Как ездить за рулем в темноте

Обновлено: 04.07.2024

Ночное вождение: 5 правил езды на авто в темное время суток

В ночной езде на транспорте существует некий парадокс: интенсивность движения ниже, чем днем, зато количество аварий намного больше по сравнению со светлым временем суток. Вождение с период с захода до восхода солнца имеет несколько особенностей, о которых не стоит забывать, поэтому АиФ.ua подготовил пять правил по правильной езде ночью.

Правило первое: высыпайтесь перед поездкой

Вождение в темное время суток должно сопровождаться отдыхом мозга. Специалисты рекомендуют для каждого часа езды устраивать десятиминутный перерыв. Лучше всего отдыхать на автозаправках. В последнее время здесь создают все условия, чтобы привлечь внимание клиентов, поэтому спокойный отдых будет обеспечен. На АЗС можно и расслабиться, и поесть, и выпить кофе. Кофе лучше заказывать натуральный. Его польза для водителя – в стимулирующем эффекте, снятии усталости и улучшении концентрации.

Если клонит в сон, не подвергайте испытаниям себя и поспите час-полтора. Организм хоть не до конца, но все же восстановит свои силы.

Правило второе: бдите за встречными авто

Чтобы не попадать в аварии из-за ослепления, возьмите за правило при первых признаках встречи с автомобилем переключать дальний свет на ближний. В ПДД указывается расстояние в 250 метров, но бывают и исключения.

Не смотрите на фары приближающегося авто, а устремите свой взгляд в сторону обочины, не теряя из виду дорогу. Перед разъездом осмотрите трассу: если на вашем пути находятся какие-либо препятствия, на глаз определите расстояние до них и уже на основе этого корректируйте свою скорость.

В случае если вас ослепили, согласно ПДД, не стоит маневрировать и менять полосу движения. Первым делом включаем аварийку и останавливаемся. Как только последствия ослепления пройдут, разрешается двигаться дальше.

Правило третье: не меняйте жизнь на скорость

Тише едешь – дальше будешь. При езде в темное время суток выбирайте оптимальную скорость движения. Такую, чтобы можно было среагировать, если на дорогу внезапно выбежит пешеход или на вашем пути окажется авто с неисправными фарами. Среагировать – имеется в виду не минимизировать столкновение или объехать, а остановиться без негативных последствий.

Рекомендуемая скорость ночью на ровных дорогах с включенным дальним светом – не более 80 км/ч (при условии, что нет снега, дождя, тумана и гололеда). С ближним светом фар лучше всего ездить на скорости не более 45 км/ч.

Правило четвертое: будьте солидарны с водителями

Страдают от ослепления не только водители встречных транспортных средств, но и попутных. Чтобы не стать виновником аварии, переключайте дальний свет фар на ближний, если приблизились к автомобилю на расстоянии не менее 250 м. Как только поравняетесь с транспортом, можете переключиться обратно.

В свою очередь, если вас обгоняют или опережают, не мешайте другому водителю совершать маневр. Примите вправо и переключите дальний свет фар на ближний. Не меняйте дальности света, пока между вашим авто и попутчиком расстояние не превысило 250 метров.

Правило пятое: останавливайтесь в разрешенных местах

Сколько раз мне приходилось слышать от друзей нелицеприятные слова в адрес водителей, оставивших на дороге свое авто. Без света, без опознавательных знаков, едва ли не посреди трассы, да еще и ночью. Разве это не преступление против участников дорожного движения?

В ПДД существует пункт, согласно которому ставить на стоянку свой транспорт необходимо на специальных площадках. Их очень много на автозаправках или в местах, граничащих с населенными пунктами. Также для отстоя можно использовать грунтовые дороги, но опять-таки не забывайте о мерах безопасности на дороге.

Если неудача настигла врасплох, постарайтесь отвести автомобиль за пределы проезжей части. Нет возможности решить проблему с отводом, включите аварийную световую сигнализацию и выставите знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь не ближе 20 метров (в населенных пунктах) или не ближе 40 метров (вне населенных пунктов) от своего авто.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Управление автомобилем в ночное время никак нельзя назвать простым делом. У водителя ограничен обзор, и он видит только то пространство, которое освещается фарами его автомобиля. А за пределами освещённого участка дороги его ждёт неизвестность, в которой может происходить что угодно.

Вождение в темное время суток начинающего водителя

Теперь представьте, что автомобиль движется на относительно высокой скорости и из темноты в этот момент может появиться нечто опасное. От каких-то неровностей на дороге до встречного автомобиля или пешехода. Именно этим и усложняется вождение в темное время суток для новичков. Но куда сложнее движение в темное время суток по незнакомой дороге.

Поэтому в ночное время просто обязательно соблюдать все правила и вести себя предельно внимательно на дороге. Стоит упомянуть пять основных советов или рекомендаций, которые должны неукоснительно выполняться всеми водителями.

Движение автомобиля в темное время суток

Движение автомобиля в темное время суток

  1. В темноте оптика автомобиля становится важнейшим элементом. Именно поэтому жизненно важно следить за её состоянием и не допускать сильного загрязнения. В этом случае подразумеваются не только фары ближнего или дальнего света, но и стоп-сигналы, а также поворотники. Здесь не может быть абсолютно никаких отговорок. Поэтому при наличии хотя бы одного неработающего элемента в автомобильной оптике постарайтесь отложить ночную поездку на утро или день;
  2. Маневрирование в ночное время всегда связано с повышенной опасностью. Когда нет естественного освещения, все элементы окружающего пространства нами воспринимаются совсем иначе. При этом стоит понимать, что другими автомобилистами ваши действия ночью могут пониматься совсем по-другому;
  3. Не нужно продолжать движение с включённым дальним светом фар при условии, что вам навстречу едет другое авто. В этом случае расстояние между вами практически не имеет значения. Это очень важно для того, чтобы все участники движения чувствовали себя на дороге достаточно комфортно. Такое же условие нужно соблюдать и при движении за каким-то автомобилем. Дальний свет переключайте на ближний;
  4. Немногие водители знают о том, что в их авто зеркало заднего вида имеет ночной режим. Если приглядеться, то на его корпусе можно обнаружить небольшой рычажок, потянув за который зеркало немного изменит свой угол, что позволит избежать ослепления задними автомобилями. При этом ситуация сзади остаётся вполне обозримой;
  5. Если ситуация вынуждает, то возможно сбрасывать скорость до минимума или просто останавливаться. Гораздо важнее остановиться при ослеплении, чем продолжать движение, не различая деталей дорожной обстановки. Ведь секундное ослепление часто становится причиной ДТП.

Когда вы уже будете знать о ночной поездке, то важно заранее очистить лобовое стекло, убедится в том, что фары переключаются с ближнего на дальний свет и обратно, осмотреть все световые приборы во включённом состоянии.

При наступлении сумерек важно сразу же включать фары или делать это заблаговременно. Даже при неплохой видимости при только что зашедшем солнце видимость все ещё неплохая. Но если вовремя не включить фары, то постепенно детали авто становятся плохо различимы. В результате этого и происходят ДТП.

Сейчас световой день идет на убыль. Водителям хочешь не хочешь, а приходится все чаще ездить в темное время суток, когда регистрируется большинство ДТП. Самые опасные в этом смысле дни — осенние. Пока не выпал снег, фигуры пешеходов растворяются в темноте и совсем незаметны. Не выручает даже уличное освещение. Юрий Краснов предложил очаровательной курсантке Екатерине проехать в вечерний час пик по городу, а потом продолжить движение по гродненской трассе.

— Мне некомфортно ездить в темноте, — сразу пожаловалась девушка, которая носит очки. — Как будто не хватает зрения!


— Надо помнить, что такое сумеречное зрение, — замечает преподаватель. — Не у всех оно хорошее. Вроде бы работает уличное освещение, но оно не дает гарантии, что вы своевременно увидите пешехода. Есть зрительные иллюзии и галлюцинации. При отсутствии в достаточном объеме объективной информации мозг начинает придумывать ее на основе наших страхов и опасений. Например, мы едем и боимся сбить пешехода, поэтому фигуры людей видятся в кустах, за столбами, на рекламных щитах. И наоборот, когда появляется человек, ты замечаешь его в самый последний момент.


Советы Юрия Краснова, как всегда, были довольно простыми и очевидными: необходимо обращать внимание на косвенные обстоятельства. Например, на свет других автомобилей — и встречных, и попутных. Так проще увидеть у края проезжей части пешехода. Но придется смотреть не только перед капотом автомобиля, но и чуть дальше, как бы загодя, чего многие водители делать не привыкли.


— Не сиди неподвижно, — дает следующую рекомендацию преподаватель. — Можно слегка наклонить голову вперед, чтобы получить больше информации. Иногда картина меняется, если посмотреть на предмет под другим углом.


— Не смотри в фары, чтобы не слепило! — очередной совет инструктора.

— Подождите, вы же сами говорили, что надо следить за фарами автомобилей, — недоумевает девушка.

— Только надо не в лампу смотреть, а на дорогу и край тротуара, которые эти самые фары освещают.


Кстати, не все в темноте включают даже ближний свет фар. Дело не просто в забывчивости. Приборная панель может быть подсвечена, а датчика света в машине нет. В городе периодически встречаются автомобили с одними габаритами, и потому Юрий Краснов просит не ждать их неожиданного появления, а выискивать глазами:

— Чем опасна машина с одними габаритами в потоке? Ее появление всегда внезапно. Однажды, когда я еще служил в ГАИ, остановили на молодечненской трассе водителя, ехавшего без фар по встречной полосе. Как ни странно, мужчина был трезв.


Многих водителей раздражает неуместное включение противотуманок. Они и так яркие, а особенно слепят ночью. В Германии это трактуется как фальшивое пользование световыми приборами, за что можно получить штраф.

Немного поездив по вечернему городу в час пик и не столкнувшись с особыми сложностями, продолжаем движение по трассе Минск — Гродно. Картина резко меняется. Фонарей нет. Хотя на часах около 18:30, ощущение такое, будто за окном глубокая ночь.


Вождение ночью – настоящее испытание навыков водителя и технического оснащения автомобиля. Иногда лучше отказаться от такой поездки и перенести её на утро, но если возможности нет, то стоит соблюдать простые правила, которые сделают движение в тёмное время суток безопаснее.

Соблюдайте скоростной режим

Ещё с автошколы всем водителям твердят, что скоростной режим ночью должен быть ниже, чем днём. Это обусловлено ограниченной видимостью: чтобы успеть среагировать и затормозить, нужно сначала увидеть препятствие, а в темноте сделать гораздо сложнее. Auto3N советует – дистанцию до других автомобилей лучше увеличить, ночью труднее определить правильное расстояние до них и оценить габариты транспорта.

Правильно используйте фары

Чем лучше вы видите дорогу ночью, тем безопаснее ваше вождение. Но существуют нормы и правила, которые нельзя нарушать. Например, важно всегда выключать дальний свет при приближении встречного автомобиля. Настройка фар также играет роль в поездках в темноте. Выбирайте их, исходя из рекомендаций производителя, чтобы избежать проблем. И не забудьте правильно отрегулировать луч света, сделать это можно в любом автосервисе. Стёкла и фары нужно регулярно чистить, даже небольшой слой пыли способен значительно ухудшить обзор.

Следите за усталостью

Наши биологические часы всегда напоминают об усталости с наступлением темноты. Вождение в таких условиях тоже отнимает много сил, поэтому у людей снижается концентрация и скорость реакции. Бороться с усталостью помогут периодические остановки, небольшая физическая активность, кофе, крепкий чай, еда или перекус, например, сухарики или орешки.

Победите сонливость

Не смотрите на фары встречных автомобилей

Когда навстречу едет автомобиль с дальним светом, спастись от этого поможет простой способ: закройте один глаз, пока машина вас слепит. Эти несколько секунд не повлияют на безопасность, но улучшат видимость, хотя бы одному глазу не придётся снова привыкать к темноте. ПДД в случае ослепления рекомендуют включить аварийку, снизить скорость и затормозить.

Ещё один способ – перевести взгляд в нижний правый угол на разметку обочины. По ней можно сориентироваться в первое время, но если на пути будет препятствие, вы его не заметите. Кстати, можно моргнуть дальним светом такому водителю, вдруг он просто забыл выключить свет и исправит это.

Автор публикации

Auto3N

Электронный журнал Авто3н

В комментарии привожу крик души от Oleg Radul, опубликованный им ещё 20 мая 2015 на его страничке в фэйсбуке, возможно кто-то прочитает и задумается:

Пять признаков того, что дальше ехать нельзя.

40 дней назад мои друзья разбились насмерть по дороге в горы из-за того, что все в машине уснули, включая водителя. Когда разбивается кто-то незнакомый, то часто думаешь: “Наверное, парень был лихач / неопытный / излишне самоуверенный и т.п. С нами такого не случится.” Но в этот раз был прямо противоположный случай. Здесь погибли ребята, которые постоянно, в течение последних десяти-пятнадцати лет, чуть ли не каждый месяц, гоняли то в горы, то на море, наматывая тысячи километров без остановок. Опыта дальнобоя у них — хоть отбавляй! Что Вадим, который сам себя называл “профессиональным балаболом”: мог сутками напролет болтать с любым водителем, даже незнакомым. Что Смолин, который ездил аккуратнее меня, всегда внимательно следил за своим состоянием. Все они прекрасно умели бороться со сном, чувствовать наступление усталости, и понимать тот момент когда уже пора водителю меняться… Узнав об аварии, многие даже поверить не могли, что кто-то из них мог банально заснуть за рулем. И тем не менее, это случилось. Всего один раз, но так, что хватило всем троим.

Глядя на их изуродованную машину (да, это она на фото), побывав на месте аварии, просматривая записи с регистратора, я совершенно четко осознал для себя такую простую, в общем-то, логичную вещь: “Я не могу сказать, что я умнее или опытнее кого-то из них. Что возраст, что опыт, что манера вождения у нас у всех плюс-минус одинаковая. А значит и я, точно так же как они, могу легко умереть на трассе подобным образом.”

И здесь я снова возвращаюсь к своему давнему вопросу: как же этого избежать. Начав кататься на дальние расстояния, лет еще десять назад, я первым делом стал искать для себя самые действенные методы борьбы со сном. Помнится, у меня был целый арсенал разных способов взбодриться: кофе, семечки, энергетики, прогулки, зарядки и т.п. А потом я догадался, что ищу-то совсем не то! Ни один из них не может мне гарантировать безопасность. Ведь вот в чем парадокс: все это ни что иное, как способы продолжить движение, а главное — уметь вовремя остановиться!

И здесь не канает народная мудрость “Устал — отдохни”, которую я слышал миллион раз. Что значит устал? Вон вся Москва домой после работы уставшая едет, и чего? Где объективные критерии, когда усталость еще можно спокойно потерпеть, а когда уже точно пора на обочину?

И эти критерии должны быть явными и однозначными.

В общем, у меня таких критериев пять. Они проверены сотнями бессонных ночей что на машине, что на яхте. И правило очень простое: лучше до такого состояния вообще себя не доводить. Но если вдруг наступает хоть один из этих признаков, я тут же сменяюсь без раздумий. Либо, если меняться не с кем, встаю на обочину спать. Потому что дальше ехать нельзя.

Итак, пять объективных признаков того, что вот-вот заснешь:

1) Замечаешь момент моргания. Это — самый явный и однозначный критерий. Попробуйте вспомнить момент, когда вы последний раз моргнули? То-то же! Дело в том, что в обычном состоянии человек совсем не замечает момент, когда моргает. Это происходит насколько быстро, что просто не обращаешь внимания. Зато когда это становится явным, то речь уже идет не об обычном моргании, а о начале отключения — немедленно на обочину!

2) Обман зрения: фигуры на обочине кажутся издалека чем-то одним, а при приближении либо оказываются чем-то совсем другим, либо исчезают вообще. Это пограничная стадия: глаза еще открыты, но мозг уже не успевает обработать всю поступающую информацию — он уже спит! Еще пара минут, и сознание совсем отключится.

3) Зрение не успевает фокусироваться. Я пробую перевести взгляд с дороги на приборы, и тут же вернуть его обратно на дорогу. Какой там был километраж? Еще раз: мгновение на приборы, и снова на дорогу. В нормальном состоянии, зрение успевает перестроиться, и все прекрасно видно. Но если засыпаешь, то взгляд становится стеклянным, глаза не успевает адаптироваться к условиям, становится невозможным окинуть приборы одним беглым взором, и тут же считать нужные показания.

4) Лень напрягать мозг. Попробуйте умножить 18 на 3. В нормальном состоянии это не проблема. А вот засыпающему человеку это не то что бы сложно … ему это нафиг не нужно. Впадлу даже начинать. По той же причине лень разговаривать. Потому что для этого надо напрягаться, держать в уме нить разговора, подбирать слова. Кстати говоря, любое словесное общение, неплохо нагружает мозг, поэтому во-первых: кто болтает — тот не уснет; а во-вторых: если в салоне повисла тишина, значит скоро всех срубит. В этот момент тоже пора останавливаться, хотя кажется, что можно еще ехать. Вот у ребят именно так и произошло (по регистратору): сперва повисла тишина в салоне, а через некоторое время — авария. Кстати, сильнее всего бодрит не просто пустая болтовня, а беседы на какие-то волнующие темы, будь то секс, политика или какой-нибудь холивар. Так что запасаемся на дорожку больными темами.

5) Мелкие нарушения. Два-три раза подряд забыл переключиться на ближний? Пора спать. Не можешь вспомнить последний дорожный знак? А предпоследний? Никак? Спать! Остановился на мигающий желтый? На зеленый? Ну, вы поняли…

И бонусом экспресс-тест для пассажира, как ненавязчиво проверить водителя на предмет сонливости. Фишка в том, что бесполезно его спрашивать: “Слыш, ты в порядке?”. Ответ всегда будет один и тот же: “В порядке.”. Вместо этого, надо задать ему какие-то вопросы, которые требуют обдумывания, либо внимательности. Например: “А где мы сейчас? Что за населенный пункт проехали?”, или “Сколько нам еще осталось до …”, а лучше даже что-то более сложное, вроде: “Как ты думаешь, что лучше подарить на день рождения?”. И если ответы покажутся слишком простыми, либо неадекватными — пора меняться. А если пациент скорее жив, то чтобы стало лучше, желательно начать с ним о чем-то спорить. Хоть о высоких материях, хоть тупо троллить его — пофиг. Главное, что во время жарких дебатов, уснуть невозможно чисто физически, проверено.

В общем, главное правило: мозг не выключается сразу, он выключается постепенно. Как зависающий компьютер, сперва работает на 100%, потом на 50%, потом на 25% а потом бац — уже висит. Вполне реально отловить этот переход со 100% на 50%, если знать что искать, и как проверять. А искать надо любую лень и проверять себя на заторможенность сознания.

И все же остается вопрос: если я могу контролировать себя сам, достаточно ли этого для безопасной езды на дальние расстояния в одиночку? Честно говоря, не уверен. Подвох еще в том, что вместе с притуплением сознания, притупляется и чувство страха. То есть, ты понимаешь что засыпаешь, по всем критериям здравого человека, ты уже, фактически, на волосок от смерти, причем осознаешь это, но тебе в этот момент вообще не страшно! Потому что мозг-то уже почти спит. И кажется: “Подумаешь, проеду еще XX км до ближайшей XXX, а там и посплю/поменяюсь”.

Так что все эти признаки, конечно, хороши, особенно когда едешь один. И надо стараться до них не доводить, а если хоть один из них наступит — сразу же останавливаться. Но это скорее необходимое, чем достаточное условие безопасности. Единственным вариантом, в котором я уверен на все 100%, я вижу плюс ко всему этому, езду с напарником и постоянными беседами. Не столько для того, чтобы оставаться бодрыми, сколько для того, чтобы постоянно контролировать друг друга (см. пункт 4): разговор затих — оба спать. Да, это очень жесткое правило. Но, например, когда мы ехали в кругосветку, нас было четверо, и мы его легко придерживались. В последнее время я стал все чаще и чаще забивать на него, порой из-за отсутствия собеседников, а иногда уже просто так. Но, видимо, зря. Жизнь, блин, умеет показать как делать не надо. Глупо не учиться.

Читайте также: