Газ это топливный ресурс

Обновлено: 07.07.2024

ГОСТ Р 57433-2017

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНОГО ГАЗА В КАЧЕСТВЕ МОТОРНОГО ТОПЛИВА

Термины и определения

Using of natural gas as a motor fuel. Terms and definitions

Дата введения 2017-09-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "Головной научно-исследовательский и проектный институт по распределению и использованию газа" (АО "Гипрониигаз"), Обществом с ограниченной ответственностью "Газпром газомоторное топливо" (ООО "Газпром газомоторное топливо")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 52 "Природный и сжиженные газы"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.

Введение

Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области производства, хранения, транспортирования, выдачи, потребления природного газа, используемого в качестве моторного топлива в двигателях внутреннего сгорания транспортных средств.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Нерекомендуемые к применению термины-синонимы приведены в круглых скобках после стандартизованного термина и обозначены пометой "Нрк".

Термины-синонимы без пометы "Нрк" приведены в качестве справочных данных и не являются стандартизованными.

Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации.

Наличие квадратных скобок в терминологической статье означает, что в нее включены два термина, имеющие общие терминоэлементы.

В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.

Приведенные определения можно, при необходимости, изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы, представленные аббревиатурой, - светлым, синонимы - курсивом.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области производства, хранения, транспортирования, выдачи, потребления компримированного и сжиженного природного газа, используемого в качестве моторного топлива в двигателях внутреннего сгорания транспортных средств.

Настоящий стандарт не распространяется на сжиженные углеводородные газы, используемые в качестве моторного топлива в двигателях внутреннего сгорания транспортных средств.

Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации (стандартах, технической или договорной документации, литературе и т.д.) в области использования природного газа в качестве газового моторного топлива, входящих в сферу действия работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт: ГОСТ 27577-2000 "Газ природный топливный компримированный для двигателей внутреннего сгорания. Технические условия".

2 Термины и определения

Общие понятия

1 природный (горючий) газ; ПГ: Газообразная смесь, состоящая из метана и более тяжелых углеводородов, азота, диоксида углерода, водяных паров, серосодержащих соединений, инертных газов.

1 Метан является основным компонентом ПГ.

2 ПГ может содержать следовые количества других компонентов.

2 моторное топливо: Жидкое или газообразное горючее, используемое в качестве топлива в двигателях.

1 Моторное топливо может быть получено путем переработки нефти, природного газа, газового конденсата, сланцевого газа, биогаза, искусственных газов, растительных масел, спиртов и т.д.

2 Моторное топливо используется в качестве топлива в двигателях внутреннего сгорания, в том числе газотурбинных и реактивных, включая стационарные двигатели, а также в других типах двигателей.

3 газовое моторное топливо; ГМТ: Моторное топливо, которое при нормальных атмосферных условиях находится в газообразном состоянии.

Примечание - К газовому моторному топливу относятся сжиженный природный газ (СПГ), компримированный природный газ (КПГ), сжиженные углеводородные газы (СУГ), водород и др.

4 сжиженный природный газ; СПГ: Природный газ, переведенный после специальной подготовки в жидкое состояние с целью его транспортирования, хранения и использования.

1 СПГ регазифицируют и подают в газопроводы для транспортирования и распределения.

2 СПГ используют в качестве газового моторного топлива.

5 компримированный природный газ; КПГ (Нрк. сжатый природный газ): Природный газ, прошедший подготовку и сжатый до рабочих давлений хранения и потребления с целью значительного снижения его объема, используемый в качестве газового моторного топлива.

6 низшая теплота сгорания (природного газа): Количество теплоты, которое может выделиться при полном сгорании определенного количества природного газа таким образом, что давление , при котором проходит реакция, остается постоянным, и все продукты сгорания возвращаются к той же заданной температуре , при которой находились исходные вещества.

1 Все продукты сгорания находятся в газообразном состоянии.

2 В случае, если количество газа указано в мольных единицах, низшую теплоту сгорания обозначают ; если количество газа указано в массовых единицах, низшую теплоту сгорания обозначают ; если количество газа указано в объемных единицах, низшую теплоту сгорания обозначают и , , где и - стандартные температура и давление измерений объема.

7 метановое число (Нрк. метановый индекс): Показатель, характеризующий детонационную стойкость газового моторного топлива, численно равный объемному процентному содержанию метана в смеси с водородом, при котором эта смесь эквивалентна по детонационной стойкости исследуемому топливу в стандартных условиях испытаний.

8 октановое число по исследовательскому методу; ОЧИ: Показатель, характеризующий детонационную стойкость моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием, полученный в процессе сравнения интенсивности его детонации с детонацией смеси первичных эталонных топлив с известным октановым числом при испытании на стандартном двигателе СFR или двигателе типа УИТ, работающих в условиях испытания, соответствующих исследовательскому методу.

9 заправка транспортного средства: Процесс наполнения газового баллона или криогенного топливного бака транспортного средства газовым моторным топливом.

10 [авто]заправочная станция: Совокупность машин, оборудования, зданий, сооружений и систем инженерно-технического обеспечения, объединенная для выполнения технологических процессов приема, хранения моторного топлива и заправки им [автомобильных] транспортных средств.

11 блок подготовки природного газа: Оборудование, предназначенное для очистки и осушки природного газа перед компримированием или сжижением.

Производство, хранение, транспортирование, выдача компримированного природного газа

12 многотопливная автозаправочная станция; МАЗС: Автозаправочная станция, на территории которой предусмотрена заправка автомобильных транспортных средств двумя и более видами моторного топлива.

Примечание - На МАЗС также допускается заправка бензином и дизельным топливом, сжиженными углеводородными газами (СУГ) и КПГ (в том числе регазифицированным).

13 автомобильная газонаполнительная компрессорная станция; АГНКС (материнская АГНКС; Нрк. газонаполнительная компрессорная станция): Совокупность машин, оборудования, зданий, сооружений и систем инженерно-технического обеспечения, объединенная в единый технологический цикл процессов производства, накопления и выдачи компримированного природного газа.

14 аккумулятор газа (накопитель; ресивер): Сосуд(ы), предназначенный(е) для накопления и/или хранения компримированного природного газа.

15 передвижной автомобильный газовый заправщик; ПАГЗ: Совокупность машин и оборудования, установленная на самоходном шасси или полуприцепе автомобильного транспортного средства и предназначенная для приема, транспортирования, хранения и заправки транспортных средств компримированным природным газом из аккумуляторов газа.

16 станция производства компримированного природного газа: Совокупность машин, оборудования, зданий, сооружений и систем инженерно-технического обеспечения, объединенная для выполнения технологических процессов производства, накопления и выдачи компримированного природного газа передвижному автомобильному газовому заправщику.

17 дочерняя автомобильная газонаполнительная компрессорная станция; дочерняя АГНКС: Совокупность машин, оборудования, зданий, сооружений и систем инженерно-технического обеспечения, объединенная для выполнения технологических процессов приема компримированного природного газа от передвижных автомобильных газовых заправщиков, его хранения и заправки автомобильных транспортных средств компримированным природным газом.

18 газозаправочная колонка; ГЗК (газонаполнительная колонка; газовая раздаточная колонка): Оборудование, предназначенное для заправки транспортных средств компримированным природным газом, а также его учета.

19 блок входных кранов (блок подключения): Оборудование автомобильной газонаполнительной компрессорной станции и станции производства компримированного природного газа, обеспечивающее автоматическое, дистанционное и ручное включение/отключение подачи природного газа из подводящего газопровода, контроль давления поступающего природного газа, замер объема потребляемого природного газа, его очистку и аварийный сброс газа.

Примечание - В состав оборудования блока входных кранов входит: фильтр, запорная и предохранительная арматура, узел учета газа, регулятор давления.

20 блок подготовки компримированного природного газа: Оборудование, предназначенное для очистки и осушки природного газа после компримирования до нормируемых значений.

Примечание - Под нормируемыми значениями понимаются физико-химические показатели, установленные ГОСТ 27577 или другими документами по стандартизации, устанавливающими требования к качеству компримированного природного газа, используемого в качестве газового моторного топлива.

21 система сбора продувок: Совокупность оборудования блока подготовки компримированного природного газа, предназначенная для накопления масла и паров воды, полученных в результате технологической продувки оборудования инертным или природным газом.

22 блок редуцирования: Оборудование автомобильной газонаполнительной компрессорной станции или дочерней автомобильной газонаполнительной компрессорной станции, предназначенное для снижения давления компримированного природного газа до давления, требуемого для заправки автомобильных транспортных средств.

23 компрессорная установка (блок компримирования): Оборудование, предназначенное для компримирования природного газа.

24 блок компримированного природного газа многотопливной автозаправочной станции: Оборудование многотопливной автозаправочной станции, изготовленное как часть единой технологической системы и предназначенное для производства, приема, хранения компримированного природного газа и заправки им автомобильных транспортных средств.

Производство, хранение, транспортирование, выдача сжиженного природного газа

25 регазификация сжиженного природного газа: Перевод сжиженного природного газа в газообразное состояние путем повышения его температуры выше критической.

26 комплекс по сжижению природного газа; КСПГ (СПГ-комплекс): Совокупность машин, оборудования, зданий, сооружений и систем инженерно-технического обеспечения, объединенная для выполнения технологических процессов производства, хранения и выдачи сжиженного природного газа.

27 криогенный резервуар сжиженного природного газа: Сосуд с вакуумной теплоизоляцией, предназначенный для накопления, хранения под избыточным давлением или транспортирования сжиженного природного газа и его выдачи.

28 передвижной заправщик сжиженного природного газа; ПЗ СПГ: Криогенный резервуар, установленный вместе с обвязкой на автомобильном шасси или полуприцепе, на железнодорожном ходу или на судне водного транспорта и предназначенный для приема, хранения, перевозки и отгрузки сжиженного природного газа потребителю.

29 установка сжижения природного газа: Совокупность оборудования, трубопроводов, запорной и регулирующей арматуры, контрольно-измерительных приборов и вспомогательных устройств комплекса по сжижению природного газа, предназначенная для преобразования агрегатного состояния природного газа из газообразного в жидкое.


Многих интересует вопрос - какие преимущества природного газа перед другими видами топлива? Вообще, природный газ – это распространенное полезное ископаемое, активно применяемое человеком в качестве топлива для электростанций, котельных, предприятий и автотранспорта, а также для бытовых нужд. Другое направление его использования – получение синтетических полимеров. Чем природный газ лучше нефтепродуктов, знают практически все. Газ считается экологически чистым видом топлива, поэтому во многих густонаселенных районах его используют в приоритетном порядке.

Описание газа

Основные преимущества и недостатки газа при использовании

Газ является наиболее чистым среди всех распространенных видов органического топлива. При одном и том же количестве выделенного тепла сжигание газа дает в 3 раза меньше СО2, чем при сжигании угля. Все остальные загрязнители также выделяются в гораздо меньшем количестве.

Основным недостатком газа является повышенная взрывоопасность. Периодические ЧП на угольных шахтах связаны именно со взрывами выделяющегося из угольных пластов газа. Добыча, транспортировка и использование природного газа часто сопряжены с выделением в атмосферу парникового газа метана. В то же время сжигание газа практически не дает сажи и аэрозолей.

преимущества природного газа перед другими видами топлива

На теплоэлектростанциях преимущества использования газа заключаются в возможности большей маневренности и регулировании производства энергии в зависимости от нужд потребителя. При этом почти не образуется твердых отходов, а потому не стоит проблема с их утилизацией, как при сжигании угля.

Преимущества природного газа перед другими видами топлив

Использование газа в качестве топлива для автомобилей имеет свои плюсы и минусы.

  • Главное преимущества газового моторного топлива – это низкий уровень выбросов вредных веществ (или отсутствие такового). Это касается не только безвредного для здоровья, но вредного для климата углекислого газа, но и оксидов азота, сажи, угарного газа, свинца и других токсичных соединений. Хотя большинство российских автовладельцев не считают это преимущество главным. А зря. Ведь здоровье – это самое главное.
  • Некоторые финансовые преимущества. Правда, сама установка газового оборудования стоит не дешево, но эти затраты окупятся через 10 или 20 тысяч километров езды. Газовых заправок зачастую тоже достаточно.
  • Возможность комбинированного использования топлива. При заполнении бензинового и газового бака одновременно можно увеличить запас хода автомашины от 350 до 500 км. Это уменьшит зависимость от промежуточных автозаправок, где возможно низкое качество жидкого топлива. Также использование газа уменьшает расход машинного масла и износ деталей.
  • Более долгий срок службы авто. Равномерное сгорание газа и малое выделение продуктов его горения снижают нагрузку на двигатель и другие части авто, что делает их более долговечными.

Газозоправочная станция

Минусы использования газового топлива

Помимо преимуществ природного газа перед другими видами топлива, имеются у него и недостатки:

  • Некоторые сложности с заправкой автомобиля. Газовая заправка проходит несколько сложнее и дольше, чем заправка жидкими видами топлива. Плюс к этому, количество газовых заправок не столь велико, как бензиновых. Могут возникнуть также сложности с ремонтом газового оборудования (по причине нехватки специалистов).
  • Уменьшение возможностей двигателя. При использовании газа мощность двигателя падает на 10-15 процентов, а скорость движения – примерно на 5 %.
  • Дополнительный вес. После установки газобаллонного оборудования общий вес авто увеличивается примерно на 60 кг, а объем багажника уменьшается.
  • Риск утечек. Газ более прихотлив, чем бензин, и требует к себе повышенного внимания. Важно, чтобы газовый баллон был хорошо закреплен. Если в салоне, багажнике или капоте появился запах газа, то необходимо обратиться в сервисный центр. Не рекомендуется заправка автомобиля газом, предназначенным для бытовых нужд. Также необходим контроль за давлением в баллоне и следование рекомендациям специалистов.
  • Чувствительность к температуре. При температуре ниже - 10 возможны проблемы с запуском двигателя, а при слишком высокой температуре возникает риск разгерметизации.

В целом же, установка газового оборудования целесообразна при большой дальности поездок и наличии достаточного числа газозаправок в регионе.

Природный газ в авто

Заключение

Таким образом, преимущества природного газа перед другими видами топлива очевидны. Однако при использовании его в двигателях внутреннего сгорания большое значение имеют и недостатки. Преимущества природного газа как топлива в основном связаны с экологией.

Природный газ нужен не только для приготовления пищи, обогрева дома и получения электричества. Еще им можно заправлять автомобиль. Природный газ в качестве топлива намного дешевле и экологичнее нефтепродуктов.


Одним из первых использовать газообразное горючее предложил Филипп Лебон. В 1801 году он получил патент на конструкцию, в которой газ и воздух сжимаются отдельными компрессорами и смешиваются в специальной камере. В 1860 году французский изобретатель Этьен Ленуар сконструировал первый практически пригодный газовый двигатель внутреннего сгорания. Он придумал воспламенять газовоздушную смесь в двигателе с помощью электрической искры.


Предок современного автомобиля на газомоторном топливе — самоходная повозка с двигателем внутреннего сгорания — работала на светильном газе (получаемом путем сухой перегонки из определенных сортов каменного угля). В 1894 году в немецком городе Дессау природный газ применяли в качестве топлива для железнодорожного транспорта. Однако транспорт на газе не получил широкого распространения в 19 веке.


В конце 40-х и начале 50-х годов 20-го века в СССР производили газобаллонные автомобили на метане и развивали сеть АГНКС. Но начальный уровень газоснабжения и относительно малый в то время объем добычи газа не позволили расширить применение такого транспорта.

Каким газом заправляют автомобиль

Для заправки транспорта используют различные виды сжиженного газа: метан (природный газ), пропан, бутан и их смеси (так называемые углеводородные газы). Кроме того, метан используется и в сжатом (компримированном) виде. В этой статье речь пойдет именно о природном газе в качестве автомобильного топлива. Для того, чтобы получить компримированный газ, метан сжимают при помощи компрессора. Его объем при этом уменьшается в 200-250 раз.
Для получения сжиженного газа природный газ нужно охладить до температуры —161,5 °С. Объем газа при этом уменьшается в 600 раз.

Почему природный газ считается экологичным видом топлива


Как можно сэкономить, заправляя автомобиль метаном

Сегодня метан в России стоит около 12 рублей за кубический метр (эквивалентно литру бензина). Это в 3 раза дешевле бензина, при том, что расходуется природный газ экономнее. Особенно выгодно использовать газомоторное топливо на общественном транспорте, который ежедневно проходит большие расстояния. Например, если перевести 100 автобусов с обычного топлива на метан, то за счет разницы в цене на топливо за год можно сэкономить 34 млн рублей.
Кроме того, метан не содержит примесей, а значит, не образует отложений в топливной системе при сгорании. Двигатель на газе работает дольше и эффективнее.

Безопасный газ

Природный газ — самое безопасное топливо из всех доступных на сегодняшний день. В случае аварии метан не скапливается в углублениях и не образовывает горючую смесь паров с воздухом. Так как газ легче воздуха, он сразу улетучивается, поэтому его утечка не представляет опасности.


Баллоны, в которых хранится метан, имеют очень толстые и прочные стенки. В процессе производства их многократно проверяют, чтобы емкости могли выдерживать давление газа.

Газ — в моторы

Сегодня практически все крупнейшие автопроизводители выпускают автомобили на метане. Мировые лидеры автопрома — Volvo, Audi, Chevrolet, Daimler-Benz, Iveco, MAN, Opel, Peugeot, Citroen, Sсania, Fiat, Volkswagen, Ford, Honda, Toyota — все они сегодня предлагают заводские автомобили с двигателями, работающим на компримированном природном газе. Эти машины ни в чем не уступают традиционным бензиновым аналогам и пользуются большой популярностью среди автовладельцев. На сегодняшний день в мире насчитывается более 17 млн автомобилей, работающих на метане, и это число продолжает расти.

Газ — это уникальное топливо, которое имеет множество плюсов. На сегодняшний день использование автомобилей на газовом оборудовании активно увеличивается. Природный газ часто называют газом будущего. И это неспроста. Почему газ стал настолько современным и популярным топливом? Мы поможем Вам в этом разобраться.

Что такое природный газ

Начнём с того, что же такое природный газ. Природный газ — это большое сосредоточение газов, которые располагаются глубоко в недрах Земли, при анаэробном расщеплении органических веществ.

Если Вы хотите дышать именно воздухом, а не выхлопами, то обратите внимание на газовое топливо. Природный газ является наиболее экологически чистым видом топлива. Его экологичность трудно не оценить. При использовании газа замечено снижение вредных выхлопов от автомобилей в несколько раз. Природный газ, как топливо отличная эко-альтернатива бензину.

Какие есть виды газа

На самом деле видов газа очень много, но для автомобилей, в качестве топлива используют только два вида: метан и пропан.

Метан — это природный газ, который используют практически в чистом виде, лишь немного его профильтровав. Он располагается глубоко под землёй. Имеет самый высокий класс безопасности.

Пропан — вид газа, который выделяется во время переработки нефтепродуктов. Для топлива его смешивают с бутаном и этаном.

По сути, различия между пропаном и метаном заключается в их физических характеристиках и имеют много отличий в использовании. Хотя у них есть и схожие характеристики, такие как: не выраженный цвет и запах. Для безопасности газ, как топливо обрабатывают одорантами, которые и создают своеобразный аромат.

Преимущества природного газа

Почему газ считается наилучшим видом топлива? Рассмотрим его преимущества:

  • Экономичность. Установка ГБО (пропан) стоит от 21.900 окупается за 1.5-2 месяца полностью. И позже за счёт того, что газовое топливо дешевле бензина Вы значительно экономите.
  • Экологичность. Это преимущество газа известно многим. Газ выделяет в среднем в 4 раза меньше выхлопов, чем бензин. Мало того, метан считается самым экологическим топливом.
  • Срок службы двигателя на газе больше, чем двигателя на бензине.
  • Пожаробезопасность. Несмотря на все мифы, газ имеет высокую устойчивость к огню. Главное качественное оборудование, правильная установка и своевременные прохождения ТО. Если всё сделать грамотно вероятность возгорания практически равна нулю.
  • Газ нельзя разбавить и его состав всегда остаётся одинаковым.
  • Возможность комбинировать топливо: бензин и газ, дизель и газ. Это очень облегчает дальние поездки, даёт возможность не заправляться дешёвым бензином, а Ваш автомобиль останется двухтоплевным.
  • Газовое оборудование существенно увеличивает запас хода.
  • Увеличении срока службы масла.
  • Уровень шума в два раза ниже, чем при работе на бензине или дизеле.
  • Использование газового топлива активно поддерживается страной. Россия делает всё, чтобы ещё больше развить и расширить использование газового топлива в стране.
  • Газовое оборудование сейчас можно устанавливать практически на любой автомобиль. Для каждого автомобиля комплектация оборудования выбирается в зависимости от технических характеристик и потребностей.

Если брать во внимание все вышеперечисленные пункты газовое топливо имеет очень много доминирующих качеств, которые играют роль при выборе топлива.

Какой газ дешевле при использовании на автомобиле

Установка газового оборудования окупается спустя, приблизительно, за 2 месяца. Так какой же газ экономичнее? Если рассмотреть стоимость установки ГБО, то метановое оборудование будет почти в два раза выше, чем оборудование пропан. Суть в том, что Газ метан в использовании дешевле, чем газ пропан. Природный газ, как топливо уступает в цене бензину: пропан в 2 раза экономнее бензина, а метан в 3 раза.

Следует ознакомиться с правилами безопасности для водителей на заправочных станциях и выполнять их.

Перед заправкой следует обязательно выполнить простые правила безопасности:

Все последующие операции выполняются только уполномоченным персоналом заправочной станции.

Как газ влияет на состояние автомобиля

Автомобили на газе имеют большую выносливость, чем авто на бензине. И на это есть ряд причин: он не смывает масляную плёнку с цилиндров двигателя и при сгорании не образует золы. Использование автомобилей на ГБО в три раза увеличивается срок службы двигателя Вашего автомобиля.

Трудно ли установить газовое оборудование на машину

Установка ГБО на автомобиль считается довольно простой, но доверить ее можно только высококвалифицированным специалистам с практическим опытом работы. Установка газового оборудования займёт в среднем от 9 часов до 24 часов.

Установка газового оборудования в нашей компании имеет ряд весомых преимуществ:

  • Доступная цена ГБО. Возможность установить ГБО в рассрочку или получить приятные бонусы в виде процентной скидки.
  • Высокий Сервис монтажа. Для нас главное - это качественно выполненная работа.
  • Сертифицированное газобаллонное оборудование, таких известных брендов как BRC, Poletron, Digitronic, Lovato, OMVL.

Читайте также: