Гост р 51266 99 обзорность с места водителя с изменениями

Обновлено: 04.07.2024

Бинокулярный обзор - обзор, получаемый в результате наложения полей, видимых левым и правым глазами одновременно.

Боковые разделительные стойки переднего окна - конструктивные элементы, дополнительно используемые для крепления стекол при составном ветровом стекле.

Зона очистки переднего окна - зона на наружной поверхности стекла, очищаемая щетками стеклоочистителя.

Исходные точки отсчета - физические точки (отверстия, плоскости, метки и углубления) на кузове АТС, указанные предприятием-изготовителем.

Конструктивный угол наклона туловища - угол, измеряемый между вертикальной линией, проходящей через точку R, и линией туловища в положении, соответствующем конструктивному положению спинки сиденья, указанному предприятием-изготовителем АТС.

Непросматриваемые зоны - невидимые зоны, создаваемые непрозрачными элементами конструкции кабины (кузова), внутренним или наружным оборудованием и т.д.

Непросматриваемые зоны, создаваемые стойками переднего окна, - невидимые зоны, создаваемые стойками переднего окна с учетом бинокулярности обзора.

Нормативное поле обзора П - условное поле передней обзорности в 180°-ном секторе, расположенное между горизонтальной плоскостью, являющейся верхней границей поля и проходящей на уровне глаз водителя, и тремя другими плоскостями, составляющими в совокупности нижнюю границу поля. Взаимное расположение указанных плоскостей в пространстве установлено настоящим стандартом.

Нормативные зоны А и Б переднего окна - условные зоны на наружной поверхности стекла АТС. Размеры нормативных зон А и Б установлены настоящим стандартом. Нормативная зона А расположена внутри нормативной зоны Б непосредственно перед водителем.

Обзорность - конструктивное свойство АТС, характеризующее объективную возможность и условия восприятия водителем визуальной информации, необходимой для безопасного и эффективного управления АТС.

Передняя обзорность - обзорность через переднее и боковые окна кабины, ограниченная полем зрения водителя, равным 180°, в горизонтальной плоскости, при направлении линии взора с места водителя параллельно средней продольной плоскости АТС. Характеризуется размерами и расположением нормативных зон А и Б переднего окна, степенью очистки нормативных зон А и Б, нормативным полем обзора П, непросматриваемыми зонами в нормативном поле обзора П, а также непросматриваемыми зонами, создаваемыми стойками переднего окна.

Продольная регулировка сиденья - величина перемещения сиденья, измеренная по горизонтали между крайним задним и крайним передним фиксированными положениями.

Продольная регулировка сиденья для нормального управления или использования - регулировка по горизонтали без перемещения, предусмотренного для целей, иных, чем нормальное управление или использование, заданная предприятием-изготовителем.

Прозрачная часть переднего и боковых окон - часть стекла переднего и боковых окон, свободная от непрозрачных элементов конструкции, имеющая светопропускаемость согласно ГОСТ 5727.

Разделительные стойки боковых окон - конструктивные элементы, дополнительно используемые для крепления стекол при составном боковом стекле.

Средняя и боковые стойки переднего окна - опоры крыши кабины с примыкающими непрозрачными элементами дверей и уплотнителей или со сплошной непрозрачной полосой по краям вклеиваемых стекол. При этом средняя стойка может не являться опорой крыши кабины.

Степень очистки нормативной зоны - отношение площади поверхности нормативной зоны, очищаемой щетками стеклоочистителей, к общей площади поверхности соответствующей нормативной зоны, выраженное в процентах.

Тип транспортного средства (в отношении передней обзорности) - совокупность АТС, не имеющих между собой конструктивных различий, влияющих на показатели обзорности с места водителя, и отвечающие одним требованиям, установленным данным стандартом.

Точка R или контрольная точка сидения - условная точка, указываемая предприятием-изготовителем для сидения водителя и устанавливаемая относительно трехмерной системы координат.

Точки V - характеристические точки положения глаз водителя, принятые для определения границ нормативных зон А и Б переднего окна и нормативного поля обзора П АТС. Координаты точек V через угол наклона туловища сидящего зависимы от координат точки R.

Точки Е - характеристические точки, имитирующие положение левого и правого глаза при повороте головы сидящего относительно точки Р в направлении соответствующей боковой стойки.

Точки Р - характеристические точки пересечения оси поворота головы сидящего в направлении к объекту наблюдения с горизонтальной плоскостью, расположенной на высоте глаз, принятые для определения углов непросматриваемых зон, образуемых стойками переднего окна. При этом имеется ввиду, что сидящий поворачивает голову вокруг вертикальной оси. Координаты точек Р через угол наклона туловища сидящего и продольную регулировку сиденья для нормального управления или использования зависимы от координат точки R.

1. Разработан Научно-исследовательским центром Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации (НИЦ ГАИ МВД России), Научно-производственным объединением "РосдорНИИ", Московским автомобильно-дорожным институтом, Государственным дорожным научно-исследовательским институтом "СоюздорНИИ", Академией коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова, Министерством транспорта Российской Федерации.

2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 278 "Безопасность дорожного движения".

3. Утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 11.10.93 N 221.

4. Введен впервые.

1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

- до 01.01.95 на находящиеся в эксплуатации федеральные автомобильные дороги, магистральные дороги и улицы городов и других населенных пунктов;

- с 01.01.95 на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.

Автомобильные дороги, дороги и улицы городов и других населенных пунктов по их транспортно-эксплуатационным характеристикам объединены в три группы:

группа А - автомобильные дороги с интенсивностью движения более 3000 авт/сут; в городах и населенных пунктах - магистральные дороги скоростного движения, магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения;

группа Б - автомобильные дороги с интенсивностью движения от 1000 до 3000 авт/сут; в городах и населенных пунктах - магистральные дороги регулируемого движения, магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения и районного значения;

группа В - автомобильные дороги с интенсивностью движения менее 1000 авт/сут; в городах и населенных пунктах - улицы и дороги местного значения;

категории улиц и дорог в городах и населенных пунктах - по СНиП 2.07.01.

Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.

В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты, строительные нормы и правила, инструкции:

- ГОСТ 10807-78 Знаки дорожные. Общие технические условия

- ГОСТ 23457-86 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения

- ГОСТ 25695-91 Светофоры дорожные. Типы. Основные параметры

- ГОСТ 26804-86 Ограждения дорожные металлические барьерного типа. Технические условия

- СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги

- СНиП 2.07.01-89 Планировка и застройка городских и сельских поселений

- СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги

- ВСН 24-88 Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог (Минавтодор РСФСР)

3. Требования к эксплуатационному состоянию

автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других

Проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.

3.1. Покрытие проезжей части

3.1.1. Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

Предельно допустимые повреждения покрытия, а также сроки их ликвидации приведены в таблице 1.

Группа дорог и улицпо их транспортно-эксплуатационным характеристикам

Повреждения на 1000 кв. м покрытия, кв. м, не более

Сроки ликвидации повреждений, сут., не более

Примечания. 1. В скобках приведены значения повреждений для весеннего периода.

2. Сроки ликвидации повреждений указаны для строительного сезона, определяемого погодно-климатическими условиями, приведенными в СНиП 3.06.03 по конкретным видам работ.

3.1.2. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

3.1.3. Ровность покрытия проезжей части должна соответствовать требованиям, приведенным в таблице 2

3.1.4. Коэффициент сцепления покрытия должен обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью и быть не менее 0,3 при его измерении шиной без рисунка протектора и 0,4 - шиной, имеющей рисунок протектора .

Значения коэффициента сцепления приведены для условий его измерения прибором ПКРС-2 (ТУ 78.1.003-83).

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на автомобильные дороги общего пользования (далее - дороги) и устанавливает требования к уровню зимнего содержания (далее - уровень содержания) их элементов, критериям его оценки и методам контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог в соответствие его требованиям.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 427 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 5378 Угломеры с нониусом. Технические условия

ГОСТ 7502 Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 32825 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные покрытия. Методы измерения геометрических размеров повреждений

ГОСТ 33146 Дороги автомобильные общего пользования. Трубы дорожные водопропускные. Методы контроля

ГОСТ 33181 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания

ГОСТ 33220 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию

ГОСТ Р 8.563 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики (методы) измерений

ГОСТ Р 50597-2017 Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля

ГОСТ Р 52289 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

ГОСТ Р 58350 Дороги автомобильные общего пользования. Технические средства организации дорожного движения в местах производства работ. Технические требования. Правила применения

ГОСТ Р 58948 Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания

ГОСТ Р 59292 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания. Критерии оценки и методы контроля

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающих эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

дефект: Несоответствие транспортно-эксплуатационных показателей конструктивных элементов дорог и улиц, дорожных сооружений и элементов обустройства требованиям настоящего стандарта.

[ГОСТ Р 50597-2017, статья 3.1]

3.1 дефект содержания: Несоответствие значений (количественных, линейных и/или площадных) показателей эксплуатационного состояния конструктивного элемента и сроков их устранения, нормируемых для уровня зимнего содержания, требуемого по контракту (договору) на выполнение работ (оказание услуг) по их содержанию.

зимнее содержание автомобильных дорог: Комплекс мероприятий по обеспечению безопасного и бесперебойного движения на автомобильных дорогах в зимний период года, включающий защиту автомобильных дорог от снежных заносов, очистку от снега, предупреждение и устранение зимней скользкости.

[ГОСТ 33181-2014, статья 3.1]

зимняя скользкость: Снежные отложения и ледяные образования на проезжей части, укрепленных обочинах, площадках отдыха, остановках маршрутного транспорта, тротуарах и пешеходных (велосипедных) дорожках, приводящие к снижению сцепных свойств поверхности покрытия.

[ГОСТ 33387-2015, статья 3.6]

знак переменной информации; ЗПИ: Техническое средство организации дорожного движения, предназначенное для отображения дорожных знаков, за исключением знаков индивидуального проектирования.

Примечание - Знаки переменной информации позволяют отобразить сменяющиеся во времени изображения дорожных знаков. Включенным состоянием ЗПИ называют его рабочее состояние, при котором он отображает изображение дорожного знака, выключенным - когда не отображает.

[ГОСТ 32865-2014, статья 3.1]

категория автомобильной дороги: Характеристика автомобильной дороги, определяющая ее технические параметры.

[ГОСТ 33382-2015, статья 2.9]

конструктивный элемент: Конструкция, воспринимающая внешние и внутренние нагрузки и передающая их другим конструкциям или основанию.

3.8 критерий оценки уровня содержания: Установленное проектной, контрактной и/или технической документацией, или нормативным документом количественное и/или качественное значение дефекта содержания конструктивного элемента автомобильной дороги, характеризующего его уровень содержания.

момент обнаружения: Дата и время регистрации поступления информации о наличии дефекта уполномоченным лицом организации, осуществляющей дорожную деятельность.

[ГОСТ 33220-2015, статья 3.2]

момент обнаружения зимней скользкости: Дата и время регистрации поступления информации об ее фактическом образовании с дорожных метеостанций или из других источников, или о возможном ее образовании с дорожных метеостанций и организаций Росгидромета (четырехчасовой прогноз), уполномоченным лицом организации, осуществляющей дорожную деятельность.

[ГОСТ Р 50597-2017, статья 3.4]

3.11 неблагоприятные погодные условия: Состояние погоды, при котором под действием метеорологических факторов заметно изменяется состояние поверхности автомобильной дороги, ухудшается взаимодействие участников дорожного движения с автомобильной дорогой, в результате чего снижается скорость и безопасность дорожного движения.

Примечание - К неблагоприятным погодным условиям относят отдельное и/или совместное действие следующих факторов: осадки в виде дождя и/или снегопада интенсивностью до 0,1 мм/мин, ветер со скоростью от 10 до 20 м/с, метель со скоростью ветра от 3 до 9 м/с, туман с метеорологической дальностью видимости от 200 до 500 м, относительная влажность воздуха более 90%, температура воздуха в тени, находящаяся в диапазонах от минус 40°С до минус 30 С* и от 30°С до 40°С.

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

необеспеченный водоотвод (застой воды): Поверхностное скопление воды, вызванное недостаточным или обратным уклоном, наличием деформаций и разрушений, нарушением работы элементов водоотвода (дренажа, водопропускных труб, водоотводных канав)

[ГОСТ 33180-2014, таблица А.1]

3.4 особо неблагоприятные погодные условия: Состояние погоды, при котором под действием метеорологических факторов состояние поверхности автомобильной дороги, условия взаимодействия участников дорожного движения с автомобильной дорогой и ее восприятие водителями изменяется настолько, что движение становиться затрудненным, несет прямую угрозу безопасности участников дорожного движения и без специальных мер по защите дорог от воздействия метеорологических факторов может быть прервано.

Примечание - К особо неблагоприятным погодным условиям относят: осадки в виде дождя и/или снегопада интенсивностью более 0,1 мм/мин, ветер со скоростью более 20 м/с, метель со скоростью ветра более 9 м/с, туман с метеорологической дальностью видимости менее 200 м, температура воздуха в тени летом - более 40°С, зимой - менее минус 40°С.

подъездная зона тоннеля: Участок дороги вне тоннеля длиной, равной расстоянию безопасного торможения, примыкающий к въездному порталу.

[ГОСТ 33153-2014, статья 3.17]

потребительские свойства автомобильной дороги: Совокупность транспортно-эксплуатационных показателей дороги, непосредственно влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта, отражающих интересы пользователей дорог и влияние на окружающую среду. К потребительским свойствам относятся обеспеченные автомобильной дорогой: скорость, непрерывность, безопасность и удобство движения, пропускная способность и уровень загрузки движением; способность в течение всего года пропускать автомобили и автопоезда с разрешенными для движения осевыми нагрузками, общей массой и габаритами, а также экологическая безопасность.

противогололедные материалы; ПГМ: Твердые, жидкие или комбинированные материалы, применяемые для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах.

[ГОСТ 33387-2015, статья 3.1]

рыхлый снег: Неуплотненный слой снега, откладывающийся на покрытии проезжей части, обочинах и тротуарах во время снегопада и метелей.

[ГОСТ Р 50597-2017, таблица В.1]

3.18 снежный вал: Слой снега, накопленный и образованный в виде продольного бокового вала в результате уборки и сгребания снега с дорожного покрытия.

срок устранения дефекта: Время с момента обнаружения дефекта до его устранения.

[ГОСТ Р 50597-2017, статья 3.5]

Примечание - Если предусмотрена оценка возмещения ущерба, причиненного элементам обустройства автомобильных дорог в результате дорожно-транспортных происшествий или проведение следственных действий, срок устранения дефекта отсчитывают с момента проведения оценки или окончания работы следственно-оперативной группы.

3.20 стекловидный лед: Лед на дорожном покрытии в виде гладкой стекловидной пленки толщиной от 1,0 до 3,0 мм или матовой белой шероховатой корки толщиной до 10,0 мм.

талый снег: Снег, превращенный в жидкую массу противогололедными материалами, транспортными средствами и/или пешеходами.

[ГОСТ Р 50597-2017, таблица В.1]

уплотненный снег (снежный накат): Слой снега на проезжей части дороги, уплотненный колесами проезжающих транспортных средств.

[ГОСТ 33181-2014, статья 3.5]

уплотненный снежный покров; УСП: Специально сформированный уплотненный слой снега на дорожном покрытии, устраиваемый для обеспечения непрерывного и безопасного дорожного движения с установленными скоростями в зимний период года.

[ГОСТ 33181-2014, статья 3.6]

3.24 уполномоченное лицо организации, осуществляющей дорожную деятельность: Уполномоченный представитель организаций осуществляющих функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

Примечание - В том числе в области учета автомобильных дорог, федеральных казенных учреждений, в оперативном управлении которых находятся автомобильные дороги, Государственной компании "Российские автомобильные дороги", в отношении автомобильных дорог, находящихся в доверительном управлении прочих учреждений, подведомственных Министерству транспорта Российской Федерации, осуществляющих мониторинг деятельности организаций дорожного хозяйства.

3.25 уровень содержания автомобильных дорог: Показатель, отражающий определенное эксплуатационное состояние конструктивных элементов автомобильной дороги, которое определяется полнотой и качеством выполнения работ (оказания услуг) по содержанию автомобильных дорог.

эксплуатационное состояние дороги: Состояние дороги, которое характеризуется транспортно-эксплуатационными показателями конструктивных элементов дорог, дорожных сооружений и элементов обустройства, изменяющихся при ее эксплуатации, воздействии транспортных средств и метеорологических условий.

[ГОСТ 33220-2015, статья 3.4]

4.1 Зимнее содержание дорог для целей взаимодействия при приемке дорожных работ (услуг) владельцев дорог и организаций, осуществляющих выполнение работ (оказание услуг) по их содержанию, в настоящем стандарте классифицируется по следующим нормативным уровням содержания: допустимый, средний и высокий.

4.2 Допустимым уровнем является уровень содержания дороги, при котором обеспечивается соблюдение требований к эксплуатационному состоянию (транспортно-эксплуатационным показателям) дороги, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, согласно ГОСТ 33220 и ГОСТ Р 50597.

4.3 Средним и высоким уровнями являются уровни содержания дороги, которые обеспечивают:

- соблюдение требований к эксплуатационному состоянию (транспортно-эксплуатационным показателям) дороги, которые установлены в настоящем стандарте для среднего и высокого уровня соответственно;

- поддержание потребительских свойств дороги выше потребительских свойств, обеспечиваемых при допустимом уровне содержания.

4.4 При высоком, среднем и допустимом уровнях содержания дороги, каждый ее конструктивный элемент и/или его составляющие необходимо содержать в состоянии, которое обеспечивает круглосуточное, бесперебойное и безопасное движение всех участников дорожного движения.

4.5 При высоком, среднем и допустимом уровнях содержания не допускаются временные ограничения или прекращения движения транспортных средств, за исключением случаев, указанных в 4.9.

4.6 При высоком уровне содержания не допускается снижение скорости движения транспортных средств относительно значений, разрешенных [2], за исключением случаев:

- предусмотренных в проекте организации дорожного движения;

4.7 Участки дороги при допустимом уровне содержания, относящиеся к соответствующему уровню содержания по ГОСТ 33181 в зависимости от категории дороги, установлены в таблице 1.

Таблица 1 - Классификация участков дороги при допустимом уровне содержания по уровням зимнего содержания по ГОСТ 33181.

Читайте также: