Дтп при обгоне поворачивающего автомобиля кто виноват

Обновлено: 05.07.2024

Дорожная ситуация: двухполосная дорога, впереди нерегулируемый перекресток. Один автомобиль на этом перекрестке поворачивает налево, а другой авто в этот момент совершает обгон. Происходит столкновение.

Можно, конечно, перефразировать ситуацию по-другому – один водитель обгоняет в то время, когда второй поворачивает налево. Но конкретика в данном случае важна лишь для определении степени вины участников дтп.

Наша задача не выявить виновника аварии, а разобрать дорожную ситуацию для того, чтобы не повторять подобных ошибок в будущем.

Как только началась прерывистая разметка 1.5, владелец регистратора приступает к обгону, который в последствии закончился столкновением с автомобилем, поворачивающим налево на перекрестке.

Посмотрите короткий видеоролик.

Любое ДТП происходит как следствие того, что кто-либо из участников, а иногда и оба участника ДТП допускают какое-то нарушение установленных норм или правил движения.

Соответственно, виновником ДТП признается нарушитель. Останется только его выявить.

Но, еще раз, наша задача не найти виновника в этом ДТП, а рассмотреть дорожную ситуацию объективно, с целью не оказаться в такой же или похожей в будущем.

Начнем с того, что обгон, по определению, всегда связан с выездом на полосу встречного движения.

Поэтому, собираясь приступить к обгону, необходимо убедиться, что этот маневр не противоречит Правилам дорожного движения, и что он будет безопасен для вас и других его участников.

Обгон на нерегулируемом

Обгон через сплошную

Приступив к обгону и двигаясь по встречной полосе, владелец регистратора, скорее всего, не обратил внимания, что впереди, через 300 метров будет перекресток.

Кроме того, сразу после знака 6.10.1 началась сплошная линия разметки 1.1, которую он не мог не видеть. Пункт 9.1 (1) запрещает движение левее разметки 1.1, если она отделяет встречную полосу.

Подробности о запретах движения по встречной полосе — в статье Выезд на встречную полосу и пункт 9.1 (1) ПДД.

Второе его нарушение на ДТП никак не повлияло, но является следствием первого нарушения — это обгон на пешеходном переходе.

Пункт 11.4 ПДД запрещает данный маневр. Об этом запрете можно почесть в статье Обгон на пешеходном переходе.

За любое из этих нарушений в КоАП РФ предусмотрены санкции в виде лишения прав до полугода или штрафа в 5000 руб.

Водитель другого автомобиля, который поворачивал налево на перекрестке, возможно, не ожидал, что его будут обгонять в нарушение ПДД и, скорее всего, не обратил внимание на пространство слева-сзади своего автомобиля.

Выполняющий обгон, в свою очередь, также не предположил, что обгоняемый может повернуть на этом перекрестке.

В результате этих двух не- до- предположений со стороны обоих водителей их машины столкнулись.

Как в будущем не оказаться в похожей ситуации? Есть смысл посмотреть на эти обстоятельства глазами обоих водителей: и того, кто поворачивает налево, и того, который в этот момент его обгоняет.

Согласно правилам проезда нерегулируемых перекрестков при движении по главной дороге, поворачивая налево или разворачиваясь, водитель должен уступить дорогу ТС, движущимся навстречу, также по главной дороге, в направлении прямо и направо.

Это правило помнят все, поэтому чаще всего только вперед и смотрят. Но опасность может находиться и сзади.

Готовясь к повороту налево, как в рассмотренной дорожной ситуации на видеоролике, необходимо также видеть дорожную ситуацию сзади своего автомобиля и слева-сзади от вас.

Вполне возможно, что вас уже кто-то обгоняет, даже нарушая ПДД, и со своим поворотом есть смысл повременить.

Непосредственно перед поворотом есть смысл быстро повернуть голову и посмотреть влево-назад чтобы убедиться в правдивости своих предположений.

Прежде чем приступить к обгону, необходимо убедиться, что этот маневр не запрещен Правилами.

Если впереди по движению маячит перекресток, то от обгона лучше воздержаться. Обгон на нерегулируемом перекрестке всегда непредсказуем.

Согласно пункту 11.4 ПДД, обгонять разрешается только на нерегулируемых перекрестках и только при движении по главной дороге.

Но даже в этом случае постарайтесь завершить обгон до перекрестка, хотя бы из-за того, чтобы избежать ситуации, как на видео.

Еще на перекрестке может быть расположен нерегулируемый пешеходный переход, а на переходе обгон запрещен (пункт 11.4 ПДД) вне зависимости от наличия на нем пешеходов.

Следствием любого ДТП, даже самого незначительного, является его разбор, т.е. поиск юридического виновника аварии.

В случае ДТП при обгоне на перекрестке, как на видеоролике, чтобы себя оправдать придется доказывать много фактов: кто первый приступил к своему маневру, кто первый подал сигнал к началу своего маневра и т.д.

Чаще всего виновным признают того, кто поворачивает, реже – обоюдную вину, но итоговое решение будет зависеть от конкретной ситуации.

В любой дорожной ситуации приходится принимать решение исходя из того, что вы видите впереди по движению, с учетом того, что происходит с боков и сзади автомобиля

Поэтому в поле зрения водителя должно попасть как можно больше объектов дорожной обстановки.

Обгоняя кого-то, можно, например, не заметить дорожные знаки, расположенные справа от дороги. В результате можно упустить какую-то важную информацию.

В заключение, предлагаю ознакомиться с материалом статей из серии Обгон, в которой рассмотрены правила выполнения данного маневра, и серии Дорожные ситуации. Обгон.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 29.10.2021

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Дорога

Самые читаемые разделы сайта

8 комментариев

А ничего что на первом видеоролике перед поворотом был пешеходный переход на котором обгон запрещен? как он мог обгонять там.

Очень хорошо, что Вы обратили внимание на этот факт. Полный запрет обгона на пешеходном переходе был введен с 29 ноября 2014 года, а статья с разбором дорожной ситуации опубликована в начале 2014 года, до введения запрета на обгон, поэтому, пешеходный переход в статье не упоминался.

Обгоняющий заведомо никак не мог бы знать, что будет впереди. Поэтому начинать обгон ему было нельзя. Он просто тупо пёр по встречке. Ведь там не одна машина а более 2. Обгон заведомо аварийный манёвр. Плюс превышение скорости. Поворот априори законный манёвр. А вот обгон это выезд на встречку, а встречка это незаконно. Но они же не хотят как все тошнить в потоке, они прутся то слева, то справа.

Так и есть, им хочется быстрее, плюс недооценка ситуации. А неверное восприятие реальности всегда приводит к неожиданным последствиям.

Здраствуйте. Вот недавно на днях была такая же ситуация. Мы с мужем выполняли поворот налево на нерегулируемом перекрестке. Улицы у нас в городе очень маленькие, чтобы удобно повернуть мы немного сместились вправо, но с полосы не съезжали. Мы вообще не прекращали движение (только замедлились) сзади нас ехало 2 транспорта. Мы их видели, потому что только вступили в движение (отъехали несколько метров от дома). По встречной полосе ехал автобус, мы замедлились чтобы его пропустить и повернуть. Перед поворотом мы увидели в зеркале заднего вида мигание фар (так водитель подал нам сигнал, чтобы мы его пропустили), но он был уже близко и на большой скорости.

Деваться было некуда, так как он был не сзади нас, а через машину (он допустил обгон 2 тс на перекрестке), скорость была большая, поэтому он после дтп остановился лишь через метров 100-150. В гаи развели руками, потому что водитель нес какую то чушь, что нас сначала обогнали, а потом он решил, потому что мы стояли. Но нас кроме него никто не обгонял. Поворотник он видел, сам сказал. Но при этом штраф дали только нам.

В подобных ситуациях трудно доказать, кто первым начал свой маневр. Чаще всего виновным признают поворачивающего. Видимо, объяснения вашего оппонента показались инспектору очень убедительными.

Здравствуйте, у меня такая ситуация: когда я включил поворотник и поворачивал налево, сзади меня идущая машина обходила меня справа, а другой лихач пошёл на обгон слева и ударил меня в бок. А ГИБДД назначила меня виновным в этом ДТП.

Инспектору на месте легче разобраться в обстоятельствах и восстановить картину ДТП. К сожалению, в таких ситуациях чаще всего виновными признают тех, кто поворачивает, а не тех, кто обгоняет. Если вы несогласны с их решением, вы имеете полное право его обжаловать.


Совершал обгон и на перекрёстке водитель другого автомобильного средства начал выполнять поворот на лево Я вышел на полосу встречного движение ранее чем он начал выполнять данный манёвр и он не включил заранее поворотник и у меня даже мысли не было что он повернёт
есть видео с регистратора моя скорость была 90-100км/ч
ДПС обвинили меня как назло навигатор заглючило не смог видео им показать но дома восстановил
Машина в хлам цена только работы по востановлению от 80 тыщ рублей

11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

Это требование весьма актуально, поскольку выезд на встречную полосу всегда связан с определенным риском. Перед выполнением обгона Вы должны убедиться, что Вы не создадите помех другим участникам движения.

Из этого пункта правил вытекает следующий вывод: если в процессе выполнения обгона произошло ДТП, то в нем всегда виноват тот водитель, который выполнял обгон. Единственным исключением из этого правила является пункт 11.3 правил:

11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.

Очевидно, что если Вы хотите выполнить обгон, то Вы не можете убедиться в том, что водитель обгоняемого транспортного средства не будет препятствовать обгону. Согласитесь, на практике весьма не просто определить, что задумал водитель другого автомобиля.

одчеркну, что во всех остальных случаях в ДТП виноват именно обгоняющий водитель.

При выполнении обгона водитель должен учитывать особенности, которые регламентируются пунктом 11.2 правил дорожного движения:

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
следующее за ним транспортное средство начало обгон;
по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.
Суть этого пункта сводится к тому, что обгон запрещается выполнять, если автомобиль сзади или спереди от Вас начал маневрировать. Т.е. если соседний автомобиль сам пытается выполнить обгон или поворот налево.

Одной из манипуляций, которую приходится ежедневно совершать водителю, является поворот. При его осуществлении не редко происходит дорожно-транспортное происшествие, которым выступает авария. За счёт того, что в правилах дорожного движения имеется множество нюансов, иногда достаточно сложно определить, кто же на самом деле виновник ДТП, ведь им может быть, как сам поворачивающий, так и совершенно другой водитель. Поэтому стоит рассмотреть основные правила и осуществить разбор основных случаев, из-за которых могут происходить аварийные ситуации.

ПДД при поворотеНа перекрёсткеВидео: левый поворот на перекресткеПри обгонеДТП при поворотеПри обгоне поворачивающегоПри повороте во дворКак определить виновникаШтрафvar index=document.getElementsByClassName('index-post');if (index.length>0)0)>>

ПДД при повороте

В своде правил дорожного движения достаточно часто можно встретить спорные моменты, но, тем не менее, в нём вполне понятно и доступно расписано, каким образом должны вести себя участники дорожного движения, в первую очередь водители транспортных средств, при осуществлении поворотов налево и направо на перекрёстках или же при обгонах. Поэтому нужно рассмотреть все особенности ПДД при выполнении подобных манипуляций.

Важно! В случае возникновения ДТП при повороте налево, для определения виновника происшествия важно провести дорожную и трасологическую экспертизу.

Для владельца ТС, находящего за рулем, который будет поворачивать, действуют следующие нормы:

включая поворотник, водитель должен заблаговременно предупредить о том, что он будет осуществлять движение влево или же направо;решившись повернуть в одну из сторон, поворачивающее транспортное средство не должно превратиться в помеху для других участников дорожного движения;при использовании звукового сигнала у водителя не возникает преимущества движения, и он не освобождается от соблюдения правил дорожной безопасности;в случае если водитель одного транспортного средства передвигается прямо или же осуществляет правый поворот, то водитель другого автомобиля должен уступить ему дорогу.

Наибольшее количество сложностей возникает в процессе проезда налево на перекрёстке, так как в каждой из ситуаций выполняются свои направления движения. В первую очередь стоит запомнить, что в обязательном порядке нужно включить левый поворотник. Многое зависит от того, с каким перекрёстком водитель имеет дело, так как они могут иметь разную степень сложности. На них может быть установлен светофор или же водителя руководствуются указаниями регулировщика.

Чтобы избежать аварии или прочих неприятных ситуаций на дороге, важно рассмотреть все правила поворота налево на перекрёстке, осуществляемого на зелёный свет светофора. Выполняя его на перекрёстке, где есть светофор, водитель должен уступить:

транспортным средствам, осуществляющим проезд направо и тем, которые движутся прямо;если транспорт начинает движение совместно с указателями, которые работают вместе с красным и жёлтым светом, но перед этим уступая всем, кто выполняет движение с других полос, если они имеются;если движение начинают все участники, то приоритет в повороте будет у трамвая;движение нужно осуществлять тогда, когда на зелёном свете все автомобили, находящиеся на перекрёстке, покинут его, а пешеходы перейдут дорогу.

Видео: левый поворот на перекрестке

При этом проезд на перекрёстке налево имеет особую организацию, так как его нельзя проезжать беспрерывно. Перемещение должно быть прерывчатым и чётко на зелёный сигнал светофора. В том случае, если зажёгся зелёный, нужно выехать на перекрёсток, но перед выполнением пропустить встречный транспорт.

Важно! В том случае, если имеется установленный знак, запрещающий поворот налево, то при его наличии нельзя выполнять поворот, но не запрещено разворачиваться.

В том случае, если водитель желает выполнить пересечение нерегулируемого перекрёстка налево, он должен уступить:

трамваю, если он занимает с ним равнозначную дорогу;машинам, которые движутся по главной дороге, если он находится на второстепенной;при пересечении равнозначных дорог всем тем, которые едут справа;всем ТС, которые едут направо или прямо;велосипедистам и пешеходам, пересекающим проезжую часть.

Также не стоит забывать о дорогах, которые имеют несколько полос. В данном случае если водитель перестраивается в полосу для совершения поворота налево, приоритет имеют те, кто уже находится на этой полосе. Точно таким принципом руководствуются и при движении на кольцевой дороге.

Поворот вправо принадлежит к категории наиболее простых манипуляций, выполняемых на перекрёстке. Контроль за ним является наиболее доступным, так как водитель видит всё, что происходит на дороге прямо и с правой стороны. Для того чтобы осуществить проезд перекрёстка с движением на правую сторону, не достаточно всего лишь перестроиться в правый крайний ряд. В данном случае транспортное средство должно разместиться как можно ближе к правой стороне дороги таким образом, чтобы никто не смог осуществить обгон. Если же на перекрёстке установлены знаки, которые указывают направление движения по дороге, где имеется не одна полоса движения, то нужно руководствоваться именно этими указателями.

Знаете ли вы? Первое в истории ДТП произошло на территории Франции в 1771 году.

В том случае, если вы желаете осуществить поворот, но при этом осуществляете обгон, то здесь нужно руководствоваться некоторыми правилами:

Перед тем как выполнить обгон, водитель, находящийся за рулём автомобиля, должен выполнить анализ и определить, достаточно ли будет ему свободного места или же не занята ли встречная полоса, что может препятствовать процедуре совершения обгона.Необходимо удостовериться в том, что определённый совершаемый манёвр водителем будет безопасным для других участников дорожного движения.В том случае, если водитель автомобиля, которое будет обгоняться, подал сигнал о том, что он осуществляет поворот налево, то обгон в этой ситуации категорически запрещён.Нельзя выполнять обгон тогда, когда автомобиль перемещается по дороге, не выступающей главной, но находящейся в пределах нерегулируемого или же регулируемого участка.

ДТП при повороте

Одной из частых ситуаций, которые происходят на дороге, является ДТП при повороте. Поэтому очень важно рассмотреть разные случаи, так как схема движения может быть разной, из-за чего определить однозначно виновную сторону достаточно сложно. Здесь можно разбирать две распространённые ситуации: ДТП при въезде во двор и ДТП при обгоне поворачивающего.

Рекомендуем для прочтения:

Основные причины ДТП с участием велосипедиста

Обязательные действия при попадании в ДТП

Чья страховая компания возмещает ущерб при ДТП пострадавшему

Как работает выкуп страховых дел по ДТП

При обгоне поворачивающего

Достаточно часто дорожно-транспортное происшествие происходит при повороте или обгоне налево. Этому способствуют следующие причины:

водитель, который собирается осуществлять поворот, уведомляет остальных участников дорожного движения о своём действии буквально за секунду до его выполнения;водитель, который осуществляет движение влево, не следит за тем, что происходит за транспортным средством позади него. Таким образом, он не замечает автомобиля, пытающегося его обогнать на полной скорости;водитель, передвигающийся за автомобилем, который уже поворачивает, набрал настолько высокую скорость, что быстро сбросить её у него не выходит. Это приводит к столкновению с машиной, которая поворачивает;водитель, который решил пойти на обгон транспортного средства, осуществляющего поворот налево, в попытке быстрее его обойти сталкивается с машинами, едущими по встречной полосе. Чаще всего это происходит из-за того, что неправильно оценена, как скорость поворачивающего авто, так и того, кто пошёл на обгон. Иногда бывают ситуации, когда водитель просто не помнит о преимуществе в движении транспорта, который движется навстречу;автомобиль, который совершает обгон машины, набирает достаточно высокую скорость, которую не успевает сбросить перед проездом налево, где сразу же размещён пешеходный переход непосредственно за перекрёстком.

Чтобы избежать подобных видов ДТП, необходимо руководствоваться всеми правилами дорожного движения и внимательно следить за ситуацией, происходящей на дороге.

При повороте во двор

Рассматривая поворот во двор, чаще всего не избежать проезда перекрёстка, на котором происходят серьёзные дорожно-транспортные происшествия. В особенности, если это дорога, на которой происходит оживлённое дорожное движение, имеется много полос или же отсутствуют светофоры и прочие указатели для осуществления безопасного перемещения.

Знаете ли вы? Наиболее разорительным в материальном плане ДТП — более 1 миллиона долларов — является происшествие, произошедшее рядом с казино Монте-Карло и дорогим отелем в Монако в 2011 году.

Поэтому очень сложно определять, кто виноватый в ситуации, когда осуществляется ДТП при повороте налево на перекрёстке во двор. Помимо водителя, осуществляющего его, в категорию виновников также могут попадать:

водитель, который находится сзади поворачивающего ТС, и точно так же собирающийся двигаться в этом направлении;люди, осуществляющие пересечение проезжей части по левую сторону от перекрёстка или же непосредственно перед ним. Сюда часто попадают пешеходы, которые на красный свет светофора пытаются быстро по зебре перебежать дорогу.

При этом множество аварий, происходящих при выполнении таких манипуляций, возникают по следующим причинам:

один или другой водитель не увидели прочих участников дорожного движения. В случае осуществления параллельного поворота с другим транспортным средством, один из водителей может не заметить пешехода, который скрылся за соседними машинами;действия, выполняемые одним или же другим водителем, были неправильно поняты друг другом. Например, один может сигнализировать о том, что он пытается совершить разворот, а второй водитель, идущий за ним, решил, что он совершает обыкновенный проезд налево;полосность движения не была выдержанной;поворот в одном направлении выполнило несколько транспортных средств, не оставив места для проезда транспорта, который двигался по встречной полосе;два автомобиля, перемещающиеся параллельно друг другу, выполняют движение налево только из одной полосы;несколько или же один водитель попробовали прорваться в нужном направлении, тем самым вызвав ДТП.

Важно! При установленном знаке, который указывает на одностороннее движение направо, категорически запрещено выполнять поворот налево, так как это приведёт к выезду на дорогу со встречным движением в одном направлении.

Как определить виновника

Определяться с тем, кто из участников дорожного движения выступает непосредственным виновником, достаточно сложно, так как при повороте налево может возникать множество неоднозначных ситуаций. Достаточно часто к возникновению серьёзного дорожно-транспортного происшествия приводит ситуация, когда один из водителей идёт на обгон, а второй осуществляет при этом поворот налево. В итоге происходит так, что при его осуществлении транспортное средство, идущее на обгон, въезжает непосредственно в сам автомобиль, что и приводит к печальным последствиям.

Установить факт того, кто является виноватым, достаточно сложно, в особенности, если это не было зафиксировано с помощью видеорегистратора. Виноватым может быть водитель, который осуществляет поворот в том случае, если несвоевременно подал сигнал о выполнении подобной манипуляции. Виновным может быть и тот водитель, который пошёл на обгон, так как он обязательно должен удостовериться в том, что расстояния между транспортными средствами является достаточным для того, чтобы выполнить безопасное передвижение и гарантировать его для других участников.

Если рассматривать многочисленные судебные решения, которые рассматривались по подобным делам, то виновниками чаще всего признают обе стороны, так как на них возложена общая ответственность за обеспечение безопасности дорожного движения. Поэтому подобные ситуации являются достаточно спорными и требуют помощи высококвалифицированных специалистов.

Знаете ли вы? Уругвай является единственной страной, в которой за осуществление ДТП, в котором нет летальных случаев, не накладывается наказание.

Узнать сразу же, каким будет штраф при совершении дорожно-транспортного происшествия при повороте налево, не всегда удается, так как этот фактор может зависеть от сложности сложившейся ситуации. Но существуют определённые виды штрафов, за которые оплачиваемая сумма является фиксированной.

В случае если водитель транспортного средства выбрал неправильную траекторию движения для поворота и тем самым пересёк сплошную линию разметки, то на первый раз величина штрафа будет составлять 1500 рублей. Если же для его осуществления автомобилю пришлось выехать на полосы, где есть встречное движение, то величина штрафа будет достигать 5000 рублей. При повторении подобного нарушения у водителя забирается удостоверение сроком на полгода.

Несмотря на то что поворот налево часто является причиной возникновения серьёзных ДТП, избежать их можно в том случае, если чётко руководствоваться правилами дорожного движения и следить за общей картиной, происходящей на проезжей части. Таким образом удастся сохранить безопасность всех участников дорожного движения и обезопасить себя от неприятных штрафов и судебных разбирательств в дальнейшем.

Я поворачивал налево, он обгонял. Кто виноват в дтп?

Вчера отвозил отца, далеко, за 250 км. Ехал медленно 30-40 кмч, к слову знаки везде там 40 висят. Начал поворачивать налево и в меня въехала приора в переднюю дверь и крыло. Позвонили, вызвали ДПС. После нам перезвонили и сказали: "ждать будете долго, рисуйте схему ДТП и приезжайте". Ну приехали, с нас взяли объяснительные и отпустили, протокол не составили, нужно будет снова ехать 14 числа.

Ну так кто в таком случае виноват, я, то что не смотрел в боковое зеркало или он, то что не соблюдая дистанцию и въехал в меня?

Прилагаю схему и фото с места ДТП:














В таких случаях кто первый включил поворотник - тот и прав. Но в данном случае очень большая вероятность, что завиноватят вас.

Я так и не увидел в действиях приорщика нарушений. При чем здесь дистанция, если он вас обгонял? Или он от удара уходил туда?

В таких случаях кто первый включил поворотник - тот и прав. Но в данном случае очень большая вероятность, что завиноватят вас.

Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя.
Ф. Ницше "По ту сторону добра и зла" (с)
Если я кому-либо не отвечаю в ветке, это не означает, что вас не заметили. Возможно, это потому, что у меня нет желания общаться с теми, кого я считаю недалекими,тупыми или просто неинтересными гражданами, и мне не хочется вступать с ними в полемику

Читайте также: