Чем отличается колпак от диска

Обновлено: 04.07.2024

С 2022 года в Формуле 1 станут обязательными аэродинамические элементы, закрывающие с внешней стороны диски колес. Джорджо Пиола вспомнил историю этого решения

Технический анализ: зачем машинам Ф1 колесные колпаки

В действительности ничего нового в стремлении закрывать диски нет – Ferrari придумала делать это еще в 1990 году. Колпаки появились на модели 641 во время Гран При Италии 1990 года. В ту пору технический штаб Скудерии возглавляли Стив Николс и Энрике Скалаброни.

Теперь, спустя 22 года после дебюта, FIA и FOM решили вновь позволить конструкторам использовать эти детали – более того, они стали обязательными. Теперь, после краткого вступления, давайте рассмотрим эту историю подробнее.

Колпаки для колесных дисков Ferrari 641, 1990 год

Колпаки для колесных дисков Ferrari 641, 1990 год

Иллюстрация: Джорджо Пиола

Если вернуться в 1990 год, то изначально Ferrari установила колпаки с обеих сторон передних дисков только в квалификации домашнего этапа. Цель была простой – избавиться от лишних завихрений, снизить за счет этого лобовое сопротивление и добавить машине скорости на прямых.

Но в гонке использовать это решение было невозможно: колпаки приводили к перегреву тормозов, и если на нескольких кругах в субботу с этим можно было мириться, то в воскресенье машина точно не доехала бы до финиша. Кроме того, хотя внешняя крышка и оставляла доступ к колесной гайке, процедура пит-стопа с ее использованием становилась куда более сложной и долгой.

Стоит отметить, что Джон Барнард еще за год до этого экспериментировал с внутренними колпаками на Гран При Мексики, а в Японии они даже стояли на машине в квалификации.

Но тогда, без малого четверть века назад, история не получила развития. А вот в 2005 году о ней вспомнили, когда бурный расцвет аэродинамики привел к появлению в самых разных местах шасси всевозможных элементов, направляющих течение воздуха. Катализатором оказалось решение Технической рабочей группы Ф1 о предоставлении конструкторам большей свободы со следующего сезона.

Эволюция колесных колпаков Ferrari 248 F1, 2006 год (Бахрейн / Турция)

Иллюстрация: Джорджо Пиола

В авангарде вновь оказалась Скудерия, чье решение стало поводом для противоречий в паддоке открывающего чемпионат 2006 года Гран При Бахрейна. Там на задних колесных дисках алых машин 248 F1 можно было обнаружить ободки шириной около 5 см, выступающие внутрь.

Их идея в том, чтобы способствовать отводу горячего воздуха от тормозов и гасить турбулентность, неизбежно возникающую от вращения колеса.

Соперники поставили под сомнение легальность этой находки, назвав ее подвижным аэродинамическим устройством – как известно, такие в Ф1 строго запрещены (в наши дни исключение сделано только для DRS).

Но представители Ferrari отразили все нападки, объяснив, что заранее получили одобрение FIA на использование этого углепластикового ободка.

Детали колесного диска Toyota TF106, Гран При Сан-Марино 2006 года

Детали колесного диска Toyota TF106, Гран При Сан-Марино 2006 года

Иллюстрация: Джорджо Пиола

Не сумев добиться запрета новинки, другие команды пошли давно известным путем: постарались оперативно внедрить ее на своих машинах. Cпустя месяц с небольшим в Имоле очень похожий элемент появился у Toyota. Правда, он был уже немного шире.

Детали колесного диска Toro Rosso STR01, Гран При Великобритании 2006 года

Детали колесного диска Toro Rosso STR01, Гран При Великобритании 2006 года

Иллюстрация: Джорджо Пиола

История стала набирать обороты. Летом во Франции свой вариант подготовила Toro Rosso (для нынешней AlphaTauri то был дебютный сезон в Ф1 после покупки Дитрихом Матешицем безнадежных аутсайдеров из Minardi). Ободок был доработан к Сильверстоуну, тогда же на нем появился рекламный слоган компании Red Bull.

В конце августа в Стамбуле Ferrari продвинулась еще на шаг дальше (на иллюстрации выше): теперь можно было было говорить уже о полноценных колпаках с отверстием в середине. Можно сказать, что очень похожие мы сможем увидеть на машинах 2022 года.

Итальянцы тоже не упустили возможность использовать дополнительный рекламный носитель, разместив на нем логотипы своего спонсора, производителя дисков BBS. Усмешка судьбы в том, что именно эта компания с 2022 года станет единым поставщиком для всех команд Ф1.

Детали колесного диска Ferrari F2007, Гран При Монако 2007 года

Детали колесного диска Ferrari F2007, Гран При Монако 2007 года

Иллюстрация: Джорджо Пиола

К сезону-2007 года Скудерия внедрила аналогичную концепцию и для передних колес. В Монако там тоже появились углепластиковые ободки, а с британского этапа их сменили полноценные колпаки – особенность последних была в том, что они являлись статичными, то есть оставались неподвижными при вращении колеса.

Особенности конструкции колесного колпака Ferrari F2007

Особенности конструкции колесного колпака Ferrari F2007

Иллюстрация: Джорджо Пиола

Важной деталью технического решения стал вырез в нижней части, кромка которого имела угол 27 градусов к горизонту. Это позволило решить ту самую проблему, которая проявила себя еще в 1990-м.

Нагретый воздух от тормозов получил возможность выходить через открывшееся отверстие, причем польза была двойной: он оказывался в зоне низкого давления, что добавляло энергии потокам, протекающим в сторону диффузора. Также примечательно, что для борьбы с турбулентностью колпак был сделан не плоским, а слегка выпуклым, а на его внутренней стороне можно было обнаружить направляющие для воздуха.

Колесный колпак McLaren MP4-23

Колесный колпак McLaren MP4-23

Иллюстрация: Джорджо Пиола

Идею Ferrari и в этом случае охотно подхватили соперники: в 2008 году в McLaren экспериментировали с необычной формой колпаков на своей машине MP4-23. В этом случае, кроме выреза снизу, у колпака появилось удлинение в передней части, призванное дополнительно стабилизировать протекание потоков воздуха. Впрочем, этот вариант так и не появился на Гран При.

Также интересно, что если Ferrari, McLaren и BMW оставили вырез для выхода воздуха в нижней части колпака, то Honda и Red Bull предпочли сделать его в задней.

Иллюстрация: Джорджо Пиола

Команда Toyota использовала на задних колесах своих машин колпаки, у которых вместо сплошной поверхности были сформированы многочисленные лопасти, как у вентилятора. Это одновременно помогало вытягивать воздух наружу и в то же время гасить самые неприятные завихрения.

Колесный колпак Brawn BGP 001

Колесный колпак Brawn BGP 001

Иллюстрация: Джорджо Пиола

Ставшая чемпионом в 2009 году команда BrawnGP использовала интересную форму выреза: он захватывал не только нижнюю, но частично и переднюю часть колпака.

Тот сезон стал лебединой песней для накладок на дисках: участились нештатные и опасные ситуации во время пит-стопов, и в FIA сочли за лучшее запретить это решение – надо признать, что и в визуальном плане оно было не самым удачным.

Детали колесных дисков Ferrari F10, 2010 год

Детали колесных дисков Ferrari F10, 2010 год

Иллюстрация: Джорджо Пиола

Эти изменения в регламенте одновременно с переходом на более узкие шины радикально сказались на аэродинамических характеристиках передней части шасси. Чтобы хоть как-то компенсировать потерю колпаков, Ferrari в том же 2010-м использовала пару аналогичных по предназначению колец, закрепленных на диске.

McLaren использовала на тестах в Абу-Даби колесные колпаки с полосками светодиодов

McLaren использовала на тестах в Абу-Даби колесные колпаки с полосками светодиодов

Фото: Джорджо Пиола

А в том, что при познании регламента конструкторы придумают в этой области машины еще немало интересного, сомневаться не приходится.

Колпаки для колес стали настолько привычным аксессуаром для автомобилей, что многие даже не замечают их присутствия на машинах. А вот тем, кто приобретает их впервые, наверняка хочется обзавестись оригинальными колпаками. Но лучше ли они неоригинальных?


Оригинальные колпаки

Производством оригинальных колпаков занимаются изготовители автомобилей, или же компании, которые поставляют заводу первоначальные аксессуары. В сравнении с неоригинальными, у них много достоинств:

обладают надежным креплением;

имеют идеальную посадку;

отличаются привлекательным дизайном с заранее предусмотренным логотипом;

служат длительное время.

Однако оригинальные колпаки обладают и недостатками. Во-первых, это их цена. Оригинальные аксессуары на несколько порядков дороже, чем аналоги. Именно это делает их очень привлекательными для воров, особенно если изделия новые и еще не имеют дефектов. При утере одного из колпаков восстановить комплект будет стоить очень дорого, так как заказывать их придется у производителя.


Колпаки на колеса других производителей

Как показывают отзывы других производителей, колпаки на колеса от тех же турецких производителей также имеют надежную посадку, как и оригинальные изделия. Подбор их осуществляется по диаметру диска в любом случае, для всех видов колпаков независимо от происхождения. Способ крепления также может быть разным:

винтами к основной оси, вместе с дисками.

Приобретая неоригинальные колпаки на колеса, вы можете перестать бояться, что их украдут – это невыгодно для воров. Большинство моделей имеют центральный элемент, в котором устанавливается логотип выбранной марки автомобилей. На дизайн производители аксессуаров также не скупятся и представляют очень привлекательные внешне комплекты.

Колпаки на авто

Чтобы удачно купить колпаки на авто, обязательно почитайте о них отзывы. Все они изготавливаются из пластика, а потому ожидать от них прочности как от металла не стоит, зато материал пружинит и не трескается при попадании колеса в яму – для наших дорог это весьма полезно. В остальном отзывы расскажут о надежности креплений, стойкости к температурным перепадам и качестве покраски, а также о длительности службы колпаков.

В продаже есть как оригинальные, так и не оригинальные аналоги колпаков на авто. Если вы хотите, что ваш автомобиль говорил именно о благосостоянии владельца, то лучше всего подобрать оригинальные, к тому же подобная вещь вряд ли будет у многих людей. Если же стремитесь защитить диски от ржавления и загрязнений, то за ту же цену можно приобрести несколько комплектов неоригинальных аксессуаров, которые можно будет легко заменить при утере одного из колпаков.
Сотрудники нашего магазина помогут подобрать аксессуары, которые наиболее точно подойдут для вашего автомобиля с учетом его марки, модели и года выпуска. С нами вы сделаете свой автомобиль чуть более стильным, защищенным и безопасным!

Назначение колпаков на колесах

Большинство молодых автомобилистов с небольшим опытом считают, что колпаки на колеса были придуманы лишь для украшения. По их мнению, это элемент не несет никакой практической пользы. Однако же, при покупке автомобиля в салоне можно услышать от менеджера, что лучше не снимать колпаки на долгое время, потому как таким образом диски лишаются дополнительной защиты. Выходит, что придуманы они далеко не только для эстетики.

Защита дисков колпаками

Во-первых, колпаки призваны защищать диски от щебня и гравия. Во время движения они горстями разлетаются в разные стороны и могут повредить диски.

Во-вторых, никто не застрахован он внезапных боковых ударов. Например, во время парковки можно случайно притереться колесом о бордюр. Если на колесе будет колпак, то в первую очередь лопнет именно он, а вот диск останется невредим. Не стоит забывать, что поменять колпак можно легко и быстро самому, да и стоит этот элемент недорого. А вот за поврежденный диск придется выложить сумму в разы больше.

Функции колпаков

В-третьих, наличие колпаков поможет продлить срок службы тормозов. Каким образом? Дело в том, что они имеют довольно большую площадь покрытия диска, за счет чего препятствуют попаданию грязи в тормозные колодки, которая может навредить системе.

И лишь в-четвертых, колпаки имеют декоративную функцию. Сейчас на большинстве автомобилей стоят литые диски, которые уже сами по себе выглядят довольно презентабельно. Но вот штамповка не может похвастаться привлекательным внешним видом. Тогда и приходят на помощь колпаки, значительно улучшающие внешний вид колес.


Мы уже рассмотрели параметры выбора колесного диска, выделив все основные показатели, которые нужно учесть при приобретении. Однако вопрос выбора типа диска заслуживает чуть более пристального внимания: сегодня мы разберемся, какие типы дисков бывают, чем они отличаются, и каковы их потребительские характеристики.

Колесные диски по типу изготовления делят на штампованные, литые, кованые и сборные. Первые два типа – абсолютные лидеры по распространенности, третьи – выбор энтузиастов, а четвертые – фактически экзотика, но в рамках материала мы скажем пару слов и о них.

Depositphotos_154153832_original

Основная задача штампованных дисков – быть дешевыми и простыми, с чем они успешно справляются. Именно такие диски устанавливаются на базовые комплектации новых автомобилей, а также приобретаются владельцами машин, для которых важен не внешний вид диска, а исключительно его функционал.

Краткое резюме: штампованные диски дешевые, тяжелые и ремонтопригодные, их стоит выбирать, если для вас совершенно не важен внешний вид диска, но важно потратить на него как можно меньше денег как при покупке, так и в эксплуатации.

Литые диски, как следует из названия, производятся путем литья в заранее заготовленную матрицу. Еще такие диски называют легкосплавными – это справедливо, потому что, в отличие от штампованных, они изготавливаются не из стали, а из более легких сплавов: как правило, алюминиевых, а в случае с дорогими изделиями – магниевых и титановых. После изготовления диски могут дополнительно окрашиваться, полироваться или покрываться лаком.

Недостатки литого диска – низкая пластичность и следующая из этого хрупкость, высокая стоимость и сложность ремонта, а также более высокая цена самого диска. Хрупкость – обратная сторона прочности: литой диск держит более сильный удар, чем штампованный, однако если сила удара превысит возможности диска, он не только помнется, а с большой вероятностью даст трещину или расколется. Кроме того, прочность литого диска означает, что удар в полной мере передается на подвеску автомобиля.

Технологии ремонта таких дисков, конечно, освоены, однако сам этот ремонт запрещен Техническим регламентом Таможенного союза, пункт 5.7.2 которого гласит, что не допускается "наличие трещин на дисках и ободьях колес, следов их устранения сваркой". Это вполне оправданная мера: потеря эксплуатационных характеристик при потенциальном ремонте значительна, и неизвестно, как поведет себя отремонтированный диск в дальнейшем.

Краткое резюме: легкосплавные литые диски красивые, легкие и прочные, их стоит выбирать, если вы хотите получить оптимальный баланс характеристик за умеренные деньги.

Краткое резюме: кованые диски красивые, очень легкие и очень прочные, их стоит выбирать, если вы хотите получить изделие с лучшими эксплуатационными характеристиками и готовы хорошо за них заплатить.

Сборные диски – самый редкий и экзотический вид дисков. Их основная особенность заключается в том, что они состоят из нескольких частей: условно их можно разделить на обод и лицевую часть (диск), которая крепится к ободу болтами. Конструктивно это еще не все элементы: например, диск в сборе имеет бедлоки ( beadlock ), фиксирующие обод покрышки, и таерлок ( tirelock ), предотвращающий разбортировку колеса. Болты, используемые в сборных колесах, должны иметь очень высокую прочность и, как правило, изготавливаются из титанового сплава.


Сборные диски – это наиболее редкий тип дисков, и в подавляющем большинстве случаев они используются в качестве имиджевого элемента. Новые диски, как правило, изготавливаются на заказ, а их цена очень высока.

Краткое резюме: сборные диски дорогие, красивые и прочные, их стоит выбирать, если для вас совершенно не важна цена дисков, но хочется получить эксклюзивное изделие с отличными эксплуатационными характеристиками.

Читайте также: