.


Я бы не стал утверждать, что все штатные системы звучат скверно. Есть много интересных и действительно прекрасно звучащих. Но, к сожалению, с одним большим недостатком — чудовищной стоимостью

Первым делом нужно определиться, а что, собственно, нам нужно. Если есть желание сделать систему действительно высокого класса, то в любом случае простыми средствами не обойтись, придется подходить к вопросу комплексно и готовиться к приличным финансовым вливаниям. Если же задачи сравняться по звучанию с многокилобаксовыми домашними системами не стоит, то можно подходить поэтапно. А вот на каком этапе остановиться — это уже дело каждого. Начнем с простого.

Уровень первый. Шумоизоляция

Самый простой способ улучшить акустические условия работы динамиков и избавиться от ненужных резонансов и прочих призвуков металла — использовать вибродемпфирующие материалы. Они обычно делаются на основе битума или каучука, часто с какими-нибудь добавками. Их главная особенность — высокая внутренняя вязкость. В основном это просто листовые материалы, которые раскраиваются прямо по месту и тщательно прикатываются к металлу. Но иногда такие материалы бывают и в виде мастик.


Обработка вибродемпфирующими материалами устраняет призвуки металла и улучшает условия работы установленных динамиков

Вибродемпфирующие материалы потяжелее и пожестче эффективнее, но с ними и работать тяжелее, так что не все мастера их любят. С теми, что потоньше и полегче, работать проще, но от них и эффект не настолько высок. Оптимум, как правило, где-то посередине.

Разного рода легкие вспененные и волокнистые материалы можно рассматривать лишь факультативно, они работают несколько иначе, и на поглощение вибраций металла особого влияния не оказывают.

Уровень второй. Замена штатных динамиков

Вот тут нужно быть очень осторожным. Это то еще поле с граблями, с закрытыми глазами не побегаешь. Такой вариант апгрейда применим далеко не всегда. Если заменить одни лишь динамики и оставить все остальное, то далеко не факт, что система "запоет". Больше того, в каких-то случаях результат может оказаться и вовсе отрицательным. Штатная аудиосистема хоть сама по себе и невысокого класса, но в ней все подобрано друг к другу и сбалансировано.


Понятно, что аудиосистема — далеко не приоритетный элемент при проектировании автомобиля, но иногда способы установки штатных динамиков просто удивляют. На фото — штатный динамик BMW, который был закреплен просто с внутренней стороны обивки и прикрыт легким кожухом

Но не нужно пугаться и совсем отбрасывать этот вариант. Сегодня можно найти множество комплектов акустики, которые ориентированы специально под определенные марки и модели автомобилей. В основном, на европейские, в этой части света такой апгрейд наиболее востребован.

Видеоролик демонстрирует легкость апгрейда штатной аудиосистемы простой заменой ОЕМ-динамиков на комплект, специально разработанный для конкретной марки автомобиля:

Уровень третий. Апгрейд без замены штатного головного устройства


Во многих головных устройствах достать линейный сигнал несложно. Иногда, правда, его уровень невысок, и чтобы не нахватать помех на пути к усилителю, приходится добавлять небольшой выходной буфер. Но для опытного мастера это не вызывает особых сложностей

Высокоуровневые входы — это фишка исключительно автомобильной аудиотехники, дома подключать один усилитель вслед за другим вряд ли кому-то придет в голову. В машине это вынужденная мера, и пусть технически она не слишком изящна, но смысл в ней все же есть. Ведь к штатному усилителю будут подключены уже не низкоомные динамики. Его выходные каскады будут работать в совершенно другом режиме, с меньшими токами, так что и качество сигнала будет уже несколько иным. В любом случае вы получите звук лучше, чем было в штате.


Как правило, автомобильные процессоры настраиваются с ноутбука или планшета

Ну и четвертый вариант применим в машинах, в которых штатная система построена с применением MOST-шины (Media Oriented Systems Transport). Таких, кстати, нынче немало. Особенность структуры MOST в том, что все устройства (источник, усилители, мониторы, чейнджеры и т.д.) объединены единой цифровой шиной, по которой данные циркулируют по кольцу. Взять и что-нибудь убрать из такой системы нельзя, передача данных прерывается и все просто перестает работать.


Если штатная аудиосистема использует MOST-шину, то использование адаптера позволяет получить SPDIF без хирургического вмешательства в головное устройство или проводку

Уровень четвертый. Полная замена штатной системы

Бывают ситуации, когда не устраивает не только звучание штатной системы, но и функциональность самого головного устройства. В этом случае мысли о его замене становятся особенно назойливыми. Но это не всегда можно сделать малыми силами.


Изначально в этой Honda было установлено штатное головное устройство, интегрированное в торпедо. С помощью нештатной панели удалось установить новое головное устройство стандартных DIN-размеров

Первым делом внимательно посмотрите, что представляет собой штатное головное устройство. Если оно имеет собственный дисплей, а все органы управления аудиосистемой не связаны с остальными системами автомобиля (климат-контроль, бортовой компьютер и т.п.), то его, скорее всего, можно спокойно снять, при этом все остальные системы останутся незатронутыми.

Пусть оригинальные форма и размеры штатного ГУ вас не смущают. Во-первых, сейчас немало альтернативных головных устройств, которые выпускаются под конкретные марки автомобилей и встают в панель по принципу pin-to-pin — посадочные места и разъемы полностью совпадают. Либо можно использовать переходную рамку для установки стандартного аппарата размера 1DIN или 2DIN и адаптер со штатного разъема на стандартный ISO. Их выпускают многие производители, так что подобрать подходящий комплект обычно нетрудно. В крайнем случае, в custom-решения тоже никто не отменял.


Если на штатное головное устройство возложено много штатных функций, то его замена — очень непростая задача, простые решения есть далеко не на каждый автомобиль. На фото —комплект Alpine, разработанный специально под Mercedes


Этот McIntosh стал во главе новой аудиосистемы, специально для него изготовлена установочная рамка. От штатное системы осталось только головное устройство, оно теперь выполняет роль второго по значимости источника

Но есть и еще один вариант. Он выглядит достаточно экстравагантно, но иногда это единственный способ организовать в автомобиле действительно высококачественный аудиоисточник — это оставить штатное головное устройство без изменений и установить второе. Оно в таком случае становится в системе главным, и аудиосистема строится именно от него. Штатное смещается с роли главного в системе и становится дополнительным – его выходы подключаются к AUX-входам нового головного устройства.

Есть видео на Ютубе, там все проблемы установки планшета или телефона в качестве магнитолы раскрыты, но я бы посоветовал вам просто купить китайскую магнитолу рублей за 3К и не парить мозги ни себе не машине

Да сам недавно сделал подобное, когда увидел цены на магнитолы. Телефон, TDA1557Q, дешёвенькие динамики в передних дверях (слава Зевсу, на автозаводе прокинули провода для динамиков, которые оказались даже толще, чем шнурки из комплекта этих динамиков) недельку трахо*бли (корпус тоже сам делал, не было ничего подходящего в размер 1DIN). Усилитель стоит там же, где предполагается магнитола, на его передней панели кнопка включения, регулятор громкости и входной разъём (2хRCA). Спаян кабель-переходник с microjack (да, не mini-, а именно micro-, 2,5 мм). Телефон пока прижимаю пепельницей. В общем, можно телефон и в бардачок класть, провод его крышкой не особо пережимается, но переключать песни на ходу и безопасно для движения будет нереал. Найду держак для телефона (у меня не лопата, а найти держак под "не лопату" уже проблемно), прицеплю зарядное.

Была подобная задача, воткнул в итоге в переходную рамку планшет Asus, собрал усилок на него с aux планшета кинул шнурок а дальше на колонки, вот и всё

Когда-то были подобные концепты, но широко не взлетело.

Бодрого вечера. Мсье знает толк. Дешевле балалайку бездисковую и пару динамиков. Я так понимаю, усилитель у Вас тоже не завалялся. А еще можно двухдиновую голову с японца вкорячить. можно вообще всё)

А динамики уже установоены, или в соседней комнате завалялась пара напооьников? )))

Имплантация bluetooth платы в магнитолу pioneer mvh-190ub и адаптер кнопок руля в одном флаконе

. Все что вы сделаете воспользовавшись информацией из этого поста - будет на вашей совести. Все на ваш страх и риск. Пост носит сугубо развлекательно-познавательный характер. Ну и похвастаться. чуть-чуть =)

Как всегда, DIY не имеет ничего общего с экономией. На мучения с данным девайсом потрачено времени вагон, думаю что под сотню а то и полторы сотни часов точно =) и результат еще не достигнут до конца. Безусловно, пойти и купить хоть новую, хоть с барахолки двухдиновую магнитолу с блютусом которая обучится понимать кнопки на руле моей машины более правильное решение. Но это не интересно.

Итак, имеем pioneer mvh-190ub которая заменила штатную магнитолу виновную в хреновом качестве звука и других косяках. В плюсе - звук стал намного лучше даже на штатной акустике без шумки. Из минусов - не работали штатные кнопки на руле и отсутствие блютуса. Ну да да, я понимаю что вроде жадина, но mvh-390bt стоила в те времена почти в два раза дороже, около 6.5к vs 3.4к за 190ub. Кстати, тут есть нюансик =) это СОВЕРШЕННО одинаковые устройства по схемотехнике (процессор, цап и усилитель и даже разводка платы), отличающиеся только наличием модуля bluetooth дополнительных разъемов типа тюльпанов под колонки и гнезда под jack 3.5 управления по проводам резистивными кнопками. Если посмотрите сервисмануалы для этих девайсов то отличия будут косметическими. Разве что модуль bluetooth нигде в интернете не фигурирует своими откровенными фотографиями своих внутренностей. Даже более чем верен что если впаять этот модуль, то он сразу заработает и появится в меню. Поскольку прошивки не просто похожи, они тупо одинаковые байт в байт для обоих устройств. Но моих знаний не хватило понять как заставить процессор подумать что модуль есть и включить все соответствующие фишки. Тогда можно было вообще поискать подходящую платку с али и передавать внутрь процессора сразу цифровой аудио сигнал.

Итак. Для имплантации был выбран модуль VHM-314 V2.0 с кнопками. Просто он оказался самым быстрым в достаке. В результате имеем вот это:

Имплантация bluetooth платы в магнитолу pioneer mvh-190ub и адаптер кнопок руля в одном флаконе Рукоделие, Самоделки, Автозвук, Bluetooth, Arduino, Адаптер, Длиннопост, Рукоделие без процесса

По моделям платок, заказал четыре штуки:

+ относительно годное качество звука

+ громкость сразу максимальная

- мерзкие голоса учат меня жизни при включении и коннекте

- отсутствие вменяемой документации

+ все тоже самое, кроме шума

+ есть кнопки, которыми можно управлять туда-сюда-плейстоп

- шумит прям из коробки, даже от питания аккумулятором

- при регулировке громкости (долгое зажатие кнопки вперед\назад) громко бунькает при достижении максимального значения

- нельзя настроить включение с максимальной громкостью, по умолчанию она средняя что мало

Тоже самое что и первая версия, но можно управлять приложением. Но не пользовался вообще, платка стремится общаться вслух, а "голоса в голове" мне не нравятся.

Еще в пути, относительно дорого под 1к. рублей. Обещают приличный ЦАП и хорошее качество звука, можно настроить сквозное подключение к линиям, например AUX при ключении блюпупа релюшками отключается от внешнего источника и включается внутренний. Поставлю в колонки возле компьютера. почему? Потому что могу =)

Думаю, что если бы не торопился и изучил рынок внимательнее то заказал бы только последнюю платку, но о ней узнал после того как заказал VHM-314.

В целом в машине шум от VHM-314 v2.0 незаметен, есть подозрение что работает штатный шумодав на пионере. Вообще подозреваю что шумность и качество зависит от конкретного экземпляра и дело не в версии.

Ну приступим к созданию франкенштейна.

Итак, начнем с самого простого. Берем и припаиваемся к USB 5 вольт и AUX на нижней стороне платы возле разъема для "морды".

Имплантация bluetooth платы в магнитолу pioneer mvh-190ub и адаптер кнопок руля в одном флаконе Рукоделие, Самоделки, Автозвук, Bluetooth, Arduino, Адаптер, Длиннопост, Рукоделие без процесса

С прискорбием сообщаю, что где-то похерил все фотки. Вроде неоднократно фоткал процесс но О_о может быть в очередном приступе отчаяния они были удалены, не помню ^_^

Но в общем-то ничего сложного. Переворачиваем, отсчитываем ножки, припаиваемся. Для 5 вольт там даже пятаки отдельно есть, к ним припаиваться удобнее. Рекомендую не ленится и все промерять и проверять тестером на наличие контакта где должно быть и отсутствие где не должно.

Но! Это только самое простое и неинтересное решение 100500 раз обмусоленное в интернетах. Самый большой недостаток такого решения - платка блютуса подключается сразу после подачи питания и в моей магнитоле даже в выключенном состоянии магнитолы присутствуют пять вольт. То есть как только включил acc то сразу платка подключается к телефону и становится приемником звука по умолчанию. Что неудобно. Путем мозгошутрма и поиска по закромам было решено банально обесточивать платку тумблером:

Имплантация bluetooth платы в магнитолу pioneer mvh-190ub и адаптер кнопок руля в одном флаконе Рукоделие, Самоделки, Автозвук, Bluetooth, Arduino, Адаптер, Длиннопост, Рукоделие без процесса

Такое можно провернуть за пару часов, большая часть которых уйдет на изучение схемы и перепроверку контактов.

Дальше у меня возникла идея (ну раз я нашел схему) поменять местами кнопки MUTE и MENU. Я не знаю что курят эти идиоты, но в последних версиях магнитол (не только пионеров) при нажатии на джойстик-регулятор громкости вызывается меню, а кнопка приглушения звука либо отсутствует, либо расположена крайне неудобно в виде мелкой закорючки. Хотя это едва ли не важнейшая кнопка в магнитоле, но что-то нехорошее они употребляют там. Как часто вы лезете в меню магнитолы? Да один раз после установки в большинстве случаев. А mute нужен достаточно часто. Поэтому что мы сделаем? Правильно, на самую удобную кнопку мы заведем редко используемое меню.

Но в итоге мне этого не удалось - надоело разбираться куда какая дорожка через какой переходной пятак идет. И тут вспомнил, что есть же кнопки на руле и нагуглил схему адаптера на ардуино. Так как цифровой потенциометр у меня был другой - X9C104, пришлось немного переписать скетч.

// Коды имеющихся на руле кнопок
const int VOL_UP=1;
const int VOL_DN=2;
const int PREV_TR=3;
const int NEXT_TR=4;
const int MODE=5;
const int MUTE=6;
// контакты первого потенциометра
int INC = 7;
int UD = 6;
int CS=5; // CS на цифровом потенциометре
int wheelPin=A6; // аналоговый пин, на котором мы считываем сопротивление нажатой на руле кнопки
// контакты второго потенциометра
int INC1 = 2;
int UD1 = 3;
int CS1=4;
// переменные
int i=0;
int prevButton=4; // на всякий случай, чтобы при подаче питания сработал цикл и потенциометры были инициализированы
void setup() pinMode(CS, OUTPUT);
pinMode(INC, OUTPUT);
pinMode(UD, OUTPUT);
digitalWrite(CS, HIGH);
digitalWrite(INC, HIGH);
digitalWrite(UD, HIGH);
pinMode(wheelPin, INPUT);
Serial.begin(9600);
pinMode(CS1, OUTPUT);
pinMode(INC1, OUTPUT);
pinMode(UD1, OUTPUT);
digitalWrite(CS1, HIGH);
digitalWrite(INC1, HIGH);
digitalWrite(UD1, HIGH);
>
int getR() < // Эта функция читает сопротивление с кнопок на руле и возвращает код нажатой кнопки, либо 0
// читаем сопротивление (на самом деле напряжение, конечно) на аналоговом пине
int r=analogRead(wheelPin);
Serial.println(r); // для отладки
delay(100); // не знаю зачем =)
// Ищем, какая кнопка соответствует этому сопротивлению.
if (r>=95 && r =190 && r =550 && r =400 && r =250 && r =10 && r

Имплантация bluetooth платы в магнитолу pioneer mvh-190ub и адаптер кнопок руля в одном флаконе Рукоделие, Самоделки, Автозвук, Bluetooth, Arduino, Адаптер, Длиннопост, Рукоделие без процесса

Сорян за рукотворное творчество, но то одно, то другое не срасталось с онлайн редакторами схем, так сильно быстрее получилось.

R1 в 680 Ом выбран потому что у меня кнопки на руле низкоомные, вообще от 30 Ом стартуют. При 680 относительные изменения падения напряжения максимально выражены а ток гарантированно ниже максимального для вывода. R2 должен быть 22 кОм, но такого не нашлось а городить составной резистор не хотелось.

Я сначала построил в экселе график значений выдаваемых ардуиной в зависимости от сопротивления на входе адаптера, и к моему удивлению он оказался нелинейным. В итоге после десятой переделки просто откалибровал по подобранным сопротивлениям соответствующим кнопкам на руле при питании от самой магнитолы чтобы минимизировать погрешность (там не ровно пять вольт а чуть ниже).

А теперь про платку блюпуп. Вот тут ссылки на китайские пэдэфки. Они прямо не подходят, но хотя бы дают понимание что искать. Мне кажется, что это действительно та же микросхема, но с другим порядком ножек. Вот здесь схема подключения кнопок. И тут до дотупета дошло, что все эти вещи управляются не сопротивлением как таковым а уровнем напряжения. То есть можно было обойтись даже не цифровыми резисторами а аналоговыми выводами на ардуине устанавливая нужный уровень сигнала (ну защищая это дело от чрезмерных токов резисторами, разумеется). Ну или простейшими транзисторными ключами, если уровни напряжения выше пяти вольт или токи и все такое. И чтобы избежать дрейфа - теми же аналоговыми входами можно было контролировать напряжение выставленное на выходе организовав обратную связь. Но отступать уже было поздно, схема уже была готова и собрана. Вообще хотел все сделать максимально компактно и вообще собрать в один бутерброд, но получилось как получилось. Опять же, задним числом дошло что можно было взять esp-12e, еще компактней вышло бы, но.

Блюпуп управляется по уровню напряжения. 3,3 ничего не делаем, 2,3 вперед, 2,0 назад и 0 пауза-плей. 3.3 вольта генерирует сама микросхема и нам не нужны, они приходят на R1 на плате. Который надо удалить и припаяться к пятачку с оранжевой стрелочкой идущему к ножке 16 (желтая стрелочка, четвертый снизу). Тут аккуратно, площадки контактные держатся плохо и моя оторвалась, пришлось паяться прямо к ножке. R3 в 350кОм на схеме адаптера в принципе лишний, если подобрать R2, то можно добиться падения напряжения в 3.3-3.5 вольта даже без инициализации резистора. Без подачи питания на цифровом резисторе между RH и RL присутствует сопротивление, а вот RW не промеряется.

Конечно, можно реализовать управление блютусом проще - через реле вместо кнопок на плате. Но у меня были только огромные платы с мощными реле и во время экспериментов я там порушил немного дорожки и сопротивления на плате.

Имплантация bluetooth платы в магнитолу pioneer mvh-190ub и адаптер кнопок руля в одном флаконе Рукоделие, Самоделки, Автозвук, Bluetooth, Arduino, Адаптер, Длиннопост, Рукоделие без процесса

Кстати, так как у меня нет штатного разъема под управление по проводам и пришлось немного поколхозить. Изучив схему обнаружил место куда можно подпаяться. Для этого нужно впаять резистор R912 номиналом в 1кОм в линии идущую в процессор и другим концом уже к схеме адаптера кнопок. Так как у меня нет smd компонентов, то воткнул туда обычный резистор на 0.25 ватт. Особо заострять внимание на реализации не буду (да я и фотки похерил а разбирать не буду уже), поскольку если вы не способны разобраться куда впаяться резистором по схеме, то лучше туда паяльнком не лезть. Если на разъеме и питании 5 вольт там все мегаочевидно, то тут уже все сложнее.

По этой же схеме можете найти как впаять ИК приемник на "морду" магнитолы, чтобы реализовать управление с пульта для пассажира. Например как тут.

А самая мякотка - я еще не реализовал автоматическое включение и выключение блюпуп платки по сигналам spi. Тут я уже спрашивал совета как жить, но никто не смог дать вразумительного ответа. Все сам, все сам.

Хитрая микросхемка коммутатор, цап и эквалайзер в одном флаконе управляется по SPI. Я даже этот SPI научился читать. но возникло подозрение что производительности ардуины не хватает для обработки пакетов. Точнее вроде как прочитать можно, но как только добавляешь хоть один if то следующий пакет а то и два летят мимо, а там важно поймать именно последовательность. Может быть там есть еще какая-то тема с регистрами и прочим, но моя твоя нипанимать. Ситуация осложняется тем, что я не хочу глубоко погружаться в тему и у меня нет логического анализатора. Но иногда я упрям и разобрался в последовательностях.

Если кому интересно то вот:

Имплантация bluetooth платы в магнитолу pioneer mvh-190ub и адаптер кнопок руля в одном флаконе Рукоделие, Самоделки, Автозвук, Bluetooth, Arduino, Адаптер, Длиннопост, Рукоделие без процесса

Я попробовал реализовать тупыми ifами на nano, вдруг кому интересно:

Подозреваю что если записывать это в массив или буфер, то можно потом как-то с этим делом разобраться. Но уже сил на вдумчивое курение мануалов по C++ и прочему не осталось. Как минимум я не понимаю как детектировать начало последовательности пакетов. В любом случае буду ждать STM32F401CCU6 и уже на нем реализовать данную фишку. Скорей всего мой говнокод на 70МГц будет нормально работать и просто добавлю в схему ключ на мосфете включающий и выключающий питание блюпуп платы. Попробую на этом котроллере совместить и с функциями адаптера кнопок, если смогу совместить все это в коде (что не факт), но на nano вообще не заработало =) так что только попробую.

Была мысль использовать для чтения spi платку nodemcu на esp8266, но там как-то все плохо с spi, один вечер потыкал палочкой, научился читать немного информации но почему-то в пять раз меньше чем через nano и забил. Пытался читать исходных код или документацию на SPIslave библиотеку для esp, но в результате забил, оно того не стоит.

Если еще смогу редактировать пост - то добавлю результат. А пока, выходные закончились, надо двигать на работу. Как промежуточным результатом я доволен, своего внутреннего самоделкина накормил и он заснул до следующего раза.








Все материалы добавляются пользователями. При копировании необходимо указывать ссылку на источник.

Читайте также: