Действия водителя автобуса при возникновении опасных дорожных и климатических условий

Обновлено: 05.07.2024

Повышение надежности водителей автобусов является одной из важнейших составляющих деятельности автотранспортного предприятия (АТП).

Повышению надежности водителей автобусов способствуют следующие действия руководства АТП:

- четкое распределение ответственности служб АТП, деятельность которых влияет на уровень безопасности дорожного движения и охраны труда водителей;

- разработка и реализация единой кадровой политики в сфере контроля и оценки профессиональной деятельности водительского состава;

- решение вопросов о приеме водителей на работу и распределении по видам маршрутов и транспортных средств (автобусов);

- выявление причин и условий возникновения дорожно-транспортных происшествий по вине водительского состава и нарушений ими ПДД;

- совершенствование работы по повышению профессионального мастерства водительского состава автобусов;

- проведение инструктажей водителей об особенностях управления автобусами в различных условиях;

- составление планов проведения стажировок и ежегодных занятий с водительским составом автобусов;

- организация контроля за прохождением водителями автобусов предрейсовых (меж-, послерейсовых) медицинских осмотров;

- решение вопросов о поощрении (наказании) водительского состава.

Остановимся на некоторых из этих факторов.

к осуществлению перевозок пассажиров автобусами

Лицо, претендующее на работу в качестве водителя автобуса, должно отвечать следующим требованиям:

- наличие удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории;

- возраст соискателя не менее 20 лет;

- наличие документа о прохождении медицинского освидетельствования.

В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения автотранспортная организация с учетом особенностей перевозок и в пределах действующего законодательства может устанавливать специальные правила и предъявлять дополнительные требования для обеспечения безопасности дорожного движения. Дополнительные требования регламентируются внутрипроизводственным (внутрикорпоративным) приказом и доводятся до сведения каждого водителя, поступающего на работу.

При приеме на работу проводится теоретическое и практическое тестирование знаний, умений и навыков соискателя, а также его проверка по информационным базам ГИБДД на предмет нарушения ПДД. Ответственность за проведение теоретического и практического тестирования и проверки водителя по информационным базам ГИБДД возлагается на лицо, определенное приказом по АТП, в соответствии с действующими нормативными документами.

Лицо, поступившее в АТП на работу водителем, должно быть ознакомлено с нормативными правовыми актами и документами (как государственными, так и локальными), регламентирующими его права и обязанности, оговоренные в трудовом договоре (контракте).

К осуществлению перевозок пассажиров автобусами допускаются водители, заключившие трудовой договор (контракт), прослушавшие вводный инструктаж и прошедшие стажировку.

В соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессии определены квалификационные требования к умениям и навыкам по управлению автобусом, дающие право на присвоение водителю соответствующего разряда (с учетом типа автобуса, которым ему предстоит управлять).

В рамках существующих разрядов допускается присвоение уровня квалификации (классности) водителя в соответствии с разработанным в АТП положением (при его наличии).

Для решения вопросов о присвоении (снижении) уровня квалификации (классности) на АТП создается квалификационная комиссия под председательством руководителя организации (владельца лицензии) или иного лица, назначенного соответствующим приказом.

Лицо, поступившее на работу в АТП, должно пройти психофизиологическое тестирование для определения возможности его использования в пассажирских перевозках (тип автобуса, маршрут перевозок, перевозка детей и т. п.), в первую очередь на склонность к риску при наличии разработанных в АТП тестов.

Водитель может быть уволен в соответствии с действующим законодательством в следующих случаях:

- по его заявлению;

- по медицинским показаниям;

- из-за грубого нарушения (нарушения, свидетельствующие о сознательном пренебрежении нормами безопасности и способные повлечь тяжкие последствия) правил внутреннего распорядка АТП, Правил дорожного движения и неоднократного совершения дорожно-транспортных происшествий (по собственной вине водителя);

- в случае отрицательного результата при прохождении стажировки и невозможности перевода его на другие работы в организации;

- из-за отрицательного результата зачета по программе ежегодных занятий с водителями;

- в случае нарушения трудового договора (контракта).

Основные обязанности водителей автобусов

Водитель обязан соблюдать требования нормативных документов, регламентирующих правила безопасности дорожного движения, перевозок пассажиров и багажа.

Перед выездом на линию при предъявлении водительского удостоверения водитель должен получить путевой лист и другую документацию, пройти предрейсовый медосмотр и получить соответствующую отметку в путевом листе. После проведения осмотра автобуса водитель подает его для осмотра дежурным механиком, после чего делается отметка (подпись) об исправности автобуса.

При обнаружении неисправностей на линии водитель принимает меры к их устранению на месте или в случае невозможности их устранения возвращается в АТП, оформляет заявку по их устранению и передает ее дежурному механику либо лицу, ответственному за выпуск автобусов на линию.

При выявлении неисправностей, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена в соответствии с ПДД или угрожающих безопасности дорожного движения во время работы на линии, а также жизни и здоровью пассажиров, водитель должен сообщить об этом диспетчеру для вызова техпомощи, обеспечив всеми возможными способами эвакуацию пассажиров.

- выезжать на технически неисправном автобусе;

- работать на линии сверх времени, установленного расписанием движения автобусов;

- нарушать нормативные значения скоростей движения на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами;

- отклоняться от утвержденного маршрута;

- нарушать порядок остановки, посадки (высадки) пассажиров, открывания (закрывания) дверей, отъезда от остановочного пункта.

Виды инструктажей и их структура

Информирование водителей осуществляется посредством проведения следующих инструктажей:

Проведение инструктажей обеспечивают лица, определенные приказом по АТП.

Вводный инструктаж проводится со всеми водителями, принимаемыми на работу.

В тематику вводного инструктажа включаются следующие вопросы:

- общие сведения об АТП (размер, структура парка подвижного состава, характеристика маршрутной сети);

- общие требования, предъявляемые к водителю, работающему в данном АТП (помимо нормативных правовых требований водитель должен быть ознакомлен с распорядительной и иной внутрифирменной документацией по организации и безопасной эксплуатации автобусов), правила внутреннего трудового распорядка, расположение служб в АТП, конкретные лица, с которыми водителю будет необходимо взаимодействовать в процессе работы;

- правила движения на территории АТП;

- порядок прохождения предрейсового медицинского осмотра, технического контроля автобуса перед выездом на линию;

- общие особенности маршрутной сети (протяженность маршрутов, наличие опасных участков, железнодорожных переездов, путепроводов, сложных транспортных развязок и др.);

- наличие и виды страхования в АТП;

- основные данные об аварийности, обстоятельства и причины характерных дорожно-транспортных происшествий и инцидентов;

- позиции заключаемого трудового договора с водителем, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения (испытательный срок, тестирование технических навыков управления автобусом, стажировка и т. д.).

Предрейсовый инструктаж (детальное уведомление) включает информацию:

- об условиях движения и наличии опасных участков на маршрутах движения;

- о состоянии дорожных и погодных условий, порядке проезда ж.-д. переездов, путепроводов, мест скопления людей;

- о нормативах скоростных режимов движения на маршруте;

- об особенностях перевозки детей.

Лицо, проводящее предрейсовый инструктаж, контролирует у водителя автобуса наличие схемы маршрута с указанием опасных мест.

Для водителей маршрутов большой протяженности инструктаж дополнительно содержит информацию о режиме движения, организации отдыха и приеме пищи, порядке стоянки и охраны транспортных средств, режиме труда и отдыха водителей.

Периодический инструктаж проводится в период с 20-го по 30-е число каждого месяца по графику, утвержденному руководителем предприятия, и содержит сведения о:

- новых нормативных правовых документах Российской Федерации, приказах, распоряжениях, регламентирующих права, обязанности и ответственность водителей;

- действиях водителя при возникновении критических ситуаций, в том числе при различных отказах систем автомобиля (тормозная система, рулевое управление, ходовая часть, шины и т. п.);

- действиях водителя по снижению тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий;

- осуществлении противоугонных и противопожарных мер.

Сезонный инструктаж проводится два раза в год, перед наступлением осенне-зимнего и весенне-летнего периодов в период с 20 по 30 октября и с 20 по 30 марта по графику, утвержденному руководителем предприятия, и содержит информацию:

- об особенностях безопасного управления автомобилем в условиях гололеда, снегопада, дождя, тумана, в условиях недостаточной видимости и т. п.;

- об увеличении транспортных и пешеходных потоков;

- о мерах по безопасности движения в период школьных каникул;

- о мерах предосторожности при преодолении затяжных спусков и подъемов в сложных дорожно-климатических условиях;

- об анализе типичных дорожно-транспортных происшествий, допущенных в сложных метеорологических условиях.

Специальный инструктаж проводится в случаях:

- внезапного изменения маршрута перевозок;

- поступления оперативной информации о стихийных бедствиях, экологических катастрофах, авариях в зоне действия маршрутов перевозки организации;

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Основными сложными метеорологическими явлениями при перевозках автомобильным транспортом являются: гололедица, метель, туман, пыльная буря, мгла, сильные снегопады, сильные дожди, град и сильный штормовой ветер.

Автотранспортные организации, получив оповещение, принимают меры безопасности: снижаются скорости движения, изменяются маршруты, расписания, проводятся инструктажи водителей, выделяются дежурные автомобили техпомощи.

Водитель, столкнувшись с опасным метеорологическим явлением на маршруте движения, должен принять все меры безопасности, снизить скорость, увеличить дистанцию, а при необходимости - прекратить движение и эвакуировать пассажиров. Водитель должен принять меры по оповещению автотранспортной организации о возникшем опасном метеорологическом явлении на маршруте движения.

Гололедица - стекловидный, снеговидный лед на поверхности земли. Образуется вследствие замерзания жидких осадков (часто переохлажденных) - дождя, мороси, капели, густого тумана и мокрого снега, а также талой воды в слое снега.

К гололедице относится также и снежный накат, т.е. уплотнение и обледенение снега в результате движения автотранспорта.

Хороший эффект в условиях гололеда дает применение шипов противоскольжения, которые изготавливаются из твердой стали. (В летнее время шипы практически не дают эффекта, но разрушающе действуют на дорожное покрытие).

Сильный снегопад - интенсивный снегопад может снижать видимость и вызывать заносы на дорогах, затрудняющие движение автотранспорта. Снегопад вызывает не только снижение видимости, но и быстрое и существенное изменение сцепления колес с дорогой. Это изменение опасно еще и потому, что водитель, настроившись на определенные условия торможения, может не заметить и не учесть резкого изменения условий при начавшемся снегопаде. Опытные водители в снегопад избегают резких торможений, т.к. снег может скрывать обледенелые участки. Опасно резко тормозить в снегопад на неровном покрытии, особенно на булыжной мостовой, на рельсах.

Рассмотрим основные опасности, возникающие во время дождя. Запотевание остекления автомобиля возникает даже при небольшом дожде. Видимость резко снижается, водитель вынужден отвлекаться от управления для протирки стекол. В темное время суток водитель может не сразу заметить, что стекла запотели, вместе с тем видимость падает до опасного предела.

Во время дождя происходит загрязнение остекления, фар, подфарников, стоп-сигналов водно-грязевой эмульсией, поднимаемой в воздух колесами встречных автомобилей и особенно лидирующих. Когда дождь прошел, водитель выключает стеклоочистители, однако непосредственно после дождя загрязнение стекол происходит еще быстрее, чем во время дождя.

Водитель должен помнить о том, что загрязнение фар и подфарников, стоп-сигналов может привести к почти полной потере видимости сигналов. После дождя нужно остановиться и протереть фары и фонари. Если этого не сделано, то высохнув, грязная вода образует почти непрозрачную корку на фарах, подфарниках. Поэтому возникает опасность, что световые сигналы будут незаметны другим водителям. Скользкая дорога. Во время дождя происходит снижение коэффициента сцепления колес с дорогой. Такая водно-грязевая пленка, в особенности грязевые потоки, комья, попадающие на дорогу, могут привести к сложным ситуациям на поворотах, при торможениях, при движении с повышенной скоростью.

Ведущие колеса при движении автомобиля с ускорением или замедлением обеспечивают прямолинейное движение при одинаковых сцепных качествах с дорогой, однако на скользком покрытии очень часто могут возникать различия в скользкости покрытия под ведущими колесами (правым и левым), в этих случаях происходят заносы, т.е. автомобиль испытывает боковое скольжение.

В длительные командировки, дальние рейсы подбираются наиболее дисциплинированные водители, имеющие опыт и стаж работы на данных категориях транспортных средств, своевременно прошедших медицинский осмотр и инструктажи.

Требования безопасности перед выездом в командировку.

Водитель, выезжающий в командировку, обязан:

Водитель расписывается в путевом листе о принятии автомобиля. В случае выявления технических неисправностей никто не имеет право принуждать водителя выезжать в рейс.

Требования безопасности во время работы.

  • управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения: передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительское удостоверение на право управления транспортным средством данной категории; пересекать организованные (в т. ч. пешие) колоны и занимать место в них;
  • отклоняться, самовольно изменять маршрут, если это не связано с ухудшением дорожных или климатических условий (обо всех отклонениях от маршрута в путевом листе должна быть сделана отметка);
  • перевозить людей в кузове грузового автомобиля;
  • нарушать режимы труда и отдыха установленные заданием, графиком движения (при суммированном учете рабочего времени продолжительность работы не должна превышать в течений дня 10 ч, в случае, когда при осуществлении междугородней перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего место отдыха, продолжительность ежедневной работы может быть увеличена до 12 часов, продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее 12 часов в сутки, сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя в течении двух дней подряд четырех часов);
  • категорически запрещается спать в кабине при работающем двигателе (это опасно для жизни);
  • открывать двери транспортного средства, если это создает помехи другим участникам дорожного движения;
  • нарушать скоростной режим, установленный ПДД;
  • резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия;
  • проводить разворот на пешеходных переходах, в тоннелях, на мостах путепроводах эстакадах и под ними, на железнодорожных переездах, в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м, в местах расположения остановочных пунктах, на автомагистралях и дорог, обозначенных знаком 5,3 (дорога для автомобилей);
  • проводить обгон на регулируемых перекрестах с выездом на полосу встречного движения н на нерегулируемых перекрестах при движении по дороге не являющейся главной (за исключением обгона на перекрестках с круговым движением, обгона двухколесного транспортного средства без бокового прицепа н разрешенного обгона справа), на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов, на железнодорожных переездах и ближе чем за 100м. перед ними транспортного средства производящего обгон или объезд, в конце подъем и др. участков дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения;
  • перевозить груз, если он затрудняет управление, нарушает устойчивость транспортного средства, закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, создают шум, пылит, загрязняют дорогу и окружающую среду. Если состояние и размещение груза не удовлетворяют установленным требованиям, безопасной перевозки, водитель обязан принять меры к устранению перечисленных причин либо прекратить дальнейшее движение;
  • выезжать на железнодорожный переезд при закрытом или начинающем закрываться шлагбауме (независимо от сигнала светофора), при запрещающем сигнале светофора (независимо от положения и наличия шлагбаума, при запрещающем сигнале дежурного по переезду, если за переездом образовался затор, если к переезду в пределах видимости приближается поезд (локомотив, дрезина), самовольно открывать шлагбаум, объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства.

Стоянка с целью длительного отдыха, ночлега вне населенного пункта разрешается только на предусмотренных для этого площадках или за пределами дороги. При вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, водитель должен принять все возможные меры для отвода транспортного средства из этих мест (если это не возможно — включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановке на расстояние чем за 15 м. в населенном пункте и не менее 30 м. вне населенного пункта).

Запрещается движение транспортных средств при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), не горящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях на дорогах без искусственного освещения в темное время суток или в условиях не достаточной видимости, не действующем со стороны водителя стеклоочистителя во время дождя или снегопада.

Требования безопасности при возникновении аварийной ситуации.

При необходимости освобождения проезжей части или доставки, пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей: положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия; сообщить о случившемся в милицию и в свою организацию.

При буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксируемым транспортными средствами в пределах 4-6 м (причем на гибкой сцепке должны быть предупредительные устройства (не менее двух) флажки или щитки в виде флажков (200 х 200 мм) с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами), а при буксировке на жесткой сцепке не более 4 м.

Читайте также: