Что необходимо предпринять если в пути следования двигатель перегрелся и закипел пдд

Обновлено: 02.07.2024

Стоящий автомобиль с открытым капотом, из-под которого идет пар, не редкая картина на российских дорогах в жаркое летнее время года. Как избежать закипания автомобиля и что делать, если предотвратить это не удалось.

Стоящий автомобиль с открытым капотом, из-под которого идет пар, не редкая картина на российских дорогах в жаркое летнее время года. Особенно часто такую сцену можно наблюдать на улицах с плотным движением. Как избежать закипания автомобиля и что делать, если предотвратить это не удалось.

Чаще всего закипают на дороге видавшие виды автомобили отечественного производства. Однако современные иномарки даже люксового сегмента также периодически постигает такая участь, в особенности в сильную жару. Явным показателем того, что двигатель перегрелся, являются мощный поток пара, вырывающийся из-под крышки капота. Как правило, это зрелище сопровождается неприятным запахом закипевшей охлаждающей жидкости.

Почему автомобиль закипает

Гарантийное обслуживание автомобиля: подводные камни.

Если в системе охлаждения появляется неисправность, двигатель моментально перегревается и может выйти из строя, что в любом случае сулит дорогостоящий ремонт. Таким образом, пар из-под капота говорит о закипевшем антифризе и серьезном перегреве двигателя.

Ситуация усугубляется, если автомобиль долго находится без движения на жаре с заведенным двигателем, к примеру в пробке.

Есть несколько наиболее распространенных причин, по которым двигатель может перегреваться. Одна из них — выход из строя радиатора охлаждения. Со временем он забивается тополиным пухом и пылью и практически перестает функционировать. Решетку радиатора специалисты рекомендуют промывать как минимум один раз в год.

Бывает, что решетка радиатора повреждается, к примеру, при попадании в нее на высокой скорости камня или при незначительном столкновении автомобиля. Ввиду отсутствия герметичности охлаждающая жидкость постепенно вытекает через радиатор. В такой ситуации требуется замена радиатора, в редких случаях — ремонт.

Кроме того, к перегреву двигателя приводит выход из строя термостата — прибора, поддерживающего постоянную температуру жидкости. Решается проблема также заменой этой детали.

Как предотвратить закипание

Нормальная температура охлаждающей жидкости (антифриз или тосол) — от 90 до 105 градусов по Цельсию. В большинстве моделей автомобилей температуру можно отслеживать по датчику, находящемуся на приборной панели. В некоторых автомобилях эта информация отражается на экране бортового компьютера.

Новые правила техосмотра автомобилей: наглядное пособие.

Большую роль в предотвращении закипания антифриза играет его качество. Хорошая охлаждающая жидкость закипает только при 150 градусах по Цельсию, а более низкого качества — при меньшей температуре.

Именно поэтому не стоит экономить на антифризе, хотя высокая стоимость охлаждающей жидкости и не исключает контрафактного происхождения.

Если по показаниям датчика вы понимаете, что мотор перегрет, можно прибегнуть к небольшой хитрости: включить печку на полную мощность.

Разумеется, в салоне мгновенно станет очень жарко, но благодаря этому удастся отвести тепло от мотора. Однако это поможет ненадолго, и если затор на дороге большой, лучшим вариантом будет все же остановиться на обочине и заглушить двигатель, дав ему остыть.

Во избежание такой неожиданности в поездке специалисты рекомендую проводить профилактику системы охлаждения двигателя в сервисе. Начало лета для такой процедуры — наиболее подходящее время. Кроме того, водителю стоит периодически проверять уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке и доливать ее при необходимости.

В багажнике нужно иметь канистру с парой литров антифриза, что в случае неожиданной поломки в системе охлаждения поможет самостоятельно добраться до сервиса.

Также эксперты подчеркивают важность такого фактора, как чистота двигателя — от слоя грязи и масла мотор также нагревается значительно быстрее.

Если из-под капота пошел пар

Если предотвратить закипание двигателя не удалось, то рекомендуется сразу же остановить автомобиль и заглушить мотор. Когда машина остынет, необходимо долить в расширительный бачок (его можно легко найти под капотом машины — бачок прозрачного цвета с зеленой, желтой, синей или красной жидкостью внутри) охлаждающую жидкость или в крайнем случае дистиллированную воду. Однако стоит понимать, что вода закипает уже при 100 градусах, поэтому проехать много в этом случае все равно не удастся.

Перед тем как откручивать крышку расширительного бачка, нужно выждать порядка 15 минут. В противном случае кипящая жидкость может ошпарить руки. Самый безопасный вариант — не испытывать судьбу и вызвать эвакуатор, который доставит машину в сервис.

peregrev

Летняя жара в этом году наступила рано, а с ней пришли и возможные проблемы с автомобилем. В первую очередь это связано с перегревом двигателя. Давайте разберемся, почему это может произойти, что делать, если это случилось в пути далеко от помощи и как избежать такой ситуации.

Первая, часто встречающаяся проблема, связана с низким уровнем охлаждающей жидкости. Причина – естественный расход (испарение) или небольшая течь в системе охлаждения. Как правило, весной при прохождении ТО его уровень проверяют и при необходимости доливают.

На многих современных автомобилях применяются только индикаторы перегрева в виде контрольных ламп, а на некоторых моделях бортовой компьютер выведет на панель приборов специальный символ, не заметить его невозможно.

А что делать, если двигатель перегрелся в дороге, и вы находитесь далеко от помощи? Если это случилось из-за низкого уровня антифриза, выручит обыкновенная вода.

Перегрев двигателя

На ней можно проехать несколько десятков километров, делая остановки, чтобы долить её до нужного уровня. Но таким способом можно пользоваться только для того, чтобы добраться до сервиса.

А если проблема с электромоторами принудительного охлаждения радиатора, двигаться можно только до момента максимальной температуры. После этого останавливаемся и ждем, пока двигатель остынет.

Что может облегчить работу агрегата в такой ситуации? Рекомендуется пользоваться старым дедовским способом: включить на максимум печку и ехать с включенным обдувом. Это дополнительно позволит двигателю охлаждаться.

А теперь о профилактических мерах. Остатки реагентов после зимы, тополиный пух, пыль и грязь откладываются на внешней стороне радиатора охлаждения и кондиционера, образуя шубу, особенно если вы эксплуатируете автомобиль много и круглогодично.

Поэтому надо обязательно раз в 2 года чистить радиатор, причем со съемом. Без этого качественно промыть загрязнение невозможно. Это сложная операция, поэтому делать её должны специалисты автосервиса.

Система охлаждения двигателя – одна из важнейших систем, отвечающих за исправную работу автомобиля. И последствия её перегрева могут быть очень серьёзными, вплоть до замены двигателя. И это не гарантийный случай.

Столбик термометра уже подбирается к 30 градусам, а это значит, что вскоре многие автомобилисты могут столкнуться с такой проблемой, как перегрев двигателя, особенно на подъеме. Последствия бывают разными, вплоть до капитального ремонта. Поэтому необходимо знать, как вовремя выявить причины неполадки и что надо иметь с собой для их ликвидации.

Сигналом того, что двигатель перегрет – являются потоки пара, которые вырываются из-под капота. Чаще всего они сопровождаются неприятным запахом закипевшего тосола.

Если вдруг такое случилось, то самое разумное тут же остановиться и остудить машину. Почему? Потому что при закипании охлаждающей жидкости, температура пара растет с огромной скоростью. Всего одна минута езды при таком состоянии, может деформировать головку блока цилиндров, или застопорить поршня системы.

Крайне редко, но возможно, что вышел из строя вентилятор. В таком случае необходимо направится прямиком в техсервис. При этом, во время езды, нужно тщательно следить за стрелкой, показывающей температуру двигателя. И как только она приближается к 100 градусам – тут же необходимо остановится, и охладить мотор. И так на протяжении всего пути. Сложно и муторно, но гораздо дешевле, чем капитальный ремонт двигателя.

Если все-таки автомобиль перегрелся?

  1. В этом случае вам рекомендуется выполнить следующие действия:
  2. Двигатель 5-7 минут не глушить — может заклинить.
  3. Остановиться на обочине и открыть капот, включить печку на полную и открыть все дефлекторы в салоне.
  4. Пробку с радиатора не снимать – можно получить ожог паром, но если видно, что жидкости нет, то очень осторожно, желательно тряпкой, открыть, долить охлаждающую жидкость.
  5. Если есть под рукой вода — поливать радиатор, а не двигатель.
  6. На остывшем — проверить масло на предмет попадания в него охлаждающей жидкости. И до тех пор, пока не выяснили причину перегрева и не устранили её — не запускайте двигатель.

Перегрев двигателя внутреннего сгорания (ДВС) в долгой дороге – одна из частых причин, приводящих к ремонту и иным тяжелым последствиям. Поэтому водителю нужно самостоятельно разобраться заранее, какие причины могут вызвать неполадку, что делать при перегреве и каковы результаты того, что машина греется. Ведь специалиста или бесплатного эвакуатора рядом может не оказаться.

Основные приемы

Нельзя открывать крышку радиатора, пока ДВС еще не остыл, поскольку водителя может окатить кипящей водой либо охлаждающей жидкостью. Если же двигатель уже закипел, добавлять воду можно лишь после того, как он станет прохладным.

Другие факторы

Жаркая погода и длительная поездка, особенно с перегрузом и/или на большой скорости – самые распространенные причины перегрева ДВС. Однако неполадку могут вызвать и иные факторы. Если авто часто перегревается в пробках при нормальной погоде, то причиной могут быть:

Если утечка не найдена, скорее всего, дело в неисправности термостата. Конечно, поменять термостат на дороге не получится, но можно очень аккуратно и осторожно доехать до магазина или автосервиса вовсе без него. На месте нужно подождать, пока двигатель остынет, снять свой термостат и подсоединить шланги напрямую. Если машина хорошо заведется и будет работать, не перегреваясь, значит, проблема была именно в термостате. Теперь, главное, не забыть поставить его сразу, как появится возможность. Длительная поездка без термостата может повредить ДВС.

Рекомендуется всегда иметь в машине запасную емкость с антифризом или водой. Часто ДВС перегревается из-за малого количества охлаждающей жидкости. Долив ее, можно легко решить проблему.

Перегрев двигателя может не только испортить поездку, но и повлечь более серьезные проблемы. Поэтому если планируется дальнее путешествие, рекомендуется отогнать авто в сервис и пройти полную диагностику, чтобы не столкнуться в дороге с неожиданными проблемами.

Когда посреди поездки на автомобиле на панели приборов вдруг зашкалил температурный индикатор движка, а из под капота повалил дым – дело плохо. Самое простое, что может быть – это отсутствие или выкипание охладителя в системе охлаждение. Однако причины могут быть намного сложнее и опаснее. Поэтому стоит включить аварийную сигнализацию, съехать на обочину, отключить двигатель и заняться выяснением причин неисправности.

фото 1

  • Если из-под капота валит пар, нужно максимально быстро отключить двигатель, пока мелкая поломка не превратилась в большую, но не открывать пробку бачка с охлаждающей жидкостью, чтобы не обжечься.
  • Если пара нет, но стрелка на панели зашкалила на красное поле, движок следует довести до 2000 оборотов, отключить кондиционер и включить печку. Это поможет сбить температуру нагрева, защитить агрегат от теплового удара и избежать образования паровых пробок в системе охлаждения. Если после этого печка дает холодный воздух, но падения стрелки нет - глушите мотор.
  • Сразу проверьте уровень воды или антифриза в системе охлаждения. Если недостаточно – нужно долить и пождать, пока движок остынет до теплого состояния.
  • Проверьте уровень масла. Если вдруг он повышен, значит, пробита прокладка в блоке цилиндров или порван ремень привода генераторной помпы. В этом случае, заводить машину нельзя.
  • Если нет течи и пара, из выхлопной трубы не идет белый дым, и стрелка не лезет вверх, можно осторожно завести авто, вылить на радиатор холодной воды. После этого можно ехать.

Если после всего этого машина больше не греется, не расслабляйтесь – каждые несколько часов проверяйте уровень масла и охладителя в системе, а также следите за появлением или отсутствием подтеков. Если изменений не обнаруживается – считайте, что на этот раз вы легко отделались, и начинайте искать причину.

Причины закипания двигателя авто

Причин, на самом деле, может быть множество, но большинство из них связаны с неисправностями в самом движке и системе охлаждения. Некоторые поломки вы не сможете определить без серьезной диагностики, а кое-что можно попробовать найти самостоятельно.

Двигатель

  • Повреждение цилиндров . Когда в цилиндрах между блоком и головкой образовываются трещинки, в систему охлаждения могут попадать горячие газы. Контактируя с охладителем, они сильно нагревают его, и из выхлопной трубы начинает идти белый дым.
  • Повреждение головки блока цилиндров. При частых перегревах движка головка постепенно деформируется и изменяет посадочную плоскость. Определить дефект можно только при полной разборке блока.
  • Повреждение прокладки головки блока цилиндров. Прокладка установлена между блоком и головкой, и если рвется, то горячий газ начинает поступать в охладитель, перегревая его.
  • Деформация или износ поршней. Изношенные поршни вызывают усиленное трение, нагревая цилиндры. Обнаружить повреждение можно диагностикой, но починить не получится – придется полностью менять.
  • Износ деталей коробки передач. Чтобы двигать детали изношенной КПП, движку приходится работать на повышенных нагрузках, что ведет к его износу и перегреву.
  • Высокие нагрузки на мотор. Перегрев возможен при длительной работе движка на высоких оборотах и некорректной езде на низких передачах.

фото 2

Система охлаждения

  • Износ термостата . Модуль может просто заклинить, когда он находится в закрытом положении, и охлаждающая жидкость не сможет курсировать к радиатору/от радиатора по большому кругу. Необходимо проверить патрубки мотора: если они холодные – значит, надо чинить термостат.
  • Поломка радиатора. Если его соты или внутренние полости забились пылью и грязью, то в систему не поступает достаточного количества холодного воздуха. Следует промыть радиатор.
  • Поломка помпы. Если насос (помпа) не обеспечивает нормальной циркуляции охладителя в системе, жидкость будет перегреваться. Поломанный насос обычно скрипит или стучит, и его следует заменить.
  • Поломка вентилятора. В этом случае охладитель поступает мало холодного воздуха из радиатора, жидкость перегревается. Некорректная работа вентилятора может быть связана, в том числе, со сломанным термодатчиком.
  • Неисправность расширительного бачка. При его поломке или поломке встроенного в крышку бачка клапана, давление в системе охлаждения становится нестабильным, из-за чего падает температура охладителя.

Кроме того, перегрев двигателя могут вызвать банальные проблемы проходимости каналов в системе охлаждения, которые замусориваются герметиками, используемыми для герметизации трещин, либо закупорки воздушными пробками (из-за недолива или неправильного залива охладителя). Еще одна проблема – утечка охладителя при нарушении герметики трубопроводов системы (загляните под машину – ищите подтеки).

В зимнее время перегрев в системе охлаждения может быть вызван некачественным антифризом, у которого порог кипения ниже стандартных +110С. В этом случае охладитель не сможет нормально охлаждать движок, работающий при +95% - он закипит раньше и приведет к перегреву агрегата.

Последствия перегрева

Перегревание узлов и механизмов двигателя и системы охлаждения – это их работа в чрезвычайно критических условиях, и очень важно, как долго он находится в перегретом состоянии. Если при этом двигатель работает под большими нагрузками или на холостых оборотах, вероятность разрушения основных узлов и механизмов очень высока.

  • В течение первых 5-10 минут после закипания могут начать плавиться поршни в автомобилях старых модификаций (если идет белый выхлоп – нужна диагностика)
  • В течение 20 минут – могут начаться необратимые деформации в блоке цилиндров ДВС: повреждения в ГБЦ и маслосъемных кольцах, возможны повреждения прокладок и сальников.
  • В течение 45-50 минут (критический перегрев) – прогорают поршни, разрушаются цилиндры и гнезда клапанов, плавится и деформируется коленвал и трущиеся механические соединения, перестает работать система смазки.

Конечная стадия перегрева – полный выход двигателя из строя из-за заклинивания поршней в гильзах цилиндров и разрушения БЦ. В этом случае урон максимален, и мотор, скорее всего, придется полностью менять.

фото 3

В заключении следует отме т ить, что перегрев ДВС – сложная и неприятная ситуация, сигнализирующая о явных проблемах и износе двигателя и узлов системы охлаждения движка автомобиля. Чтобы избежать ее, следует регулярно проводить техническое обслуживание и обращаться к глубокой диагностике главных систем машины при появлении первых же симптомов неисправностей.

Кроме того, большое значение в профилактике поломки мотора и системы ОЖ играют контрольно-измерительные датчики и система электронного мониторинга состояния авто в новых автомобилях. Они первыми отмечают нарушение корректного режима работы двигателя и своевременно могут предупредить серьезные неприятности.

Читайте также: