Дтп на лесной дороге кто виноват

Обновлено: 04.07.2024

Аварии на уклонах обычно бывают нелепыми и без серьезных последствий, но в таких ДТП доказать свою невиновность непросто.

Хозяину машины, в которую въехал скатившийся с горки автомобиль, придется долго объяснять обстоятельства происшествия, тогда как виновник будет утверждать: кто сзади, тот и виноват, мол, надо было держать дистанцию.

Автомобили с автоматической коробкой тоже могут откатиться на крутом уклоне. В режиме drive на холостых оборотах двигатель передает недостаточно крутящего момента, нужно всегда удерживать машину тормозом.

В случае ДТП на уклоне доказать правоту поможет видеорегистратор. Если его нет, нужно искать свидетелей или расположенные в районе аварии камеры наблюдения. Если же нет ни свидетелей, ни камер, нужно сфотографировать последствия столкновения. Осколки и грязь всегда остаются под автомобилем, который двигался. Также нельзя забывать про экспертизу.

Сложные дорожные условия стали причиной двух смертельных аварий

10 января 2022 года на дорогах Владимирской области погибли два человека — мужчина и женщина. Аварии произошли из-за того, что водители отечественных легковушек в условиях снежной зимы не справились с управлением и вылетели на встречную полосу. В обоих случаях скончались пассажиры.

serviceYYQCJ2KN.jpg

RvmMtVBf47g.jpg

FpwW8cyMq94.jpg

Учитывая количество выпавшего снега, управление ГИБДД по Владимирской области настоятельно просит водителей и пешеходов предельно осторожно вести себя на дорогах, избегать рискованных маневров, учитывать сложные погодные условия и неукоснительно соблюдать правила дорожного движения.

ДТП в садоводстве

Несмотря на то, что скорость движения по дорогам в садоводствах обычно низкая, аварии с участием автотранспорта случаются регулярно. При этом в авариях не всегда участвуют автомобили, чаще происходят наезды на шлагбаумы, заборы, деревья или то, что называется малыми архитектурными формами - конструкционные элементы в зонах въезда.

Как разрешить возникшие проблемы и компенсировать возникший ущерб?

Любая авария, произошедшая с участием транспортного средства, - это дорожно-транспортное происшествие (ДТП). При этом не важно, произошло оно на автотрассе, в городе, на лесной дороге или парковке перед магазином. Соответственно, действует законодательство в части обязанности виновной стороны компенсировать ущерб от своего действия (бездействия).

Оформление ДНТ в нашей стране производится по одному из 3 путей…

Европротокол без оформления сотрудниками ГИБДД

  • - если маленькая сумма ущерба (пересматривается регулярно. 100 т.р. в РФ, 400 т.р. в Мск, СпБ и Мск. и Лен. областях). Нет жертв и травмированных, не нанесен ущерб инфраструктуре и 3м лицам.
  • - если повреждены только ДВА АВТОМОБИЛЯ. И их повреждения - это повреждения только от их взаимодействия. Если, например, автомобиль отскочил в столб, в забор или в кювет, то это уже не наш случай и европротокол не подходит.
  • - есть согласие в том, кто виноват в ДТП.

При оформлении обязательна фото-фиксация с использованием специальной программы, передающей информацию в АИС ОСАГО, также необходимо правильно заполнить протокол, соблюдать четкие сроки оформления и подачи документов, провести экспертизу ущерба и т.п.

Это ситуация обычного ДТП, они в садоводствах почти не встречаются, т.к. скорости, повторимся, низкие. Про то, как оформлять европротокол написана масса статей в интернете и снят миллион роликов на Ютьюбе. Не будем это пересказывать.

Обязательный вызов ГИБДД

  • - ущерб нанесен объектам инфраструктуры
  • - участвует более 2х транспортных средств или, наоборот, только один автомобиль врезался в забор или шлагбаум
  • - повреждения на транспортных средствах вызваны не только соударением транспортных средств, но и ударом с какими-либо предметами (автомобиль отскочил в кювет, ударился в столб и т.п.)

В таком случае ГИБДД оформляет ДНТ, документы по ОСАГО заполняются в любом случае.

Аварии в садоводствах - явление, к сожалению, регулярное. Если Вы - представители СНТ - и транспортное средство нанесло ущерб имуществу Вашего СНТ, Вы не только в праве, но и обязаны осуществить действия по взысканию компенсации ущерба.

В случае, если виновная сторона выходит на контакт, может быть реализована любая схема "полюбовного соглашения" между сторонами, единственное, что желательно, это подписать бумагу об обстоятельствах ЧП и отсутствии или наличии претензий друг к другу. Передача компенсации ущерба тоже в идеале должна быть зафиксирована документом или расчетом через банковский счет.

Если давать законный ход делу, то многое зависит от того, каким путем пошел виновник ДТП. Разберем типовой сценарий: автомобиль врезался в шлагбаум.

  • А. Автомобилист вызвал ГИБДД и оформил аварию. В свободное время представителю СНТ необходимо обратиться к ГИБДД по обстоятельствам ДНТ. В ГИБДД СНТ будет сообщена информация о номере дела, страховых данных виновника и выдана справка о ДТП. С этими документами СНТ должно обратиться в страховую компанию виновника ДНТ. Страховая попросит оценить ущерб, а поскольку речь идет об области и ущербе для инфраструктуры, скорее всего страховую устроит счет или коммерческое предложение от любой компании, которая может ущерб устранить. Важно, чтобы в счете было написано, что он составлен после обследования места аварии. Счет должен быть развернутым, т.е. не одной строкой, а с перечнем деталей и списком работ. Далее вопрос разбирается уже между сторонами - или страховая оплачивает работы напрямую или она компенсирует расходы СНТ. Как правило, "подбитые" шлагбаумы, столбики, датчики, заборы, светильники и т.п. - это суммы до 30-50 тыс. рублей и страховая "не заморачивается" с дополнительными экспертизами, ведь они проводятся за счет страховой, а если надо посылать эксперта куда-то в область, то это по определению не дешевое удовольствие.
  • Б. Если автомобилист скрылся с места ДНТ, руководству СНТ целесообразно обратиться в ГИБДД, сообщить об обстоятельствах ДНТ, о том, что участник ДТП скрылся с места и сообщить имеющиеся приметы, данные видео-записей с камер видео-наблюдения и прочую информацию. Отметим, что отъезд с места ДНТ без оформления - это серьезное правонарушение само по себе и оно нередко автоматически делает скрывшегося виновным в ДНТ.

Пока ГИБДД осуществляет неспешный поиск второго участника или намекает ему, что в его же интересах явиться с повинной и связаться с СНТ, урегулировать претензии и упросить СНТ забрать заявление о том, что участник "скрылся с места" (именно упросить - позиция тут очень невыгодная для виновника). В это время СНТ должно обратиться к любому подрядчику, который может осуществить ремонт шлагбаума или иных объектов поврежденной инфраструктуры. От подрядчика требуется получить коммерческое предложение или счет на проведение данных работ.

Обратите внимание, при авариях, связанных с наездом на неподвижные предметы, вопрос о том, насколько правильно и хорошо то, что именно в этом месте находится тот или иной шлагбаум или забор, не стоит.

Третий путь

Надо ли расходиться полюбовно или прощать виновников?

Давайте подумаем о том, каковы причины аварий в садоводствах. Состояние дорог, конечно, может быть причиной ДНТ, однако традиционное ограничение скорости до 5-10 км/ч, указанное на въезде, обычно снимает этот вопрос. Также водитель ТС самостоятельно определяет скоростной режим с учетом погоды и состояния дороги - это его ответственность. Отговорка снимается.

По нашим наблюдениям за тем, что обсуждают в группах и форумах садоводств, зачастую причинами аварий с участием не только автомобилей, но и квадроциклов, снегоходов, мотоциклов и т.п. может быть алкогольное опьянение водителей. Многие граждане убеждены в собственной непогрешимости или уже давно пропили остатки мозгов, что садятся за руль в совершенно непотребном виде.

И очень хорошо, что сегодня опьянение — это не смягчающее обстоятельство, как это было в каменном веке 1950-х годов, а наоборот.

Для вождения квадроцикла, кстати, тоже необходимы отдельные права (категория AI, не путать с A1), но об этом помнят, к сожалению, единицы. Тут уж говорить о наличии страховки ОСАГО вообще не приходится. Квадрики с алкоголянами регулярно вылетают в кюветы, бьют и портят соседские заборы. Их вытаскивают добросердечные соседи и алкаш на четырех колесах снова пытается не промахнуться мимо следующего поворота.

Как поступать с безответственными гражданами - вопрос риторический. Формально, если любое ТС поцарапало ваш забор или повредило краску на ЛЭП, следует вызывать ГИБДД. Пойманный за вождением в пьяном виде на долго запомнит свой эксперимент и пенять ему будет не на кого, кроме как на себя самого. И честно говоря, мы не находим аргументов, почему нужно спускать неадекватам антисоциальное поведение, а потом удивляться буйству безнаказанности этих же неадекватов на собраниях и про прочих удобных случаях.

Мы убеждены, что только социальное неприятие неадекватов, видимое и ощутимое неодобрение их поведения и выдавливание из социума всем коллективом, способно создать в социальной среде конкретного поселка рациональную и безопасную среду. Но это наше частное мнение.

При прочих ситуациях (авария, например, при учебной езде на территории СНТ), когда имеет место нарушение ПДД, степень греха уровень угрозы обществу существенно ниже. С моральной точки зрения мотивация к урегулированию ситуации между сторонами гораздо выше при условии компенсации ущерба виновной стороной.

Однако, в каждом конкретном случае, как вести себя с нарушителем - дело руководителя поселка или представителя потерпевшей стороны. Чтобы усилить свою позицию и защититься от ущерба от горе-водителей, мы лишь рекомендуем разворачивать как можно более плотное и качественное видеонаблюдение на территории поселка.

WhatsApp

Забегая вперёд, нужно сразу отметить, что, если Вы сбили лося, штрафа за это в 2022 году нет. От слова "совсем". Но не всё так просто. Дорожно-транспортное происшествие на дороге с участием машины и животного — это в любом случае ДТП, с виновниками и потерпевшими, а также со всеми вытекающими из этого административными и гражданскими взаимоотношениями.

Но давайте будем рассуждать по-простому и ссылаться на законодательства, действующее на 2022 год. И обо всём по порядку!

Сбил лося — это ДТП или нет?

Столкновение на дороге с любым животным — это дорожно-транспортное происшествие. Об этом нам говорит само определение ДТП из ПДД:

"Дорожно-транспортное происшествие" - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.

"Стоп! — скажете Вы, — лось это не человек и не груз". И будете правы. Лось — это имущество. Вообще, любое животное в контексте дорожного движения считается имуществом. Так предписывает статья 137 Гражданского кодекса:

К животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное.

А раз лось — это имущество, то у него должен быть обязательный атрибут — хозяин. И, если с домашними животными всё понятно, то с лосём. тоже ничего сложного. В частности, данный момент регулирует ФЗ №52 "О животном мире", статья 4 которого регламентирует, что собственником диких животных является государство. И именно государству надлежит возмещать вред за сбитого насмерть лося.

Таким образом, авария с лосем на дороге — это ДТП со всеми вытекающими последствиями и обязанностями не покидать место ДТП, выставить знак аварийной остановки, включить "аварийку" и вызвать сотрудников ГИБДД.

Сбил лося — какой штраф и другие наказания?

В российском законодательстве чётко разделяются гражданские и административные статусы определённых событий. Административные — это когда Вы несёте наказание за нарушения в пользу государства, гражданские — когда возмещаете вред или вред возмещают Вам. Под штрафом за сбитого лося на дороге подразумевается административный штраф.

И хорошая новость здесь заключается в том, что на сегодняшний день штрафа, если Вы сбили лося или любое другое животное, нет. Но это только в том случае, если его, действительно, не было — если Вы двигались без превышения скорости, не совершали манёвров, попадающих под определение в ПДД "опасное вождение" и так далее, а на дорогу внезапно выскочил лось, то нарушений у Вас не усматривается по действующим на 2022 год Правилам и другим нормативным актам.

Лось на дороге и ДТП

Хотя, сотрудники ГИБДД и пытаются нередко приплести к такому рода ДТП нарушение пункта 10.1 ПДД по части не выбранной водителем скорости, исходя из условий дороги, чтобы всегда иметь возможность предотвратить ДТП, опять-таки штрафа за нарушение данного пункта не предусмотрено.

И это значит, что административного штрафа за сбитого лося нет.

Других видов ответственности также за это не предусмотрено.

Кто виноват в ДТП с лосем?

Вина в аварии всегда ложится на того, кто нарушил ПДД. Как мы уже отметили выше, если Вы ничего не нарушали, то вроде как вина в ДТП ложится на лося — точнее, его собственника, так как первый является имуществом последнего.

Но настало время и плохих новостей. Есть в Гражданском кодексе ещё и статья 1079, часть 1 которой говорит нам о том, что владелец транспортного средства несёт ответственность за вред, причинённый этим ТС, независимо от степени вины и вообще наличия этой вины, как владелец средства повышенной опасности. Эта статья применяется при ДТП с участием автомобиля с пешеходами и велосипедистами, даже несмотря на то, что вина полностью лежит на последних.

И в этом случае происходит следующее:

  • владелец автомобиля возмещает вред здоровью или жизни,
  • виновник возмещает вред автомобилю.

Здесь следует упомянуть о том, кто такой владелец. Согласно тому же Гражданскому кодексу, это лицо, во владении которого находится машина — кто её эксплуатирует и распоряжается на праве доверия. Даже если собственник сидит рядом, то водитель всё равно владеет автомобилем.

В случае с лосем всё совершенно аналогично. Независимо от Вашей виновности в аварии с лосем, возмещать за него вред придётся в любом случае. Но и подать на возмещение вреда Вашей машине возможно.

Кто виноват, если не было знака "Дикие животные"?

Между тем, среди водителей бытует мнение, что знак 1.27 "Дикие животные" может в корне отменить обязанность водителя по выплате штрафа за сбитого лося. Но это совсем не так.

Знак 1.27

Знак 1.27 "Дикие животные"

Во-первых, как мы уже обсуждали выше, водитель может быть невиновен и без этого знака. Во-вторых, знак бы в любом случае не отменил вину водителя. Данный дорожный знак относится к типу предупреждающих. Он не устанавливает никаких ограничений, предписаний или запретов, а также не снимает обязанность ехать соответственно дорожным условиям. Наличие знака не означает напрямую, что на дороге обязательно появится лось, поэтому и его отсутствие не означает, что появление диких животных на данном участке дороги исключено. Поэтому знак 1.27 не может влиять на степень вины водителя за сбитого лося.

Такое суждение подкрепляется большинством судов. Вот, например, одно из судебных решений, подробно трактующее действие данного знака.

Сколько придётся заплатить за сбитого лося?

И всё же отсутствие состава для привлечения по административному штрафу не означает, что ущерб за сбитого лося Вам не будет положено возмещать. Выше мы уже упоминали о гражданско-правовых отношениях. И это значит, что ущерб придётся оплатить.

Обязанность по компенсации ущерба государству также продиктована статьёй 77 ФЗ №7 "Об охране окружающей среды", часть 1 которой говорит:

1. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате её загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объёме в соответствии с законодательством.

Выше мы также выяснили, что собственником лося является государство, и в данном случае, в частности, лесное хозяйство, в чьём ведении находится участок дороги и леса, где был сбит лось. Именно поэтому многие — даже участвовавшие в ДТП с лосем водители — путают возмещение ущерба в гражданском порядке с штрафом за лося. Ниже для удобства мы также будем называть его штрафом.

ДТП с лосем — какой штраф?

Шутка ли, но есть и "тарифы" за сбитого лося, регулируемые также законодательством. Эти тарифы названы таксами за вред, причинённый охотничьим ресурсам. Их регулирует Приказ Минприроды России "Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам". В частности, за различных животных штрафы составляют следующие суммы:

Виды охотничьих ресурсов Такса (рублей за 1 особь)
Лось, сибирский горный козел, овцебык 80 000
Кабан, дикий северный олень, кабарга 30 000
Благородный олень 70 000
Пятнистый олень, лань, туры, сайгак 60 000
Косули, муфлон, серна 40 000
Снежный баран 100 000
Гибрид зубра с бизоном, домашним скотом 180 000
Медведи 60 000
Барсук 12 000
Сурки, бобры, куницы, харза 6 000
Соболь, выдра 15 000
Росомаха 15 000
Рысь 40 000
Волк, лисица, шакал, енот-полоскун, енотовидная собака, ондатра 200
Песец, корсак, дикие кошки, норки, хори, колонок, зайцы, дикий кролик 1 000
Горностай, солонгой, ласка 500
Белки 500
Кроты, водяная полевка, хомяки, бурундуки, летяга, суслики 100
Глухари 6 000
Тетерев, фазаны, улары, саджа 2 000
Гуси, казарки 1 000
Утки, рябчик, куропатки, кеклик, голуби, лысуха, вальдшнеп 600
Перепела, пастушок, обыкновенный погоныш, коростель, камышница, чибис, тулес, хрустан, камнешарка, турухтан, травник, улиты, мородунка, веретенники, кроншнепы, бекасы, дупеля, гаршнеп, горлицы. 200

Как видим, штраф за сбитого лося составляет 80 тысяч рублей. И это ещё не самое "дорогое" животное.

Заплатит ли за сбитого лося ОСАГО?

Но весьма солидный штраф за сбитого лося беспокоить Вас должен гораздо меньше, ведь такой ущерб покрывает ОСАГО. Максимальный убыток в этом случае для Вас — это уменьшение скидки за безаварийную езду в следующем страховом периоде. Максимальная выплата по ОСАГО составляет 400 тысяч рублей, следовательно, страховая сумма может покрыть до 5 сбитых лосей в рамках одного (каждого) ДТП.

Такой вывод следует из самой первой статьи ФЗ "Об ОСАГО", регламентирующей определение страхового случая, а также из определения ДТП из Правил дорожного движения.

Читайте также: