Изменения тахограф с 1 ноября

Обновлено: 05.07.2024

На сайте Глонасс-сервис публикуются изменения в законодательных актах, относящихся к сфере тахографии, и разъяснения по трактовке нововведенных пунктов. Эта информация поможет разобраться в нормативно-правовых требованиях людям, не обладающим глубокими знаниями в области тахографического контроля.

Новые обязанности автоперевозчиков в 2019 году

  • Установить на транспортные средства цифровые тахографы.
  • Проводить время за рулем и отдыхать от вождения в течение определенного количества времени. В соответствии с проектом изменения правил ДД управлять грузовиком или автобусом разрешается не более 9 часов в сутки.
  • Обеспечивать безопасность перевозок.

После принятия изменений в Приказ Минтранса следовать этим правилам будут обязаны перевозчики - частные лица, индивидуальные предприниматели, транспортные компании, коммерческие фирмы.

Согласно новым правилам, в процессе вождения шофер обязан каждые четыре с половиной часа делать перерыв на 45 минут (или 2 перерыва продолжительностью 30 и 15 минут). Водители дальних рейсов имеют право в исключительных обстоятельствах дважды в неделю (не более) ехать без остановок в течение 10 часов. Максимально разрешенный период нахождения за рулем за неделю составляет, по новым правилам, не более 56 часов. В течение двух недель режим передвижения не должен превышать 90 часов. Время суточного отдыха водителя составляет не менее одиннадцати часов.

Прежние требования по установке тахографов

Приказ 273 Минтранса обязывал установить цифровые тахографы с СКЗИ на:

  • автобусы и грузовики с учетными приборами без блока СКЗИ – до 1 января 2018 года;
  • пригородные автобусы – до 1 июля 2018 года;
  • городские автобусы – до 1 июля 2019 года.

Срок установки тахографов на городские автобусы сейчас продлен до 01.07. 2020 года.

С чем связана частота изменений в последний год

В течение последних лет тахографический контроль осуществлялся, несмотря на давнее принятие законодательных требований, в относительно формальном режиме. Это связано с несовершенством законов и наличием пробелов, которые позволяли избежать ответственности. Многие владельцы транспорта до сих пор не исполнили требования Приказа 273, поскольку не опасались реальной ответственности за нарушение правила. Внедрение тахографов в коммерческие перевозки началось уже 5 лет назад. Но невыполнение требований законодательства отразилось на общей статистике ДТП. Более 20% аварий происходит по статистике из-за переутомления шоферов.

Режим труда и отдыха контролировался на предприятиях, как и установка тахографов касалась юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Физические лица не подпадали под эти правила. Поэтому сейчас требования к лицензированию перевозок и установке тахографов существенно ужесточились. Нарушением будут считаться следующие факты:

  • выезд на работу без тахографа;
  • оснащение машины прибором, не внесенным в реестр ФБУ, или аналоговым тахографом;
  • отсутствие карты водителя;
  • отсутствие контрольных пломб на тахографе;
  • неоткалиброванное или нерабочее устройство на борту.

Работники ГИБДД вправе остановить машину и потребовать от водителя распечатку данных с тахографа. Проверяется режим труда и отдыха, случаи превышения скорости, соответствие тахографа требованиям, наличие установочной таблички сервисной мастерской и другие моменты.

Для чего внесены изменения в законодательство

До внесения последнего изменения установка тахографа рассматривалась как средство сокращения аварийных ситуаций, разработка оптимального графика рабочих смен водителей предприятий, контроля деятельности в рамках трудовых отношений.

Новая редакция ФЗ-196 рассматривает тахографы как инструмент фиксации маршрута движения, скорости передвижения, времени отдыха и количества часов за рулем. Приборы будут использованы для сбора двух пакетов информации – в рабочее время и вне работы (например, при возвращении домой или эксплуатации служебного автомобиля после работы). Единые нормативы времени планируется ввести для водителей всех категорий.

Лицензирование пассажирских перевозок позволит минимизировать риски ДТП. В документах добавляются данные об автомобиле владельца (кроме случаев, когда заявитель не является прямым владельцем или указывает недостоверные данные).

Что необходимо учесть перевозчику, чтобы избежать санкций?

Меньше чем через месяц в силу вступают изменения, внесённые Федеральным законом от 26.07.2019 № 216-ФЗ. Так, с 1 ноября 2019 года сотрудники ГИБДД или Ространснадзора начнут выписывать штрафы, если водители в пути не делают перерывы на отдых либо управляют автомобилем без тахографа.

Согласно изменениям, вводится штраф для перевозчика за выпуск в рейс авто без тахографа. Его обязаны установить в свой автомобиль перевозчики грузов — на транспорте максимальной массой свыше 3,5 тонн (категории N2 и N3), а также пассажирские перевозчики — на транспорте, имеющем более 8 мест для сидения (помимо водительского), максимальной массой, не превышающей 5 тонн (категория М2) и свыше 5 тонн (категория М3). Если это требование нарушается, то выписывается штраф: для водителя — 3–5 тыс. руб., для должностных лиц — 7–10 тыс. руб., для ИП — 15–25 тыс. руб., для юрлиц — 20–50 тыс. руб.

Также с 1 ноября вводятся штрафы для работодателей, если водители во время пути не делают перерывы на отдых либо управляют машиной без тахографа. Контролёры найдут нарушение во время плановой проверки или, когда устанавливают виновника ДТП. В этом случае они запрашивают документы: путевые листы, задания, а также распечатки данных с тахографа. Они показывают, сколько времени водитель провёл в пути и когда делал остановки.

В смену водители обязаны делать перерывы на 15 минут. Первый раз перерыв нужно сделать через 4 часа после выезда в рейс, далее — через каждые 2 часа. Водитель не должен работать сверх установленных норм — 8 часов в смену, 40 часов в неделю. При суммированном учёте смена водителя может длиться 10 или 12 часов, если речь идёт о водителе руководителя или о международных перевозках.

С 1 ноября за переработку вводятся следующие штрафы: на водителя — до 2 тыс. руб., на должностных лиц — 7–10 тыс. руб., на ИП — 15–25 тыс. руб., на работодателя — 20–50 тыс. руб. Компанию-перевозчика накажут, если водители не смогли соблюсти режим труда и отдыха по вине руководителя. Например, если им было поручено добраться до места назначения за слишком короткий срок. Аналогичные штрафы будут действовать и при отсутствии карточки тахографа.

Отметим, что с 1 ноября 2019 года исчезает наказание за несоответствие тахографа установленным требованиям. Со следующего месяца перевозчикам разрешено использовать тахографы ЕСТР (международные), российского производства без СКЗИ и тахографы с СКЗИ — на выбор. Главное, чтобы тахограф был установлен, исправен, а также соблюдался режим труда и отдыха и нормы времени управления транспортным средством.


С 1 ноября 2019 года штраф за тахограф обретет свою законную силу. Данный вопрос уже рассмотрен и урегулирован. Рассмотрим подробно, какие именно изменения внесены законодателем и как действовать водителю, чтобы избежать уплаты штрафа.

Каким должен быть тахограф

Тахограф представляет собой устройство, технически предназначенное для считывания и фиксации информации о скорости и маршруте передвижения транспорта, а также о режиме сна и отдыха водителя. Возможность фиксации указанных данных является ключевым требованием, предъявляемым к тахографу.

Согласно действующему законодательству, требования к установке такого устройства в автомобилях водителей, занимающихся частным извозом, не предъявляются.


Так выглядит самая простая модель тахографа

Для начала уточним, что на территории Российской Федерации законодательно допускается использование двух видов тахографов:

  • с блоком СКЗИ (перевозки осуществляются исключительно на территории РФ);
  • ЕСТР (перевозки осуществляются на территории РФ и за её пределами).

Оба вида тахографа должны соответствовать требованиям соответствующего Регламента Таможенного союза, а также иным нормативным актам внутреннего характера. При этом устанавливающееся фиксирующее устройство должно быть в перечне Росавтотранса.

К тахографам предъявляются особые требования по их установке и дальнейшему техническому обслуживанию. Министерством транспорта РФ определено:

  • оснащение автомобиля таким устройством осуществляется за счет его владельца;
  • все технические работы должны производиться в сертифицированной мастерской;
  • при его установке необходимо активировать блок записи информации;
  • по завершении манипуляций тахограф должен быть опломбирован.

Если устройство оказалось поломано

Тем не менее, в случае выхода из строя фиксирующего устройства, водителю необходимо перейти на ручную фиксацию режима отдыха и труда.

Ошибочным является мнение, что с неисправным тахографом запрещено управление транспортным средством. Передвижение при такой неисправности допустимо, но до ближайшей мастерской либо места регистрации ТС.

Передвижение в указанных направлениях при неисправном тахографе допускается в срок до 7 дней. В таком случае лицо, управляющее ТС, не подлежит административной ответственности, а значит не может быть речи о штрафе.


Поломанный тахограф нужно починить за неделю во избежание уплаты штрафа

В случае если водителя остановят уже на 8 сутки, а фиксирующее устройство не будет технически исправным – штрафа не избежать.

Во сколько обойдется установка

Вопрос цены установки тахографа является весьма условным, поскольку состоит из рада факторов:

  1. Все зависит от цены самого устройства. В среднем, стоимость нового экземпляра составляет примерно 25 000 рублей.
  2. Ценник зависит от компании, которая производит монтаж и настройку тахографа. Средняя сумма установки колеблется в районе 7 000 рублей.

Вот и получается, что покупка и установка измерительного устройства с учетом произведения всех настроек обойдется лицу примерно в 32 000 рублей, хотя это далеко не предел.

Какие документы нужны водителю, помимо самого устройства

Законопослушный воитель при себе должен иметь следующие документы для использования тахографа:

  • сертификат прохождения его проверки, в котором имеются необходимые отметки о состоянии прибора;
  • свидетельство о метрологической поверке;
  • инструкцию по использованию девайса.

Данные документы должны быть у шофера в комплексе. За отсутствие хотя бы одной из указанных бумаг с 01 ноября 2019 г. в КоАП РФ будет предусмотрен штраф.

Штрафы

В соответствии с новым законом, с 01 ноября 2019 г. за отсутствие тахографа и нарушение правил его эксплуатации предусмотрены наказания в виде взысканий:

  • с физического лица — от 3 000 до 5 000 рублей;
  • с должностных лиц — от 7 000 до 10 000 рублей;
  • с индивидуальных предпринимателей — от 15 000 до 25 000 рублей;
  • с юридических лиц — от 20 000 до 50 00 рублей.


Если вам выписали штраф, обязательно оплатите его

Почему наказание было ужесточено

Ужесточение наказания за такое правонарушение является вынужденной мерой. Проведенный анализ статистических данных по ДТП показал ужасающие данные. Более 65% аварий, произошедших с участием коммерческих водителей, являются результатом несоблюдения режима отдыха и работы.


Штраф за тахограф ужесточили из-за печальной статистики на дорогах

С увеличением сумм штрафов и оснований для их применения, шоферам и компаниям, осуществляющим перевозки, будет выгоднее установить тахограф, чем каждый раз отдавать N-ную сумму государству.

Что будет если штрафы не оплачивать и как в этом случае поступить водителю и компании

После получения уведомления о штрафе, у водителя либо предприятия будет 10 дней на обжалование такого решения. Затем дается еще 60 дней для погашения задолженности. В случае неоплаты в установленные сроки, сумма взыскания может увеличиться вдвое.

Заключение

Таким образом, с 1 ноября 2019 года штраф за тахограф будет существенно увеличен. Чтобы избежать административной ответственности за данное правонарушение, водителю необходимо:

  • своевременно проходить обслуживание измерительного прибора;
  • возить с собой соответствующие документы для его использования;
  • добросовестно соблюдать режим работы и отдыха.

Вы согласны с ужесточением закона и наказания для перевозчиков?

До 2019 года установка тахографов физическим лицам не требовалась. Обязательному оснащению тахографами подлежал только транспорт, принадлежащий юридическими лицами и ИП. Физические лица были освобождены от такой обязанности.

Оснащению тахографами подлежат все транспортные средства максимальной массой свыше 3,5 тонн либо с числом мест свыше 8.

Тахограф для физических лиц с 1 ноября 2019 года

Установка тахографов для физических лиц с 1 ноября 2019 года

Закон, вводящий обязательную установку тахографов для физических лиц, вступает в действие с 1 ноября 2019 года.

Суть этого закона — во внесении изменений в другой закон, «О безопасности дорожного движения«. В частности в него вносятся следующие требования к физическим лицам:

  • Обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами.
  • Соблюдать нормы времени управления транспортным средством и отдыха, установленные Правилами дорожного движения РФ.
  • Соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Какие автомобили физических лиц подлежат оснащению тахографами

Новый закон о тахографах для физических лиц не предусматривает послаблений или исключений, вводя в качестве критерия лишь два условия: максимальная масса свыше 3,5 тонн либо число пассажирских мест свыше 8 (не считая водительского).

Таким образом под установку тахографов попадают практически все грузовые автомобили, автобусы и микроавтобусы, принадлежащие физическим лицам.

Важно отметить, что любой автобус с числом мест свыше восьми параллельно попадает под требования Постановления Правительства №153, а значит кроме тахографа обязательно должен быть оснащен еще и аппаратурой ЭРА-Глонасс.

Штрафы для физических лиц за отсутствие тахографа

Физическое лицо — владелец транспортного средства может быть оштрафовано за отсутствие тахографа только в качестве водителя. Штраф для водителя за отсутствие тахографа сейчас составляет от 1 до 3 тысяч рублей.

Однако в Госдуме на рассмотрении находится и уже одобрен в первом чтении новый законопроект, по которому существенно вырастут штрафы по ст. 11.23 КоАП за отсутствующий/неработащий тахограф и за нарушение режима труда и отдыха. После вступления в силу этой поправки, штраф для водителя за отсутствие тахографа и нарушение режима труда составит уже от 3 до 5 тысяч рублей.

Кроме установки тахографа, водитель собственного грузовика или автобуса должен также оформить и использовать карту водителя для тахографа. Ее отсутствие приравнивается к неработающему тахографу и влечет за собой такой же штраф.

Нормативы режима труда и отдыха водителей Минтранс планирует добавить отдельным разделом в ПДД.

Для водителей грузовиков свыше 3,5 тонн и автобусов, в том числе и принадлежащих физическим лицам, эти нормативы составят:

  • В сутки не более 9 часов в движении;
  • При этом каждые 4,5 часа обязательно нужно делать перерыв в 45 минут, либо за тот же промежуток времени делать два перерыва не менее 15 и 30 минут;
  • Не чаще двух раз в неделю при особой необходимости можно проводить за рулем по 10 часов;
  • При этом общее время за рулем не должно превышать 56 часов в неделю и 90 часов в две недели;
  • Отдых водителя должен совокупно составлять не менее 11 часов в сутки.

Какие тахографы нужно установить физическим лицам

К установке для использования на территории РФ разрешены только цифровые тахографы с блоками криптозащиты СКЗИ. Это популярные и распостраненные модели тахографов АТОЛ, VDO и некоторые другие.

Специалисты техцентра 1Тахограф с огромным опытом работы установят тахограф на ваш автомобиль, активируют его и проведут калибровку за 1 день. Также мы оформим карту водителя для тахографа. Наш техцентр удобно расположен рядом со МКАД с удобным заездом для грузового транспорта.

Читайте также: