Договор о материальной ответственности водителя за топливную карту

Обновлено: 05.07.2024

Под материальной ответственностью понимается обязанность сотрудника восполнить причиненные убытки. В случае с водителями, которые работают на арендованном или предоставленном на определенных условиях автомобиле, матответственность выражается в возмещении ущерба от порчи транспортного средства (ТС). Договор материальной ответственности водителя за автомобиль заключается либо одновременно с трудовым контрактом, либо в другое время по соглашению сторон.

Разновидность возмещаемого ущерба водителем

Согласно ст. 241 ТК РФ каждый сотрудник несет матответственность в размере своей месячной зарплаты. Это общее положение, которое не зависит от размера причиненного убытка.

Взыскание соразмерного ущерба предусматривается лишь в том случае, когда был заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности водителя. С другой стороны, подобные соглашения можно заключать далеко не со всеми категориями сотрудников. Ст. 244 ТК РФ содержит полный список профессий, с которыми можно заключать подобные договора. Это должности, предусматривающие непосредственный контакт с деньгами, драгоценностями и иными материальными ценностями. Договор материальной ответственности с водителем заключается в том случае, если работник занимает должность шофера инкассаторской машины или аналогичную профессию. Иначе соглашение заключить не получится.

Казалось бы, можно смело утверждать, что с людей, которые не подписывали соглашение о полном возмещении ущерба, его невозможно потребовать. На самом деле это не так. Возмещение ущерба проводится независимо от привлечения работника к какой-либо категории профессий или от факта подписанного договора, что характерно для следующих ситуаций:

  • преднамеренное причинение убытка;
  • состояние опьянения сотрудника, которое привело к ущербу;
  • преступные действия, доказанные судебными органами;
  • убыток нанесен в результате административного правонарушения;
  • ущерб нанесен во внерабочее время.

Данные пункты оговорены в ст. 243 ТК РФ.

Процедура заполнения договора

Образец договора о материальной ответственности с водителем – это специальная форма, утвержденная Минтруда 31.12.2002 года. Согласно документу, работник обязан:

  • бережно относиться к вверенным объектам;
  • вовремя оповещать руководителя о проблемах с материальными ценностями;
  • вести учет вверенных ценностей;
  • участвовать в инвентаризации.

Последний пункт говорит о том, что при смене материально ответственного лица проводится инвентаризация при участии прежнего сотрудника.

  • создание условий для оптимальной работы и обеспечения сохранности объектов;
  • предоставление нормативных актов, касающиеся полной матответственности работника;
  • участие в инвентаризации.

Образец приказа о материальной ответственности водителя включает дополнительные пункты:

  • на работника не возлагается ответственность, если убыток нанесен не по его вине;
  • действие договора начинается с даты подписания и длится на протяжении всего периода;
  • договор составляется в двух экземплярах;
  • внесение изменений и досрочное прекращение действия договора возможно с согласия обеих сторон.

Договор о материальной ответственности с водителем предусматривает, что с гражданина будут взысканы средства, если он во время исполнения своих обязанностей причинит вред предприятию. Обязанность возместить средства отражена в положениях ТК РФ.

Обязанности водителя

Обязанности водителя в договоре

Когда гражданин трудится по найму водителем, на него возлагаются определенные обязательства. В том числе:

  • обслуживать средство передвижения, на котором работает человек;
  • в установленное время подавать авто в назначенное место;
  • проходить осмотры машины;
  • включать сигнализацию при постановке авто на стоянку;
  • обеспечивать сохранность имущества фирмы;
  • не являться на работу в состоянии опьянения;
  • проводить ремонтные работы;
  • составлять документацию, касающуюся выполнения рабочих обязанностей;
  • предоставлять сведения о затратах на топливо и другие расходные материалы и т.д.

При устройстве на работу в качестве водителя на лицо ложится определенная ответственность. В том числе, это касается состояния, в котором находится авто, принятие решений и причинение ущерба фирме. Кроме того, ответственность затрагивает достоверность сведений о машине, которые лицом передаются руководству фирмы и проведение работ, направленных на ремонт средства передвижения.

Материальная ответственность водителя

Формирование соглашения о финансовой ответственности в отношении водителя, который исполняет свои трудовые обязательства при использовании авто фирмы, является незаконным. Это также касается ситуаций, когда данный гражданин занимает должность водителя-экспедитора.

В ситуации, когда во время исполнения возложенных на лицо обязанностей машина получает повреждения, применить к человеку полную материальную ответственность не получится. Данное правило относится не только к тем, кто занимает должность водителя, но и водителя-экспедитора. Прописаны такие положения в апелляционном определении Ростовского областного суда от 2015 года по делу № 33-6963/2015.

Причина невозможности установления таких мер кроется в том, что ответственность действует только в отношении тех объектов, которые вверены гражданину. К такому имуществу не может относиться средство передвижения, при использовании которого лицо исполняет свои обязанности на работе.

Также основанием для невозможности привлечения к такой ответственности выступает отсутствие должности в списке, закрепленном Правительством РФ. Стоит отметить, что в ситуациях, описанных в трудовом законодательстве, к данному сотруднику могут применяться меры полной материальной ответственности.

Эти положения отражены в статье 243 ТК РФ. К примеру, когда имеет место совершение аварии на служебном авто, где водитель находится в состоянии опьянения.

Как обязать водителя отвечать за автомобиль

Законодатель указывает на то, что возможность заключить соглашение о 100%-ной ответственности с сотрудниками удастся при соблюдении нескольких условий. В том числе учитывается, чтобы гражданин находился в совершеннолетнем возрасте и осуществлял фактическое обслуживание вверенных ему ценностей. Данные правила прописаны в постановлении Минтруда от 2002 года.

Однако, в таком списке нет водителей авто. По этой причине составить указанный договор с ними не удастся. По данному вопросу сложилась обширная практика судебных органов. Она указывает на то, что на сотрудника возлагаются функции, связанные с управлением авто. По этой причине средство передвижения для него выступает как рабочий инструмент, а не ценность, которая вверена.

Обязанность водителя отвечать за автомобиль

В указанном перечне специальностей, к которым может быть применена ответственность, указаны инкассаторы и экспедиторы. Однако, в данном случае авто также рассматривается как средство передвижения. Вверенной ценностью машина опять являться не будет.

Такие меры ответственности распространяются на груз, перевозимый сотрудником. По этой причине в данном вопросе использование материальной ответственности будет довольно спорным.

В законодательстве отражены ситуации, когда полная ответственность по соглашению распространяется на водителя. Это относится к случаям, когда:

  • с человеком составлен разовый договор, предусматривающий вверение ценностей, в том числе это может касаться самого авто, на котором ездит работник;
  • при нанесении ущерба лицо было не трезвым;
  • вред машине причинен умышленно, для примера, это специально разбитое окно в авто;
  • вред был причинен в результате совершения противоправного поступка или преступления (в этом случае в наличии должен быть соответствующий акт или приговор. Относительно водителей используются повреждения, причиненные машине в результате аварии, когда виновен сотрудник компании, при этом действия должны подпадать под определенную статью закона);
  • разглашение тайны сотрудником.

Также данные положения касаются ситуаций, когда ущерб причиняется за рамками рабочих отношений. Это относится к случаю, если повреждения произошли во время эксплуатации по завершению трудового дня. Вне зависимости от того, использована будет ограниченная или полная ответственность, необходимо соблюдать процедуру, отраженную в законодательстве.

Прежде чем заявить требования к гражданину с целью возмещения причиненного ущерба, на фирму возлагается обязанность по проведению расследования внутреннего типа. Это нужно для того, чтобы установить точную сумму убытков и обстоятельства, причины, по которым это произошло. В этот процесс допустимо вовлечь специалистов, которые занимаются оценками.

Если причиной поломки стало ДТП, то могут быть привлечены сотрудники ГИБДД. В любом случае водитель обязуется в письменной форме изложить подробности ситуации.

Когда ущерб насчитывает сумму, которая меньше усредненного значения заработной платы гражданина, то у предприятия есть возможность в течение месяца издать акт, указывающий на удержание из заработка. В остальных случаях работники выплачивают такие суммы в добровольном порядке.

Если человек не согласен – нужно обратиться в судебную инстанцию. Сроки для такого обращения не должны превышать года.

Договор материальной ответственности: образец

Если обязанности по доставке или сопровождению грузов возложены на несколько, к примеру, на двоих водителей, а не на одного, то ответственность между ними делится в равной степени. Подобные правила устанавливаются и для ситуаций, когда ответственными за груз являются граждане, управляющие автомобилями грузового типа или курьеры.

В законодательных актах не отражена единая форма данного акта. По этой причине при составлении документа можно воспользоваться свободным форматом.

В данном акте потребуется отразить:

  • данные человека, который работает водителем;
  • сведения об организации;
  • обязанности, возложенные на сотрудника;
  • меры ответственности;
  • права, присущие сторонам таких отношений.

Важным моментом выступает то, что указать в договоре на несение полной финансовой ответственности за сохранность авто, нельзя.

К примеру, если говорить про водителей такси, то можно заключить с ними подобное соглашение, так как они оказывают услуги по перевозке. По мере их завершения они получают от пассажиров денежные средства.

В соглашении указывает, что на гражданина возлагается ответственность за сохранность наличных средств, полученных от пассажиров.

Если автомобилю нанесены повреждения

Несмотря на то, что в законодательстве не предусмотрена возможность заключения такого соглашения с водителями, из этого нельзя делать вывод о том, что их не получится привлечь к ответственности в случае причинения вреда имуществу компании. В данной случае нужно принимать во внимание положения нормы 243 ТК РФ. В ней указывается, когда лицо можно привлечь к ответственности материального типа.

Ответственность водителя при повреждении автомобиля

Если вред авто причиняется при возникновении ситуаций, указанных в статье, то отсутствие соглашения об ответственности не повлияет на возможность привлечения его к ответу за содеянное. К примеру, гражданин обязан платить компенсацию причиненного фирме вреда, если машина получает повреждения во время аварии, где есть виновность водителя. Аналогичные правила касаются случаев, когда ущерб наносится во время использования средства передвижения в личных целях.

Поэтому, если предприятие принимает решение о том, что по мере формирования соглашения с водителем о финансовой ответственности за причинение вреда объектам, то он переложил все риски на работника, то это мнение ошибочно. Ответственность может касаться только груза, который был вверен гражданину.

Механизм взыскания

Прежде чем принять решение о том, привлекать лицо к ответственности или нет, требуется:

  1. Узнать причину, в результате которой причинен вред, размер убытков. Исходить следует из цены, действующей в рыночных условиях на день повреждения авто.
  2. Получить объяснения в письменной форме об обстоятельствах случившегося. Если лицо отказалось – сформировать специальный акт.

Есть некоторые особенности использования такой ответственности. В частности, когда размер вреда меньше, чем заработок человека, то взыскание может быть произведено на основании акта, изданного руководством предприятия. Данные правила прописаны в положениях статьи 248 ТК РФ.

Договор о материальной ответственности с водителем не имеет четкой формы, отраженной в законе. Формируется акт с учетом общих требований.

Когда наступает материальная ответственность работника? Ответ — в этом видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Вводная часть

Руководство большинства компаний, использующих автомобили, время от времени задается вопросом: соответствует ли количество ГСМ, списанного по документам, объему топлива, которое было фактически потрачено на производственные нужды? Другими словами, не обманывает ли водитель работодателя, присваивая себе неистраченную часть бензина, либо расходуя ее на личные нужды.

Ведите учет расхода ГСМ по действующим правилам Попробовать бесплатно

Узнать правду проще тем работодателям, кто заранее позаботился о современных способах контроля, например, установил систему спутниковой навигации. Такие системы позволяют отслеживать движение каждого авто в режиме реального времени. Для грузовиков популярным способом контроля является так называемый тахограф. Этот прибор непрерывно регистрирует показатели времени и скорости, периоды работы и отключения двигателя и проч.

Однако если лимит оказался превышен либо показания специальных устройств подтвердили предположение о нечестности водителя, удержать ущерб из зарплаты весьма непросто. Для этого нужно доказать, что виноват именно шофер, а не сам работодатель или внешние факторы.

Нужна внутренняя проверка

В статье 247 Трудового кодекса говорится: прежде, чем принимать решение о взыскании ущерба с работника, работодатель обязан провести проверку. Для этого он может создать комиссию и привлечь соответствующих специалистов. Подозреваемого работника необходимо ознакомить со всеми материалами проверки и дать возможность их обжаловать.

Проверка преследует две цели: определить размер ущерба и установить причины его возникновения.

Размер ущерба

Размер ущерба, как правило, определяется как разница двух величин. Первая — это количество ГСМ, которое было потрачено по данным водителя. Вторая — количество ГСМ, которое должно быть потрачено исходя из показателей контролирующих устройств или установленного норматива. Полученная цифра умножается на стоимость приобретения топлива (с учетом НДС).

Причины возникновения ущерба

С особым вниманием причины выявляют в ситуации, когда подозрения вызваны перерасходом нормативного количества ГСМ. Здесь важно исключить внешние обстоятельства, не зависящие от водителя.

Обычно работодатели обращаются к техническим специалистам, чтобы те провели ревизию частей машины, влияющих на расход топлива. В качестве ревизоров могут выступать, например, штатные автослесари или сотрудники автосервиса. По завершении необходимо составить акт, из которого четко следует, повлияло ли состояние автомобиля на увеличение расхода ГСМ. Если не повлияло, данный акт будет одним из оснований для взыскания ущерба с водителя. Кроме того, нужно убедиться, что нормативы не занижены. Для этого придется провести контрольные замеры расхода топлива в условиях, в которых проходит эксплуатация машины. Не исключено, что при расчете действующей нормы не были учтены климатические условия, дорожная ситуация и проч. Тогда норматив подлежит пересмотру в сторону увеличения. Если же норма рассчитана правильно, это нужно отразить в акте проверки. Такой документ станет еще одним основанием для взыскания ущерба с шофера.

Объяснительная записка

Обязательным условием для взыскания ущерба является объяснительная записка, которую работодатель должен потребовать у подозреваемого сотрудника (ст. 247 ТК РФ). В записке работнику нужно изложить свое видение ситуации и причин, ее повлекших.

В случае, когда водитель отказывается от пояснений, руководство должно отразить это в акте. Отказ от пояснений, равно как и неубедительные оправдания шофера, послужит очередным аргументом в пользу взыскания ущерба.

Какую сумму можно вычесть из зарплаты

Если по результатам внутренней проверки было доказано, что водитель присвоил себе часть ГСМ, работодатель вправе взыскать с него ущерб. Но прежде надо разобраться, какую сумму допустимо удержать из зарплаты.

Из норм Трудового кодекса следует, что взыскание всей величины ущерба без ограничений возможно только в одном случае — когда сотрудник несет полную материальную ответственность (ст. 242 ТК РФ). При этом величину, не превышающую средний месячный заработок, можно удержать из зарплаты, а остальную часть — через суд (ст. 248 ТК РФ). Во всех остальных случаях взыскать можно лишь сумму, не превышающую средний месячный заработок (ст. 241 ТК РФ). Однако к водителям полная материальная ответственность неприменима. Дело в том, что существует перечень должностей и работ, с которыми работодатель может заключить договоры о полной материальной ответственности (утв. приказом Минтруда России от 31.12.02 № 85). Данный перечень является закрытым, и такая должность, как водитель автотранспортных средств, в нем не упомянута.

По этой причине руководство вправе вычесть из зарплаты шофера сумму в пределах среднего месячного оклада. Если фактический ущерб оказался больше, у работодателя останется единственный шанс — предложить водителю добровольно компенсировать все убытки. И только получив согласие, работодатель сможет удержать весь ущерб до копейки (ст. 248 ТК РФ).

Экспедитор вместо водителя

На практике некоторые работодатели идут на хитрость. Они принимают сотрудника на должность экспедитора, хотя тот, по сути, выполняет функции водителя. Это позволяет заключить с работником договор о полной материальной ответственности, ведь должность экспедитора указана в соответствующем перечне, утвержденном Минтруда России. Далее сотруднику вверяют материальные ценности в виде топлива, и в случае растраты взыскивают ущерб в полном объеме.

На наш взгляд, данные способ не является безупречным, поскольку должностные обязанности водителя и экспедитора во многом не совпадают. К тому же ГСМ, на котором работает машина, не вполне соответствует понятию материальной ценности, вверенной экспедитору для перевозки. Все это может привести к тому, что работник, с которого взыскан полный ущерб, обратится в суд и выиграет его.

Правила удержания

Закончив все расчеты, работодатель должен издать распоряжение о взыскании. Сделать это необходимо не позднее одного месяца с момента, когда размер ущерба был окончательно определен. Пропустив данный срок, руководство теряет право на удержание ущерба из зарплаты водителя. В такой ситуации вернуть свои деньги (в том числе в пределах среднего месячного заработка) можно только через суд (ст. 248 ТК РФ).

При удержании бухгалтер обязан руководствоваться статьей 138 ТК РФ. В ней сказано, что в общем случае суммарный размер всех удержаний при каждой выплате зарплаты не может превышать 20% суммы, причитающейся работнику. Значит, если величина удержания достаточно велика, ее придется распределить на несколько месяцев.

Добавим, что взыскание ущерба не зависит от того, привлечен ли работник к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Таким образом, работодатель вправе написать заявление в полицию, и одновременно удержать стоимость украденного топлива из зарплаты шофера.


С помощью нашего онлайн-сервиса вы можете подготовить актуальный на 2021 год образец договора о материальной ответственности водителя всего в несколько кликов. Мы гарантируем, что готовый документ будет полностью соответствовать вашим требованиям и нормам законодательства РФ.

За убытки, причиненные имуществу работодателя, работник может понести материальную ответственность. Сумма, подлежащая взысканию, определяется прямым действительным ущербом. Согласно статье 238 ТК РФ, прямой действительный ущерб – это ухудшение состояния имущества и затраты работодателя на его восстановление. При этом в большинстве случаев работник возмещает компании убытки в пределах среднемесячного оклада (статья 241 ТК РФ). Однако иногда сотрудника можно обязать возместить фактическую стоимость убытков – например, если на него возложена полная материальная ответственность (статья 243 ТК РФ).

Рассмотрим, может ли работодатель заключить договор о полной материальной ответственности с водителем и в каких случаях работник должен компенсировать ущерб, причиненный автомобилю.

Когда можно заключать договор о полной индивидуальной материальной ответственности с водителем

Привлечь работника к полной материальной ответственности за недостачу вверенных ценностей можно, только если с ним заключен соответствующий договор. Согласно статье 244 ТК РФ, договор о полной индивидуальной материальной ответственности может заключаться только с работниками, должности которых представлены в Приложении N 1 к постановлению Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. N 85. В этом перечне отсутствует профессия водителя, однако указаны работники, в обязанности которых входит транспортировка материальных ценностей (инкассаторы). Можно сделать вывод, что работодатель вправе заключить договор о индивидуальной материальной ответственности только с водителем-инкассатором. Если должность не предполагает транспортировку ТМЦ, заключать такое соглашение с работником запрещено – закон признает такую практику незаконной.

Можно ли заключать договор материальной ответственности водителя за автомобиль

Договор о матответственности водителя не может заключаться в отношении транспортного средства, так как автомобиль – это материально-техническое средство, без которого водитель не может исполнять свою трудовую функцию. Полная матответственность возможна, только если сотрудник повредил автомобиль умышленно, попал в ДТП в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, привлечен к административной ответственности (статья 243 ТК РФ).

Заполните предложенный шаблон и скачайте готовый образец договора о материальной ответственности с водителем в формате Word или PDF.

Читайте также: