Что делать при дтп на мкаде

Обновлено: 08.07.2024

Автомобильные эксперты сообщили о том, почему водители не могут останавливать своё транспортное средство на МКАД.

На Московской кольцевой автомобильной дороге могут случаться ДТП, при которых правила её использования просят не останавливаться после совершения аварийной ситуации, а съезжать на обочину, чтобы не мешать непрерывному потоку движущегося транспорта. Однако многие автомобилисты предпочитают этого не делать, так как считают, что ДПС посчитают их покинувшими место аварии.

Согласно Правилам дорожного движения, при возникновении аварийной ситуации водители обязаны прекратить движение, включить аварийный сигнал и выставить предупреждающий знак, затем вызвать патруль ДПС. Но это приводит к тому, что перекрытыми остаются сразу несколько дорожных полос.

Требование съехать с проезжей части при аварии на МКАДе регламентируется пунктом 2.6.1 ПДД, в котором сказано, что участники ДТП обязаны съехать на обочину, зафиксировав при этом все необходимые детали. На Кольцевой дороге Москвы установлено большое количество видеокамер, поэтому все детали случившегося будут видны на них.

Водителей могут оштрафовать в случае оставления места ДТП при полном отсутствии автомобилиста рядом с участком аварии, а не при выезде на обочину.

WhatsApp

ДТП может случиться как на пустой дороге, так и на оживлённой автомагистрали. При этом участникам запрещается покидать место аварии и трогать повреждённые автомобили. Но как быть, если ТС мешают проезду других машин и создают километровую пробку из сигналящих водителей? Возникает дилемма – если убрать стоящую посреди дороги машину, то приехавшие на вызов сотрудники ГИБДД выпишут штраф или, не дай Бог, протокол на лишение прав. Но если не переставить автомобиль после аварии, то может возникнуть огромная пробка. Разъяснения есть в ПДД. Но ситуации бывают разными, поэтому мы рассмотрим, как правильно действовать водителям после ДТП, обязательно ли отъезжать на машине с проезжей части, в какой момент это делать и почему лишение прав незаконно.

Можно ли убирать машину с места ДТП в 2022 году?

Обязанности водителей содержатся в одном из главных подзаконных актов – Правилах дорожного движения. Именно там можно найти инструкции и разъяснения, как действовать автолюбителю после ДТП. В том числе, и применительно к интересующему нас вопросу.

Итак, пункт 2.5 ПДД указывает следующее:

При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию. При нахождении на проезжей части водитель обязан соблюдать меры предосторожности.

В тех же ПДД есть еще два пункта – 2.6 и 2.6.1, в которых обозначены условия, при которых у вас есть прямая обязанность убрать автомобиль с проезжей части на обочину или любое безопасное место. Таким условием является создание препятствия для проезда других машин. Например, если их водители будут вынуждены поменять траекторию или изменить привычную скорость движения. В этом случае ПДД разрешают не стоять на месте в ожидании экипажа ДПС, а освободить проезжую часть.

Если авария произошла на МКАД, где всегда плотный трафик, в ЦОДД советуют всем водителям как можно скорее съезжать на обочину во избежание повторных происшествий с участием стоящих на магистрали автомобилей.

Но прежде, чем передвигать свою машину после ДТП, вы обязаны выполнить другие обязанности водителя. И если вы их не исполните, то в 2022 году вам выпишут штраф, а также есть риск лишиться возмещения по ОСАГО. Давайте рассмотрим, когда и при каких условиях можно убирать транспортные средства после ДТП.

Перемещение машины после ДТП

Нужно ли мне освободить проезжую часть после аварии?

Ответ на этот вопрос зависит от характера аварии и загруженности дороги другим автотранспортом. Рассмотрим эти ситуации.

Если вызвали сотрудников ГИБДД

Подавляющее большинство дорожно-транспортных происшествий оформляется при участии инспекторов ДПС. Если вы с другими участниками аварии вызвали полицейских, логика подсказывает, что до их приезда нужно ничего не двигать.

Однако пункт 2.6.1 ПДД прямо указывает, что если в ДТП пострадали только транспортные средства, то в случае препятствия свободному проезду других машин водитель обязан освободить проезжую часть. Никаких указаний на то, что пока вы ждёте экипаж ДПС, следует оставить всё как есть, законом не предусмотрено. Поэтому в данном случае основной критерий – это препятствие проезду других машин.

Что считать препятствием? Определение понятию также есть в ПДД:

"Препятствие" - неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

Но прежде чем убирать транспортные средства с проезжей части, участники происшествия обязаны зафиксировать все обстоятельства ДТП: расположение машин, их привязку к местности, видимые повреждения и другие моменты. Только после этого можно перемещать автомобили в безопасное место и дожидаться инспекторов ДПС.

Но полицейские выезжают не на все аварии. Поэтому после вашего звонка в ГИБДД дежурный инспектор может дать указания приехать на пост ГАИ или в ближайшее отделение Госавтоинспекции. В таком случае вам придётся точно так же зафиксировать все обстоятельства аварии, а затем вместе со вторым участником ДТП проследовать по названному адресу для дальнейшего оформления происшествия.

Если оформили по европротоколу

Упрощенный порядок оформления ДТП применяется в строго оговоренных законом случаях.

Таких условий для европротокола всего четыре:

  • только два повреждённых транспортных средства,
  • наличие действующих ОСАГО на оба автомобиля,
  • нет раненых и погибших,
  • отсутствие разногласий по поводу случившегося на дороге.

Но тонкость в том, что для возмещения по ОСАГО нужно грамотно оформить европротокол. А для этого сделать фото с места аварии и зафиксировать все повреждения транспортных средств в результате происшествия. Соответственно, на всё это нужно время. И за это время в ваших же интересах не убирать автомобили с проезжей части после ДТП, каким бы большим не был затор на дороге.

Европротокол при аварии

Если есть пострадавшие в ДТП

Серьезные аварии с пострадавшими или погибшими напрямую влияют на то, чтобы двигать или не двигать автомобили. Однако этот момент не является ключевым. Куда важнее другие обстоятельства, несоблюдение которых может привести к тому, что вас лишат прав или привлекут к уголовной ответственности (например, за неоказание первой медпомощи).

Правильный порядок действий при ДТП с пострадавшими:

Таким образом, в первую очередь необходимо позаботиться о жизни и здоровье пострадавших в ДТП, и только потом думать об освобождении проезжей части во избежание пробки. Но если вы лично поедете на машине в медучреждение, то вопрос отпадёт сам собой. В таком случае ваша главная обязанность вернуться на место происшествия.

Если авто стоит на путях и мешает трамваям

Ключевое слово – мешает.

ДТП может случиться глубокой ночью, когда трамваи стоят в депо и не выполняют маршруты по городу. В этом случае трогать столкнувшиеся автомобили нельзя – они не мешают проезду по рельсам. Но если дело происходит в рабочий день, и ваше транспортное средство создаёт помехи для передвижения трамваев, его следует убрать с ж/д путей. Но сперва вы обязаны зафиксировать обстоятельства ДТП.

Если создаёт препятствие пешеходам

Но и в этом случае нужно действовать в соответствии с пунктом 2.6 или 2.6.1, в зависимости от тяжести последствий от ДТП. То есть освобождать проезжую часть только после фиксации следов происшествия.

Машина после ДТП мешает пешеходам

Когда можно перемещать автомобили после аварии?

Правила дорожного движения в этом плане дают ясный порядок действий для водителя. Перед тем как съезжать на обочину, нужно выставить знак аварийной остановки, зафиксировать обстоятельства ДТП, а при невозможности оформить событие в упрощенном порядке – вызвать инспекторов ГИБДД.

Наибольшую сложность вызывает фиксация произошедшего на месте инцидента. Это важно еще и потому, что на основе собранных вами данных будет устанавливаться виновник ДТП, что крайне важно с точки зрения страхового возмещения по ОСАГО.

Итак, какие обстоятельства аварии нужно зафиксировать:

  • расположение транспортных средств, которые участвовали в ДТП – с нескольких ракурсов,
  • дорожную разметку, знаки, светофоры, вывески, баннеры и прочие объекты инфраструктуры,
  • госномера автомобилей, а при отсутствии таковых – их VIN-номера,
  • следы и предметы происшествия – торможения, юза, осыпь, осколки и другие,
  • все повреждения транспортных средств (царапины, вмятины, сколы, отвалившиеся зеркала, бамперы).

Не стоит надеяться, что второй участник ДТП зафиксирует все обстоятельства на свой телефон или камеру. Тем более, что этот водитель может оказаться автоподставщиком, чья цель далека от справедливого оформления происшествия. Поэтому сами берите в руки камеру и приступайте к фиксации. По завершении процедуры можно съехать с дороги, если автомобиль мешает свободному проезду других машин.

Что грозит, если не освободил проезжую часть и создал помехи?

Однако на практике штраф и иные меры наказания применяются крайне редко. Но в ряде случаев всё же есть вероятность распрощаться с правами или загреметь на 15 суток. Рассмотрим, когда такое возможно.

Какой штраф ГИБДД?

Если приехавшие инспекторы ДПС обнаружат километровую пробку из-за того, что вы после аварии не убрали транспортное средство с проезжей части, они выпишут вам штраф в 1 000 рублей по части 1 статьи 12.27 КоАП РФ. Наказание выносится за несоблюдение ПДД. Конкретно в этом случае таким несоблюдением является создание препятствия для проезда других машин.

На практике 2022 года за подобное практически никогда не штрафуют. Это связано с тем, что ситуации на дорогах бывают разные. К примеру, одни водители не могут найти или настроить фотоаппарат, другие паникуют на месте ДТП, у третьих повреждён двигатель или заклинило колёса, четвёртым нужно сделать множество снимков с разных ракурсов, на что уходит много времени. Кстати, о том, сколько времени даётся на фиксацию последствий ДТП нигде не сказано.

Но если вы убрали автомобиль с места аварии, когда не имели на это права, штраф в 1 000 рублей будет обоснованным. Но вы можете оплатить его с 50% скидкой, отделавшись 500 рублями.

Штраф если не убрал автомобиль с места аварии

А меня не лишат прав за скрытие с места ДТП?

Многие принципиально не переставляют автомобиль с проезжей части из-за боязни быть привлечённым по части 2 ст. 12.27 КоАП РФ за отъезд с места ДТП. Наказание здесь действительно суровое – лишение прав до 1,5 лет или арест на срок до 15 суток.

Однако даже если вы просто решили убрать автомобиль с дороги вопреки требованиям ПДД – это не считается отъездом с места аварии, поскольку вы это место никуда не покинули, и в данном случае ваши действия образуют состав по части 1 ст. 12.27 КоАП – с наказанием в тысячу рублей штрафа. Никакое лишение прав не грозит.

Бывает, что водитель переставляет машину с полосы проезжей части, а сам, чтобы не терять время в ожидании ДПС, уходит домой или по делам. За время его отсутствия второй участник ДТП с приехавшими полицейскими оформляют происшествие. И по логике отсутствующему водителю грозит лишение за скрытие с места аварии. Однако в действиях ушедшего автолюбителя нет умысла. А для состава части 2 вышеуказанной статьи нужен виновный умысел – скрыться с места ДТП и избежать ответственности. Только если участник происшествия оставил машину и ушёл по делам, не успев вернуться к оформлению происшествия, то у него этот умысел отсутствовал в принципе.


Останавливаться на МКАД, как и на любой автомагистрали, нельзя – это опасно, к тому же можно спровоцировать аварию. Немотивированный съезд на обочину и стоянка караются штрафом в 1,5 тысячи рублей. Но ведь бывают ситуации, когда не остановиться просто невозможно – стало плохо пассажиру или водителю, возникли неполадки в автомобиле, наконец, нужно срочно позвонить. Что делать, чтобы не получить "письмо счастья" с квитанцией на оплату штрафа, и как доказать свою правоту, если оно уже пришло?

Как это бывает


Фото: ТАСС/Дмитрий Рогулин

"Один мой друг недавно оказался в такой ситуации, – рассказывает координатор общественного проекта "Движение" Андрей Филин. – Он ехал по магистрали и остановился на несколько минут, чтобы написать смс – дело небыстрое, за рулем этого делать нельзя. Остановился в кармане для общественного транспорта, которыми водители автомобилей часто пользуются в таких ситуациях. Подходит к нему полицейский: "Что ты тут стоишь? Будем оформлять". Но друг оказался подкованным в правилах дорожного движения и смог доказать свою правоту".

На МКАД за съездами на обочину следят не только полицейские, но и камеры. Они начали фиксировать проезд по обочинам магистрали год назад – в прошлом апреле. Тогда более 100 камер нацелились на "обочечников".

"С помощью камер мы планируем приучить водителей не выезжать на обочину и, тем самым, снизить количество ДТП на МКАД. В итоге движение по скоростной дороге с разрешенной скоростью 100 км в час станет безопаснее, так как многие ДТП происходят при столкновений водителей, объезжающих заторы по обочине, и законопослушных автомобилистов, следующих по своей полосе", – поясняет глава Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Вадим Юрьев.

Фотоматериалы с камер ЦОДД направляются в центр автоматизированной фиксации административных правонарушений ГИБДД для оформления штрафа. Денежное наказание за езду по обочине, согласно КоАП РФ, составляет 1,5 тысячи рублей.

По правилам


Согласно правилам дорожного движения, останавливаться на автомагистралях можно только в местах, где есть специальный знак – "Парковка" или "Место отдыха". В непредвиденных ситуациях остановиться тоже можно – это право водителю гарантирует пункт 16.2 ПДД.

Как пояснили в пресс-службе ГИБДД Москвы, при вынужденной остановке транспортного средства на автомагистрали, водитель должен незамедлительно включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. "Также, в соответствии с пунктом 12.6. Правил дорожного движения Российской Федерации при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, водитель должен принять все возможные меры для отвода транспортного средства из этих мест", – отметили в пресс-службе.

"Я в таких случаях еще включаю дополнительно противотуманную сигнализацию – красные фонари, более яркие, чем аварийка, – говорит Андрей Филин. – Знак поставить тоже нужно, чтобы подстраховаться и точно не подвергать опасности других водителей. Если нет знака – сейчас его наличие не проверяют и многие перестали возить, – сойдет канистра, коробка, любой заметный предмет, который есть в машине".

Какие ваши доказательства


Если штраф выписан, а вы уверены с своей правоте, нужно собирать доказательства. Первым делом позаботьтесь о документальном подтверждении правомерности своих действий.

Фотосвидетельства можно найти на портале "Автокод" или столичном портале госуслуг. Как пояснили в пресс-службе департамента информационных технологий Москвы, их можно использовать при обжаловании штрафа в случае, "если на них видны доказательства вынужденности остановки".

Плохое физическое состояние водителя или пассажиров камера зафиксирует вряд ли – как и необходимость написать смс. Поэтому совершая вынужденную остановку, заранее подумайте, что может послужить доказательством ее необходимости. Например, справка от врача.

Андрей Филин советует полагаться на собственные ораторские способности и человечность сотрудников ГИБДД. "Там тоже сидят люди, и они вас должны понять. Нужно писать подробную объяснительную записку. Укажите в ней все как было – ну, например, ехал с ребенком четырех лет, ребенка затошнило, остановился, чтобы помочь ему. Главное не выдумывать невероятных историй – вряд ли кто-то поверит в то, что вас вдруг ослепил неземной свет или вы увидели в небе щупальца летающего макаронного монстра. Если вам стало плохо и вы остановились, чтобы прийти в себя, так и пишите. А справка, на мой взгляд, не обязательна. Да и как ее получить, если дело во временном плохом самочувствии? Не вызовете же вы скорую на МКАД".

Будете жаловаться


Штраф можно обжаловать в ГИБДД – за съездами на обочину следит только это ведомство.

Подать жалобу нужно в течение 10 дней с момента получения квитанции. Пропустили срок по уважительным причинам (например, были в отпуске) – пишите ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования постановления об административном правонарушении. В случае отказа должностного лица удовлетворить такое ходатайство следует обратиться в районный суд, а если и он отказывается удовлетворять ходатайство – то в суд вышестоящий.

Если нет возможности являться для участия в рассмотрении жалобы в суд или в выписавший штраф орган, нужно в самой жалобе или в отдельном ходатайстве указать просьбу о рассмотрении жалобы в ваше отсутствие и направлении решения на ваш адрес.


Как оспорить неправильно выписанный штраф ГИБДД

К жалобе нужно приложить следующие бумаги:

  • ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении (если 10-дневный срок с момента получения постановления пропущен);
  • копия постановления по делу об административном правонарушении (с двух сторон);
  • дополнительные материалы, подтверждающие информацию, изложенную в жалобе: фото и видео, копии документов и т.п.

Верните деньги!


Как вернуть деньги за ошибочно оплаченный штраф

Что делать, если автовладелец оплатил штраф не глядя, а потом понял, что мог бы этого не делать? Уплаченную сумму можно вернуть, подав заявление на имя начальника подразделения ГИБДД, отправившего постановление о нарушении.

Внимание: сделать это можно только в случае, если штраф успешно обжалован уже после оплаты. К заявлению необходимо приложить копию платежных документов, бумагу, подтверждающую факт обжалования, и реквизиты банковского счета, на который нужно перечислить средства.

Вернуть оплаченный успешно обжалованный штраф можно также онлайн – на портале "Автокод". Список дополнительных документов тот же, только вместо бумаг нужно приложить к заявке их сканы.

Что такое "Автокод"?

Интернет-портал "Автокод" московские власти запустили в 2014 году. Через него водители могут проверить неоплаченные штрафы и погасить задолженность. Пользователь также может узнать историю автомобиля, который решил приобрести: в каких авариях побывала машина, какие повреждения получила, числятся ли за ней долги.

Кстати, через "Автокод" теперь можно записаться в ГИБДД на регистрацию машины или сдачу экзаменов на права. Автомобилист, решивший обжаловать штраф за парковку, также может записаться на прием в Московскую административную дорожную инспекцию.

Можно ли на МКАД оставаться после ДТП

Из Правил дорожного движения каждому автолюбителю известно, что в случае дорожно-транспортного происшествия машина должна оставаться на месте. В свою очередь водитель обязан включить аварийную сигнализацию и выставить на проезжую часть специальный знак.

Однако в пределах МКАД это требование практически невыполнимо. Ведь если автомобиль останется на проезжей части, то он спровоцирует беспорядочные пробки, в которых также не исключены ДТП, включая и серьезные.

Можно ли на МКАД оставаться после ДТП 3

Поэтому на информационных табло, расположенных по магистрали, содержится указание в случае аварии тут же съезжать на обочину. И это не будет оставлением места ДТП (чего боятся многие водители).

Так, в п. 2.6.1 ПДД указано, что водители обязаны освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав все обстоятельства события. Учитывая, что на МКАД стоит множество камер, да и в большинстве машин имеются видеорегистраторы, проблем с выполнением этого требования возникнуть не должно.

Читайте также: