Диагностика по цвету выхлопных газов

Обновлено: 05.07.2024

В настоящее время существует множество самых разнообразных приборов, предназначение которых — помощь в диагностике двигателя. Какие-то из них работают с блоком управления двигателя, позволяя воспользоваться средствами самодиагностики и управления исполнительными механизмами, т. е. сканеры неисправностей. Другие передают сведения о работе систем зажигания и различных датчиков. Больше всего в этом помогает, естественно, осциллограф. С помощью различных вакуумметров и компрессометров мы можем получить информацию о механическом состоянии двигателя внутреннего сгорания, т. е. о компрессии и герметичности надпоршневого пространства. Мы можем даже оценить состояние внутренней поверхности цилиндров с помощью эндоскопа. Однако единственный прибор, с помощью которого у нас получится оценить то, как проходит сам процесс сгорания топлива, — это газоанализатор.

Проверка на герметичность

Итак, газоанализ. Прежде чем перейти собственно к рассказу про CO и CH, стоит напомнить: любой, даже самый совершенный газоанализатор не отобразит реального содержания газов в выхлопе, если нарушена герметичность выхлопного тракта. То есть он будет выдавать некорректную информацию. Казалось бы, если в выхлопной трубе давление выше атмосферного, как туда может попасть воздух? Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить о том, что выхлопные газы выходят из цилиндров не непрерывным потоком, а циклически: между моментами, когда открывается выпускной клапан и газы выходят из цилиндра, существуют моменты, когда выпускной клапан закрыт и газы движутся по трубе, так сказать, по инерции. В эти моменты они создают в трубе разрежение. Результатом чего и является как раз подсасывание атмосферного воздуха.

В итоге — сбивающие с толку показания и лишняя головная боль диагносту. Поэтому, повторимся, всегда перед проведением теста необходимо проверить выхлопной тракт на герметичность. Для этого существует два способа. Первый из них более инновационный. Как известно, есть специальные дымогенераторы, аналогичные тем, что используются при выступлениях певцов и артистов. Суть в том, что при движении создаваемого ими плотного дыма по магистрали сразу же становятся видны все утечки. По словам Рязанова, многие из тех, с кем ему приходилось общаться, хотят использовать такой аппарат в работе. Несмотря на это, почти никто его не применяет.

Что на выходе


Убедившись в герметичности выхлопного тракта, подключаем газоанализатор. Двигатель заведен, выхлопные газы выходят, а газоанализатор их усердно, простите за тавтологию, анализирует, показывая различные цифры. Что есть что? Начнем издалека. При сгорании бензина, если заглянуть в учебник химии (а горение есть не что иное, как химическая реакция), получаются H20 и CO2. К сожалению, это происходит лишь при полном идеальном сгорании смеси. В жизни идеальных процессов не существует. В двигателях же внутреннего сгорания этот прискорбный факт подкрепляется еще и тем, что мы имеем дело с процессом динамическим.
В процессе горения меняются и объем (ибо поршень движется), и температура, и давление, и даже теплопроводность самой среды. Рассчитать процесс горения смеси в камере сгорания очень и очень сложно. Всему этому мы и обязаны содержанию в выхлопе всяческих посторонних веществ. Наиболее известными из них являются старые добрые CO и CH. Что же они из себя представляют? CH — это общее обозначение всех углеводородов, которые получаются из несгоревшего бензина (именно всех, а не какого-то конкретного одного, как считают некоторые авторемонтники). То есть, повторимся, CH — это попросту несгоревший бензин. CO — это бензин, который гореть начал, но по каким-то причинам ему не посчастливилось найти еще одну молекулу кислорода, дабы догореть (то бишь окисляться) до CO2. Для лучшего понимания Рязанов приводит аналогию с костром:

Когда-то давно, когда об инжекторах большей частью думали, а использовали почти везде карбюраторы, и газоанализаторы были под стать. С тем, что можно было получить от карбюраторного смесеобразования, этих двух параметров было вполне достаточно как для диагностики, так и для регулировки системы подачи топлива. Теперь все стало сложнее. Во-первых, ужесточились экологические нормы.

СН

CH, как уже говорилось, — это несгоревшее топливо. Если данный параметр завышен, значит, бензин горит не полностью. Возможно это в двух случаях:

1)богатая смесь. Здесь все просто. Бензина много. Воздуха мало. И далеко не на каждую молекулу бензина находится молекула кислорода. Топливо и хотела бы сгореть, но кислорода не хватает. Вот и выбрасывается бензин в буквальном смысле в трубу;

2)бедная смесь. Да, звучит парадоксально. Казалось бы, кислорода достаточно и ни одна молекула бензина не уйдет обиженной. Однако так не происходит, и бензин не горит.

CO

Как же понять, бедная у нас или богатая смесь? Вот тут и приходит на помощь знание второго параметра. Как уже говорилось, CO — это тот бензин, который гореть начал, но что-то помешало ему это сделать. А помешала ему это сделать нехватка кислорода. В случае бедных смесей кислорода у нас в избытке, и уж если наткнулась молекула бензина на молекулу кислорода, то и вторая молекула кислорода наверняка где-то близко. Поэтому если уж молекула бензина начала гореть (т. е. окисляться), то окислится наверняка. Таким образом, при бедных смесях содержание CO близится к нулю. В случае же с богатой смесью кислорода не хватает никому. Поэтому наряду с возросшим CH будет присутствовать и повышенный CO.
К сожалению, даже при идеальном составе смеси не будет достигаться идеального горения и в трубу станет уходить фактически топливо, от которого еще можно получить полезную работу. Дожигается оно в катализаторе (при его наличии). Механической энергии мы от этого не получаем, но хотя бы не портим экологию.
Как видно, уже зная только два параметра, можно сделать какие-то выводы о том, как работает двигатель.

Газоанализ спешит на помощь

Впрочем, возможности газоанализа на этом отнюдь не исчерпываются, а скорее, только начинаются. Возьмем для рассмотрения такую неисправность, как пропуски воспламенения. Пропуски воспламенения принципиально делятся на два случая: пропуски зажигания, когда по какой-то причине не возникает искры, и нарушение формирования заряда смеси, когда искра есть, но топливо не сгорает. Одной из причин нарушений формирования заряда смеси является неправильная работа форсунок. То есть форсунка не распыляет топливо ровным факелом, а просто подает бензин большой каплей.
Как известно, сам по себе бензин не горит, а горят его пары в смеси с воздухом. Поэтому, если мы имеем каплю чистого бензина, окруженную чистым воздухом, он не загорится. Так или иначе, если мы столкнулись с проблемой пропусков воспламенения, возможны варианты. Самым простым случаем является тот, когда двигатель троит, т. е. один цилиндр просто не работает. Тут определиться достаточно просто: проверить искру, проверить, подается ли топливо. В общем, стандартный набор процедур.
Гораздо хуже, когда пропуски происходят хаотично. Сейчас не сработал первый цилиндр, потом второй и т. д. То есть нет одного явно неработающего цилиндра, с которым можно четко определиться. При такой проблеме проявляется неприятный эффект: вибрации двигателя и автомобиля в целом.


Надо заметить, что причиной вибраций могут быть не только пропуски воспламенения. Например, причиной этого может быть просто обрыв ремня, приводящего в движение балансирный вал, или же просто разбитые подушки крепления двигателя.
Вот здесь газоанализатор практически незаменим, ибо позволяет сэкономить много времени и труда на проверку гипотезы. Если с воспламенением все нормально, то и состав выхлопа будет в норме. Если же пропуски воспламенения присутствуют, это явно отобразится на показаниях.
Во-первых, если топливо не сгорает, оно просто уходит в выхлоп. Это уже резкое повышение CH. Кроме того, при нормальном сгорании смеси выделяется и CO2. Содержание CO2 в воздухе мало; если же смесь не сгорает, то и воздух тоже уходит в выхлоп. Поэтому содержание CO2 в выхлопе будет пониженным. Кроме того, воздух, идущий в выхлоп, резко увеличивает и количество кислорода. Этот метод, естественно, не скажет, то ли дело в зажигании, то ли в формировании смеси.
Но тут уж грешно жаловаться. Подключение мотор-тестера и проверка работы системы зажигания вряд ли будет проблемой для сведущего человека. Да и куда проще искать, когда знаешь, что именно ищешь. Переходя от частного к общему, газоанализ позволяет нам определить некую генеральную линию поиска неисправности.
Как пример можно привести весьма распространенную жалобу клиентов на высокий расход топлива. Тут нелишне заметить, что в первую очередь стоит расспросить хозяина о стиле езды. Правда, как показывает опыт большого количества диагностов, клиенты в подавляющей массе говорят, что ездят спокойно. К сожалению, понятие спокойной езды у всех свое. Посему после расспросов клиента необходимо довериться беспристрастным приборам. А точнее — сначала одному беспристрастному прибору, о пользе которого мы и говорим в этой статье.
Наиболее вероятной причиной большого расхода является, естественно, богатая смесь. Но при этом не стоит забывать, что и бедная смесь может являться причиной той же самой проблемы. Почему это происходит — было сказано выше, но мы повторим. При обедненной смеси все равно происходит неполное сгорание топлива. При этом двигатель не развивает необходимой мощности, и инстинктивное действие водителя — нажать педаль газа сильнее. Получается, что топливо не только не сгорает, но и количество этого несгоревшего топлива увеличивается в результате попыток поддать газку.

Как своими силами снизить токсичность выхлопных газов и пройти ТО

В 80% на токсичность выхлопных газов влияет несколько основных факторов:
1. Топливо (первый и главный фактор)
2. Состояние двигателя (износ, количество загрязнений)
3. Моторное масло (тип, качество, чистота)
4. Состояние воздушного фильтра (сопротивление)

Давайте разберем каждый из факторов.

1. Топливо. Прежде чем ехать на технический осмотр, за несколько дней до этого, следует заливать только качественный бензин с высоким октановым числом. Такой подход резко снизит содержание токсинов в выхлопных газах.

2. Состояние двигателя. Это самый распространенный фактор, который приводит к изменению состава выхлопа. Рекомендуется два раза в год проводить чистку топливной системы и не забывать периодически менять топливный фильтр. Очень сильно на токсичность влияет состояние свечей зажигания, рекомендуется их заменить перед ТО.

3. Моторное масло. Как не странно, качество моторного масла тоже изменяет состав выхлопных газов. Синтетическое моторное масло приводит к снижению токсичности, а минеральное к увеличению. Поэтому, перед прохождением ТО, рекомендуется заменить старое моторное масло на свежее, использовать необходимо только качественное масло, купленное у официальных представителей.

4. Состояние воздушного фильтра. Всем известно что сопротивление воздушного фильтра (загрязнение) вызывает снижение мощности, к избыточному разряжению во впускном коллекторе и увеличению токсичности. Перед прохождением ТО, его также следует заменить на новый!

Hyundai вновь вывел на тесты новый седан IONIQ 6 2023: автомобиль раскрывается все больше

Опубликованы характеристики самой крупной и мощной версии нового Genesis G90

Внедорожник Jeep Renegade пережил рестайлинг: автомобиль получил новый мотор и обновленную внешность

Популярное за неделю

Совершенно новый пикап ГАЗ-1 2022-2023 раскрыт незадолго до дебюта: он мог бы быть доступнее УАЗ

Toyota выводит на рынок новый кросс всего за 1,5 млн рублей: названо оснащение Frontlander 2022

Renault Sandero 2022 неожиданно покидает рынок: объясняем причины такого решения

Слишком много недостатков, чтобы тратить деньги: не покупайте Chevrolet Cobalt в России. Это подтверждают его владельцы

Многие автомобилисты знают, что состояние мотора можно определить по цвету выхлопных газов. Это бывает необходимо при покупке подержанного транспортного средства или когда появились проблемы со своим собственным авто. Тот или иной оттенок выхлопа свидетельствует об определенных проблемах с силовым агрегатом. Конечно, такая диагностика не всегда бывает точной, но она станет поводом для обращения на СТО для более детальной проверки.


Голубой или сизый дым. Такой оттенок выхлопных газов из трубы указывает на то, что в камеру сгорания попадает масло. Оно сгорает вместе с топливом, что и приводит к появлению такого дыма. Такое чаще всего происходит по причине чрезмерного износа поршневых колец или поршней. Также подобный выхлоп может быть признаком устаревания маслосъемных колпачков или клапанов. При этом наблюдается повышенный расход масла и топлива, а также снижение мощности транспортного средства. Стоимость ремонта здесь может быть, как высокой, так и относительно низкой в зависимости от того, что именно вышло из строя. Но в любом случае – это повод обратиться в автосервис или отказаться от покупки б/у авто.

Белый дым. В большинстве случаев это — неопасное явление, поскольку дым белого цвета – это всего лишь пар. Он появляется по причине образования водного конденсата в выхлопной системе. Такое обычно происходит во влажную и не очень теплую погоду сразу после заведения автомобиля. После прогрева двигателя пар должен исчезнуть. Если все именно так и произошло, то волноваться нечего. Это вполне нормально. Такой пар может образовываться даже у совершенно исправных и новых автомобилей.

Если после прогрева и непродолжительной езды белый дым не исчезает и не уменьшается, то, вероятнее всего, в камеру сгорания попадает антифриз. Это может указывать не проблемы с головкой блока цилиндров. Иногда для устранения данной проблемы достаточно поменять прокладку ГБЦ, а в некоторых случаях может потребоваться более сложный ремонт самой головки. Поэтому и стоимость работ может быть различной.



Черный дым. Его причиной может быть загрязнение форсунок, которое устраняется их промывкой и продувкой. Это — недорогая и несложная операция. Чаще всего с таким дымом сталкиваются владельцы дизельных машин. Но иногда причиной такого явления бывает и более дорогая проблема, связанная с электроникой. Кроме того, появление черного дыма вскоре после заправки может указывать на некачественное топливо. В таком случае необходимо срочно слить его остатки и промыть систему, а также заменить свечи. Автор: Ф. Аверьев

Как подключить телефон к автомагнитоле и включить музыку в машине

Узнай первым о выходе нового полезного контента

© 2010 - 2021 Все права защищены. Любое копирование материала с нашего сайта строго запрещено без предварительного согласия со стороны администрации.

© 2010 - 2021 Все права защищены. Любое копирование материала с нашего сайта строго запрещено без предварительного согласия со стороны администрации.

Диагностируем неисправности ДВС простейшим способом


Все в порядке

Важно знать, что, когда все в порядке, выхлопные газы бесцветны и едва заметны. Беловатый дым из выхлопной трубы может идти только при прогреве, когда на улице холодно, но потом он должен становиться снова прозрачным. Это относится ко всем двигателям: и старым, и новым.

Белый дым

Зимой, как я уже сказал, белый дым из выхлопных труб идет у каждой второй машины. В этом случае все нормально — это просто пар, который образуется из-за испарения конденсата, образовавшегося в выхлопной системе за время стоянки машины. Когда вся влага из выхлопной трубы испаряется, выхлопные газы должны становиться прозрачными. Если не становятся или вдруг белый дым идет летом, значит, в двигатель каким-то образом попадает вода или охлаждающая жидкость. В последнем случае выхлоп будет иметь сладковатый привкус антифриза, а свечи будут покрыты серо-белым нагаром на электродах. Причиной утечки может быть, например, пробитая прокладка головки блока цилиндров.

Что меняется в отношениях водитель — инспектор

Сизый (синий) дым

Если из выхлопной трубы идет синеватый или сизый дым, ничего хорошего в этом точно нет. Скорее всего, в камеру сгорания попадает масло. Проверьте уровень масла, в большинстве случаев он будет ниже, чем нужно, потому как сизый дым обычно сопровождается приличным жором масла.

Причиной может быть старость автомобиля, тогда нужно просто заменить маслосъемные колпачки, или изношенность поршневой группы и уплотняющих поршневых колец. Если вовремя заметить сизый дым, получится обойтись несложным и недорогим ремонтом в любом автосервисе, но, если всё запущено, последствия могут быть куда более серьезными, чем замены резинок.

При обращении в сервис первым делом вам должны будут проверить компрессию двигателя. Если она в норме, всему виной маслосъемные колпачки, если нет — поршневые кольца. На турбированных и дизельных двигателях причина может быть не в двигателе, а в турбине. При неполадках турбины кроме воздуха она может нагнетать в двигатель ещё и масло. Если так, то это будет видно по маслянистым воздушным трубкам, идущим от турбины к двигателю (когда все исправно, они сухие). Если проблема таки в турбине, времени тянуть нет. Игнорирование проблемы может привести к капитальному ремонту мотора и замене турбины.

Черный дым

Черный дым из выхлопной трубы можно часто увидеть на машинах с дизельным двигателем. Это свидетельствует о неисправности системы очистки выхлопных газов. Тут может помочь банальная замена сажевого фильтра. Или же причина в неполном сгорании топлива. В этом случае первым делом нужно проверить воздушный фильтр. Затем впускной коллектор. Может быть, в двигателе недостаточная компрессия. Возможно, не работает насос высокого давления и идет банальный перелив топлива в цилиндры (сопровождается повышенным расходом топлива).

Причина в бензиновом ДВС может быть в системе зажигания, которая не поджигает топливо и оно выходит напрямую в глушитель. В этом случае двигатель будет троить. Может помочь регулировка углов опережения зажигания. Так же черный дым может вызывать нестабильная работа инжектора. Если так, то обороты двигателя будут плавать. Лечится это прочисткой системы.

Так или иначе, игнорировать черный дым из выхлопной трубы нельзя. Выяснять и решать проблему нужно оперативно, в противном случае ремонт может обойтись в кругленькую сумму. В первую очередь черный выхлоп убивает катализатор, а стоит он дорого.


Одним из многих признаков неисправности двигателя и связанных с ним систем является дым из выхлопной трубы . Многие проблемы можно диагностировать по его цвету и текстуре. Какие цвета может иметь дым выхлопа и причины его появления?

Много дыма после запуска двигателя

Если много дыма выходит только при запуске, особенно в холодную или сухую погоду, и он исчезает, как только двигатель прогревается, это не указывает на наличие неисправности: так конденсат испаряется из выхлопной системы.

На что указывает белый дым?

Если после прогрева дым белый и не исчезает, это указывает на то, что в двигатель попала вода. Обычно это происходит двумя способами: утечка в прокладке ГБЦ или в системе охлаждения, либо вместе с топливом, если оно имеет низкое качество.

Как избавиться от белого дыма?

Выполнить следующие шаги:
1. Проверить уровень охлаждающей жидкости. Резкое падение указывает на потерю герметичности системы охлаждения.
2. Проверить двигатель: утечки часто обнаруживаются на стыке между блоком и ГБЦ.
3. Заглянуть в бак с охлаждающей жидкостью. Наличие масла является косвенным признаком потери герметичности прокладки ГБЦ и, вместе с белым дымом, является признаком попадания охлаждающей жидкости в камеры сгорания двигателя.
4. Проверить горловину маслозаливной горловины. В ней не должно быть белой пены.
5. Если хотя бы один из вышеперечисленных признаков будет обнаружен, необходимо ехать в автосервис для проведения профессионального осмотра. Ремонт неизбежно потребует замены прокладки ГБЦ.
6. Если в системе охлаждения нет дефектов, следует попробовать сменить АЗС.
7. Проверить герметичность топливного бака. При необходимости отремонтировать или заменить.


Почему из выхлопной трубы выходит черный дым?

Густой, черный дым — признак чрезмерно богатой топливовоздушной смеси. Это может быть вызвано засорением воздушного фильтра, что снижает количество воздуха, попадающего в двигатель, или неисправностями топливного насоса, что приводит к повышению давления в топливной системе.

Если замечены такие проблемы, нужно следовать следующим инструкциям:
1. Измерить давление в топливной системе с помощью манометра.
2. Проверить топливные форсунки. С помощью мультиметра измерить их сопротивление и сравнить полученные значения с номинальными.
3. Убедиться, что датчики кислорода функционируют правильно.
4. Включить зажигание. Подключить измерительные наконечники мультиметра к электрической цепи радиатора. Напряжение должно быть 12 В.
В дизельных автомобилях черный дым может быть вызван забитым сажевым фильтром.


Синий дым

Если из выхлопной трубы выходит синий дым, это указывает на то, что масло поступает в камеры сгорания. Обычно это вызвано износом деталей поршневой системы, залипанием поршневых колец и использованием масла несоответствующей вязкости.
Вот что нужно сделать при появлении синего дыма:
1. Убедиться в том, что в системе смазки используется правильное масло. Если это не так, заменить его.
2. Измерить давление в цилиндрах двигателя. Если компрессия окажется низкой, значит утрачена герметичность камер сгорания. Необходима более тщательная диагностика.
3. Часто синий дым от автомобиля является признаком того, что двигатель нуждается в капитальном ремонте. Без помощи специалистов сделать это невозможно.


Не естественный цвет дыма почти всегда указывает на наличие На Avto . tatar представлены автосервисы, техцентры, СТО по обслуживанию и ремонту выхлопной системы. Настроен поиск по маркам автомобилей и районам города Казань.

Читайте также: