Как атос сидоров выбрался с пандоры

Обновлено: 05.07.2024

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Антонов Антон Владимирович, Чередникова Маина Павловна

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Антонов Антон Владимирович, Чередникова Маина Павловна

Фантастика как генератор событийности: творчество братьев Стругацких и повествовательные модели Российской прозы 1960-2000-х годов

CHRONOTOPE FUNCTIONS IN ARKADY AND BORIS STRUGATSKYS’ NOVEL “DISQUIET”

A chronotope of the novel “Disquiet”, written by Arkady and Boris Strugatsky, is studied. In March of 1965, when the book was already finished, the authors decided to put aside the manuscript and write a new story called “Snail on the Slope”. Chapters from the book “Forest” remained unchanged. A thorough analysis of the story’s spatio-temporal structure shows that a fantastic beginning of the novel “Disquiet” goes far beyond the frames of science fiction genre. Eventually, it turns into a method instrumental in highlighting the most dangerous tendencies of the present. In the middle of the twentieth century, Strugatsky created a dystopia, which defined a particular direction of the society’s subsequent development. The relative time of space discovery is associated with the recently recognized historical past. Concentration of time (when the real past and present are filled with “creative opportunities of further infinite reality formation and development”) provided an opportunity of creating a book, which became even more relevant half a century after the time it was written.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Февраль, № 1 Филология 2014

антон владимирович Антонов

аспирант кафедры литературы филологического факультета, Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова (Ульяновск, Российская Федерация)

мАИНА Павловна ЧЕРЕДНИКОвА

Ключевые слова: хронотоп, уплотнение времени, пространственно-временная структура

© Антонов А. В., Чередникова М. П., 2014

Место действия повести - планета Пандора - воплощение дикой, чужой природы, таинственной и непонятной для землян. Почти всю поверхность Пандоры покрывает Лес, предстающий как некое одушевленное пространство, напоминающее то ли антропоморфное существо, то ли животное. На сравнительно небольшом участке Пандоры располагается База землян.

Пространства Базы и Леса противопоставлены друг другу как две крайние точки вертикали. Пространство Базы точечно: оно сосредоточено вокруг высотного здания Управления. Однако это узкое пространство постоянно соотносится с бесконечным пространством Леса.

А. В. Антонов, М. П. Чередникова

определенное дело. Персонал Базы объединяет либо исследовательская работа, либо обслуживание туристов, которые прилетают на Пандору охотиться на экзотических животных. Горбов-ского отличает отсутствие видимой цели, которая могла бы объяснить его появление на Базе.

Первая ситуация, связанная с Горбовским, метафорична: человек, сидящий на краю пропасти, в недрах которой скрывается лиловый туман Леса, бросает вниз камешки, словно пытаясь вступить в контакт с неведомым миром.

В изображении самоуверенных, не знающих сомнений землян сквозит авторская ирония. Плакатные портреты этих героев представляют собой стилизацию популярных научнофантастических произведений, которые выпускались большими тиражами в 50-60-е годы1.

Предощущение тяжелейшего для человечества выбора, мыслью о котором живет Горбов-ский, реализуется в судьбе Атоса-Сидорова, с которым связана вторая сюжетная линия повести. Вертолет Атоса потерпел катастрофу. Боль-

шинство людей, находящихся на Базе, уверены, что космонавт погиб. Леонид Горбовский напряженно вглядывается сверху в неизвестную глубину Леса, тогда как Атос оказывается внутри лесного пространства.

Сюжетная линия, посвященная Атосу-Сидорову, связана с пространством некой деревни, которая находится в глубине Леса. Крестьяне, живущие в лесу, нашли и приютили раненого Атоса. Бытовые приметы деревенского пространства, описанные в повести, хорошо знакомы русскому читателю 60-х годов прошлого века. Утварь в домах ограничивается глиняными горшками, из одного горшка едят пищу все обитатели дома. Улицы деревни быстро зарастают высокой травой. Есть здесь площадь, где происходят собрания. Организуют собрания староста и землемер. Речь, которую произносит староста, невразумительна и непонятна не только слушателям, но и ему самому. За пределами деревни располагается поле, где крестьяне сеют и собирают урожай.

Подобно сказочным пошехонцам, крестьяне смутно представляют себе пространство за пределами деревни. Дорога, по которой им при-

ходилось ходить, связана с практическими нуждами. Пространство, не связанное с конкретным знанием, не воспринимается деревенскими жителями как реальное.

Сознание крестьян лишено причинноследственных связей. Попытка собеседников Атоса рассказать о дороге в Город сводится к бесконечной кумуляции с упоминанием близлежащих мест: Тростники - Муравейники - Новая деревня - Глиняная поляна. Так сказочные пошехонцы, идущие в Москву, не замечают, как возвращаются домой в Вятку [5; 338].

Мертвяки - антропоморфные существа, отдаленно напоминающие людей. Они изображаются как нечистая сила народных демонологических рассказов.

Однако страшные существа повести не синонимичны мифологическим персонажам народных быличек и бывальщин. Мертвяки - биороботы, способные по приказу женщин, ставших хозяевами Леса, беспрекословно выполнять любое их требование.

В контексте традиционной народной культуры причины появления того или иного демонологического персонажа всегда могут быть объяснены. Мертвяки и их поведение не вписываются в картину мира, привычную для деревенских жителей, и потому особенно страшны. Появле-

ние мертвяков на пограничье деревни подчеркивает уязвимость ее пространства.

Время деревенских жителей ограничено монотонно повторяющимся суточным циклом. По инерции крестьяне сеют и убирают урожай, по инерции возят его на Глиняную поляну, как делали это когда-то. Но урожай уже никому не нужен, и его привозят обратно. Сами крестьяне тоже легко обходятся без урожая: съедобны лесные побеги, в некоторых местах съедобна даже земля, одежда вырастает на грядках. Традиционный крестьянский труд утратил свой исконный смысл, и жизнь деревенских жителей превратилась в унылое прозябание. Таким образом, сказочные реминисценции в повести Стругацких не имеют ничего общего с оптимизмом сказки, поскольку приобретают в контексте произведения прямо противоположный смысл.

Старик осуществлял связь деревни с внешним миром в прошлом. В настоящем эта связь поддерживается через Слухача. Слухач - зомби, ретранслятор неких идей, которые не понятны ни самому Слухачу, ни его слушателям.

Таким образом, идеологическая риторика XX века остается актуальной для новой цивилизации на Пандоре. Разница лишь в том, что речь идет не о битве за новый урожай, а о «борьбе на

А. В. Антонов, М. П. Чередникова

После выхода героя из деревни время заметно ускоряется за счет динамики происходящих событий. Движение сюжета, как в сказке, определяется действиями героя. Атос вынужден либо отражать нападение воров, либо спасаться от их преследования. Но опаснее воров оказывается само пространство Леса, таинственное, страшное, непредсказуемое пространство.

окончательно открывается причина страшного ночного происшествия.

Кольцевая композиция сюжетной линии, связанной с судьбой Атоса-Сидорова, позволя-

А. В. Антонов, М. П. Чередникова

1 См., напр.: Казанцев А. П. Внуки Марса // Мир приключений. Книга седьмая / Отв. ред. А. Н. Стругацкий. М.; Л.: Детгиз, 1962. С. 3-80; Мартынов Г С. 220 дней на звездолете. Л.: Детгиз, 1955. 216 с.

1. Бахтин М. М. Роман воспитания и его значение в истории реализма // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.

4. Неёлов Е. М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1986. 252 с.

5. Сказки: Кн. 3 / Сост., подгот. текстов и коммент. Ю. Г. Круглова. М.: Сов. Россия, 1989. 624 с.

7. Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н. Улитка на склоне. М.: АСТ, 2009. 301 с.

Antonov А. V., Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. Ulyanov (Ulyanovsk, Russian Federation) Cherednikova M P., Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. Ulyanov (Ulyanovsk, Russian Federation)

CHRONOTOPE FUNCTIONS IN ARKADY AND BORIS STRUGATSKYS’ NOVEL “DISQUIET”

A chronotope of the novel “Disquiet”, written by Arkady and Boris Strugatsky, is studied. In March of 1965, when the book was already finished, the authors decided to put aside the manuscript and write a new story called “Snail on the Slope”. Chapters from the book “Forest” remained unchanged. A thorough analysis of the story’s spatio-temporal structure shows that a fantastic beginning of the novel “Disquiet” goes far beyond the frames of science fiction genre. Eventually, it turns into a method instrumental in highlighting the most dangerous tendencies of the present. In the middle of the twentieth century, Strugatsky created a dystopia, which defined a particular direction of the society’s subsequent development. The relative time of space discovery is associated with the recently recognized historical past. Concentration of time (when the real past and present are filled with “creative opportunities of further infinite reality formation and development”) provided an opportunity of creating a book, which became even more relevant half a century after the time it was written.

Key words: chronotope, concentration of time, spatio-temporal structure

1. Bakhtin M. M. The Bildungsroman and Its Significance in the History of Realism [Roman vospitaniya i ego znachenie v is-torii realizma]. Bakhtin M. M. Estetika slovesnogo tvorchestva [Esthetics of Creative Discourse]. Moscow, 1979. 424 p.

2. Bol’shoy illyustrirovannyy slovar ’inostrannykh slov [Large illustrated dictionary of foreign words]. Moscow, 2002. 960 p.

3. Nevskaya L. G. Silence as an attribute of the sphere of death [Molchanie kak atribut sfery smerti]. Mir zvuchashchiy i mol-chashchiy: Semiotika zvuka i rechi v kul’ture slavyan [The world sounding and silent: The semiotics of sound and speech in the culture of the Slavs]. Moscow, 1999. P. 123-134.

4. N e e l o v E. M. Volshebno-skazochnye korni nauchnoy fantastiki [Fairy-tale roots of science fiction]. Leningrad, 1986. 252 p.

5. Skazki: Kn. 3 [Tales: Book 3]. Moscow, 1989. 624 p.

6. Strugatskiy A. N., Strugatskiy B. N. Bespokoystvo [Disquiet]. Donetsk, 2004. 222 p.

7. Strugatskiy A. N., Strugatskiy B. N. Ulitka na sklone [Snail on the Slope]. Moscow, 2009. 301 p.

10. Yudin Yu. I. Russkaya narodnaya bytovaya skazka [Russian household folktale]. Moscow, 1998. 256 p.

Миры Стругацких: Время учеников, XXI век. Возвращение в Арканар (fb2)

Рекомендации:

эту книгу рекомендовали 0 пользователей.
Прежде чем рекомендовать книгу, хорошо подумайте. Рекомендация - это высшая оценка, которую вы можете выставить книге. 10 по 5-балльной шкале.

Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 446 страниц - очень много (234)
Средняя длина предложения: 75.05 знаков - близко к среднему (82)
Активный словарный запас: немного выше среднего 1639.03 уникальных слова на 3000 слов текста
Доля диалогов в тексте: 28.16% - близко к среднему (26%)
Подробный анализ текста >>

Владимир Марченко

а мне похождения и Кандида и Перца напоминают "попытку к бегству" , притом в первую очередб бегство от себя - парадокс с которым сталкивается любой, не желающий принять правила игры Системы.

Любовь Колчина

Очень часто всетречаю отзывы о том,что очеть тяжело читается "Улитка"!И я не исключение!Первую половину книги я прочитала легко и хорошо,а вот вторая. Вот как ступор какой-то не могу читать-страница и дальше никак!

Максим Червонный

Оксана Белякина

У меня тяжело читалось Управление. Скорее всего, потому как я чистый лирик. Зато Лес читался на ура. Вернее, сначала прослушался радиоспектакль, приведший меня в состояние какого-то просто дикого восторга приобщенности к непознанному, потом уже читалось. Вообще ИМХО многие произведения АБС воспринимались на слух, потом прочитывались.

Николай Короткий

Александр Великий

Интересно, а есть продолжение "Улитки на склоне"? Конечно написанное уже не братьями Стругацкими, а другим автором, например одним из "Времени учеников"?

Дмитрий Мартынов

В сборнике "Время учеников-3" есть такая поделка ("Долгая дорога к логу"). Но вообще сериальное мышление не есть хорошо: авторы сказали всё, что хотели сказать, прибавить уже нечего.

Саша Даровская

"Улитка на склоне" это первая книга которую я прочла. Начинать тяжело было, я буквально заставляла себя. Но это даром не прошло. Стало понятно, что я открыла для себя что-то новое, от чего уже не могу отказаться. У меня создалось ощущение постранства, мира, запахов и такое самоощущение человека, который постоянно не на своём месте, который не может быть счастлив здесь и сейчас, и поэтому куда-то стремится. И человек, в частности Перец, тяготится своим непониманием. Вообщем меня прямо-таки восхитило то, что это книга-состояние. просто прочла,а поделится не с кем было. Вот теперь рада очень. Со стипендии по новой книге-теперь купила "Пикник на обочине"!

Артем Печенкин

а может мне кто нибудь объяснить причём в повести кефир и главное картонные маски? для меня улитка после первого прочтеия была повестью о мелчности и глупости человека потом почетав отзывы я нашёл много того что можно было бы заметить.но я не смог это понять(я болен тоской по пониманию). сейчас читая 2 раз я нахожу абсолютно новое.наверное улитка расчитана на всю жизнь человека.

Саша Даровская

я тоже через какое-то время планирую перечитать. Думаю она напоминает чем-то зеркало, ты читаешь и видишь в книге то, о чем ты больше всего думаешь в данный момент. Ааа. кефир по-моему интереснее чем пиво, он кажется даже процент имеет. А где там про маски было? что-то забыла

Оль Дэ

Артём Николаев

Картонные маски - это у инженеров, наверное, для большей секретности. У них ведь вся аппаратура настолько секретная, что даже сбежавшую машину ищут с завязанными глазами. И на инженеров маски надели, чтобы никто из возможных шпионов их не опознал.
А кефир - у меня сложилось впечатление, что в него втайне от начальства добавляют разные крепкие спиртные напитки. Впрямую не говорится, но вовсю намекается. У Тузика, например, под столом были четыре бутылки из под бренди, а, когда он " выцедил полный стакан кефиру", то "понюхал сустав указательного пальца", да ещё и прослезился. Кефир так не пьют.

Михаил Берегов

вам не приходило в голову, что что-то может быть и "просто так", ни для чего. просто.

книгу прочитал в девятом классе, сложной или неинтересной не показалась, напротив. одна из моих любимых как у Стругацких, так и на общем фоне.

Кирилл Рожков

Да, очень размытая, так сказать, вещь, и впрямь какая-то особая у Стругацких. Действительно - сюрреализм, абсурдизм; мифический директор, Управление - даже от Кафки тут что-то есть, невозможность уехать из замкнутого круга - еще на похожую тему есть к/ф "Город Зеро" Шахназарова. Вещь без начала и конца. Когда читал первый раз, всё думал: будет "переломный момент", который заставит всё предыдущее переосмыслить. Ну, как обычно у Стругацких, вещь "держала на крючке", оторваться было невозможно, но. Когда дочитал до конца, подумал: "Как? И это - всё?!" Т. е. "не дождался" переломного момента, переосмысления всей этой коллизии, некоей "ключевой" точки. Получилась какая-то "тайна масонской ложи" с вопросом "А был ли мальчик вообще??"
Что касается сатирической линии, то тут, пожалуй, одну вещь можно увидеть более четко - гротескный "бабий бунт" против "мужиков-развратников", феминизм, дошедший "до ручки" - когда уже мужчина просто не нужен. Помните, "жрицы партеногенеза" и их программа? Неслучайны тут поэтому образы шофера Тузика и прочих "ловеласов" - вот, мол, оно, то, что порождает этот "бабий бунт". Видел целую монографию на эту тему по "Улитке. " Если найду ее снова в Сети (видел давно, уже, увы, упустил из виду) - могу кинуть ссылку, неплохо написано.

Мы писали Мир-в-котором-нам-хотелось-бы-жить. В нашем понимании это мир, в котором высшим наслаждением и источником счастья является творческий труд. Все прочее вырастает из этого принципа. И люди там счастливы, если им удается этот главный принцип реализовать. Дружба, любовь и работа — вот три кита, на которых стоит счастье тамошнего человечества. Ничего лучше этого мы представить себе не могли, да и не пытались.

Борис Стругацкий
Название мира: Мир Полдня

Возникновение: 1959 год новой эры нашего мира

Создатели: Аркадий и Борис Стругацкие

Воплощения: Комиксы, компьютерные и настольные игры, фильмы

 (381x600, 108Kb)



2. Экипаж осваивает невесомость.

 (380x577, 90Kb)



3. Земляне на Венере.

 (700x541, 153Kb)



Мрачные пейзажи в окрестностях Урановой Голконды.

Игры по книгам Стругацких


 (500x500, 70Kb)


 (500x500, 96Kb)

Общество и институты

 (445x338, 57Kb)



В городе будущего.

 (680x286, 49Kb)



Космодром Мирза-Чарле.

 (389x600, 74Kb)



Дети Мира Полдня мечтают о космических полетах.

В Мире Полдня нет частной собственности — только личные вещи, которые обычно умещаются в одном чемодане. Машину, вертолет, глайдер или птерокар берут на ближайшей стоянке, хотя придирчивый эстет имеет возможность оформить спецзаказ. Обедать люди будущего предпочитают в кафе и ресторанах, а жить — в пригородных коттеджах. Личные резиденции с персональным обслуживанием полагаются только членам Советов. Работа не занимает много времени, хотя граждане Полдня привыкли изнурять себя трудом, ведь он доставляет им подлинное наслаждение.

 (289x432, 57Kb)



Космонавт Мира Полдня.

Киберы и самодвижущиеся дороги

Жизнь землян в 22 веке значительно облегчает развитая кибернетическая инфраструктура, основанная на микроэлектронике и биоинженерии. Земля буквально кишит всевозмож ными киберами: как автономными, так и управляемыми через служебные сети Большого Всемирного Информатория (БВИ). Киберы работают дворниками, садовниками, поварами, прачками, грузчиками. Они компактны, подзаряжаются от сети, солнечных батарей или путем переработки бытовых отходов; предусмотрена многофункциональность путем замены манипуляторов. Производят киберов роботизированные самопрограммирующиеся и самовосстанавливающиеся заводы, которые поддерживают их численность на определенном уровне. Заводы почти не требуют присмотра: по 3-4 часа в сутки инженеры проверяют статистику производства, эффективность выполнения заложенных программ. Уникальные киберы и роботизированные системы для выполнения узкоспециальных задач (например, для изучения малопригодных для жизни планет или дна океана) производятся непосредственно в институтах и лабораториях для обеспечения собственных нужд или по спецзаказам.

 (456x324, 52Kb)



Кибер подкрался незаметно.

 (449x266, 39Kb)



Работает автоматизированный завод.

 (370x600, 91Kb)



На самодвижущейся дороге.

Стругацкие в Сети


 (200x300, 25Kb)


 (200x301, 27Kb)


 (200x300, 27Kb)

Киты и агрокомплекс

 (699x529, 104Kb)



Китовые пастухи за работой.

 (396x315, 56Kb)



Станция Океанской Охраны.

 (412x600, 80Kb)



Нападение гигантского кракена на субмарину Океанской Охраны.

В Мире Полдня на Земле и других планетах проживает пятнадцать миллиардов человек. Биографии отдельных представителей будущего подробно описаны в повестях Стругацких. Вот некоторые из них.

Леонид Андреевич Горбовский

 (365x600, 99Kb)



Горбовский уже лежит.

Геннадий Юрьевич Комов

Родился в 2104 году. Член Всемирного Совета, доктор наук в области ксенопсихологии, следопыт. Один из создателей КОМКОНа, один из первооткрывателей гуманоидной расы на планете Леонида. Руководитель экологической группы по терраформированию планеты Ковчег. Автор теории вертикального прогресса.

Михаил Альбертович Сидоров
(Атос)

Рудольф Сикорски
(Странник)

 (397x600, 67Kb)



Михаил Сидоров (справа) любит риск.

 (382x600, 78Kb)



Первая встреча Максима Каммерера с Рудольфом Сикорски (слева).

Максим Каммерер
(Мак Сим, Биг-Баг, Белый Ферзь)

 (406x307, 42Kb)



Максим Каммерер — сотрудник ГСП.

Савел Петрович Репнин

Точный год рождения неизвестен, но до начала Второй мировой войны. Одна из самых загадочных личностей в истории 22 века. Был командиром Красной Армии, в 1943 году взят в плен под Ржевом, попал в концентрационный лагерь, после чего необъяснимым образом перенесся на два века вперед — в Мир Полдня. В системе ЕН 7031 находится планета, названная Саулой в его честь. Возможно, Репнин был метагомом (люденом).

Планеты и инопланетяне

 (700x463, 90Kb)



Прыжок марсианской пиявки — это страшно!

zellllwegerrr150 (365x600, 95Kb)

Едва проникнув в космос, земляне обнаружили искусственные артефакты древней инопланетной расы, названной позднее Странниками. Фобос оказался орбитальной станцией, на Марсе нашли руины городов, в кольце Сатурна — еще одну станцию. Аналогичные находки были сделаны на планете Владислава.

Спуск корабля Десантников в атмосферу Владиславы.

zellllwegerrr150 (390x600, 97Kb)



Десантники на Владиславе.

Проникая в глубь Вселенной, Следопыты находят все больше свидетельств активной деятельности Странников. Это и боевой робот на орбите планеты Ковчег, на которой, между прочим, обитает загадочная негуманоидная цивилизация. Это и автоматизированная дорога на планете Саула — местные аборигены пытаются использовать машины Странников в своих целях. Наиболее крупным из известных вмешательств Странников в дела других цивилизаций стала эвакуация гуманоидов планеты Надежда.

 (441x336, 66Kb)



Встреча с представителем сверхцивилизации — может быть, это Странник?

 (371x600, 101Kb)



Инопланетянин на планете Крукса.

 (405x600, 87Kb)



Земляне на Леониде.

 (370x600, 85Kb)



Максим Каммерер вступает в контакт с мутантами Саракша.

 (376x600, 110Kb)



Джунгли Пандоры.

 (400x568, 89Kb)



В музее настоящего Охотника; справа — череп тахорга.

Стругацкие в Сети

litcenter.spb.su/sem.html ― официальная страница Семинара Б. Н. Стругацкого.

Людены и вертикальный прогресс

Многие современные комментаторы по-новому интерпретируют утопию Стругацких. Дескать, Мир Полдня антиутопичен, он фашистский или даже апокалиптический. Но признайтесь, положа руку на сердце: вам совсем не хотелось бы жить в таком мире.

Читайте также: