Что такое овалы в автозвуке

Обновлено: 05.07.2024

Репутация: 6

ихмо с таким кузовом метра 2,5 до лобового стекла и столько свободного места, а значит можно установить "реактор" с продуктивными 34-35 герцами. буш королём SPL

а овалы. продай за полтынник, купи акустику. комплекта 3-4. вот тогда и задавай вопросы"куда их втулить в салон". с такими вопросами и затеями. SPLщики тебе с удовольствием подскажут как твои фронтальные тазики в двери поврезать!

Овалы это не уровень. их хоть вверхтармашками ставь. все равно хреново звучать будет. еще раз повторюся-это мое личное мнение, не обижайся если что не так


Привет. Я соглашусь с высказыванием МИТРИЧа. Овалы, овалам рознь. В моей практике бывали случаи что овалы ставили в двери фронтальные и получали приличное добротное звучание. Нельзя списывать с счетов овалы, главное как их установить и с чем им работать. Даже УРАЛовские овалы очень интересная штучка и как бас и как мидбасс.
А по поводу SPL можно снимать прикольные ролики " как вынести себе мозги за 30 сикунд" или " как я оказался в психушке". После чего говорить о качестве звучания и макродинамике.
Сделать в машине бухалку легко а вот сделать машинку на звуковое давление непросто.


Runing death


ser167




Старожил


Санчес КРСК




Старожил

из минусов - да , они чертовски мешают . У них есть провода , они торчат вниз . Ну и полку портить (((

Себе бы установил в штатные места . У меня тыловой акустики вообще нет .
Из недорогим могу подсказать -Pioneer 1639 . небольшая установочная глубина , 16 см ( не 16.5) и за 2800 рублей играют на бОльшие деньги. Естественно если головное устройство не Мистери, Супра и подобная пакость .

Коаксиальная автомобильная акустика против компонентной: что лучше?

Сделать музыку в авто задача нехитрая, кажется на первый взгляд. Аудиосистемы в автомобиле бывают двух типов — коаксиальные и компонентные. Но в чем между ними разница? Какая звучит качественнее? Какую проще монтировать? Что придется докупать? Какой вариант обойдется дешевле? Попробуем разобраться.

Отличия в конструкции

В конструкции все просто. Компонентная система состоит из нескольких компонентов. Как правило это два типа отдельных динамиков: высокочастотные, именуемые твитерами, и широкополосные, отвечающие за средние и высокие частоты. Бывает и трехкомпонентная акустика — в ней дополнительно есть среднечастотный динамик.


В коаксиальные динамики в один общий корпус встроен и высокочастотный, и широкополосный динамик. Бывают и трех, и четырехполосные коаксиальные динамики, но все они собраны в единое целое.


Чтобы автомагнитола преподнесла каждому из динамиков частоты, предназначенные именно для него, используется кроссовер. В коаксиальную систему он чаще всего встроен, причем представляет собой довольно простую конструкцию — нередко это обычный конденсатор.


В компонентной акустике кроссовер — отдельное устройство, которое чаще всего качественнее встроенного, как минимум, в нем будет защита от перегрузок. Продвинутые модели предоставляют большие возможности. Например, они позволяют скорректировать разницу в расстоянии от динамика до слушателя — ведь водитель сидит в автомобиле не по центру. Чтобы это компенсировать, в некоторых кроссоверах есть переключатель, позволяющий на 1-2 Дб убавить громкость одной из сторон. Топовые модели также умеют настраивать фазу и другие специфические опции, позволяющие скорректировать звучание аудиосистемы.

Нередко динамики компонентной акустики настолько мощные, что обычная автомагнитола не справляется с ними — звук хрипит. В этом случае понадобится отдельный усилитель. Если усилитель обладает достаточным количеством фильтров и каналов, то подключить компонентную акустику к нему можно и без кроссовера. Например, к четырехканальному усилителю можно подключить сразу четыре динамика, каждый канал будет усиливать свой.

Динамики должны быть очень точно подобраны под усилитель, поскольку из-за разницы в сопротивлении или неверной настройке среза фильтров они могут сгореть. Усложняет дело то, что для каждой модели значения индивидуальны.


Однако если усилитель достаточно продвинутый и обладает нужными настройками, либо есть аудиопроцессор — открываются большие возможности. Например, можно полностью управлять фильтрами, то есть настраивать диапазоны частот, которые подаются на динамики. Также можно управлять крутизной среза фильтра и временными задержками, чтобы еще точнее компенсировать разницу в расстоянии динамиков до слушателя. Опытный автомеханик может очень точно настроить звуковую сцену, создав ощущение, будто источник звучания находится не сбоку, а спереди от водителя.

Отдельно стоит сказать про сабвуфер. Он воспроизводит саббас от 20 до 80 Гц — с такими частотами плохо справляются динамики диаметром меньше 8 дюймов. Подключить сабвуфер можно в дополнение и к коаксиальной, и компонентной системе.


Активные сабвуферы уже имеют встроенный усилитель, их достаточно просто подключить к магнитоле, но для этого в магнитоле должно быть минимум три линейных стереовыхода. К пассивному сабвуферу вообще понадобится отдельный усилитель.

Разница в качестве звучания


Но то, что является плюсом для студийных и домашних Hi-Fi-систем, становится минусом для автозвука. Объясняется это достаточно просто: коаксиальные динамики, вмонтированные в дверь, излучают звук не по направлению к ушам слушателя. А это значит, что высокие частоты, которые излучаются твитером довольно кучно и направленно, будут улавливаться ухом только после их многократных отражений от элементов салона авто. Так звучание становится размытым, неточным и глухим. Хоть некоторые и модели оборудуются поворотными твитерами, это не особо помогает.

Правильное расположение динамиков — один из ключевых фактор для получения хорошего звука.

Не важно, сколько стоит аудиосистема и ее компоненты, если динамики не направлены на слушателя. Именно возможность правильно расположить динамики — ключевое преимущество компонентной аудиосистемы. Например, твитеры будут установлены на уровне ушей и повернуты в сторону слушателя. Как правило, их монтируют в уголках зеркал или в стойках лобового стекла. Только так можно получить максимально качественный звук.


Угол распространения звука в среднечастотных динамиках больше, поэтому нет проблемы, если они установлены в двери. Но все равно для максимального качества и лучшей детализации среднечастотник направляют на слушателя, для чего в двери конструируется специальный подиум. Очевидный минус такой конструкции — сложность монтажа. Потребуется модификация корпуса автомобиля.

Разница в монтаже

Несомненным плюсом коаксиальных динамиков является простота их установки в автомобиле. Пару таких динамиков легко вмонтировать в двери или в полку багажного отделения — в предусмотренные конструкцией авто штатные места. Профессионалы советуют монтировать их в задние двери, поскольку при установке в передние высоких частот почти не будет слышно из-за узконаправленности твитеров.


Чтобы оборудовать авто коаксиальной акустикой, потребуется лишь пара динамиков, провода и автомагнитола достаточной мощности. Останется лишь смонтировать и подключить — система готова!

Многие до сих пор используют в качестве фронта так называемые "Блины". Привожу статьи на эту тему - может кому пригодится.

FAQ - тыловые динамики.

Текст: Эдуард Сеген.

Написать продолжение вышедшей в прошлом номере статьи "Тыловые АС - когда он нужны" вынудили нас ваши звонки и письма. Честно говоря, мы не ожидали столь быстрой реакции читателей на эту публикацию, но проявившийся интерес еще раз подтверждает, что установка тыловых динамиков - тема актуальная для многих автовладельцев.

Все ваши вопросы мы объединили в небольшие рубрики, а статью так и назвали - часто задаваемые вопросы (Frequently Asked Questions - FAQ). Вопросы охватывают практические моменты, с которыми часто приходится иметь дело при построении тыловых каналов.

Дорогие "коаксиалы" в тылу.

Элементарная логика подсказывает, что дорогие "коаксиалы", а особенно "овалы", так и просятся на роль высококлассного тыла. Причем именно в заднюю полку, в двери их ставить нет смысла. Как выясняется (читайте один из "Мультитестов" этого номера), в старшей ценовой категории даже "овалы" могут отлично звучать, избавленные от присущих этому классу недостатков.

Тыл только для баса.

Если возникло желание перерезать провода к СЧ/ВЧ-звену в "овалах", то советуем подойти к решению этой проблемы более рационально. Во-первых, у многих головных устройств сейчас есть возможность включить ФНЧ для тыловых каналов (в частности, это не первый год практикуется в головных устройствах "Pioneer"). Во-вторых, при некоторых видах установки можно ослабить уровень ВЧ естественным путем. В-третьих, для этих целей и за эти же деньги куда лучше купить не полнодиапазонные "овалы", а НЧ/СЧ-головки 6х9 дюймов. Лучшие модели последних обеспечат достаточно глубокий нижний бас, прекрасный средний бас, а будучи включенными в полном диапазоне - еще и средние частоты, которые сами по себе будут сильно зажатыми, но при прослушивании с фронтальными АС это обстоятельство ничуть не будет мешать.

Когда нужны корпусные акустические системы?

Акустические системы (т.е. несколько динамиков и кроссовер в отдельном корпусе) очень любят американские поклонники car audio, особенно владельцы пикапов. У нас они почти не прижились, а что касается пикапов, то их на дорогах раз-два и обчелся, однако распространение клубной культуры может дать этому направлению вторую жизнь. Да и для дискотек на открытом воздухе такие АС подходят очень хорошо. Фактически, корпусная АС - это тот же корпусной сабвуфер, только у нее есть еще и дополнительные головки для воспроизведения полного диапазона частот.

Надо ли ориентировать тыловые АС?

Тыловые АС уже изначально разработаны для работы на отражение от заднего стекла, поэтому необходимости в их ориентации нет. При установке коаксиальных динамиков в заднюю полку использование подиумов и их ориентация - чисто декоративный ход установщиков, хотя иногда в этом есть и другая цель: более надежное крепление АС. Но если вы устанавливаете в дверь компонентные динамики, то для получения высокого качества звучания в тыловой части салона подиумы и направленность только приветствуются.

Высокочастотники в средних стойках.

Вопрос расположения ВЧ-динамиков встает при необходимости обеспечения высокого качества для задних пассажиров. В этой связи установка высокочастотника в средней стойке с правильной его ориентацией дает преимущество в подъеме уровня звуковой сцены. Впрочем, на этот счет единого мнения у инсталляторов нет: одни успешно практикуют данный вариант, другие после безуспешных попыток полностью отказались от такой схемы, предпочитая ставить высокочастотники в верхней части задних дверей.

Скрытая установка тыловых АС.

Если машина ночует под окнами, а не под надежной охраной, то вопрос снижения ее привлекательности для лиц с криминальными наклонностями стоит особенно остро. Ничего сложного в этом нет, только надо соблюдать определенные условия. Главное - избежать пустот между монтажной поверхностью и декоративной панелью, иначе не избежать проблем с сильными частотными искажениями и слабым басом.

Задача, которую выполняют динамики в тыловом канале, включенные по схеме Хаффлера, заключается в выделении разностного сигнала из двух стереоканалов. Для ее реализации в классическом виде применяется следующая схема:

Номиналы пассивных элементов для динамиков сопротивлением 4 Ом: L= 0,35 мГ, С= 50 мкФ.

Если внимательно посмотреть на схему, то получается, что динамики воспроизводят монофонический сигнал, только в противофазе. Поэтому некоторые инсталляторы пользуются только одним динамиком, подключенным по следующей схеме:

Номиналы пассивных элементов для динамика сопротивлением 4 Ом в этом случае: L1=L/2, С1=2С.

Хотим напомнить, что в схемах, предназначенных для восполнения диффузной составляющей поля, используются только широкополосные динамики с высокой чувствительностью.

Объемное звучание без "Dolby Digital".

Хоть настоящие аудиофилы и предают уничижению всяческие схемы получения объемного звучания из простой 2-канальной фонограммы, все же любителей такого звука найдется немало. Учитывая, что далеко не каждая система имеет в составе DVD-источник и процессор форматов "Dolby Digital"/dts/DPL, можно воспользоваться и более простыми вещами - симуляторами объемных эффектов, которые есть даже в недорогих головных устройствах. Правда, некоторые из этих эффектов наряду с объемным звучанием дают такие искажения в звуке, что впору получить пресловутый "рак ушей". Между тем, все дешевле становятся головные устройства, оснащенные DPL II - системой, зачастую работающей более корректно, но также вряд ли могущей получить одобрение искушенного аудиофила. Кстати, для последних также есть специфические, довольно дорогие устройства, обеспечивающие объемный звук из 2-канальной фонограммы при сохранении всех достоинств последней.

Объемное звучание без тыловых АС.

Это еще более спорный вариант, чем предыдущий: здесь предлагается получить объемный звук не только без многоканальной фонограммы, но даже и без тыловых АС! Тема исследовалась с незапамятных времен, но стала по-настоящему популярной с развитием мультимедийных качеств у компьютеров, которые в подавляющем большинстве имеют всего два крошечных громкоговорителя. Теперь подобные схемы добрались и до car audio. Наши испытания показывают, что "раздвинуть пространство" такие схемы действительно могут, только к высокому качеству звука это не имеет никакого отношения; пусть этим занимаются только завзятые фанаты объемного звука, стесненные в средствах и склонные относить рассуждения о тонкостях тональной чистоты, микродинамики и т.п. к сугубо аудиофильским премудростям.

Miksha

Новичок

7 советов для "6х9".

Зная особенности использования аудикомпонентов, можно получить от них лучший результат, чем от более дорогой техники, установленной без соблюдения определенных правил. На этот раз речь пойдет о всенародно любимых коаксиальных АС типоразмера 6х9 дюймов, иначе - "овалах". Следование некоторым советам не повлечет с собой никаких расходов, в других же случаях потребуются некоторые дополнительные вложения - впрочем, вполне умеренные.

1. Как и любые динамики, "6х9" никогда не зазвучат так, как положено, если не соблюсти герметичность их установки: между динамиком и монтажной поверхностью не допускается никаких щелей, крепление должно быть максимально надежным и прочным. Кроме того, весьма приветствуется упрочнение задней полки: мощные "овалы" способны заставить ее вибрировать, со всеми вытекающими последствиями. Укрепление полки стоит недорого, поскольку это стандартная операция для любого мало-мальски сведущего инсталлятора, а для отечественных автомобилей, особенно для переднеприводных ВАЗов, на рынке есть масса уже подготовленных полок вполне приемлемой стоимости.

2. Есть любители поставить "6х9" не в заднюю полку, а в передние двери. Как правило, главным аргументом здесь выступает мощный бас таких динамиков. Так вот, мы этого делать не советуем. Во-первых, большинство "овалов" имеет характерные особенности в звучании, обусловленные их тыловым расположением, работой на отражение от наклонного заднего стекла и в условиях "free air" (т.е. когда роль корпуса играет багажник). В передних дверях эти особенности проявят себя не лучшим образом. Во-вторых, крупноразмерные "овалы" довольно проблематично втиснуть в передние двери. Конечно, при желании все осуществимо, но стоит ли осложнять жизнь ради сомнительной выгоды.

Но если мысли о фронтальных "овалах" все же не дают вам спокойно спать, то есть смысл подумать о приобретении для этой цели динамиков с компактной магнитной системой - в последнее время появилось немало моделей с неодимовыми магнитами. Дальнейшим развитием этой идеи будет компонентный фронт, где в качестве НЧ-звена выступают "овалы", причем не коаксиальные, а отдельные НЧ/СЧ-головки - такие модели есть у множества производителей.

3. Есть и любители поставить тыловые "овалы" не просто в заднюю полку, а на специальные подиумы, уповая на то, что без подиума любая АС в автомобиле "не играет". На этот счет наши рекомендации будут такими: подиумы для тыловых "6х9" в задней полке имеют смысл только с точки зрения эффектного дизайна, а также в том случае, если их использование позволит установить динамики более прочно. Для звука же наклон тыловых АС с помощью подиумов не даст выигрыша, кроме исключительно редких частных случаев. Другое дело, если вы все-таки решили поставить "овалы" в передние двери, - там подиумы приветствуются, как и с обычными (круглыми) динамиками.

4. Если свежеприобретенные "6х9" после установки в заднюю полку демонстрируют явно раздутый и рыхлый бас, в то время, как на стенде в магазине все было в порядке, то не спешите нести их обратно; скорее всего, причина в том, что динамики оптимизированы для работы в малых объемах, и объем багажника слишком велик. Решение простое - создать закрытый корпус путем установки колпаков с тыльной стороны днамиков. Сейчас на рынке есть готовые предложения таких колпаков, объемом от 3 до 20 л, в некоторых из них даже реализован корпус с фазоинвертором. Для сложных систем с сабвуфером колпаки имеют дополнительный бонус - изолируют динамики от влияния "саба".

5. Частенько автовладельцы, чья машина ночует под окнами, а не на стоянке или в гараже, принципиально не приобретают хорошей аудиотехники, опасаясь, что она привлечет внимание лиц с криминальными наклонностями. Для "овалов" в этом аспекте предпочтительна скрытая установка - с тыльной стороны задней полки. С внешней (видимой) стороны она затягивается акустически прозрачной тканью и по виду ничем не выдает своего содержимого. При скрытой установке нередко звучание получается приглушенным; это не всегда следует считать недостатком, поскольку для водителя приглушенный "тыл" поможет сохранить фронтальную звуковую сцену, а кроме того, многие динамики "6х9" изначально имеют явный избыток высоких частот, что в данном случае будет скомпенсировано.

6. Для требовательных любителей музыки, которые покупают недорогие "овалы" в силу ограничений бюджета или каких-либо иных причин, предшествующее покупке прослушивание может принести разочарование. Что верно, то верно: за редким исключением, особенности звучания "6х9" не слишком радуют слух. При прямом сравнении таких динамиков стоит отдать предпочтение моделям, имеющим лучший нижний регистр и более пространственное звучание. Для дорогих "овалов" правила меняются: среди них нередко встречаются модели, рассчитанные не только на работу в задней полке, но и на помощь по басу от сабвуфера, а потому не стремящиеся брать низкие ноты.

7. Как правило, "6х9" не только басовиты, но и имеют хороший запас по мощности по сравнению с другими типоразмерами. Однако среди динамиков достаточно высокого класса это преимущество сходит на нет. Так что стремящимся к мощному звуку хорошего качества и спереди, и сзади (а это в первую очередь интересует поклонников клубной музыки) всегда лучше заменить "овалы" на компонентные АС, выбирая модели с высокой чувствительностью. Тем более что у многих производителей АС в линейках среднего/высокого класса "овалы" попросту отсутствуют.

Miksha

Новичок

Ещё немного.
Тыловые АС - когда они нужны?
Текст: Эдуард Сеген.
Вспомним, что всего лишь 10 лет назад наличие в автомобиле тыловых акустических систем, состоящих из большеразмерных коаксиальных динамиков, говорило о весомых аудиофильских пристрастиях ее владельца. А что же сегодня, когда из огромного количества моделей АС на прилавках магазинов выбрать становится трудней, чем раньше достать "по блату"? К тому же, если раньше тыловые динамики использовались для добавления уровня баса в общую звуковую картину, то сегодня с этой задачей намного проще и лучше справляется отдельный канал сабвуфера. Приоритеты явно поменялись и, как следствие, поменялась сама концепция тылового звука. О том, что сегодня подразумевается под тыловыми каналами, какие динамики используются для их организации, мы беседовали с Виталием Рабботом.

Для начала необходимо уточнить, что установку тыловых громкоговорителей без фронтальных можно смело назвать неприемлемым для любого варианта озвучивания салона. Этот тезис очень хорошо воспримут те, кто хоть раз ездил в качестве пассажира на заднем сиденье в автомобиле, где стоят только тыловые динамики. В тот момент, когда водитель делает звук погромче (ему ведь действительно их плохо слышно), задние пассажиры просто глохнут, испытывая сильный дискомфорт. Поэтому в дальнейшем обсуждении темы мы будем подразумевать обязательное наличие фронтальных акустических систем.

Нужны ли тыловые динамики?
По большому счету, при установке высококачественных фронтальных акустических систем наличие тылового канала становится необязательным. Это подтвердила и практика. Например, во многих автомобилях, победителях автозвуковых соревнований по качеству звучания (sound quality), тыловые каналы не используются. За расширение звукового спектра в НЧ-область в таких аудиосистемах отвечает сабвуфер, и при правильном согласовании его с фронтальными громкоговорителями мы получаем отлично сбалансированное звучание в полном диапазоне частот с четкой фронтальной звуковой сценой. Другими словами, те деньги, что вы собирались потратить на тыловые АС, лучше вложить во фронтальные компоненты более высокого качества. Речь идет об обычной музыкальной системе для водителя или водителя и пассажира. Даже если использование сабвуфера не предусматривается (либо временно, либо в принципе), без тыловых АС вполне можно обойтись, используя на фронте достаточно басовитые АС.

Однако есть ряд ситуаций, где назначение тыловых динамиков может поменяться.

Роли тыловых динамиков.

Называть тыловые акустические системы атавизмом все же не стоит. Во-первых, у данных систем осталось немало поклонников, во-вторых, при грамотном включении они совершенно не мешают звуковой сцене и даже дополняют ее, а в-третьих, существует ряд моментов, где без них просто не обойтись.На современном этапе инсталляторы выделяют несколько вариантов использования тыловых динамиков. Давайте рассмотрим их подробнее.

Звук вокруг.
Суть установки в равном звучании как фронтальных, так и тыловых акустических систем. Заметим, что этот тип озвучивания салона с каждым годом применяется все реже. Обычно к нему прибегают те, кто в силу привычки не может перестроиться на системы более высокого качества или прельщается простотой установки в заднюю полку. Говорить о хорошем звучании этих систем не приходится, поэтому для них, как правило, используют недорогие коаксиальные динамики большого типоразмера, подключаемые к усилителю головного устройства. В данном варианте озвучивания акустические системы устанавливаются как в заднюю полку, так и в задние двери. Очень важно, чтобы применяемые динамики обладали высокой чувствительностью, в противном случае для получения хорошего звукового давления вам понадобится еще и внешний усилитель.

Sound Board, или Звуковые панели.
Этот вариант установки - самый популярный у поклонников клубной музыки. Суть концепции - в получении мощного окружающего звучания, такого же, как и на танцплощадке, а принцип установки: чем больше динамиков, тем лучше. В данном варианте к построению тыловых каналов относятся не менее тщательно, чем к формированию фронтального звука. Обычно в качестве тыловых динамиков применяются двух - или трехполосные компонентные системы, способные развивать высокое звуковое давление. Их размещают на специально подготовленной жесткой панели (отсюда и название), устанавливаемой вместо задней полки, при этом динамики работают на весь объем багажника (free air) в широкополосном режиме. Для раскачки таких акустических систем применяется мощный внешний усилитель, а воспроизведение баса не уступает по мощности сабвуферному каналу (а иногда и заменяет сабвуфер, хотя все же лучше использовать и саб, и sound board). В итоге получается танцпол на колесах.

Озвучивание мест задних пассажиров.
Следующий вариант применений тыловых динамиков в автомобиле - забота о задних пассажирах. Эта установка имеет свою специфику. В таких системах для комфортного звучания динамики желательно устанавливить не в заднюю полку, а по аналогии с передними пассажирами - в заднюю дверь. В этом случае звуковая картина будет строиться, как и на фронте - спереди. При грамотном согласовании уровней, работа установленных таким образом тыловых каналов практически не влияет на построение фронтальной звуковой сцены. В подобных системах применяются как компонентные, так и коаксиальные типы динамиков. Все зависит от требуемого качества звука и финансовых возможностей владельца автомобиля.

Тыловой канал как диффузная составляющая звуковой картины.
Данный способ построения тылового канала имеет большое число сторонников, поскольку позволяет получить весьма интересный эффект звучания фронтальных АС. Суть концепции состоит вот в чем. Когда вы сидите в концертном зале, то помимо прямого звука со стороны сцены слышите и отраженный от различных препятствий звук (стены, потолок и другие предметы), так называемую диффузную составляющую звукового поля. И хотя интенсивность диффузного поля ничтожно мала по сравнению с прямым звуком, именно ее наличие позволяет создавать реальную акустическую атмосферу зала.

Поскольку в диффузном поле отсутствуют ВЧ- и НЧ-составляющие, то в качестве тыловых динамиков применяются небольшие и не очень мощные, но особо качественные широкополосные или СЧ-динамики типоразмера 3,5-5,5 дюймов с эффективным диапазоном частот от 300 до 8000 Гц. Подавать на такие динамики широкополосный сигнал нецелесообразно. Предварительно его надо ограничить полосовым фильтром первого, максимум, второго порядка. Получить лучшее звучание от тыловых динамиков можно, включив их по схеме Хаффлера, которая позволяет использовать в тыловом канале только один динамик. Эффект тот же, что и от двух, а экономии больше.

Читайте также: