Что входит в систему ксенон

Обновлено: 05.07.2024

Движение на автомобиле ночью – очень серьезное испытание для водителя с любым опытом. На безопасность управления решающее значение оказывает качество освещения. Появление газоразрядных ламп как класса позволило приблизить ночные условия вождения к дневным.

Разбираемся, какой возможно поставить ксенон и как выбрать подходящий

Широкая номенклатура ламп улучшенного свечения поделена на виды. Классификационным признаком является цветовая температура Xe. Она определяет, каким цветом будет представлена дорога в темное время суток. Существуют такие модификации:

  • 4300 – 4500 К (бело-желтоватый свет);
  • 4500 – 5500 К (белое освещение);
  • 5500 – 8000 К (бело-голубоватый оттенок);
  • 8000 – 12000 К (голубоватый свет).

Многие специалисты, отвечая, какой наиболее благоприятный ксенон или как выбрать наиболее эффективный, ссылаются на научные исследования человеческого зрения.

Стоит помнить! Наиболее комфортной для глаза является яркость источника, нагретого до температур 4000 – 5000 К. Именно этим объясняется установка в штатную систему освещения премиальных авто ксеноновых ламп 4300 – 4500 К.

Ксеноновые фары

Ксеноновые фары

Лампы с цветовой температурой 4500 – 5500 К являются выбором многих водителей. Чисто белый свет в сочетании с относительно высокой яркостью (на 6-10% меньше, чем у 4300 К) неплохо создает дневное освещение локального характера. Это объясняется тем, что у Солнца соответствующая цифра составляет 5500 К.

Величины цветовой температуры, расположенные правее отметки 5500 К, имеют голубоватый оттенок. Такие устройства освещения применяются только лишь для создания эффектного внешнего вида. Подсвеченная этим светом поверхность плохо воспринимается водителем и приводит к быстрой усталости.

Что следует учитывать и какой комплект ксенона лучше установить?

Качество и долговечность в ксеноновой установке определяет не только лампа, а и блок розжига. Реализация правильной схемы управления в последнем способствует долгому сроку службы осветительной системы.

Ассортимент современных преобразователей энергии условно разделен на три поколения:

  • В третьей генерации реализуется однокомпонентная схема расположения блока питания и высоковольтной катушки. Высокая чувствительность к напряжению. Требуется большой пусковой ток. Часто выходят из строя.
  • В четвертом поколении блок питания и катушка разнесены. Для работы требуется малый потребляемый ток (1,6 – 3 А). Порог пусковой силы тока и питающего напряжения снижены до минимума, что обеспечивает быстрый розжиг лампы.
  • В пятой генерации вся начинка заменена на цифровую, вследствие чего интенсифицированы режимы работы установки. Отличаются длительным ресурсом и надежностью.

Не стоит забывать, что определить, какой же самый лучший ксенон для определенного авто, поможет установка фирменных компонентов (Hella, Osram), отличающихся высоким ресурсом и качеством работы в целом.

Что делать, если фары корректируются компьютером автомобиля?

В вопросе, как выбрать подходящий ксенон, следует учитывать степень автоматизации транспортного средства. Так, если на панели приборов существует индикация перегоревших ламп головного света, необходимо приобретать уже готовые блоки розжига с обманным устройством (CAN-BUS).

Как быть с мощностью блока розжига ксенона?

Лампа одной и той же цветовой температуры при большей мощности будет светить ярче. Например, осветительная конструкция 5500 К в 55 Вт будет светить с той же яркостью, что и 4300 К в 35 Вт. Этого добиваются за счет насыщения светового пучка желтым цветом, воспринимаемым человеком, как наиболее яркий в темных условиях.

Экспериментировать с мощностью следует аккуратно. Перед тем, как выбрать требуемый ксенон, следует определить вид защиты фары.

Установка ламп мощностью 55 ВТ на автомобили, оборудованные пластиковыми фарами, не рекомендуется, ввиду их высокой температуры работы. Кроме того, мощные источники света имеют пониженный ресурс по сравнению с 35 Вт.

Качественной установке хорошего света всегда должен предшествовать разумный выбор. Руководствуясь приведенными рекомендациями, предоставляется возможность приобретения подходящей продукции для определенных условий.


Модернизируем головную оптику на Lada Priora Некоторые черты российского автомобиля ВАЗ 2170 не удовлетворяют современной моде. Дизайн экстерьера выполнен с минимальными затратами.


Распространенный типоразмер галогеновых автомобильных ламп: как выбрать надежную модель Несмотря на появление дорогостоящего ксенона, галогеновые лампы продолжают пользоваться немалой популярностью у автомобилистов. Поклонники инноваций и пустого пафоса выбирают ксеноновый свет, а ценители проверенного качества - старый добрый галоген с нитью накаливания в корпусе.

6-12-2013, 16:26 0 Распространенный типоразмер галогеновых автомобильных ламп: как выбрать надежную модель


Как настроить головной свет на российском бюджетнике Лада Калина своими руками Головной свет автомобиля - это основополагающий элемент при движении в темное время суток. В настоящее время не осталось такой автотехники, которая была бы лишена светотехники.


Приобретение видеорегистратора с оптимальным набором функций Говоря простым языком, видеорегистратор – это миниатюрная видеокамера внутри салона автомобиля, записывающая обстановку и события, происходящие за лобовым стеклом.


Какой видеорегистратор стоит выбрать для своего авто, а на какой - только посмотреть? Современные видеорегистраторы (какой лучше выбрать из них мы сейчас рассмотрим) отличаются набором функций и конструкционными особенностями. Их популярность растет, но при покупке обратите внимание на некоторые важные моменты и технические особенности.

19-09-2013, 15:15 0 Какой видеорегистратор стоит выбрать для своего авто, а на какой - только посмотреть?

Ксенон на сегодняшнее время используется во многих автомобилях, то ли штатно, то ли при переоборудовании оптики. Не многие знают принципы работы ксеноновой лампы, хотя это очень важно. Именно поэтому данный материал мы посвятили именно принципу работы ксеноновых ламп. Ксеноновая лампа – это электрическое газоразрядное устройство, которое может создавать внутри колбы мощные, интенсивные импульсы белого цвета.

Конструкция ксеноновой автомобильной лампы

Конструкция ксеноновой автомобильной лампы

Лампа сконструирована из специальной трубки, хорошо запаянной, состоящей из прочного стекла или же надежного кварца. Внутри этой трубки находится смесь инертных газов под большим давлением. Большая часть всей смеси газов припадает на ксенон.

Внутри колбы также находится два электрода, обеспечивающие пропуск электрического тока и образование электрической дуги для розжига газа. Чтобы активизировать газ понадобится огромное количество энергии, превращающейся в последствии в высоковольтный импульс, благодаря специальному устройству – блоку розжига, принцип работы которого схож с трансформатором.

Стеклянный корпус изделия – это и есть трубка, которая может быть разной формы. Именно в трубку по обе вертикальные стороны впаиваются электроды, между которыми при подаче высоковольтного импульса от 23000 В дол 30000 В и активизируется электрическая дуга. В колбе есть и еще один электрод, сделанный в виде тонкой металлической дорожки, которая проходит вертикально сквозь всю трубку. Этот электрод необходим для ионизации газового состава и запуска разряда.

Принцип работы ксеноновых ламп

Принцип работы ксеноновых ламп

Принцип работы ксеноновых излучателей достаточно непростой и состоит из нескольких этапов.

  • Этап 1. Подача высоковольтного импульса от 23000 В до 30000 В, благодаря блоку розжига, который поступает в лампу.
  • Этап 2. Активизация электрической дуги.
  • Этап 3. Ионизация газа и пропуск через него тока под большим напряжением, что создает мощную вспышку белого света. Этот процесс является важным и обязательным, ведь он необходим для сокращения электрического сопротивления газа внутри колбы лампы. Ионизация активизируется путем той же подачи высоковольтного импульса от блока розжига, что активизирует электроды и выпускает ионы.
  • Этап 4. Проходящий ток через газ возбуждает атомы ксенона.
  • Этап 5. Активизированные атомы ксенона вынуждают переходить электроны на орбиты с характеристикой более высокой энергии.
  • Этап 6. Затем электроны возвращаются к первоначальным орбитам и при этом образуют энергию, выраженную в форме фотона, а это и обеспечивает выдачу насыщенного и интенсивного света.

Отметим, что газы в лампе находятся под высоким давлением, что и обеспечивает повышенную яркость. Степень давления зависит от размеров колбы лампы.

Спектр ксеноновых излучателей

Как и многие другие газы, благодарённый ксенон также имеет спектры. Принцип свечения ксенона максимально схож с неонами. Излучение от такого источника человеку кажется идеально белоснежным, поскольку спектральные лини цвета распределяются по всей видимой полосе спектра для ксенона.

xenon bulb

Конструкция автомобильных газоразрядных ламп довольно проста: Во внутреннюю колбу из тугоплавкого кварцевого стекла впаяны с двух концов электроды. Внутреннее пространство колбы заполнено смесью инертных газов при относительно низком давлении с добавлением паров ртути (лампы D1,D2). Т.е. по сути, это ртутно-дуговая лампа. Но пары ртути дают жесткий ультрафиолетовый спектр, и для того, чтобы его сместить в видимую область в колбу добавлены соли редкоземельных металлов в определенной пропорции, каждый из которых досвечивает свою область спектра таким образом, чтобы на выходе получить более менее равномерный белый спектр.

Что немаловажно - в качественных лампах из пространства между колбами откачан воздух (создан вакуум). Вакуум является надёжной теплоизоляцией внутренней колбы, разогревающейся до высоких температур, которые могут повредить оптику фары.

xenon bulb

В дешёвых лампах с созданием глубокого вакуума между колбами не заморачиваются, поэтому однажды сэкономив на покупке нормальных ламп вы попадёте на дорогостоящий ремонт фар, исчисляемый десятками тысяч рублей.

Газы и их смеси (воздух в частности) являются хорошими изоляторами. Чтобы газ начал проводить ток, нужно приложить очень большую разность потенциалов, достаточную для начальной ионизации, когда в межэлектродном пространстве накопится достаточное количество носителей заряда - свободных электронов, находящихся в возбужденном состоянии. Только тогда возникает разряд в газовой среде - тлеющий, а затем и дуговой. Именно поэтому газоразрядные лампы так тяжело зажечь: для этого требуется очень высокое напряжение - до 23000В!

Это ровно в сто раз выше (на два порядка) чем в домашней электросети. И таки да, оно опасно для жизни! Помните об этом, когда решите залезть в проводку колхозного ксенона!

После искрового пробоя возникает дуговой разряд, как при сварке, напряжение между электродов лампы падает до 45-80В и лампа начинает прогреваться. При этом за счет нагрева содержащиеся в лампе присадки начинают испаряться и участвовать в поддержании процесса горения дуги.

xenon bulb

Учитывая, что внутри газоразрядной лампы нет никакой спирали, вроде как и перегорать в ней нечему. Однако со временем (спустя 2000 часов работы - это в среднем 2-3 года интенсивной эксплуатации авто) лампа теряет бОльшую часть первоначальной яркости и подлежит замене. К тому же слишком долго работающие лампы (больше 5 лет) меняют свои электрические характеристики, и блоки розжига начинают их принудительно отключать. Блоки при этом совершенно исправны, менять их не нужно! Подробнее об этом вы можете прочитать в этой статье.

Автомобильные ксеноновые лампы обозначаются латинской буквой D и цифру от 1 до 8, отражающую ее тип. После цифры стоит еще одна буква: S для линзованной (прожекторной) оптики и R для рефлекторной.

xenon bulb

Отличаются они только нанесенным на колбу непрозрачным экраном для более четкой светотеневой границы в фарах с обычным отражателем. Появились такие фары в середине нулевых и довольно быстро были вытеснены более эффективными линзованными фарами.

Есть два вида автомобильного ксенона: с содержанием ртути - это цоколи D1 и D2, и без содержания ртути (на парах серебра): цоколи D3, D4, D5, D8. Ртутьсодержащие лампы необходимо отдельно утилизировать, их нельзя просто выбрасывать вместе с бытовыми отходами.

Ксеноновые фары с ртутными лампами D1 и D2 появились как опция на дорогих автомобилях в начале 2000-х годов, и по сей день имеют непревзойденные световые характеристики, из-за чего их быстренько задвинули на свалку истории, постепенно вытеснив безртутными D4 и D3. Затем большинство производителей начали менять прошивки блоков розжига таким образом, чтобы лампа после разогрева светила чуть менее ярко, чем при старте (особенно сильно этим грешит корейский Mobis). В свою очередь безртутные ксеноновые лампы сейчас активно вытесняются светодиодными источниками света: сейчас у любого автопроизводителя вы встретите галогеновые фары в простых комплектации и сразу светодиодные фары в более дорогих комплектациях.

Так производители постепенно расчистили себе поляну под диодные и лазерные фары, ценник на которые превышает все мыслимые и немыслимые границы. В то же время их световые характеристики и срок службы оставляют желать лучшего, а ремонтопригодность вообще нулевая. Особо продвинутые европейские производители догадались приваривать внешнее стекло к корпусу ультразвуком, таким образом её даже невозможно вскрыть, не говоря про полное отсутствие запчастей к таким фарам.

В чем отличие газорязрядных ламп D1 от D2, D3 от D4?

А ни в чем! Однажды жадный европейский капиталист сидел в задумчивости: как поднять свои доходы относительно законным способом и без ущерба для репутации компании? И таки придумал: а что если часть блока розжига переместить в лампу? Тогда ее можно будет продать как минимум, втрое дороже! Так появились лампы D1, а впоследствии D3, и даже D5, в которой весь блок розжига оказался неотделимой частью лампы-расходника. Ну а обывателям рассказали слёзную сказку про экологию и безопасность. Самые поганые и отвратительные нововведения протаскиваются именно под этой личиной! Радуйтесь, что нам ещё не продают свечи зажигания, наглухо совмещённые с катушкой! А ведь лампы D1 и D3 - это по сути оно и есть.

Лампу D8S мощностью всего 25Вт вместо привычных 35Вт придумали для обхода требований в большинстве стран по установке омывателя и автоматического корректора угла наклона фар, тем самым удешевив конструкцию авто и подложив жирную свинью тем, кто такую машину купит.

Лампа D5S является вообще экзотикой: в зад этой лампы запихали не часть, а целиком весь блок розжига, сделав ее самой дорогой и бесполезной игрушкой. Потому что полностью исправный блок вам придется выбросить вместе с вышедшей из строя лампой. Хотя есть способ припаять вместо спиленной колбы высоковольтный разъём и поставить обычную лампу D4S.

xenon bulb

Еще замечена странная особенность блоков розжига безртутных ламп поздних годов выпуска: после выхода лампы на рабочий режим (секунд через 20 после включения) ее яркость скачкообразно уменьшается на 15-20% от первоначальной.

Есть предположение, что производители были прекрасно осведомлены о светодиодных фарах, их недостатках и огромном финансовом потенциале, поэтому искусственно задушили характеристики ксеноновых фар, чтобы новомодные и дорогущие светодиоды на их фоне не выглядели совсем уж убого.

Чем отличаются обычные лампы от X-treme Vision, NightBreaker и прочих +150% Ultra и Super модификаций? Стоит ли за них переплачивать?

Дело в том, что абсолютно все параметры разряда в лампе контролируются блоком розжига, установленном внутри фары. И со стороны лампы решительно ничего нельзя сделать, чтобы ощутимо увеличить световой поток. Если параметры лампы будут сильно отличаться от стандартных, блок розжига её просто выключит как неисправную.

Поэтому единственное, что можно сделать с лампой - это изменить пространственное положение разрядной дуги относительно цоколя. Если в стандартной новой фаре немного наклонить лампу вниз, то горячее пятно, спрятанное за шторкой сместится вниз, что вызовет прирост в освещённости. Именно этот принцип и используется во всех "плюсовых" лампах. Т.е. по сути это обычные лампы с нарушенной геометрией по сильно завышенной цене.

Во всех наших ремкомплектах мы настраиваем индивидуально каждый модуль по максимуму света под шторкой. И делается это по стандартным лампам. Если в наш модуль поставить такую "плюсовую" лампу, то горячее пятно окажется гораздо ближе расчётного, т.е. вы получите ослепляющее пятно перед авто, а вдаль вам придётся напряжённо вглядываться, где света будет значительно меньше. Поэтому нет смысла переплачивать за кривые лампы, если вы покупаете наш ремкомплект. Он прекрасно светит со стандартными лампами, которые значительно доступнее по цене.

Какой цвет ламп лучше выбрать?

Все заводские ксеноновые фары комплектуются лампами с цветовой температурой 4300К, и это неспроста. Эта цветовая температура соответствует освещённости в безоблачный солнечный день. При этом в тени, где есть только свет неба цветовая температура будет уже 5000-6000К. В принципе, белым считается свет с цветовой температурой от 3800К (теплый белый) до 6000К (холодный белый). 4300К - нейтральный белый с максимальной, неискажённой цветопередачей. Но все эти рассуждения хороши для фотосъёмки, интерьерного освещения, скажем в магазине, где важно, чтобы вещи выглядели с неискажёнными цветами.

На дороге всё обстоит немного иначе. Нам важно видеть, куда и где мы едем. Есть границы прозрачности атмосферы, к тому же синий спектр преломляется гораздо сильнее жёлтого. Мне вообще кажется странной мода на "поголубее" в одной из самых гомофобных стран мира :) Если не ориентироваться на странную моду, то лампы с цветовой температурой выше 5000К освещают мокрую дорогу в разы хуже ламп со стандартной цветностью 4300К. Вообще идеальны лампы 4100К - это Osram Xenarc Classic (маркировка CLC в артикуле) и XE Xensation 53500. В дождь, снегопад, туман нет ничего лучше!

Однако, есть у них и существенный недостаток: зависимость дугового разряда от магнитного поля Земли и положения в пространстве, из-за чего свет таких фар ощутимо мерцает при езде по неровностям дороги.

Когда ваш авто трясет на кочках, лампа довольно резко меняет свое положение в пространстве, а сгусток плазмы какое то время остается на старом месте, подобно пламени свечи, которую рывками перемещают в пространстве. Поэтому во всех без исключения газоразрядных лампах на неровностях дороги свет мерцает, и это не является неисправностью: такова физика процесса получения света в этих приборах!

Стоит отдельно пройтись словесным напалмом по производителям и продавцам колхозного ксенона. Дело в том, что все эти лампы крайне низкого качества, в первую очередь - состав стекла внешней колбы. Именно из толщи этого стекла, а не герметика, на который вклеена колба (как предполагалось ранее) при работе лампы испаряется какая то летучая фракция, оседающая на отражателе несмываемым налетом и приводящая его в негодность.


Вторая причина: отсутствие глубокого вакуума между внутренней и внешней колбой. А ведь вакуум - лучший теплоизолятор! Вы можете какое то время держать голыми руками горящую лампу габаритов, а ведь всего в паре миллиметров от вашей кожи температура спирали превышает 2000°С!

Соответственно, покупая неоригинальные лампы вы значительно сокращаете срок службы своих фар. Причем зачастую это уже вопрос доступности на рынке, а не выгоды для покупателя по цене: продавцы умудряются впаривать китайский хлам MTF, Lynx по цене нормальных европейских брендов. К примеру, оригинальная лампа Neolux производства Германии стоит всего 1560р за лампу. Очень странно пытаться сэкономить сумму, которую едва хватит на один поход в продуктовый, чтобы потом попасть на дорогостоящий ремонт фар, исчисляемый десятками тысяч рублей.

Третья причина, почему не стоит связываться с неоригинальными дешевыми блоками - питание лампы постоянным током. Для экономии места и снижения себестоимости производители не ставят в выходной каскад блока розжига инвертор, который подает на лампу как и положено переменный ток, для исключения неравномерного износа ее электродов. При незаведенном двигателе от включенных штатных блоков хорошо слышно равномерный гул с частотой около 200Гц. Это совершенно нормально, чего нет у дешевых альтернативных блоков.


Так называемый блок розжига в slim корпусе

Несмотря на его плоский форм-фактор, внутри всё равно половина корпуса пустая! А дело в том, что у него нет инвертора на выходе, который преобразует постоянное напряжение в переменное для питания лампы. Поэтому один из электродов перегревается и изнашивается гораздо быстрее, чем другой.

Поэтому даже если вы купите хорошие оригинальные лампы, этот выпердыш китайской подпольной мануфактуры её просто угробит!

Оригинальный блок розжига постоянно контролирует электрические параметры подключенной лампы, и при ее старении в какой то момент лампа начинает выключаться почти сразу после старта. Это однозначно указывает на необходимость ее замены. Блок при этом совершенно исправен!

Типичная ситуация, от которой уже начинает дергаться глаз: обыватель приезжает в привычный сервис, где ему обслуживают подвеску, меняют масло и т.д. с просьбой посмотреть фары. Автохтоны слыхом не слыхивали про различие ламп, потому у них в наличии самое дешевое говно, которое только можно найти, ибо тема непрофильная и вкладываться в нее не с руки.

В следующей, заключительной статье этого цикла мы рассмотрим твердотельные источники света для автомобилей - диодные и лазерные фары. Подписывайтесь на мой Телеграм канал, чтобы не пропустить новые полезные и интересные статьи.

Ксеноновые фары — это атрибут любого современного автомобиля, который ездит по дорогам, но не все автомобили оборудованы таким типом света.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Ведь он сильно отличается от другого освещения, поскольку очень требователен к техническому устройству, в котором монтируется, а также требует дополнительных разрешений на эксплуатацию.

Выходом может стать ксенон, который изначально предназначен для использования в конкретной машине и установленный с завода.

Поэтому важно рассмотреть, что такое штатный ксенон в 2020 году, и в чем его преимущества, так полюбившиеся водителям.

Общая информация

Автомобильные фары — это важнейший элемент автомобиля, ведь именно они обеспечивают хороший обзор водителя и не позволяют ему попасть в ДТП.

Причем не менее важной является и лампа, установленная в фаре, поскольку благодаря ее характеристикам обеспечивается должное свечение и пробивная способность, а это, в свою очередь, может сыграть большую роль в плохих погодных условиях или необходимости быстро среагировать в экстренной ситуации.

Поэтому следует выбирать наилучший тип фар и лампочек для них, чтобы чувствовать себя на дороге максимально уверенно.

Наиболее благоприятной ситуацией будет та, при которой ксеноновый свет уже установлен в фары, он будет считаться штатным.

Также могут быть нюансы, связанные с отсутствием лампочки такого типа с завода, но теоретической совместимостью с ксеноном, о чем может свидетельствовать маркировка на осветительном приборе.

Но нужно понимать, что хорошего в штатном ксеноне, и как можно поменять тип света, если такая потребность возникнет.

Первоначальные данные

Ксеноновые лампы работают благодаря электрическому импульсу, который зажигает газ, находящийся в колбе, проходя через него.

Их свет схож с дневным, поэтому глаза водителей наиболее привычны именно к такому типу и могут различать даже мелкие детали.

В отличие от других фар, ксеноновые также имеют довольно четкие границы распространения, а также направлены точно на дорогу, если их правильно отрегулировать, это исключает вариант ослепления встречных и впереди едущих водителей, а также не дает права оформить нарушение инспектору ГИБДД.

Если ксенон не предусмотрен в штатной комплектации, но водителю хочется оборудовать им свой автомобиль, то ему придется собрать много документов и потратить более месяца жизни, чтобы получить разрешение на переоборудование машины в установленном законом порядке.

В перечень необходимых для этого действий также входит осмотр автомобиля экспертами, как ГИБДД, так и независимыми, а также переоформление документов, в которых в итоге появится отметка о законной установке фар.

заявление на переоборудование ТС - 1

заявление на переоборудование ТС - 2

Что входит в его комплектацию

Ксенон всегда используется с дополнительными техническими средствами, без которых не получится обеспечить нормального и правильного функционирования всей системы.

Так, кроме ксеноновых ламп в комплект входит блок розжига, обеспечивающий горение лампы, система линз, собирающих свет в пучок и направляющих непосредственно на дорогу, а из предметов, не входящих в состав самой фары, есть автокорректор и омыватель фар.

Первый помогает подстраивать фары под положение автомобиля на дороге, то есть его подъем, а омыватели очищают фары при загрязнении, поскольку любая посторонняя частица на них может стать причиной сильного искажения лучей, и как правило, привести к ослеплению водителей встречных автомобилей.

Таким образом, к ксеноновой лампе в комплект добавляется устройство, отвечающее за работу самих лампочек, корректирующее и очищающее оборудование и линзы, которые фокусируют свет.

С завода свет поставляется в полном комплекте включая лампы, но впоследствии их нужно будет менять, подбирая по конкретному типу, указанному в самой фаре.

Если же возникает необходимость менять фары на ксеноновые, нужно выбирать именно то оборудование, которое подходит к самому автомобилю так работа будет более надежной.

Действующая законодательная база

Правила использования ксенона оговариваются в Правилах эксплуатации автомобиля, согласно которым машина, участвующая в процессе дорожного движения, должна соответствовать правилам безопасности, предъявляемым к автомобилям.

Это означает, что все системы, в частности фары, должны быть исправными и правильно отрегулированными, а оборудование должно быть таким, которое предусмотрено конструкцией самого автомобиля, если же выяснится, что это требование не соблюдается, то водителю будет назначено наказание.

Само взыскание за использование не предусмотренных конструкцией ксеноновых фар оговаривается в Кодексе об административных правонарушениях и его статье 12.5.

В ней говорится, что если водитель управляет машиной с фарами или лампами, которые не соответствуют указанным в техпаспорте, либо же их цвет или регулировка отличаются от нормативных, то автомобилист должен понести ответственность, согласно закону она предусматривает лишение прав на срок до года, а вот штраф нештатный ксенон не предусматривает и санкция всего одна.

Установка штатного ксенона

Штатный ксенон устанавливается обычно на заводе, что гарантирует высокое качество работ и надежность осветительных приборов.

Об этом можно узнать при покупке автомобиля, но даже невооруженным глазом можно увидеть, как установлен ксенон, если блоки розжига вставлены аккуратно, к фаре прилагается хотя бы автокорректор, а свет ровный, и соответствует нормативам, то установка была проведена правильно.

Если же водитель хочет сделать ксенон штатным, поменяв фары на подходящие, ему надо вначале получить одобрение у независимых экспертов и в ГИБДД, чтобы исключить незаконность действий.

После разрешения необходимо сдать машину в специализированный сервис или сделать работу самому, но нужно учитывать, что настройка и правильный монтаж фар во втором случае полностью на совести водителя.

После того, как все обязательно сертифицированное оборудование установлено, снова проходится проверка у экспертов, а в ГИБДД получаются обновленные документы с отметкой о замене света.

Как узнать является ли он таковым

Чтобы узнать, могут ли считаться ксеноновые лампы штатными в конкретном автомобиле, нужно открыть капот и снять заднюю крышку любой фары.

Там должна быть маркировка с буквой D, под которой подразумевается, что осветительный прибор предназначен для использования ксеноновой лампы и это не будет противозаконным действием.

К тому же, можно заглянуть и в саму фару, где ксенон будет штатным, если присутствует шторка, ограничивающая попадание света на встречную полосу, а сами лампы подключены к блоку розжига, представляющему собой достаточно неповторимое устройство.

Но надежнее всего будет маркировка, и если она присутствует, то использовать ксеноновый свет однозначно можно.

По какому принципу работает

Штатный ксенон представляет собой лампу, которая заполнена ксеноновым газом. Его качества таковы, что при прохождении электричества от блока розжига, лампочка загорается белым светом с возможной голубизной.

Кроме самой лампочки, обязательным в этой цепочке устройством является сам блок розжига, который обладает отдельной мощностью, влияющей на качество свечения и его интенсивность.

Кроме того, чтобы обеспечить нормальную работу ксенонового света, нужно позаботиться о выносливой проводке, поскольку на нее осуществляется значительная нагрузка.

У машин, в которых ксенон предусмотрен с завода, проблем с этим нет, и провода полностью соответствуют техническим требованиям, а вот если ксенон ставится в ходе переоборудования, то поменять провода конечно будет нужно в процессе переработки.

Что следует учесть при выборе блока розжига

При подборе конкретного блока розжига нужно обязательно учитывать потребности водителя в свете.

Есть две разновидности блока — на 35 Ватт и на 50 Ватт, первый дает приемлемый свет, которого хватит для осторожного вождения без происшествий, второй же делает свет и его яркость больше, но если регулировка будет выполнена неправильно, то он будет попросту слепить водителей.

Если есть планы использовать постоянно лампочку на 35 Ватт, то необходимости в мощном блоке нет, так как он не даст ожидаемого результата, и наоборот, если лама будет иметь мощность 50 Ватт, а блок — 35 Ватт, то лампа просто не будет работать в полную силу, что как и в случае с повышенной нагрузкой, не будет для нее хорошим моментом.

Как осуществляется переделка фар

В некоторых случаях водителей не устраивают фары, которые находятся у них в автомобилях. Причины могут быть разными — оборудование плохо светит, слепят водителей или не подходят глазам.

Наклейки на фары под ксенон

Зачем нужны наклейки на фары под ксенон смотрите в статье: наклейки на фары под ксенон.

Интересует вопрос, можно ли сдать экзамен ГИБДД онлайн, читайте здесь.

В таком случае нужно будет поменять фары целиком, ведь ксеноновые варианты достаточно сильно отличаются от прочих, в них особое стекло и набор технических устройств, поэтому другие лампочки в них будут светить не так как надо и скорее всего, ослеплять других водителей. А вот установка линзованного ксенона в штатные фары переделкой считаться не будет.

На светодиоды

Чтобы сменить фары на светодиодные, необходимо менять конструкцию автомобиля, поскольку конструктивно они различаются в мелочах, и их использование в ксеноновой фаре может быть чревато последствиями.

Но к слову, если обратиться к мастерам, вместе с ними подобрать максимально совместимые фары и подогнать их, отрегулировав на стенде, то вполне возможно, что они не будут слепить.

Но все же лучше приобрести изначально предусмотренный для светодиодов комплект освещения, чтобы избавить от проблем несовместимости и конечно не создавать аварийных ситуаций.

Галоген

Чтобы поставить галогенные фары вместо ксеноновых, нужно будет однозначно менять конструкцию машины, если конечно, они не являются штатными и для галогеновых ламп.

Первой стадией будет обращение к независимым экспертам, которые осмотрят машину и определят, может ли проводиться оборудование, результатом осмотра станет письменное разрешение, с которым нужно поехать в ГИБДД, где автомобиль повторно осмотрят и выдадут резолюцию на переоборудование, либо же запретят его.

Далее следует обратиться в специализированную мастерскую, стороннее СТО или сделать замену фар своими руками.

В двух последних случаях нужно лично озаботиться наличием сертификатов на фары и подтверждением их качества, а также проверить правильность работы, фиксируя их в заявлении-декларации и на фото, что впоследствии предъявляется экспертам.

Они снова оценивают работу, проверяют характеристики света, после чего резюмируют, все ли было сделано правильно.

заявление-декларация - 1

заявление-декларация - 2

Водителю остается только заехать в ГИБДД, предъявить документы и получить новые, чтобы управлять машиной с качественным светом без нарушений законодательства.

Видео: сравнение BiLED и штатного ксенона

Законно ли его ставить в противотуманки

Если ксенон установлен в противотуманные фары, то они должны быть для этого предназначены, о чем свидетельствует маркировка.

Если таковой нет, то нужно будет попросту сменить фары, пользуясь для этого вышеописанной информацией.

Ведь противотуманные фары светят интенсивнее обычных, а в сложных погодных условиях ослепление других водителей может привести к самым плохим результатам.

Прямого же запрета на ксенон не существует, и ответственность используется только для тех, кто сделал из машины колхоз.

Преимущества и недостатки

У штатного ксенона есть как плюсы, так и минусы, влияющие на работу:

  • совместимость с ксеноновыми лампами;
  • соответствие стандартам, установленным в Российской Федерации;
  • в документах по умолчанию указана поддержка ксенона
  • высокая стоимость ксеноновых ламп;
  • при желании выбрать другой свет нужно будет менять все фары;
  • если инспектор выявит факт использования нештатного ксенона в фарах другого типа, он лишит водителя прав

Можно ли ставить ксенон в туманки по закону

Можно ли ставить ксенон в противотуманки узнайте из статьи: можно ли ставить ксенон в туманки по закону.

О замене ксенона на галоген, читайте здесь.

Какая будет цена на замену ксенона на галоген, смотрите здесь.

Штатный ксенон сейчас достаточно распространен и представляет собой современное освещение, которое позволяет видеть дорогу без причинения неудобств другим водителям.

Ксеноновые фары должны правильно эксплуатироваться, а также снабжаться дополнительными техническими устройствами, которые позволят избежать неправильной работы.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Ксенон

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Происхождение названия
    • 2.1 В Солнечной системе
    • 2.2 Земная кора
    • 4.1 Физические свойства
    • 4.2 Химические свойства
    • 4.3 Изотопы

    Ксенон

    История

    Открыт в 1898 году британскими учёными Уильямом Рамзаем и Морисом Траверсом, которые подвергли медленному испарению жидкий воздух и спектроскопическим методом исследовали его наиболее труднолетучие фракции. Ксенон был обнаружен как небольшая примесь к криптону. За открытие инертных газов (в частности ксенона) и определение их места в периодической таблице Менделеева Рамзай получил в 1904 году Нобелевскую премию по химии.

    Происхождение названия

    Распространённость

    Ксенон — весьма редкий элемент. При нормальных условиях в кубометре воздуха содержится 0,086—0,087 см 3 ксенона.

    В Солнечной системе

    Ксенон относительно редок в атмосфере Солнца, на Земле, в составе астероидов и комет. Концентрация ксенона в атмосфере Марса аналогична земной: 0,08 миллионной доли , хотя содержание изотопа 129 Xe на Марсе выше, чем на Земле или Солнце. Поскольку данный изотоп образуется в процессе радиоактивного распада, полученные данные могут свидетельствовать о потере Марсом первичной атмосферы, возможно, в течение первых 100 миллионов лет после формирования планеты. В атмосфере Юпитера, напротив, концентрация ксенона необычно высока — почти в два раза выше, чем в фотосфере Солнца.

    Земная кора

    Ксенон содержится в земной атмосфере в крайне незначительных количествах, 0,087 ± 0,001 миллионной доли по объёму (мкл/л), или 1 часть на 11,5 млн. Он также встречается в газах, выделяемых водами некоторых минеральных источников. Некоторые радиоактивные изотопы ксенона, например 133 Xe и 135 Xe, получаются в результате нейтронного облучения ядерного топлива в реакторах.

    Определение

    Качественно ксенон обнаруживают с помощью эмиссионной спектроскопии (характеристические линии с длиной волны 467,13 нм и 462,43 нм ). Количественно его определяют масс-спектрометрически, хроматографически, а также методами абсорбционного анализа.

    Свойства

    Физические свойства

    Ксенон

    При нормальном давлении температура плавления 161,40 К (−111,75 °C), температура кипения 165,051 К (−108,099 °C). Молярная энтальпия плавления 2,3 кДж/моль , молярная энтальпия испарения 12,7 кДж/моль , стандартная молярная энтропия 169,57 Дж/(моль·К) .

    Плотность в газообразном состоянии при стандартных условиях (0 °C, 100 кПа ) 5,894 г/л (кг/м 3 ), в 4,9 раза тяжелее воздуха. Плотность жидкого ксенона при температуре кипения 2,942 г/см 3 . Плотность твёрдого ксенона 2,7 г/см 3 (при 133 К ), он образует кристаллы кубической сингонии (гранецентрированная решётка), пространственная группа Fm3m, параметры ячейки a = 0,6197 нм , Z = 4 .

    Критическая температура ксенона 289,74 К (16,59 °C), критическое давление 5,84 МПа , критическая плотность 1,099 г/см 3 .

    Тройная точка: температура 161,36 К (−111,79 °C), давление 81,7 кПа , плотность 3,540 г/см 3 .

    В электрическом разряде светится синим цветом (462 и 467 нм). Жидкий ксенон является сцинтиллятором.

    Ксенон

    Слабо растворим в воде (0,242 л/кг при 0 °C, 0,097 л/кг при 25 °C).

    При стандартных условиях (273 К, 100 кПа): теплопроводность 5,4 мВт/(м·К) , динамическая вязкость 21 мкПа·с , коэффициент самодиффузии 4,8·10 −6 м 2 /с , коэффициент сжимаемости 0,9950, молярная теплоёмкость при постоянном давлении 20,79 Дж/(моль·К).

    Ксенон диамагнитен, его магнитная восприимчивость −4,3·10 −5 . Поляризуемость 4,0·10 −3 нм 3 . Энергия ионизации 12,1298 эВ .

    Химические свойства

    Ксенон стал первым инертным газом, для которого были получены настоящие химические соединения. Примерами соединений могут быть дифторид ксенона, тетрафторид ксенона, гексафторид ксенона, триоксид ксенона, ксеноновая кислота и другие.

    Первое соединение ксенона было получено Нилом Барлеттом реакцией ксенона с гексафторидом платины в 1962 году. В течение двух лет после этого события было получено уже несколько десятков соединений, в том числе фториды, которые являются исходными веществами для синтеза всех остальных производных ксенона.

    В настоящее время описаны фториды ксенона и их различные комплексы, оксиды, оксифториды ксенона, малоустойчивые ковалентные производные кислот, соединения со связями Xe-N, ксенонорганические соединения. Относительно недавно был получен комплекс на основе золота, в котором ксенон является лигандом. Существование ранее описанных относительно стабильных хлоридов ксенона не подтвердилось (позже были описаны эксимерные хлориды с ксеноном).

    Изотопы

    Известны изотопы ксенона с массовыми числами от 108 до 147 (количество протонов 54, нейтронов от 54 до 93), и 12 ядерных изомеров.

    9 изотопов встречаются в природе. Из них стабильными являются семь: 126 Xe, 128 Xe, 129 Xe, 130 Xe, 131 Xe, 132 Xe, 134 Xe. Еще два изотопа ( 124 Xe и 136 Xe) имеют огромные периоды полураспада, много больше возраста Вселенной.

    Остальные изотопы искусственные, самые долгоживущие — 127 Xe (период полураспада 36,345 суток) и 133 Xe (5,2475 суток), период полураспада остальных изотопов не превышает 20 часов. Среди ядерных изомеров наиболее стабильны 131 Xe m с периодом полураспада 11,84 суток, 129 Xe m (8,88 суток) и 133 Xe m (2,19 суток).

    Изотоп ксенона с массовым числом 135 (период полураспада 9,14 часа) имеет максимальное сечение захвата тепловых нейтронов среди всех известных веществ — примерно 3 миллиона барн для энергии 0,069 эВ, его накопление в ядерных реакторах в результате цепочки β-распадов ядер теллура-135 и йода-135 приводит к эффекту так называемого отравления ксеноном (см. также Иодная яма).

    Получение

    Ксенон получают как побочный продукт производства жидкого кислорода на металлургических предприятиях.

    Из-за своей малой распространённости ксенон гораздо дороже более лёгких инертных газов. В 2009 году цена ксенона составляла около 20 евро за литр газообразного вещества при стандартном давлении.

    Читайте также: