Что означает белый световой сигнал при применении предупредительной сигнализации на производстве

Обновлено: 02.07.2024

3.10.1 Передвижные забойные машины, а также машины имеющие открытые подвижные части, должны снабжаться устройствами звуковой сигнализации для подачи предупредительного сигнала перед пуском машины и перед включением любого ее подвижного узла, работа которых может представлять опасность для находящихся поблизости работников.

Слышимость сигнала должна обеспечиваться во всей зоне, опасной для работников.

3.10.3 Предупредительный звуковой неречевой сигнал должен иметь следующие параметры:

- уровень звука - не менее 95 дБ на расстоянии 1 м по оси излучателя звука:

- для протяженных объектов (например, для секций лавной крепи, очистных машин с бесцепной системой подачи) должен иметь уровень звука не менее 75 дБ на расстоянии 0,5 м по оси излучателя звука;

- длительность подачи сигнала - 6-15 с;

- частота сигнала - 800-2000 Гц. Допускается при применении частотно-модулъного сигнала повышение частоты до 3500 Гц.

В лаве устройства (посты) звуковой сигнализации должны устанавливаться на расстоянии не более 10 м друг от друга.

Расстояние между устройствами (постами) звуковой сигнализации в конвейерном штреке лавы должно обеспечивать отчетливую слышимость сигнала по всей длине конвейерной линии.

По структуре сигнал может быть прерывистым, непрерывный, а также модулированный по частоте или амплитуде.

Прерывный сигнал должен быть скважностью равной 2, с длительностью импульса 1…2 с.

Непрерывный сигнал может быть однотональным и многотональным с временен звучания каждого тона 0,3…0,5 с. Тональные сигналы могут быть также модулированы по частоте и амплитуде.

- уровень звука - не менее 75 дБ на расстоянии 1 м по оси излучателя звука;

3.10.5 Для машин, работающих в одном забое, рекомендуется применять предупредительные сигналы, отличающиеся между собой.

3.10.6 Система управления должна обеспечивать автоматическую подачу предупредительного сигнала при воздействии на органы включения (пуска) машины или ее отдельных частей и узлов.

Допускается для отдельных машин и механизмов иметь возможность повторного их включения без подачи предупредительного сигнала, если промежуток времени между двумя следующими друг за другом пусками не превышает 6 с.

3.10.7 В отдельных случаях для многоприводных машин и машин, выполняющих технологические операции путем многократных перемещений, допускается наличие раздельных органов для подачи сигнала и для включения машины.

При этом должна предусматриваться блокировка, обеспечивающая возможность пуска машины только после подачи предупредительного сигнала необходимой длительности и не позже, чем через 6 с после окончания сигнала.

3.10.8 Для машин, автоматически выполняющих циклические движения (струги, скрепероструги и т.п.), сигнал должен подаваться автоматически перед первым включением любого из приводов (струга или конвейера).

3.10.9 Для машин, имеющих гидравлический многооперацион­ный способ управления, а такие машин с электрическим управлением, у которых невозможно установить постоянную блокировочную зависимость между работой отдельных частей, допускается иметь независимые (несблокированные), команды на подачу предупредительного сигнала и включение машины, но с сохранением установленной длительности.

3.10.10 В системе предупредительной сигнализации должен предусматриваться автоматический контроль подачи сигнала. Допускается осуществлять контроль сигнала по электрическим параметрам (току или напряжению) цепи сигнализации в самой удаленной ее точке.

Выполнение контроля подачи предупредительного сигнала не обязательно при местном управлении в тех случаях, когда сигнализаторы звука находятся на машине, а излучаемый сигнал воспринимается машинистом.

3.10.11 Забойные комплексы для выемки руды лавами должны быть оборудованы абонентскими переговорными устройствами (постами связи) системы двухсторонней оперативной громкоговорящей связи. Количество и места размещения переговорных устройств в забое должны обеспечивать удобство и безопасность их использования. Рекомендуется использовать систему оперативной громкоговорящей связи для передачи сигналов аварийного оповещения.

3.10.12 Двухсторонняя громкоговорящая связь должна обеспечиваться как при наличии напряжения на очистном комплексе, так и при его отсутствии в течение 4 час.

3.10.13 Допускается использовать посты связи для размещения органов управления и элементов индикации.

3.10.14 Цепи громкоговорящей связи и предупредительной сигнализации должны быть искробезопасными.

Средства борьбы с пылью

3.11.1 Забойные машины и комплексы должны комплектоваться эффективными и надежными средствами борьбы с пылью способом сухого пылеподавления (пылеулавливания). Рекомендуется также применение способа гидрообеспыливания путем мелкодисперсного орошения водой, создание завес, применение пара низких параметров, пены. Бурильные установки и буровые станки рекомендуется комплектовать средствами (воздушно-водяной) продувки шпуров и скважин.

Параметры средств пылеподавления должны уточняться по мере накопления опыта.

3.11.2 Все элементы средств борьбы с пылью, смонтированные непосредственно на забойной машине, должны быть надежно защищены от механических повреждений, а к узлам, требующим обслуживания, должен быть обеспечен свободный доступ.

3.11.3 При применении средств гидроорошения должна применяться вода питьевого качества.

В системе гидроорошения должны предусматриваться фильтры, удобные для очистки, обеспечивающие задержание механических взвесей крупнее 0,5 мм.

3.11.4 В средствах борьбы с пылью забойных машин рекомендуется предусматривать устройства для изменения режима работы в зависимости от различных горнотехнических условий.

3.11.5 Для защиты от накопления статического электричества все металлические детали пылеулавливающих установок должны быть электрически соединены с заземляющим устройством или сетью заземления забойной машины.

3.11.6 Для пылеулавливающих установок забойных машин должны применяться металлические трубы или трубы, изготовленные из прочных негорючих и неэлектризующихся материалов. Удельное поверхностное электрическое сопротивление материалов труб должно быть не более 3÷10 8 Ом.

3.11.7 Для воздухопроводов допускается применение материалов с удельным поверхностным электрическим сопротивлением более 3÷10 8 Ом при условии выполнения одного из следующих требований:

- воздухопровод пылеулавливающих установок должен иметь покрытие, обеспечивающее снижение удельного поверхностного электрического сопротивления до 3÷10 8 Ом;

- воздухопровод по всей длине должен быть армирован металлической спиралью. Шаг спирали должен быть не более 100 мм. Отдельные звенья спирали должны соединяться между собой и присоединяться к заземляющим элементам.

3.11.8 Тканевые фильтры пылеулавливающих установок должны по всей длине крепиться к корпусу забойной машины, бункеру-перегружателю или к другим машинам и механизмам.

3.11.9 Проходческие и проходческо-очистные комбайны должны поставляться в комплекте с элементами крепления воздухопровода, фильтров и других узлов пылеулавливающей установки.

3.11.10 При использовании в приводе забойных машин электродвигателей с воздушным охлаждением выхлоп воздуха из двигателей должен направляться таким образом, чтобы активная струя: воздуха не попадала на поверхность выработки или отбитой руды. Скорость воздуха на расстоянии 0,5 м от выхлопных окон электродвигателей не должна превышать 1 м/с.

3.11.11 Всасывающие диффузоры пылеотсасывающих установок должны быть защищены сеткой с размером ячейки не более 10 мм.

Аварийная сигнализация срабатывает при достижении контролируемым параметром предельно допустимого значения, при котором дальнейшая работа двигателя может привести к аварии. Аварийный звуковой сигнал подается ревуном, световой сигнал — лампой красного цвета. При срабатывании аварийной сигнализации обслуживающий персонал обязан немедленно остановить двигатель или, если это допустимо, снизить его нагрузку за счет уменьшения подачи топлива.

В большинстве случаев аварийная сигнализация объединяется с системой защиты. Тогда при достижении контролируемым параметром предельно допустимого значения наряду с подачей звукового и светового сигналов происходит автоматическая остановка или снижение нагрузки двигателя.

Предупредительная сигнализация оповещает обслуживающий персонал о достижении контролируемым параметром определенного заданного значения. После срабатывания предупредительной сигнализации у персонала еще имеется время для выявления причин и устранения неполадок.

Система предупредительной аварийной сигнализации (СПАС) предназначены для подачи световых и звуковых сигналов в ходовую рубку и машинное отделение при изменении контролируемых параметров работы механизмов. В систему предупредительно-аварийной сигнализации входят: реле (уровня, давления, температуры), соединительные линии, коммутационная и защитная аппаратура, приборы световой и звуковой сигнализации, схемы на электронных и полупроводниковых приборах.

Различают системы с индивидуальными сигналами для каждого механизма или для групп механизмов, последние называются централизованными. Централизованные системы, как правило, применяют для главных двигателей, дизель-генераторов судовых систем, а также вспомогательных механизмов.

Рассмотрим системы предупредительно-аварийной сигнализации для главных двигателей, которые относятся к индивидуальным системам. При работе дизельной установки необходимо осуществлять контроль за основными параметрами.

Количество контролируемых параметров зависит от типа установки и системы управления ею. При наличии ДАУ, когда обслуживающий персонал не находится постоянно в машинном отделении, количество контролируемых параметров значительно возрастает. Как правило, система контроля сочетается с системой сигнализации, это гарантирует, что отклонение контролируемого параметра от нормального его значения не остается незамеченным.
В зависимости от выполняемых функций автоматические системы сигнализации бывают предупредительными, аварийными и предупредительно-аварийными.

Система предупредительной сигнализации извещает о достижении предельных значений контролируемых параметров, после этого сигнала обслуживающий персонал имеет некоторое время для принятия мер, предотвращающих достижения двигателем аварийного состояния. При аварийной сигнализации сигнал извещает о том, что дальнейшая эксплуатация дизеля приведет к выходу его из строя. Обе эти системы объединяют в одну предупредительно-аварийную, т. е. сначала подается предупредительный сигнал, а затем - аварийный, если режим работы установки достигает аварийного значения. Судовые дизели, оборудованные ДАУ и ДУ, имеют также системы исполнительной сигнализации, оповещающие обслуживающий персонал в рубке о положении органов управления (открыт, закрыт, включен, выключен), а также и подтверждающие о выполнении заданной им команды (вперед, назад, полный, средний и т. п.).

К системе предупредительно-аварийной сигнализации, а также к приборам и аппаратуре, входящим в ее состав, предъявляются высокие требования к надежности работы, быстроте действия, удобству эксплуатации и ремонта. Большинство дизельных установок действующего флота оборудованы унифицированными системами СПАС следующих типов: 1СПАС-3, 1СПАС-4, 1СПАС-5, 2СПАС-3, 2СПАС-4, 2СПАС-5. Цифры перед буквами указывают на число главных двигателей, включенных в схему, а цифры после букв - количество контролируемых параметров.

Система СПАС предупреждает обслуживающий персонал о нарушениях в работе установки, но она не может самостоятельно (без вмешательства человека) остановить двигатель, тем самым предотвратить аварийный режим. Предусматривается оборудование судовых дизелей не только автоматической сигнализацией, но и автоматической защитой. Такие системы называют СПАС ЗО (система предупредительно-аварийной сигнализации с отключаемой защитой). Защита заключается в том, что при достижении контролируемых параметров (частоты вращения коленчатого вала, давления масла в смазочной системе, температуры воды на выходе двигателя) аварийного значения двигатель останавливается.

При плавании в трудных условиях внезапная остановка двигателя может привести к более серьезной аварии, чем выход из строя двигателя, поэтому в системе предусматривается отключение автоматической защиты, исключение составляет автоматическая защита по частоте вращения коленчатого) вала, она делается неотключаемой и срабатывает при разносе двигателя. Для остановки двигателя при падении давления масла и повышении температуры воды применяют электромагнитные стоп-устройства, воздействующие на рейку топливного насоса.

Для остановки двигателя в случае его разноса одновременно с действием стоп-устройства необходимо перекрыть доступ воздуха в цилиндры, поэтому всасывающий или наддувочный коллекторы оборудованы заслонкой, которая закрывается под действием пружины при срабатывании центробежного реле.

Согласно Правилам Регистра, к системам сигнализации и защиты предъявляют требования, перечисленные ниже.

1. На посту управления в рулевой рубке для каждого двигателя должны быть установлены по одному обобщенному световому предупредительному и аварийному сигналу и общий звуковой сигнал по следующим контролируемым параметрам: минимальному давлению масла в смазочной системе на выходе двигателя; максимальной температуре воды замкнутого контура на выходе из двигателя; максимальной температуре масла на выходе из двигателя; максимальной температуре выносных упорных подшипников валопроводов (только предупредительная сигнализация); минимальному давлению масла в редукторах (только предупредительная сигнализация); минимальному уровню воды в расширительном баке внутреннего контура системы охлаждения (только предупредительная сигнализация); минимальному уровню топлива в расходной топливной цистерне; минимальному давлению в системе охлаждения замкнутого контура (только для установок с автономными насосами охлаждения); максимальной температуре, воды в системе охлаждения автономного компрессора.

3. Система СПАС ЗО должна безотказно работать в условиях, предусмотренных Правилами Регистра, предъявляемых к судовому электрооборудованию.

Разработаны и выпускаются заводами-изготовителями унифицированные системы предупредительно - аварийной сигнализации не только для главных двигателей, но и для дизель - генераторов, вспомогательных водогрейных и паровых котлов, судовых систем вспомогательных механизмов. С такими схемами мы ознакомимся в дальнейшем.

Охрана труда и безопасность жизнедеятельности

Сигнализация и ее виды

Сигнализация безопасности — это средство предупреждения работающих о приближающейся или возникшей опасности. Системы сигнализации включают в себя специальные автоматические устройства, отключающие машину или установку в случае, если поданный сигнал не повлечет за собой выполнения в установленный отрезок времени определенных действий оператора по выводу оборудования на нормальный режим функционирования или приведению факторов окружающей среды к нормативным значениям. Сигнализирующие устройства служат для контроля давления, высоты, расстояния, вылета стрелы крана, температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха, содержания в нем вредных веществ, уровня звукового давления, частоты вращения, параметров колебаний и т-, д.

По устройству сигнализации подразделяют на внешнюю (габаритные огни, стоп-сигналы, указатели поворота, фонари заднего хода и т. п.) и внутреннюю (контрольные лампы давления масла в двигателе, заряда аккумуляторной батареи, включения дальнего света фар, открытия дверей и т. д.; спидометр, тахометр, манометр давления воздуха в системе пневматических тормозов и др.); по принципу действия — на звуковую (сирены, свистки, зуммеры, звонки, мелодии, гудки), визуальную (световую, цветовую, знаки, надписи), одоризационную (осуществляемую с помощью специальных датчиков, улавливающих изменение запахов) и комбинированную; по характеру передачи сигнала — на непрерывную и пульсирующую; по назначению — на информационную, предупредительную, аварийную и ответную; по способу срабатывания — на автоматическую и полуавтоматическую.

Наиболее распространены световая и звуковая сигнализации. Световую сигнализацию применяют в качестве одного из основных средств обеспечения безопасности на механических транспортных средствах. Она служит для предупреждения водителей и пешеходов о маневрах, совершаемых тем или иным автомобилем, трактором или другими мобильными машинами. В электроустановках световая сигнализация оповещает о наличии или отсутствии напряжения, штатном режиме автоматических линий.

Звуковыми сигналами снабжают подъемно-транспортные установки; агрегаты, обслуживаемые группой работающих; сложные сельскохозяйственные машины с большим числом рабочих параметров, одновременно контролируемых оператором, и др. Например, звуковой сигнал автоматически включается на зерноуборочных комбайнах при забивании барабана молотилки или шнека. При обслуживании агрегата несколькими рабочими сигнал подается при его включении для предупреждения о принятии ими соответствующих мер безопасности. Звуковую сигнализацию применяют для оповещения работающих о достижении предельно допустимого уровня жидкости в каком-либо резервуаре, предельных температур и давления в различных установках, а также о превышении предельно допустимых концентраций или уровней вредных производственных факторов.

К сигнализационным устройствам относят: амперметры, вольтметры, манометры, термометры, тахометры, указатели уровня жидкости (водомерные стекла или поплавковые уровнемеры) и др. Они постоянно действуют, и посредством постоянного или периодического наблюдения за стрелкой прибора или столбиком жидкости можно следить за давлением, температурой, частотой вращения, изменением уровня жидкости в сосуде и т. д., не допуская опасного превышения (понижения) значений контролируемых параметров.

Устройства сигнализации предназначены для извещения обслуживающего персонала о состоянии контролируемых объектов. Сигнализация может быть световая и звуковая. Световая сигнализация подается с помощью сигнальных ламп с различным режимом свечения (ровный или мигающий свет, полный или неполный накал) или световых указателей различного цвета. Звуковая сигнализация подается звонками, сиренами или гудками. Часто применяют сочетание световой и звуковой сигнализации. В таких случаях звуковой сигнал служит для извещения диспетчера или оператора о возникновении аварийного режима, а световой — указывает на место возникновения этого режима. Различают также технологическую и контрольную сигнализацию.

Технологическая сигнализация извещает о нарушении нормального хода технологического процесса, что обычно проявляется в отклонении от заданного значения технических параметров: температуры, давления, уровня, расхода и т.п. В зданиях и сооружениях, где возможно появление в помещениях паров по- жаро- и взрывоопасных веществ, а также токсических продуктов, сигнализируется повышение предельно допустимых концентраций таких веществ. Технологическая сигнализация бывает двух видов: предупредительная и аварийная. Предупредительная сигнализация извещает о больших, но еще допустимых отклонениях параметров процесса от заданных. При появлении сигналов предупредительной сигнализации оператор должен принять меры для устранения возникающих неисправностей. Аварийная сигнализация извещает о недопустимых отклонениях параметров процесса от регламентных или о внезапном отключении какого-либо инженерного оборудования. Она требует немедленных действий оператора по заранее составленной инструкции. Поэтому такая сигнализация подается мигающим светом и резким звуком. Схемы аварийной сигнализации обычно снабжают кнопкой отключения (съема) звукового сигнала. При поступлении нового аварийного сигнала звуковая сигнализация включается снова. Иногда применяют схемы без повторения звукового сигнала. Такие схемы используются, когда появление хотя бы одного из аварийных сигналов автоматически вызывает остановку всей инженерной системы. На рис. 74 приведена схема электрической сигнализации двух технологических параметров.

При отклонении от нормы одного из них, например первого, замыкается технологический контакт S1, расположенный в соответствующем измерительном приборе или сигнализаторе. При этом включается реле 1К, которое своим переключающим контактом 1К1 включает сигнальную лампу HL1 и отключает ее от кнопки опробования сигнализации SB3. Одновременно замыкающий контакт 1К2 реле через размыкающий контакт ЗК2 выключенного реле ЗК включает звонок НА. Включается звонок кнопкой съема звуковой сигнализации SB1, при нажатии которой реле ЗК через свой замыкающий контакт ЗК1 становится на самоблокировку; размыкающим контактом отключается звонок.

Схема сигнализации

Рис. 74. Схема сигнализации

Если при таком состоянии схемы замыкается второй технологический контакт S2, то при снятом звуковом сигнале загорается лишь сигнальная лампа HL2, а звуковой сигнал не будет подан. В исходное состояние схема придет после размыкания обоих технологических контактов SJ и S2, что вызывает отключение всех реле. Кнопки SB2 и SB3 предназначены для опробования звонка и сигнальных ламп.

Контрольная сигнализация извещает о состоянии контролируемых объектов: открыты или закрыты регулирующие органы, включены или отключены насосы, вентиляторы и т. п. Наиболее просто контрольная сигнализация выполняется для устройств, имеющих только два рабочих положения: открыто — закрыто или включено — отключено. Следует иметь в виду, что контрольная сигнализация иногда может выдать неверную информацию. Например, если для сигнализации о работе насоса используют блок- контакты магнитного пускателя, то такая схема будет информировать о включенном насосе даже в том случае, когда он неисправен или закрыт запорный клапан на нагнетании. Поэтому в таких случаях необходимо обращать внимание на показания приборов, подтверждающих достоверность полученной информации. Таким прибором может быть, например, расходомер на линии нагнетания или манометр.

Устройства автоматической защиты предназначены для предотвращения аварий в зданиях, где изменение условий работы инженерных систем может привести к возникновению аварийной ситуации. К числу таких потенциально опасных относятся системы, работающие в условиях интенсивного тепловыделения, при больших давлениях и температурах и т. п. Устройства автоматической защиты в подобных системах должны реагировать на нарушение нормального режима таким образом, чтобы предаварийное состояние не перешло в аварийное. Для этого обычно проводят защитные мероприятия: снижение давления, включение резервных насосов, отключение подачи топлива и т.д.

Некоторые защитные мероприятия, особенно в процессах, где авария может привести к тяжелым последствиям, предусматривают полную остановку оборудования, например посредством сброса воды из емкостей. Поскольку последующие пуск и наладка инженерной системы — задача сложная, то необходимо исключить ложное срабатывание устройств автоматической защиты. Это достигается установкой двух отдельных устройств защиты, реагирующих на один и тот же признак опасности. Устройства защиты соединены так, чтобы исполнительный механизм защитного устройства включался только при их одновременном срабатывании.

Схема управления электродвигателем

Рис. 75. Схема управления электродвигателем

тается обесточенной. В этой схеме предусмотрено действие защиты в трех возможных аварийных ситуациях: при исчезновении напряжения в сети, при перегрузках и при коротких замыканиях.

При исчезновении напряжения в сети, например при отключении подачи электроэнергии, происходят отключение магнитного пускателя и остановка электродвигателя. Блок-контакт КМ1 обеспечивает защиту электродвигателя от самопроизвольного повторного включения при возобновлении подачи электроэнергии. Повторный пуск двигателя возможен только после нажатия пусковой кнопки SB1. Защита электродвигателя от перегрузок осуществляется тепловыми реле КК1 и КК2, нагревательные элементы которых включены в две фазы питания электродвигателя, а размыкающие контакты — в цепь питания обмотки магнитного пускателя. Для нового пуска электродвигателя, отключенного тепловым реле, необходимо сначала вручную нажать кнопку, замыкающую контакты теплового реле. Защита электродвигателя и цепи магнитного пускателя от коротких замыканий выполняется предохранителями FU1, FU2 и FU3.

Схема управления реверсивным электродвигателем

Рис. 76. Схема управления реверсивным электродвигателем

тых блок-контактов 2КМЗ и 1КМЗ в цепи обмоток магнитных пускателей 1КМ и 2КМ.

При замыкании кнопкой SB1 цепи питания магнитного пускателя 1КМ его нормально замкнутый блок-контакт 1КМЗ в цепи питания магнитного пускателя 2КМ размыкается. Это делает невозможным включение магнитного пускателя 2КМ без предварительного включения магнитного пускателя 1КМ кнопкой SB3. Аналогично при включении магнитного пускателя 2КМ кнопкой SB2 невозможно одновременное включение магнитного пускателя 1КМ. Включение питания на обмотки двигателя осуществляется силовыми контактами 1КМ2 или 2КМ2.

Читайте также: