Если дтп произошло на газоне

Обновлено: 05.07.2024

Даже самые опытные водители не застрахованы от попадания в непростую и порой опасную ситуацию на дороге. Чаще всего дорожно-транспортные происшествия, происходят на дорогах, трассах или местах, отведенных для стоянок. Однако случаются и в таком месте как парковка. И если на дороге в большинстве случаев сразу понятно, что делать и какие могут быть последствия, то вот ДТП на парковке для правильного разрешения требует знания некоторых нюансов.

Является ли авария на парковке ДТП?

Под ДТП понимается дорожно-транспортное происшествие, в ходе которого происходит столкновение автомашины из с другим транспортным средством, а также совершается наезд на стационарный объект. Все специалисты в этой области, начиная с автоюристов, адвокатов, аварийных экспертов и заканчивая страховщиками, одинаково трактуют данную законодательную норму на практике. Выглядит трактовка следующим образом: отнести к категории ДТП можно любое столкновение от одного и более автомобиля, произошедшее как на территории автодороги, так и на прилегающей к ней автодорожной инфраструктуре, к которой и относится парковка.

Действия при аварии на прилегающей территории

Первым вопросом, который появляется у каждого, кто столкнулся с проблемой ДТП на парковке, естественно является, что делать. Существует некий определенный алгоритм поведения, который схож с другими при возникновении такой ситуации, но имеет несколько отличительных особенностей.

  1. В первую очередь, когда произошло столкновение на парковке, как впрочем, и в любом другом месте, необходимо сохранять спокойствие и не поддаваться паническому состоянию.
  2. В тех случаях, когда в происшествии участвуют транспортные средства и хотя бы одно из них совершает движение, нужно его немедленно прекратить, для того чтобы избежать ухудшения ситуации и предотвратить вовлечение в ДТП на парковке других транспортных средств или стационарных объектов.
  3. Далее производится установка знака, сообщающего об аварийной остановке, также включается световая сигнализация. Эти моменты важны не только для соблюдения всех дорожных правил, но и для того, чтобы предупредить других водителей о существующей опасности.
  4. В тех случаях, когда ДТП носит более тяжелый характер, и в его результате человеческому здоровью был нанесен вред, то до приезда скорой помощи и сотрудников ГИБДД, необходимо оказать первую медицинскую помощь пострадавшему, используя для этого сподручные средства и аптечку.

Кто виноват при ДТП на парковке?

Согласно существующим статистическим данным, приблизительно каждое пятое ДТП происходит именно в таком месте как парковка. При этом абсолютно неважно, расположена она на территории около дома, офиса или крупного торгового центра.

Определением виновника в ДТП на парковке занимаются сотрудники ГИБДД, вызов которых является желательным, если стороны происшествия не могут урегулировать конфликт по взаимному согласию, используя европротокол. Как правило, виновником является лицо, не соблюдающее или незнающее правил совершения маневрирования транспортным средством.

Виновник скрылся с места дорожно-транспортного происшествия

При ДТП на парковке многие люди поддаются панике и оставляют место происшествия. В первую очередь это связано с желанием уйти от ответственности, надеясь на то, что никаких доказательств участия не будет обнаружено или же они будут не достаточны для того, чтобы подтвердить вину.

Чаще всего такая ситуация бывает, когда ДТП происходит в результате свершения движения автотранспортным средством задним ходом. В таком случае задевается припаркованный вблизи автомобиль. Решая скрыться с места происшествия, человек способен создать дополнительные проблемы. А тот, кто пострадал от подобного рода действий, в будущем может рассчитывать на одну из самых суровых мер наказания виновной стороны, а именно – лишения нарушителя водительских прав (как следствие оставление места происшествия).

Лучшим вариантом при такой ситуации является дождаться владельца того транспортного средства, которое было повреждено. Вызов сотрудников ГИБДД обязателен в том случае, если виновник скрылся.

Оформление ДТП на парковке

Для того чтобы избежать проблем с правоохранительными органами и в плюс ко всему решить сложившуюся ситуацию в рамках действующего законодательства, необходимо правильно провести процедуру оформления ДТП на парковке.

  1. Для начала необходимо определиться, будет ли оформление дорожно-транспортного происшествия на парковке проводиться самостоятельно с помощью составления европротокола или же есть необходимость вызова экипажа ГИБДД.
  2. Когда принимается решение о втором варианте, нужно произвести видео или фотосъемку места аварии, затем убрать с него свои автотранспортные средства, чтобы не создавать помех другим водителям и не повышать риск нового ДТП.

Сотрудники экипажа ГИБДД также обязаны произвести ряд определенных действий, исполнение которых желательно проконтролировать. Это обязательное составление схемы места происшествия ДТП, произведение осмотра пострадавших транспортных средств и (или) стационарных объектов с целью выявления и классификации имеющихся повреждений.

В их компетенции находится и определение человека, виновного в ДТП, затем опрос свидетелей происшествия. При отсутствии очевидцев дорожно-транспортного происшествия на парковке – выемка и изучение видеозаписи, которая зафиксировала происходящее (в тех случаях, когда парковка оснащена необходимым оборудованием). По итогам всех перечисленных выше процедур составляется протокол.

Копия протокола передается всем сторонам, участвующим в аварии. Именно данный документ в будущем становится главным доказательством вины одной из сторон при судебном разбирательстве, а также при сборе и подаче документов в страховую компанию для получения причитающихся выплат за нанесенные повреждения автотранспортному средству.

Чтобы европротокол имел законную силу необходимо соблюсти несколько простых правил:

  1. Произвести фиксацию места ДТП на парковке при помощи фото или видеосъемки.
  2. При наличии возможности привлечь в процесс его составления свидетелей.
  3. При согласии обеих сторон составляется схема и включается в бланк извещения.
  4. Повреждения подлежат подробной описи.
  5. В извещении указывается виновная в случившемся сторона.
  6. Извещение подписывается обеими сторонами, только после его заверения подписями можно убрать автомобили с места происшествия.

Для того чтобы в будущем иметь возможность воспользоваться нормами, указанными в ОСАГО, которые в некоторых случаях действуют при ДТП на парковке, очень важно правильно составить схему. Она обязана содержать в себе следующие данные:

  1. Для начала изображается часть парковки, на которой расположено место ДТП. В тех случаях, когда рядом есть другие транспортные средства, их месторасположение необходимо отразить на схеме.
  2. Фиксации подлежит и точное расположение транспортных средств, участвующих в аварии.
  3. В европротоколе обязательно отражается направление, в котором автомобили совершали свое движение. Даже в том случае, когда только один из них двигался, это подлежит обязательной фиксации в схеме.
  4. Разметка парковочных мест и прочие знаки, находящиеся как непосредственно на месте дорожно-транспортного происшествия, так и на близко прилегающей к нему территории, должны отражаться в данном документе.
  5. Когда парковка, где произошло происшествие, расположена на территории какой-либо организации, то в схеме отражаются такие моменты как: название компании, наименование соседних улиц, близко расположенных предприятий и т. п.
  6. Дополнительное описание содержит в себе информацию о том, в какой части транспортного средства имеется повреждение.

Когда в качестве оформления ДТП на парковке отдается предпочтение именно в пользу европротокола, то об этом обязательно нужно уведомить страховую службу и подать заявление о возмещении причиненного ущерба. Здесь следует понимать, что в тех случаях, когда в аварии участвовало свыше 2-х машин, то страховая выплата по порядку прямого возмещения вреда не производится.

Является ли страховым случаем дорожно-транспортное происшествие на прилегающей территории?

После изменений 2016 года в Правилах страхования ОСАГО, ДТП на парковке относится к категории страховых случаев. Парковки попадают в такое определение как внутренние территории. Получить страховку при происшествии в подобном месте можно, если оно находится в одной из перечисленных ниже категорий:

  1. Паркинги, расположенные на цокольном этаже торгового центра.
  2. Места для парковки около многоквартирного дома.
  3. Парковки, находящиеся около государственного, муниципального или общественного здания.

Действует ли ОСАГО если ДТП произошло на парковке?

Отталкиваясь от того факта, что в законодательство были внесены изменения и добавлено такое понятие как внутренняя территория, вполне логичным становится то, что при определенных обстоятельствах ОСАГО действует при ДТП на парковке.

Для того чтобы получить страховые выплаты, гражданин должен быть готов к некоторым требованиям со стороны страховщиков, в числе которых можно выделить следующие:

  1. В обязательном порядке наличие страховки ответственности водителей по ОСАГО или КАСКО.
  2. В ДТП должны участвовать минимум 2 транспортных средства.
  3. Причиненный ущерб личному транспортному средству не является результатом неправильных действий его водителя.
  4. Сотрудниками ГИБДД был установлен виновник аварии.

Дорожно-транспортное происшествие при движении задним ходом

В подавляющем большинстве случаев ДТП на парковке – это результат несоблюдения правил движения автотранспортного средства задним ходом. Среди причин такой ситуации можно выделить следующие моменты.

Во-первых, во время движения задним ходом необходимо обращать внимание, не создает ли оно препятствия для других машин и не угрожает ли водителям. Во-вторых, были ли привлечены третьи лица (прохожие, другие водители, пассажиры и т.д.) для полноценной оценки ситуации в том случае, когда наблюдается плохая видимость. В-третьих, не было ли нарушено правило о запрете заднего хода на месте, выделенном в качестве пешеходного перехода на парковке и т. п.

В случае ДТП на парковке, виновником аварии признается водитель ехавший назад, так как он обязан убедиться в отсутствии создания помех другим автомобилям. Штраф виновнику дорожно-транспортного происшествия ехавшего задним ходом не предусмотрен.

Штраф за ДТП на парковке

Конечно, размер штрафа будет напрямую связан с характером и классификацией аварии. Но как уже отмечалось, большее количество аварий связано с несоблюдением правил движения задним ходом, то определяя размер штрафа необходимо учитывать, не были ли нарушены правила его свершения, описанные выше.

Согласно действующему законодательству, а именно ст. 12.14 КоАП, виновник аварии с нарушениями, описанными в третьем случае, несет административную ответственность в виде штрафа, назначенного за несоблюдение основных правил свершения маневрирования. В соответствии с этим, необходимо быть готовым, что в 90 % случаев (исходя из анализа статистики ДТП на парковке), когда авария – итог нарушения правил заднего хода, виновной признается та сторона, автотранспорт которой двигался назад.

Удар дверью на парковке ДТП

Поскольку только они выдадут заключение о том, что попадает конкретная ситуация в разряд ДТП или же регулируется другими действующими законодательными нормами. Но можно обойтись и собственными силами, если водитель уверен, что обладает всеми необходимыми знаниями и способен оценить произошедшее в соответствии с регулирующими подобные ситуации нормативными правовыми актами.

Особенности ДТП на парковке

Поскольку для каждого места ДТП существуют определенные отличительные черты, которые также можно отнести к категориям особенностей, так и к причинам появления, то вполне логичным становится факт того, что они есть и у происшествия на парковке. Среди них выделяют такие как:

  1. На первом месте стоит неумение человека, управляющего автотранспортным средством, совершать маневренные движения и осуществлять движения задним ходом. Чаще всего такая причина обнаруживается у водителей с небольшим стажем, как следствие неквалифицированной подготовки во время обучения, а также при отсутствии практического опыта.
  2. Плохо освещенные парковки создают такое препятствие как плохая видимость, которая в конечном итоге может привести к столкновению.
  3. Некачественное дорожное покрытие также нередко приводит к ДТП на парковке.
  4. Невнимательность водителя, вызванная различными причинами, в том числе и обычной усталостью, приводит к тому, что он не в полном объеме способен ощущать габариты управляемого им автотранспортного средства, что и приводит к столкновению. Особенно актуальной подобная проблема является для парковок на территории около дома и в супермаркетах в вечернее время суток.
  5. Немаловажным фактором становится и соблюдение всех правил при постройке парковки, а именно размера парковочного места, нанесение разметки и т. п., при нарушениях в этой области многие водители сталкиваются с проблемой ДТП.
  6. Оборудование автоматическим шлагбаумом или же терминалом оплаты также может стать причиной аварии, в особенности, если водитель не слишком хорошо или вообще не умеет пользоваться этими элементами.
  7. Помутнение сознания, вызванное алкогольным, наркотическим или другими видами опьянения, как и в любом другом месте, способно привести к тому, что произойдет ДТП на стоянке.

Подводя итог всего вышеизложенного, можно говорить о том, что вопреки расхожему мнению, ДТП, произошедшие на парковке, при наличии определенных обстоятельств попадают под действие страховки, что волнует практически всех водителей. Однако для того чтобы иметь возможность получить от своей страховой компании причитающиеся выплаты, необходимо соблюдать ряд определенных стандартных правил. Независимо от того, является ли человек потерпевшей или пострадавшей стороной, ни в коем случае нельзя покидать место аварии, чтобы в будущем не иметь проблем с законодательством и все также иметь возможность получить финансовое возмещение.

При разрешении дорожно-транспортного происшествия на парковке, нельзя не уделять должного внимания даже самым мелким деталям, так или иначе имеющим отношение к такой аварии, поскольку даже одна неточность может привести к абсолютно нежелательному результату, как для пострадавшей, так и для виновной стороны.

Верховный суд РФ рассмотрел по жалобе дело о дорожно-транспортном происшествии, в котором и пострадавших как бы нет, и прав водителя лишили.

А дело в том, что автолюбитель выехал на обочину и переехал сумку, в которой находились электронный планшет, продукты и напитки. И "таблетка", и продукты, и бутылки были раздавлены. Сам хозяин сумки не пострадал. Но по факту произошло ДТП и водитель не имел права уезжать с места происшествия, не дождавшись представителей Госавтоинспекции.

Водитель после инцидента уехал, а суды решили, что таким образом он покинул место ДТП, и лишили его за это водительских прав.

Автовладелец из Магнитогорска оспаривал в Верховном суде РФ решения трех инстанций - мирового участка N 3, Орджоникидзевского районного суда и Челябинского областного суда. Все три суда признали его виновным по части 2 статьи 12.27 КоАП РФ - "оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся".

Именно за совершение административного правонарушения мировой суд в первой инстанции лишил автовладельца права управлять транспортным средством в течение года, а еще две вышестоящие инстанции поддержали это решение, оставив его в силе.

В жалобе лишенный прав пояснил Верховному суду, что якобы не может и не должен быть наказан за покинутое место ДТП, поскольку, по его мнению, никакого дорожно-транспортного происшествия не было: он лишь случайно наехал на сумку, которая находилась на газоне.

"Произошедшее событие не может быть признано дорожно-транспортным происшествием, поскольку произошло на газоне, который не является дорогой и к таковой не приравнивается", - указал водитель в жалобе.

Однако в Верховном суде РФ его доводы не поддержали. Потому что происшествие произошло в ходе движения автомобиля, и в результате был нанесен ущерб. Такой инцидент считается ДТП, независимо от места, на котором он произошел. Так указал Верховный суд в своем решении.

Суд пояснил, что мнение о неправильном причислении к ДТП инцидентов, которые произошли вне проезжей части, например на газоне, является ошибочным и основано на неверном толковании норм закона.

Пункт 1.2 Правил дорожного движения (в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения") признает дорожно-транспортным происшествием событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Таким образом, произошедшее трактуется как ДТП, а пункт 2.5 Правил дорожного движения РФ обязывает водителя немедленно остановить машину, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Между тем заявитель данный алгоритм действия проигнорировал и уехал. Тем самым своими действиями он совершил административное правонарушение, за что и подвергся наказанию.

"Описанное событие отвечает признакам ДТП, указанным в статье 2 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и пункте 1.2 Правил дорожного движения. При этом такое событие признается дорожно-транспортным происшествием в случае, когда оно произошло как на дороге, так и в пределах прилегающей территории", - сказано в решении Верховного суда РФ.

Является ли дорожно-транспортным происшествием (ДТП) случаи, когда автомобиль, двигаясь вне проезжей части дороги, причинил материальный ущерб, повредив ценности или предметы?

Автомобилей много. На них ездят не только по дорогам, но и по бездорожным местам. При движении автомобиля по бездорожью случайно можно повредить не только крупные объекты (ограды, столбы, автомобили), но лежащие на земле предметы, которые могут иметь материальную ценность (планшеты, ноутбуки, сумки с вещами, коляски, продукты и т.д.).

Является ли дорожно-транспортным происшествием (ДТП) случаи, когда автомобиль, двигаясь вне проезжей части дороги, причинил материальный ущерб, повредив ценности или предметы?

Если это является ДТП, то водитель транспортного средства после такого происшествия в соответствии с п.2.5 ПДД РФ обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 ПДД, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию; вызвать полицию и ожидать прибытия сотрудников полиции. В ином случае водителя, покинувшего место ДТП, могут привлечь к административной ответственности по ч.2 ст.12.27 КоАП РФ и лишить права управления транспортными средствами на срок от 1 года до 1,5 лет либо арестовать на срок до 15 суток.

В судебной практике апеллируют понятием ДТП в более широком смысле. В правоприменении Правила дорожного движения действуют не только на дороге, но распространяются и на прилегающую к дороге территорию. Согласно п.1.2 ПДД "Прилегающая территория" – это территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). С учётом данных положений, в правоприменении к ДТП относится не только произошедшее на дороге, но и наезд автомобиля, случившийся в пределах прилегающей к дороге территории (вне проезжей части).

Как видите, главный судебный принцип определения ДТП- инцидент произошёл в ходе движения автомобиля. При этом не стоит забывать правило ч.3 ст.17 УК РФ, которое всегда действует в судебной практике: если преступление предусмотрено общей и специальной нормами, совокупность преступлений отсутствует и уголовная ответственность наступает по специальной норме.

Насколько может быть большой территория, непосредственно прилегающая к дороге? На каком удалении может находиться крайняя граница прилегающей к дороге территория?

Таким образом, если происшествие связано с движением автомобиля, то это считается дорожно-транспортным происшествием. Если вы на автомобиле наехали на предметы, находившиеся на газоне, на лесной заброшенной дороге, на территории завода, газоне, тротуаре, и причинили тем самым ущерб, то знайте, вы совершили ДТП, и, если покинете это место, то вас могут привлечь к административной ответственности по ч.2 ст.12.27 КоАП РФ и лишить водительских прав.


Даже самые законопослушные автомобилисты могут заблуждаться и решить, что ничего не нарушат, если позволят себе небольшие допущения. Некоторые нарушения водители совершают, просто не заметив неожиданных, на их взгляд, знаков. Но даже если ездить строго по правилам, все равно можно получить штраф из-за ошибок камер или активности дорожных служб. Разбираем свежие неоднозначные случаи, с которыми столкнулись автовладельцы.

Автомобилист поинтересовался, есть ли у него шансы не платить штраф в 5 000 рублей. Однако если машина только частично оказалась на участке земли, которая включена в реестр зеленых насаждений, автовладельцу придется заплатить штраф. В случае с юрлицами штраф составит 300 тыс. рублей.

Иногда водители считают, что, если на покрытии нет травы, его нельзя считать газоном.

Суды при вынесении решений также будут отталкиваться от данных из реестра. При этом не исключено, что трава на участке исчезла как раз после нескольких неудачных парковок.




Некоторые пользователи сервисов каршеринга, отправляясь в поездку с близкими, решают, что раз они едут вместе, то не обязательно при передаче управления менять аккаунты. Логика такова: раз непосредственный арендатор в машине, то правила никто не нарушает. Однако это не так, и передавшего управление пользователя будет ждать штраф в зависимости от прописанных в договоре условий и последствий таких действий. К примеру, если ДТП не произошло, то можно отделаться штрафом. В случае аварии ущерб придется за свой счет, так как страховая компания платить откажется.


Пока в большинстве случаев перестроение в тоннелях в России запрещено разметкой. За пересечение ординарной сплошной линии водителей оштрафуют на 500 рублей. Контролируют выезд из тоннелей дорожные камеры: если автомобилист приедет из тоннеля по другой полосе при условии запрещающей разметки, придет штраф.

Иногда водители вынуждены совершать перестроения. Например, приходится уступать проезд спецтранспорту или объезжать препятствие — ДТП или заглохшего попутчика. Камера и составляющий постановление специалист не имеют возможности видеть, что происходило в тоннеле и водителю может прилететь штраф.

Ситуация может измениться совсем скоро — так, в новых тоннелях в России стали все чаще рисовать прерывистую разметку, а в Москве до конца лета планируют сделать это 23 из более чем 40 объектов.



Еще одна возможность получить ошибочный штраф в Москве — остановка для высадки пассажира и последующая посадка через несколько часов. Так, при быстром десантировании пассажира из машины на платной парковке штраф в 5 000 рублей не придет. Однако водитель получил постановление после того, как спустя два часа забрал пассажира в том же месте, где его высадил. Камера считала номер машины, определила, что автомобиль находится в том же районе и составила фотоматериал. Выход в таком случае только один — писать жалобу с просьбой штраф отменить.

Читайте также: