Характерные причины дтп с пожарными автомобилями

Обновлено: 05.07.2024

Правила безопасного поведения участников дорожного движения

Под дорожно-транспортным происшествием (ДТП) понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

Основными видами ДТП являются наезд на пешеходов, столкновение и опрокидывание транспортных средств.

По существующей классификации погибшим считается лицо, погибшее на месте происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток. К раненым в ДТП относят лиц, получивших телесные повреждения, обусловившие их госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения.

Выделяют четыре основных механизма возникновения повреждений:

  • от прямого удара транспортным средством;
  • от общего сотрясения тела человека вследствие удара;
  • от прижатия тела к дорожному покрытию или неподвижному предмету;
  • от трения различных поверхностей тела человека о части автомобиля или покрытие дороги.

Механизм возникновения повреждений, их локализация и тяжесть зависят от вида ДТП, скорости движения транспортного средства, его конструктивных особенностей.

Повреждения при ДТП могут быть самыми различными. При одном и том же виде происшествия пострадавшие получают разные повреждения, а сходные травмы наблюдаются при различных видах ДТП, но с разной частотой.

Частота различных видов повреждений у лиц, получивших травмы, закончившиеся выздоровлением, и у погибших в ДТП значительно отличается.

Среди пострадавших, у которых исходом травм было выздоровление, у 57% имелись ушибы, ссадины и кровоподтеки различных локализаций, у половины - переломы различной локализации.

Установлено, что травмы, закончившиеся выздоровлением пострадавших, значительно чаще наблюдаются при столкновении транспортных средств. В то же время дорожно-транспортные травмы, закончившиеся смертельным исходом, возникают при наездах на пешеходов (а также на велосипедистов и мотоциклистов) почти в семь раз чаще, чем при столкновении транспортных средств.

Сравнение видов повреждений указывает на то, что почти все пострадавшие, погибшие в ДТП, имеют ушибы, ссадины, кровоподтеки различных локализаций, большинство (87%) - переломы различной локализации, а более 42% - разрывы внутренних органов и раны.

Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80% раненых погибает в первые 3 ч из-за обильных кровопотерь. По статистике дорожные происшествия чаще всего происходят в час пик, в дни праздников, в первые и последние дни отпусков. Особенно опасна дорога зимой. На этот период приходится 60 % происшествий всего года. Дождь и туман также осложняют дорожную обстановку и часто становятся причиной возникновения ДТП.

В целом в России каждый год только на автомагистралях погибает до 45 тысяч человек.

При неизбежности столкновения сохраняйте самообладание. Это позволит управлять машиной до последней возможности. Напрягите все мышцы и не расслабляйтесь до полной остановки. Сделайте все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше движущегося на вас автомобиля.

Помните о том, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером.

При неизбежности столкновения защитите голову. Если автомобиль идет на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной, и, напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо. Если же скорость превышает 60 км/ч и вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке.

При нахождении на переднем месте пассажира закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сиденье.

Сидя на заднем сиденье, постарайтесь упасть на пол. Если рядом с вами ребенок, накройте его собой.

После аварии определитесь, в каком месте автомобиля, и в каком положении вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через окна, открыв их или разбив тяжелым подручным предметом. Выбравшись из автомобиля, отойдите от него как можно дальше - возможен взрыв.

  • водитель - соблюдать правила дорожного движения; перед выездом проверять, и в пути обеспечивать исправное техническое состояние автомобиля; при движении быть пристегнутым ремнем безопасности, не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности; умело оценивать дорожную обстановку и учитывать, как могут повести себя другие водители и пешеходы;
  • пассажир - быть пристегнутым ремнем безопасности; посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины после полной остановки; не отвлекать водителя от управления автомобилем; не открывать двери во время движения;
  • пешеход - соблюдать правила дорожного движения; двигаться по тротуару, пешеходной дорожке, обочине; вне населенных пунктов идти навстречу движению транспортных средств; пересекать проезжую часть по пешеходным переходам; на проезжей части не задерживаться и не останавливаться без необходимости; ожидать маршрутные транспортные средства на посадочных площадках.

АВТОКАДР_46 ДТП | ЧП | Аварии | Курска и области

АВТОКАДР_46 ДТП | ЧП | Аварии | Курска и области

АВТОКАДР_46 ДТП | ЧП | Аварии | Курска и области запись закреплена

Многие очевидцы ДТП задаются вопросом: зачем на место аварии выезжает пожарный автомобиль?
Распространите эту информацию что бы не было вопросов!

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП), событие возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, окружающая среда, либо причинен иной материальный ущерб.


ДТП является следствием транспортной аварии, возникшей в процессе дорожного движения из-за отказов транспортного средства, ошибок водителей, пассажиров, пешеходов, повреждений дорог, путей, при-дорожных сооружений и транспортируемых грузов. ДТП может быть вызвано также неблагоприятными и опасными природными процессами – ураганами, лавинами, селями, наводнениями, землетрясениями, снегопадами.

Анализ аварийности в Российской Федерации показывает, что по сравнению с зарубежными странами число погибших в результате ДТП в относительных величинах на 10 тыс. транспортных средств у нас в не-сколько раз превышает аналогичные показатели экономически развитых стран:

Основными видами ДТП, при которых необходимо проведение АСР, являются столкновения, которые подразделяются на:

касательное — столкновение ТС боковыми сторонами при встречном движении или движении в одном направлении;

наезд на стоящее ТС — происшествие, при котором движущееся ТС наехало на стоящее ТС, а также прицеп или полуприцеп;

наезд на препятствие — происшествие, при котором ТС наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т. д.).

При возникновении пожара на месте ДТП непосредственное руководство тушением пожара осуществляет прибывшее на пожар должностное лицо пожарной охраны, указания которого по ликвидации пожара обязательны для исполнения представителями всех органов управления, подразделений и сил, привлекаемых к тушению пожара.

При проведении работ по ликвидации последствий ДТП всеми участниками работ должны соблюдаться меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств и, по возможности, фиксации обстановки на месте ДТП до окончания оперативных и следственных действий.

Спасатели аварийно-спасательных служб несут материальную ответственность за ущерб, нанесенный их неправильными действиями* в ходе проведения работ по ликвидации ЧС. Размер ущерба и порядок его возмещения определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За противоправные действия или бездействие сотрудники ГИБДД несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Вред, причиненный сотрудником ГИБДД юридическим лицам и гражданам, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

информирование (оповещение) заинтересованных органов управления, участвующих в ликвидации последствий ДТП, о факте и характере происшествия; координация действий органов управления, подразделений и сил, привлекаемых для ликвидации последствий ДТП, связь и оповещение на месте ДТП; содействие беспрепятственному проезду к месту происшествия ТС, задействованных в ликвидации по-следствий ДТП; принятие мер по оказанию ПП пострадавшим на месте ДТП; обеспечение эвакуации пострадавших с места ДТП; оповещение участников дорожного движения об опасности, вызванной ДТП; организация движения на подъездах к месту ДТП; участие в АСР в части, касающейся сохранения и фиксации вещественных доказательств, следов, имущества и других предметов, имеющих отношение к происшествию; охрана общественного порядка и имущества на месте ДТП;

привлечение необходимых сил к ликвидации последствий ДТП (деблокирование и извлечение людей из поврежденных ТС, оказание ПП и др.); организация, при необходимости, проведения специальной разведки и контроля за состоянием окружающей среды на месте ДТП; организация, при необходимости, проведения комплекса работ по специальной обработке (дегазации, дезактивации, демеркуризации, дезинфекции и др.) ТС, места ДТП и прилегающей территории, проведния мероприятий по локализации и ликвидации источников опасности; организация тушения пожаров и проведения первоочередных АСР; организация, при необходимости, применения средств индивидуальной защиты, соблюдения режимов радиационной, химической и биологи-ческой безопасности;

привлечение необходимых сил (в том числе службы медицины катастроф) для оказания в полном объеме медицинской помощи по-страдавшим;

обеспечение оказания пострадавшим медицинской помощи на месте ДТП, при эвакуации пострадавших с места ДТП и непосредственно в медицинских учреждениях.

-оценить обстановку на месте ДТП, передать необходимую ин-формацию и организовать, при необходимости, спасение пострадавших;

При возникновении пожара на месте ДТП непосредственное руководство тушением пожара осуществляет прибывшее на пожар должностное лицо пожарной охраны, указания которого по ликвидации пожара обязательны для исполнения представителями всех органов управления, подразделений и сил, привлекаемых к тушению пожара.

При проведении работ по ликвидации последствий ДТП всеми участниками работ должны соблюдаться меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств и, по возможности, фиксации обстановки на месте ДТП до окончания оперативных и следственных действий.

Спасатели аварийно-спасательных служб несут материальную ответственность за ущерб, нанесенный их неправильными действиями* в ходе проведения работ по ликвидации ЧС. Размер ущерба и порядок его возмещения определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За противоправные действия или бездействие сотрудники ГИБДД несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Вред, причиненный сотрудником ГИБДД юридическим лицам и гражданам, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Задачами и целью управления АСР при ДТП, исходя из основополагающих принципов безопасности дорожного движения, являются обеспечение условий и действий аварийно-спасательных служб по минимизации ущерба для жизни, здоровья людей и окружающей среды в ЧС, обусловленных ДТП.

С целью повышения эффективности спасения пострадавших при ликвидации последствий ДТП федеральными органами исполнительной власти, организациями РФ, подведомственными им региональными, территориальными и муниципальными органами управления МЧС России, определяются зоны обслуживания (ответственности) а также состав аварийно-спасательных, поисково-спасательных служб и формирований, а также пожарно-спасательных подразделений привлекаемых к ликвидации последствий (далее - подразделений МЧС России).

Зоны обслуживания подразделений МЧС России, участвующих в спасении пострадавших в ДТП, устанавливаются ведомственной нормативной правовой документацией в соответствии с территориально-административным делением РФ, по согласованию с соответствующей комиссией по ЧС, и отражаются в планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС федеральных и региональных органов управления по делам ГОЧС, комиссий по ЧС субъектов РФ и местных административно-территориальных образований.

Размеры зон обслуживания (ответственности) определяются с учетом статистических данных по количеству и масштабам ДТП, а также возможностей подразделений МЧС России. При этом должна обеспечиваться перекрываемость дорог зонами ответственности, а также предусматриваться возможность дублирования или дополнения мероприятий по спасению пострадавших в зоне ДТП несколькими подразделениями МЧС России.

-определение состава сил и средств, необходимых для ликвида-ции последствий ДТП в зоне их ответственности;

-обеспечение оповещения подразделений МЧС России о факте ДТП и связи между органами и подразделениями, действующими в зоне ответственности и проведения АСР;

-оперативное планирование времени прибытия подразделений МЧС России на место ДТП и действий в условиях различного характера АСР.

-в городах — районы с населением 100 тысяч человек, соответ-ствующие принятой статистической единице при оценке показателей последствий ДТП;

-в населенных пунктах — районы с численностью населения, кратной основной статистической единице, т.е. 10, 25, 50 тысяч человек;

-на автодорогах (федеральных, межрегиональных, региональных) — районы территории в радиусе не более 25 км, исходя из нормативных требований размещения лечебных учреждений по удаленности от места ДТП. не более 50 км

Эффективность ликвидации ДТП должна обеспечиваться за счет оперативности и своевременности прибытия подразделений МЧС России на место ДТП, достаточностью и адекватностью сил и средств подразделений МЧС России для проведения АСР, а в динамике — за счет корректирования работ по ликвидации ДТП на основе результатов анализа причин и тяжести их последствий.

В составе сил и средств, действующих в зоне ответственности подразделений МЧС России, должны быть многофункциональные или специальные АСМ для проведения работ, связанных с возникновением радиационного загрязнения или химического заражения местности в ре-зультате ДТП и наличием в них взрыво- и пожароопасных грузов.

Планирование времени оперативного реагирования подразделений МЧС России на факт ДТП должно проводиться из расчета прибытия к месту ДТП не позднее нормативного времени, установленного для средств скорой медицинской помощи.

Оповещение и связь между участниками ликвидации последствий ДТП в зоне ответственности должна осуществляться по правилам в рамках объединенной системы диспетчерской связи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Данные о фактах и последствиях ДТП должны документироваться, обобщаться по установленным форме и порядку, согласовываться между участниками проведения АСР и представляться по каналам официальной статистики в МВД России и МЧС России.

Управление процессом проведения АСР на уровне взаимодействия органов и подразделений осуществляется представителем МВД России, а на уровне деятельности подразделений МЧС России — старшим представителем в рамках его функциональных обязанностей, определен-ных соответствующими нормативными документами.

Транспорт – специфический и достаточно сложный объект для исследования и установления причины пожара. С необходимостью расследования такого рода пожаров дознаватели сталкиваются все чаще.

Анализ пожаров показывает, что наиболее часто к ним приводят:

неисправность топливной и электрической систем (вытекание топлива, короткое замыкание, искрение и т.д.) – из 657 пожаров, происшедших в период 2001-2003 гг., 54,5 % произошли из-за указанных неисправностей;

поджоги – 12 % от общего количества пожаров на АТС.

Реже пожары возникают вследствие:

проведения ремонтных работ с применением открытого огня – 4,5%;

неисправности газового оборудования (около 1 %);

трения узлов и деталей;

взрывов, разрушения узлов и деталей, перегрева отопителей и других аварийных режимов.

Отдельно необходимо выделить такую причину, как неосторожное обращение с огнем, доля которой составляет 18,5 % от общего количества пожаров на АТС.

В автомобиле конструктивно объединены элементы и системы, аварийные режимы которых могут привести к возникновению пожара. Достаточно мощная система электроснабжения, разветвленная электрическая сеть, наличие развитых топливных магистралей, нагрев деталей двигателя и его систем могут привести к возникновению источников аномально высокого теплового излучения, что при определенном критическом их значении может привести к возникновению пожара.

К основным источникам зажигания, от которых возникают пожары автомобилей можно отнести:

искры электрической природы (возникшие в результате короткого замыкания во внутренней электрической сети);

фрикционные искры (возникшие в результате ДТП);

трущиеся поверхности (тормозной системы, сцепления), поверхности системы выпуска отработанных газов, нагретые выше температуры воспламенения паров легковоспламеняющихся, горючих жидкостей (ЛВЖ, ГЖ) и горючих материалов;

открытый огонь (в результате проведения ремонтных работ, поджога и т.д.).

Причины возникновения пожаров на АТС подразделяются:

при эксплуатации - наиболее частыми причинами пожаров автомобилей являются неисправности топливной и электрической систем автомобиля, реже пожары возникают в результате нарушения герметичности элементов выпускной системы двигателя и гидравлического оборудования;

при проведении ремонтных работ - из-за неосторожного обращения с огнем, нарушения правил пожарной безопасности в технологических процессах, в результате несоблюдения правил пожарной безопасности при проведении сварочных работ, незнания лицами, производящими ремонт или обслуживание, конструктивных особенностей автомобиля;

на стоянках (в гаражах) – в результате неосторожного обращения с огнем, нарушения правил пожарной безопасности при пуске двигателя, эксплуатации теплогенерирующего и электрооборудования;

пожары, вызванные поджогами - причиной является занесенный источник открытого огня, как правило, с применением инициирующих горение жидкостей (ЛВЖ или ГЖ). Признаками, по которым можно судить о поджоге, являются нахождение автомобиля на стоянке при выключенном двигателе и отключенном электрооборудовании, нахождение очага пожара, как правило, внутри салона, багажного отделения автомобиля или снаружи автомобиля;

в результате ДТП.

Анализ причин пожаров в автотранспортных средствах показывает, что они в первую очередь характеризуются своей быстротечностью. Это обусловлено применением при изготовлении и эксплуатации АТС большого количества легкогорючих материалов, таких как: моторное топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный газ), смазочные материалы (различные масла), резинотехнические изделия (уплотнения, шины, коврики и др.), облицовочные, обивочные и изоляционные материалы (органическое стекло, полистирол, пенополиуретан, полиэтилен, винилискожа, бумажно-слоистый пластик и др.). Большинство из применяемых материалов обладает высокой температурой горения и скоростью распространения пламени.

Исходя из конструктивных особенностей автомобилей, можно прогнозировать источник возгорания, т.е. определить вероятную причину воспламенения таких веществ, как моторное топливо, конструкционные и отделочные материалы.

Наиболее распространенная причина воспламенения топлива - его перегрев поступающим извне теплом. Перегрев может возникнуть при попадании топлива на нагретые детали двигателя и его систем, отопителей, провода, нагретые токами перегрузки или токами короткого замыкания. Возможны воспламенение топлива и вспышка паро-воздушной смеси от открытого пламени при нарушении правил пользования предпусковым подогревателем, сварочных работах вблизи топливного бака или топливопроводов.

Воспламенение паро-воздушной смеси возможно от искры статического электричества (при переливании топлива, заправке, в частности, для топливозаправщиков). В результате ДТП возможна разгерметизация топливной системы и воспламенение топлива от искр механического происхождения, возникающих при ударе. Воспламенение паро-воздушной топливной смеси возможно и от источника открытого огня, в том числе и от малокалорийного (пламени спички, непотушенной сигареты, папиросы).

Для воспламенения горючих конструкционных и отделочных материалов, применяемых в автомобилестроении, требуются весьма высокие температуры и тепловая энергия.

Источниками возгорания могут быть проводники, перегретые протеканием токов перегрузки или токов короткого замыкания, тепловое воздействие электрической дуги короткого замыкания, горячие выхлопные газы при нарушении герметичности выхлопной системы в непосредственной близости от горючих материалов, детали отопителей при перегреве, занесенный источник открытого огня.

Повышенную пожарную опасность в АТС представляет его топливная система и электрооборудование.

Наиболее напряженный температурный режим в моторном отсеке создается в зоне выпускного тракта от коллектора до выхлопной трубы глушителя. Температура отработавших газов по длине выхлопного тракта составляет 800-830°С, температура поверхностей по длине выхлопного тракта ниже и может достигать 710-770°С.

Помимо повышенной насыщенности автотранспортных средств легкогорючими материалами, другим фактором, способствующим быстрому развитию пожара, является отсутствие конструктивных препятствий такому характеру протекания горения, т.е. отсутствие каких-либо существенных противопожарных преград между, например, моторным отсеком и салоном, или между ним и багажным отделением. Кроме того, при анализе обстоятельств пожара следует учитывать и то, что интенсификация процесса горения, вплоть до быстрого полного охвата автомобиля горением, может происходить и за счет практически моментального распространения горения по зеркалу топлива, вытекающего в результате нарушения герметичности системы питания, топлива.

В связи с относительно небольшими размерами автомобилей (особенно малолитражных легковых), быстротечностью пожаров в автотранспортных средствах и, в случае непринятия активных мер по ликвидации горения в начальной стадии и его развитии на весь объем автомобиля, установление очага пожара вызывает повышенную сложность. Зачастую, в результате уничтожения в процессе относительно длительного горения дифференцирующих очаговых признаков, возможно установление только приблизительного места возникновения первоначального горения (салон, моторный или багажный отсеки), а нередко установить очаг пожара в автомобиле не представляется возможным.

Проведение осмотра места происшествия. Установление очага пожара.

Перед проведением осмотра места происшествия необходимо уяснить, находилось ли АТС на момент возникновения пожара в движении, на стоянке, в зоне ремонта и обслуживания или гараже. Данные вопросы позволят в дальнейшем выдвинуть версии о возможной причине возникновения пожара.

При осмотре различают две зоны: территорию, прилегающую к месту пожара и зону горения.

Осмотр первой зоны производится до окончания тушения пожара, в момент, когда зона горения недоступна. Данная обстановка является наиболее близкой к условиям возникновения пожара. Необходимо тщательно осмотреть местность, обратить внимание на подозрительные предметы (канистры, бутылки, в которых могли находиться легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, другие средства поджога), следы, которые могли оставить лица, причастные к возникновению пожара и принять меры к их сохранению, фиксации и изъятию.

При осмотре зоны горения устанавливается предполагаемый очаг пожара и пути распространения огня.

На первом этапе фиксируются следы термического воздействия снаружи автомобиля, повреждения лакокрасочного покрытия, остекления, бамперов, фар и фонарей, колес и т.п. Затем производится осмотр салона автомобиля. Необходимо исследовать жгуты проводников, расположенных в зоне приборной панели. Проводники, имеющие оплавления, необходимо изъять, на упаковке следует указать точное место, откуда был изъят проводник. При проведении осмотра багажного отсека указывается степень термического воздействия на предметы, расположенные в нем.

При проведении осмотра моторного отсека фиксируется степень термического воздействия на узлы и агрегаты, расположенные в подкапотном пространстве. Следует уделить особое внимание карбюраторам, инжекторам, топливным насосам, топливопроводам, системе выпуска отработанных газов, электрооборудованию и жгутам электропроводки. В случае необходимости данное оборудование следует изъять для проведения последующего его исследования. Необходимо зафиксировать наличие аккумуляторной батареи, выключателя "массы", находилось ли электрооборудования автомобиля под напряжением на момент термического воздействия.

При проведении осмотра грузовых автомобилей исследуются и описываются термические повреждения прицепов (полуприцепов) и перевозимого груза, с указанием количества, сортамента, способа укладки и степени их термического повреждения.

Как и на любом другом объекте, на транспортном средстве первым этапом работы по установлению причины пожара является определение места его возникновения, т.е. очага пожара.

В автомобиле установление очага пожара начинается с выполнения "программы-минимум" - выявления зоны наибольших термических поражений в одном из трех отсеков:

салоне (кабине водителя);

багажнике (платформе, прицепе).

Не всегда, но на большинстве пожаров в автомобилях сравнительный анализ этих трех зон дает возможность выявить наиболее пострадавшую.

Если очаг пожара находится в салоне, то последний выгорает обычно очень сильно, крыша деформируется, моторный отсек и багажник могут частично или полностью обгореть, закоптиться, но при этом сохраняются относительно лучше, нежели салон. В случае если пожар ликвидирован в начальной стадии развития, очаговые признаки достаточно легко дифференцируются по степени повреждения отделочных материалов. Например, при пожаре, происшедшем в большегрузном автомобиле, находящемся на стоянке, очаг пожара был установлен по характерным признакам – очаговому конусу, образованному продуктами горения на лобовом стекле автомобиля и обгоранию приборной панели. Вершина конуса, обращенная вниз, указывала на то, что пожар возник в приборной панели, а степень повреждений самой панели позволила более конкретно выявить место первоначального возникновения горения, которое находилось в районе расположения пепельницы.

При демонтаже приборной панели был обнаружен ещё один признак, указывающий на расположение очага пожара именно в месте установки пепельницы. На металлическом каркасе, к которому крепится панель, были обнаружены следы побежалости металла оранжевого цвета, на остальной части каркаса наблюдалась только его закопченность. Это свидетельствовало о том, что в данном месте металл подвергался воздействию наибольшей температуры.

Следы термического воздействия на металлические изделия могут быть обусловлены как раздельным, так и совместным проявлением определенных факторов и процессов.

Указанные следы проявляются в виде изменения формы и размеров, оплавлений, изменения рельефа поверхности, структурных преобразований различного рода, образования на поверхности металлических изделий окисной пленки цветов побежалости. Степень этих изменений прямо пропорциональна интенсивности прогрева и его продолжительности. Некоторые из них необратимы и должны быть зафиксированы при проведении осмотра АТС (в протоколе осмотра, фото-видеосъемкой):

деформация металлических деталей и элементов АТС обуславливается термическим воздействием на них, и, как следствие, изменением физико-химических и физико-механических свойств;

образование оксидов на поверхности металла - при температуре 200-300°С на поверхности стали образуется слой оксидной пленки, который обуславливает появление на металле так называемых цветов побежалости. Следует отличать цвета побежалости, которые образуются на поверхности стали после нагрева и остывания (см. табл. 2), от цветовых оттенков, возникающих при нахождении стали при высоких температурах (см. табл. 1);

расплавление и проплавление обуславливается воздействием температуры выше температуры плавления данного металла.

Если очаг расположен в моторном отсеке, то в нем обычно наблюдаются сильные сосредоточенные поражения, выгорание резиновых изделий, прокладок, расплавление силуминовых деталей, у автомобилей с передним расположением двигателя чаще всего выгорают передние колеса, но лучше сохраняются задние. Горение может перейти в салон, салон выгорит, но багажник, особенно на периферийных участках, пострадает меньше.

При нахождении очага пожара в багажнике (платформе, полуприцепе), он обычно выгорает, салон и моторный отсек только закоптятся, но более сильные поражения (в том числе расплавления) в них возникают редко.

Перечисленные признаки сохраняются не всегда, сгораемые элементы машины, особенно если ее не тушили, могут выгореть полностью. Тем не менее, попытаться дифференцировать три указанные зоны необходимо.

Дополнительную информацию об очаге может дать осмотр электропроводки автомобиля.

Если при осмотре после пожара, повреждения электропроводки электрической дугой обнаруживаются возле фар или рулевого колеса, то можно констатировать, что пожар начался не в моторном отделении и не в приборной панели. Доказательство здесь строится методом от противного. Если предположить обратное - пожар, например, возник в моторном отсеке, - то обгорание проводов в моторном отсеке должно было привести к обесточиванию автомобиля раньше, чем горение выйдет за пределы моторного отсека. Поэтому, когда фронт пламени дойдет до передних фар или рулевой колонки, провода там явно будут не под напряжением. Но если там обнаружены дуговые оплавления, значит, горение возникло там раньше.

Таким образом, как и на всех прочих объектах, на сгоревших автомобилях очаг пожара следует искать в зоне нахождения оплавлений, наиболее удаленных от источника питания.

Например, при осмотре большегрузного автомобиля, загоревшегося в процессе движения, была выявлена зона максимальных термических повреждений, располагавшаяся с правой стороны автомобиля внизу, между кабиной и прицепом. Однако конкретное место расположения очага пожара оставалось не установленным. Электропровода в данной зоне оплавлений не имели, признаков, указывающих на какие-либо аварийные режимы работы других систем также выявлено не было. Только осмотр пространства под прицепом позволил прояснить ситуацию. После вскрытия досок пола прицепа в месте, примыкающем к зоне максимальных термических повреждений, был обнаружен отгоревший плюсовой провод аккумуляторной батареи, проложенный под прицепом. Отгоревший конец проводника прикипел к металлическому кронштейну крепления коробки передач. Второй участок данного провода был присоединен к генератору в моторном отсеке. Осмотром участка проводника от аккумуляторной батареи до места спаивания с кронштейном были обнаружены четыре оплавления токопроводящих жил. Данный участок был изъят и исследован, а оплавления подвергнуты металлографическому анализу с целью определения первичного или вторичного короткого замыкания. Металлографический анализ показал, что наиболее удаленное от источника тока оплавление (в месте спаивания с кронштейном) образовалось в результате первичного короткого замыкания. Это позволило установить точное место первоначального возникновения горения, а также причину пожара в автомобиле.

Известны случаи пожаров большегрузных автомобилей, где источником воспламенения явилась тепловая энергия, выделившееся при трении покрышки колеса о покрытие пола платформы полуприцепа. Так, при пожаре, возникшем в полуприцепе грузового автомобиля в процессе его движения, очаг пожара был установлен на покрытии пола грузовой платформы (в задней его части) в районе расположения левого заднего колеса последней оси. В данной зоне, в покрытии платформы был обнаружен прогар. Степень переугливания данного покрытия со стороны колес была больше, чем со стороны расположения перевозимого груза. Покрытие пола платформы со стороны колес имело потертости, которые располагались непосредственно над покрышками колес и совпадали с их размерами. Перечисленные признаки, а также отсутствие в зоне очага пожара каких-либо элементов топливной системы и системы электрооборудования автомобиля, дали основание говорить о том, что в процессе движения автомобиля имел место процесс трения покрышек колес о покрытие пола грузовой платформы полуприцепа, что и привело к возникновению пожара. В процессе расследования было установлено, что полуприцеп был загружен на 81% от допустимой массы груза. При осмотре полуприцепа, идентичного сгоревшему, был произведен замер расстояния между покрышкой колеса и покрытием пола - в штатном режиме эксплуатации (полуприцеп пустой, подушки пневматической подвески в накачанном состоянии) расстояние составляло около 80 мм, а при спущенной подушке – около 20 мм. Эти и другие данные позволили сделать вывод – в процессе движения автомобиля подушка пневматической подвески левого заднего колеса последней оси полуприцепа вышла из строя (спустилась), в результате чего возник процесс трения покрышек колес о покрытие пола грузовой платформы полуприцепа, который привел к повышенному их нагреву и последующему воспламенению.

При описании обстановки на месте пожара, сотрудники, производящие дознание, нередко испытывают трудности с наименованием тех или иных деталей и конструктивных элементов автомобиля. Часто в протоколах осмотра используют выбранные интуитивно термины, которые могут быть истолкованы неоднозначно, а в ряде случаев остаются непонятными. Поэтому, для точного описания конструктивных элементов, узлов и деталей автомобиля, подвергшихся термическому воздействию, в настоящее информационное письмо включены приложения, в которых содержаться рисунки с изображением элементов легкового и грузового автомобилей.

При необходимости, по вопросам, связанным с проведением осмотра автомобиля, поврежденного огнем, и назначением экспертизы следует обращаться в НПЦ ПБ, НИЦ, НИИ ПБ и ЧС МЧС страны . Институт проводит металлографический анализ оплавлений медных проводников на предмет определения первичности (вторичности) короткого замыкания. При необходимости выявления следов инициаторов горения (ЛВЖ, ГЖ) на месте пожара можно обращаться в лабораторию пожарно-технических исследований службы технических исследований Государственного экспертно-криминалистического центра МВД страны.

Официально дорожно-транспортным происшествием (ДТП) считается дорожная ситуация с участием как минимум одного автомобиля, которая привела к порче имущества или нанесла вред здоровью людей. Выделяют несколько распространенных причин ДТП, в зависимости от главного виновника.

Речь идет о дорожно-транспортных происшествиях, причиной которых стали водители, плохое состояние дороги, неблагоприятные погодные факторы или плохое техническое состояние транспортного средства (например, неисправность рулевого управления). Нередко в возникновении аварии виноваты пешеходы и велосипедисты.

Основные причины ДТП

В подавляющем большинстве случаев аварии происходят из-за намеренного или случайного нарушения правил дорожного движения. Как со стороны водителей, так и со стороны пешеходов. Это основная причина аварий. Речь идет о самых разнообразных нарушениях — несоблюдение скоростного режима, игнорирование правил проезда или перехода перекрестков, выезд на встречную полосу или проезд на запрещающий сигнал светофора, несоблюдение дистанции, нарушение правил пересечения железнодорожного переезда, не пристегнутый ремень безопасности.

Зачастую нарушения ПДД делаются ненамеренно или провоцируются другими факторами. Причины ДТП:

Виды ДТП

Есть несколько классификаций дорожных происшествий. К примеру, существует деление ДТП по тяжести нанесенного ущерба — со смертельным исходом, с нанесением вреда здоровью людей и с материальным ущербом. Подавляющая часть аварий связана именно с материальным ущербом, однако только в 2017 году в результате ДТП в России погибло свыше 17 тысяч человек, более 194 тысяч человек получило тяжелые травмы.

Главная классификация ДТП связана с особенностями их возникновения, которые изложены в Правилах дорожного движения. Виды ДТП:

  • Столкновение двух автомобилей или столкновение транспортного средства с подвижным железнодорожным составом. Оно может быть спровоцировано и технической неисправностью авто, и внезапной остановкой одного из водителей, и несоблюдением необходимой дистанции между двумя ТС;
  • Наезд на препятствие. Препятствие должно быть неподвижным, это может быть абсолютно любой предмет, от дерева или столба до дорожного ограждения или дома;
  • Наезд на стоящее транспортное средство (а также на прицеп или полуприцеп);
  • Опрокидывание, переворот автомобиля (если они не вызваны другими видами происшествий);
  • Наезд на пешехода. В том числе случаи, когда пешеходы получили телесные повреждения из-за выпавшего из автомобиля груза или иного предмета;
  • Наезд на велосипедиста;
  • Наезд на гужевой транспорт. Под последним понимаются любые упряжные животные, а также повозки, которые они перевозят;
  • Наезд на животных, то есть на любых диких и домашних животных и птиц. Чтобы такое происшествие было признано дорожной аварией, необходимо, чтобы был нанесен вред имуществу. То есть эти животные должны кому-то принадлежать;
  • Остальные виды происшествий. Существует множество видов дорожных аварий, которые происходят сравнительно редко — сход трамвая с рельсов, падение грузов или отброс колесом автомобиля посторонних предметов на человека, наезд на внезапно появившееся препятствие, выпадение пассажиров из движущегося автомобиля или падение с мотоцикла из-за резкой смены скорости или траектории движения, наезд на людей, не являющихся участниками движения.

Как обезопасить себя от дорожных аварий?

Мало знать основные причины и типы происшествий на дороге, необходимо в точности соблюдать меры их предупреждения. Таких мер можно привести с несколько десятков или даже сотен, упомянем лишь самые важные из них. От соблюдения мер безопасности зависит не только сохранность вашего имущества, но и здоровье и даже жизнь людей:

Читайте также: