Для хранения и транспортировки сжиженных газов на автомобилях используют баллоны с давлением

Обновлено: 02.07.2024

Баллоны, наполненные газом, должны перевозиться на автомоби­лях, автокарах и других рессорных транспортных средствах.

При перевозке баллонов в горизонтальном положении между баллонами должны быть установлены прокладки. В качестве прокладок можно применять резиновые или веревочные кольца толщиной не менее 25 мм (по два кольца на каждый баллон) или деревянные бруски с вырезанными для баллонов гнездами, обитыми войлоком. Баллоны должны укладываться вентилями в одну сторону поперек оси перемещения. Чтобы исключить перемещение баллонов во время перевозки, их следует закрепить. В вертикальном положении баллоны следует располагать в станки или клетки. Между баллонами должны быть установлены прокладки.

Все стандартные баллоны вместимостью более 12 л должны быть с навернутыми колпаками. На боковых штуцерах вентилей бал­лонов с горючими и ядовитыми газами должны быть установлены заглушки.

Баллоны с кислородом должны перевозиться и переноситься отдельно от баллонов с горючими газами, горючими и легковоспла­меняющимися жидкостями, маслами и жирами, барабанов с карбидом кальция. При перевозке баллонов с газами их следует предохранять от действия солнечных лучей, накрыв брезентом, не имеющим жировых пятен. Во время перевозки баллонов недопустимо нахождение людей в кузове автомобиля. Автомобили должны быть снабжены огнетушителями.

Погрузочно-разгрузочные операции с баллонами должны произ­водиться только механизированным способом при помощи кранов, погрузчиков и средств малой механизации. Во время погрузки недопустимо использовать вентили баллонов с ненавернутыми предо­хранительными колпаками для захвата.

Транспортировать баллоны к рабочему месту допускается на специальных тележках (рис. 25) или носилках. На высоту баллоны должны подниматься в специальных контейнерах.


7.2. Паровые и водогрейные котлы

7.2.1. Общие технические требования

Требования к устройству, изготовлению и эксплуатации паровых котлов, пароперегревателей и экономайзеров с рабочим давлением более 0,07 МПа и водогрейных котлов с температурой воды свыше 115 °С определяются Правилами устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов [28]. Эти правила распространяются на паровые и водогрейные котлы с топкой, котлы-утилизаторы и котлы-бойлеры. На котлы с электрическим нагревом они не распростра­няются.

Для управления работой и обеспечения нормальных условий эксплуатации котлы, пароперегреватели и экономайзеры должны быть снабжены контрольно-измерительными приборами (указателями уровня воды, манометрами, устройствами для измерения температуры) и приборами безопасности (предохранительными клапанами, устройства­ми, автоматически прекращающими подачу топлива, звуковыми сиг­налами и т. п.). Арматура, устанавливаемая на котле или трубо­проводах, должна иметь четкую маркировку с указанием наименования завода-изготовителя, условного прохода, условного или рабочего давления, температуры среды, направления ее потока.


На котлах паропроизводительностью более 100 кг/ч должно быть установлено не менее двух предохранительных клапанов, один из которых должен быть контрольным. На котлах паропроизводительностью 100 кг/ч и менее допускается установка одного предохранительного клапана. Суммарная пропускная способность предохранительных клапа­нов должна быть не менее часовой паропроизводительности котла. Предохранительные клапаны на паровых котлах и пароперегрева­телях должны быть отрегулированы на определенное давление (табл. 48).

На водогрейных котлах также должно устанавливаться не менее двух клапанов. Один клапан допускается в том случае, когда запорные устройства на линии горячей воды от котла до расширительного сосуда имеют обводы с диаметром труб не менее 50 мм с уста­новленными на них обратными клапанами для пропуска воды из котла, и расширительный сосуд при этом соединен с атмосферой. На прямоточных водогрейных котлах с камерным сжиганием топлива, оборудованным автоматическим устройством, предохранительные клапа­ны устанавливать необязательно. На отключаемом по воде экономайзере должно быть установлено не менее двух предохранительных клапанов с диаметром в проходе не менее 32 мм каждый.

Предохранительные клапаны водогрейных котлов должны быть отрегулированы на начало открытия при давлении не более 1,08 рабочего давления в котле. Предохранительные клапаны отключаемого водяного экономайзера должны быть отрегулированы на начало открытия: со стороны входа воды в экономайзер — при давлении, превышающем рабочее давление в котле на 25%, и со стороны выхода воды из экономайзера — на 10%.

Между котлом и паропроводником, а при наличии паропере­гревателя — за пароперегревателем, должен быть установлен запорный вентиль или задвижка. На питательных линиях парового котла должна быть установлена регулирующая арматура (клапаны, вентили).

Все элементы котлов, трубопроводов, пароперегревателей, эко­номайзеров и вспомогательного оборудования с температурой стенки наружной поверхности выше 45 °С, расположенные в местах, доступных для обслуживающего персонала, должны быть покрыты тепловой изоляцией, температура наружной поверхности которой не должна превышать 45 °С.

Сжиженные газы требуют к себе бережного обращения из-за своих взрывоопасных средств. Поэтому и хранить их, и перевозить, и работать с ними нужно, соблюдая технику безопасности.

Правила перевозки газовых баллонов:

Основные требования, которые предъявляются при перевозке газовых баллонов, считаются следующие:

К перевозимым газовым баллонам должна быть приложена транспортная документация, в которой должен быть указан характер груза, чтобы проверяющие организации сразу могли проверить исполнение правил по перевозке опасных грузов;

Водитель должен иметь аттестацию и разрешение на перевозку газовых баллонов, а также должен пройти инструктаж по противопожарной охране.

Перевозка наполненных газами баллонов должна производиться в горизонтальном положении обязательно с прокладками между баллонами.

Правила хранения газовых баллонов:

Хранить газовые баллоны нужно вдалеке от открытого огня, оголенных электрических проводов, обогревателей. Нагревание баллона от солнечных лучей может привести к трагедии, поэтому емкости нужно держать в тени. Масла, краски, смазочные материалы, растворители – должны находиться на расстоянии не меньше 6 метров от места хранения сосудов. Баллоны должны быть закреплены вертикально, чтобы исключить случаи падения емкостей.

Пустые баллоны хранятся отдельно от полных, в местах, где нет возможности загрязнения емкостей смазочными материалами или маслами. После опустошения сосудов пустой баллон лучше не хранить у себя, а отдать его сразу поставщику для заправки.

Правила пользования газовыми баллонами:

Брать газовый баллон нужно только чистыми руками, в чистых рукавицах либо тряпками, это предотвратит выскальзывание баллона, а также не позволит загрязниться соплу вентиля смазкой или песком. Перевозить газовые баллоны внутри помещения нужно на специализированных грузовых тележках, разработанных специально для перемещения газовых баллонов. Запрещено перетаскивать газовые баллоны. Правила говорят, что его нужно перекатывать на нижнем торце. При перемещении емкостей с газом подъемным механизмом сосуды нужно установить вертикально и надежно закрепить, чтобы исключить его выпадение или наклон.

Управление по Западному округу Главного управления МЧС России по г. Москве просит жителей Западного округа быть бдительными. Правила эксплуатации газовых баллонов не так сложны. Но их соблюдение поможет сохранить жизнь, здоровье и имущество.

Баллоны, наполненные газом, должны перевозиться на автомоби­лях, автокарах и других рессорных транспортных средствах.

При перевозке баллонов в горизонтальном положении между баллонами должны быть установлены прокладки. В качестве прокладок можно применять резиновые или веревочные кольца толщиной не менее 25 мм (по два кольца на каждый баллон) или деревянные бруски с вырезанными для баллонов гнездами, обитыми войлоком. Баллоны должны укладываться вентилями в одну сторону поперек оси перемещения. Чтобы исключить перемещение баллонов во время перевозки, их следует закрепить. В вертикальном положении баллоны следует располагать в станки или клетки. Между баллонами должны быть установлены прокладки.

Все стандартные баллоны вместимостью более 12 л должны быть с навернутыми колпаками. На боковых штуцерах вентилей бал­лонов с горючими и ядовитыми газами должны быть установлены заглушки.

Баллоны с кислородом должны перевозиться и переноситься отдельно от баллонов с горючими газами, горючими и легковоспла­меняющимися жидкостями, маслами и жирами, барабанов с карбидом кальция. При перевозке баллонов с газами их следует предохранять от действия солнечных лучей, накрыв брезентом, не имеющим жировых пятен. Во время перевозки баллонов недопустимо нахождение людей в кузове автомобиля. Автомобили должны быть снабжены огнетушителями.

Погрузочно-разгрузочные операции с баллонами должны произ­водиться только механизированным способом при помощи кранов, погрузчиков и средств малой механизации. Во время погрузки недопустимо использовать вентили баллонов с ненавернутыми предо­хранительными колпаками для захвата.

Транспортировать баллоны к рабочему месту допускается на специальных тележках (рис. 25) или носилках. На высоту баллоны должны подниматься в специальных контейнерах.


7.2. Паровые и водогрейные котлы

7.2.1. Общие технические требования

Требования к устройству, изготовлению и эксплуатации паровых котлов, пароперегревателей и экономайзеров с рабочим давлением более 0,07 МПа и водогрейных котлов с температурой воды свыше 115 °С определяются Правилами устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов [28]. Эти правила распространяются на паровые и водогрейные котлы с топкой, котлы-утилизаторы и котлы-бойлеры. На котлы с электрическим нагревом они не распростра­няются.

Для управления работой и обеспечения нормальных условий эксплуатации котлы, пароперегреватели и экономайзеры должны быть снабжены контрольно-измерительными приборами (указателями уровня воды, манометрами, устройствами для измерения температуры) и приборами безопасности (предохранительными клапанами, устройства­ми, автоматически прекращающими подачу топлива, звуковыми сиг­налами и т. п.). Арматура, устанавливаемая на котле или трубо­проводах, должна иметь четкую маркировку с указанием наименования завода-изготовителя, условного прохода, условного или рабочего давления, температуры среды, направления ее потока.


На котлах паропроизводительностью более 100 кг/ч должно быть установлено не менее двух предохранительных клапанов, один из которых должен быть контрольным. На котлах паропроизводительностью 100 кг/ч и менее допускается установка одного предохранительного клапана. Суммарная пропускная способность предохранительных клапа­нов должна быть не менее часовой паропроизводительности котла. Предохранительные клапаны на паровых котлах и пароперегрева­телях должны быть отрегулированы на определенное давление (табл. 48).

На водогрейных котлах также должно устанавливаться не менее двух клапанов. Один клапан допускается в том случае, когда запорные устройства на линии горячей воды от котла до расширительного сосуда имеют обводы с диаметром труб не менее 50 мм с уста­новленными на них обратными клапанами для пропуска воды из котла, и расширительный сосуд при этом соединен с атмосферой. На прямоточных водогрейных котлах с камерным сжиганием топлива, оборудованным автоматическим устройством, предохранительные клапа­ны устанавливать необязательно. На отключаемом по воде экономайзере должно быть установлено не менее двух предохранительных клапанов с диаметром в проходе не менее 32 мм каждый.

Предохранительные клапаны водогрейных котлов должны быть отрегулированы на начало открытия при давлении не более 1,08 рабочего давления в котле. Предохранительные клапаны отключаемого водяного экономайзера должны быть отрегулированы на начало открытия: со стороны входа воды в экономайзер — при давлении, превышающем рабочее давление в котле на 25%, и со стороны выхода воды из экономайзера — на 10%.

Между котлом и паропроводником, а при наличии паропере­гревателя — за пароперегревателем, должен быть установлен запорный вентиль или задвижка. На питательных линиях парового котла должна быть установлена регулирующая арматура (клапаны, вентили).

Все элементы котлов, трубопроводов, пароперегревателей, эко­номайзеров и вспомогательного оборудования с температурой стенки наружной поверхности выше 45 °С, расположенные в местах, доступных для обслуживающего персонала, должны быть покрыты тепловой изоляцией, температура наружной поверхности которой не должна превышать 45 °С.

перевозка баллонов

Автомобилиста могут наказать не только за неверное поведение на дороге, но и груз, который он везет. Один из таких – баллоны, заполненные газом. Их без проблем используют для бытовых нужд, это не запрещено. Но при перевозке могут возникнуть осложнения, если автомобиль остановит сотрудник ГИБДД.

Разрешена ли свободная перевозка баллонов

Положения ДОПОГ не применяются к перевозке опасных грузов частными лицами, когда эти грузы упакованы для розничной продажи и предназначены для их личного потребления, использования в быту, досуга или спорта, при условии что приняты меры для предотвращения любой утечки содержимого в обычных условиях перевозки.

Есть информация и о том, какой объем веществ может перемещаться без соблюдения обычных правил ДОПОГ. Она содержится в таблице 1.1.3.6.3 того же документа. Для веществ класса 2 (газы), группы F (легковоспламеняющиеся), к которым относятся пропан, кислород и некоторые другие, используемые в быту, разрешенный объем составляет 333 л.

Стандартный баллон – это 50 л, а вещества в нем около 20 кг. То есть если взять в машину даже несколько баллонов, правила перевозки нарушены не будут. И наказывать водителя не за что, несмотря на отсутствие документов о допуске к этому виду работы, других бумаг и несоблюдение иных условий перемещения ОГ.

газовый баллон

Но существует также разъяснение Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД № 13/2-121 от 26.07.2006 г. В нем разрешенное количество перемещаемых за рейс баллонов отличается в зависимости от вида их содержимого:

  • если емкость наполнена пропаном или растворенным ацетиленом, можно везти 6 штук;
  • сжатый кислород или аргон – в количестве 20.

В этом же документе перечислены условия безопасной перевозки. Если они соблюдены, водителю точно не грозит никакое наказание.

Машина для перевозки газовых баллонов

перевозка газовых баллонов

Класс опасности для перевозки

ГОСТ 19433-88 определяет классы и классификацию опасных грузов и веществ.

Классификация опасных грузов и веществ (отнесение грузов к классу, подклассу, категории и группе) производится в зависимости от вида и степени опасности грузов. Установлена следующая классификация опасных грузов и веществ:

1 классопасности

взрывчатые материалы (ВМ)

2 классопасности

газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением

3 класс опасности

легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ)

4 классопасности

легковоспламеняющиеся твердые грузы и вещества (ЛВТ)/самовозгорающиеся грузы и вещества (СВ)/грузы и вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой

5 класс опасности

окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП)

6 класс опасности

ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные грузы и вещества (ИВ)

7 класс опасности

радиоактивные материалы (РМ)

8 класс опасности

едкие и (или) коррозионные грузы и вещества (ЕК)

9 класс опасности

прочие опасные грузы и вещества

Правила перевозки баллонов с газом на автотранспорте

Если предстоит перевозка баллонов с газом на автотранспорте частным лицом, то ему достаточно соблюсти следующие правила:

  • емкости должны быть расположены в кузове только в горизонтальном положении;
  • каждая емкость должна быть оснащена колпачком, который предотвращает разгерметизацию;
  • между баллонами необходимо проложить специальные прокладки – это могут быть резиновые кольца или деревянные бруски, но не легковоспламеняющиеся материалы типа соломы, сена, ветоши;
  • в автомобиле должны присутствовать 2 огнетушителя – порошковый и углекислотный, каждый из которых имеет объем минимум 2 литра.

Водитель должен следить за тем, чтобы все баллоны были исправны и аттестованы, что делается на газозаправочной станции.

Правила перевозки газовых баллонов на легковом автомобиле

Перевозить газовые баллоны на легковом автомобиле нужно только согласно ПДД:

  • Перевозить газобаллоны можно только в исправном состоянии емкостей, их заглушек и арматуры.
  • На газобаллонном оборудовании должны быть соответствующие надписи, включая знаки опасности и наименование перевозимого груза.
  • Нельзя превышать установленную норму по наполнению газом емкости.
  • Правила перевозки газовых баллонов в легковом автомобиле подразумевают, что баллоны обязательно должны быть закреплены в багажнике при помощи специальных приспособлений, защищающих их от перемещения и ударов. Это могут быть бруски с гнездами, изготовленные из древесины, кольца из резины или веревочные крепления.
  • Запрещено перевозить газовый баллон в салоне автомобиля.
  • После каждой заправки емкость с газом нужно проверить на герметичность.
  • Транспортировать такой груз можно только в горизонтальном положении, с вентилями, обращенными в салон автомобиля. Нельзя устанавливать более трех газобаллонов в ряд.
  • Транспортировка газовых баллонов автомобильным транспортом должна производиться с учетом качества дорожного покрытия и грузоподъемных характеристик автотранспорта.
  • Перевозить газобаллоны в летнее время следует с особой осторожностью. Груз нужно защитить от воздействия высоких температур.

Перевозка кислорода на необорудованном автомобиле

  • в вертикальном положении в специальных контейнерах и без контейнеров с обязательным ограждением от падения, прокладками между баллонами;
  • в горизонтальном положении с прокладками между баллонами. В качестве прокладок могут применяться деревянные бруски с вырезанными гнездами для баллонов, а также веревочные или резиновые кольца толщиной не менее 25 мм (по два кольца на баллон) или другие прокладки, предохраняющие баллоны от ударов друг об друга.

Сколько баллонов можно перевозить без разрешения

Согласно законодательству, перевозка газовых баллонов в количестве 15 штук одномоментно не считается перевозкой опасных грузов и может осуществляться без специального разрешения и оборудованного автомобиля. В ДОПОГе (дорожная перевозка опасных грузов – международное соглашение) четко указано, какое количество баллонов с разным газом считается неопасным грузом:

Читайте также: