Если разбиты втулки стартера

Обновлено: 05.07.2024

Износ втулок стартера — это довольно распространённая проблема у автомобилей, которые эксплуатируются длительное время и нуждаются в техническом обслуживании. Несмотря на то, что на этапе производства в эти детали закладывается значительный ресурс, со временем они всё же подвергаются критическому износу и становятся неспособными выполнять свою функцию. То есть металлокерамические и бронзовые втулки, по сути, представляют собой расходный материал, срок службы которого зависит от качества изготовления и интенсивности эксплуатации. Поэтому владельцу машины рано или поздно приходится обращаться в автосервис для замены либо решать вопрос самостоятельно. Но для этого необходимо знать, как поменять втулки на стартере, не повредив при этом сами заменяемые детали и их посадочные места.

Как определить, что проблема при нарушении работы механизма запуска двигателя кроется именно в непригодных к дальнейшему использованию втулках? Прежде всего, если они изношены или полностью разрушены, появляется чрезмерное осевое биение ротора. Это, в свою очередь, является причиной утраты контакта и отсутствия массы на роторной обмотке. В результате стартер попросту может перестать работать, а если через раз двигатель и удаётся запустить, то в процессе отчётливо слышны посторонние шумы.

Старая и новая втулки стартера

Втулки изнашиваются, потому для нормальной работы стартера потребуется их замена

Как проводится замена втулок стартера ВАЗ-2109

Втягивающее реле стартера ВАЗ-2109

Отсоедините провода в задней части реле

Замена задней втулки стартера

Если в результате внешнего осмотра было выявлено, что одна или обе втулки изношены, их необходимо извлечь из посадочных мест и установить работоспособные аналоги. Даже в тех случаях, когда к дальнейшей эксплуатации оказывается непригодной только одна деталь, обычно меняют и переднюю, и заднюю. Сначала рассмотрим, как правильно должна выполняться замена втулки, расположенной в задней крышке стартера ВАЗ-2109.

Технология демонтажа мало чем отличается от того, как выполняется замена задней втулки стартера на всех классических моделях производства ВАЗ. Другими словами, нужно просто снять заднюю крышку и выбить старую деталь и её остатки. После этого производится запрессовка новой втулки, на чём работа и завершается. Правда, очень часто устанавливаемый образец входит в посадочное гнездо слишком туго. В этом случае его внешний диаметр следует немного уменьшить — заталкивать с большим усилием нельзя, поскольку крышка может лопнуть. Поэтому просто обработайте деталь наждачной бумагой. В процессе установки не рекомендуется использовать смазочные материалы, в противном случае втулка может проворачиваться и разбивать посадочное место.

Замена передней втулки стартера

На переднюю втулку стартера приходится более значительная часть нагрузки при пуске двигателя, в связи с чем она изнашивается гораздо быстрее. Если стартер на вашем автомобиле отказал по той же причине и вы интересуетесь, как заменить втулку стартера ВАЗ-2109, расположенную в его передней части, просто возьмите на вооружение приведённую ниже информацию.

Вкрутить метчик во втулку

Вкрутив инструмент до упора, попробуйте вытянуть его вместе с втулкой

Метчик необходимо вставить в отверстие втулки и закручивать его до тех пор, пока он не упрётся в картер. Далее, попробуйте подёргать за ручку. Если усилием рук изделие не удаётся вынуть, в таком случае ударами молотка по обойме вы точно сможете её выбить из гнезда. Перед тем как заменить переднюю втулку на стартере, тщательно очистите посадочное место от загрязнений.

Не спешите устанавливать деталь на своё место, не убедившись, что она подходит по размеру. Довольно часто после запрессовки бронзовая втулка ужимается, уменьшается её внутренний диаметр и вал стартера не заходит в отверстие. После установки никаким образом увеличить диаметр не удастся, поэтому подгонку следует выполнить заранее при помощи специального инструмента — развёртки.

Ни в одном прилагающемся к автомобилю руководстве по эксплуатации и ремонту не указывается, как правильно развернуть втулки стартера, из-за чего многие автолюбители часто оказываются в затруднительной ситуации. В действительности это очень простая операция, которая выполняется легко при наличии тисков и подходящей развёртки. Сначала нужно надеть деталь на вал стартера и, если окажется, что деталь заходит туго, её нужно зажать в тиски и увеличить внутренний диаметр при помощи указанного выше инструмента. Разворачивать изделие нужно постепенно, чтобы не перестараться. Регулярно проверяйте диаметр, надевая её на вал стартера. Если в итоге втулка заходит свободно и без лишнего биения, она может быть установлена в посадочное место в картере сцепления. Установка стартера на автомобиль производится в порядке, обратном снятию.

Набор разверток втулок стартера

Удобнее будет, если зажать втулку в тисках

ВАЖНО. Используя тиски, следите за тем, чтобы губки давили на втулку с минимальным усилием, иначе она может деформироваться или разрушиться.

Замена втулки стартера на автомобиле Ока

Несмотря на то что конструкция стартера на Оке реализована по принципу, сходному с ВАЗ-2109 (передняя втулка также расположена в картере сцепления), исполнение механизма пуска двигателя оказалось крайне неудачным, впрочем, как и большинство других узлов этой машины. Основная причина тому — стремление конструкторов максимально удешевить производственный процесс. Именно по этой причине втулки изготавливаются по технологии, взятой из порошковой металлургии, а в качестве исходного материала используется сочетание графитной крошки и бронзы. Из-за этого эти детали имеют очень незначительный запас прочности, что негативно сказывается на их ресурсе.

Для тех автолюбителей, которые интересуются, как заменить втулку стартера на Оке, необходимо знать ещё об одном недостатке двигателя этого автомобиля. Речь идёт о посадочном гнезде в самом картере сцепления, которое в процессе длительной эксплуатации разбивается, причём неравномерно. Поэтому если для замены вы купите изделие стандартного размера (внешний диаметр 13,03 мм), то, скорее всего, оно будет заходить на место слишком свободно и даже начнёт болтаться. Этого допускать не стоит, так как деталь очень скоро придёт в негодность. Зная эту особенность, специалисты рекомендуют использовать втулку ремонтного размера (внешний диаметр 14 мм), но зачастую оказывается, что её диаметр не соответствует размеру и даже форме посадочного места.

В случае когда выработка гнезда относительно одинаковая по всей окружности, проблема решается обычной подгонкой внешнего диаметра втулки при помощи наждачной бумаги. Если же при замене вы обнаружили, что посадочное место разбито неравномерно (к примеру, в виде эллипса), в этом случае его придётся выравнивать. При этом специалисты не рекомендуют пытаться развернуть гнездо передней втулки самостоятельно при помощи ручного инструмента, так как в этом случае не удастся сохранить соосность с валом стартера, что чревато проблемами в его работе. Если вы оказались в такой ситуации, лучше обратитесь к специалистам, которые с использованием специального оснащения развернут отверстие в нужном направлении. Кстати, многие автосервисы занимаются изготовлением втулок стартера ремонтного размера из бронзы.

Бронзовые втулки стартера

Изготовить деталь нужного диаметра можно на специализированных СТО

ну что сказать.. рассказ прикольный, выводы тоже. подытожу. НЛ, но руки у тебя кривые.

Подбираешь метчик так, чтобы его можно было вкрутить и не испортить старую втулку. Вкручиваешь его, он упирается в стенку картера и втулка выходит. Берёшь его (метчик вместе с втулкой) и идёшь домой. Дома в тепле. попивая чаёк. :) У тебя в руках старая втулка, новая, стартер, штангель. Можешь сходить к токарю, можешь сделать сам крупной и потом мелкой шкуркой. Если стартер новый - нужна развёртка и всё становится просто, если старый - наверняка ось уже с износом. Точишь внутренню поверхность новой втулки. если стартер старый - ремонтная втулка будет болтаться! Можно осадить втулку забив хоть заднюю крышку твоего же стартера.. Внутренний диаметр сядет. Возможно даже точить не прийдётся. В любом случае ось должна входить во втулку свободно, но с допустимым люфтом.. Далее точишь внешнюю поверхность втулки. Замеряешь диаметр того что наточил и того что вынул из КПП. Если есть токарь - делается за минуты, если сам, то несколько часов. Подбери правильную шкурку - получится значительно быстрей.
Я так заменил втулку кпп на стоянке в мороз -18 градусов. Провёл я у авто 20минут до изготовления втулки и 20 минут после. новая втулка зашла в картер от 2х лёгких(. ) ударов молоточком (через оправку). Ось вошла легко. Хочу заметить, что "попал" в размеры с первого раза без проб. Почему всё произошло легко? Прально по тому, что замеры были правильными.. Если внешний диаметр будет больше отверстия картера КПП - вбивая втулку она "сядет" т.е. внутренний диаметр уменьшится. Кстати говоря вынуть втулку собственного изготовления будет потом очень легко даже без метчика. Размеры-то правильные - вбивать не приходилось. И ещё добавлю.То что ты там наделал (кривое, косое, обточеное элипсом(!!)) проходит максимум год или 20тык. Успехов.

ну не совсем уж кривые > Подбираешь метчик так, чтобы его можно было вкрутить и не испортить старую втулку. Вкручиваешь его, он упирается в стенку картера и втулка выходит.
Логично, я б так и сделал. Но нет у меня метчика на 14 :-((( Максимум - 10. Как-то надобности не возникало. А покупать метчик ради одной операции не захотел. К тому же нужен держатель метчика под большой размер (у меня опять же на 10 еле лезет) и с длинным "клювом", иначе в полости картера сцепления его крутить не получится. Можно было бы как в заруле приварить к метчику шпильку, надеть груз и получим "обратный молоток" - и опять же это на один раз. И в общем-то извлечь старую втулку удалось легко (снизу), можно было бы и сверху, если бы я сразу взял нормальное шило или бородок. Из-под капота это сделать в принципе можно, просто неудобно и зеркальце неплохо б туда пристроить.

> У тебя в руках старая втулка, новая, стартер, штангель.
Штангель я хотел взять, да второпях дома забыл.

> Можешь сходить к токарю, можешь сделать сам крупной и потом мелкой шкуркой.
Ага, снял старую втулку, бросил машину и побежал токаря искать.
Оставить машину в гараже не получится - гараж тестевский, завален всяким хламом и машина входит наполовину (яма у входа). Вообще операция предполагалась недолгая - всего-то втулку заменить. Я почему-то думал что втулки идут в размер с небольшим натягом, а не +0,5 мм на сторону.
А шкуркой я сам и делал - внутри. А снаружи - обтачивал напильником круговыми движениями, не снимая втулку с якоря и периодически вращая эту втулку.

> Если стартер новый - нужна развёртка и всё становится просто, если старый - наверняка ось уже с износом. Точишь внутренню поверхность новой втулки.
Внутреннюю поверхность я шкуркой и сделал - крутилась с небольшим усилием на новом и болталась на старом стартере. Предполагалось что после запрессовки внутренний диаметр чуть уменьшится и я его этим же болтиком со шкуркой доведу.

> Можно осадить втулку забив хоть заднюю крышку твоего же стартера.. Внутренний диаметр сядет. Возможно даже точить не прийдётся. В любом случае ось должна входить во втулку свободно, но с допустимым люфтом.. Далее точишь внешнюю поверхность втулки. Замеряешь диаметр того что наточил и того что вынул из КПП. Если есть токарь - делается за минуты, если сам, то несколько часов. Подбери правильную шкурку - получится значительно быстрей.
Так вот я понять и не могу - я купил новую "переднюю втулку стартера на ВАЗ 2109". Хорошо, внутренний диаметр втулки чуть занижен для того чтобы старый поношеный якорь в новой втулке не люфтил. Т.е. для нового стартера и новой втулки надо втулку чуть проточить (у меня ушло минут 15). Но! Внутренний диаметр гнезда под эту втулку в картере сцепления производителю втулок д.б. известен. Он не должен меняться в зависимости от пробега машины. Почему диаметр новой втулки больше отверстия больше на миллиметр? Почему я должен несколько часов шкуркой доводить готовую запчасть до ума, или искать токаря? Странно что например новую помпу пока еще не надо к токарю на проточку носить.

> Я так заменил втулку кпп на стоянке в мороз -18 градусов. Провёл я у авто 20минут до изготовления втулки и 20 минут после. новая втулка зашла в картер от 2х лёгких(. ) ударов молоточком (через оправку).
Натяг в соединении получается минимальный. А ее там не провернет?

> Ось вошла легко. Хочу заметить, что "попал" в размеры с первого раза без проб. Почему всё произошло легко? Прально по тому, что замеры были правильными..
Так-то оно так. Но я старую втулку немного попортил (выломал сектор где-то в четверть), а замерить диаметр гнезда под втулку все равно бы не смог - усики нутромера у штангеля слишком короткие - не подлезть. Повторюсь, я предполагал что диаметр новой втулки имеет разумный натяг по отношению к отверстию в картере.

> Если внешний диаметр будет больше отверстия картера КПП - вбивая втулку она "сядет" т.е. внутренний диаметр уменьшится.
Он и должен быть больше. Если будет меньше, то втулка будет крутиться в картере, а не якорь во втулке.

> И ещё добавлю.То что ты там наделал (кривое, косое, обточеное элипсом(!!)) проходит максимум год или 20тык. Успехов.
Ну уж не такое и косое. Не идеально конечно, но я старался ;-) Внутреннее отверстие втулки - круглое, т.к. растачивал я его болтиком с намотанной шкуркой, вращая втулку на этом болте - тут трудно эллипс сделать. Обтачивал внешний диаметр - как я уже написал, не снимая втулку с якоря и положив стартер перед собой. Старался не косячить, покручивал втулку на якоре и следил за совпадением со следами гнезда на втулке. То что втулка получилась чуть на конус (по продольной оси конечно) влиять не должно никак, т.к. просто натяг в более широкой ее части будет больше - здесь главное чтобы ось отверстия втулки совпала с осью самой втулки :-)
А сколько проходит - посмотрим. Теперь-то я знаю как надо делать _правильно_ ;-)

Я мож чего не понял - если куплен НОВЫЙ стартер - то зачем менять втулки. или это было желание отремонтировать старый.
Сам просто менял себе стартер на матрехе недавно примерно по той же причине (кстати пробег тоже 100 тык) - в чем проблемы со втулками на новом стартере? 2 гайки отвинтил - выкинул старый стартер, прикрутил новый - вот оно счастье!
А тебе, видимо, продал втулку универсальну не под размер, с которой еще токарь должен был пообщаться.

счастливый человек у тебя матреха и стартер другой. у него крайняя втулка яаляется частью самого стартера. кстати, как и на классике.

а вот на зубиле эта втулка находится внутри кпп.

вот и приходится заниматься такими неприятными действиями.

зы. автору атчота - зачот =)))

сорри, тогда - не вкурил сразу. оказывается и до такого можно додуматься у нас. Тогда понятно, почему цена так сильно на наши стартеры отличается. На матреху в 100 вечнозеленых получился в Киеве.

В моей машине сдохли втулки стартера - заводилась со страшным скрежетом. Сначала я просто разобрал стартер и смазал - попустило. но всё равно, заводится не как следует.
В результате, я купил втулки. И теперь главный вопрос - могу ли я их сам поменять? Это очень сложная процедура? (машина - старый VW)
Спасибо!

втулки стартера

Ghost
У тебя обе втулки полетели или нет? И ты обращался в мастерскую, втулки ли это вообще барахлят?

втулки стартера

Ghost
Втулки менять самостоятельно сложная операция , и требует специального инструмента и приспособлений ! Запресовать втулки правельно , развернуть спец развёрткой до необходимого размера .
Конечно это не дорогая операция и поэтому лучше обратится к специалисту . Если дело всётаки в них .

втулки стартера

втулки стартера

Frejer Stolz
В корпусе кпп, точнее в кожухе маховика!
Та что в стартере - понятно, а та что в кожухе маховика - посложнее. Вынуть можно при помощи метчика (которым резьбу нарезают) закрутить и потом выбить. Но при замене обоих втулок их просто необходимо развернуть после запресовки специальными развёртками по размер, забивать вал во втулку нельзя ни в коем случае.

втулки стартера

Извеняюсь за поздний "совет". Втулки поменять как два пальца . Если дырка сквозная втулку выбить не проблема. Если дырка глухая - вворачивай метчик до упора и крути дальше. Втулка или вылезет или провернется и вылезет. Еслиновая втулка входит в отверстие с усилием - это гуд, если влетает со свистом - втулка не годтся, если не входит - нужен токарь. Если втулка надевается на вал легко - это гуд, если вал не влезает - втулку надо "развернуть" разверткой. Если посадка тугая можно скрутить наждачку трубочкой и разбабахать втулку (не увлекаться). После запресовки втулка "ужимается".
Микроны ловить смысла нет Через 10 заводок все встанет на места. Бывает с новыми втулками стартер на холостом ходу через 10 сек клинит во втулках. Туговата посадочка вышла! Это проходит.
Многие посчитают меня "черным слесарем". Втулки стоят 20 руб и если не получится можно еще попробовать! Главное чтобы посадочные места были не разбиты!

втулки стартера

[q] Втулки поменять как два пальца . После запрессовки втулка "ужимается".
Микроны ловить смысла нет Через 10 заводок все встанет на места. Бывает с новыми втулками стартер на холостом ходу через 10 сек клинит во втулках. Туговата посадочка вышла! Это проходит. [/q]
На собственном примере убедился, что микроны ловить, очень даже есть смысл.
Кратко история – подъехал к знакомому мастеру проверить компрессию, после применения присадки Хадо. Стартер заводил машину без претензий, но когда все свечи были выкручены, стало явно заметно, что стартер при раскрутке до 300 оборотов вибрирует и снижает мощность, затем снова набирает обороты и т.д. Тут же было решено поменять втулку, предполагалось, что одна втулка имеет износ. Разобрав, удивились, обе втулки изношены, одна до придела *и еще и коллектор просился на шлифовку. Напомню, в штатном режиме к стартеру претензий не было!
Как все происходило. Дело в том, что мастер очень правильный, даже чересчур.
1)Втулки были отцентрованы (ой как это было не просто, форму цилиндра они не имели, хотя на глаз форма цилиндра) проточены с наружи с нужным допуском на посадку.
2)Втулки были проточены внутри с нужным допуском. После чего оба цилиндра, наружный и внутренний стали соосны.
3)Запрессовка.
4)Проточен коллектор, отполирован.
5)К коллектору предварительно подогнаны щетки.
6)Сборка стартера без затяжки.
7)Кратковременное включение стартера.
8)Затяжка стартера.
9)Установка на авто.
При пуске двигателя у меня был легкий шок.
Такого в жизни не слышал, старт двигателя сопровождался звуком как при раскрутке турбины. В дальнейшем при пусках *двигателя, случайные люди стоячие рядом отскакивали от неожиданного звука. Я даже боялся, не приведет ли к поломке такой резкий старт. Возможно, что столь резвой работе стартера так же способствовал аккумулятор Delco.
У американских аккумуляторов стартерный ток раза в три больше наших (750А при –18).
Но все же руками собранный стартер, это зверь.

втулки стартера

янки эти другой системой мерят. у них SAE, а в Европе DIN:
450 по шкале SAE - около 250 А по шкале DIN.

втулки стартера

втулки стартера

cranking amps они измеряют по стандарту SAE поэтому и цифры другие. ты хочешь ТОЛЬКО СПОРИТЬ? мне так кажется. кое-кто ПРОСТО УМНЕЕ ТЕБЯ!

втулки стартера

Если кто-то умнее, только буду рад.
Да я и не спорю, просто излагаю факты.
То, что ток пусковой на много больше проверено практически, и не на одной машине, в том числе и на грузовых.
Кроме того, есть тестер нагрузочный, им проверяем по амперметру (до 1000А) без всяких SAE.

втулки стартера

при проверке пускового тока ты соблюдаешь какую-то методику хочешь ты или нет. также ты не можешь игнорировать ЗАКОНЫ ФИЗИКИ.
при какой температуре ты проводишь измерения по определения тех cold cranking amps? for DIN at -18 degrees by Celsius? how about Fahrenheit?

Добавленно 10:35 - 29 Дек., 2003.

у меня европейская батарейка на машине. там написано 45 Аh, 510 A. по шкале AFNOR/EN.
на другой машине 55 Ah, 480 A (SAE).
на ВАЗ-2108 стоял 55 Ah, 255 A (DIN).
крутят ВСЕ. ПРИ МИНУС 25 градусах. в прошлую зиму у нас такой мороз был.
.

втулки стартера

Самое интересное, что для наших батарей даются данные только для Cranking Amps, и не сообщают о Cold Cranking Amps, а именно этот параметр самый важный. Видимо, нечем хвастаться.
Теперь относительно тестирования батарей.
Судить о батарее по тому как заводится машина не корректно.
Очень многое зависит от технического состояния, и при нормальном состоянии автомобиля хватит 5 секунд работы стартера (по тесту 30).
Мы тестируем батареи специальным тестером по 30 секунд под нагрузкой.

Фотоотчет Втулки коробки передач и безвтулочные стартеры

Вот очередной пример, чем чревато забивание на явные симтомы каких-либо неисправностей. В данном случае речь пойдёт о стартёре.
Одной из причин медленного прокручивания коленчатого вала во время запуска двигателя, неприятных звуков, проскакивания бендикса может послужить износ опорной втулки, запрессовываемой в картер сцепления. Процедура по её замене не очень сложна. Однако стоит запустить — втулка сама вывалится, и вал стартёра начнёт разбивать посадочное место, делая из ровного отверстия траншеи времён Первой Мировой.



Для информации: Цена новой втулки — 10 рублей (перед заменой ее желательно положить на сутки в моторное масло). Для ее замены достаточно просто снять стартер. По состоянию на 2003 год безвтулочный стартер в Питере можно приобрести за 160 долларов.

Если разбита втулка в коробке для стартера

благо заводился с ручки на полоборота.
Но пришло время, доколе так мучиться то.
И решил разобраться.
Разбивало потому, что зубья на маховике приказали долго жить.
Поменял венец маховика-все равно скрежещет,но уже не разбивает.
менял бронзовые втулки там всё-такое,но всё равно.

А потом поменял колокол и стартер на новый маленький и скрежет пропал. Работает всё на ура, как новенький.
ничего там не регулировал.

Ежели так
Однозначно покупай новый
Стартер 1200
Колокол 1200(ну в твоем случае может колокол не понадобится)
и венец вроде не дорого около 300

А так скока времени и нервов и денег побережешь
Учись на ошибках других!

Не пойму, издевается человек или нет? А может на Украине это как-нибудь по другому называется. Ну будем считать, что нет:

Подозрения на износ посадочного места под стартер, или не тот размер шестерни бендикса. А вообще фиг ее знает.

Подозрения на износ посадочного места под стартер, или не тот размер шестерни бендикса. А вообще фиг ее знает.
Еще вариант — колокол от блока открутился. Это тоже явление регулярное — ну кто придумал блок к колоколу болтами крепить?! Там как ни затягивай/подтягивай — все равно слабнет. Металл мягкий, его продавливает постепенно, отворачивается, а потом и резьбу начинает съедать.

Имхо там надо везде шпильки ставить (и на уголки-усилители внизу тоже), а под гайки точить широкие толстые и твердые шайбы.

Замена втулок стартера своими руками

Устройство стартера

Как же выполняется замена втулок стартера? Прежде чем приступать к сути вопроса необходимо хотя бы в общих чертах познакомиться с устройством агрегата. Автомобильный стартер по своей сути является миниатюрным четырехполосным электродвигателем, обеспечивающим начало вращения коленчатого вала. Он обеспечивает такую начальную частоту вращения, которая необходима для того, чтобы завелся двигатель внутреннего сгорания. Стартер является электрическим двигателем постоянного тока, берущим энергию от аккумуляторной батареи. Получая электрическое напряжение от аккумулятора, он увеличивает мощность посредством четырех щеток, являющихся его неотъемлемой частью. Стартеры бывают:

И первые и вторые имеют как свои преимущества, так и недостатки.

Стартеры с редуктором хороши тем, что могут обеспечивать вращение коленчатого вала, необходимое для запуска двигателя, даже при сильно разряженной аккумуляторной батарее.


редукторный стартер

Кроме того, сильной стороной редукторных вариантов является присутствие постоянных магнитов, за счет которых проблемы с обмоткой статора сводятся к минимуму. Хотя при длительной эксплуатации такого стартера возможен выход из строя вращающей шестерни. Справедливости ради стоит отметить, что к этому чаще всего приводит низкое качество производства или брак.

Безредукторные стартеры оказывают непосредственное воздействие на вращение шестерни.

Эти устройства имеют более простую конструкцию. Их проще ремонтировать самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов из автосервиса. Они достаточно надежны, а вероятность выхода их из строя из-за электрического воздействия стремится к нулю. Однако при низких температурах безредукторные стартеры все же могут работать нестабильно.

В каких случаях требуется замена втулок?

В жизни любого автомобилиста могут быть ситуации когда по различным причинам не удается запустить двигатель. Одной из причин могут быть изношенные втулки. Представим такую ситуацию. Во время заводки стартер с заметным трудом пытается проворачивать коленчатый вал то и дело заедая и останавливаясь. Непосвященный автомобилист при этом недоумевает из-за чего это может происходить, ведь аккумуляторная батарея исправна и полностью заряжена. Причиной в этом случае является задевание якоря за статор. Зазор между первым и вторым всего десятые доли миллиметра, за счет этого даже самый небольшой перекос вала якоря относительно статора обязательно приведет вышеуказанным проблемам. Этот перекос появляется за счет выхода из строя подшипников скольжения в которых и вращается якорь. Как правило, более изношенным является передний подшипник, так как основная нагрузка ложится именно на него. Подшипниками в данном случае являются втулки из латуни. Передний встраивается в специальное отверстие, которое расположено в картере сцепления. Задний же подшипник расположен на крышке стартера.


Замена втулки

Технология замены


Втулки

Если замена происходит уже не в первый раз, то втулку можно довольно легко вставить рукой. Но в процессе длительной эксплуатации это может привести к тому, что она провернется в посадочном отверстии. С течением времени посадочное отверстие будет разбиваться, образуя так называемый эксцентриситет, и может произойти перекос вала стартера. Это означает, что стартер будет заедать, и двигатель завести не получится. Однако это довольно легко устраняется. Для этого необходимо определить размер так называемого эксцентриситета. Затем надо выточить либо заказать у специалиста втулку большего наружного диаметра как раз на размер эксцентриситета. Сбоку этой втулки следует напаять немного припоя. После этого втулка будет входить с маленьким натягом.

Резюме

Стоить отметить, что у стартера без редуктора зазор между якорем и статором больше нежели у редукторного аналога По этой причине допустимый перекос вала у него также больше.

И еще один совет. Если стартер все равно разобран, то неплохо было бы заменить и щетки. Детали ведь копеечные, поэтому ждать их отказа, чтобы потом заниматься с ними отдельно не стоит. Конечно, для всех операций, о которых рассказывалось выше необходим хотя бы небольшой опыт. А он, как известно, дело наживное. В конце концов, чтобы его получить надо пробовать. Дерзайте!

Как я менял втулку стартера (много)

ну что сказать.. рассказ прикольный, выводы тоже. подытожу. НЛ, но руки у тебя кривые.

Подбираешь метчик так, чтобы его можно было вкрутить и не испортить старую втулку. Вкручиваешь его, он упирается в стенку картера и втулка выходит. Берёшь его (метчик вместе с втулкой) и идёшь домой. Дома в тепле. попивая чаёк. 🙂 У тебя в руках старая втулка, новая, стартер, штангель. Можешь сходить к токарю, можешь сделать сам крупной и потом мелкой шкуркой. Если стартер новый — нужна развёртка и всё становится просто, если старый — наверняка ось уже с износом. Точишь внутренню поверхность новой втулки. если стартер старый — ремонтная втулка будет болтаться! Можно осадить втулку забив хоть заднюю крышку твоего же стартера.. Внутренний диаметр сядет. Возможно даже точить не прийдётся. В любом случае ось должна входить во втулку свободно, но с допустимым люфтом.. Далее точишь внешнюю поверхность втулки. Замеряешь диаметр того что наточил и того что вынул из КПП. Если есть токарь — делается за минуты, если сам, то несколько часов. Подбери правильную шкурку — получится значительно быстрей.
Я так заменил втулку кпп на стоянке в мороз -18 градусов. Провёл я у авто 20минут до изготовления втулки и 20 минут после. новая втулка зашла в картер от 2х лёгких(. ) ударов молоточком (через оправку). Ось вошла легко. Хочу заметить, что "попал" в размеры с первого раза без проб. Почему всё произошло легко? Прально по тому, что замеры были правильными.. Если внешний диаметр будет больше отверстия картера КПП — вбивая втулку она "сядет" т.е. внутренний диаметр уменьшится. Кстати говоря вынуть втулку собственного изготовления будет потом очень легко даже без метчика. Размеры-то правильные — вбивать не приходилось. И ещё добавлю.То что ты там наделал (кривое, косое, обточеное элипсом(!!)) проходит максимум год или 20тык. Успехов.

> У тебя в руках старая втулка, новая, стартер, штангель.
Штангель я хотел взять, да второпях дома забыл.

> Можешь сходить к токарю, можешь сделать сам крупной и потом мелкой шкуркой.
Ага, снял старую втулку, бросил машину и побежал токаря искать.
Оставить машину в гараже не получится — гараж тестевский, завален всяким хламом и машина входит наполовину (яма у входа). Вообще операция предполагалась недолгая — всего-то втулку заменить. Я почему-то думал что втулки идут в размер с небольшим натягом, а не +0,5 мм на сторону.
А шкуркой я сам и делал — внутри. А снаружи — обтачивал напильником круговыми движениями, не снимая втулку с якоря и периодически вращая эту втулку.

> Если стартер новый — нужна развёртка и всё становится просто, если старый — наверняка ось уже с износом. Точишь внутренню поверхность новой втулки.
Внутреннюю поверхность я шкуркой и сделал — крутилась с небольшим усилием на новом и болталась на старом стартере. Предполагалось что после запрессовки внутренний диаметр чуть уменьшится и я его этим же болтиком со шкуркой доведу.

> Я так заменил втулку кпп на стоянке в мороз -18 градусов. Провёл я у авто 20минут до изготовления втулки и 20 минут после. новая втулка зашла в картер от 2х лёгких(. ) ударов молоточком (через оправку).
Натяг в соединении получается минимальный. А ее там не провернет?

> Ось вошла легко. Хочу заметить, что "попал" в размеры с первого раза без проб. Почему всё произошло легко? Прально по тому, что замеры были правильными..
Так-то оно так. Но я старую втулку немного попортил (выломал сектор где-то в четверть), а замерить диаметр гнезда под втулку все равно бы не смог — усики нутромера у штангеля слишком короткие — не подлезть. Повторюсь, я предполагал что диаметр новой втулки имеет разумный натяг по отношению к отверстию в картере.

> Если внешний диаметр будет больше отверстия картера КПП — вбивая втулку она "сядет" т.е. внутренний диаметр уменьшится.
Он и должен быть больше. Если будет меньше, то втулка будет крутиться в картере, а не якорь во втулке.

> И ещё добавлю.То что ты там наделал (кривое, косое, обточеное элипсом(!!)) проходит максимум год или 20тык. Успехов.
Ну уж не такое и косое. Не идеально конечно, но я старался 😉 Внутреннее отверстие втулки — круглое, т.к. растачивал я его болтиком с намотанной шкуркой, вращая втулку на этом болте — тут трудно эллипс сделать. Обтачивал внешний диаметр — как я уже написал, не снимая втулку с якоря и положив стартер перед собой. Старался не косячить, покручивал втулку на якоре и следил за совпадением со следами гнезда на втулке. То что втулка получилась чуть на конус (по продольной оси конечно) влиять не должно никак, т.к. просто натяг в более широкой ее части будет больше — здесь главное чтобы ось отверстия втулки совпала с осью самой втулки 🙂
А сколько проходит — посмотрим. Теперь-то я знаю как надо делать _правильно_ 😉

счастливый человек у тебя матреха и стартер другой. у него крайняя втулка яаляется частью самого стартера. кстати, как и на классике.

Читайте также: