Феномен конформизма открыл выберите один ответ a к левин b с аш c м шериф

Обновлено: 07.07.2024

Среди прочего это означает то, что люди теряют свою индивидуальность и начинают следовать за толпой: думать как все, говорить как все, делать как все. И название такому поведению – конформизм. Заключается данный феномен в стремлении следовать стандартам той или иной социальной группы, в добровольном копировании общепринятых норм деятельности, социальных устоев. Современный человек сам выбирает такой жизненный путь, потому что ему так легче.

Вложенные файлы: 1 файл

ДOffice Word.docx

Проблема конформизма в современном обществе.

Современные индустриальные общества характеризуются массовым характером.

Среди прочего это означает то, что люди теряют свою индивидуальность и начинают следовать за толпой: думать как все, говорить как все, делать как все. И название такому поведению – конформизм. Заключается данный феномен в стремлении следовать стандартам той или иной социальной группы, в добровольном копировании общепринятых норм деятельности, социальных устоев. Современный человек сам выбирает такой жизненный путь, потому что ему так легче.

Кроме того, техногенный мир породил новые проблемы, как на уровне существования отдельного человека, так и человечества в целом. Наряду с глобальными проблемами, особенно остро встала проблема адекватной социальной адаптации и самоопределения личности в современных условиях. Социологи заговорили о новой конформистской тенденции в поведении людей и отношениях между ними. В качестве социальных стимуляторов современного конформизма следует назвать:

– неуверенность человека в завтрашнем дне;

– перегруженность социальной и информационной среды;

– неустойчивость ценностных ориентаций;

- культ денег и потребления;

– сложность проблемы самоопределения в среде противоречивых ценностей.1[1]

Проблема конформизма – одна их наиболее значимых и острых проблем современного общества, требующая внимания и дальнейшего изучения.

На степень выраженности конформизма оказывают влияние следующие факторы:

1. Пол индивида (женщины в целом более конформны, чем мужчины);

2. Возраст (конформное поведение чаще проявляется в молодом и старческом возрасте) ;

4. Психическое и физическое состояние (плохое самочувствие, усталость, психическая напряженность усиливают проявление конформности). (Социальная психология, 1979, Д. Майерс, 1997).

Степень конформности зависит от численности группы. Вероятность конформности возрастает с увеличением численности группы и достигает максимума в присутствии 5-8 человек. Противоположностью конформизму является самостоятельность индивида, независимость его установок и поведения от группы, устойчивость к групповому воздействию. Личность, будучи членом тех или иных социальных групп, обычно строит свою деятельность прежде всего с учетом взглядов, существующих в данных группах и в обществе в целом.

№ эксперимента Ученики с низкой самооценкой Ученики со средней самооценкой Ученики с высокой самооценкой

I эксперимент Согласились - 2 Согласились - 8 Согласились - 1

Не согласились - 0 Не согласились - 17 Не согласились - 2

II эксперимент Согласились - 2 Согласились - 8 Согласились - 1

Не согласились - 0 Не согласились - 17 Не согласились - 2

Результаты показали, что связь между уровнем самооценки личности и уровнем конформности существует. Изучение конформизма подростков и возрастных особенностей, связанных с его проявлением, подтолкнуло нас к практической работе с испытуемыми. Так для учащихся пятого (ныне шестого) класса явление конформизма освещалось на примере курения. Была проведена беседа с презентацией о вреде курения, продемонстрированы фотографии легких здорового человека и курящих, а также снимки различных сопутствующих болезней курящих людей. По проведенным через неделю опросам выяснилось, что два человека из трех отказались от курения. В данном случае конформное поведение сыграло положительную роль в социализации личности: конформное поведение поспособствовало исправлению ошибочного мнения, поведения учащегося, т.к. более правильным оказалось мнение большинства. В девятом (ныне десятом) классе прошла дискуссия по поводу того, что приобретает и чего лишается конформист. На примере отрывка из документального фильма о воздействии различных сект на человека проведена беседа. Показано влияние конформизма на отдельных людей. Ребята отметили, что в этом примере конформное поведение сыграло отрицательную роль в социализации личности: конформное поведение мешает утверждению собственного независимого поведения или мнения. Таким образом, работая над данной темой, мы изучили достаточное количество литературы по проблеме конформизма и самооценки и их проявления среди подростков, провели исследование на выявление этих феноменов у учащихся седьмых - десятых классов нашей школы. Познакомили с полученными результатами родителей и классных руководителей испытуемых. Значимость нашего исследования заключается в практической части, которая показала результаты работы с учащимися нашей школы. Вывод: выяснили особенности конформизма, уровень самооценки и их взаимодействие у подростков Иракиндинской СОШ. Поставленные цели работы выполнены. Гипотеза получила подтверждение.

Феномен группового давления.Этот феномен получил в социальной психологии наименование феномена конформизма.

Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности — это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт.

Конформность:

1.внешняя конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться,

2. внутренняя (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу.

Поэтому позицией, противостоящей конформности, является не негативизм, а самостоятельность, независимость.

В действительности существуют не два, а три типа поведения (Петровский, 1973):

1) внутригрупповая внушаемость, т.е. бесконфликтное принятие мнения группы;

2) конформность — осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении;

3)коллективизм, или коллективистическое самоопределение, — относительное единообразие поведения в результате сознательной солидарности личности с оценками и задачами коллектива. Что же касается традиционных экспериментов по выявлению конформности, то они сохраняют значение как эксперименты, позволяющие констатировать наличие самого феномена.

Дальнейшие исследования феномена конформности привели к выводу о том, что давление на индивида может оказывать не только большинство группы, но и меньшинство. Соответственно М. Дойчем и Г. Джерардом были выделены два вида группового влияния:

1. нормативное(когда давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма) - быть принятым ею и избежать участи отверженного

2. информационное (когда давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его мнение лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор) получить важную информацию.

онформизм — изменение поведения или убеждений в результате давления группы — проявляется в двух формах. Уступчивость— это внешнее следование за группой при внутреннем несогласии. Одобрение—■ это полное соответствие убеждений и поступков социальному давлению.

Процедура Шерифа выявляет одобрительный конформизм; эксперимент Милграма, напротив, выявляет крайнюю форму уступчивости. При наличии ряда условий, способствующих проявлению уступчивости, а именно: легитимности авторитета, его пространственной близости к испытуемому, удаленности жертвы и, наконец, при отсутствии кого-либо, способного подать пример неподчинения, — 65% взрослых испытуемых мужского пола полностью подчинялись приказу совершить по отношению к невинной жертве, кричащей в соседней комнате, то, что они считали нанесением травмирующего удара током.

Эти классические эксперименты продемонстрировали силу социальных влияний и ту легкость, с которой уступчивость влечет за собой одобрение. Зло не просто дело рук плохих людей в этом нашем лучшем из миров, оно также является результатом могущества ситуаций, которые вынуждают людей соглашаться с неправдой или капитулировать перед жестокостью.

21. УСЛОВИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ КОНФОРМИЗМА

Используя процедуры тестирования конформизма, экспериментаторы исследовали условия, вызывающие конформизм. Вскоре исследователи обнаружили, что степень конформизма возрастает, если:

· задание действительно сложное или испытуемый чувствует свою некомпетентность;

· чем меньше мы уверены в своих взглядах, тем восприимчивее оказываемся к влиянию окружающих;

· большое значение имеет характер группы - степень конформизма выше, когда группа состоит из трех и более человек и при этом является сплоченной, единодушной и обладает высоким статусом;

· ответ должен даваться публично;

· испытуемые не делали предварительных заявлений.

В экспериментах испытуемые почти всегда обнародуют свое мнение, если хотя бы один человек высказал подобное. Испытуемые после таких экспериментов часто признаются, что союзник-нонконформист вызвал у них теплые дружеские чувства, но отрицают, что он повлиял на них.

Трудно находиться в меньшинстве, состоящем из одного человека. Очень немногие составы присяжных не смогли вынести единогласный вердикт из-за противодействия лишь одного своего члена. Эти эксперименты свидетельствуют о том, что легче, оказывается, противостоять чему-либо, когда кто-нибудь противостоит вместе с вами. Если вы видите, как кто-то выражает свое несогласие — даже если оно ошибочно, — это может усилить вашу собственную независимость.

Мнение меньшинства, не принадлежащего к группе, с которой мы себя идентифицируем сможет поколебать нас в меньшей степени, чем то же самое мнение, высказанное кем-то из нашей группы. То же самое происходит и в экспериментах, демонстрирующих обстоятельство, что члены группы, для которых значима принадлежность к ней, более подвержены ее влиянию. Таким членам группы не нравятся разногласия внутри группы. Опасаясь быть отвергнутыми людьми, которые им нравятся, они предоставляют им определенную власть над собой.

Эксперименты показывают, что более высокий уровень конформизма люди демонстрируют тогда, когда они должны выступить перед окружающими, а не тогда, когда они записывают свои ответы в одиночестве. Испытуемые Аша, выслушав ответы других, меньше поддавались давлению группы, если могли написать ответ, который увидит только экспериментатор.

ОТСУТСТВИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ЗАЯВЛЕНИИ

Оказывается, что почти всегда мнение остается неизменным; высказав суждение публично, люди, как правило, продолжают его придерживаться. Однако возможна и более поздняя переоценка своих взглядов. Предварительное заявление может уменьшить степень конформизма не только потому, что люди тем самым берут на себя обязательства, но и потому, что они не любят выглядеть нерешительными. По сравнению с людьми со стабильными установками те, чьи установки изменчивы, кажутся нам менее надежными.

Эффект конформизма. Это изменение поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления группы. В 1937 году Музафер Шериф изучал возникновение групповых норм в лабораторных условиях. Его эксперимент заключался в следующем. На экране в темной комнате появлялся точечный источник света, затем он несколько секунд хаотично двигался и исчезал. Испытуемый должен был определить, на сколько сантиметров смещался источник света по сравнению с первым предъявлением. Сначала испытуемые проходили этот эксперимент в одиночестве и самостоятельно определяли смещение источника света. На втором этапе три испытуемых должны были дать согласованный ответ. Они заметно изменяли свое мнение в сторону усредненной групповой нормы. Причем и на дальнейших этапах эксперимента они продолжали придерживаться этой нормы. Шериф впервые экспериментально доказал, что люди склонны соглашаться с мнением других, часто доверять суждениям других людей больше, чем самому себе.

В результате проведенных исследований в социальной психологии обнаружены следующие закономерности. Во-первых, зависимость поведения человека от мнения и поведения других людей. Во-вторых, в конфликте между сенсорной и социальной информацией в большинстве случаев победу одерживает социальная информация. Более серьезная и неоднозначно решаемая задача возникает при конфликте между социальной информацией разного порядка. Например, между прошлым опытом человека, его целями, ценностями, принципами, ожиданиями, с одной стороны, и требованиями группы – с другой. Процесс выбора между присоединением к мнению группы и самодостаточностью, уверенностью в своем собственном мнении проходит гораздо сложнее, чем в вышеописанных экспериментах. В-третьих, возникает проблема соответствия вербальной реакции действительному мнению и поведению человека. Она формулируется следующим образом: изменяется ли мнение потому, что человек убедился; то есть произошло изменение его когнитивной структуры, или он лишь демонстрирует изменения, побуждаемый иными мотивами. Первый вариант получил название рационального конформизма, второй – мотивационного.

  1. внешний конформизм – мнения и нормы группы принимаются человеком лишь внешне, а внутренне, на уровне своего самосознания, он продолжает не соглашаться с группой, вслух этого не высказывает. В принципе это и есть истинный конформизм. Это тип поведения приспосабливающегося к группе человека;
  2. внутренний конформизм – человек действительно усваивает мнение большинства и полностью согласен с этим мнением, что показывает высокий уровень внушаемости данного человека. Это тип приспосабливающегося к группе человека;
  3. негативизм – человек сопротивляется давлению группы, активно отстаивает свое мнение, показывает свою независимую позицию, спорит, доказывает, стремится к тому, чтобы его индивидуальное мнение стало мнением всей группы, открыто заявляет об этом своем желании. Это тип поведения человека, не приспосабливающегося к группе, а стремящегося приспособить группу к самому себе;
  4. нонконформизм – независимость, самостоятельность норм, ценностей и суждений, неподверженность давлению группы. Это тип поведения самодостаточного человека, когда точка зрения не меняется в угоду большинству и не навязывается другим.

Д. Майерс называет три причины конформного поведения. Во-первых, настойчивое и упрямое поведение других людей может убедить человека в ошибочности его первоначального мнения. Во-вторых, член группы осознанно или неосознанно стремится избежать наказания, порицания, осуждения, остракизма со стороны группы за несогласие и непослушание. В-третьих, неопределенность ситуации и неясность информации способствует ориентации человека на мнения других людей, о становятся определенными и ясными источниками информации.

В групповом взаимодействии эффект конформизма играет существенную роль, поскольку является одним из механизмов принят группового решения.

Под влиянием

Что такое конформизм?

Как ученые исследуют конформизм? Можете привести примеры известных экспериментов?

Нет. В результате множества социально-психологических исследований было установлено, что самое сильное влияние на человека оказывает группа именно из семи членов. Антон Семенович Макаренко писал в своих работах о том, что семь имеет особую силу воздействия. Это верно для взрослых. А когда дело касается детей, семь— уже много. Мы в своих экспериментах с детьми уменьшали подставную группу до четырех человек.

Каковы мотивы конформного поведения?

Конформизм может быть социальной реакцией, а может — свойством личности. Истинные конформисты всегда готовы следовать за другими. Это опасные люди, ими легко манипулировать, они поддаются каждому последующему воздействию, у них нет внутреннего стержня, нет своей позиции. Конформистов в чистом виде не так много. В то же время конформизм может быть формой продуманной социальной адаптации. Люди часто поступают конформно, если это им выгодно. Кроме того, исследователи зафиксировали резкое повышение конформности в нестабильные исторические периоды. В ситуации неопределенности, когда люди не знают, как себя вести, они невольно соглашаются с другими.

И все же, можно ли сказать, что конформизм в большей степени присущ представителям тех или иных государств?

Есть страны, система которых ждет от человека конформных реакций. Системам Сталина, Мао, Гитлера конформизм был на руку. И люди проявляли конформизм. Как я уже сказала, человек порой демонстрирует конформную реакцию из рациональных побуждений. Наша психика сложнее, чем условия, к которым нас пытаются подстроить. Очень интересные исследования проводил американский психолог (кстати, выходец из России) Ури Бронфонбренер. Изучая ценности североамериканских и латиноамериканских детей, он выяснил, что для американцев важна социальная агрессивность, а для латиноамерикацев — конформизм, следование друг за другом. Он обратил внимание: если поставить к доске трех учеников-латиноамериканцев и попросить первого, кто решит математическую задачу, повернуться лицом к классу, никто не повернется. Все будут ждать друг друга, потому что в Латинской Америке быть первым неприлично. А в США — наоборот, там идет постоянная конкуренция. Но это внешний культурный фактор поведения, форма адаптации к социальным условиям, к социальным ожиданиям — и больше ничего. В реальности же в любой системе обязательно есть лидеры, есть конформисты и негативисты.

Если человек — существо социальное, как проявляется его индивидуальность?

В каждом человеке есть два начала: социальное (я принадлежу обществу, оно меня взращивает) и уникальное. Уникальные проявления нужны нам лишь в отдельных случаях: при решении сложных проблем и в творчестве (научном, литературном, художественном и т.д.) — то есть когда мы тем или иным способом выражаем свое видение мира, пропуская через себя Великое идеополе общественного сознания (все сложившиеся в истории человечества образы и идеи, которые влияют на самосознание каждого отдельного человека в зависимости от уровня его образования и внутренней позиции).

Если говорить о конформизме как о свойстве личности, то как оно формируется? Или это нечто врожденное?

Никто не знает, исследовать это очень сложно. Может быть, дело в слабом типе нервной системы: сензитивные, то есть чувствительные к внешнему воздействию люди могут поддаваться влиянию окружающих. А если эта слабость сопряжена с отсутствием культуры, системного отношения к миру, если человек не занимается саморазвитием и самоформированием, то дело совсем плохо. Хотя, замечу, сензитивность — тоже великий дар. Художники чувствительны к миру, и благодаря этому свойству они могут реализовать свои способности.

Теперь давайте обратимся к противоположному явлению — нонкорформизму.

Так при советской власти все протестные проявления людей расценивались как свидетельство силы и самостоятельности личности. Однако нонконформизм — это демонстративный негативизм, а не самостоятельное выражение своей социальной позиции. Да, в Советском Союзе определенную категорию людей называли нонконформистами. Конечно, они могли быть борцами. Но это были по большей части тщеславные борцы. И их протест я бы не назвала высшим достижением социального поведения.

А что высшее достижение?

Высшее достижение — это самостоятельность. Это Андрей Дмитриевич Сахаров, Александр Исаевич Солженицын — они понимали, что и зачем делают, и объясняли это людям. Они выступали прежде всего за интересы человечества. Самостоятельность — это личностное свойство. Только самостоятельного человека можно назвать личностью.

На самостоятельного человека нельзя воздействовать? Это настолько сильная личность, что его реакция никогда не будет конформной?

Нуждается ли общество в самостоятельных людях?

А как эти интеллектуальные вожаки ведут себя в спокойное время?

Сейчас у нас в стране, да и вообще в мире, непростая ситуация. Как раз такая, при которой у общества должна повышаться конформность. Значит, именно сейчас нам нужны самост ятельные личности. Поэтому вопрос: можно ли как-то воспитать, развить в людях самостоятельность?

Самостоятельность воспитать в людях в известной мере возможно. Однако это нерационально с точки зрения реальных потребностей социума. Изобилие самостоятельных персон не нужно обществу.

В целом же, общество (в том числе и лидеры) не заинтересовано в большом числе лиц, претендующих на самостоятельность.

Читайте также: