Гусеницы или шины низкого давления что лучше

Обновлено: 04.07.2024

Все большую популярность приобретают колесные вездеходы. Я понимаю, что более или менее это связано с развитием "дорожной сети". Хотя какая может быть дорожная сеть для маршрутов "внедорожных транспортных средств"? Оказывается может! Первый "тревожный звоночек" прозвучал в Якутии, когда для МЧС организовала спасательную экспедицию сразу из 2 "партий". В первую партию пошла "традиционная" двойка гусеничных вездеходов ГАЗ-34039. А вот вторая партия отправилась на "Уралах" в составе "вахтовок" и, надо полагать, грузовых, потому что в "Уралы" были погружены снегоходы. Причем "Уралы" вышли позже более чем на сутки. Но оказалось, что в "радиус доступности" снегоходов, они должны добраться быстрее, чем гусеничники. Вот так: "Урал" конечно проходимая машина, но ведь совсем без дороги он не идет, во всяком случае не быстрее гусеничного вездехода точно!

Есть такая фирма - "Трэкол". В основном парни правы. В чем то нет. Но за то, что они выяснили, и всем доказали, что тундра держит 0,12 кг на квадратный сантиметр удельного давления, им надо памятник поставить от всех российских вездеходчиков. При этом есть "отрицательный" опыт освоения тундры западнее Урала на гусеничных вездеходах ГАЗ. В результате имеем надписи по всей тундровой зоне типа "Въезд гусеничной техники запрещен".

Но так ли уж плоха гусеничная техника? Стоило создать гусеничный вездеход с удельным давлением менее 0,12 кг/кв.см и по тундре пошла машина замечательно. Следов проезда нет! Даже на поворотах. Можно конечно специально напакостить разворотами на месте, но ведь и "Шерп" с бортовым поворотом тоже выроет!

С другой стороны, если "обуть" колесник типа "Тром" хотя бы в эрзац гусеницы проходимость резко увеличивается. Там мужики пробовали.

А еще колёса "Трэкол" не держат давления менее 0,15 кг/кв.см. Нет, есть конечно в интернете очень много всякого, в т.ч. и видео, где колесники, как правило "пустые", смело рвут шины на давлении 0,08кг/кв.см. Вот только это ж давление "в колесе", кто сказал, что "под колесом" тоже 0,08? Эти парни, ну как правило, и слышать не слышали о таком приборе, как "месдоза". А ведь его надо еще правильно поставить, да еще в такие грунты как в тундре. Непростая скажем задачка.

Так что несмотря на все отрицательные . мнения (и не более того)! Гусеницы далеко еще не все сказали в вездеходах.

Вездеходы и снегоболотоходы являются незаменимыми транспортными средствами в регионах, где преобладают грунтовые дороги, снежная целина, песчаный грунт, оттаявшая земля тундры и непроходимые болота. Спецтехника используется для перевозки людей и грузов. Часто к помощи такого транспорта прибегают геологи, нефтяники, военные, служащие МЧС, рядовые охотники и рыбаки. Гусеничный вездеход способен преодолеть любые сложности и добраться до места назначения практически в любых погодных и климатических условиях.

Гусеничный вездеход на щебне

Что лучше — колесный или гусеничный вездеход

Отечественные компании предлагают несколько разновидностей снегоболотоходов. Некоторые образцы оснащены колесами, другие — гусеницами. Иногда встречаются и комбинированные модели колесно-гусеничных вездеходов, однако чаще всего их собирают по заказу. Чтобы определить, какое транспортное средство является наиболее эффективным в условиях бездорожья, нужно ознакомиться с сильными и слабыми сторонами каждого образца.

Колесный вездеход зимой

К преимуществам колесных транспортных средств относят следующее:

  • возможность передвижения по грунтовому или асфальтовому покрытию;
  • масса автомобиля на колесах меньше, чем на гусеницах;
  • расходуют меньше топлива;
  • ходовая часть таких машин устроена легче, чем у аналогичных гусеничных моделей, поэтому ремонтировать и обслуживать их проще, особенно в полевых условиях;
  • несмотря не меньший вес устройства, вездеход может перевозить такое же количество пассажиров и грузов, как оппонент;
  • колеса не приносят большого вреда растительности;
  • легко передвигаются по воде.

Сильными сторонами гусеничного вездехода считается следующее:

Сказать однозначно, что лучше — гусеницы или колеса, достаточно сложно. Выбор зависит от условий эксплуатации.

В условиях полной непроходимости гусеничный транспорт лучше справится с поставленными задачами.

Если же речь идет о простых грунтовых дорогах в загородной местности, то колесного транспорта будет более чем достаточно.

Особенности устройства

Основная задача болотоходов на гусеницах заключается в передвижении по непроходимой местности, там, где не может проехать ни одно другое транспортное средство. Они способны преодолевать высокие препятствия с уклоном в 30°, снежные заносы, вечную мерзлоту, пересеченную местность тундры, болота и проезжать по дну водоемов. Транспорт имеет особую конструкцию, которая делает его мощным, надежным, безопасным, простым в управлении и достаточно маневренным.

Болотоход на гусеницах преодолевает препятствие

Большинство моделей имеет полностью герметичный корпус, что позволяет применять транспортное средство в самых неблагоприятных условиях. Также производители могут оснастить технику дополнительным оборудованием, что превратит грузовую машину в механизм специального назначения — пожарный или спасательный автомобиль, буровую установку и т.д. Гусеницы обеспечивают точное и прочное сцепление с поверхностью грунта, за счет чего вездеход может пройти там, где застрянет любой колесный автомобиль.

Популярные гусеничные вездеходы

Российские заводы производят несколько разновидностей вездеходов, которые отличаются размерами, техническими параметрами и условиями эксплуатации. Однако есть ряд самодельных транспортных средств, которые умельцы собрали на базе отечественного автопрома, но многие из них пока без названия.

Российский вездеход оборудован китайским одноцилиндровым двигателем Lifan, который обладает мощностью 13-24 л.с. и объемом 389 см³. Под заказ можно установить японский двигатель от Mazda, но это повлияет на стоимость готового продукта. Коробка передач 4-ступенчатая от ВАЗ 2107, сиденья мягкие автомобильные, вместимость до 4 человек. Для передвижения по воде — 2 человека. Разворот и повороты осуществляются с помощью двух рычагов управления, как в танке. Максимальная скорость — 20 км/ч на суше,2 км/ч — на воде.





Tinger Scout

Является легким гусеничным вездеходом туристического назначения. Транспорт состоит из пространственной рамы на основе труб, пластикового кузова, способного вместить до 2-4 человек, и бензинового 1- или 4-цилиндрового двигателя объемом от 380 до 1100 см³. Дополнительно агрегат оснащен вариатором и цепной передачей, которая позволяет рассогласовывать скорость гусениц.

4
3
2
1

В России происходит лишь сборка данных моделей. Двигатели закупают в Китае (Chery или Lifan), вариаторы — в США, а раму и кузов заказывают из Канады.


3
1
2

Всесезонный вездеход разработан на базе Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) в 2018 г. Он представляет собой комбинацию снегохода и квадроцикла, легко передвигается по заснеженной целине и по болотистой местности. Техника способна преодолевать преграды до 50 см в высоту и до 70 см в глубину. Максимальная скорость по грунту — до 60 км/ч, по снежным сугробам — до 30 км/ч. Вездеход оборудован багажником, который способен перевозить до 200 кг груза.


3
2
1

4
3
2

Самодельный снегоход на гусеницах собран полностью из комплектующих российского автопрома:

  • двигатель и коробка передач — от автомобиля Ока;
  • подвеска и пост — от классического ВАЗа;
  • колеса — с Нивы с переваренной серединой;
  • гусеницы — из конвейерной ленты.

1

3
2

4
3
2
1

Если не использовать технику на песчаном грунте, эксплуатация ведущих звездочек, которые считаются оригинальной российской разработкой, может продлиться до 5000 км.

Синий гусеничный вездеход Лунтик

Как сделать вездеход на гусеницах самостоятельно

При желании вездеход на гусеницах можно попробовать собрать самостоятельно. Для этого нужно найти или составить чертеж будущей конструкции и собрать комплектующие для автомобильного средства.

Примерный список необходимых деталей следующий:

  • кузов (можно сделать самостоятельно из металла или взять за основу любой от машин ВАЗ);
  • листовой металл;
  • двигатель и ходовая часть (коробка передач, мосты, руль или рычаги и т.д.);
  • тормоза (колодки или дисковые);
  • сиденья (можно автокресла или свой вариант);
  • колеса размером R13-R16;
  • ступицы;
  • гусеницы.

Это минимальный набор, который поможет собрать бюджетный самодельный вездеход.

Управление вездеходом на гусеничном ходу

Управление гусеничным вездеходом осуществляется двумя способами в зависимости от установленной ходовой части. Так, например, если для управления снегоболотоходом используются рычаги, то дифференциалы располагаются по бокам, а в полу может размещаться пневморычаг, который отвечает за натяжение гусениц. Управление таким агрегатом аналогично с вождением трактора. Если был такой опыт, то проблем возникнуть не должно. Нужно лишь привыкнуть.

Если в основу положена ходовая часть от ВАЗа, то сложностей с управлением еще меньше, т. к. оно часто оснащено механической коробкой и простым рулем. Водителю нужно лишь немного попрактиковаться, чтобы привыкнуть к габаритам и отзывчивости поворотных частей.


Блогеры устроили испытания в болоте для вездехода ДТ-75 и турбо-трактора Т-30. Результаты оказались довольно неожиданными.

Авторы YouTube-канала Combat Crew в очередной раз порадовали своих поклонников захватывающим видео с участием тракторов. В новом ролике блогеры устроили испытание болотом для двух машин – турбо-трактора Т-30 (известного как “Володя”) и "болотника" ДТ-75. И это не просто соревнования, это принципиальная битва гусеницы и колеса в вопросе вездеходности.

Болотный гусеничный вездеход ДТ-75 пришлось перед началом испытаний немного подлатать. Во-первых, с него убрали все лишнее – заднюю навеску, прогнившие фонари и некоторые кузовные элементы. Во-вторых, демонтировали спойлер и экспедиционный багажник. Понятия не имеем, кому вообще пришло в голову установить их туда, но это что-то за гранью добра и зла.

Соперник "болотника" – трактор Т-30 на самодельных колесах низкого давления. Поклонникам Combat Crew эта машина известна под именем “Володя” – он уже не раз становился героем видео и показывал себя на бездорожье лучшим образом. Вот и на этот раз испытания решили устроить в "родных" для вездеходов условиях – прямо в болоте глубиной в две трети человеческого роста.

Первым решили пустить в ход Т-30. Медленно, но очень уверенно трактор преодолел препятствие, ни разу не забуксовал в вязкой тине. Чего нельзя сказать о болотной версии гусеничного вездехода. ДТ-75 застрял почти сразу, как только въехал в болото. Машина застряла всей правой частью, а левая гусеница не смогла вытянуть всю тяжесть на себе. При этом вода успела попасть и в салон, и в моторный отсек.

Проигрыш "болотника" оказался двойным, поскольку он не просто не справился с испытанием, но и не смог потом выбраться самостоятельно. В итоге пришлось подключать победителя к спасению утопающего. Т-30 достаточно легко дернул ДТ-75 из болота – обе машины остались целы и почти невредимы. А вот сами блогеры выразили глубокое разочарование в хваленой мощи гусеничных болотоходов.

Шины низкого давления

Колеса низкого давления – узкоспециализированная тема для владельцев внедорожников, болото- и снегоходов, тяжелой мотоциклетной техники. Однако на покрышки высокой проходимости все больше внимания обращают и водители простых легковушек. В этой статье представляем теоретический материал, как сделать самому шины низкого давления своими руками, а также рейтинг готовых изделий.

Что лучше – гусеницы или шины низкого давления

Транспорт на шинах низкого давления

Транспорт на шинах низкого давления

  • Проходимость. В раскисшей грязи машина на обычном резиновом ходу застрянет. Буксировать ее будет гусеничный транспорт, так как площадь его контакта со слабым грунтом больше, давление на почву, соответственно, меньше. Но шины низкого давления в глубокой грязи могут обеспечить большее тяговое усилие и лучшую проходимость.
  • Устойчивость и грузоподъемность. Машины на гусеницах более устойчивы и меньше склонны к опрокидыванию, чем колесный транспорт, например, при выемке грунта.
  • Скорость и ходовые качества. Тут фору дают колесные машины: они скороходные, особенно на ровных поверхностях, не разрушают дороги общего пользования. Зато гусеницы могут развернуться на месте.
  • Удобство транспортировки и масса. Колесный транспорт по весу легче, доставить такую машину в удаленные места проще.
  • Цена техники и затраты на обслуживание. Гусеничная ходовая – сложная в производстве и ремонте конструкция, объем обслуживающих процедур больше, поэтому и техника дороже.
  • Если сравнивать рабочий сезон гусеничных транспортных средств с колесными, то он длиннее: с ранней весны до поздней осени.

Достоинств одной ходовой не меньше, чем другой, поэтому выбор делают исходя из личных или производственных потребностей.

Рейтинг лучших шин низкого давления

Шина низкого давления AVTOROS MX-PLUS 2 слоя корда

Изделие отличает малый вес (45 кг), удобство монтажа. Скаты отлично ведут себя при минимальном давлении (0,08 кПа), более того, можно эксплуатировать полностью спущенные колеса.

Тип конструкции Бескамерная, диагональная
Посадочный размер, дюйм 18
Диаметр колеса, мм 1130
Ширина профиля, мм 530
Высота грунтозацепа, мм 20
Коэффициент грузоподъемности 100
Нагрузка на одно колесо, кг 800
Рекомендуемая скорость, км/ч 80
Диапазон рабочих температур От -60 до +50 °С

Цена – от 29 000 руб.

AVTOROS MX-PLUS

Шина низкого давления AVTOROS Rolling Stone 4 слоя корда

Развитая система грунтозацепов обещает отменную устойчивость на зимниках, раскисшей глине и асфальтированных покрытиях. Плавучесть самоочищающихся скатов не страдает при минимальном давлении 0,1 кПа.

Тип конструкции Бескамерная, диагональная
Посадочный размер, дюйм 21
Диаметр колеса, мм 1340
Ширина профиля, мм 660
Высота грунтозацепа, мм 10
Коэффициент грузоподъемности 96
Нагрузка на одно колесо, кг 710
Рекомендуемая скорость, км/ч 80
Диапазон рабочих температур От -60 до +50 °С

Цена шины низкого давления от производителя – от 32 500 руб.

Пользователи оценили новинку 2018 года, как перспективную:

AVTOROS Rolling Stone

AVTOROS Rolling Stone

Шина низкого давления ТРЭКОЛ 1300*600-533

Основу резины составляет тонкая, но прочная резино-кордовая оболочка, которая делает скат максимально мягким. Шина крепится к ободу надежным прижимом, не допускающим проскальзывания на ободе. Герметизация изделия помогает достигать сверхнизкого рабочего давления – от 0,6 кПа до 0,08 кПа.

Тип конструкции Бескамерная, диагональная
Вес, кг 36
Диаметр колеса, мм 1300
Ширина профиля, мм 600
Объем, м 3 0.26
Нагрузка на одно колесо, кг 600
Диапазон рабочих температур От -60 до +50 °С

Цена – от 23 000 руб.

ТРЭКОЛ 1300*600-533

Шина низкого давления ТРЭКОЛ 1600*700-635

Рисунок протектора составляют крупные фактурные шашки беговой части высотой 15 мм. Могучая шина, тем не менее, не портит почву и растительность в заповедных зонах, за счет внушительного пятна контакта оказывает минимальное равномерное давление на дорогу. Долговечную покрышку при проколе можно отреставрировать, не снимая колесо.

Тип конструкции Бескамерная, диагональная
Вес шины, кг 73
Диаметр колеса, мм 1600
Ширина профиля, мм 700
Нагрузка на одно колесо, кг 1000
Рекомендуемая скорость, км/ч 80
Диапазон рабочих температур От -60 до +50 °С

Цена – от 65 тыс. руб.

В отзывах о шинах низкого давления водители делятся опытом использования покрышек:

ТРЭКОЛ 1600*700-635

Бел-79 камерная 2х-слойная 1020×420-18

Отличного качества и надежности шина с пониженным давлением демонстрирует отменные тягово-сцепные характеристики на размокших дорогах, грязевых канавах. Универсальные скаты успешно противостоят проколам, брешам, порезам, при этом легко монтируются.

Тип конструкции Камерная
Посадочный диаметр, дюйм 18
Диаметр колеса, мм 1020
Ширина профиля, мм 420
Вес колеса в сборе, кг 51
Высота грунтозацепа, мм 9,5
Водоизмещение, м 3 0,26
Рекомендуемая скорость, км/ч 80
Диапазон рабочих температур От -60 до +50 °С

Цена – от 18 900 руб.

Я-673 бескамерная 2х-слойная 1300×700-21″

Автошина с исключительными внедорожными характеристиками держится на рынке более 10 лет. Резина показала уникальную проходимость, отличное сцепление и равномерное распределение веса на мягких глубоких снегах, песках, раскисшей глине. Двухслойная елочная конструкция не подвержена деформациям, имеет большой рабочий ресурс.

Тип конструкции Бескамерная
Посадочный диаметр, дюйм 21
Диаметр колеса, мм 1300
Ширина профиля, мм 700
Вес, кг 59
Высота грунтозацепа, мм 17
Нагрузка на одно колесо, кг 800
Водоизмещение, м3 0,71
Рекомендуемая скорость, км/ч 80
Диапазон рабочих температур От -60 до +50 °С

Купить недорого модель можно по цене от 27 500 руб.

Как сделать шины низкого давления самостоятельно

Сначала определите назначение автошины: для грязи, снеговых заносов, болот. Соберите инструменты и материалы:


Полевые испытания

При использовании навесного или прицепного оборудования вес автоматически переносится с передней на заднюю ось. То же самое касается и гусеничных тракторов. Для моделей в колесном исполнении плотность почвы под передними колесами уменьшается, а под задними лишь незначительно увеличивается, так как шины имеют свойство распределять лишний вес, а, следовательно, и давление. На гусеничном тракторе технология та же, за исключением того, что траки не могут распределять лишний вес. А поскольку при движении гусеничный трактор часто раскачивается от нагрузки или неровностей поля, то и избыточный вес фиксируется позади, что, в свою очередь, увеличивает давление на почву под задней частью гусениц. Использование сдвоенных передних и задних колес позволяет несколько изменить давление на почву.

Рассмотрим три варианта: гусеничный ход трактора, трактор со всеми спаренными колесами и со спаренными только задними колесами.

На рисунке 1 изображено уплотнение почвы тракторами без оснащения (слева направо: трактор со всеми спаренными колесами, трактор с передними одинарными, гусеничный трактор).


Как видно, давление на почву трактора со всеми спаренными колесами конкурирует с системой гусеничного хода, где масса распределена равномерно по всей длине гусеницы. Давление сдвоенных передних колес на почву такое же, как и сдвоенных задних. При этом использование сдвоенных только задних колес значительно повышает степень уплотнения под передними колесами, которая является наибольшим из всех рассматриваемых вариантов.

Теперь проследим, как изменяется степень уплотнения почвы при использовании тех же тракторов с оснащением — рисунок 2 (слева направо: трактор со всеми спаренными колесами, трактор с передними одинарными, гусеничный трактор).


Как видно на рисунке, под давлением агрегата выгиб задней шины выравнивается, и даже при использовании передних одинарных шин увеличение массы за счет прицепного оснащения выравнивает удельное давление на почву под передними и задними колесами. Что же показывает гусеничный вариант? При агрегатировании давление на почву под гусеницами распределяется неравномерно, динамическое давление на почву значительно увеличивается под задним гусеничным колесом. В таком случае давление на почву под гусеничной системой больше, чем под шинами трактора с оснащением.

Тактико-технические характеристики

Итоги: использование передних сдвоенных шин увеличивает технические характеристики трактора, позволяет использовать значительно больше оборудования и достигать большей скорости на полях, повышая тем самым его универсальность.

Однако не стоит списывать со счетов и гусеницы. Как бы там ни было, но у гусеничного трактора перед колесными тракторами с любой комбинацией колес имеются свои безоговорочные преимущества. Все они касаются работы в неблагоприятных погодных и полевых условиях. Основные из них — это увеличение силы трения, обеспечение высокого уровня показателя плавности при перемещении по неровным полям, большая стойкость к повреждениям поля. И, наконец, после прохода трактор оставляет два следа вместо четырех, возникающих при использовании тракторов на спарках. Кроме того, гусеницы имеют более продолжительный срок службы.

К преимуществам колесных тракторов можно отнести низкую по сравнению с гусеничными стоимость шин и лучшее рулевое управление. Номенклатура шин довольно обширна: большое количество размеров (ширины и диаметра) позволяет адаптировать трактор к разным культурам, не нанося вреда при этом посевам. К тому же замена и ремонт шин не на столько сложны.

Передвижение по дорогам общего назначения у колесных тракторов более ровное и скоростное, в то время как тракторы с железными гусеницами сильно повреждают твердое покрытие дорог, а в летнее время имеют право передвигаться по ним только ночью. Колесные тракторы минимально повреждают верхний пласт почвы.

Рассмотрим подробнее вариант использования трактора с обоими сдвоенными колесами — передними и задними. За счет увеличения площади контакта колес с землей повышается сила трения и улучшаются ходовые характеристики при неблагоприятных погодных условиях; уплотнение почвы пониженное, минимизируется раскачивание во время движения, равномерно распределяется нагрузка.

Как же уменьшить уплотнение почвы и контролировать этот показатель при помощи шин? Для этого достаточно придерживаться следующей инструкции:

установить большие шины, если используется определенный агрегат. Очень часто бывает так, что агрегат уплотняет почву больше, чем сам трактор;

Выбор за Вами

Необходимо понимать, что само по себе уплотнение почвы не всегда имеет отрицательные последствия. Очень часто на полях используется техника, например, для прикатывания посевов, а также для обеспечения более глубокого и плотного залегания семени в землю. Вдобавок существует целый ряд факторов, которые и без антропогенного влияния обеспечивают уплотнение земли: структура почвы, влажность и т. п. Если же уплотнение все-таки состоялось, то необходимо проследить за всеми процессами, начиная от предпосевного возделывания и заканчивая сбором урожая, а также определить тот агрегат, который оказывает большее влияние, чтобы в будущем иметь возможность найти альтернативную замену без снижения качества возделывания (прохода).

Конечно, вопрос преимущества гусеничного трактора перед колесным и наоборот достаточно размыт. Идеальной техники, в принципе, не существует. Есть техника, которая лучше подходит для конкретных условий. А потому выбор остается за хозяином.

Читайте также: