Что такое мидрейндж в автозвуке

Обновлено: 05.07.2024

мягкого реалистичного звука. Твитеры естественно тоже.
Авто -Нива. Голова Clarion DRX9170, усилитель пока 5кан Кларион с основными подрезками.
Установка в двери на подиумы.

Если есть варианты продажи, мыло открыто

Твитер - MD 100
Мидрейнж - MD 140
Мидбас - MW 160

Можете подъехать и послушать к нам на Монтажную

Н-дааа. Малость в бюджет не впишутся Я рассчитывал примерно 200 -250 истратить. Динаудио выйдет в 400-500 минимум
А еще есть варианты?

Спасибо! А кто Морелем торгует? не подскажете?
Просто в коробке покупать - не имеет смысла

Ни для кого не секрет, что в последнее время Автозвук становится все популярнее. В связи с этим появляется все больше и больше направлений, таких как SQ, SPL, SQL.

Давайте попробуем разобраться в каждом из них, и понять, что подойдет именно вам!

SQ, или "Sound Quality" (англ. - "качество звука") - направление, актуальное для людей старшего возраста. Системы максимально приближены к домашним. SQ состоят из нескольких компонентов; в них использованы усилители высокого уровня. Плюс процессоры для управления и настройки системы поканально с использованием временных задержек, что позволяет полностью раскрыть потенциал. Хорошая SQ-система по своему бюджету может достигать огромных денег и отлично подходит для воспроизведения практически всех жанров музыки: рок, джаз, классика, поп.

Второе направление в Автозвуке - SPL, или "Sound Pressure Level" ( англ. - "уровень звукового давления").
SPL актуальна преимущественно для молодежи и спортсменов Автозвука. Данные системы обычно состоят из >1 придверного динамика, что позволяет добиться максимальной громкости. В таких системах, как правило, используют усилители класса D для максимального КПД.

Третье направление, которое мы хотели бы обсудить в данной статье, - SQL. Это что-то среднее между SQ и SPL. Например, если вас устраивает качество звука в вашем автомобиле, но не хватает громкости - вам сюда.

Динамики категории SQL имеют:

1. Естественное, натуральное звучание.
2. Повышенную чувствительность в среднечастотном и высокочастотном диапазонах.
3. Низкий уровень нелинейных искажений. Что позволяет динамикам SQL относиться сразу к двум автозвуковым направлениям!

Что такое Мидрейндж?

Среднечастотный динамик

Динамик, который играет средние частоты (его еще иногда называют мидренч или, правильнее, мидрейндж — этот термин, от английского midrange speaker, пришел из автозвука), обычно наиболее близок по конструкции к классическому динамику.

Что значит трехполосный динамик?

Трехполосные колонки отличаются от двухполосных акустических систем тем, что на каждый их излучатель приходится собственная частота. Наличие дополнительного динамика расширяет направление звуковых волн, за счет чего композиция звучит более реалистично.

Как определить Мидбасы?

Среднечастотные динамики, как правило, более мощные, по заявкам. И мощности тут находятся в диапазоне, примерно, от 60 до 200 Вт. Ещё один параметр, который однозначно говорит, что перед нами мидбас или среднечастотник, это чувствительность динамика. У мидбасовых динамиков она практически никогда не бывает выше 92 дБ.

Что такое Мидрейндж в играх?

Мидрейндж-игроки пытаются постоянно держать стол под контролем своих существ, которые в свою очередь представляют угрозу противнику. Тут нужно постоянно взвешивать свои решения, балансируя между нанесением урона и доминацией на столе. Этакая своеобразная смесь аггро и контроля, которая сильна на средней стадии игры.

В чем отличие эстрадных колонок от обычных?

Чем отличаются динамики для эстрадных систем от обычных? Первое и самое важное отличие – это чрезвычайно высокая чувствительность эстрадных динамиков. Этот параметр характеризует эффективность динамика. Иными словами, при одинаковой подаваемой мощности эстрадные динамики могут звучать намного громче.

Как узнать какие у меня динамики широкополосные?

Акустические системы, в которых подача электрического сигнала к динамику осуществляется без предварительного разделения на низко- и высокочастотные полосы – это широкополосные колонки. В прошлом веке к этой категории относилась вся поступающая на рынок акустика. В СССР выпускали такие модели акустического оборудования.

Что значит двухполосные или трехполосные динамики?

В двухполосной акустике установлено два динамика. Один служит для воспроизведения звука на низких и средних частотах, а другой – на высоких. Соответственно, в трехполосной системе динамика три: по одному на каждый частотный диапазон.

Чем отличается двухполосный динамик от Трехполосного динамик?

Трехполосная акустика

Трехполосные динамики отличаются от двухполосных тем, что тут соединяется сразу три типа: низкочастотник, среднечастотник и твитер. Причем на каждый излучатель приходится своя отдельная частота.

Как отличить низкочастотный динамик от обычного?

СЧ-динамик (Mid-range) – воспроизводит средние частоты (СЧ) в диапазоне от 250-350 Гц до 6000-7000 Гц. . НЧ-динамик (Woofer) – воспроизводит низкие частоты (НЧ) диапазоном от 40-60 Гц до 800-1000 Гц. Сабвуфер (Subwoofer) – динамик, который воспроизводит низкие частоты в диапазоне от 20-30 Гц до 400-600 Гц.

Как называется маленькая колонка которая проигрывает средние и высокие частоты?

ВЧ-динамик, иногда называемый твитером, отвечает за воспроизведение верхних частот акустической системы. Чем больше диаметр динамика, тем лучше он воспроизводит звуки средней и низкой частот, при этом для высоких частот данный параметр не столь критичен, и динамик может быть небольшого диаметра.

Что такое Мидбасовая акустика?

Что такое Мидбасовые колонки?

Мидбасовый динамик получил своё название от воспроизводимого им диапазона частот. 60 - 500 Гц - частота, называемая мидбасом. 60 Гц - это еще не глубокий бас, но уже основательный и ощутимый. . Его диапазон частот можно смело поделить между сабвуфером и среднечастотником, от этого система даже станет громче.

Разбираемся в параметрах Тиля Смолла. Автозвук и DIY

Параметры Тиля-Смолла позволяют понять, как будет звучать динамик в том или ином корпусе без покупки, прослушивания и сравнительных тестов. Особенно это пригодится любителям автозвука, ведь именно им приходится иметь дело с голыми динамиками, которые монтируются в двери и багажники. Кто-то с помощью этих параметров рассчитывает подходящий объем и тип пространства для громкоговорителя, кто-то любит подбирать динамики от разных производителей и проверяет их совместимость друг с другом. Эта статья простым языком объяснит, кто такие Тиль, Смолл, что за параметры они придумали и что теперь с ними делать.

С кого все началось


Слева Тиль, справа Смолл

Что дают эти параметры

  • Если в руки попал динамик без имени и маркировки, но с виду неплохой. Измерив параметры Тиля-Смолла можно об этом динамике многое узнать: на каких частотах он играет, сколько будет баса, в каком объеме его лучше разместить и т.п.
  • Если есть акустическая система, но не нравится, как она звучит. Можно вытащить из нее динамики и, замерив, выяснить, соответствуют ли они вообще тому корпусу, в котором установлены. Часто бывает так, что нет шанса подружить громкоговорители с коробкой, в которую их поселил производитель, и тогда придется менять либо одно, либо другое.
  • Если нужно подобрать акустическое оформление к низкочастотнику: вуферу, сабвуферу, мидбасу. Параметры Тиля-Смолла расскажут, как их установить, чтобы добиться наилучшего результата.
  • Если нужно подобрать кроссоверы и настроить фильтры для твитеров таким образом, чтобы во время их работы они держались подальше от собственной резонансной частоты — так звук будет лучше, а всяких шумов, гула и артефактов будет меньше.
  • Если нужно подобрать сабвуфер. Чем больше низких частот играет динамик, тем больше нужно учитывать параметры Тиля-Смолла, поскольку они описывают, в том числе, взаимодействие динамика с окружающей средой, а ведь именно басы заставляют дрожать стекла соседних домов от дабстепа из проезжающей мимо тачки с двумя 18 дюймовыми сабами.
  • Если нужно построить сабвуфер. Некоторые покупают голые динамики для саба и с помощью параметров Тиля-Смолла и специальных калькуляторов рассчитывают подходящее акустическое оформление. Если пила и молоток не чужды умелым рукам, то получаются очень приличные сабвуферы за смешные для своего качества деньги.
  • Если хочется скрафтить акустическую систему. Конструкторские эксперименты с сабами нередко вдохновляют и на более серьезные свершения в области акустической инженерии. Некоторые начинают строить собственные домашние АС и находят в этом новое хобби, а то и ремесло.

Основные параметры Тиля-Смолла

Чтобы понять их суть, нужно вспомнить, что динамик состоит из двух частей:

  1. Неподвижной: жесткий каркас с магнитом.
  2. Подвижной: катушка с обмоткой, которая при подаче электрического сигнала производит магнитное поле, взаимодействующее с постоянным магнитом. Это приводит катушку в движение, и та толкает прикрепленный к ней диффузор, размещающийся на гибком подвесе. А чтобы эту конструкцию не шатало влево-вправо, она поддерживается эластичной центрирующей шайбой.


Таким образом, подвижная часть динамика движется только вверх и вниз, подобно поршню. Это движение сжимает и расширяет воздух, создавая звуковые волны. Если налить в динамик жидкость, можно увидеть, как образуются эти волны:

Как раз работа такого поршня и описывается параметрами Тиля-Смолла. Фундаментальных параметров три.

1. Эквивалентный объем (Vas, м3)

У подвеса и центрирующей шайбы есть некоторая упругость, которая мешает всей системе двигаться свободно. Ее можно представить как пружину. Если взять такой объем воздуха, который по своей упругости равен этой пружине, то как раз и получится эквивалентный объем.


Чем эквивалентный объем меньше, тем подвижная система у динамика жестче.

Этот параметр относится скорее к желаемой характеристике корпуса, а не самого динамика. Однако это ни в коем случае не тот объем корпуса, в который нужно поместить динамик. Если такое провернуть, то чересчур вырастет добротность и резонансная частота. Подушка из воздуха поднимет резонанс и будет работать как пружина, мешая торможению динамика.

Эквивалентный объем рассчитывается путем умножения жесткости подвеса, диаметра диффузора (потому что эта поверхность взаимодействует с другой пружиной — воздухом), плотности окружающего воздуха и скорости звука в нем. Соответственно, чем жестче подвес, тем меньше будет тот объем воздуха, который будет влиять на динамик фактом своего существования. Аналогично с диффузором — чем больше мембрана, тем сильнее она сжимает воздух внутри корпуса колонки или саба, а следовательно и ответная сила противостоящего ему воздуха будет выше.

Именно Vas часто играет решающую роль при выборе динамика под определенный объем. Особенно это касается сабвуферов — большим диффузорам нужны большие объемы. Обычно советуют прицеливаться на саб с Vas в районе 30–50 л.

2. Резонансная частота (Fs, Гц)

Если флешбеки со школьных уроков физики еще не начались, то тут они точно появятся. Есть колеблющаяся система — например, качели. Если отвести их в сторону и отпустить, то они будут качаться с определенной собственной частотой. Это и будет резонансная частота. Если вдобавок толкать качели с ней в такт, это позволит раскачать их быстрее и сильнее, чем применив любую другую частоту.

Это имеет самое прямое отношение к динамику: подвижная система (прежде всего подвес) — это качели, а электричество — тот парень, который их толкает. Если подать на динамик сигнал на его резонансной частоте, то обе эти частоты сложатся и образуют резонанс. На графике импеданса, и даже графике АЧХ в этом месте будет пик.


Чем мягче подвес и больше масса, тем резонансная частота ниже.

Fs — один из важнейших параметров, поскольку ниже нее звуковое давление динамика заметно падает. Поэтому для сабвуферов нужна максимально низкая резонансная частота, так как после нее обычно идет серьезный спад АЧХ. Это значит, что чем резонансная частота ниже, тем глубже будет бас.

Важно также отметить, что резонансная частота измеряется у динамика без корпуса. При размещении громкоговорителя в корпусе на Fs влияет объем последнего. Если нужно, чтобы резонансная частота (и полная добротность, о которой ниже) остались прежними, тогда следует установить динамик в такой багажник, объем которого превышает Vas минимум втрое.

Резонансная частота поможет определить роль динамика в АС. К примеру, если Fs более 50 Гц, то сабвуфер с таким динамиком не построишь, ему лучше всего подойдет роль мидбаса. Если же Fs выше 100 Гц, то такой динамик лучше всего использовать для воспроизведения средних частот. Для саба же подходящим будет Fs в районе 21–35 Гц.

3. Полная добротность (Qts)

После того, как диффузор динамика воспроизвел звук, он возвращается в исходное положение, причем не мгновенно, а плавно затухая на резонансной частоте — подобно качелям, которые перестали раскачивать. То, как быстро диффузор вернется на место, и есть полная добротность.

Чем быстрее диффузор встанет в исходную позицию после излучения сигнала, тем добротность ниже.

Чем добротность ниже — тем лучше. Если диффузор будет долго возвращаться в исходное положение, из-за колебаний на резонансной частоте появятся посторонние шумы, гул и артефакты.

  1. Механическая добротность (Qms), которая зависит от массы подвижной системы (чем тяжелее, тем дольше будет останавливаться диффузор, тем добротность выше) и жесткости подвеса (жестче — выше).
  2. Электрическая добротность (Qes). Именно ее добавил Ричард Смолл, выяснив, что катушка динамика при возвращении в исходное положение работает как электрогенератор. Движение обмотки напротив магнита дает электрический ток, который идет по обмотке и сталкивается с сигналом усилителя. Получается что-то типа короткого замыкания, которое мешает движению диффузора, причем гораздо сильнее, чем Qms. Электрическая добротность зависит от мощности магнита — чем мощнее, тем она ниже.

Любопытно, что добротность — параметр безразмерный. К примеру, если он равен единице, это означает, что для остановки диффузора последний должен совершить ровно один цикл колебаний (т.е. пропал сигнал, мембрана идет вверх-вниз, затем останавливается).

Также важно соотношение резонансной частоты к полной добротности. Если результат деления обоих значений равен 50, то динамик стоит использовать лишь в закрытом объеме. Если же он достигает 100, тогда в конструкцию можно добавить фазоинвертор.

Второстепенные параметры

Три приведенных выше параметра — фундаментальные, но не единственные. Иногда в паспортах на динамик или АС встречаются и другие характеристики, однако не все они имеют значение и применимость. Обычно встречаются следующие:

Где найти эти параметры

Фундаментальные параметры Тиля-Смолла позволяют смоделировать как минимум среднюю громкость и импеданс будущей акустической системы. Также они помогут рассчитать конструкцию и объем корпуса, в который будет заключен громкоговоритель.

Но чтобы воспользоваться этими параметрами, нужно их для начала узнать. Иногда это просто, как с JBL STAGE3 607C. Достаточно открыть руководство по установке и вуаля!


Но часто они спрятаны глубоко под маркетинговыми лозунгами. К примеру, чтобы узнать искомые характеристики АС Morel Tempo Ultra 572, нужно найти в дебрях официального сайта pdf с презентацией линейки динамиков и отмотать в самый низ. Наградой станет здоровенная таблица со всеми параметрами всех динамиков в линейке производителя:


Есть и другие способы. Например, в одном из онлайн-калькуляторов можно найти базу моделей популярных динамиков. К примеру, нужно выяснить характеристики Ural АК-74.С. При выборе нужной модели в приложении открывается ее профиль с основными характеристиками, включая параметры ТС. А, кликнув на расчет короба, можно увидеть графики импеданса и Spl:


Как измерить самостоятельно

Из-под завалов хлама в гараже были извлечены пара ноунейм динамиков. С виду неплохие, но кто их сделал и для каких задач — тайна, покрытая мраком. Измерив их параметры, можно понять, что это за звери и на что сгодятся. Сделать это несложно, но понадобится несколько девайсов:

  • звуковая карта;
  • любой усилитель;
  • самодельный аттенюатор из четырех резисторов, чтобы не спалить преамп звуковой карты;
  • грузик для измерения эквивалентного объема методом добавочной массы. Нужно узнать точный вес этого груза, например, взвесить ювелирными весами медную монетку — важно, чтобы грузик не магнитился;
  • программа Room Eq Wizard. Она бесплатная, можно скачать с официального сайта. В ней нужно будет провести всего два измерения — с грузиком и без.


Процедура несложная, но требует определенной подготовки, поэтому описание заняло бы самостоятельностью статью. Благо, на официальном сайте Room Eq Wizard есть такая статья на английском, а на ютубе — русскоязычные видео с подробным описанием процесса:

Параметры Тиля-Смолла очень полезно знать, работая с голыми динамиками. Они позволяют сконструировать объем для громкоговорителя, руководствуясь не только эстетическими предпочтениями, но также формулами и математикой. Научный подход позволит добиться максимально качественного звука в любых условиях.

Читайте также: