Что такое световая сигнализация на автомобиле

Обновлено: 04.07.2024


Приборы освещения и сигнализации это потребители тока, к которым электрический ток с напряжением 12 вольт подается при включении соответствующего переключателя, находящегося в салоне автомобиля.
Приборы освещения необходимы при движении автомобиля в темное время суток и в условиях недостаточной видимости. Они обозначают габаритные размеры транспортных средств, обеспечивают освещение дороги и внутренних пространств автомобиля.

Приборы освещения включают в себя:

  • фары (блок-фары),
  • задние фонари,
  • лампы освещения номерного знака,
  • лампы освещения салона автомобиля,
  • лампу освещения подкапотного пространства,
  • лампу освещения багажника.


Блок-фара (рис. 61) состоит из корпуса, отражателя и рассеивателя. Внутри нее в специальном гнезде установлена лампа, имеющая два режима работы - ближнего и дальнего света фар. Управление режимами работы фар производится из салона автомобиля с помощью переключателя. Также в фаре находится лампа габаритного света, которая включается для обозначения размеров машины. В этом же общем корпусе располагается и лампа указателя поворота.

Рис. 62 Задний фонарь (правая сторона) 1 - стоп-сигнал; 2 - световозвращатель; 3 - фонарь заднего хода; 4 - габаритный фонарь; 5 - указатель поворота


Задние фонари (рис. 62) имеют лампы габаритного света, которые включаются вместе с передними габаритными огнями. Там же находятся лампы стоп-сигналов, указателей поворота и заднего хода.

Приборы сигнализации служат для информирования других водителей и пешеходов обо всех изменениях направления движения автомобиля, его торможениях и остановках, а также для предупреждения об опасности.

К приборам сигнализации относятся:

  • передние и задние указатели поворотов,
  • бортовые повторители указателей поворотов,
  • лампы стоп-сигналов,
  • лампы включения заднего хода,
  • звуковой сигнал.

Эксплуатация приборов освещения и сигнализации
При эксплуатации автомобиля в темное время суток важнейшим вопросом является правильная регулировка света фар. Направление световых пучков должно быть таким, чтобы дорога перед автомобилем хорошо освещалась, и в тоже время, водители встречного транспорта не ослеплялись светом фар вашего автомобиля.
Для регулировки света фар используются два винта, к которым открывается доступ из моторного отсека автомобиля. Вращением одного из винтов изменяется направление пучка света в вертикальной плоскости, а другого в горизонтальной.

Рис. 64 Регулировка света фар

Но независимо от наличия или отсутствия корректора, при изменении загруженности автомобиля и соответствующем изменении наклона фар, обязательно отрегулируйте их, если вам предстоит ночная поездка. Иначе эта поездка может закончиться не так, как вы хотели.
При необходимости замены ламп фар и прочих лампочек, это должен уметь делать сам водитель. Не мешает знать, что, меняя галогенную лампу, следует работать в перчатках. Нельзя браться голой рукой за стеклянную колбу, так как жирные следы от пальцев выведут лампу из строя.
А вообще, прежде чем менять негорящую лампу стоит сначала проверить предохранитель, защищающий электрическую цепь, в которую она включена. Если вы поставили новый предохранитель, а при включении потребителя он сразу же вышел из строя, то не пытайтесь продолжать эксперимент. Найдите сами, или с помощью специалиста, причину короткого замыкания в цепи, в противном случае недалеко и до пожара.

Прежде чем прочитать прошу - поставить лайк, написать комментарий и сделать репост.

Назначение и общую устройств.

Система освещения предназначена для освещения пути следования в темное время суток; для предупреждения других участников движения о предполагаемом или совершаемом маневре, а также подачи звукового сигнала.

В зависимости от назначения и расположение на автомобиле приборы могут разделяться на две группы: приборы внешнего и внутреннего освещения.

К первой группе относятся фары главного освещения, противотуманные фары, прожекторы или фары - лампы.

Безопасная работа на автотранспорте, будь это трактор, автомобиль или комбайн невозможна без приборов освещения и сигнализации. В ночное время и в темное время суток необходимо освещать путь движения, кабину, щиток приборов, обозначать габаритные размеры машины. К приборам освещения относятся фары, фонари, подфарники, лампы освещения приборов, кабины, номерного знака и их выключатели.

Все автомобили и другие транспортные средства, предназна­ченные для передвижения по дорогам, должны быть оборудованы фарами дальнего и ближнего света.

В 1958 г. была организована Европейская Экономическая Комиссия при Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) во главе с Комитетом по внутреннему транспорту для разработки единых требований на осветительные и светосигнальные приборы. ЕЭК ООН приняла и утвердила ряд правил, содержащих требо­вания к автомобильным фарам, лампам накаливания для фар и фонарей, световозвращателям, светосигнальным фонарям, га­логенным автомобильным лампам. Так, например, Правила № 1 содержат единообразные предписания, касающиеся официального утверждения автомобильных фар с асимметричным ближним и дальним светом или с тем и другим из них.

В соответствии с требованиями ГОСТ 8769 - 75 фары ближнего и дальнего света должны быть установлены на автомобиле на опре­деленных расстояниях от поверхности дорожного полотна и на­ружного края транспортного средства.

Современные системы освещения можно разделить:

1. по светораспределению - на европейскую и американскую;

2. по способу реализации светораспределения - на двух и четырехфарную;

3. по форме оптических элементов - с круглыми и прямоугольными.

Европейская и американская системы освещения различны как нормам на светораспределение, так и по принципам его формирования. Это различие обусловлено, главным образом, особенностями организации движения, качеством дорог и др.

Оптический элемент фар с европейской системой светораспределе­ния состоит из отражателя, имеющего угол охвата 2φmax > 180°, источника света с нитью накала дальнего и ближнего света и стеклянного рассеивателя, на поверхности которого опрессованы призмы и линзы.

Лампа накаливания имеет две нити: нить даль­него света, обычно размещенную в фокусе отражателя, и нить ближнего света, смещенную относительно фокуса вперед по опти­ческой оси. При такой расфокусировке отраженный световой пу­чок разделяется на две части. Первая часть светового пучка, отраженная верхней полусферой, направлена вниз относительно оптической оси фары (рис, 1), а вторая часть светового потока, отраженная нижней полусферой отражателя - вверх относительно оптической оси фары, т. е. в сторону расположения глаз водителя встречного транспорта.


Рис. 1. Ход лучей в оптической системе фар с европейской системой свето-распределения при работе нити накала:

а - дальнего света; б - ближнего света

Для того чтобы предотвратить ослепление водителей встреч­ных автомобилей этим потоком, в лампе под нитью ближнего света размещен непрозрачный экран, который исключает попадание световых лучей от нити накала на нижнюю полусферу отражателя. Вследствие наличия экрана у светового пятна четко различается светотеневая граница. При этом траектория движения глаз во­дителя встречного транспорта проходит в теневой зоне, освещен­ность в которой соответствует требованиям международных норм.


Рис. 2. Светораспределение режима ближнего света фар евро­пейской (б) систем освещения

Максимальная освещенность в теневой зоне не должна превы­шать 440 кд, а в точке (B50L), соответствующей положению глаз водителей встречного транспорта, находящегося на удалении 50 м, ограничена до 200 кд. В результате создания такого пучка ближ­него света значительно уменьшается ослепленность водителей при встречном разъезде, однако и освещение проезжей части сокраща­ется при этом до 50 м.

Для увеличения освещенности правой стороны проезжей части дороги и правой обочины (для правостороннего движения) экран в лампе делают несимметричным. Наклон левого бортика экрана под углом 15° (рис. 3) позволяет увеличить активную поверхность отражателя.


Рис. 3. Европейская лампа с цо­колем P45t

Отраженный от этой поверхности отра­жателя световой пучок увеличивает освещенность проезжей части дороги и правой обочины на расстояние до 75 м.

Фары с американской системой светораспределения (рис.4) имеют светотехническую систему, состоящую из параболического отражателя с углом охвата 2φmax > 180°, нити дальнего света (обычно дугообразной формы), расположенной в фокусе отражателя, и нити ближнего света (цилиндрической формы), распоженной поперек оптической оси и расфокусированной вверх и вправо (если смотреть на оптический элемент со стороны светового отверстия),а также стеклянного рассеивателя, на внутрен­ней поверхности которого спрессованы микроэлементы.


Рис. 4. Ход лучей в оптической системе фар с американской системой свето­распределения при включении нити:

а - дальнего света; б - ближнего света

При подобной расфокусировке нити накала отраженный световой пучок разделяется на две основные части. Одна часть пучка, отраженная от поверхности в вершине отражателя (до фокальной плоскости), направлена вправо и вниз относительно оптической оси фары. Вторая часть пучка, отраженная поверх­ностью отражателя, расположенной от фокальной плоскости в сто­рону светового отверстия, направлена вверх и влево, т. е. проходит в зону расположения глаз водителя встречного транс­порта. Раздвоение светового пучка и увеличение угла рассеяния вызывает необходимость разработки сложной системы микро­элементов рассеивателя, которые предназначены для перераспре­деления второй части светового пучка в сторону проезжей части дороги.

В качестве источника света в фарах с американской системой светораспределения использованы лампы с фокусирующим цо­колем 2Ф - Д42 или 2Ф - Д30.

Цифра 2 указывает число контактов цоколя,

цифры 42 и 30 - номинальный наружный диаметр фланца,

буква Ф - фокусирующий цоколь,

буква Д - дисковый.

Установка противотуманных фар на автомобилях позволяет по­высить безопасность движения в условиях тумана, увеличить дальность видимости и почти вдвое повысить скорость движения.

Для образования противотуманного пучка света необходимо выполнить следующие требования:

1. для уменьшения рассеивающего действия туманной среды на световой поток путь световых лучей должен быть уменьшен по сравнению с длиной пути световых лучей от основных фар. Для этого противотуманная фара должна быть расположена на автомобиле ниже основных фар;

2. угол рассеяния светового потока в вертикальной плоскости должен быть уменьшен, а в горизонтальной — увеличен. Это до­стигают выполнением на поверхности рассеивателя микроэле­ментов.

3. все световые лучи, исходящие от лампы накаливания в на­правлении, пересекающем линию зрения водителя, должны быть экранированы.

Конструктивно противотуманные фары выполняют с прямо­угольным и круглым световым отверстием. На автомобиле их встраивают в кузов или крепят с помощью кронштейна к буферу.

Противотуманная фара по освещенности точек контрольно-измеритель­ного экрана должна соответствовать требованиям Правил № 19 ЕЭК ООН.

Фара служит для освещения участка пути, находящегося впереди движущейся машины.

Рис.5. Фара:
1 - отражатель, 2 - лампа, 3 - стекло, 4-регулировочный винт, 5 - корпус,
6 - патрон, 7- провода, 8 - ободок

Фара (рис. 5) состоит из корпуса 5, отражателя 1, рассеивающего стекла 3, ободка 8, токоподводящих проводов 7 и патрона 6 с лампой 2. Рассеивающее стекло, отражатель и лампа образуют оптический элемент, который соединен с ободком пружинными защелками, а ободок - с корпусом соединительным винтом. Оптический элемент, кроме того, прикреплен к основному корпусу фары пружинами и регулировочными винтами 4.

К отражателю приклепан патрон лампы с тремя Г-образными вырезами, в которые входят выступы карболитовой крышки. Внутри крышки предусмотрено отверстие для токоподводящего провода. Пучок света в фарах можно регулировать винтом 4, изменяющим положение оптического элемента, или поворотом фары на сферическом шарнире.

Источником света в приборах освещения служит электрическая лампа, состоящая из металлического цоколя, контактов, стеклянного баллона и вольфрамовых нитей накаливания.

Рис 6. Лампы:
а - двухконтактная; б - двухконтактная с экраном, в -одноконтактная;
1 - нити накаливания, 2 - стеклянный баллон, 3 - фланец крепления, 4 - экран, 5 - цоколь.

Рис 7 Подфарник (а) и задний фонарь (6):
1 - зажим, 2 - патрон, 3 - корпус, 4 - лампа, 5-резиновая прокладка, 6 - рассеиватель,
7 - ободок, 8 - изолятор патрона, 9 - лампа стоп-сигнала и указателя поворота,
10 - лампа габаритного света и освещения номерного знака.

В зависимости от наполнения баллона различают пустотные и газонаполненные лампы. Лампы силой света от 3 кд и выше выпускают только газонаполненными. В качестве наполнителей применяют инертные газы (аргон, ксенон, криптон) или их смеси (обычно 96% аргона и 4% азота). В фарах преимущественно устанавливают двухнитевые (двухконтактные) лампы для дальнего и ближнего света. В фарах грузовых автомобилей нить дальнего света обычно создает световой пучок силой 50 кд, а ближнего - 40 кд, в современных тракторах и комбайнах - соответственно 50 и 21 кд.

Габаритные фонари служат для светового обозначения габаритных размеров машины в условиях плохой видимости и для подачи светового сигнала перед поворотом. Свет габаритных фонарей должен быть виден на расстоянии не менее 100м.

Передний габаритный фонарь, или подфарник (рис. 3, а), состоит из корпуса 3, рассеивателя 6, ободка 7, двухнитевой лампы 4 с патроном и токоподводящего провода. Двухнитевая лампа имеет нить, вырабатывающую свет силой 21 кд, которая служит для подачи светового сигнала перед поворотом, и нить, вырабатывающую свет силой 6 кд, - для габаритного освещения. Для замены лампы в подфарнике достаточно вывернуть соединительный винт и снять рассеиватель.

Указатель поворотов (рис. 4, а) предназначен для предупреждения о предстоящем маневре трактора или автомобиля. В него входят сигнальные лампочки, переключатель и прерыватель (реле). Наибольшее распространение получил электромагнитный прерыватель тока. Прерыватель (рис. 4, б) состоит из сердечника 3 с обмоткой, двух якорьков, двух пар серебряных контактов 1, нихромовой струны 4 и резистора 7. Левый якорек 5 с контактами замыкает и размыкает цепь сигнальных ламп, а правый дополнительный якорек 2 с контактами подает сигнал на контрольную лампу, расположенную на щитке приборов.

Рис 4. Снеговой указатель поворотов:
1 - контакты, 2 - дополнительный якорек, 3 - сердечник, 4 - струна, 5 - якорек,
6 - обмотка, 7 - резистор, 8 - включатель зажигания, 9 - контрольная лампа,
10 - переключатель, 11 - сигнальная лампа.

Соответствующая сигнальная лампа в подфарнике и заднем фонаре включается переключателем, размещенным на рулевой колонке. При включении указателя поворота переключателем замыкается цепь сигнальных ламп 11. Ток поступает от источника тока через левый якорек 5, нихромовую струну, резистор и обмотку якоря на сигнальные лампы. Контакты при этом разомкнуты. Поскольку ток проходит через резистор и струну, нити накала сигнальных ламп горят неполным светом.

При прохождении тока по нихромовой струне 4 последняя нагревается и длина ее увеличивается. Это дает возможность магнитному полю сердечника притянуть левый якорь к сердечнику и замкнуть контакты. При замкнутых контактах ток в цепи контрольных ламп проходит от источника тока через левый якорек и обмотку сердечника, минуя резистор и струну. Нити ламп при выключенном из цепи резисторе горят полным (ярким) светом. Обесточенная струна 4, охлаждаясь, укорачивается и размыкает контакты. При этом накал нити контрольных ламп уменьшится. Пока включен указатель поворота, контакты будут замыкаться и размыкаться, а следовательно, и лампы мигать 70-100 раз в 1 мин. Одновременно с основным якорьком магнитное поле сердечника 3 притягивает к себе дополнительный якорек 2, который через дополнительные контакты включает в цепь контрольную лампу 9 указателей поворота. После размыкания левых контактов сила тока в обмотке сердечника уменьшается и правые контакты размыкаются.

Рис. 5. Звуковой сигнал:
а - устройство, б - схема работы;
1 - корпус, 2 - конденсатор, 3 - сердечник электромагнита, 4 - обмотка электромагнита,
5-регулировочный винт, 6 - прерыватель, 7 - якорь, 8 - мембрана, 9 -резонатор,
10 - центральный винт, 11-кнопка сигнала.

Звуковой сигнал (рис. 5) - электромагнитный, вибрационного типа. Он состоит из корпуса Ш-образного сердечника с обмоткой 4 (электромагнита), стальной мембраны 8, якоря 7 и прерывателя 6. Обмотка электромагнита соединена в электрическую цепь с аккумуляторной батареей через кнопку, расположенную на рулевом колесе. В неработающем сигнале контакты прерывателя сомкнуты. Параллельно контактам прерывателя установлен конденсатор 2, предупреждающий их подгорание.

Нажимая на кнопку 11 сигнала, замыкают цепь. Электрический ток, проходя по обмотке, намагничивает сердечник 3, который притягивает якорь 7. Перемещение якоря вызывает размыкание контактов прерывателя. Ток перестает поступать в обмотку сердечника. Сердечник размагничивается, а якорь под действием упругой мембраны 8 занимает прежнее положение. Затем контакты снова смыкаются, и ток идет по обмотке сердечника. Пока нажата кнопка сигнала, контакты размыкаются и замыкаются, а мембрана колеблется, издавая звук. Тон звука изменяют регулировочным винтом 5, расположенным на корпусе сигнала.

Неисправности приборов освещения и сигнализации.

Основные неисправности, возникающие в фарах, - это слабый накал ламп или его отсутствие. Отсутствие накала возможно в результате обрыва в цепи, перегорания нитей в лампе. Загрязнения поверхности отражателя и ослабления контактных соединений могут быть причинами недостаточного света.

Неисправностью указателя поворотов является отсутствие мигающего света в результате обрыва струны или приваривания контактов. Неисправный указатель поворотов заменяют.

Система световой сигнализации (рис. 7-26) предназначена для оповещения других участников движения об изменении направления движения, о торможении, наличии прицепа, а также для информирования водителя о включении блокировки дифференциалов.

Система световой сигнализации состоит из сигнализации поворота, сигнализации торможения, сигнализации движения задним ходом, сигнализации автопоезда, сигнализации блокировки дифференциалов.

Сигнализация поворота служит для подачи прерывистого светового сигнала при повороте машины или аварийной остановке.

Основными элементами сигнализации поворота являются (рис. 7-26):

-сигнальные лампы, установленные в передних (Е31, Е33), задних (Е7, Е20) фонарях и боковых повторителях (Е3, Е30);

- прерыватель указателей поворота РС951-А V3;

- контрольные лампы указателя поворота автомобиля и прицепа, расположенные в блоке Н3;

- переключатель указателей поворота (является частью комбинированного переключателя S22 );

- выключатель аварийной сигнализации S14;

- предохранитель плавкий на 6 А ПР119-01 F4.

Включение сигнализации поворота осуществляется комбинированным переключателем S22 при рабочем положении выключателя приборов и стартера. Прерывистое свечение сигнальных ламп обеспечивается контактно-транзисторным прерывателем указателей поворота V3, установленным в цепи питания сигнальных ламп. О работе сигнализации поворота свидетельствуют контрольные лампы (отдельно для автомобиля и прицепа) в блоке контрольных ламп Н3.

В передних фонарях для сигнализации о повороте используется верхняя секция с рассеивателем оранжевого цвета и лампой А24-21. В задних фонарях для сигнализации о повороте используется наружная секция также с рассеивателем оранжевого цвета и лампой А24- 21 .


Рис. 7-26. Система световой сигнализации

Боковые повторители указателей поворота устанавливаются на левой и правой съемных накладках кабины. Боковой повторитель (рис. 7-27) состоит из пластмассового основания 1, в который вмонтирован патрон 2 лампы, лампы 3 типа А24-5, резиновой прокладки 4 и рассеивателя 5 оранжевого цвета.

Прерыватель указателей поворота (рис. 7-28) (тип РС951-А, контактнотранзисторный, со встроенной электронной защитой от коротких замыканий в цепи сигнальных ламп) предназначен для обеспечения прерывистого свечения сигнальных ламп при сигнализации поворота и аварийной остановки с частотой 90 ± 30 раз в минуту.


Рис. 7-28. Электрическая схема прерывателя указателей поворота РС951-А

Прерыватель работает в двух режимах: сигнализации направления поворота и сигнализации аварийной остановки.


Рис. 7-27. Боковой повторитель указателей поворота УП101-В

Первый режим задается при включенном выключателе приборов и стартера и переключателе указателей поворота и обеспечивает мигание сигнальных ламп левого или правого борта в зависимости от положения переключателя.

Включение режима аварийной сигнализации осуществляется выключателем аварийной сигнализации S14 (см. рис. 7-26). При этом к прерывателю подключаются сигнальные лампы обоих бортов автомобиля и прицепа одновременно, минуя выключатель приборов и стартера и переключатель указателей поворота.

При включении аварийной сигнализации одновременно с сигнальными лампами мигает лампа, вмонтированная в рукоятку выключателя аварийной сигнализации, что свидетельствует о ее включении. Контрольные лампы указателей поворота в блоке контрольных ламп могут не включаться.

Розетка прицепа Х33 служит для коммутации систем сигнализации тягача и прицепа. На автомобиле установлена семиконтактная розетка прицепа ПС300-АЗ на задней поперечине рамы на кронштейне.

Сигнализация торможения предназначена для подачи светового сигнала о торможении машины и состоит из выключателя сигналов торможения S5; реле сигналов торможения К5; сигнальных ламп А24-21, установленных в задних фонарях (Е7, Е20).

При нажатии водителем на педаль тормоза верхнее плечо педали, перемещаясь назад, освобождает шток выключателя сигналов торможения S5, что приводит к замыканию его контактов. При этом срабатывает реле сигналов торможения К5 и включаются сигнальные лампы в задних фонарях.

Сигнализация движения задним ходом предупреждает других водителей о том, что в коробке передач включена передача заднего хода и автомобиль движется или готовится к движению задним ходом. К ней относятся: фонарь заднего хода 2112.3711-01 (см. рис. 7-26 поз. Е10), установленный под задним левым фонарем, и включатель фонаря заднего хода ВК403Б S1, установленный в коробке передач. Устройство фонаря аналогично ранее рассмотренным, в фонаре применяется рассеиватель белого цвета и лампа А24-21. Автомобиль может оборудоваться фарой заднего хода Е8, предназначенной, кроме указанного выше, для облегчения ориентации водителя при движении задним ходом в темное время суток. Устанавливается фара на задней поперечине рамы и подключается к включателю S1, аналогично фонарю заднего хода.

Сигнализация автопоезда предназначена для информирования других участников движения о приближении длинномерного транспортного средства. К ней относятся: 3 фонаря автопоезда УП101-В (см. рис. 7-26 поз. Е13), установленные на крыше кабины, и выключатель фонарей автопоезда 3812.3710-02.38 S12, расположенный на панели щитка приборов (рис. 1-27, поз. 23). Устройство фонаря аналогично устройству бокового повторителя указателей поворота (см. рис. 7-27).

Сигнализация блокировки дифференциалов предназначена для напоминания водителю о том, что межосевой и (или) межколесные дифференциалы находятся в заблокированном состоянии, что недопустимо при движении в хороших дорожных условиях.

Сигнализация блокировки дифференциалов включает в себя: включатели сигнализаторов блокировки межколесных дифференциалов S2, S3 (см. рис. 7-26), включатель сигнализатора блокировки межосевого дифференциала S4, сигнализаторы в блоке Н3. Совместно с данной системой работает звуковой реле-сигнализатор Н2 и диоды с защитным корпусом VI2, V13.

На рис. 7-26 показана цепь включения блокировки межколесного дифференциала, для этого используется выключатель S17, расположенный на панели выключателей (рис. 1-30, поз. 1) и электромагнитный клапан Y1, расположенный в левом лонжероне рамы.

Привод блокировки межосевого дифференциала пневматический.

Сигнализаторы блокировки дифференциалов подключены к бортовой сети через предохранитель на 8 А блока F3.

Система сигнализации тормозного управления

Система сигнализации тормозного управления предназначена для информирования водителя об аварийном падении давления в тормозных контурах.


Рис. 7-29. Система сигнализации тормозного управления

Система (рис. 7-29) состоит из пневматических включателей сигнализаторов падения давления в I, II, III, IV тормозных контурах ( В6, В5, В4, В13 соответственно), сигнализаторов в блоке Н1, включателя сигнализатора стояночного тормоза В12, реле-прерывателя сигнализатора стояночного тормоза К2, предохранителя на 8 А в блоке F3. Также с данной системой совместно работают: реле сигналов торможения К5 и звуковой реле-сигнализатор Н2.

На рис. 7-29 система изображена в исходном положении, т. е. при неработающем двигателе и отсутствии воздуха в системе, при этом контакты включателей замкнуты. После пуска двигателя в начальный момент контрольные лампы включены, а реле-сигнализатор издает звук частотой 200 Гц.

Аналогичным образом данная система вступает в работу при аварийном падении давления в любом тормозном контуре.

При включении стояночной тормозной системы замыкаются контакты включателя В12, установленного в III контуре пневмопривода тормозов, и включается сигнализатор в блоке H1. В цепи питания лампы сигнализатора стояночного тормоза установлен реле-прерыватель К2, вследствие чего лампа светится прерывисто. Одновременно через реле К5 замыкается цепь ламп сигналов торможения задних фонарей.

Одновременно при включении стояночной тормозной системы срабатывает реле сигналов торможения К5, так как вывод "86” обмотки реле К5 соединяется с корпусом автомобиля. Срабатывание реле К5 приводит к включению ламп сигналов торможения задних фонарей. Лампы находятся во включенном состоянии до тех пор, пока замкнуты контакты включателя В12 и включен выключатель приборов и стартера.

Читайте также: