Использование служебного авто в личных целях показания спидометра

Обновлено: 04.07.2024

Для удобного взаимодействия с нашим сайтом, предлагаем вам воспользоваться современными браузерами.

Почему нужно поменять браузер.

Ваш браузер не просто старый, а устаревший. Он не может предоставить все возможности, которые могут предоставить современные браузеры, а скорость его работы ниже в несколько раз!

Использование служебных легковых автомобилей должно быть оформлено путевым листом.

В настоящее время редко встретишь организацию, в деятельности которой не использовался бы служебный легковой автомобиль. При его эксплуатации возникают расходы, которые должна нести организация, и в первую очередь это расходы на топливо (бензин, дизельное топливо, газ). Порядок оформления путевых листов на легковые автомобили в последние годы претерпел некоторые изменения. Возможно, не все бухгалтеры их отследили. Автор напоминает о них в своем материале.

Транспортный документ для оформления работы служебного легкового автомобиля – путевой лист

Легковой автомобиль – пассажирский автомобиль с числом мест для сидения не более девяти, включая место водителя (подп. 1.1 п. 1 постановления Совета Министров РБ от 22.08.2012. № 776 "Об упорядочении использования служебных и специальных легковых автомобилей").

Минтрансу поручена разработка и утверждение технических нормативных правовых актов, норм в области транспортной деятельности, форм путевых листов при выполнении автомобильной перевозки пассажиров, порядок их оформления. Это установлено подп. 5.40 п. 5 Положения о Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 31.07.2006 № 985.

Данную задачу Минтранс выполнил, утвердив постановление от 29.03.2012 № 25 (далее – постановление № 25; вступило в силу 29 августа 2012 г.). Организации, использующие служебные легковые автомобили, должны оформлять их работу путевым листом, форма которого утверждена постановлением № 25 (далее – путевой лист).

Заполнение путевого листа в настоящее время обязательно, а ранее…

Постановление № 25 не устанавливает исключений в вопросе необходимости оформления путевых листов в отношении видов служебных поездок, а также должностных лиц, использующих служебный легковой автомобиль. Напомним, что ранее на основании решения руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя путевой лист легкового служебного автомобиля мог не оформляться:

– на служебные легковые автомобили, предназначенные для обслуживания руководителя организации (его заместителей), индивидуального предпринимателя;

– на автомобили работников, используемые ими для нужд нанимателя в соответствии с законодательством о труде, если нанимателем по данным автомобилям не производятся расходы на их обслуживание и топливно-смазочные материалы.

Такая норма была установлена Инструкцией о порядке оформления транспортных документов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 26.11.2010 № 138 (в редакции, действовавшей по 25 октября 2011 г.).

Для целей оформления путевых листов не имеет значения, на каких основаниях служебный легковой автомобиль привлечен к деятельности организации: приобретен в собственность, получен по договору лизинга, получен по договору аренды (в т.ч. заключенному с физическим лицом, работником или неработником организации), получен по договору безвозмездного пользования (в т.ч. заключенному с физическим лицом, работником или неработником организации).

Использование работником личного легкового автотранспорта не обязывает нанимателя заполнять путевой лист

Однако из вышеуказанного правила существует одно исключение. Это случаи использования работником с разрешения нанимателя личного легкового автомобиля в служебных целях. Так, на основании ст. 106 Трудового кодекса РБ (далее – ТК) работники, использующие свои транспортные средства, оборудование, инструменты и приспособления для нужд нанимателя, имеют право на получение за их износ (амортизацию) компенсации, размер и порядок выплаты которой определяются по договоренности с нанимателем. В этом случае автомобиль во владение и пользование организации не переходит, а остается у работника. Следовательно, на организацию не может быть возложена обязанность по оформлению путевых листов. Однако для целей учета, в т.ч. работы автомобиля для нужд организации, а также движения топлива работнику необходимо оформлять учетный регистр. Форма такого регистра может быть определена организацией самостоятельно. При этом рекомендуется за основу взять форму путевого листа, которая предусматривает необходимую информацию о работе автомобиля и водителя.

При использовании личного автомобиля в служебных целях возможна ситуация, когда в рабочее время автомобиль используется работником для нужд нанимателя, а в нерабочее – для личных поездок. Заполнение путевого листа (если организация решила применять форму путевого листа) в этом случае производится только исходя из показателей, соответствующих использованию автомобиля для нужд нанимателя. Те показатели (пробег, расход топлива, заправки и т.п.), которые соответствуют использованию автомобиля для личных нужд организации, в путевом листе не отражаются. Это главное отличие в оформлении путевых листов при использовании личного легкового автомобиля в служебных целях от их оформления при эксплуатации автомобилей, привлеченных к деятельности организации по иным основаниям.

Особенности оформления путевого листа служебного легкового автомобиля

При оформлении путевых листов служебных легковых автомобилей необходимо учитывать следующее:

1. Бланки путевых листов возможно приобрести в специализированных магазинах, заказать в типографиях либо распечатать на компьютере. В настоящее время путевой лист не является бланком строгой отчетности (это не предусмотрено постановлением № 25), печать его бланков осуществляется без применения мер защиты, установленных для бланков строгой отчетности.

2. Путевые листы могут оформляться вручную или с использованием программно-технических средств (п. 2 Инструкции о порядке оформления путевых листов при выполнении автомобильной перевозки пассажиров, утвержденной постановлением № 25).

3. Путевой лист служебного легкового автомобиля может оформляться водителю сроком до 1 календарного месяца при условии сдачи путевого листа за предыдущий период работы. Следовательно, организация может выбирать в пределах месяца любой период, на который будет выписываться путевой лист (день, неделя, декада, месяц или другой).

4. При использовании служебного легкового автомобиля в пределах города в разделе "Выполнение задания" допускается производить запись: "По городу" с указанием суммарного пробега по городу в километрах. Для установления более тщательного внутреннего контроля за использованием автомобиля по решению организации возможно указание адресов отправления и назначения. Но это не является обязательным. Если автомобиль выезжает за пределы города, в котором осуществляется его обычная работа, указываются адрес отправления и адрес назначения.

5. Заполнение всех необходимых сведений в путевых листах производят уполномоченные автомобильным перевозчиком лица. При этом реквизиты, по которым информация отсутствует или не ведется учет, можно не заполнять. В путевые листы допускается вносить дополнительную информацию (реквизиты), которая не должна препятствовать прочтению иных записей.

6. Путевой лист может содержать следующие сведения (при их наличии):

– период действия путевого листа;

– наименование автомобильного перевозчика (штамп (печать) перевозчика);

– марку и регистрационный знак автомобиля;

– данные о водителе;

– отметки о прохождении водителем медицинского осмотра (приборного контроля опьянения);

– отметки о техническом состоянии автомобиля;

– данные о показаниях спидометра и времени выезда (возвращения) автомобиля;

– данные о движении топливно-смазочных материалов;

– отметки водителя и уполномоченных лиц автомобильного перевозчика, удостоверяющие прием и сдачу автомобиля;

– иные отметки уполномоченных лиц автомобильного перевозчика, оформляющих путевой лист.

7. Если для служебных поездок используется личный автомобиль работника (использование личного автомобиля в служебных целях), то использоваться он может только для поездок именно этого работника по служебным делам. Соответственно в путевом листе в качестве водителя указывается именно этот работник. Иные лица в этом случае не могут быть указаны в путевом листе.

Пример заполнения путевого листа приведен в приложении.

Рассмотрим некоторые особенности оформления путевых листов на примере следующих ситуаций.

Ситуация 1. Поездки совершают несколько водителей

Легковой автомобиль эксплуатируется в организации на основании договора безвозмездного пользования, заключенного с работником (менеджером). Согласно договору возмещению подлежат только расходы на приобретение топлива. На автомобиле в 1 день могут осуществлять служебные поездки директор, заместитель директора и 2 менеджера (один из них владелец автомобиля).

В данном случае путевой лист оформляется на водителя (водителей) в зависимости от принятой в организации системы материальной ответственности (за автомобиль, его принадлежности, топливо и т.п.): индивидуальной либо коллективной, а также иных факторов, связанных с учетом эксплуатации автомобиля (учет времени работы в разрезе водителей, учет появления возможных неисправностей, ДТП и т.п. в момент управления автомобилем конкретным лицом и т.д.). Если автомобиль управляется водителем и обслуживает указанных лиц, то оформляется 1 путевой лист на водителя. Если автомобиль в течение дня управляется поочередно всеми указанными лицами, то путевой лист может быть оформлен на каждое лицо. При этом необходимо предусмотреть процедуру передачи автомобиля от одного лица другому: удостоверение факта исправности, отсутствия повреждений, комплектности, фактического наличия учтенного количества ГСМ и т.д. Возможно оформить 1 путевой лист на группу водителей (работников – пользователей автомобиля) в случае, если они несут в данном вопросе коллективную материальную ответственность и организован учет их работы с точки зрения возможного наличия негативных факторов (ДТП, утрата имущества и т.д.).

Аналогичные подходы применяются и при использовании автомобиля по договору аренды, а также собственного автомобиля организации.

Ситуация 2. При оформлении договора об использовании личного автомобиля в служебных целях водителем может быть только собственник автомобиля

По соглашению с нанимателем работник использует личный автомобиль в служебных целях (трудовые отношения, основанные на нормах ст. 106 ТК). Работнику производится выплата компенсации за использование личного автомобиля в служебных целях, возмещается стоимость топлива, а также техобслуживания автомобиля. При этом автомобилем пользуются (управляют) директор, заместитель директора и 2 менеджера.

Исходя из правоотношений, основанных на ст. 106 ТК, использовать для служебных поездок автомобиль может только работник – владелец автомобиля. Использование автомобиля другими сотрудниками противоречит указанным правоотношениям (в этом случае необходимо заключить между нанимателем и работником договор аренды или безвозмездного пользования). Если владелец автомобиля работает в организации водителем, то он может использовать автомобиль для выполнения своих служебных обязанностей и обслуживать других работников организации (например, директора, заместителя директора, менеджеров и т.д.). При рассматриваемых правоотношениях не предусматривается возможность возмещения работнику расходов на техобслуживание автомобиля, так как за использование автомобиля ему положена компенсация (возмещение техобслуживания в данном случае носит характер дополнительной компенсации).

Путевой лист следует оформлять всегда только на работника – владельца автомобиля, использующего автомобиль в служебных целях.

Путевой лист и отражение списания топлива в бухгалтерском учете

Как уже отмечалось выше, постановление № 25 не относит бланки путевых листов к бланкам строгой отчетности. Также не установлено, что путевые листы являются первичными учетными документами.

Кроме того, в путевом листе не предусмотрено наличие всех обязательных для первичного учетного документа реквизитов.

Справочно: первичные учетные документы должны содержать следующие сведения (п. 2 ст. 10 Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З "О бухгалтерском учете и отчетности"):

– наименование документа, дату его составления;

– наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, являющегося участником хозяйственной операции;

– содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;

– должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.

Первичные учетные документы могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными.

В типовой форме путевого листа отсутствует, в частности, оценка хозяйственной операции в стоимостном выражении.

Таким образом, путевой лист как таковой в настоящее время не может являться основанием для отражения в бухгалтерском учете стоимости списываемого на затраты топлива.

Какой же документ с учетом вышеизложенного является основанием для отнесения стоимости топлива на затраты?

Для ответа на данный вопрос необходимо обратиться к нормам п. 83 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.11.2010 № 133. Так, основанием для списания горюче-смазочных материалов на затраты производства являются накопительные ведомости данных путевых листов о фактическом расходе горюче-смазочных материалов или карточки учета расхода топлива за отчетный период. Указанные ведомости или карточки принимаются к бухгалтерскому учету после сверки записей в них с путевыми листами, о чем на ведомостях или карточках работником организации, ведущим оперативный учет горюче-смазочных материалов, делается соответствующая отметка.

Вычитала в комментариях к письму статистики от 03.02.05 №ИУ-09-22/257, что показания спидометра на начало и конец по всем путевым листам должны совпадать. Думаю, что если сотрудник использует личный автомобиль, вряд ли такое требование должно соблюдаться, ведь так?
.
Всем спасибо!

наверное здесь должно быть разграничение, ведь он не всегда на своей машине ездит в производственных целях

А для чего показание спидометра при использовании личного авто в служебных целях?
Ведь размер компенсации не по этим данным, не по путевому листу, а по установленнм нормам. И никакой доп. компенсации не может быть ни за ГСМ ни за запчасти и прочее.

Это еще раз свидетельствует, что п/л в случае использования авто в служебных целях не имеет смысл. Ну а раз кому-то хочется, то только для обоснования затарта и в нем важно не показание спидометра, а цель поездок.
А если кому-то хочется обосновать нормы по показаниям спидометра, то
для мезерных норм уж нечего боятся, что не примут показания спидометров
в полной мере. Скоко там надо спидометра, что бы обосновать норму, которые включают и ГСМ и запчасти, и амортизацию и техосмотры и прочее.

не погоди!
бензин мы ему свой даём, талоны..
у нас договор с заправочной станцией
он отчитывается как подотчетник по этим талонам

Новая практика: чиновников стали штрафовать за использование служебных авто в личных целях. С легкой руки прокуратуры к воскресным поездкам столоначальников на шашлыки или субботним вояжам в филармонию стала применяться статья КоАП "Самоуправство". Оказалось, она идеально подходит к ситуации, когда важный государственный человек решил прокатиться на казенных колесах по неказенным делам.

Даже мигалка не дает чиновнику права ездить на служебной машине по личным делам. Фото: Сергей Куксин

В Смоленской области буквально на днях оштрафовали на 300 рублей главу одной из районных дум: в выходные гражданин спикер поехал на служебной машине в Брянск. Без оформления командировки, а значит, де-юре - по личным делам.

Вояж раскрылся из-за нарушения правил дорожного движения: машина районного спикерад пролетела на красный. А прокуратура, узнав об этом, заинтересовалась, куда ездил руководитель. Выяснилось: непонятно куда. Поэтому за лихую поездку законодателя привлекли к ответу по статье КоАП со столь говорящим названием: "Самоуправство". В суде глава района пытался защитить коллегу: мол, ездил на переговоры по его личной просьбе. Такое бывает. Но суд отнесся к версии скептически.

Постфактум можно говорить все что угодно. Однако ответственные начальники должны понимать: они не хозяева своим служебным лимузинам. А значит, должны отчитываться за каждый накрученный на спидометре километр - на что был потрачен народный бензин. Неизвестно, как проводил время районный законодатель. Может, встречался с родней. А может, действительно обедал с инвесторами . Это уже не важно. Раз нет командировки, путевого листа, значит, человек ездил не по работе. "Пользоваться служебным авто для личных целей - это искушение многих чиновников", - говорит член Ассоциации юристов России Асия Мухамедшина. - И, конечно, назначение служебных машин - исключительно для выполнения чиновниками своих должностных обязанностей. Например , отвезти своего ребенка в детский сад в рабочее время уж точно не входит в должностную инструкцию госслужащих. Однако слуги народа злоупотребляют зачастую этими правилами".

Правда, по ее мнению, выявить нецелевое использование служебного транспорта трудно. Практически нереально, полагает юрист. По крайней мере, инспектор ГАИ, остановив чиновника, не вправе наводить справки, едет ли гражданин начальник в баню или на совещание. Тем более что у иных слуг народа это одно и то же. В банях решаются стратегические вопросы и даже делаются головокружительные карьеры. Потому некоторые и мчатся в парилку на казенном транспорте.

"Функция инспектора ГАИ - контролировать безопасность движения, а не выполнение обязательств чиновников в рабочее время, - говорит Асия Мухамедшина. - Инспектор имеет право спросить цель поездки, но не требовать документального подтверждения - не уполномочен. Об этом гласит административный регламент МВД России исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения".

В свою очередь член АЮР, управляющий партнер юридического "Легес-Бюро" Мария Спиридонова подчеркивает, что эксплуатация автомобилей, закрепленных за госслужащими, возможна лишь в рабочее время и исключительно для служебных целей. Но она соглашается с тем, что выявление фактов использования служебных авто в личных целях является достаточно сложной задачей. По нескольким причинам.

Прокуратура выявляет частные поездки чиновников, изучая камеры видеонаблюдения на дорогах. А потом составляет протоколы

"Действительно, на машину можно установить GPS-трекер, который покажет маршрут передвижения, а также общий километраж. Однако на деле порой трудно отличить рабочие и личные цели, - говорит она. - Например, если чиновник поедет за город на неформальную встречу с инвестором для обсуждения условий финансирования проекта, но соглашение не будет достигнуто, будет ли считаться, что автомобиль использован в служебных целях? Вопрос достаточно субъективный и в каждом конкретном случае требует выявления всех деталей. Кроме того, создание единого центра отслеживания не только экономически нецелесообразно, но и технически трудоемко, так как, например, выявление использования служебных авто в нерабочее время не всегда будет означать злоупотребление со стороны государственного служащего".

Тем не менее прокуратура постепенно набивает руку на выявлении частных поездок. Например, в Тамбовской области прокуратура выявила, что глава одного из сельсоветов неоднократно ездил в выходные и праздники на служебной иномарке.

"Это подтверждено автоматизированной системой сбора информации о транспортных средствах. Кроме того, при использовании автомобиля путевые листы не выписывались", - сообщили в прокуратуре.

Чиновники должны отчитываться за каждый накрученный на спидометре служебной машины километр. Все поездки отмечаются в путевом листе

В итоге на него составили протокол за самоуправство. Также и в Краснодарском крае прокуратура одного из районов при использовании сведений с камер фотофиксации передвижения транспортных средств установила факты использования главами двух сельских поселений служебного транспорта без служебной необходимости.

А в Курганской области главврач одной из районных больниц трижды ездила в выходные в областную филармонию. Но даже тяга к прекрасному и высокому все равно считается самоуправством, если к медным трубам спешить на служебной машине.

"Использование чиновниками служебных авто в личных целях прямо запрещено действующим законодательством, - подчеркивает Мария Спиридонова. - За нарушение указанного запрета могут быть применены меры взыскания, вплоть до увольнения. Так, в соответствии с ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт с госслужащим может быть прекращён по инициативе представителя нанимателя в случае неоднократного неисполнения должностных обязанностей лицом, имеющим дисциплинарное взыскание".

Фото: iStock

Иными словами, штрафом за самоуправство дело для чиновника может и не закончится. Есть вероятность, что последуют оргвыводы.

"Увольнение как мера дисциплинарного взыскания безусловно применяется, - поясняет заведующий Бюро адвокатов "Де-юре" Никита Филиппов. - Но также по результатам служебной проверки могут быть вынесены иные дисциплинарные взыскания, например, замечание или выговор. Это зависит от решения комиссии по результатам проверки, которая в свою очередь учитывает такие обстоятельства, как тяжесть совершенного проступка и другие".

Более того, на практике нередко с чиновников взыскивают и расходы на бензин за личные поездки на казенных авто.

В Алтайском крае через суд взыскали 64 тысячи рублей с теперь уже бывшего главы одного из районов за то, что каждый день ездил на работу из Барнаула в район. По-хорошему, начальник должен был поселиться там, где руководит. Но он не хотел, чтобы в селе "жена ходила по магазинам и слушала ту ахинею, что говорят про него".

Поскольку он теперь находится в СИЗО и обвиняется в мошенничестве, не исключено, что та "ахинея" все-таки не была настолько ахинеей.

Какое наказание за использование служебново автомобиля в личных целях.

Как написать объяснительную об использовании служебного автомобиля.

Возможно ли наказание, за использование служебного автомобиля в личных целях?

Какое наказание предусматривается за использование служебного автомобиля в личных целях.

Путевой лист служебного легкового автомобиля. Медосвидетельствование требуется ли руководителю фирмы (лизингополучателю) при использовании автомобиля легкового, находящегося в лизинге. Какова необходимость содержания мед. работника при использовании одного автомобиля. Практически это условия использования личного автомобиля. Вопрос о наличии путевого листа не затрагивается, т.к. он имеется в соответствии с законодательством со всеми необходимыми реквизитами. В данном вопросе речь идет только о необходимости медосвидетельствования.

1.Добрый день, правомерно ли требование сотрудника ГИБДД на предоставление путевого листа при использовании служебного легкового автомобиля?

У организации легковой автомобиль куплен по договору лизинга, этот автомобиль использует сотрудник в личных целях (не для служебного использования). Должны ли мы вести учет по этому автомобилю и как?

Как составить заявление в прокуратуру на использование служебного автомобиля в личных целях.

Использование служебного автомобиля бюджетной организации в личных целях, какую норму закона мы нарушаем?

Считается ли нарушением использование служебного автомобиля на больничном с целью поездки в поликлинику?

Требуется ли выписывать путевой лист для использования служебного автомобиля при наличии доверенности.

Что грозит работнику за использование служебного автомобиля в личных целях, без разрешения начальства (перевоз молочных продуктов)

Использование служебного автомобиля в личных целях. Посещение больницы на больничном листе. Какое наказание? Путевых листов нет.

Нужны ли путевые листы при использовании служебного автомобиля или достаточно доверенности для общения с сотрудниками ГИБДД?

В организации числюсь ответственным лицом за использование служебного автомобиля. В 2013 автомобиль использовался несколькими сотрудниками. По факту выгрузки с топливной карты выявилась недостача в сумме 40000. Как доказать невиновность. Видео на заправках сохраняется в течении 2 недель.

Работаю спасателем в городской службе спасения. Нам поступил вызов: ДТП, автомобиль превернулся, есть вероятность, что в автомобиле - пострадавшие. Выехали на место аварии с использованием спецсигналов. Во время движения, обгоняя колонну на трассе, водители двух КАМАЗов не освободили проезд нашему автомобилю, который двигался с использованием спецсигналов, в результате чего мой водитель допустил столкновение с одним из КАМАЗов. По предварительным данным вина в ДТП будетпризнана обоюдной, на что наш руководитель заявил, что всю стоимость восстановления служебного автомобиля он повесит на моего водителе. Объясните пожалуйста в каком размере, как, и возможно ли это. Заранее спасибо.

Как правильно оформить запись в трудовом договоре и должностной инструкции, использование сотрудником организации (торгового представителя и логиста) служебного автомобиля. Формулировку можете подсказать.

Если автомобиль не в собственности а в личном пользовании, можно ли на него оформить компенсацию сотруднику за использование служебного транспорта.

Какие документы должен иметь при себе исполнительный директор при использовании служебного легкового автомобиля для поездок по объектам, служебным делам.

Как определить использование служебного автомобиля в личных целях. Например если выехал с работы и где-то возле магазина простоял один час в ожидании другого сотрудника которого надо забрать с собой это использование в личных целях или нет?

Я хочу покупать автомобиль в лизинг. Я генеральный директор и единственны учредитель ООО. какие ограничения есть по использованию Служебного легкового автомобиля. Обязательно ли Заполнение путевого листа каждый день? Нужно ли проходить медосмотр каждый день и какие документы нужно иметь при себе если останавливает ГАИ.

Вопрос такой. Есть организация созданная мэрией. Директор назначается мэром, а все остальные сотрудники приказом директора. Согласно уставу организации, все внутренние вопросы отнесены к компетенции директора. Служебного автомобиля в организации нет. Директор использует личный автомобиль в служебных целях.

Кто должен издавать и подписывать приказ о возмещении расходов, связанных с использованием личного автомобиля в служебных целях, а также путевые листы в такой ситуации?

Работодатель настаивает осуществлять разъездную часть работы на своем личном транспорте или на общественном. Раньше это делалось путем использования служебного транспорта. Теперь водители уволены, автомобили выставлены на продажу. Мне не хотелось бы бить свой автомобиль для нужд работы. Является ли это существенным изменением условий труда? Можно ли это оспорить?

Какая ответственность ждет должностного лица (госслужащего) при использовании служебного автомобиля в личных целях, и может ли работники гаи првлечь к административной ответственности госорган как юридическое лицо при оисутствии путевого листа.

Как можно оформить правильно использования автомобиля служебного в личных целях водителей и заправка была тоже за счет водителя? И еще показания спидометра как раз больше чем по путевкам и по ГСМ предприятия. Заранее спасибо.

В июле 2016 года водителя служебного автомобиля лишили прав на 1,5 года. По доверенности от Генерального директора предприятия в служебных целях, в том числе в служебные командировки (Рязань, Ковров и т.д.) вожу автомобиль я. Таким образом я исполняю помимо своих должностных обязанностей обязанности водителя. Учитывая что автомобиль - средство повышенной опасности обязана ли организация доплачивать мне к зарплате какую то надбавку за исполнение обязанностей водителя, ведь вопросы, которые я решаю по основной должности с использованием автомобиля я должен был быть в качестве пассажира?

Мой муж каждый день возит своего начальника на работу на служебном авто, но однажды он повез меня, т.к мы рядом живем. Является ли случай когда он вез меня на служебном авто к месту своей работы использованием служебного автомобиля в личных целях?

Руководитель предприятия при приобретении автомобиля недоплатил по договору 200 000 руб и подделав документы продал этот автомобиль. Каков срок давности по такому преступлению? В гражданском суде признал задолженность, но с издевкой говорит, что будет выплачивать с пенсии по 1 т.р в месяц. Можно ли его привлечь к уголовной ответственности, если это произошло в 2009 году или истек срок давности? К каой степени тяжести относится это преступление, ведь налицо использование служебного положения, подделка документов и мошенничество?

Вопрос по использованию служебного автомобиля в личных целях. Есть служебный автомобиль, использую в личных целях по доверенности (от юр.лица, подписанная руководителем, заверенная печатью организации). Несколько раз останавливали, смотрели, претензий не было. Последний раз (недавно) остановили и сотруднику ГАИ не понравилась моя доверенность. Он сказал, что доверенности уже год как отменили. Отпустил, но сказал, что доверенность не действительна. Знаю, что вроде бы как могу управлять транспортным средством по данной доверенности, но как отвечать сотрудникам ГАИ? На что ссылаться? Или они правы?.

Имеется служебный автомобиль (оформленный на организацию), который используется для поездок по работе и Директор компании не имеет ничего против того, чтобы автомобиль использовался в личных целях (поездка на дачу, в магазин). Какие нужны документы для сотрудников ГАИ при использовании служебного автомобиля? Как я понимаю нужен путевой лист с обязательными реквизитами, некоторые из них не понятно как заполнять, например, сведения о водителе, в том числе его фамилию, имя, отчество, дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.

Компания не транспортная и соответственно нет сотрудника, который мог бы проводить предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр. На какой срок может быть выдан путевой лист? Или его нужно заполнять каждый раз перед поездкой. Нельзя ли обойтись без путевого листа? Нельзя ли написать официальный документ от директора компании, что он не против использования автомобилем в личных целях и таким образом обойтись без путевого листа?

Новая практика: чиновников стали штрафовать за использование служебных авто в личных целях. С легкой руки прокуратуры к воскресным поездкам столоначальников на шашлыки или субботним вояжам в филармонию стала применяться статья КоАП "Самоуправство". Оказалось, она идеально подходит к ситуации, когда важный государственный человек решил прокатиться на казенных колесах по неказенным делам.

Даже мигалка не дает чиновнику права ездить на служебной машине по личным делам. Фото: Сергей Куксин

В Смоленской области буквально на днях оштрафовали на 300 рублей главу одной из районных дум: в выходные гражданин спикер поехал на служебной машине в Брянск. Без оформления командировки, а значит, де-юре - по личным делам.

Вояж раскрылся из-за нарушения правил дорожного движения: машина районного спикерад пролетела на красный. А прокуратура, узнав об этом, заинтересовалась, куда ездил руководитель. Выяснилось: непонятно куда. Поэтому за лихую поездку законодателя привлекли к ответу по статье КоАП со столь говорящим названием: "Самоуправство". В суде глава района пытался защитить коллегу: мол, ездил на переговоры по его личной просьбе. Такое бывает. Но суд отнесся к версии скептически.

Постфактум можно говорить все что угодно. Однако ответственные начальники должны понимать: они не хозяева своим служебным лимузинам. А значит, должны отчитываться за каждый накрученный на спидометре километр - на что был потрачен народный бензин. Неизвестно, как проводил время районный законодатель. Может, встречался с родней. А может, действительно обедал с инвесторами . Это уже не важно. Раз нет командировки, путевого листа, значит, человек ездил не по работе. "Пользоваться служебным авто для личных целей - это искушение многих чиновников", - говорит член Ассоциации юристов России Асия Мухамедшина. - И, конечно, назначение служебных машин - исключительно для выполнения чиновниками своих должностных обязанностей. Например , отвезти своего ребенка в детский сад в рабочее время уж точно не входит в должностную инструкцию госслужащих. Однако слуги народа злоупотребляют зачастую этими правилами".

Правда, по ее мнению, выявить нецелевое использование служебного транспорта трудно. Практически нереально, полагает юрист. По крайней мере, инспектор ГАИ, остановив чиновника, не вправе наводить справки, едет ли гражданин начальник в баню или на совещание. Тем более что у иных слуг народа это одно и то же. В банях решаются стратегические вопросы и даже делаются головокружительные карьеры. Потому некоторые и мчатся в парилку на казенном транспорте.

"Функция инспектора ГАИ - контролировать безопасность движения, а не выполнение обязательств чиновников в рабочее время, - говорит Асия Мухамедшина. - Инспектор имеет право спросить цель поездки, но не требовать документального подтверждения - не уполномочен. Об этом гласит административный регламент МВД России исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения".

В свою очередь член АЮР, управляющий партнер юридического "Легес-Бюро" Мария Спиридонова подчеркивает, что эксплуатация автомобилей, закрепленных за госслужащими, возможна лишь в рабочее время и исключительно для служебных целей. Но она соглашается с тем, что выявление фактов использования служебных авто в личных целях является достаточно сложной задачей. По нескольким причинам.

Прокуратура выявляет частные поездки чиновников, изучая камеры видеонаблюдения на дорогах. А потом составляет протоколы

"Действительно, на машину можно установить GPS-трекер, который покажет маршрут передвижения, а также общий километраж. Однако на деле порой трудно отличить рабочие и личные цели, - говорит она. - Например, если чиновник поедет за город на неформальную встречу с инвестором для обсуждения условий финансирования проекта, но соглашение не будет достигнуто, будет ли считаться, что автомобиль использован в служебных целях? Вопрос достаточно субъективный и в каждом конкретном случае требует выявления всех деталей. Кроме того, создание единого центра отслеживания не только экономически нецелесообразно, но и технически трудоемко, так как, например, выявление использования служебных авто в нерабочее время не всегда будет означать злоупотребление со стороны государственного служащего".

Тем не менее прокуратура постепенно набивает руку на выявлении частных поездок. Например, в Тамбовской области прокуратура выявила, что глава одного из сельсоветов неоднократно ездил в выходные и праздники на служебной иномарке.

"Это подтверждено автоматизированной системой сбора информации о транспортных средствах. Кроме того, при использовании автомобиля путевые листы не выписывались", - сообщили в прокуратуре.

Чиновники должны отчитываться за каждый накрученный на спидометре служебной машины километр. Все поездки отмечаются в путевом листе

В итоге на него составили протокол за самоуправство. Также и в Краснодарском крае прокуратура одного из районов при использовании сведений с камер фотофиксации передвижения транспортных средств установила факты использования главами двух сельских поселений служебного транспорта без служебной необходимости.

А в Курганской области главврач одной из районных больниц трижды ездила в выходные в областную филармонию. Но даже тяга к прекрасному и высокому все равно считается самоуправством, если к медным трубам спешить на служебной машине.

"Использование чиновниками служебных авто в личных целях прямо запрещено действующим законодательством, - подчеркивает Мария Спиридонова. - За нарушение указанного запрета могут быть применены меры взыскания, вплоть до увольнения. Так, в соответствии с ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт с госслужащим может быть прекращён по инициативе представителя нанимателя в случае неоднократного неисполнения должностных обязанностей лицом, имеющим дисциплинарное взыскание".

Фото: iStock

Иными словами, штрафом за самоуправство дело для чиновника может и не закончится. Есть вероятность, что последуют оргвыводы.

"Увольнение как мера дисциплинарного взыскания безусловно применяется, - поясняет заведующий Бюро адвокатов "Де-юре" Никита Филиппов. - Но также по результатам служебной проверки могут быть вынесены иные дисциплинарные взыскания, например, замечание или выговор. Это зависит от решения комиссии по результатам проверки, которая в свою очередь учитывает такие обстоятельства, как тяжесть совершенного проступка и другие".

Более того, на практике нередко с чиновников взыскивают и расходы на бензин за личные поездки на казенных авто.

В Алтайском крае через суд взыскали 64 тысячи рублей с теперь уже бывшего главы одного из районов за то, что каждый день ездил на работу из Барнаула в район. По-хорошему, начальник должен был поселиться там, где руководит. Но он не хотел, чтобы в селе "жена ходила по магазинам и слушала ту ахинею, что говорят про него".

Поскольку он теперь находится в СИЗО и обвиняется в мошенничестве, не исключено, что та "ахинея" все-таки не была настолько ахинеей.

Читайте также: