Что относится к индивидуальным особенностям водителя

Обновлено: 02.07.2024

Согласно исследованию, подготовленному DriveSmart, каждый третий автомобилист считает себя хорошим водителем (ровно 32%), а 33% считают, что они очень хороши за рулем. Это еще не все: 23% опрошенных заявили о превосходной управляемости своего автомобиля. При этом совсем мало тех, кто считает себя плохим водителем: обычный автолюбитель — 3%, плохой автомобилист — 0,4%.

Качества хорошего водителя

Что же характеризует хорошего водителя? Хороший водитель знает правила дорожного движения, уважает других водителей, и ухаживает за своей машиной.

Под автострахованием понимается тип страховых услуг, предоставление которых направлено на защиту интересов владельцев транспортных средств. Объектом страхования становится либо непосредственно автомобиль/мотоцикл/спецтехника, либо гражданская ответственность их собственника/водителя. Рассмотрим подробнее основные виды страховок на автомобиль, которые применяются в России на практике.

  1. Виды автострахования
    1. ОСАГО
    2. ДСАГО
    3. КАСКО
    1. Какие виды автострахования применяются в России чаще всего?
    2. Какой полис обойдется дороже – ОСАГО, ДСАГО или КАСКО?
    3. Какие виды страховки являются обязательными, а какие – добровольными?
    4. Кто контролирует рынок услуг автострахования в России?

    Виды автострахования

    Наиболее распространенными на сегодняшний в день в России считаются такие виды страхования автомобиля – один обязательный (ОСАГО) и два добровольных (ДСАГО и КАСКО). Особенности каждого из них имеет смысл рассмотреть подробнее.

    ОСАГО

    Оформление полиса ОСАГО позволяет застраховать гражданскую ответственность автовладельца. Наличие страховки выступает одним из обязательных условий для управления любым транспортным средством на дорогах страны.

    Документ защищает водителя автомобиля в случае, если он становится виновником ДТП. В подобной ситуации компенсация пострадавшей стороны выплачивается страховой компанией, оформившей полис. Законодательством установлена предельная сумма выплаты. Она достигает полумиллиона рублей при нанесении вреда здоровью или жизни других людей и равняется 400 тыс. рублей, если речь идет об ущербе транспортному средству.

    Это касается и правил расчета стоимости обязательной страховки. Она определяется путем умножения базового тарифа (коридор между минимальной и максимальной ставкой – устанавливается Центробанком России) на несколько коэффициентов, значения которых учитывают несколько параметров:

    • категория и мощность транспортного средства;
    • правовой статус собственника техники;
    • возраст и стаж водителя;
    • тяжесть и частота ДТП, виновником которых он стал, и т.д.

    ДСАГО

    Полис ДСАГО также страхует гражданскую ответственность автовладельца, но на добровольных началах. Фактически выступает дополнением к ОСАГО, позволяя увеличить величину страховой компенсации. Максимальное значение выплаты равняется 3 млн. рублей, что позволяет возместить практически любой ущерб, нанесенный транспортному средству.

    Конкретное значение компенсации определяется договором, заключенным со страховой компанией. Допускается назначение любой суммы в пределах указанного выше лимита. Порядок оформления полиса ДСАГО и правила расчета стоимости страховки разрабатываются непосредственно автостраховщиком. Контроль над этими процессами со стороны регулятора рынка намного менее жесткий, чем по отношению к ОСАГО.

    КАСКО

    Еще одна разновидность добровольного автострахования. В этом случае объектом страховки становится автомобиль. Наличие полиса позволяет получить компенсацию ущерба, нанесенного транспортному средству – как во время движения, так и в случае противоправных действий третьих лиц, например, угона.

    Перечень страховых рисков определяется по согласованию сторон и перечисляется в полисе КАСКО. Он выступает, наряду с характеристиками автомобиля, ключевым фактором, влияющим на итоговую стоимость страховки. Правила расчета цены, как и другие нюансы оформления автострахования КАСКО, определяются конкретной страховой компанией.

    Обычно стоимость полиса заметно превышает сумму, которую требуется заплатить в рамках получения страховки по ОСАГО.

    Другие виды страхования

    На практике применяются, хотя и значительно реже, другие виды автострахования. Обычно речь идет о защите водителей, а не транспортного средства. В качестве примера можно привести страховку от несчастных случаев, когда перечень рисков включает:

    • вред здоровью;
    • смерть;
    • потерю трудоспособности и другие подобные страховые случаи.

    Характерные особенности автострахования такого рода выражаются в нескольких ключевых моментах, в числе которых:

    • добровольный характер процедуры;
    • определение стоимости по правилам, разработанным страховой компанией;
    • объектом страховки могут становиться люди, которые находятся внутри машины в процессе движения – как водитель, так и пассажиры.

    Отдельного упоминания заслуживает автострахование при выезде за границу России. Например, при посещении на собственном автомобиле стран Шенгенской зоны оформляется полис по системе Зеленая карта. Такая страховка является обязательным требованием для пересечения границы с подобным государством.

    Ответы на вопросы

    Какие виды автострахования применяются в России чаще всего?

    Самым востребованным видом автострахования справедливо считается ОСАГО. В этом нет ничего удивительного, так как он является обязательным. Далее по популярности следуют два добровольных – КАСКО и ДСАГО.

    Какой полис обойдется дороже – ОСАГО, ДСАГО или КАСКО?

    На итоговую стоимость каждого из перечисленных видов автостраховки влияет множество факторов. Но в общем случае при равных стартовых условиях самым дорогим наверняка окажется полис КАСКО. ОСАГО занимает промежуточное место, а ДСАГО, если не включать слишком большое количество рисков, потребует наименьших расходов.

    Какие виды страховки являются обязательными, а какие – добровольными?

    В России к числу обязательных относится только один вид автострахования – ОСАГО. Также страховка потребуется и во время заграничной поездки. Например, по системе Зеленая карта при въезде в страны Шенгенского соглашения. Все остальные разновидности автостраховки являются добровольными.

    Кто контролирует рынок услуг автострахования в России?

    Регулятором отечественного рынка страховых услуг, в том числе в части автострахования, выступает Центробанк страны. Серьезную роль в управлении конкретным сегментом играет РСА – Российский Союз Автостраховщиков.

    Подведем итоги

    Наиболее популярными и востребованными видами автострахования в России выступают три: ОСАГО, КАСКО и ДСАГО. Первый относится к обязательным, а два оставшихся нередко дополняют его. В этом случае - при правильном подходе к оформлению договоров со страховыми компаниями – удается надежно и эффективно защитить интересы автовладельца и водителя, что выступает главной целью автостраховки.

    С 1 января 2021 года применяются новые профессиональные и квалификационные требования к водителям организаций и ИП, занимающихся коммерческими перевозками и перевозками для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями. За неисполнение данных требований организацию могут оштрафовать на 100 тыс. руб.

    Обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок, установлена п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ. Приказом Минтранса России от 31.07.2020 N 282 утверждены новые профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к работникам организаций и индивидуальных предпринимателей при осуществлении следующих видов перевозок:

    • коммерческие перевозки – перевозки пассажиров (на основании договора перевозки или договора фрахтования) и/или грузов (на основании договора перевозки);
    • перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями– перемещение лиц (кроме водителя) и/или материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения вышеуказанных договоров. Требования распространяются и на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих такие перевозки самостоятельно.

    Для достижения необходимого уровня знаний и умений, установленных требованиями, работники должны проходить обучение в образовательных организациях.

    Если сравнить положения новых требований с прежними, то, например: –водитель грузового автомобиля теперь должен знать правила использования тахографов, хотя уметь использовать их в работе он должен был и ранее; –установлено, что водитель грузового автомобиля может иметь иностранное водительское удостоверение в случаях, установленных законодательством РФ (ранее требования этого не позволяли и в этой части противоречили п. 13 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ);

    – к знаниям водителя легкового автомобиля тоже появились новые требования. Водитель среди прочего должен знать, как оказывать помощь при посадке и высадке пассажиров, в том числе с использованием спецустройств для инвалидов, а также основы погрузки, разгрузки, размещения и крепления грузовых мест, багажа в кузове автомобиля, опасность и последствия перемещения груза.

    Ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, установлена п. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ (для юридических лиц штраф составляет 100 тыс. руб.).

    Надежность водителя — это способность безошибочного вождения
    транспортного средства при различных дорожных и погодных условиях
    в течение рабочего времени. Надежность определяется комплексом
    взаимосвязанных медико-биологических, психофизиологических и
    внешних факторов
    Надежность - это качественная характеристика водительской деятельности
    (работоспособность)
    и
    определяется
    количественной
    характеристикой
    результативностью и эффективностью его работоспособности в экстремальных
    условиях.
    К основным факторам, определяющим надежность, относятся:
    • профессиональная пригодность,
    • подготовленность
    • работоспособность.

    На результативность и эффективность работоспособности
    водителя оказывают влияние индивидуальные психологические
    особенности, условия деятельности и особенности потока
    информации.
    1. К индивидуальным особенностям относятся:
    •психофизиологические
    (темперамент,
    время
    реакции,
    особенности восприятия, пороговые данные ощущений,
    внимание, память, особенности мышления и т.д.),
    • личностные качества (характер, мотивация, установки),
    •уровень профессиональной подготовки, физические данные и
    состояние здоровья.
    2. Условия деятельности включают: особенности рабочего
    места
    (расположение
    органов
    управления,
    приборов,
    сидения);обзорность,
    видимость;
    исправность
    техники;
    микроклимат кабины (влажность температуры воздуха, скорость
    воздушного потока);состояние дороги; интенсивность, скорость
    движения; уровень организации движения.
    3. К особенностям потока информации относятся:
    пространственное расположение источников информации,
    скорость информационного потока; легкость восприятия
    информации, которая определяется размерами, контрастностью,
    освещенностью (цифр, слов, знаков).

    Подготовленность водителя определяется наличием у него профессиональных знаний,
    умений и навыков, необходимых для самостоятельного управления транспортным
    средством в различных дорожных и климатических условиях.
    Знания - это совокупность усвоенных водителем сведений, необходимых для
    эффективного и безопасного управления транспортным средством. Для водителя
    объем знаний предусмотрен действующими программами подготовки и приобретается
    в процессе обучения. Однако, обладая только знаниями, человек не может управлять
    автомобилем. Для этого ему нужно владеть комплексом специальных умений и
    навыков.
    Умение- это способность правильно использовать специальные знания в
    практической деятельности. Водитель должен уметь уверенно управлять автобусом в
    различных дорожных и метеорологических условиях, быстро оценивать дорожнотранспортную обстановку при ее изменении. Кроме того, он должен своевременно
    выполнять необходимые действия, обеспеспечивающие безопасность движения. Для
    этого ему необходимо сформировать навыки.
    Навык- это способность в процессе деятельности выполнять отдельные действия
    автоматически без специально направленного внимания, хотя и под контролем
    сознания. Опытный водитель, не задумываясь, выполняет рабочие воздействия при
    управлении транспортным средством. Если он при этом допускает ошибку, то
    своевременно замечает и исправляет ее.

    5. Факторы, влияющие на надежность водителей

    Надежность деятельности водителя зависит от комплекса факторов. Наиболее
    значимые из них: уровень квалификации, стаж работы, психологическая
    устойчивость, отсутствие алкогольной и наркотической зависимости.
    Возраст. Изменение возраста водителя определяет две составляющие, влияющие на
    качество вождения. Будем их оценивать по относительному числу ДТП (пот),
    представляющему собой число ДТП отнесенное к суммарному пробегу автомобилей за
    определенный срок. Одна из составляющих - неопытность, завышенная самооценка
    молодого водителя, приводящие к увеличению числа ДТП.
    Проведенными исследованиями установлено,
    что нижняя граница безопасного возраста
    водителей мужчин 26 - 34 года (ДТП с
    тяжелыми последствиями), для женщин водителей безопасный возраст наступает с 23 27 лет. Возраст, когда число ДТП достигает
    минимума, наступает сравнительно поздно и
    составляет 45 - 53 года у мужчин и 36 - 43 года у
    женщин.

    6. Реакция водителя

    Время реакции - это интервал времени между моментом появления сигнала об
    опасности и окончанием ответного действия
    Время реакции может изменяться по мере накопления профессионального
    опыта, а также в результате тренировки.
    Значение времени реакции водителя определяется тем, что
    от него зависит остановочный путь автомобиля, а,
    следовательно, и исход аварийной ситуации. Общее время,
    необходимое для остановки автомобиля, включает в себя
    • время реакции водителя (с момента восприятия
    препятствия до начала нажатия на педаль тормоза);
    • время срабатывания привода тормозов (с момента
    нажатия на педаль тормоза до момента начала
    срабатывания привода)
    • время действия полностью включенных тормозов (от начала торможения до остановки автомобиля).

    7. Пути повышения надежности водителей

    8. Действия водителя во внештатных (критических) ситуациях

    9. Типы темперамента

    Тип
    Описание
    Холерик
    Сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности,
    и способности отдаваться делу с исключительной страстностью, в
    бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности.
    Сангвиник
    Сильный тип темперамента, характеризуется подвижностью,
    высокой психической активностью, разнообразием мимики,
    отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью.
    Флегматик
    Сильный тип темперамента, связанный с медлительностью,
    инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым
    внешним выражением эмоций, низким уровнем психической
    активностью.
    Меланхолик
    Слабый тип темперамента, которому свойственно замедленность
    движения, сдержанность моторики и речи, низкий уровень
    психической активности, лёгкая ранимость, склонность глубоко
    переживать даже не зная события, преобладают отрицательные
    эмоции.

    10. Получение навыков профессионального и безопасного вождения.

    Два основных мотива человека:
    Первый.
    Достижение успеха. Мы ставим перед собой цель,
    достижение которой однозначно расцениваем как
    успех.
    Например:
    освоить
    технику
    управления
    автомобилем в совершенстве, и тогда появляется
    стремление
    добиться
    в
    этой
    области
    совершенства, и мы находим средства и
    совершаем действия, которые направлены на
    достижение поставленной цели. Осознавая для
    себя мотив достижения успеха, люди реально
    оценивают свои возможности и ошибки, как в
    жизни, так и на дороге и не перекладывают свою
    ответственность на других.
    Второй основной мотив человека – это избегание
    неудач. И тогда цель человека заключается не в
    достижение успеха, а в боязни неудач и теперь у
    человека нет цели,
    и у него появляется
    неуверенность в себе потому, что у него нет веры в
    достижении успеха. Он боится, что его могут
    осудить и обидеть. Этот страх зачастую
    проявляется в агрессивном поведении. У человека
    возникает закрытость получения новых знаний и
    навыков:

    - он не испытывает удовольствия от процесса обучения;
    - он пропускает занятия, оправдывая себя мнимыми причинами;
    - всю ответственность за свои неудачи он перекладывает на преподавателей;
    - он ставит перед собой либо слишком легкие, либо недостижимые задачи;
    - он не воспринимает высказывания преподавателей о своих собственных способностях и
    возможностях, потому что его внутренняя самооценка слишком занижена или, наоборот,
    завышена.
    Всё это НЕ способствует получению навыков эффективного и безопасного вождения.

    Способности человека к профессиональной деятельности
    водителя автомобиля определяются следующими качествами:
    • хорошее физическое развитие, выносливость, достаточная
    ловкость и хорошая координация движений;
    • лёгкость формирования двигательных навыков;
    • высокая степень развития органов чувств, в особенности зрения
    и суставно-мышечного чувства;
    • скорость и точность сенсомоторных реакций;
    • быстрота и точность определения скорости движения и
    пространственных отношений;
    • хорошее распределение, быстрая переключаемость и высокая
    устойчивость внимания;
    • хорошая зрительная и оперативная память;
    • высокая готовность памяти;
    • настойчивость, решительность, смелость, терпение;
    • эмоциональная устойчивость;
    • самообладание, дисциплинированность;
    • инициативность и сообразительность.


    управлять легковым автомобилем в различных дорожных и метеорологических условиях;

    соблюдать Правила дорожного движения, уверенно действовать в сложной дорожной обстановке и не допускать дорожно-транспортных происшествий;

    проводить контрольный осмотр автомобиля перед выездом и ежедневное техническое обслуживание;

    Анализ программ подготовки водителей различных категорий показывает, что все они (с незначительными различиями в формулировках) включают в себя одни и те же разделы. Последовательность изучения разделов Правил дорожного движения имеет определенную логику, закономерность. Действительно, после освоения основных положений и обязанностей участников дорожного движения, изучаются все виды дорожных знаков и дорожной разметки, сигналы светофора и регулировщика. А затем, значительно позже, — начинается освоение способов проезда перекрестков различного типа [2, с. 56].

    В практике подготовки будущих водителей имеют место и ряд противоречий , которые декларируются в специальной научно- методической и популярной литературе, но не находят ни научного, ни практического решения. Например, между формами и методами обучения, ориентирующими будущих водителей на запоминание алгоритмов управления автомобилем в типичных ситуациях при дорожном движении с малой интенсивностью и приёмами практической деятельности водителей в условиях современного интенсивного дорожного движения, требующего обобщённых способов мышления при решении постоянно меняющихся дорожно-транспортных задач. Или между статистически высокими показателями обученности будущих водителей в соответствующих образовательных учреждениях и значительным количеством ДТП, возникающих на основе незнания (и нарушения) освоенных Правил дорожного движения и т. д.

    Подготовку будущих водителей, отвечающую современным требованиям организации дорожного движения, необходимо осуществлять, используя психологические теории обучения. Было проведено исследование учащихся автошкол. Всех кандидатов в водители разделили на две экспериментальные группы. Подготовка первой экспериментальной группы осуществлялась на основании стандартизированной программы. Она включала в себя все ранее перечисленные разделы необходимые для формирования знаний и навыков будущего водителя. Учащиеся второй экспериментальной группы прошли ряд тестирований, направленных на изучение их психологических характеристик, был определены такие параметры как: эмоциональность, предрасположенность к риску, скорости реакций, память и устойчивость к помехам. В итоге для каждого из студентов второй группы были внесены корректировки в программу обучения, таким образом, чтобы она была максимально эффективной и учитывала индивидуальные особенности студента. В зависимости от результатов исследования в программу были добавлены дополнительные часы практических либо теоретических занятий, тренинги для улучшения памяти. Также были разработаны маршруты с учетом индивидуальных особенностей студента, с целью лучшего запоминания ПДД и усвоения механизма действия в сложных дорожных ситуациях. Была разработана учебная задача по проезду перекрестков различного вида. В экспериментальной группе осуществлялась специальная организация учебной деятельности (выполнение преобразующих, моделирующих учебных действий, различных видов контроля и оценки и др.) по формированию обобщенных способов проезда перекрестков различного вида. Результаты такого подхода подвели в конце курса обучения на экзамене. Общее число ошибок первой группы по теоретическому экзамену составило 18,второй 5. Количество не сдавших по группам:16 и 2 соответственно. Результаты показаны на графике (рисунок 1). Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: определяющим для успешности управления автомобилем выступают: хорошее знание Правил Дорожного Движения; способность прогнозировать развитие дорожной ситуации на основе возможного действия её участников; эмоционально-волевые особенности личности, осмысленность восприятия дорожной ситуации. Остальные качества составляют группы средне и малозначимых.


    Рис. 1. Результаты экзамена

    Водители, прошедшие подготовку в условиях подхода, основанного на индивидуальных психологических характеристиках обучающегося, допускали меньшее количество ошибок в теоретической части экзамена. В первой экспериментально группе, проходившей подготовку в условиях традиционного обучения, наблюдался больший процент не сдавших экзамен. Любой процесс принятия решения не может быть осуществлен без участия памяти, как свойства нервной системы хранить информацию о событиях и реакциях организма на эти события. Поэтому водителю важно обладать хорошей и, кроме того, долговременной памятью, которая хранит все навыки, приобретенные в процессе учебы и практики. Освоение Правил Дорожного Движения в условиях индивидуального подхода к обучению, способствует формированию рефлексивных компонентов мышления в соответствующей предметной области, проявляющейся в содержательном обосновании оценки профессиональных качеств, определяющих успешность управления автомобилем. Обучение будущих водителей Правилам Дорожного Движения может осуществляться в форме построения и решения учебных задач. Оно позволяет формировать у них общий способ решения дорожно-транспортных задач, связанных с проездом перекрёстков различного вида. Для успешной реализации разработанной программы обучения Правилам дорожного движения существенное значение имеет создание ряда психолого-педагогических условий: организация самостоятельной работы будущих водителей по обоснованию правильности выполнения предметных преобразований; использование наглядно-образных и знаково-символических моделей частных и общих способов действий; особые формы предъявления контрольных заданий (тесты и др.), требующие самостоятельного составления ответа на вопрос, в отличие от выбора его из нескольких предложенных вариантов. Выполнение преобразующих, моделирующих учебных действий, различных видов контроля и оценки в процессе постановки и решения учебной задачи привело к существенным изменениям в способах решения дорожно-транспортных задач значительного числа будущих водителей экспериментальных групп. Способ обучения будущих водителей влияет на оценку профессиональных качеств, определяющих успешность управления автомобилем. При постоянно высокой оценке знания ПДД, характерной для любого способа обучения, освоение предметного материала в условиях специально организованной учебной деятельности статистически значимо повышает оценку способности прогнозирования развития дорожно-транспортных ситуаций. Учет психофизиологических характеристик в процессе обучения позволяет качественно повысить уровень подготовки водителя и его надежность. Полученные данные свидетельствуют об эффективности разработанного подхода к обучению будущих водителей и открывают новое направление в проектировании содержания и методов освоения Правил дорожного движения в условиях дополнительной профессиональной подготовки взрослых. Таким образом, проведение исследования индивидуально-психологических качеств кандидатов в водители с выдачей соответствующих рекомендаций и проведением коррекционных мероприятий, в полной мере способствует более качественной подготовке водителей, что в свою очередь ведет к снижению риска возникновения опасных ситуаций на дороге. Повышение надежности водителя может достигаться посредством улучшения его профессионального обучения и тренировки навыков, что является одной из задач организации профессионального отбора и обучения.

    Романов, А. Н. Автотранспортная психология: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений/А. Н. Романов.- М.: Академия, 2002.- 224 с.

    Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, различный вид, успешность управления, экспериментальная группа, дорожная ситуация, индивидуальная особенность студента, обучение будущих водителей, Правило, различный вид контроля, учебная задача.

    Читайте также: