График работы водителей образец

Обновлено: 05.07.2024

Формирование графика сменности – во многих случаях одно из основных условий бесперебойной работы предприятия или организации.

К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Когда применяется сменный график работы

Сменный график – явление достаточно распространенное. Используется он в самых разных отраслях деятельности, чаще всего в компаниях с непрерывным круглосуточным производственным циклом – необходимость его применения здесь обусловлена тем, что простои оборудования недопустимы, т.к. они ведут к сбоям в системе и немалым финансовым потерям. А вот регулярная своевременная смена персонала приводит к увеличению объема выпускаемой продукции, улучшению производительности труда и, как следствие, большей прибыли.

Количество смен и работников в них

Число смен зависит от особенностей деятельности организации. Это может быть две, три и даже четыре смены в сутки. Каждая смена работает определенный промежуток времени – от трех-четырех часов до двенадцати.

Индивидуально и количество работников в одной смене. Это может быть один человек или даже несколько десятков (верхний порог не ограничен).

Зачем нужен график сменности

График сменности является одним из важнейших внутренних документов компании.

На основе графика ведется учет рабочего времени сотрудников и впоследствии производится начисление им заработной платы.

Таким образом, он относится не только к методам организации труда на предприятии, но и является серьезным учетным бланком.

Не нужно забывать и о том, что если в компании предусмотрена работа в сменном режиме, то наличие графика в обязательном порядке проверяется государственными надзорными структурами (например, трудовой инспекцией и налоговой службой). Отсутствие этого документа может послужить причиной к наложению на предприятие и его руководство административного наказания в виде достаточно крупного штрафа.

Законодательное регулирование, обязательные условия

Сменный график регулируется законодательством, а именно ст. 372 ТК РФ (ч. 3 ст. 103 ТК РФ). При введении его в организации требуется неукоснительно соблюдать нормы и условия вышеназванного раздела Трудового Кодекса Российской Федерации.

Правила работы в данном режиме прописаны здесь достаточно обстоятельно и четко. Перечислять их в этой статье смысла нет, но на некоторых просто необходимо заострить внимание:

  1. недельная длительность рабочего времени в сумме всех смен не должна быть больше сорока часов;
  2. каждую смену людям должен даваться перерыв на обед (его длительность определяется индивидуально — от 30 минут до 2 часов);
  3. сотрудникам должен быть обеспечен непрерываемый отдых в течение 42 часов каждую неделю;
  4. работодатель обязан обозначить работникам недопустимость исполнения ими обязанностей в две смены подряд (за исключением экстренных случаев) – и строго за этим следить.

Если организация испытывает потребность в применении сменного графика для разных категорий (должностей) работников, то для каждой из них продолжительность смены может определяться отдельно (такие ситуации встречаются в транспортных компаниях – для водителей применяется один режим работы, для диспетчеров другой, а для обслуживающего персонала – третий).

При формировании графика следует учитывать и еще один важный момент — если большая часть выпадает на ночь, то смена автоматически должна быть уменьшена на час.

Все остальные условия работы должны также соответствовать законодательству, в том числе и в тех вопросах, которые касаются выдачи зарплаты, предоставления больничных, отпуска и т.п.

Что не считается сменным графиком

Некоторые кадровики ошибочно полагают, что график работы сутки через двое/трое, два дня через два и т.п., относится к сменным. Если внимательно ознакомиться с трудовым законодательством РФ, выяснится, что это не так. Группа работников, выполняющая свои должностные обязанности в течение одного дня, и сменяющаяся на следующий день другими, работает в режиме, закрепляемом внутри предприятия, однако при этом четкой процедуры разработки такого режима, его согласования и утверждения не предусмотрено.

Некоторые моменты, касающиеся оплаты

Расчет оплаты труда при сменном графике несколько отличается от стандартного. Специфика здесь заключается в том, что количество рабочих часов по установленному на предприятии режиму может отличаться от нормы, установленной по закону, причем как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения (так называемая плановая переработка или недоработка).

Для того, чтобы в расчетах зарплаты не было ошибок, по завершении периода учета следует осуществлять сверку следующих параметров: количества рабочих часов в соответствии с нормой и их же количество, исходя из реальных показателей. Если при сравнении второй показатель будет больше первого, потребуется рассчитать и доплатить сотруднику за переработанное время.

Если смена работнику выпадает на выходной день, то она оплачивается как обычная (это обосновывается особенностями условий сменного режима). Если же он вынужден работать в праздничный день (государственные нерабочие дни указаны в Трудовом Кодексе РФ), то оплата ему должна производиться по соответствующему стандартному тарифу, т.е. в двойном размере.

Закрепление порядка работы

Если руководство предприятия решает применять посменный график работы, эту норму оно обязано закрепить в учетной политике, если точнее – в Правилах внутреннего распорядка.

Если в компании действует профсоюзная ячейка, данные Правила, в том числе по части сменного режима работы, должны утверждаться ее представителем. На взаимодействие с профсоюзом отводится пятидневный период – за этот срок профсоюзные деятели должны либо одобрить представленные им Правила, либо доказательно их оспорить.

Также допускается установить использование сменного графика в коллективном договоре.

Помимо Правил внутреннего распорядка и коллективного договора, пункт о сменном режиме работы должен быть прописан в разделах индивидуальных трудовых договорах с сотрудниками, с указанием количества часов в смене и иных параметров.

Процесс формирования графика сменности

Первым практическим этапом воплощения сменного графика в жизнь является приказ о его создании, выпускаемый от имени директора организации. В нем прописывается указание создать график сменности, период, ответственное лицо и прочие необходимые сведения.

Образец приказа об утверждении графика сменности

Приказ об утверждении графика сменности

Далее идет непосредственное составление документа. Здесь должны быть учтены интересы работодателя и сотрудника.

График формируется заранее – как минимум за тридцать дней до наступления смены.

Каждый сотрудник, упомянутый в документе, должен быть с ним ознакомлен под роспись. Таким образом, он свидетельствует о том, что согласен с данным режимом работы.

После разработки, согласования и окончательного утверждения график будет обязательным к исполнению как для руководства предприятия, так и для сотрудников, которые в нем обозначены.

На какой период составляется бланк

График посменной работы может формироваться на любой период времени. Как правило, срок, на который составляется данный документ, указывается в нормативных актах компании. Чаще всего графики составляются на один месяц. Каждый раз новый график должен утверждаться в установленном порядке.

Можно ли менять в нем сведения

В утвержденный сменный график изменения вносить допускается, но только в крайнем случае и с соблюдением некоторых правил.

Во-первых, если перемены происходят по инициативе работодателя, он в обязательном порядке должен заранее уведомить о них подчиненных и получить их письменное согласие – без них законным образом внести правки будет проблематично.

Если изменить график смен просит кто-либо из сотрудников, он должен составить специальное заявление на имя руководителя. В заявление нужно указать причины просьбы (она должна быть обязательно уважительной с приведением соответствующих письменных обоснований), затем должно быть получено согласие остальных сотрудников, которых касается документ. Если коллегам и руководству удалось достичь компромисса, формируется новый приказ, на основе которого в график вносятся нужные коррективы.

Можно ли меняться сменами без внесения изменений в график сменности

Иногда на предприятиях случаются ситуации, когда работники меняются сменами без предварительного уведомления об этом начальства. Это категорически недопустимо.

За подобную замену руководство вправе наложить на подчиненных дисциплинарное взыскание.

А в случае не единичного нарушения трудовой дисциплины (а именно к этой категории относятся данные проступки) даже уволить провинившихся.

Кто составляет документ

Непосредственная задача по составлению графика сменности может быть возложена либо на специалиста кадрового отдела, либо на начальника структурного подразделения, либо на секретаря организации. Главное условие, которое должен соблюдать исполнитель – учитывать нормы законодательства, интересы предприятия и работников.

При этом документ после формирования обязательно должен быть передан на подпись руководителю отдела и директору.

Как согласовывать с работниками

С сотрудниками график смен нужно согласовывать заранее, как уже говорилось выше – не позднее, чем за тридцать дней до наступления первой по нему смены.

Подписи о согласии можно ставить непосредственно в самом графике или же сделать для этого отдельный лист.

Если выбран второй вариант, то в листе согласования нужно сделать таблицу, вписать туда всех работников и собрать их автографы (с датой их постановки). Данный документ будет официальным приложением к графику сменности.

Особенности формирования графика сменности, общие сведения

Если вам поручено сделать сменный график, а вы не представляете, как именно его формируют, прочитайте наши рекомендации – они дадут вам точное представление о данном документе. Также ознакомьтесь и с примером заполнения – на его основе у вас легко получится оформить собственный бланк.

Прежде чем перейти к детальному описанию графика, приведем общую информацию о документе. Начнем с того, что унифицированной формы графика нет. Это обозначает, что писать его можно в свободном виде или по образцу, утвержденному в учетной политике организации. При этом способ формирования бланка должен быть отражен в нормативных актах фирмы.

Независимо от того, какой метод составления графика будет выбран, нужно, чтобы документ содержал в себе ряд обязательных данных:

  • реквизиты компании;
  • информация о месте и времени составления;
  • сам график.

Бланк обязательно должен быть заверен несколькими лицами. Во-первых, теми работниками, в отношении которых он формировался, во-вторых, руководителем структурного подразделения и, в-третьих, директором компании.

Заверять бланк печатью не обязательно – делать это необходимо только тогда, когда такое условие есть в локальной документации фирмы.

График допускается составлять на простом чистом листе бумаги (предпочтительно А4 формата) или на фирменном бланке организации (если такое требование установлено руководством). Писать его можно вручную или на компьютере (с обязательным последующим распечатыванием).

Как учитывать график сменности

Все графики, разрабатываемые на предприятии, подлежат обязательной регистрации в соответствующем журнале учета. После проведения с ними всех необходимых процедур (разработка, согласование, утверждение, ознакомление), они передаются на хранение в отдел кадров компании. Здесь они подшиваются в отдельную папку с другими такими же документами. Доступ к месту их содержания для посторонних людей должен быть ограничен.

Длительность их хранения обозначается либо в локальных актах организации, либо устанавливается законодательством РФ (но не менее пяти лет). После истечение этого срока, графики можно утилизировать с соблюдением процедуры, установленной в законе.

Образец графика сменности

Прежде чем начать заполнение бланка, следует условно поделить его на три основные последовательные части.

  • название документа;
  • дата, место его формирования;
  • номер (по внутреннему документообороту предприятия);
  • период, на который составляется график (неделя, месяц, год и т.п.).

Вносить эти данные можно как посередине документа, так и слева или справа – значения не имеет. Единственное, что следует учесть, чтобы тут же, вверху, было отведено несколько строк под утверждение графика руководителем организации (сюда надо вписать его должность и ФИО).

Ниже находится основной блок. Обычно он оформляется в виде таблицы. В нее поэтапно вписываются:

  • ФИО работника;
  • дата;
  • номер смены, в которую он выйдет на работу;
  • сведения о выходных днях.

Можно дополнить таблицу и другими столбиками (например, о табельном номере сотрудника и т.п.). Под таблицей надо обязательно дать расшифровку информации, внесенной в график, в том числе о количестве смен, количестве работников, в них задействованных, продолжительности каждой смены (в часах), а также об условных обозначениях, внесенных в график.

Далее следует поставить отметку о том, что мнение сотрудников, внесенных в документ, учтено и собрать их подписи. Если подписи ставятся в листе согласования, то в графике сменности нужно указать его наличие, обозначив его в качестве приложения к основному документу.


Соблюдение режима труда и отдыха водителя автобуса – важный аспект обеспечения безопасности пассажиров и других участников дорожного движения. Законодательство четко регулирует продолжительность пребывания за рулем, специальных и обеденных перерывов, межсменных периодов и других факторов. Для контроля режима труда и отдыха водителя в автобусах должен устанавливаться тахограф, отсутствие которого или неисправное состояние устройства наказываются штрафом.

Как составить график работы водителей

График составляют на месяц отдельно для каждой смены при многосменной работе. В этом документе, подписанном ответственными лицами, отмечаются:

  • место и время начала работы;
  • место и время окончания смены;
  • время для отдыха и обеденный перерыв;
  • дни отдыха.

Для шоферов дальних рейсов составляется отдельный график.

Способы учета времени работы водителей

Основой для графика работы является форма учета времени – ежедневная или суммированная.

Ежедневный учет

Эта форма контроля востребована для рабочего дня – не более 8 часов при 5-дневной рабочей неделе и не более 7 часов при 6-дневной рабочей неделе. Смена может укорачиваться при поездках по сложным дорожным участкам.

Суммированный учет

При такой форме контроля смены могут иметь разную продолжительность и разный период отчетности, оптимальный – 1 месяц. В курортных регионах и местах с сезонными работами отчетность может быть сезонной, длительность сезона – до 6 месяцев. По длительности смены существуют следующие ограничения: в стандартном варианте – 10 часов, в отдельных случаях – 12 часов. Период вождения за один день – не более 9 часов. В неделю не допускается проводить за рулем более 45 часов.

К случаям, когда может устанавливаться 12-часовая смена, относятся поездки на транспорте:

  • аварийно-спасательном, пожарном, инкассаторском;
  • обслуживающем руководителей, представителей органов власти различного уровня;
  • технологические транспортировки внутри производственных объектов или карьеров в случаях, когда не требуется выезд на дороги общественного назначения;
  • предприятий ЖКХ, медицинских учреждений, служб связи;
  • автобусах, обслуживающих регулярные пригородные, городские, междугородные маршруты.

Суммированный учет может вводиться только после согласования с лицом, представляющим интересы работников. Сотрудники, принимаемые на предприятие с такой формой контроля, должны быть сразу ознакомлены с этим фактом. По суммированному учету могут работать как все водители организации, так и отдельные лица.

Примеры графиков работы водителей при разных формах учета рабочего времени

Водители грузовых и пассажирских ТС должны соблюдать специальный график труда. За нарушение этого графика предусмотрена административная ответственность. Ниже мы узнаем о том, как правильно составить режим труда и отдыха водителей согласно закону.

График работы водителей в 2021 году

Работа автоводителя — нелегкий труд, поэтому очень важно, соблюдать чередовать работу и отдых. Из-за переработки ухудшается психическое и физиологическое здоровье человека, а также возрастает риск возникновения ДТП на дороге. Поэтому в России по закону движение грузовых и пассажирских ТС осуществляется в соответствии с графиком труда и отдыха водителей.

Составляется этот график работодателем с учетом государственных правил и норм. Эти правила регулируют многие аспекты перевозок — длительность работы водителя, его перерывы, отдых и так далее.

Режим труда и отдыха водителей

Принцип составления графика рабочего времени водителя

Перечислим фундаментальные правила составления рабочего графика:

  • Основным показателем графика является рабочее время. Этот параметр включает в себя не только перевозку, но и перерывы для совершения некоторых обязательных действий — медицинских осмотр, стоянка для погрузки/разгрузки ТС, охрана груза на конечных/промежуточных пунктах и так далее.
  • Обратите внимание, что в рабочее время не включаются периоды отдыха. Однако по закону у автоводителя должно быть множество периодов отдыха, чтобы он мог отдохнуть, принять пищу.

[attention type=green]Учет рабочего времени может происходит по двум схемам — ежедневный учет и суммированный учет. Выбор учетной схемы осуществляется работодателем.[/attention]

Первая схема является универсальной, подходит она в основном поездок на небольшие расстояния. Вторая схема является более гибкой, распространяется она на те случаи, когда перевозки по какой-либо причине нельзя осуществить по стандартной схеме.

Ежедневный учет рабочего времени

В данном случае действуют два простых правила:

  • Общая длительность работы должна составлять не более 40 часов в неделю.
  • В сутки человек может управлять транспортным средством не более 8 часов.

[attention type=yellow]Обычно при ежедневном учете рабочего времени применяется восьмичасовая пятидневная рабочая неделя (8 часов X 5 дней = 40 часов в неделю). Однако при необходимости может также применяться облегченная шестидневная рабочая неделя. Например, с понедельника по пятницу водитель может работать по 7 часов в сутки — тогда в субботу у него будет короткий день длительностью не более 5 часов (35 + 5 = 40 часов).[/attention]

Суммированный учет рабочего времени водителей

Схема суммированного учета является более сложной. Использовать ее нужно в том случае, если ежедневная система не подходит . График по суммированной схеме определяется по таким правилам:

  • В качестве базовой единицы для расчетов выбирает не 1 неделя, а 1 месяц (для некоторых видов перевозок — 3 или 6 месяцев).
  • Для подсчета общего количества рабочих часов используется формула: 8 X количество рабочих дней за месяц. Например, в месяце 20 рабочий дней — тогда суммарное время составит 8 X 20 = 160 часов.
  • Суммарное число рабочих часов может распределяться в течение всего месяца по усмотрению работодателя с учетом требований относительно отдыха. Например, в первую половину месяца люди работают по 6 дней в неделю, а во вторую половину месяца — по 4 дня в сутки.
  • При этом максимальная длительность рабочего дня должна составлять не более 10 часов в сутки (в особых случаях — не более 12 часов). Например, на первой неделе водители трудились по 9,5 часов в сутки в течение 5 дней, а на второй неделе — по 7 часов в течение 4 дней.

Иными словами, схема суммированного учета подходит в тех случаях, когда приходится повышать нагрузки для водителей, что связано с особенностями экономической модели компании либо с особенностями дороги. При этом периоды с повышенной нагрузкой должны чередоваться с выходными или с днями с пониженной нагрузкой, что помогает водителям восстановить свои силы и энергию.

Разделение рабочего времени для водителей автобусов

Водители пассажирских автобусов (кроме международных) имеют право разбить свое рабочее время в течение суток на 2 части. Например, водителю заводского автобуса нужно утром доставить работников на завод, а вечером — развести рабочих по домам. В таком случае удобно разбить рабочий день на две части. При этом действуют следующие ограничения:

  • Простой назначается не позднее 5 часов с момента начала рабочего дня. Например, Вы начали развозить людей в 8 часов — в таком случае простой можно взять не позднее 13 часов.
  • Между двумя периодами перевозок должно пройти не более 3 часов (без учета дополнительного отдыха, например, для обеда). Например, утром Вы завершили рейс в 12 часов — в таком случае вечерний рейс должен начаться не позднее 15 часов (или не позднее 16 часов — при наличии 1 часа для обеда).
  • Во время простоя водитель может заниматься любыми делами по своему усмотрению. Например, он может поехать домой, чтобы посмотреть телевизор или почитать книгу.

Ненормированный рабочий день

По предварительной договоренности с водителем предприниматель может устанавливать ненормированный рабочий день. Воспользоваться этим правом могут только 2 категории водителей:

  • Владельцы легковых автомобилей (кроме такси).
  • Участники географических и геодезических экспедиций (вне зависимости от типа ТС).

[attention type=red]Продолжительность 1 рабочего дня определяется работодателем и может быть любой, однако общая продолжительность рабочего времени может составлять не более 40 часов в неделю.[/attention]

Количество, длительность периодов отдыха определяются по стандартному алгоритму. Обратите внимание, что ненормированный график устанавливается только по предварительной договоренности с водителем (то есть водитель может отказаться от перехода на ненормированный рабочий день).

График работы водителей

Перерывы во время работы

Во время работы водитель может брать различные перерывы, которые могут как включаться, так и не включаться в период работы. Рассмотрим их:

Виды перерывов

Всего существует 2 основных вида перерывов:

  • Перерыв для отдыха или обеда. Этот перерыв не включается во время работы, а применяется он только либо для приема пищи, либо для отдыха. Длительность перерыва может составлять от 30 минут до 2 часов (по договоренности автоводителя с работодателем). Если длительность рабочего дня составляет 8 часов или меньше, то перерыв предоставляется только 1 раз; если больше 8 часов — 2 раза (при этом суммарная длительность перерыва все равно не должна превышать 2 часов).
  • Короткий спец. перерыв для отдыха. Этот перерыв включается во время работы, а применяются он только для отдыха автоводителя. Первый спец. отдых можно взять спустя 4 часа непрерывной езды, потом — через каждые 2 часа. Длительность спец.перерыва составляет ровно 15 минут.

График перерывов работы

Чтобы разобраться с перерывами, давайте рассмотрим популярный график, который очень часто применяется отечественными автоводителями:

Таблица графика работы водителей

Перерыв для обеда не включается в рабочее время, хотя это удлиняет рабочий день. При этом человек берет спец.перерыв для отдыха (15 минут) после повторной езды — и этот период включается в рабочее время.

Режим отдыха водителей

По закону у водителей также должны быть периоды отдыха. Это время нужно для восстановления душевных и физических сил человека. Формы отдыха могут быть любыми — чтение книг, общение в соцсетях или в реальной жизни, посещение концертов и так далее. Различают два вида отдыхов у водителей:

  • Отдых между сменами. В эту категорию входит время между двумя рабочими сменами человека. Например, человек закончил работу в 18.00 во вторник и продолжил работу в 10 часов в среду — в таком случае отдыхом между сменами признается время с 18 часов вторника до 10 часов среды.
  • Еженедельный отдых. В эту категорию входит особый тип отдыха, главной отличительной особенностью которого является его большая длительностью. В большинстве случаев он выражается в виде выходного дня, однако встречаются и другие виды еженедельного отдыха (например, отгул или большой перерыв).

Отдых водителей

Перерыв между ежедневными сменами водителя

Как уже было сказано ранее, ежедневный отдых — это период отдыха между рабочими сменами. По закону у водителей длительность перерыва между ежедневными сменами определяется так:

  • Если применяется схема ежедневного учета времени. В таком случае длительность отдыха определяется по формуле: (2 X РВ) — ОП. РВ — это рабочее время без учета обеда, а ОП — обеденный перерыв. Например, вы работали с 10 до 18.30 часов — и при этом у Вас был перерыв на обед длительностью 30 минут. Подсчитаем длительность отдыха по формуле: (2 x 8 часов) — 30 минут = 15 часов 30 минут. Иным словами, следующий рабочий день можно начаться не ранее 10 часов следующего дня.
  • Если применяется схема суммарного учета времени. В данном случае длительность ежедневного отдыха должна составлять не менее 12 часов для всех основных ситуаций. На городских и пригородных автобусах — не менее 9 часов, на междугородных — не менее 11 часов. После завершения рейса водители должны также получить дополнительный полноценный отдых.

Перерыв между сменами

Еженедельный отдых

Еженедельный отдых — это дополнительное время, которое предоставляется автоводителям для отдыха. Перечислим ключевые особенности отдыха этого типа:

  • Его главная особенность — высокая длительность она составляет не менее 42 часов в неделю. Еженедельный отдых должен назначаться хоты бы один раз в неделю.
  • Междусменный отдых не должен включаться в еженедельный. Например, Вы отработали смену по схеме суммарного учета и Вам положен еженедельный отдых. В таком случае фактическая длительность отдыха будет составлять 54 часа: 12 часов — стандартный ежедневный отдых, 42 часа — еженедельный.

Режим работы и отдыха для водителей междугородных автобусов

Для водителей междугородных автобусов назначается стандартный режим работы и отдыха. Для примера давайте рассмотрим такую схему:

Режим для водителей автобусов

Таблица составлена по суммарной схеме учета работы (рабочее время в понедельник, вторник и пятницу составляет более 8 часов в сутки). Межсменный отдых между понедельником и вторником составляет меньше положенного времени — поэтому со вторника до четверга работнику дается отдых длительностью 2 дня.

[attention type=red]Фактический выходной у человека начинается в субботу в 14 часов и длится 1 день (с 2 часов до 14 часов субботы проходит междусменный отдых). Также обратите внимание на перерыв в понедельник — он не учитывается при подсчете времени работы.[/attention]

Исключения для водителей

Обратите внимание, что все вышеперечисленные правила не распространяются на некоторые категории водителей. Перечислим эти особые категории:

  • Пожарные службы и обслуживающий персонал.
  • Аварийно-спасательные транспортные средства.
  • ТС, которые задействованы в сфере международных перевозок.
  • ТС, которые работают по вахтовой схеме + обслуживающий персонал.

Исключения

Штрафы за несоблюдение режима работы и отдыха водителей

За нарушение графика труда и отдыха предусмотрена административная ответственность, а основной способ наказания — штраф. При этом могут наказать как самого водителя, так и его работодателя:

  • Фактический водитель ТС, допустивший нарушение графика, будет привлечен к ответственности в любом случае. Размер штрафной санкции — от 1.500 до 2.000 рублей.
  • Если нарушение произошло из-за некорректно составлено графика, то накажут уполномоченное лицо и предпринимателя. Штраф для уполномоченного лица — 7-10 тысяч рублей. Для ИП — 15-25 тысяч рублей. Для юрлица — 20-50 тысяч рублей.
  • Стоит отличать вину фактического водителя от вины работодателя. Если работодатель составил график корректно, а водитель нарушил его , то штраф накладывается на водителя.

Обратите внимание, что по закону на любом грузовом или пассажирском ТС должно быть установлено устройство-тахограф. Этот прибор позволяет производить фиксацию режима работы транспортного средства.

[attention type=red]За отсутствие тахографа предусмотрена административная ответственность, а оштрафуют как водителя, так и работодателя. Водителя оштрафуют на 3-5 тысяч рублей, должностное лицо — на 7-10 тысяч рублей, ИП — на 15-25 тысяч рублей, юрлицо — 20-50 тысяч рублей.[/attention]

Штрафы за нарушение режима

Общая таблица труда и перерывов для отдыха водителей в 2021 году

График труда и отдыха в 2020 году составляется работодателем по стандартным правилам. Распределение рабочих часов работодатель выполняет по своему усмотрению, в соответствии с требованиям законов. Для городских и пригородных перевозок чаще всего применяется такая таблица работы:

Общая таблица графика работы водителей

Популярные вопросы

Правда ли, что время охраны груза засчитывается по пониженному тарифу?

Да, это правда, при охране груза учитывается только 30% рабочего времени. Вы охраняли груз 3 часа — из этого времени Вам засчитают примерно 1 час.

Как считается рабочее время, если груз перевозят 2 водителя?

Для фактического водителя время определяется стандартным образом. Для второго водителя, который не управляет им — с учетом понижающего коэффициента 0,5.

Может ли у водителя такси быть ненормированный рабочий день?

Нет, такое не позволяется. Ненормированный рабочий день разрешается водителям легковых авто,членам геологических и разведывательных экспедиций.

Как правильно составить график труда и отдыха? Подсказки к Приказу №15

Незнание не освобождает от ответственности. От штрафа точно. Приказы, постановления, нормативные акты и прочие документы имеют своеобразный стиль написания, и уловить смысл в таких документах неподготовленному человеку бывает затруднительно. А, главное, занимает много времени. Кто-то может пренебречь и не разобраться в том, что предписывает документ, и получить штраф за незнание.

В рабочее время, помимо периода управления автомобилем (он учитывается целиком), входит следующий перечень дел:

— предрейсовый медицинский осмотр: засчитывается полностью — 15 минут осмотра = 15 минут рабочего времени;

— нахождение в составе экипажа вторым водителей: 2 часа в экипаже равны минимум 1 часу рабочего времени (Но уже в новом приказе, который, вероятнее всего, вступит в силу с 1-го января 2021-го года, время в составе экипажа вообще не будет засчитываться в рабочее);

— охрана груза и/или автомобиля: от затраченного на охрану времени зачтется не менее 30% в рабочее. Например, если вы охраняли груз 2 часа, то в рабочее время вам зачтется 36 минут. (И опять же в новом приказе охрану груза из рабочего времени тоже исключат);

— ремонт в пути, заправка, мойка автомобиля, погрузка/разгрузка, получение документов и пр.: здесь все гораздо проще, и затраченное на ремонт время полностью зачтется в рабочее.

– отдых: в рабочее время записываются и 15-минутные специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем. Если водитель сделал перерыв для отдыха и питания (от 30 минут до 2 часов), в рабочее время это включено не будет.

Пример:

Режим управления автомобилем в течение дня

Еще один пункт приказа, который каждый может трактовать по-своему – п.19:

Уточнение 2: С какого момента начинается отсчет 2 часов работы до следующего перерыва? Когда нужно cделать специальный перерыв: каждые 2 часа управления автомобилем или просто каждые 2 часа?

Кстати, в новом приказе, который может вступить в силу с 1 января 2021 года, этот нюанс учли: там во всех положениях указано, что расчет идет по календарной неделе.

Здесь под “неделя” имеется в виду именно 7 суток. То есть: в любом интервале в 7 суток должно быть не более 3 сокращений до 9 часов при условии, что в следующем интервале в 7 суток будет компенсация этого сокращения.

  • 2. А вот в п. 17, где устанавливается продолжительность управления автомобилем при суммированном учете рабочего времени за неделю (56 часов) и за две недели подряд (90 часов), четко обозначено, что неделя — это интервал с 00:00 понедельника до 24:00 воскресенья.

В этом случае затруднений в трактовке возникнуть не должно.

Как правильно составить график труда и отдыха? Подсказки к Приказу №15
Как правильно составить график труда и отдыха? Подсказки к Приказу №15
Как правильно составить график труда и отдыха? Подсказки к Приказу №15
Как правильно составить график труда и отдыха? Подсказки к Приказу №15

Кто несет ответственность за соблюдение режима труда и отдыха?

Ответственность за соблюдение несет как работодатель, так и водитель.
Если водитель не следует составленному для него графику, – ему грозит штраф 1500-2000 рублей.
Если график составлен с нарушением норм предписанных приказом №15, то ответственность за это несет работодатель. Для должностных лиц штраф составит 7000 -10000 рублей, для юридических лиц — 20000-50000 рублей, а для индивидуальных предпринимателей — 15000-25000 рублей.

Только до 16 октября у вас есть возможность оснастить транспортные средства тахографами на специальных условиях!

С 1 января 2021 года в правила организации труда и отдыха водителей внесены изменения. Раньше специальному режиму работы подчинялись только штатные водители коммерческих организаций на автомобилях массой от 3.5 тонн и пассажирских автобусов.

Теперь же требования Постановления Правительства РФ №424 касаются также индивидуальных предпринимателей с личными авто, используемыми для ведения бизнеса, сотрудники компаний на служебных авто и вахтовики, которым теперь придется устанавливать тахографы. При этом, изменения не коснутся международных перевозчиков, водителей государственных, военных, охранных, служебных и специализированных автомобилей.

фото 1

Новые нормы работы водителей

Согласно Постановлению №424, нормы работы и отдыха (режим труда) водителей теперь выглядят следующим образом:

  • максимальная продолжительность нахождения за рулем – 4.5 часа (допускается превышение на 1 час);
  • максимальная продолжительность нахождения за рулем в сутки – 9 часов (дважды в неделю допускается 10 часов) или 11 часов, если нужно доехать до стоянки;
  • максимальная продолжительность нахождения за рулем в неделю – 56 часов (две недели – 90 часов);
  • перерыв между периодами непрерывного управления авто – 45 минут (либо дважды - 30 и 15 минут);
  • минимальное время отдыха в сутки – 11 часов (допускается 9 часов трижды за неделю);
  • минимальное время отдыха в неделю – 45 часов.

Режим труда может быть нормированным (работа по четко определенным по времени сменам), разрывным (периодами с перерывами при неравномерности перевозок) или ненормированным (в случае производственной необходимости). Следует понимать, что ненормированный график допускается только с согласия профсоюза, а время работы не должно превышать 9 часов в сутки, 56 в неделю или 90 часов в течение двух недель.

Согласно ФЗ№196, контролировать соблюдение этих нормативов должен работодатель или владелец бизнеса, для чего утверждаются Правила внутреннего трудового распорядка и график работы водителей. Установленные правила затем отражаются в трудовом договоре, где четко прописывается режим работы, график работы и условия оплаты для каждого рабочего графика.

Соблюдение установленных нормативов труда и отдыха водителей контролируется сотрудниками ГИБДД и транспортной инспекции (проверка показаний тахографа). Несоблюдение нормативов труда и отдыха, а также отсутствие тахографа на машине – это административное правонарушение (11.23 КоАП РФ).

Важно! За нарушения рабочего графика водителя (превышено время непрерывного управления, суммарное время работы, отсутствие сменщика в ночное время, отсутствует график работы) предусмотрены штрафы – 1500-2000 рублей (водитель), 7000-10000 рублей (должностное лицо), 15000-25000 рублей (ИП) или 20000-50000 рублей (юридическое лицо) .

Рабочее время водителей

Водитель не может постоянно находиться за рулем, и его рабочее время включает не только управление автомобилем. Обычно смена представляет собой:

  • время за рулем авто;
  • обязательные специальные перерывы между периодами управления машиной;
  • время, не связанное с управлением авто.

В периоды, когда водитель не за рулем и не отдыхает, он тратит время на предрейсовый осмотр ТС и личный медосмотр до и после поездки, заправку автомобиля, стоянку под загрузкой, устранение неисправностей, простой по вине работодателя.

Важно! Если водитель по договору работает 8 часов в смену, то время управления авто (не более 4:30 часа непрерывно), специальные перерывы (45 минут, или 30 и 15 минут) и время не за рулем должны укладываться в эту восьмичасовую рабочую смену. Простой не по вине водителя специальным перерывов не считается .

Кроме того, согласно новым правилам труда и отдыха, в рабочее время теперь не засчитывается время, когда автомобилем управляет сменщик водителя, и время охраны груза.

фото 2

Учет рабочего времени водителя

Водитель, согласно трудовому договору, не может выполнять свои служебные обязанности, если в организации работодателя отсутствует график работы. Поэтому график – документ обязательный, составляется ежемесячно и содержит подробную информацию о количестве рабочих дней и выходных, времени рабочих смен, отдыха и перерывов на питание.

График работы водителя является важным элементом системы учета рабочего времени сотрудника и начисления заработной платы. На сегодняшний день существует два типа учета:

  • Ежедневный – учитывается количество отработанных дней в неделю и установленных законодательством часов работы в день (стандартная 40-часовая неделя по 9 часов за рулем + допустимые 10 часов дважды в неделю). Учитывается не количество часов управления авто, а количество часов нахождения на рабочем месте.
  • Суммированный – учитывается длительность рабочего дня (количество отработанных часов) за месяц. Длительность рабочего дня не должна превышать 10 часов.

Возможен ли 12-часовой рабочий день? Да, в некоторых случаях это допускается, если:

  • необходимо доехать до места стоянки или закончить срочную перевозку;
  • водитель работает на автомобиле Скорой помощи, такси, почтовой, коммунальной, связной, аварийной, инкассаторской и некоторых других служб, а также при вахтовой работе;
  • водитель управляет городским или пригородным автобусом.

Полностью ненормированный график работы разрешен для водителей машин МЧС, МВД, аварийно-спасательной службы, ведомственной охраны, геологоразведочных партий, органов власти и самоуправления, а также при международных перевозках. Ненормированное рабочее время в течение суток может иметь любую продолжительность, но не должно превышать 40 часов в неделю.

Пример расчета рабочего времени водителя

Рабочее время водителя рассчитывается с учетом всех видов деятельности в течение смены (время за рулем + время не за рулем + специальные перерывы):

Читайте также: