Что выпускает тесла кроме машин

Обновлено: 03.07.2024

Тревор Милтон

Человек с озера

Основатель Nikola Трэвор Милтон — еще более неординарный человек, чем Илон Маск. Даже год его рождения доподлинно неизвестен: по одним данным, он родился в 1981-м, по другим — в 1982-м. Милтон происходит из многодетной семьи мормонов — у него три сестры и брат. Будущий бизнесмен получил религиозное воспитание и сразу после школы провел полтора года в миссионерской поездке по Бразилии. В отличие от Маска, Милтон так и не получил высшего образования — он покинул Университет долины Юта (Utah Valley State College) после первого семестра. Как и Маск, деньги на электромобили он заработал, продав свой первый успешный бизнес-проект.

В 2014 году Worthington Industries выкупила 80 процентов его компании dHybrid Systems. Сумма сделки не разглашалась. Первоначально компания Милтона занималась производством хранилищ для сжиженного и сжатого природного газа, но со временем большую часть прибыли ей начал приносить автомобильный бизнес — dHybrid Systems занялась переводом двигателей тяжелых грузовиков на работу на природном газе. При работе на природном газе каждый километр пути обходится дешевле, чем при работе на дизельном топливе, а вредные выбросы при этом снижаются.

Ничего нового в этой технологии нет: работающие на газе грузовики предлагают многие европейские производители, а российский КамАЗ даже участвует на газовом грузовике в гонках. Неудивительно, что Милтону хотелось большего. Поэтому в 2014 году он основал в Солт-Лейк-Сити, столице штата Юта, компанию Nikola Motor Company, которая должна была стать Tesla в мире грузовых автомобилей. Милтон никогда не скрывал своей любви к этому производителю электрокаров.

Jaguar I-Pace

Золотая жила

Причина, по которой Милтон заинтересовался электрическими грузовиками, по его собственным словам, состоит в том, что на них можно заработать больше денег — маржинальность этого бизнеса выше. Однако для грузоперевозок критически важен вес грузовика. Полная масса автопоезда ограничена во всех странах, поэтому чем легче тягач и прицеп, тем тяжелее может быть груз, который он везет. Именно большой вес аккумуляторов всегда был ограничителем для развития электрических грузовиков — на них нельзя перевозить столько же груза, сколько на дизельных машинах. Но Милтон нашел решение проблемы.

Nikola не запасает электроэнергию, а производит ее на борту. Помимо электромотора, на борту грузовиков компании установлены так называемые топливные элементы — электрохимическое устройство, в ячейках которого происходит химическая реакция между водородом и кислородом. В процессе реакции вырабатывается постоянный ток и синтезируется вода, которая потом просто сливается на дорогу. Кислород для реакции забирается из воздуха, а охлажденный до низких температур водород под высоким давлением хранится в баках.

Проблемная технология

Тревор Милтон

Фото: Massimo Pinca / Reuters

Существует две причины, почему электромобили на топливных элементах так и не стали массовым явлением. Во-первых, отсутствие инфраструктуры, а во-вторых, высокая цена. Пусть машинам на топливных элементах не нужны зарядные станции, зато им нужны водородные заправки, которых в мире еще меньше. Например, в Калифорнии в мае 2019 года была всего 41 водородная заправка и более 18 тысяч зарядных станций.

Что касается цен, Toyota Mirai в США стоит минимум 58 тысяч долларов, в Европе — 66 тысяч евро. При этом нет уверенности, что машины не продаются себе в убыток. По данным Bloomberg, себестоимость Honda FCX Clarity в конце 2000-х составляла 120-140 тысяч долларов. Однако у основателя Nikola есть план по решению этих проблем.

Укрепили тылы

В случае с заправочными станциями Милтон решил пойти по пути Маска и занятьcя возведением инфраструктуры сам. Он заявил, что в ближайшее время в США будет построено 700 заправочных станций, причем каждая будет рассчитана на большое число грузовиков. Кроме того, компания Nikola сама будет производить экологически чистый водород — его получают посредством электролиза из воды, а электричество для процесса берут от ветряных генераторов и солнечных батарей. Килограмм водорода уже сейчас стоит менее четырех долларов, что дешевле дизельного топлива. Милтон верит, что в ближайшем будущем цена опустится ниже трех и даже двух долларов за килограмм.


Через несколько дней исполнится два года, как я пересел с обычных машин на Tesla. Ровно год ездил на Model S, и сейчас на одометре Model 3 уже 9000 км. В связи с этим, на волне модных статей типа "25 пунктов, что мне нравится и 15 пунктов, что не нравится в новой модели айфона/кофеварки/грелки для пупка…" я решил составить свой список того, что мне нравится в Тесле, и решить, готов ли я её сменить на что-то другое. Собственно, всё уже многократно описывалось и обсуждалось, особенно в первые месяцы владения (ещё моей прошлой Model S), но мне самому стало интересно понять, изменилось ли моё отношение и приоритеты за два года.

Итак, преимущества Теслы с моей точки зрения, и причины, почему для себя лично я так и не вижу ей альтернатив в данном классе:

1. Ускорение автомобиля (с места и в движении), и идеальный контроль этого ускорения водителем, с немедленной и прямой реакцией на педаль газа, точно отражающей степень нажатия на неё, которой в принципе невозможно достичь с ДВС. Я об этом писал неоднократно, в частности при сравнении Tesla Model S с GT-R и при описании впечатлений в целом.

2. Комфорт, определяемый электрическим приводом: тишина, отсутствие вибраций, равномерность движения.

3. Удобная зарядка дома без потери времени для заезда на заправки — с утра "полный бак" без всяких усилий.

4. Удобнейшая навигация — единственная среди всех марок и моделей, которой можно нормально пользоваться. Просто полноценная Google Maps — почти такая же как на смартфонах и планшетах — с тем же поиском по любому слову, масштабированием и перемещением карты пальцами по экрану, видом со спутника, и т.п. Может что-то подобное уже появилось в каких-то других машинах, но я пока не встречал.

5. Смартфон в качестве ключа и отсутствие лишних действий: просто подходишь к машине, она открывается, сел, поехал — не надо включать и "заводить". Вышел, захлопнул дверь — она выключилась, отошёл — автоматически закрылись замки. Очень удобно. Особенно остро это осознаёшь, когда садишься в другую машину, даже электромобиль, но от другого производителя. Необходимость нажимать кнопку для включения и выключения — зачем это для электромобиля? Или нажимать кнопку, чтобы открыть или закрыть замок двери. Ну ведь умеет уже определять, что ключ рядом — почему не пойти дальше, и не разблокировать дверь автоматически, как это делает Тесла?

6. Автопилот. Реально помогает в дальних поездках, так что они превратились в удовольствие, а не в утомительную необходимость для перемещения в другую точку. Причём даже базовая версия Автопилота, которая идёт в комплекте, устраивает меня лично примерно на 90%. Единственное, чего не хватает — смены полос без выключения системы — после перестроения приходится заново включать. Но в дальней поездке это не очень напрягает — я там по полосам обычно не дёргаюсь.

7. Удалённое управление через приложение. Можно заранее, пока идёшь к машине, включить климат, подогрев сидений, или проветрить салон. Иногда полезно на телефоне видеть местоположение машины на карте — если припарковал её в незнакомом районе. Можно удалённо начать или остановить зарядку, и поменять уровень, до которого заряжаться. Плюс прочие мелочи: например, иногда нужно просто глянуть пробег на одометре, и это можно сделать, не спускаясь в гараж.

8. Отсутствие необходимости регулярно менять масло, возить на сервис и платить за него. Нужно иногда менять охлаждающую и тормозную жидкости, но это делается значительно реже, чем смена масла на ДВС. Так же надо будет когда-то поменять тормозные колодки, но с рекуперативным торможением они практически не используются, так что живут очень долго.

9. Регулярные обновления софта, которые добавляют новые возможности, а иногда даже улучшают характеристики машины. Это одна из ключевых функций, которая сильно замедляет старение Теслы: даже модели, выпущенные 7 лет назад, получают обновления и в них до сих пор добавляется что-то новое, делающие их фактически лучше, чем они были при сходе с конвейера и первоначальной покупке.

Многое из этого списка присуще, вообще говоря, всем электромобилям, но практически всё из этого реализовано в Тесле лучше.

Бонус к списку основных пунктов:
11. Полный привод — не уникальная фича, но реализован он в Тесле очень хорошо. Это можно и выше по списку поставить. Есть неплохие модели автомобилей, которые мне нравятся, в том числе электрические, но у многих из них в принципе не бывает полного привода. А мощные машины (с высоким крутящим моментом, как у электромобилей) без полного привода я всерьёз почти не рассматриваю, как имеющие мало смысла — весь момент уходит в стирание шин об асфальт.

Есть ещё целый ряд функций, без которых можно было бы прожить, но с ними получается гораздо удобнее. К хорошему привыкаешь быстро, так что теперь после Теслы будет сложно от них отказаться. Например:

12. Профили водителей, привязанные к ключу/телефону, причём не ограниченные одним или двумя: у нас в доме уже четыре водителя, так что это не только удобно, но иногда и реально необходимо.
13. Встроенный видео-регистратор с охранной сигнализацией.
14. Streaming музыка в дороге — Spotify, Slacker Radio, TuneIn и прочие.
15. Автоматическое открывание ворот гаража при подъезде к нему — вроде бы мелочь, но это очень удобно.
16. Удобные настройки функций автомобиля в одном месте — не надо помнить, в каком углу консоли или салона находится какая-нибудь редко используемая кнопка. Это частично компенсирует отсутствие физических кнопок и ручек, некоторые, наиболее часто используемые из которых, всё-таки было бы удобно иметь.

Плюс прочие мелкие и не очень вещи, к которым привыкаешь, осознаёшь, что это действительно удобно, и их потом очень не хватает в других машинах. Например, Dog Mode — режим, когда в закрытой и оставленной машине остаётся включенным кондиционер, поддерживающий комфортную температуру в салоне, так что можно оставить в машине собаку, не волнуясь о перегреве. Или такая элементарная вещь, как сохранение всех выбранных настроек режима движения. Вот объясните мне, почему в Hyundai не сохраняется выбранный режим Sport, и Auto-Hold (автоматическое удерживание тормоза, когда останавливаешься на светофоре)? И то и другое мне приходится включать каждый раз, когда я сажусь и "завожу" Ioniq. В Тесле я выбрал подобные режимы один раз в настройках, и они всегда такие, как мне нужно. Я уж молчу про то, что они привязаны к профилю водителя и всё включается автоматически в зависимости от того, кто сел в машину.

Конечно Тесла — не идеальна, у неё есть недостатки. О некоторых я и другие уже писали. Но главное в том, что эти недостатки — не критичны, и с лихвой перекрываются преимуществами.

Основной недостаток Теслы в том, что после неё любые другие автомобили теперь как-то блекнут, не выдерживая сравнения по большинству параметров. Конечно у многих из них есть свои плюсы: хорошая проходимость у внедорожника; приятный звук V8 у мощного muscle car; роскошный салон в тех же дорогих немцах; дизайн у итальянцев… Но за исключением нескольких положительных моментов эти все машины теперь воспринимаются какими-то устаревшими и ограниченными, на которых можно ездить только по необходимости, или по большой любви, помогающей смириться с их недостатками.

В итоге на вопрос, хочу ли я поменять Теслу на другую машину, и будет ли Тесла следующей, на данный момент я могу ответить однозначно: если я вдруг буду менять Tesla Model 3 на другую машину, то только на другую Теслу. Слишком уж много у неё преимуществ и удобств, адекватной замены которым я у других пока не вижу.

Tesla поставила рекорды капитализации и продаж


Игорь Владимирский

В первые дни января компания Tesla опубликовала рыночные результаты 2020 года. Произведено 509700 электромобилей, из них продано 499550 штук — на 36% больше, чем годом ранее. А вдобавок в 2020-м Tesla преодолела отметку в один миллион выпущенных машин. Таким образом, глава компании Илон Маск фактически выполнил данное ранее обещание продать в минувшем году полмиллиона электромобилей: до заветной цели не хватило лишь 450 машин, то есть 0,09%, что можно считать погрешностью. Финансовый рынок отреагировал на эти результаты незамедлительно.

За первую неделю 2021 года акции Теслы подорожали почти на 16%: на момент закрытия биржи 7 января одна акция стоила 816 долларов. А утром 8 января цена уже достигла 850 долларов. Рыночная капитализация компании превысила 770 миллиардов долларов. Таким образом, в рейтинге капитализации Tesla поднялась на пятое место, опередив американский Facebook и китайский Tencent. Интересно, что в топ-10 этого рейтинга Tesla вошла только в четвертом квартале 2020-го, а всего год назад капитализация компании не превышала 86 миллиардов долларов, то есть с тех пор выросла в девять раз.

По оценке агентства Bloomberg, Илон Маск теперь стал самым богатым человеком в мире. Ему принадлежит 20% акций Теслы, а также опцион на пакет акций на 42 млрд долларов. Теперь состояние Маска оценивается в 188,5 млрд долларов: позади остались и основатель компании Amazon Джефф Безос (он удерживал титул самого богатого человека с 2017 года), и глава Microsoft Билл Гейтс.

Впрочем, многие финансовые аналитики по-прежнему считают акции Теслы переоцененными. Как сообщает РБК, агентство JP Morgan недавно установило для них целевую цену в 105 долларов, а консенсус-прогноз Уолл-стрит — 312 долларов.


Tesla — больше чем электромобиль. Это самый желанный гаджет в мире, который даёт абсолютно уникальный опыт. К сожалению, Tesla официально до сих пор не продаётся в России. Однако купить её можно и количество владельцев только растёт.

Мы расспросили об опыте владения Tesla в России нашего читателя. Расскажем о подводных камнях при покупке, использовании и различиях с обычным авто.

— Расскажи в двух словах о себе.


Меня зовут Халиков Руслан. Я основатель Design Code & Robots. Мы делаем сложные IT-системы для западных компаний. Также веду telegram-канал по инвестициям.

— Какая у тебя модель и как давно ты её купил?

Tesla Model 3 Performance 2019 года в красном цвете с белым салоном.

— Как ты её приобрёл?

Заказывал через салон Tesla Moscow Club. Из-за белого салона и красного цвета кузова машину пришлось ждать 3 месяца и ещё месяц она стояла в салоне из-за оформления документов.

При заказе нужно отдать часть суммы, а вторую часть после получения машины. Так как машину заказывают в Европе, то рекомендую заранее купить евро, чтобы потом не потерять на курсовой разнице.

Автомобиль можно доставить в любую точку страны до дома, удалённо оформить все документы и перевести деньги.


— Какие подводные камни при покупке Теслы в России?

Проблем с салоном никаких не возникло. За задержку мне бесплатно оформили ОСАГО, поставили на учёт в Москве, подарили бутылку виски и извинились.

Единственное, КАСКО я решил оформить самостоятельно после прочтения отзывов о страховой, которую предлагал салон. Только это оказалось не так-то просто.

Из-за того, что на МКАДе загорелась и взорвалась Tesla, крупные страховые компании вообще отказывали мне в страховке. Пришлось искать знакомых, у которых были связи в страховой, и через месяц кое-как получилось её сделать.

— Какая у тебя была до этого машина? Расскажи о своих ощущениях в сравнении.

Tesla — мой первый автомобиль. Я в принципе никогда не горел желанием иметь личный авто и не участвовал в обсуждениях на тему машин. Не цепляло.

Я не рассматриваю Tesla как автомобиль. Это гаджет, и ощущается как гаджет. Куча функций появляется с каждым обновлением ОС. Плюс получаешь отдельный кайф от того, что пользуешься детищем Илона Маска и понимаешь его величие. Наверное, тоже самое чувствовали люди, которые пользовались первыми айфонами от Стива Джобса.

Поначалу я переживал, что за 10 лет разучился водить, но в итоге проблем не возникло. Машина компактная, с большим обзором, легка в управлении — как игрушечная. Думаю, что любой ребёнок сможет сразу сесть и поехать.


Тебе не нужно думать больше о том, насколько хорош салон по сравнению с Porsche или Mercedes. Ты больше не участвуешь в этих играх. Даже сейчас я больше получаю кайф не от быстрой езды, а от функций и форм-фактора. Поэтому для меня, как и для других владельцев, есть только Tesla и ничего кроме.

— Расскажи об опыте использования Теслы в России.

Я живу в Санкт-Петербурге, но ни разу не выезжал на Tesla в другой город. Можно без проблем доехать до Москвы и подзарядиться по дороге 2-3 раза, но это больше приключение, чем необходимость.

В городе управлять тройкой одно удовольствие. Всегда первым выходишь с перекрёстка. Захотел быстро перестроится — пожалуйста. Никаких проблем. Самое главное — первые секунды разгона. Адреналин сразу в кровь и прижимает к сидению. Рекомендую всем попробовать и сравнить с любым ДВС-автомобилем.

Конечно, отдельный кайф — крутые фичи. Например, машина запоминает, где нужно сворачивать и разворачивать обратно зеркала. Также можно включить Track Mode и под себя настроить привод как в гоночной игре. Плюс YouTube, Netflix, Spotify, игры и куча мелких фишек.


— Как обстоят дела с зарядкой в городе? Где ты заряжаешься в основном?

Я всегда выбираю зарядку возле ТЦ, чтобы раз в неделю заехать за продуктами и оставить машину заряжаться. Иногда специально выезжаю на зарядку ночью, чтобы посмотреть сериал на Netlix. Ночью дома не посмотришь громко видео, а в тачке есть какой-то особый шарм. Плюс звук в салоне неплохой.

— Как обстоят дела за городом? Как далеко ты на ней ездил, где искал зарядки?

Я лично за город не выезжал, но есть знакомые, кто регулярно ездит до Москвы и обратно. При желании можно доехать до любого города, если на обычной заправке уговоришь воткнуться в 360 вольт.

В остальном же, мой маршрут ограничивается только двумя городами, судя по приложению PlugShare. Тем не менее, как только границы откроются, я устрою трип по Европе. Хочу объехать всю Италию и пару других стран. Там с зарядками проблем нет.

— Как обстоят дела с гарантией? Были ли поломки?

Официальная гарантия 4 года, либо 80 000 км пробега. Гарантия на батарею и двигатель — 8 лет вне зависимости от пробега. ТО можно пройти в том же салоне Tesla Moscow Club. Если будет гарантийная поломка, то придётся везти в Европу. Поломок не было и, надеюсь, пока Tesla не открыла официальный сервисный центр в России, не будет.


— Во сколько машина обходится в год? Насколько это выгоднее, чем бензиновый аналог?

Я не заплатил ни рубля с момента покупки автомобиля за зарядку. Также не плачу налога на роскошь. Знаю, что и парковка для электрокаров бесплатная, но пока не дошли руки её оформить.

Так же писал пост на VC о том, сколько бы стоила зарядка Tesla по домашним тарифам, например, в частном доме. Вышло в итоге выгоднее в 3,2-12 раз в зависимости от цены на бензин и сравниваемой машины.

— Какие в городе есть преимущества перед бензиновыми машинами?

Бесплатные зарядки, бесплатная парковка и отмена пошлин. Думаю для Москвы, бесплатная парковка — это существенное преимущество. Также электрокар тихий, и если он будет гнать на 200 км/ч в вашем дворе, вы не проснётесь с плохим настроением.

Основным преимуществом я считаю отсутствие выхлопов, которыми дышат люди, особенно во дворах с детьми. Самое забавное, что на это обращаешь внимание только после покупки электрокара.

Раньше это воспринималось всё как должное. Сейчас же задумываешься о том, почему приходиться дышать вредными веществами при прогулке или пробежке, и от этого никак не уйти.

— Что думаешь о будущем электрических машин? Будет ли это развиваться или перерастёт во что-то ещё?

Конкретно в нашей стране отмена пошлин значительно повлияла на стоимость электрокара. Даже с учетом того, что вырос курс евро, такая же как у меня Tesla будет стоить на 500-600к рублей дешевле. А те, кто держит сбережения в евро, могли сэкономить несколько миллионов.

Если пошлины не вернут и поставят больше обычных платных зарядок по всему городу, то будущее у электрокаров в нашей стране точно есть. Всё зависит от цен на бензин. Если, скажем, через лет 20 лет будет дефицит нефти и цена бензина повысится в 10 раз, то защитников ДВС будет в разы меньше.

В городах с холодной зимой возможно будут преобладать электрокары на водородном топливе. Опять же, при условии, что будут построены заводы для получения топлива, но это сложно и долго.

При желании можно за год расставить обычные розетки на 360 вольт по всему городу в любое место с оплатой по QR коду. Где бы не припарковался, можно оставить машину заряжаться. Это куда удобнее, чем заезжать на бензиновую заправку, марать руки и стоять в очереди на оплату. Электрокар всё время будет заряжен. Всё решаемо.

— Как думаешь, будет ли завод Tesla в России?

Точно нет. Это экономически нерентабельно из-за нашего мелкого рынка. Скорее Илон откроет завод в бедной Индии, чем у нас. Думаю, скоро Tesla будут ввозить из Китая и в принципе, смысла в постройке завода не будет.


— Какие функции не поддерживаются в России и как ты это решаешь?

Это самый больной вопрос. Tesla в Европе и в штатах — это два разных автомобиля.

Во-первых, в Европе не работает навигация и нельзя построить маршрут. Приходится использовать смартфон, что рядом с большой картой на экране выглядит тупо. Из-за того, что не работает навигация, автопилот не знает куда ехать. Соответственно, автопилот превращается в круиз-контроль, который умеет объезжать препятствия.

Также нельзя убирать руки от руля более чем на 30 секунд. В США можно не держать руль несколько минут. Если водитель уснёт, то машина сама остановится у обочины. У нас же автопилот просто отключается. Есть ролики, где люди в штатах вообще не держатся за руль и едут по шоссе на автопилоте, из-за чего у Tesla были проблемы с законом.

Во-вторых, на тройках нет физической сим-карты, только eSIM. В штатах Tesla сама договаривается с операторами и продает подписку на интернет. В Европе eSIM тупо не работает. Соответственно, без сети не получится слушать музыку через нативное приложение Spotify. Постоянно нужно раздавать интернет со смартфона.

В-третьих, без сети и навигации нет кучи крутых фишек. В штатах Tesla сама может выехать к тебе с парковки или можно управлять машиной из мобильного приложения, чтобы, например, выехать из лужи и потом спокойно сесть в авто.

И последнее, в штатах есть супербыстрые зарядки, которые могут зарядить машину за 15 минут. Но их пока мало в штатах, и я не думаю что они скоро доберутся до нас.

— Как относишься к электромобилям других брендов? Они могут составить конкуренцию Тесле?

Taycan уже обогнал Panamera по продажам. Все производители будут выпускать две версии на выбор: ДВС и электро. Это вопрос времени. Taycan точно подойдет для тех, кому важен комфорт и дорогой салон. Я знаю людей, которые хейтили Tesla, а сами сделали предзаказ на Taycan.

Думаю, поэтому Илон Маск поменял позиционирование бренда на автопилот, а не электромобиль. Наблюдая, как водит бета-версия полного автопилота — это точно будет киллер-фичей Tesla и мир разделится на автомобили с автопилотом и без.

Такой неудобный руль в новых Model X и Model S неспроста. Возможно, Илон нас готовит к автомобилям вообще без руля. По крайне мере, всё к этому идёт.


— Как ведёт себя тесла летом? Ездишь ли зимой или ставишь до лета?

Зимой ёмкость батарейки и мощность падает на 10%. Если разогнаться и нагреть батарейку, то все возвращается к норме. Я бы не сказал, что при -20-25 градусов что-то кардинально меняется. Особенно, если есть постоянный доступ к зарядке. Тогда Tesla сама нагревает батарейку.

А вот жарким летом в +30-35 градусов особо не погоняешь, так как батарейка нагревается и деградирует. Поэтому Tesla не даст себя убить и будет снижать мощность. В остальном, не заметил разницы. По крайней мере в климате Санкт-Петербурга.

— Какой будет твоя следующая машина?

Мне очень нравится новая Tesla Model X, на которой можно запустить Cyberpunk 2077. Если можно будет запустить Skyrim, то закажу сразу же.

Мне нравится, как выглядит Model X. Помню, как в Барселоне шёл на эль-классико и в большом заторе за долю секунды заметил белую Model X. Хоть мне не нравятся большие машины, но она меня не оставляет в покое.

Также круто выглядит Tesla Roadster 2, но она точно не для наших дорог. В остальном, мне очень нравится Tesla Model 3, и в ближайшее время я её точно менять не буду. Даже после покупки версии X.

Читайте также: