Газ 52 двигатель установка поршней

Обновлено: 05.07.2024

Хочу поделится с вами сегодня о ремонте и некоторых доделках на двигателе ГАЗ 52.

Машина это отца, ездил он помаленьку, но все равно двигатель периодически стучал.

И вот нынче весной он опять застучал. Когда то давно я читал в интернете что один кулибин, доводил такой двигатель путем проточки шатунных вкладышей.

И мы решили тоже попробовать. Разобрали мотор, много чего поменяли, перечислять не буду. Купили вкладыши благо, что на эти моторы до сих пор очень много запчастей в магазине.

Потому как завод ставил эти моторы на 3307, если бы сам не видел не поверил бы)))

Я выточил на станке из трубы оправу под вкладыши, проточил в середине проточку под масло, шириной пять миллиметров глубиной полтора миллиметра.

После сборки залили масло синтетику , рекламировать не буду какое это было масло, но дорогое.

Двигатель запустился отлично, после небольшой обкатки решили рискнуть и попробовать километров двадцать проехали со скоростью около девяносто километров в час, сразу видно что она не рассчитана на такую скорость но мы и не собирались на ней так гонять, просто проверили работу двигателя.

Скажу сразу двигатель не сломался, ни чего не случилось с ним. Сейчас работает у отца в деревни по хозяйству.

Еще читал, что при проточки падает давление, но у нас ни чего подобного не произошло.

Если кто то держит еще такие машины и моторы, скажу наверняка, что эта схема рабочая.

Здраствуйте господа гозоводы! Я согласен что техника должна продвигатся в перед, как говорится, без прошлого нет будучего, поэтому растоптать ГАЗонов 51-ых и 52-ых нельзя. ГАЗоны кормили всю Россию и еще должны нам прослужить так что рессурс у этих движков есть. А на счет того что у нас не умеют ремонтировать я не согласен, сервис и ремонт это разные вещи. Сколько по нашей стране восстановленные, отремонтированные и переделанные иномарки бегают не сосчитать. Не где таких механиков нет.

Азат, это спасибо иномаркам с их ресурсом, а не мастерам. Тупо нет у нас оборудования и квалификации для массового ремонта современных двигателей.

А что касается старых моторов - это здорово, что есть энтузиасты, находящие деньги, время и силы.

всем добрый день. вчера у меня произошла проблема , застучал двигатель. стучок был ещё в том году ,я всё грешил что палец стучит. или втулку разбило или бобышку в поршне. вчера этот стук вылез наружу. снял подон оказалось шестой цилиндр шатуный стуканул.получилось я на стуканутом отъездил полтора сезона .но суть такова я вал шлифанул наждачкой ,больших задиров не было ,поставил новые вкладыши, собрал. завёл стук тот пропал ,давление держит ,прокатился вроде всё нормально.я понимаю по путёвому надо снимать точить и т.п. но сейчас разгар сезона ,лежит второй мотор но опять обкатывать надо . вовсем всё невовремя. кто что скажет будет ходить какоето время ,кто нибудь подобное проделывал.

откатаешь,еще как откатаешь а даже если застучит то докатаешь.Главное не давай больших оборотов.Было у меня такое дело.Откатали на стуканутом тыщи 2 точно.Когда взяли газон двигатель уже стоял на коленях.ремонтировать не имело смысла,проще было взять другой.Поэтому катали пока совсем не умрет.Какой же он сцука живучий оказался.Короче под конец он загремел уже но проехал при этом еще 40 км.Хотелось его зацепить и дотащить но ни машин ни денег на трассе не оказалось.Самое интересное было впереди,когда вскрыл его.Вкладыши в стружку,от ударов об вал рассыпался поршень и от удара пальца появилась маааааленькая трещина.Я вообще был в шоке. И он при этом еще работал и ехал. Для сравнения, если стучит у 53 то там быстренько обычно клинит или заканчивается пробитым насквозь блоком.У дядьки так в степи случилось тоже застучал и тут же загремел,рассыпался поршень и шатун блок насквозь.Много проехать не успел.Так что 52 рулит, даже если он присмерти.Будет умирать но до дома хозяина довезет.

сегодня съездил рейс,правда всего 10 км в одну сторону прошёл гружёный пока едит .давление держит ,а шкуркой я тысячкой тёр чтоб отполировать и от вкладыша налёт снять. то что он живучий это да,я уже писал с этим стучком я полтора сезона откатал при хорошей притом нагрузке. пока совсем не застучал аж вкладыш раздавило. насос бы переделать как писалось выше но возможнастей нету с нашими токрями. на холодную на холостых четвёрку давит а по мере прогрева до единицы падает.

Всем привет! Я тоже озабочен по передаточным числам. Но ребяты, двс газ52 неосилит пару от газ3309 ( 4,556 ), т.к. Крутящего момента не хватит (21кг). Нужно хотябы 30кг, да и 1-я передача станет как 2-я. Если груженый встанешь на мягком грунте, то движек машину с места не стронет. И тут без раздатки не обойтись. Азат, если у тебя стоит мост от газ53А, То перед. Отношение-6,83, если от 5312, то-6,17, а если от 52-го (разъемный), то-6,67.

Внимательно осмотрите "родной" поршень ГАЗ 52. Он прорезан двумя сквозными Г-образными прорезями. По идее, они служат для компенсации изменения размеров юбки поршня при нагреве-охлаждении, на практике - нафиг они не нужны, у современных моторов на поршнях таких прорезей нет.

Но вот как раз-то эти прорези и не дают возможности для "обрезания"
С ним поршень просто развалится на части. Посему есть смысл поискать поршни подходящего размера от других автомобилей, они могут оказаться легче и лучшего качества.

Зачем нужны облегченные или обрезанные поршни? Да потому что это простейшая альтернатива дорогостоящим комбинированным поршням и титановым шатунам. И те и другие служат для уменьшения возвратно-поступательной массы кривошипа, что в свою очередь значительно уменьшает нагрузку на шатунные шейки коленвала, к чему так чувствителен длинноходовой мотор ГАЗ 52.

Облегченные шатуны берегут шейки и позволяют превышать обороты выше номинальных без опасения их повреждения.
С облегченными поршнями мотор заметно быстрее реагирует на педаль газа, быстрее набирает обороты. Мотор работает ровнее и тише. Не намного, но снижается расход бензина.

Один раз напрячься - сделать - и забыть о застарелых болячках ГАЗовского мотора!
И зашумит в стеклах ветер, подпевая вашему новому мотору.

помню в застойные времена из 52-ых поршней токаря вытачивали москвичевские

Добрый вечер! Старик спасибо за информацию, меня вот заинтересовала пара главной передачи от "Садко" 5,5 - это то что надо для ГАЗ-52. Я тоже думаю про увелечения максимального крутящего момента этого движка хотя бы на несколько кг.На двигателе ГАЗ-52 возможность увеличения максимального крутящего момента есть, это повышение компресси т.е. увеличения степень сжатия. Запас прочности блока и КШМ по моему позволяет, можно поставить поршня с тремя компрессиономи кольцами и смещенным отверстием поршневых пальцев т.к. ход поршня большой, теряется много энергии( утечка газов через стыки колец) .По опоту эксплуатации знаю уже после 30-40 тысячи пробега мощность движка теряется на 25% из-за износа цилиндров и колец. Здесь много влияющих факторов: начиная от качества топлива и.т.д. и все не описать, даже 2 одинаковых двигателя дают разные мощности.
Насчет ремонта современных двигателей в автосервисах, я согласен, что нет оборудования, и нет специалистов особенно в провинции. Но есть все таки механики и "кулибины" оседлающие современные иномарки.
Юрий! Батат тебе правильно сказал, что опасатся тебе не надо, бывало на этих движках в место вкладыша ремень ставили и доезжали до дома. Главное при таких случаях ехать нужно в "натяг" т.е в минимальных оборотах.

Привет Starik-у 5273,

Спасибо за похвалу, но я не инженер, я всего-навсего бывший владелец "ЗИМа" - старый "зимист".

Все правильно вы написали, спасибо за ваши комменты.
Выпускной клапан ГАЗ 53 действительно короче ГАЗ 52 на 6 мм. Лечится этот пустяк очень легко - клапанная пружина обрезается на полвиточка, стачивается "на нет" как обычно - и клапан "садится" как влитой. Посадочные размеры (диаметры) у них одинаковые.

При этом никакого изменения в работе мотора не происходит. С клапанами ГАЗ 53 мой "ЗИМ" пробежал почти 200 тыс. и никаких негативных последствий я не заметил. Наоборот, лил без страха любой бензин (один раз даже пришлось лить "Эстру", иногда добавлял в бензин ацетон для очистки камер сгорания), поджимал клапана до предела при регулировке - и хоть бы хны! Клапана вечные! :comando:

А ведь родные клапаны ГАЗ 52 горят как шведы, уже при 80-ом бензине! О 92 бензине и разговора нет - его при "родных" клапанах категорически нельзя использовать! :skull:

Еще слово о водяной помпе ГАЗ 52. Много не ходит, вероятно, из-за низкого качества или из-за того что ей приходится выдерживать натяжение ремня. У меня помпы "ходили" 40-50 тысяч не более. для смазки тогда везде использовали нигрол. Затем появился ЛИТОЛ_24 и я начал тотально кругом его использовать, в том числе и для смазки помпы. Тогда дела пошли вроде на поправку, во всяком случае не припомню, чтобы потом требовалась замена помпы.

Добрый вечер! Старик спасибо за информацию, меня вот заинтересовала пара главной передачи от "Садко" 5,5 - это то что надо для ГАЗ-52. Я тоже думаю про увелечения максимального крутящего момента этого движка хотя бы на несколько кг.На двигателе ГАЗ-52 возможность увеличения максимального крутящего момента есть, это повышение компресси т.е. увеличения степень сжатия. Запас прочности блока и КШМ по моему позволяет, можно поставить поршня с тремя компрессиономи кольцами и смещенным отверстием поршневых пальцев т.к. ход поршня большой, теряется много энергии( утечка газов через стыки колец) .По опоту эксплуатации знаю уже после 30-40 тысячи пробега мощность движка теряется на 25% из-за износа цилиндров и колец. Здесь много влияющих факторов: начиная от качества топлива и.т.д. и все не описать, даже 2 одинаковых двигателя дают разные мощности.
Насчет ремонта современных двигателей в автосервисах, я согласен, что нет оборудования, и нет специалистов особенно в провинции. Но есть все таки механики и "кулибины" оседлающие современные иномарки.
Юрий! Батат тебе правильно сказал, что опасатся тебе не надо, бывало на этих движках в место вкладыша ремень ставили и доезжали до дома. Главное при таких случаях ехать нужно в "натяг" т.е в минимальных оборотах.

Азат, вечер добрый! Как ты смотришь на перевод двс газ52 на пропан? Тут Ильичъ пишет, что можно поднять компрессию до 11атм.под 92 бензин, помоему для пропана подойдет. И детонации не будет, и длинный ход как раз кстати, ведь газ медленнее горит чем бенз. А на счет кпп-5ст. ,то дизельная версия от бензиновой отличается первичным валом и его фланцем, эту кпп можно поставить ,только она длиньше 4-х ст.,придется обрезать кардан. С парой 5,5 думаю 52-ой справится, но скорость прибавится ~на 10 км/ч на 4-ой передаче

Привет Starik-у 5273,

Спасибо за похвалу, но я не инженер, я всего-навсего бывший владелец "ЗИМа" - старый "зимист".

Все правильно вы написали, спасибо за ваши комменты.
Выпускной клапан ГАЗ 53 действительно короче ГАЗ 52 на 6 мм. Лечится этот пустяк очень легко - клапанная пружина обрезается на полвиточка, стачивается "на нет" как обычно - и клапан "садится" как влитой. Посадочные размеры (диаметры) у них одинаковые.

При этом никакого изменения в работе мотора не происходит. С клапанами ГАЗ 53 мой "ЗИМ" пробежал почти 200 тыс. и никаких негативных последствий я не заметил. Наоборот, лил без страха любой бензин (один раз даже пришлось лить "Эстру", иногда добавлял в бензин ацетон для очистки камер сгорания), поджимал клапана до предела при регулировке - и хоть бы хны! Клапана вечные! :comando:

А ведь родные клапаны ГАЗ 52 горят как шведы, уже при 80-ом бензине! О 92 бензине и разговора нет - его при "родных" клапанах категорически нельзя использовать! :skull:

Еще слово о водяной помпе ГАЗ 52. Много не ходит, вероятно, из-за низкого качества или из-за того что ей приходится выдерживать натяжение ремня. У меня помпы "ходили" 40-50 тысяч не более. для смазки тогда везде использовали нигрол. Затем появился ЛИТОЛ_24 и я начал тотально кругом его использовать, в том числе и для смазки помпы. Тогда дела пошли вроде на поправку, во всяком случае не припомню, чтобы потом требовалась замена помпы.

мне кажется надо вентилятор пластмассовый и шкивы заменить на шкивы под тонкий ремень, как на змз53, у меня на газоне (3307) стоял железный "пропеллер", тоже помпа долго не ходила. Заменил на пластмассовый и забыл про помпу.

ГАЗ 52 — это автомобиль целой эры. Возможно заявить, что двигатель этого транспортного средства — это переходящая модель между 53 и 51 Газонами.

Как продемонстрировала практика, силовой агрегат достаточно надежный, но все чаще оставшиеся моторы подвергаются капремонту.

Капитальный ремонт двигатель газ 52: воскрешение легенды

Двигатель Газ 52 владеет высокими характеристиками. Машины оснащались 6-цилиндровым рядным двигателе, что существенно отличали их от остальных моделей движков. Итак, разглядим главные устройство и технические характеристики, которыми владеют силовые агрегаты:

Наименование Черта
Модель ГАЗ-52
Тип Рядная шестерка
Горючее Бензин
Впрыск Карбюратор
Количество 3,5 литра (3485 см куб)
Мощность 75 лошадок
Количество цилиндров 6
Количество клапанов 12
Диаметр цилиндра 82 мм
Охлаждение Жидкостное
Материал выполнения блока цилиндров Чугун
Материал выполнения головки блока Алюминий
Порядок работы цилиндров 1-5-3-6-2-4

Капремонт двигателя ГАЗ 52 собственными руками проводиться достаточно типично, как и для остальных 6-рядных моторов. Как показывает опыт, большая часть автомобилистов делают это как раз самостоятельно, потому, что цена восстановления достаточно дорогая.

Сначала проведения ремонта мотор подвергается разборке, что характерно для операции проведения восстановления. Разбирается поршневая несколько, вытягивается коленчатый вал, снимается головка блока цилиндров.

Следующим этапом делается проведения диагностических работ.

В ходе диагностики, ДВС Газ 52 подвергается промерам. Так, мерятся поршневая несколько, а кроме этого коленчатый вал.

Соответственно мотор осматривается на наличие трещин. В соответствии с промерам мотор ГАЗ 52, ремонт которого проводится, проводится подбор поршней.

Главными ремонтным размерами являются поршни — 82.5мм, 83 мм. В предстоящем ненужно проводить расточку, и проводится гильзовка блока.

Что касается коленчатого вала, то он растачивается на особом станке для проточки коленвалов. Так, типовыми ремонтными размерами, каковые устанавливаются на шейках, являются 0.25 мм, 0.50 мм и 0.75 мм.

В весьма редких случаях, используется размер с маркировкой 1,00 мм. Такая размерность шеек коленчатого вала существенно понижает твердость, что с громадной возможностью может привести к прочим сердца последствиям и обрыву двигателя.

Расточка ГАЗ 52 (двигатель) обязана проводиться специалистами и весьма совершенно верно. Так, силовой агрегат устанавливается на особый стенд, на котором точатся цилиндры.

В случае если перед этим проводилась гильзовка блока, то все равно нужно проточить гильзы и подогнать поршни по зазорам.

Кроме этого, дабы не было дисбаланса, поршневая несколько подгоняется по весу. Так, шатуны и поршни (правильнее втулки) подгоняются по весу способом проточки.

Следующим этапом делается хонинговка. Любой цилиндр хонингуется до получения зеркальной поверхности.

Это нужно чтобы сгорание происходило верно, а поршни с маслосъемными кольцами скользили и всецело снимали масло со стенок.

По окончании проведения этих операций, мотор ставится на поверхность и плоскошлифовальный станок шлифуется. Так, снимается от 1 до 5 миллиметров, пока поверхность не станет ровной.

Следующим этапом станет мойка, дабы очистить целый внутренний мир двигателя от пыли и стружки.

Процесс сборки достаточно продолжительный. Сперва перевязывается поршневая несколько, а правильнее укладывается коленчатый вал, и к нему присоединяются шатуны с поршнями. Потом, происходит переборка головки блока цилиндров.

Так, изменяются направляющие втулки, клапаны, седла клапанов (при сильном разрешении блока в местах крепления клапанов). При необходимости проводится опресовка ГБЦ, и устраняются трещины.

Делается это при помощи аргонной сварки.

Потом, мотор начинает собраться. В ходе сборки проводится диагностика водяного насоса.

При необходимости на нем меняют вал в сборе, подшипник и крыльчатку. Помпа — один из элементов, каковые устанавливаются последними. Потом, ставится головка и поддон блока. В то время, когда все собрано в мотор заливают масло.

Для двигателя ГАЗ 52 это 10 литров смазочной жидкости — М-8.

Последним этапом по праву делается регулировка и обкатка клапанов. Так, этот силовой агрегат сперва катается на холодную, а позже уже на тёплую.

По окончании пробега 1000 км, стоит совершить техобслуживание по замене масла, масляного фильтра и регулировка клапанного механизма.

Ремонтировать собственный мотор ГАЗ 52 большая часть автомобилистов предпочитают сами, пренебрегая процессами и техническими картами ремонта. Так, автомобильный мотор обязан пройти все стадии капремонта, и лишь затем, ему гарантировано надежное и продолжительное функционирование.

Запчасти для Львовских автопогрузчиков АП-40814, 4014, 4045 с двигателем ГАЗ-52. Запчасти к погрузчикам ЛЗА АП-4081, 40810, АП-41015, АП-41030 Лев с дизелем Д-243. Запасные части для автопогрузчиков АП-40811, 40816 с двс Д-144.



Поршневая группа и шатуны ГАЗ-51, ГАЗ-52

Поршни двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52 львовских погрузчиков АП-4014, 40814, 4045, 4043 изготовлены из термически обработанного алюминиевого сплава. Днище поршня плоское, юбка овальной формы, получаемой при шлифовании поршня по копиру. Большая ось овала расположена в плоскости, перпендикулярной к оси поршневого пальца, т. е. в плоскости действия на поршень боковых сил. Величина овальности 0,29+0,05 мм.

Чтобы юбка поршня пружинила, в ней сделана П-образная прорезь. Овальная форма и П-образная прорезь позволяют подбирать поршни ГАЗ-51, ГАЗ-52 к цилиндрам с минимальным зазором в направлении действия на поршень боковых сил (перпендикулярно оси поршневого пальца) и значительно большим зазором в направлении, в котором боковых сил нет (параллельно оси поршневого пальца).

Это снижает шумность работы поршней непрогретого двигателя, а также исключает возможность задиров поршней во время работы двигателя с полной нагрузкой.

Последнее объясняется тем, что при нагревании поршня ГАЗ-51, ГАЗ-52 вследствие овальной формы юбки и П-образной прорези расширение юбки поршня в различных радиальных направлениях неодинаково: вдоль оси поршневого пальца поршень расширяется больше чем в направлении, перпендикулярном к оси поршневого пальца.

В результате этого юбка поршня после нагревания становится почти цилиндрической, и величина зазорамежду ней и цилиндром в различных радиальных направлениях выравнивается.

На головке поршня ГАЗ-51, ГАЗ-52 проточено пять кольцевых канавок: верхняя - самая узкая — для уменьшения теплопередачи от днища поршня к верхнему компрессионному кольцу и, таким образом, для снижения температурного режима работы этого кольца; во второй и третьей канавках установлены компрессионные кольца, в двух нижних — маслосъемные кольца.

В канавках для маслосъемных колец просверлены отверстия, через которые масло, снимаемое маслосъемными кольцами с зеркала цилиндров, отводится в полость поршня и оттуда
— в картер двигателя.

Засорение или закупорка этих отверстий нагаром или смолистыми отложениями приводит к резкому повышению расхода масла, так как в этом случае большое количество его проникает
в пространство над поршнем и сгорает в нем.

В средней части поршня ГАЗ-51, ГАЗ-52 львовских автопогрузчиков АП-4014, 40814, 4045, 4043 имеются две бобышки с отверстиями для поршневого пальца. Внутри бобышек по наружным концам проточены кольцевые канавки (по одной в каждой бобышке), предназначенные для установки в них стопорных колец.

Диаметр отверстия под поршневой палец в бобышках поршня равен 22 мм.

Ниже бобышек внутри поршня имеются два прилива для подгонки поршней по весу. Вес поршня стандартного размера 450±2 г.

Для улучшения приработки к цилиндрам поршни ГАЗ-51, ГАЗ-52 после окончательной механической обработки подвергают контактному лужению. Толщина слоя полуды 0,004—0,006 мм.

В двигатель поршни устанавливаются так, чтобы П-образная прорезь на юбке была обращена в сторону, противоположную клапанам.

Поршневые кольца двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52

Поршневых колец четыре: два компрессионных и два маслосъемных. Все кольца расположены над поршневым пальцем.

Каждое кольцо изготовляется из индивидуальной чугунной отливки некруглой формы, что обеспечивает мелкозернистую, износостойкую структуру чугуна, а некруглая их форма — неравномерное распределение давления кольца на стенки цилиндров (с постепенным повышением давления к замку). Замок у всех колец прямой.

Малая высота компрессионных колец ГАЗ-51, ГАЗ-52 и высокая их упругость, а также неравномерное распределение давления на стенки цилиндров обеспечивают хорошую герметичность колец при работе двигателя на всех оборотах коленчатого вала.

Вследствие того, что верхнее компрессионное кольцо работает в более тяжелых условиях и поэтому изнашивается быстрее, чем остальные кольца, его наружную цилиндрическую поверхность подвергают пористому хромированию, повышающему износостойкость кольца в 3—4 раза.

Общая толщина хромированного слоя равна 0,10—0,15 мм, толщина пористого хрома 0,04—0,06 мм. В результате пористого хромирования верхнего компрессионного кольца износостойкость остальных трех поршневых колец и цилиндров также несколько повышается. Таким образом, срок работы колец до замены их новыми значительно увеличивается.

Наружную цилиндрическую поверхность второго компрессионного кольца и обоих маслосъемных поршневых колец ГАЗ-51, ГАЗ-52 для улучшения приработки к цилиндрам подвергают
электролитическому лужению. Толщина слоя покрытия 0,005—0,010 мм.

Поршневые кольца должны выполнять одновременно три функции:

- обеспечивать герметичность цилиндра (не пропускать газы из цилиндра в картер двигателя);

- распределять пленку масла по зеркалу цилиндра и не допускать попадания масла в камеры сгорания;

- передавать тепло от головки поршня к стенкам цилиндров.

Выполнять эти функции кольца могут только тогда, когда они по своей окружности плотно прилегают к зеркалу цилиндра и оказывают на него определенное давление.

Потеря кольцами упругости и закупоривание нагаром или смолистыми отложениями щелевидных прорезей в маслосъемных кольцах приводят к резкому повышению расхода масла и к снижению мощности двигателя. Ухудшение герметичности колец обнаруживается на работающем двигателе по усиленному пропуску газов в картер.

Пропуск газов и повышенный расход масла являются признаком износа поршневых колец и основанием для их замены.

Поршневые пальцы ГАЗ-51, ГАЗ-52

Наружный диаметр поршневого пальца - 22мм, внутренний 14,8 мм, длина 70 ± 0,1 мм.

Поршневой палец, удерживаемый двумя стопорными кольцами только от осевых перемещений, во время работы двигателя имеет возможность свободно проворачиваться в бобышках поршня и в верхней головке шатуна; поэтому поршневой палец изнашивается незначительно и равномерно по всей длине.

Для предотвращения стука поршневых пальцев ГАЗ-51, ГАЗ-52, воспринимающих во время работы большие динамические нагрузки, их подбирают к поршням и шатунам с минимальными необходимыми для обеспечения нормальной смазки зазорами.

При этом учитывают, что зазор между поршнем и пальцем во время работы (т. е. при нагревании) увеличивается вследствие большего коэффициента расширения алюминиевого сплава (из которого сделан поршень) по сравнению со сталью (из которой сделан палец).

Поэтому диаметр отверстий под поршневой палец двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52 в поршне делают несколько меньшим, чем диаметр самого пальца. Поэтому при нормальной комнатной температуре палец сидит в поршне не с зазором, а с небольшим натягом, который при нагревании поршня (в рабочем состоянии) исчезает и вместо него появляется зазор.

Стопорные кольца поршневого пальца двигателей выпуска до 1955 г. изготовлялись из стальной ленты. Однако в связи с. недостаточной надежностью их работы (поломка вблизи ушков, выталкивание поршневым пальцем из канавок), приводившей к задирам зеркала цилиндров, завод с 1955 г. перешел на изготовление проволочных стопорных колец со слегка отогнутыми в сторону усиками.

Эти кольца имеют более глубокую, а следовательно, и более надежную посадку в канавках поршня, чем плоские кольца. Устанавливают их в канавки так, чтобы отогнутые усики были обращены наружу. Проволочные и плоские стопорные кольца — не взаимозаменяемы.

Шатуны ГАЗ-51, ГАЗ-52

Шатуны двигателей ГАЗ-51, ГАЗ-52 львовских автопогрузчиков АП-4014, 40814, 4045, 4043 — стальные, кованые, двутаврового сечения. Нижние головки шатунов — несимметричны относительно стержня шатуна и верхней головки шатуна (смещены на 3 мм). Короткое плечо нижней головки шатунов первого, третьего и пятого цилиндров направлено в сторону переднего торца блока, а второго, четвертого и шестого цилиндров - в сторону заднего.


1. Шатуны двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52

а — для первого, третьего и пятого цилиндров; б — для второго, четвертого и шестого цилиндров.

Крышка нижней головки прикреплена к шатуну ГАЗ-51, ГАЗ-52 двумя шлифованными болтами с гайками, которые зашплинтованы каждая отдельно. Плоскость разъема крышки и шатуна проходит по диаметру отверстия под вкладыши (перпендикулярно оси шатуна).

Точное взаимное расположение крышки и шатуна обеспечивается шлифованной цилиндрической частью шатунных болтов, имеющих скользящую посадку в отверстиях крышки и шатуна.

Отверстие под вкладыши в нижней головке шатуна обрабатывают в сборе с крышкой. Поэтому во избежание нарушения достигнутой точности отверстий под вкладыши переставлять
крышки с одного шатуна на другой нельзя.

Чтобы исключить возможность неправильной сборки шатунов ГАЗ-51, ГАЗ-52 с крышками при ремонте двигателя, на нижней головке каждого шатуна и на его крышке при сборке двигателей на заводе выбивают номер, соответствующий номеру цилиндра.

При сборке надо следить за тем, чтобы указанные номера на крышке и на головке шатуна были одинаковыми и расположены на одной стороне.

Если при ремонте на двигатель устанавливают новый шатун, то соответствующий номер следует ставить на шатуне и крышке до снятия крышки. Это исключит возможность ошибки при последующей сборке шатуна.

При правильном взаимном расположении крышки и шатуна гнезда в них под фиксирующие выступы вкладышей располагаются на одной стороне (у одного и того же стыка).

Нижние головки шатунов ГАЗ-51, ГАЗ-52 снабжены тонкостенными взаимозаменяемыми сталебаббитовыми вкладышами.

В верхние головки шатунов запрессованы тонкостенные (толщиной 1 мм) втулки, свернутые из оловянистой бронзы марки ОЦС 4-4-2,5. После запрессовки втулки развертываются до
диаметра 22+ мм.

Для смазки поршневого пальца в верхней головке шатуна имеется вырез, а во втулке — круглое отверстие, совпадающее с ним.

В месте перехода нижней головки в стержень сделано отверстие диаметром 1,5 мм, через которое один раз за каждый оборот коленчатого вала (когда отверстие совпадает с масляным каналом в коленчатом валу) выбрасывается струя масла, смазывающая стенки цилиндров.

Для обеспечения уравновешенности двигателя окончательно обработанные шатуны, собранные с крышками, подгоняют на заводе по весу. Общий вес шатуна и распределение веса между его головками подгоняют путем частичного срезания бобышки на верхней головке и прилива на крышке нижней головки. Точность подгонки обеих головок ±2 г.

Все шатуны ГАЗ-51, ГАЗ-52 разделяются по весу на следующие четыре группы:

Вес нижней головки (г) Вес верхней головки (г) Цвет маркировки

648—652 238—242 Белый

663—667 238—242 Зеленый

663—667 223—227 Черный

648—652 223—227 Желтый

Цветную маркировку весовой группы наносят на поверхности среза прилива крышки нижней головки шатуна.

В один двигатель устанавливают шатуны ГАЗ-51, ГАЗ-52 только одной весовой группы. Разница в весе шатунов одного двигателя не должна пре­вышать 8 г, а разница в весе комплектов, которые состоят из шатунов, собранные с поршнями, пальцами и кольцами, — 14 г. Это необходимо помнить при замене шатунов в процессе ремонта двигателя.


Поршни и шатуны 52-1004 (автопогрузчик АП-4014, 40814, 4045, 4043)


Поршень и шатун в сборе первого, третьего и пятого цилиндров 52-1004010-А2

Поршень и шатун в сборе второго, четвертого и шестого цилиндров 52-1004011-А2

1 - Поршень в сборе номинального размера ВК52-1004014-А

Поршень в сборе O82,50 мм ВК52-1004014-ЕР1

Поршень в сборе O83,00 мм ВК52-1004014-ЛР1

2 - Поршень в сборе O83,50 мм ВК52-1004014-НР1

Поршень в сборе O84,00 мм ВК52-1004014-ПР1

3 - Поршень 52-1004015-А2

4 - Палец поршневой 11-6135-А2

5 - Кольцо стопорное 12-1004022-Б

6 - Шатун в сборе первого, третьего и пятого цилиндров 51-1004045-01

Шатун в сборе второго, четвертого и шестого цилиндров 51-1004046-01

7 - Втулка шатуна 12-1004052-А

7 - Втулка шатуна 12-1004052-А

8 - Болт шатуна 13-1004062-Б

10 - Гайка стопорная 292759-П

Отгрузка запчастей на львовские погрузчики 4014, 40814, 40810, 4081, 41030 производится во все города России: Кемерово, Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск, Улан-Удэ, Киров, Пермь, Красноярск, Иркутск, Омск, Барнаул, Томск, Братск, Тюмень, Лысьва, Новокузнецк, Миасс, Серов, Чита, Берёзовский, Междуреченск, Нижний Тагил, Бийск, Минусинск, Сатка, Курган, Вологда, Нижний Новгород, Абакан, Альметьевск, Анапа, Ангарск, Анжеро-Судженск, Апатиты, Арзамас, Армавир, Астрахань, Ачинск, Балаково, Батайск, Белебей, Белово, Белорецк, Бердск, Березники, Благовещенск, Бугуруслан, Бузулук, Великие Луки, Великий Новгород, Волгодонск, Воткинск, Глазов, Дзержинск, Димитровград, Елабуга, Зеленогорск, Зеленодольск, Златоуст, Искитим, Ишим, Ишимбай, Калуга, Каменск-Шахтинский, Санкт-Петербург, Белгород, Орёл, Казань, Ростов-на-Дону, Воронеж, Брянск, Краснодар, Саратов, Мурманск, Тула, Ногинск, Волгоград, Иваново, Пенза, Чебоксары, Волжский, Ярославль, Сыктывкар, Ижевск, Самара, Махачкала, Волжск, Йошкар-Ола, Сокол, Уфа, Архангельск, Тверь, Подольск, Ульяновск, Смоленск, Тольятти, Владикавказ, Петрозаводск, Курск, Владимир, Череповец, Набережные Челны и др.

Читайте также: