Двигатель дымит при резком нажатии на газ

Обновлено: 07.07.2024

Причина синего дыма из выхлопной трубы – попадание моторного масла в цилиндры двигателя внутреннего сгорания. Чаще всего это провоцирует синее дымление. Наличие сизого дыма указывает на серьёзную поломку в силовом агрегате. Если на это не обращать внимание, то последствия могут быть весьма плачевными, вплоть до капитального ремонта мотора.

Вам знакома такая ситуация? Завели машину, и повалил густой синий дым из выхлопной трубы. Вполне вероятно, что двигатель немного поработает и задымление рассеется, а во время езды исчезнет совсем. Но так бывает не всегда. Чаще всего дымление не прекращается и указывает, что у автомобиля есть неполадки.

сизый дым из выхлопной трубы

Синий дым из выхлопной трубы всегда указывает на серьёзную неисправность

Окрашивание дыма из выхлопной трубы в белый, чёрный или синий цвет не случайно. Каждая отдельная неисправность проявляется специфическим оттенком. Частая причина появления сизого оттенка дыма – попадание моторного масла в цилиндры, вернее в камеры сгорания двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Синий дым может появляться как на холодном моторе, так и на горячем. Появление такого дыма никак не зависит от температуры воздуха: синее дымление может появляться как в жару, так и в суровые морозы.

В статье расскажу про все причины появления синего дыма из выхлопной трубы и как устранить неполадки.

Почему идёт синий дым из выхлопной трубы

Если у автомобиля увеличилась дымность, а расход масла повысился, то в первую очередь проверьте свечи зажигания. Если их внешний вид такой, как на этом фото, то с мотором явно что-то не так, поскольку он провоцирует сильный угар масла.

синий дым из выхлопной трубы бензинового двигателя причины

Нагар на свече зажигания

Дым с высоким содержанием масла может иметь самые разные оттенки: от прозрачного до густого синего. Если масла расходуется до 0,5 л на 100 км, то синий дым возникнет только при ускорении автомобиля. А если масло исчезает со скоростью 1 л на 100 км, то дым будет присутствовать при всех режимах работы мотора. Кстати, тут надо помнить о том, что в конструкции автомобиля присутствует нейтрализатор, который может неплохо очищать синий выхлоп даже при сильном угаре масла.

Синий масляный дым в отличие от прозрачного выхлопа не способен рассеиваться в атмосфере. Если приложить лист бумаги к выхлопной трубе при работающем моторе, то на листе появятся масляные капли чёрного оттенка, которые выбрасываются вместе с синим выхлопным газом. Также из выхлопной трубы может капать масло вместо водяного пара. Это опасная поломка, нужно срочно ехать на станцию техобслуживания, иначе в первую очередь катализатор очень быстро выйдет из строя.

голубой дым из выхлопной трубы

При наличии синего дыма тз выхлопной трубы может капать моторное масло

В идеале выхлоп состоит на 95% из кислорода, азота и иных продуктах горения топлива. Эти химические вещества не имеют никакого цвета. А остальные 5% выхлопа — это водяной пар, который образуется при термическом разложении (пиролизе) топлива. Поэтому синий дым из выхлопной трубы появляется не при сгорании бензина в цилиндрах ДВС, а при сгорании каких-либо лишних веществ. Для смазки внутренних деталей мотора применяется масло, а для охлаждения цилиндров – система охлаждения с антифризом. Если в узлах происходит нарушение работы, то эти вещества примешиваются к топливу. Продукты сгорания такой смеси и придаёт определённый цвет выхлопу, который может быть не только синего цвета, но и белого, чёрного, белого и даже рыжего.

Главные симптомы попадания моторного масла в топливную смесь:

Ещё одна хорошая статья: Стартер крутит, но не крутит двигатель: причины, что делать, когда щелкает и не реагирует стартер

Начинать поиск причины синего дыма надо начинать с проверки компрессии в цилиндрах. Но это может не дать достоверного результата, поскольку бывают случаи, что масло уплотняет зазоры. Поэтому далее проверяют износ маслосъёмных колпачков – это процедуру занимает меньше времени, чем разбор цилиндропоршневой группы. Если причину не удалось определить, то приступают к разбору двигателя и проводить ревизию цилиндропоршневой группы. В некоторых случаях дешевле будет полностью заменить мотор на контрактный.

Синий дым и износ двигателя

Выхлопной газ с капельками масла (масляный дым) редко бывает равномерно синим. Задымлённость может быть прозрачно голубой или густой бело-синей. Варианты окрашивания и густота дыма зависит:

  • на какой скорости оборотов двигателя появляется и сохраняется задымление;
  • насколько сильно детали двигателя прогрелись;
  • качества моторного масла;
  • внешних факторов: влажность окружающей среды, степень внешней освещённости. При сырой погоде количество синего дыма из выхлопной трубы повышается;
  • сколько масла попадает в камеру сгорания.

По оттенку и густоте синего дыма опытные автомобилисты определяют серьёзность поломки:

  • Если синий дым идёт после запуска холодного двигателя, а после прогрева рассеивается – сильного износа нет. При повышении температуры детали нагреваются, зазоры уменьшаются, подача масла в двигатель прекращается.
  • Если после прогрева дыма становится больше, предстоит серьёзный ремонт. Из-за сильной деформации деталей герметизация отсутствует. Горячее масло продолжает поступать в камеру сгорания, а машина дымить.

Во многих современных автомобилях есть нейтрализатор. Он очищает выхлоп от масла даже при сильном его расходе и поэтому проблема может выявиться только при сильном износе узлов силового агрегата.

Одновременно с появлением синего дыма из выхлопной трубы могут появиться следующие симптомы:

Причины синего дыма из выхлопной трубы бензинового двигателя

Попадание моторного масла в цилиндрах двигателя и его сгорание – это единственная причина появления синего дыма. Есть 2 пути попадания его внутрь мотора: через промежутки между стержнями клапанов и направляющими втулками или сквозь деформированные поршневые кольца.

Если пошёл синий дым из выхлопной трубы, нужно проверить:

  • есть ли изменения в геометрии цилиндров;
  • насколько герметичен выпускной или впускной клапан;
  • не деформировались ли поршневые кольца;
  • целостность маслосъёмного колпачка;
  • дефекты поршневой группы;
  • есть ли рабочий зазор между поршнем и цилиндром.

Помимо появления синего дыма, о неисправности двигателя авто говорит запах гари в салоне и вокруг машины, быстрый износ свечей зажигания. Если один из цилиндров не работает, начинается троение двигателя. Машина часто не заводится в холодную погоду, уменьшается компрессия в камерах сгорания двигателя.

Чтобы понять, почему идёт синий дым из выхлопной трубы, достаточно измерить уровень масла при помощи щупа. Это позволит вовремя заметить и устранить неисправность.

синеватый дым из выхлопной трубы бензинового двигателя

Резкое уменьшение масла в двигателе можно увидеть с помощью щупа уровня масла

Дефекты поршневых или маслосъёмных колец

Износ деталей цилиндропоршневой группы – основная причина синего дыма из выхлопной трубы. Чаще всего дефекты появляются на поршневых кольцах, расположенных сверху. Их наружная сторона повреждается при постоянном трении о поверхность цилиндра, а боковая часть из-за давления картерных газов.

Помимо компрессионных колец, которые отвечают за компрессию, на поршне есть маслосъёмные кольца. Они нужны для удаления излишков масла с внутренних стенок камер сгорания и для смазки поршневых колец. Если маслосъёмное кольцо пришло в негодность, двигатель начинает дымить бело-синим цветом постоянно. Причём интенсивность задымления увеличивается в геометрической прогрессии – чем выше скорость оборотов, тем гуще и светлее дым.

Как масло попадает из картера в камеру сгорания напрямую? Поршни мотора работают при очень высоких температурах и силе трения. Масло, которое заливают в картер ДВС, смазывает и охлаждает трущиеся узлы. На стенки цилиндров масло подаётся под давлением при помощи поршневых форсунок или путём разбрызгивания.

Когда поршень двигается вверх, то на него наносится масляная плёнка, а при движении вниз – маслосъёмное кольцо снимает нагретое масло, отводя тепло от стенок. А для того, чтобы изолировать камеру сгорания от попадания масла и создания в нём компрессии применяются поршневые кольца. Чаще всего поршни бензинового двигателя имеют по три кольца: 2 верхних компрессионных и 1 нижнее маслосъёмное. Эти кольца изготавливают из стойких сплавов, а иногда из керамики.

При износе поршневых колец горячий газ просачивается в картер и повышает в нём давление. Возникает разрежение над головкой поршня и масло из картера всасывается в цилиндр.

Ещё одна хорошая статья: Белый дым из выхлопной трубы: причины дыма бензинового и дизельного двигателя, как устранить

Что ещё может спровоцировать попадание масла в цилиндры?

Деформация цилиндра двигателя

При длительном перегреве двигателя, происходит изменение формы цилиндров. В средней части по диаметру цилиндр становится овальным, а наибольшая деформация наблюдается в области верхнего кольца. Даже незначительное сплющивание нарушает уплотнительную способность колец.

Зазоры появляются в области замков, а иногда и в других местах нарушенной окружности. Замеряют цилиндры вертикально по 2 плоскостям или по 3-4 горизонтальным уровням.

синий дым из выхлопной трубы причины

Трещина в блоке цилиндров

Повреждения цилиндров

Нередко масло просачивается в камеру сгорания при сносном состоянии колец. Так происходит, если поверхность цилиндра имеет повреждённые участки:

  • царапины появляются при недостаточной фильтрации масла, если в область между нижней расширенной частью поршня и цилиндром попадают твёрдые частицы;
  • редкая смена масла двигателя и фильтра;
  • разрушение металла (коррозия) на поверхности колец и цилиндров при неиспользовании авто в течение длительного времени без запуска двигателя;
  • повреждения могут появиться после ремонта, если поверхность слишком грубая, форма цилиндра осталась неправильной, в случае установки колец или поршней плохого качества.

Проблемы с системой вентиляции картера

В условиях работающего двигателя возможно попадание в картер топлива и выхлопных газов. Чтобы этого не случилось, установлена система вентиляции. В неё входит маслоотделитель и клапан рециркуляции картерных газов. Со временем механизм вентиляции загрязняется, и перестаёт выполнять фильтрационную функцию. Результатом неправильной работы становится увеличение расхода масла.

как убрать синий дым из выхлопной трубы

Как проверить работу системы вентиляции картера

Для проверки системы вентиляции картера при работающем моторе откройте маслоналивную горловину и приложите руку – вы должны ощутить тягу. Затем проверьте отсутствие масла в снятых шлангах системы вентиляции.

Износ маслосъёмных колпачков или сальников клапана

голубоватый дым из выхлопной трубы

Износ маслосъёмных колпачков происходит только на старых моторах

При деформации сальников масло пропадает в двигатель на холостом ходу или при торможении. В этот момент возникает перепад давления, капельки масла проникают в цилиндры и оседают на внутренней поверхности выхлопной системы. Мотор дымит синеватым цветом на холостом ходу и при открытии дроссельной заслонки. Неисправность решается полной заменой маслосъёмных колпачков.

Отмечу, что только на старых ДВС страше 10 лет имеются маслосъёмные колпачки клапанов, которые убирают лишнее масло. Если они приходят в негодность, то масло сверху попадает в камеру сгорания. Сейчас таких двигателей осталось мало, а в современных 8 или 16-клапанных силовых агрегатов конструкция другая, благодаря которой масло не попадает в рабочую камеру.

Проблемы с турбиной (при наличии)

Практически все современные дизельные моторы и большая часть бензиновых содержат в себе систему турбонаддува. Она значительно повышает мощность ДВС и помогает сэкономить на горючем. Но со временем происходит износ турбины.

Если износ турбины большой, то ось турбины начнёт люфтить в подшипнике скольжения и будет ухудшаться герметизация ротора. В результате немалое количество масла проникнет в интеркулер, а потом и в мотор. Из выхлопной трубы будет выходить сизый дым.

синеватый дым из выхлопной трубы

Износ опорного подшипника

Чтобы выявить поломку надо снять выходной патрубок турбокомпрессора, проверить люфт и наличие масла. Если люфт в турбине отсутствует, но масло присутствует, необходимо проверить систему вентиляции картера.

Износ турбины крайне опасен для дизельных моторов: его обороты могут стать очень большими, что приведёт к разрушению силового агрегата. Для исправления поломки следует провести капитальный ремонт или заменить турбину полностью.

Редкие неисправности

Синеватое задымление возле выхлопной трубы появляется не только у авто с изношенным двигателем. Проблема может появиться у машины, только что сошедшей с конвейера. Чаще всего труба начинает дымить сразу после того, как автомобиль завели. По мере прогревания, дым рассеивается. Причиной такого явления становятся зазоры между новыми деталями в охлаждённом состоянии. Постепенно они притираются, после нагревания герметичность восстанавливается и двигатель работает как надо.

Ещё одна хорошая статья: Черный дым из выхлопной трубы: на бензине, карбюраторе, дизеле, инжекторе, причины, что делать

появился дым из выхлопной трубы

Синий дым может присутствовать некоторое время на новом авто или после ремонта двигателя

Бывают и другие дефекты, признаком которых становится черно-синий дым:

  • разрушение перемычек между кольцами;
  • регулярное воздействие высокой температуры на двигатель приводит к изменению конструкции нижней направляющей части поршня (юбки);
  • деформирование геометрии шатуна из-за удара поршня на клапаны или обрыва ремней;
  • неисправность зажигания;
  • пригорание и залегание колец в канавках поршня, возникает при использовании моторного масла низкого качества.

Чаще всего такие проблемы не возникают во всех камерах сгорания одновременно, неправильно работает 1 или несколько цилиндров.

Что это может быть, если утром труба дымит синим:

  • испорченные сальники;
  • некачественный бензин (или дизель для дизельного двигателя);
  • частичное западение поршневых колец;
  • быстрый выход из строя датчиков мотора.
  • неподходящее масло в двигателе;
  • забитый или низкокачественный масляный или топливный фильтр;
  • дефект форсунок.
  • в цилиндре сгорает охлаждающая жидкость;
  • испарение конденсата, который скапливается в выхлопной трубе.
  • дефект поршневых колец;
  • негодные сальники;
  • моторное масло с низкой вязкостью.

Машина может дымить некоторое время, пока детали не притрутся друг к другу, если мотор недавно был отремонтирован.

На прогретом двигателе

Если сизый дым наблюдается постоянно и не проходит во время езды, значит поломка серьёзная. Масло в цилиндры заливается в большом количестве, что возможно при сильной деформации стенок камеры сгорания или поршневых колец.

Когда задымление усиливается на высоких оборотах, причину нужно искать в неисправности системы вентиляции картерных газов. При выходе из строя она начинает активно гнать масло во впускную систему.

Как убрать синий дым из выхлопной трубы?

Дальнейшие действия водителя зависят от интенсивности и длительности дымления. Если автомобиль только из салона или после капитального ремонта двигателя, нужно немного подождать. Синеватый дым при запуске двигателя перестанет появляться, как только детали приработаются друг с другом.

Но если авто с отремонтированным двигателем дымит, а во время езды дым не проходит, а только усиливается, ждать нечего. Скорее всего после ремонта осталась значительная деформация цилиндров, не устранены повреждения с их поверхности или установлены детали плохого качества.

В остальных случаях диагностику неисправностей начинают с измерения компрессии и уровня масла. Если причина в износе маслосъёмных колпачков, их меняют. Когда проблема с маслосъёмными кольцами, её решение зависит от интенсивности дыма. При незначительном задымлении проводят очистку (раскоксовку). Если такая процедура не помогает, вскрывают двигатель и ремонтируют всю поршневую систему.

Выход из строя турбины решается капитальным ремонтом или заменой неисправного устройства на новое. При залегании поршневых колец, с канавок счищают загрязнения механическим путём или с помощью специальных средств. Если их подвижность не восстанавливается, кольца меняют.

Как избавиться от синего дыма из выхлопной трубы при износе канавок? Дефект исправляют протачиванием их при помощи кольца, подобрав соответствующий диаметр.

Зная, что означает синий дым из выхлопной трубы, можно попробовать установить причину и устранить неисправность самостоятельно. Но лучше обратиться к профессионалам. Продолжать эксплуатировать такой автомобиль нельзя.

Масло будет постоянно поступать в камеры сгорания, что приведёт к ещё большей деформации цилиндров и других деталей, потере компрессии и капитальному ремонту двигателя. Кроме того, синий дым из выхлопной трубы бензинового двигателя – это дискомфорт для пассажиров и водителя.

Поэтому, если заметили появление дыма, диагностику авто нужно сделать обязательно. Причём неважно, какого он цвета – сизого, чёрного, серого. Цветной дым не появляется без причины. А чтобы его устранить, необходимо отремонтировать дефектные детали или заменить двигатель в крайнем случае.

Дизельные двигатели существенно отличаются от бензиновых. Но проблемы с ними практически такие же, как и с бензиновыми агрегатами. Начитавшись автомобильных форумов, можно увидеть множество всяких тем, где обсуждают те или иные проблемы. Но особенно часто можно увидеть темы, где автолюбители жалуются на то, что на дизелях периодически идет черный дым из выхлопной. Давайте разберемся, в чем проблема, почему происходит это явление. Также посмотрим, каким же образом можно эту проблему решить.

Ставим диагноз по цветам выхлопа

Дизельные моторы, как, впрочем, и бензиновые, могут иметь выхлопы различных цветов. Чаще это белый, сизый, серый и черный дым.

дизель черный дым из выхлопной трубы

Начнем с белого. Зачастую белым зовут дым синеватого оттенка. Это случается, когда разрушается турбина, а смазка попадает прямиком во впускной тракт. Вот в такой ситуации из трубы валит дым сизого цвета. Но неопытный автолюбитель вполне примет его за белый дым. А если его еще и понюхать, тогда сразу ясно и понятно, в чем причина его появления.

Многие на кухне хотя бы один раз, но сжигали растительное или сливочное масло на сковороде. Запах при этом примерно такой же. Еще такой дым могут путать с паром, который чаще наблюдается в зимние месяцы из выхлопной не только дизельных автомобилей. Всему виной вода, которая появляется в результате сгорания.

Уже позже, после прогрева мотора, пар не будет заметен, хотя никуда не денется. Это можно легко проверить. Нужно лишь подставить ладони к выхлопной. Ладонь будет слегка влажной. Этот пар доставляет существенные неудобства при настройке двигателя, а особенно зимой. Для качественной настройки приходится долго греть агрегат. А в мороз настройка вообще может не удастся.

Белый дым – сигнал серьезной проблемы

Если дым из вашего дизеля - это не пар, тогда это точно ОЖ, которая попадает в камеры сгорания. Обычно цилиндр, который был залит охлаждающими смесями, не имеет возможностей работать вхолостую. Поэтому мотор может троить.

Как охлаждающая жидкость проникает в цилиндры?

ОЖ попадает в цилиндры из-за неудовлетворительного состояния прокладок впускного коллектора. Также причиной может быть прогоревшая прокладка ГБЦ, а у дизелей чаще всего это может быть треснувшая головка блока. В трещине ГБЦ бачок, зачастую полный жидкости, также полностью уходит в трубу.

Ремонт

Если вы обнаружили трещину ГБЦ, тогда здесь можно лишь порекомендовать заменить головку. Однако цены. Поэтому многие автолюбители не брезгуют контрактными деталями. Это б/у запчасти из Европы.

черный дым из выхлопной

Треснувшие ГБЦ можно ремонтировать, но не будем рекомендовать эту технологию, потому что в ходе такого ремонта сверлится отверстие, которое попадет на трещину, а затем в отверстие запрессуется медный прут. Здесь не будет прорыва газов, однако один из охлаждающих клапанов будет заблокирован наполовину. Такая головка будет иметь значительно сниженный ресурс.

Синие дымы

Тех, у кого валит дым из выхлопной трубы, дизель заставлял поволноваться при виде синего дыма.

Синий, а на некоторых моторах он может быть сизым, на рабочем моторе зачастую вызван поздним впрыском. Про эту проблему было сказано уже не единожды, множество автолюбителей успело обсудить эту тему вдоль и поперек.

Специалисты утверждают, что синий дым - это не страшно. В большинстве случаев проблема позднего впрыска связана с естественным процессом износа ТНВД, естественно, если насос никто не трогал.

Причины синего дыма

Топливный насос высокого давления в наших условиях работает следующим образом. Набор деталей в этом узле постоянно вращается, работает, трется. А смазка обеспечивается перекачиваемым дизелем. Пока дизель в меру жирный, насос в таком режиме может работать очень долго. Но когда наступают холода, в топливные баки дизелей наливают зимнюю солярку. Все в ней отлично, однако смазывающие фракции напрочь отсутствуют. Ну, или почти отсутствуют. Всю ее жирность вместе с различными парафинами удалили еще на нефтеперерабатывающем заводе.

идет черный дым из выхлопной трубы дизель

Так, когда приходит зима, большинство ТНВД на дизелях работают без смазки и подвержены сильному износу. Из-за этого вполне естественного, но уже слишком быстрого и усиленного износа опережение впрыска уменьшается. Дизельное топливо перестает нагреваться, а цилиндр перестает работать в штатном режиме. Двигатель дергается, трясется. Топливо, которое не успевает сгореть, в результате превращается в синий дым. На некоторых моторах идет черный дым из выхлопной. Если двигатель прогреть, тогда дымить он перестанет, или по крайней мере снизится количество выхлопа. В этом случае топливо успевает прогреться и воспламениться.

Если у силового агрегата низкие характеристики компрессии, тогда температура в камерах сгорания меньше, чем нужно. И горючее не будет воспламеняться. Если агрегат оснащен парой цилиндров с хорошей компрессией, тот цилиндр, где компрессия меньшая, не будет работать.

Такая картинка часто случается на стоянках. Автомобили пытаются завестись, а площадка вся заполняется синим дымом. Но иногда выпускает дизель черный дым из выхлопной трубы. После прогрева дымы исчезнут. Ведь температура в моторе растет, а повышения температуры даже в изношенных цилиндрах будет хватать для воспламенения.

Случай из жизни

Механики на эту тему рассказывают одну историю. На агрегате заменили прокладку ГБЦ. После того как мотор собрали, обнаружили сильную тряску на холостых оборотах. После пары километров эти вибрации прекратились, а после пары минут работы снова на холостых тряска снова появилась.

Механики проанализировали данную ситуацию и выяснили, что новая прокладка немного толще. До тех пор, пока дизель не разогревался до рабочей температуры, ровно он не работал.

черный дым из выхлопной трубы дизель при каком зажигании

Итак, основная причина синих дымов - это поздний впрыск топлива и низкие характеристики компрессии. Многие современные моторы имеют устройство, которое осуществляет впрыск немного раньше. Машины работают жестче, однако топливо в цилиндрах нагревается и сгорает без дымов, то есть совсем. Дальше агрегат нагревается, ОЖ нагревает исполнительные механизмы, а те возвращают поршень опережения впрыска на его законное место. Мотор работает мягче и приятней.

Как убрать синий дым

Если мотор трясет и выпускает дизель черный дым из выхлопной трубы, ну, или синий, тогда можно смело подвернуть ТНВД. Но сначала нужно посмотреть, хватает ли горючего. Если насосу не будет хватать топлива, тогда снижается давление, а это позволяет пружине сдвинуть таймер на поздний впрыск. Это приведет к тряске.

Черный дым

Такой дым можно наблюдать, если топливо сгорает не до конца. Так бывает, если горючего подается слишком много или же подается неправильная горючая смесь. Если в мотор подается слишком мало воздуха, будет такой же эффект, как если бы подали топлива с избытком.

Почему идет черный дым из выхлопной трубы дизеля?

Больший объем подаваемого топлива обычно является сигналом либо неправильной регулировки ТНВД, либо износа форсунок, либо износа регулятора оборотов в насосе.

черный дым из выхлопной трубы дизель на холодную

Любой топливный насос оснащен специальным регулировочным винтом. При помощи его осуществляется настройка объема подаваемого горючего. Этим винтом можно лишь грубо регулировать объем. Если этот винт закрутить, тогда объемы увеличиваются. А там, где рост объемов, там же и рост холостых оборотов. Но обороты можно значительно уменьшить. Тогда можно увеличить мощность. Но гнать дизель черный дым из выхлопной трубы продолжит и дальше. Если регулировочный винт на ТНВД вкрутить еще больше, чем положено, агрегат практически перестанет снижать обороты.

Износ форсунок

Здесь можно предположить, что игла плунжерной пары недостаточно плотно заходит в свое посадочное место. А уровень давления, которым должно поднять эту иглу, снижается. Это ведет к тому, что в камеры сгорания поступает лишнее горючее. Оно лишнее хотя бы потому, что его подача осуществляется не в распыленном виде, а каплями. Чтобы нагреться и воспламениться, этим каплям нужно много времени. Отсюда и черный дым из выхлопной трубы, и увеличенный расход (дизель) горючего.

Самое грустное

Одна из самых печальных поломок, которые подстерегают владельцев дизелей, – неизбежный износ топливного насоса. Как уже говорилось, внутри насоса потроха работают без смазки. Если летом дизель еще что-то смазывает, то зимой – нет. А отечественное горючее вообще низкого качества. Вот и изнашиваются внутренности насоса.

Когда очень резко нажимают на педаль газа, к примеру для того, чтобы быстро тронуться, рычаг ТНВД переводится на увеличение объемов подачи горючего. Этот рычаг будет опираться на опору. А положение этой самой опоры уже отрегулировано регулятором. Поэтому слишком резко увеличить объем не выйдет. Так, нажимая на педаль, водитель лишь желает дать больший объем горючего. И совсем не факт, что это приведет к увеличению оборотов. Это зависит напрямую от того, насколько изношен регулятор оборотов. Если он в нормальном состоянии, то машина тронется с серым дымом. Если износ большой, тогда плюнет дизель черный дым из выхлопной трубы большим клубом.

О недостатке воздуха

Также темные газы из трубы иногда могут быть вызваны недостатком воздуха. Но в этом случае выхлоп будет не черный, а, скорее, серый либо темно-серого цвета. Еще при этом наблюдается понижение мощности.

К этому может привести забитый фильтр подачи воздуха. Это отнюдь не редкий случай, и такое периодически случается с каждым. Уже не 10 и не 100 раз проверено на горьком опыте, что хватит лишь 15 минут в пробке перед КамАЗом, у которого идет черный дым из выхлопной трубы. Дизель горит, а новый фильтр того, кто стоит сзади, теперь можно выбросить на свалку. Но это бывает, если у КамАЗа неправильно отрегулирована топливная система, хотя у кого она отрегулированная.

Также недостаток воздуха можно наблюдать из-за неверной работы EGR и дроссельной заслонки, неверных зазоров в клапанах ГРМ. Также в числе причин могут быть неверно выставленные метки газораспределения, неисправности турбины.

Когда автомобиль оснащен турбиной, и вы наблюдаете черный дым из выхлопной трубы дизель-турбо, то стоит проверять наддув. Скорее всего, дело именно в нем. Также стоит поискать трещины на патрубках топливной или воздушной системы.

черный дым из выхлопной трубы дизель киа соренто

Один из автовладельцев заливал в машину очистку для топливной системы. Поездив немного, на высоких оборотах при езде в гору машина пыхнула черным дымом. Но немного попыхтев, дым пропал и с тех пор больше не появлялся. При этом все вышеописанные причины он проверил. Он считает, что помогла присадка. Больше машина не дымила. Так что, возможно, причиной дыма в этом случае может быть просто сажа из топливной системы, особенно если дизель укомплектован нейтрализатором. Иногда фильтр нужно время от времени очищать.

Еще одна причина черного дыма из выхлопной трубы дизеля

У одного из владельцев дизельного автомобиля мотор вдруг начал коптить. При вскрытии ничего внятного обнаружить не удалось. Но после чтения всевозможных форумов, общения с другими дизелевладельцами выяснилось, что проблема в зажигании.

После повторного вскрытия на блоке зажигания обнаружился регулировочный клапан. Ему посоветовали ударить по регулировочному болту. После этого машина перестала дымить. Оказалось, что это электромагнитный клапан угла зажигания.

При включении зажигания исправный датчик трещит. Что делать, если появился черный дым из выхлопной трубы (дизель)? При каком зажигании он бы ни появлялся, следует снять датчик. Если мотор перестал коптить, а машина работает ровно, тогда этот элемент пора менять.

Черный дым и холодный запуск

Изучение форумов показало, что многие жалуются на дым при холодном запуске дизельного мотора. Кое-кто говорит, что это ТНВД, но более опытные автолюбители заявляют, что это не так.

Приведем конкретный пример. У одного из владельцев этого авто при нажатии на педаль акселератора густой, черный дым. В движении машина очень неохотно набирает обороты.

Было проведено сканирование на возможные ошибки в электронной системе, однако ошибок нет. Анализ параметров работы также не дал нужного результата. Дефекта на первый взгляд попросту нет. Баланс форсунок находится в нормальном состоянии, каких-либо серьезных отклонений не замечено, турбина выдает нормальный уровень давления, но при этом черный дым из выхлопной трубы дизель "Киа Соренто" все еще выдавал. При измерении показаний подумали на ЕГР. Это клапан, который регулирует отработанные газы.

черный дым из выхлопной трубы и увеличенный расход дизель

Осмотрев его, обнаружили серьезные отложения сажи за дроссельной заслонкой. После снятия патрубка отработанных газов также обнаружились сажа и масло во впускном тракте. В итоге все было снято и очищено. Но при более подробном осмотре непосредственно клапана было обнаружено повреждение его седла. В итоге клапан заменили.

В итоге дыма нет, а машина едет заметно лучше.

Система Coommon Rail

Здесь также заметны проблемы такого же плана. Многие жалуются на черный дым из выхлопной трубы - дизель "Комон Рейл" при холодном запуске успешно обеспечивает такой результат. Автолюбители говорят, что это может быть связано с некачественным топливом либо с проблемными форсунками. Так, топливо не распыляется, а льется. Поэтому и черная копоть. А когда мотор прогреется, инжектора качают топливо в нормальном режиме.

В качестве заключения

Итак, мы выяснили, почему валит черный дым из выхлопной трубы. Дизель – вещь сложная, поэтому за такими автомобилями нужен постоянный уход.

Черный дым из выхлопной трубы может встречаться у всех типов двигателей — работающих на дизельном топливе, бензине, сжиженном газе. Если идет черный дым из выхлопной, то это означает что есть проблема с зажиганием или переобогащенная топливовоздушная смесь. Поэтому черный выхлоп, в первую очередь, сигнализатор большой токсичности газов, повышенного расхода топлива и наличие проблемы в топливной системе.

Черный дым из выхлопной

Причина черного дыма из выхлопной

Интересно, что вне зависимости от того, с каким типом двигателя приключилась подобная беда, общая причина в большинстве случаев одна, и заключается она в том, что в камеру сгорания подается слишком обогащенная топливовоздушная смесь. А вот почему, нужно рассматривать конкретный тип двигателя, так как бензиновый двигатель дымит черным дымом гораздо меньше чем дизельный.

В целом же, причинами появления черного дыма из выхлопной могут стать проблемы с системой зажигания, системой питания либо же системой впрыска топлива.

Что касается системы зажигания, то тут наиболее распространены два варианта — проблемы со свечами или с катушкой/катушками. Если свечи зажигания не дают искру необходимой мощности, то топливовоздушная смесь сгорает не полностью. Результатом этого является, в том числе, и черный нагар на электродах. А иногда свечи заливает топливом напрочь, запустить двигатель тогда трудно. В дизеле, стоят свечи накала, и если у них идет неправильный накал, то они становятся причиной повышенной дымности, ведь топливо тогда недосжигается.


В бензиновом двигателе следствием неполного сгорания топлива может стать катушка. Если она повреждена то возможны пропуски зажигания в отдельных цилиндрах.

В системе питания топливом проблемы в данном контексте могут быть связаны с топливным насосом и/или топливными форсунками. При частичном выходе их из строя возможен перелив топлива сверх нормы, в результате чего будет образовываться обогащенная топливовоздушная смесь.

Отдельно стоит остановиться на некачественном топливе. К сожалению, в наших реалиях многие автолюбители сталкиваются с тем, что на заправках реализуется топливо низкого качества. Касается это всех типов топлива — бензина, солярки, сжиженного газа. При значительном наличии в их составе несгораемых примесей будет нарушена нормальная работа двигателя, что может привести, в том числе, и к появлению черного дыма из выхлопной.

Черный дым из выхлопной трубы карбюратор


Часто, чтобы решить проблему, достаточно прочистить его с помощью карбклинера. Если простая чистка не помогла — необходимо купить ремонтный комплект карбюратора, в который обычно входит новый клапан и жиклеры. Соответственно, выполнить их замену. В конце нужно правильно настроить карбюратор, выставить уровень бензина в камере.

Дымит черным из выхлопной инжектор

Отвечая на вопрос почему идет черный дым из выхлопной трубы у инжекторного двигателя можно выделить три основные причины.

Проблемы с форсунками


В данном случае рекомендуется выполнить очистку форсунок инжектора. Данную процедуру рекомендуется выполнять с использованием специальный средств для чистки через каждые 60…70 тысяч километров пробега вне зависимости от того, каким бензином вы пользуетесь.

Неисправные датчики

Для диагностики датчиков можно использовать как сканер, так и обычный мультиметр. Когда черный дым возникает при запуске холодного двигателя, то в первую очередь стоит проверить датчик расхода/давления воздуха, температуры двигателя, дроссельной заслонки, а если на горячем моторе, то и кислородный датчик (лямбду).

Топливный насос

У автомобилей, оснащенных инжекторными двигателями, топливный насос находится непосредственно в топливном баке, и оттуда подает бензин под высоким давлением в топливную рампу. В редких случаях бывает, что насос выдает слишком высокое давление, то есть, выше необходимого, из-за чего происходит перелив в камере впрыска, и как следствие — черный дым из выхлопной при запуске и/или же при работе на холостых оборотах и в движении.

Диагностика топливного насоса — дело достаточно сложное, и его лучше доверить специалистам. В частности, с помощью специальных приборов проверяется выдаваемое им давление и производительность. Так как часто увеличенное давление выдает не только сам насос, а неисправный регулятор.

Черный дым из выхлопной дизель

Заметьте что выхлоп даже исправного дизельного двигателя имеет черно-синий оттенок, в отличие от бензина или сжиженного газа. Поэтому нужно различать нормальное количество выхлопных газов и их чрезмерное количество, тем более с учетом того, что газы имеют характерный черный цвет.

Для любого дизеля характерны 4 основные причины по которым из выхлопной трубы идет черный дым:

  • недостаток воздуха (как забитый воздушный фильтр так и повреждение впускного патрубка);
  • слабая компрессия;
  • подтекание форсунок (особенно заметно при резком нажатии на газ или при движении с нагрузкой);
  • нарушен угол момента впрыска (ранний угол влечет за собой повышенного сажеобразования).

Далее об этих и других причинах подробнее.

Сажевый фильтр


При частично забитом сажевом фильтре из выхлопной трубы идет черный дым при перегазовке или просто при работе в нормальном режиме. Выхода из данной ситуации два — замена сажевого фильтра или его чистка.

Насос высокого давления

В дизельных двигателях за подачу и дозирование топлива отвечает насос высокого давления (ТНВД). Соответственно, при увеличении его интенсивности работы он выдает большее, чем необходимо, количество солярки, из-за чего и возникает перелив, приводящий в том числе к выхлопным газам насыщенного черного цвета.

На дизельных двигателях старого типа (классических) достаточно проверить работу насоса — его производительность, выдаваемое давление. В современных дизельных моторах, в частности, оборудованных системой Common Rail, также имеет смысл проверить работу датчиков, от которых информация поступает на электронный блок управления двигателем. Получение от них некорректной информации может стать причиной в том числе черного дыма из выхлопной трубы при резком нажатии на педаль газа или же просто в нормальном режиме работы двигателя.

Угол опережения зажигания

Речь идет о том, что в обычных (классических) системах дизельных двигателей может быть неправильно выставлен угол зажигания, в том числе и вследствие растяжения цепи. Это может стать причиной появления черного дыма из выхлопной на холодную, на горячую и в других условиях.

Обратите внимание, что в современных дизельных системах Common Rail такой проблемы нет, поскольку угол опережения выставляется автоматически блоком управления двигателя. Если же в такой системе угол сбивается — необходимо проверить работоспособность непосредственно электронного блока управления, а также работу датчиков, влияющих на корректную работу двигателя.

Турбированные двигатели

У двигателей, оснащенных турбинами, есть свои нюансы. В частности, причиной появления черного дыма из выхлопной трубы может быть как раз турбина. При нормальных условиях работы давление должно быть выше стандартного атмосферного на 0,8…1 атмосферу. Если измеренное давление выше или ниже указанного, то и тот и другой случай может привести к возникновению черного дыма в выхлопных газах.

Впускной тракт


Достаточно распространенной причиной черного дыма из выхлопной трубы является сниженная пропускная способность впускного тракта. Чаще всего критическим элементом в данном случае является воздушный фильтр. Он может быть забить по банальным причинам — его давно меняли, не в соответствии с действующим регламентом.

Соответственно через него проходит меньше воздуха, чем это необходимо для нормальной работы, тогда как топлива, на прежнем уровне. А значит, необходимо проверить состояние воздушного фильтра и в случае, если он был забит — поменять его на новый.

Система EGR

Достаточно распространенной причиной, почему валит черный дым из выхлопной трубы, является неисправная система рециркуляции отработанных газов — EGR (Exhaust Gas Recirculation). Дело в том, что системами ЕГР, в основном, оснащаются двигатели европейских машин с умеренным климатом. А вот при значительных морозах дизельный мотор прогревается не так быстро из-за чего заслонки и сервоприводы компонентов EGR попросту забиваются сажей. Ведь обогащенная смесь подается дольше чем обычно.

Соответственно, в режиме нормальной работы много выхлопных газов возвращается обратно во впускной коллектор. Это естественным образом приводит к нехватке воздуха для двигателя, что в свою очередь, приводит к появлению черного дыма из выхлопной. Если система рециркуляции исправна, то при полной нагрузке на двигатель она полностью закрывается.

Последствия повышенного сажеобразования

Первый негативный момент, который вы заметите — снижение мощности двигателя при повышенном потреблении топлива, но если интересует вопрос какие последствия черного дыма из выхлопной трубы, и можно ли вообще ездить на машине с таким симптомом можно отметить 5 основных предостережений:

  • вред окружающей среде за счет повышенного CO2 в выхлопных газах;
  • нагрузка на катализатор (сажевый фильтр);
  • прогар поршней и клапанов (под ударом находится вся ЦПГ так как лишнее топливо попадает в масло, возникают задиры);
  • нарушение работы клапанов (подвисание из-за нагарообразования);
  • риск гидроудара так как топливо может буквально лится в цилиндр.

Если вынув масляный щуп вы унюхали отчетливый запах топлива и смазка заметно стала жиже — необходимо срочно искать причину иначе грозит быстрый износ цилиндро-поршневой группы.

А вы сталкивались с возникновением черного дыма из выхлопной трубы? Что вы думаете по этому поводу? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Нормальным появление полупрозрачного или беловатого пара остается тогда, когда на улице холодно. Если же речь идет о жарком летнем дне, то появление пара не может быть оправдано описанными факторами.

Что значит сизый дым из автомобиля

Система выведения отработанных газов предусмотрена в каждом автомобиле. Двигатель внутреннего сгорания выделяет продукты распада в атмосферу, поэтому, когда появляется белый дым из выхлопной трубы бензинового двигателя при нажатии газа, это вариант нормы. Другое дело, если выброс приобретает темную окраску или имеет выраженный токсичный запах.

Что такое черный дым из выхлопной трубы

По характеру выброса из глушителя опытный водитель может определить, все ли в порядке с автомобилем. Оттенок, частота выхлопа, его плотность – это критерии, которые помогают диагностировать проблему.

Едкий запах из выхлопной трубы

Едкий запах из выхлопной трубы

Глушитель, или выхлопная труба, представляет собой ключевой элемент системы выведения отработанных газов. Через устройство проходит пар, образовавшийся в результате переработки конденсата, а также дым черного цвета, который сигнализирует о неполадках.

Черный выброс появляется в результате:

  • заброса масла;
  • образования остатков несгоревшего топлива.

Любая из перечисленных причин является следствием износа некоторых элементов внутри двигателя.

Черный дым из выхлопной трубы при резком старте

Если вы резко стартуете с места, а глушитель выдает дымовую завесу стойкого черного оттенка, то вам следует провести диагностику систем обслуживания вашего авто.

Почему появляется

Причин для того, чтобы черный дым появился из выхлопной трубы машины, которая ездит на бензине, может быть несколько. При резком нажатии на педаль газа происходит стремительный выброс топлива.

Если форсунка изношена или в двигателе с большим пробегом есть зазоры, то становится очевидным невозможность полного сжигания топлива за время отведенного цикла. Это явление часто называют переобогащением топливно-воздушной смеси.

Другой причиной может быть попадание масла внутрь цилиндра или использование некачественного сырья для заправки двигателя.

Решить проблему помогает замена изношенных деталей. А также проверка моторного масла на вязкость, использование качественного бензина.

Причины появления дыма при нажатии на газ

Резкая перегазовка или старт с места помогает увидеть существующие проблемы. Оттенок дыма, идущего из выхлопной трубы, – это один из критериев внешней диагностики.

Белого

На самом деле, белый дым из выхлопной трубы бензинового двигателя при нажатии газа – это вариант нормы. Он появляется тогда, когда вы начинаете разогревать мотор при температуре воздуха от — 10°С и ниже. Но в этом случае выброс правильнее называть водным паром.

Когда машина стоит на улице, то некоторые части охлаждаются в соответствии с погодными условиями. При нажатии на педаль газа происходит выброс пара, так как внутри трубы образовался конденсат. Подтвердить это явление вам помогут капли, оставшиеся после старта на срезе трубы для выхлопа.

Черный дым из выхлопной трубы

Черный дым из выхлопной трубы

Нормальным появление полупрозрачного или беловатого пара остается тогда, когда на улице холодно. Если же речь идет о жарком летнем дне, то появление пара не может быть оправдано описанными факторами.

Сизого

Сизый или синий дым часто называют маслянистым. После разгазовки на срезе трубы могут оставаться жирные пятна. Это значит, что масло попало в зазоры двигателя, усело на цилиндре или поршнях. Явление характерно в двух случаях:

  • если у вас старый двигатель с большим пробегом;
  • или вы используете жидкое масло.

При диагностике вам следует учитывать причинно-следственные связи:

  • дым прекращает поступать из трубы после выравнивания двигателя – проблема с малосъемными колпачками;
  • сизый дым нарастает на холостых оборотах – изношен двигатель, требуется дорогостоящий ремонт.

Затраты на ремонт или замену деталей напрямую связаны с маркой машины. Чем дороже автомобиль, тем больше требуется вложений.

Серого

Если при резком старте выбрасывается кольцо серого дыма, то это сигнал о проблемах внутри системы подачи двигателя.

  • износ поршневых колец или колпачков;
  • повреждение или истирание направляющих клапанов.

Когда тонкий серый дымок трансформируется в густой белый дым, то проблемы связаны с неисправностями внутри двигателя или использованием некачественного масла для заливки.

  • Износ прокладки внутри головки блока цилиндров.
  • Проникновение масла через вакуумный модулятор.
  • Блок цилиндров дал трещину, или на каком-то участке образовался прогар.

Перечисленные факторы требуют тщательно осмотра и замены изношенных деталей на новые.

Появление дыма при перегазовке: причины и последствия

Глушитель играет роль отводящего канала для отработанных газов. Цвет дыма, характерный для выброса, может многое сказать владельцу о том, как работает двигатель. Это своеобразные сигналы, которые подает ваш автомобиль. Если своевременно реагировать на них, то можно избежать таких последствий, как дорогостоящий ремонт.

Основные причины появления цветного дыма из глушителя:

  • нарушения в системе подачи топлива;
  • в работе системы охлаждения;
  • износ деталей.

Обычно о неисправностях можно судить по проявлению сопутствующих симптомов:

Если пропустить сигналы и не реагировать на них своевременно, то двигатель будет быстрее изнашиваться. За короткие сроки он придет в такое состояние, которое потребует капитального ремонта.

Особенно опасно, когда топливно-воздушная смесь переобогащается. Результат такого явления всегда плачевен. Двигатель требует замены через короткие сроки.

Если при смене масла или переходе на качественный беопас вы не увидели изменений, то срочно покажите машину специалистам или самостоятельно займитесь проблемой.

Что делать если появляется дым с оттенком при резком нажатии на газ

Резкий старт с места вызывает облако выхлопного газа – это вариант нормального развития событий. Когда дымление не прекращается, постоянно сопровождает ваши поездки, как при минимальной, так и максимальной нагрузке, то речь идет о неполадках.

Особенно опасно игнорировать появление сизого или черного плотного задымления. Такие явления могут говорить об износе деталей: форсунок, поршней, цилиндров. Из-за этого масла или антифризы могут затекать через зазоры, создавая оптимальную среду для развития нагара.

Запах дыма из выхлопной

Запах дыма из выхлопной

Если дым имеет маслянистый характер, и вы думаете о наличии прогара, то попробуйте проверить версию с помощью простого средства. После запуска мотора дождитесь полного прогрева, и оцените состояние среза выхлопной трубы.

Если масло не успевает сгорать, то на металле остаются капли. Когда внутри происходит перегар, то на трубе появятся частицы сажи. С этими выводами можно обращаться в СТО или проводить самостоятельную внутреннюю диагностику.

Дым из выхлопной трубы при резком ускорении может быть одним из вариантов нормы или свидетельством неполадок. Это зависит от характеристик выброса: от оттенка облака до степени плотности и частоты появления.

Читайте также: