Как можно использовать целые или разрезанные покрышки

Обновлено: 08.07.2024

Дачники, владельцы придомовых территорий, гаражных парковок и т.п. взволнованны новостями про то, что начали штрафовать за вкопанные старые покрышки. Надо выкапывать или это обман? Давайте разбираться.

Штраф за шины, согласно закону

Автомобильные шины относятся к малоопасным отходам (IV класс опасности) и подлежат утилизации в специальных местах. Согласно КоАП ч.1 ст. 8.2, лица допустившие УТИЛИЗАЦИЮ колес вне специализированных мест (засорение земельного участка старыми колесами), наказываются штрафом в размере от 1000 — 2000 рублей. На устранение загрязнения (удаления шин из/с земельного участка) дается год. Далее штрафные санкции увеличиваются до 2000 — 3000 рублей. Для юридических лиц, штрафы в разы больше: 100.000 — 250.000 рублей.

Постановление может выписать полицейский или государственный инспектор. (из комментариев к статье 8.2 — Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а также органов, уполномоченных рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ))

Закон действительно существует. Старые покрышки необходимо сдавать в утилизацию — неоспоримый факт. А что же делать, тем кто не может выкопать/убрать старые покрышки со своего участка? (залили бетон в шину, несет защитные функции, укрепляет склон, сделали детскую площадку и т.п.). Неужели бежать и все прятать, побыстрее убирать? Читайте дальше!

Как избежать штрафа за использование покрышки

Штраф за клумбы из покрышек

Суть в самом заголовке — использование. Закон не запрещает пользоваться покрышкой. Закон запрещает утилизировать шины на земельном участке.

Допустим, сотрудник Роспотребнадзора зафиксировал шины лежащие на земле, отыскал владельца земельного участка, составил протокол и отправил дело в суд. В суде достаточно сказать, что вы не утилизировали шины, они просто лежат на земле.

Протокол составляется по факту УТИЛИЗАЦИИ. Пишите что не согласны, что шины хранятся таким способом или сами придумайте, главное что вам нужно донести до инспектора/судьи — покрышки вы не выкинули, вы ими пользуетесь. В законе нет указаний, как пользоваться шинами, когда наступает срок их утилизации и т.п.

Владимир

Наше мнение - СМИ, блогеры вычитали закон и вынесли его на обсуждение. Народ и пошел его "обжёвывать". Все только слухи, что кого то там штрафанули за шины, за украшения из покрышек. Если вы знаете о таких случаях - пишите в комментарии, будем "на лавочке с бабулями обсуждать".

Если вдруг, вам нужна помощь, на вас выписывают постановление, приводим выдержки из госта, который разрешает применение старых покрышек не по прямому назначению (не на колесах автомобилей). Кратко — можно укреплять берега, склоны, заливать бетоном, применять в строительстве:

5.2.4.1 Покрышки, завершившие жизненный цикл, целые покрышки, разрезанные или прессованные могут быть использованы многими экобезопасными способами, учитывающими их фасонные, звукопоглощающие и ударопоглощающие свойства, а также особенности материалов.
5.2.4.2 Оборудование для производства разрезанных или прессованных резиновых частей экономически доступно для организаций.
5.2.5 Одним из примеров эффективного повторного применения может служить использование целых покрышек для укрепления берегов.
5.2.5.1 Целые покрышки успешно используют при создании искусственных рифов и эрозионных барьеров, волнорезов и волноломов. Искусственные рифы показали свою эффективность в качестве недорогого средства защиты биологического разнообразия моря посредством создания убежища наряду с улучшением циркуляции воды.
5.2.5.2 Покрышки, наполненные цементом, часто используют для создания основы фундаментов.
5.2.5.3 В морских и пресноводных гаванях покрышки используют в качестве шлюпочных кранцев, гасящих удары движущихся судов, защищая их корпуса и молы, особенно во время штормов.
5.2.5.4 Отработавшие покрышки - недорогое средство, поскольку их использование не предполагает трудоемких строительных работ, а используемые материалы дешевы.
5.2.5.5 Покрышки, как правило, не требуют дорогостоящей забивки свай и подготовительных работ перед их использованием, например в строительно-дорожных работах.
5.2.5.6 Разрезанные покрышки также используют в качестве основного материала при берегоукреплении, восстановлении после эрозии и предотвращении эрозии, в особенности в местах с быстрым течением.
5.2.6 Приложение А содержит перечень некоторых способов использования покрышек, завершивших жизненный цикл, как целых, так и в разрезанном или прессованном видах.

Перечень некоторых способов использования покрышек, завершивших жизненный цикл, целых, в разрезанном или прессованном виде

Отработавшие шины могут быть экологически безопасно утилизированы в целом виде, в разрезанном или измельченном виде следующими способами:
- строительство гражданских сооружений (например, при создании аварийных заграждений; барьеров на автостраде, разделяющих полосы с противоположным направлением движения; звукопоглощающих ограждений, шлюпочных кранцов на стенках причалов в гаванях и портах (см. ASTM D6270-08е1 [11]);
- укрепление берегов и волнорезы;
- изоляция при возведении фундаментов и строительстве оснований дорог;
- укрепление крутых откосов вдоль обочин дорог;
- производство покровных материалов для сельского хозяйства и обустройства полигонов;
- создание искусственных рифов, например для защиты нерестилищ;
- изготовление настилов, ковриков, помостов, отбойных приспособлений на причалах, звукопоглощающих приспособлений, опорных вкладышей для землеройных машин, крепежа для шахт и колодцев, элементов тормозной системы, элементов легких мягких резервуаров, аксессуаров одежды и обуви (ремней, дамских сумочек, обувной подошвы) после удаления бортов покрышки (только в разрезанном виде);
- строительство временных дорог для движения тяжелой строительной техники;
- создание резервуаров или желобов для воды в ирригационных системах.

Отработавшие шины могут быть применены для создания искусственных рифов, амортизирующих барьеров на дорогах, шумопоглощающих ограждений, для обустройства детских площадок и пр. Такой способ применения не может быть комплексным решением проблемы утилизации отработавших шин, так как используют очень малые их количества.

Вывод

Штраф за утилизацию покрышек есть, получить его можно. Для этого необходимо доказать факт утилизации, а не повторного применения. Не сжигайте покрышки на своих земельных участках и все будет хорошо. Старая покрышка, лежащая на земле, вкопанная в землю и т.п. — использование, за это штраф не предусмотрен.

Дефицитное советское прошлое оставило свой отпечаток в менталитете российских граждан. Старым вещам часто находят новое применение. Наверняка вы видели альтернативное использование старых покрышек: цветочные клумбы, резиновые лебеди и даже детские площадки с препятствиями.

Как и во что перерабатывают шины? (помимо цветочных клумб) Экология, Вторсырье, Шины, Длиннопост

Опасность неправильной утилизации

Но мало кто знает, что шины относятся к 4 классу опасных отходов. За их неправильную утилизацию предусмотрена административная или даже уголовная ответственность. Если вы выбросили пару шин, возможно, вас и не поймают. Но если так будет рассуждать большинство людей, мы не только нанесём урон для окружающей среды, но и лишимся действительно хороших альтернатив, которые даёт переработка. Ежегодно в России люди выбрасывают сотни тысяч автомобильных шин. Часто покрышки скапливаются на свалках, в прибрежных зонах, лесах. Там они могут быть опасны для животных и местной экологии выделяющимися химическими веществами. А могли бы стать ценным вторсырьем.

Стоит ли это того?

К сожалению, в России заводы по переработке шин ещё не поддерживаются так, как за границей. В развитых странах сбор за утилизацию поступает в казну государства, затем распределяется в виде переводов тем, кто занимается сбором шин и их переработкой. У нас эта система не работает, поэтому часто заводы по переработке принимают старые шины за небольшую плату — это обойдется около 100 рублей за 4 колеса. Не такая большая сумма за заботу об окружающей среде. Конечно, есть и те, кто принимает сырьё бесплатно. Проверьте в своем городе.

Как работает переработка?

Сперва колеса проходят стадию диагностики. Заводы не только перерабатывают, но и восстанавливают шины. Некоторые шины ремонтируют.

Как и во что перерабатывают шины? (помимо цветочных клумб) Экология, Вторсырье, Шины, Длиннопост

Покрышки, не подлежащие восстановлению, перерабатываются в несколько этапов. Это происходит механическим путем, так что переработка не опасна.

Сперва из шин извлекают металлический каркас-проволоку и сердцевину. Каждый вид вторсырья позже пойдёт на продажу.

Как и во что перерабатывают шины? (помимо цветочных клумб) Экология, Вторсырье, Шины, Длиннопост

Затем шины разрезают и рубят на небольшие куски с помощью гидравлических ножниц. А позже отправляют на конвейер-гранулятор для ещё большего измельчения. Покрышки на 70% состоят из резины, на 20% из металла и 10% из текстиля. Так что это необходимо для отделения материалов друг от друга.

Как и во что перерабатывают шины? (помимо цветочных клумб) Экология, Вторсырье, Шины, Длиннопост

С помощью магнита из резины извлекают металл. Как и остальные металлические части шины, его сдают другим перерабатывающим предприятиям.

Как и во что перерабатывают шины? (помимо цветочных клумб) Экология, Вторсырье, Шины, Длиннопост

Отделение текстиля идёт практически на каждом этапе переработки с помощью вибросита. Он представляет собой синтетическую вату с вкраплением резиновой крошки. Позже её используют в качестве строительного утеплителя.

Как и во что перерабатывают шины? (помимо цветочных клумб) Экология, Вторсырье, Шины, Длиннопост

Полученную в результате переработки резиновую крошку используют для изготовления покрытий для крыш, дорог, детских площадок, напольных ковриков и даже подошв для обуви - это зависит от размера полученной крошки. Больше о сферах применения и разных видах крошки можно узнать здесь.

Как и во что перерабатывают шины? (помимо цветочных клумб) Экология, Вторсырье, Шины, Длиннопост

Сейчас в России перерабатывается только 10% покрышек. Переработка исключает образование полигонов под опасные отходы, экономит невозобновляемые ресурсы, из которых создаются шины и, конечно, улучшает экологическую обстановку. Утилизируйте шины правильно. В конце концов, российские дворы не в силах вместить бесконечное количество клумб.

Автор: Инна Голубева

В прошлом году, проходил квэст по сдаче 4ех покрышек от старой машины в утиль. В итоге угробил пол дня. Место действия СПБ.

В радиусе 5 километров от дома 5 пунктов приема, чекал по гуглу. 2 потребовали по 200 рэ за штуку. 1 по телефону не ответил. Другой был по пути, заехал, закрыто, ни вывески ни объявления. До последнего было ехать почти 15 км, но приём там бесплатный потому и поехал. Стоит на территории АЗС, будка, охраны нет, только табличка с уточнениями, какие шины можно оставить, а какие нет.

Не нагнетайте. 4-й класс опасности - малоопасные отходы, с минимальным воздействием на окружающую среду. Макулатура, опилки, кирпичная пыль, пух-перо и навоз - это тоже всё отходы 4-го класса.

Было дело, хотел утилизировать по уму покрышки старые от легковушки. 4 штуки. Нашел людей, которые занимаются этим, позвонил и они попросили то ли 1 000 рублей, то ли 2 000 за то, что утилизируют мои покрышки. То есть я еще должен был заплатить.

В итоге отдал их другу в огород, чтоб клумбы делать)

Дело было в Тольятти два года назад.

Иллюстрация к комментарию

Было мне 20 лет, решил я сделать в доме канализацию, в огороде выкопал глубокую яму,на установку железобетонных колец денег не было, решил делать колеса, покрышек от легковых дохрена но они мне не подходят, стал искать от КАМАЗа в городе их нигде нет, добрые люди подсказали дорогу в автоцех спецтехники. Пришёл к ним, говорю люди добрые помогите с покрышками, мне хотя бы 10 штук, они ангар открыли со словами "хоть все забирай" там реально под потолок битком полный ангар. Я на радостях вывез 24 штуки спросил сколько я должен, мужики громко заржали, -"если все стаскаешь мы тебе доплатим!"

Я бы с удовольствием утилизировала все, что можно, но в нашей губернии разделить можно только бумагу и пластиковые бутылки, еще батарейки принимают в ТЦ, еще, кажется где-то стекло можно отдать, но ехать специально на другой конец города ради этого не буду.

Не уверен, что восстановленные шины так же безопасны как новые:

В атмосферных условиях под влиянием ультрафиолетового излучения и озона протекает процесс свето-озонного старения резин. В случае, если резина находится в растянутом состоянии, основным агрессивным фактором является озон. Под влиянием озона на поверхности резины возникают трещины, расположенные перпендикулярно направлению действия напряжений. Разрастание трещин приводит к разрыву материала. В этих условиях свет, как правило, ускоряет процесс старения. В недеформированном состоянии старение резины в атмосферных условиях вызывается главным образом воздействием солнечной радиации и проявляется в образовании мелкой сетки трещин на поверхности, а также в изменении механических свойств.

Глава Nokian Tyres Андрей Пантюхов в России

— Очень острой темой в последнее время стала утилизация шин на фоне намерения Минприроды запретить самостоятельную переработку. Как у вас сегодня устроена система утилизации и какая доля шин утилизируется?

— Если можно, я начну коротко с предыстории, чтобы понимать, откуда все это взялось. Вообще, систему утилизации изношенных шин в Европе начали выстраивать несколько десятилетий назад. И мы, когда уже работали на российском рынке, еще года, наверное, с 2006-го, продвигали идею запуска в России похожей системы утилизации изношенных шин. До того момента, когда система утилизации шин в России заработала, утилизировалось примерно 7–8% от общего количества шин, которые выводились из обращения. Это ровно тот объем, который можно было собрать и утилизировать экономически оправданным способом, то есть сделать что-то из этих изношенных шин, что можно потом продать за деньги и заработать на этом какую-то прибыль. В основном речь шла о каких-то изделиях типа покрытий для детских спортивных площадок, резиновых ковриках.

— Были еще сами шины на детских площадках.

— Я бы это не называл утилизацией, но такое использование тоже возможно. Не только в России, но где угодно, что для того, чтобы поднимать уровень утилизации выше 10%, нужно, чтобы это кто-то субсидировал. Потому что экономически оправданным способом сделать это нельзя. И поэтому нужна система утилизации изношенных шин, которую мы, собственно, и предлагали создавать, лоббировали внесение изменений в законодательство, приводили примеры многих европейских стран, которые успешно начинали примерно с того же, что и мы, какое-то время назад и довели сейчас процент утилизации до свыше 90%, а для некоторых стран — больше 100% от объема шин, который выводится из обращения. Поэтому изобретать велосипед, в общем-то, было не нужно. Нужно было взять уже наработанную хорошую практику и адаптировать к российским условиям. Нам сделать это позволило внесение изменений в закон об отходах, который вступил в силу в 2015 году. Вот тогда была введена самостоятельная реализация производителями и импортерами своей расширенной ответственности и как альтернатива для тех, кто не хочет или не может сам утилизировать, для них была введена уплата вот этого экологического сбора.

— Но вы говорите, что экономически целесообразно перерабатывать только 7–8%. За счет чего вырос процент утилизации?

— За счет существенных инвестиций в развитие производственных мощностей переработчиков, которые увидели, что есть источник финансирования. Есть организация, которая способна обеспечить им, с одной стороны, приток объема изношенных шин, подлежащих утилизации, с другой стороны, финансирование, необходимое для того, чтобы они могли на этом зарабатывать.

— Но, как я понимаю, все-таки вторично вы не используете это сырье при производстве.

— В производстве легковых шин вторичное сырье в виде изношенных шин не используется не только нами, но и, насколько я знаю, в целом мире.

— Чем тогда критичен запрет самостоятельной утилизации, если вы и так передаете это внешним компаниям?

— Здесь несколько причин. Первая — мы действительно обеспечиваем эту утилизацию в нормах, которые устанавливает законодательство. Помимо экономической составляющей тут есть еще и экологическая, и социальная ответственность. Для нас важно получать результат, если мы вкладываем деньги. Мы сейчас убеждены в том, что все средства, которые мы направляем на утилизацию, реально идут на нее, и проводим очень тщательный отбор переработчиков, аудиты их производственной деятельности. Мне приходилось слышать от некоторых представителей органов власти, что вот, дескать, причина инициативы Минприроды о запрете самостоятельной утилизации заключается в том, что, как это называется, торгуют справками.

— То есть актами утилизации?

— Да, неоднократно это слышал. При этом на все просьбы показать примеры таких вот поддельных актов в нашей отрасли ни одного примера никто не показывал. Потому что если они, допустим, есть, то тогда очевидно, что нужно усиливать контролирующую функцию. А если их нет, то зачем на это ссылаться как на причину того, что нынешнюю систему можно разрушить. На мой взгляд, здесь логики нет совершенно никакой.

Вы знаете, один эксперт хорошее сравнение привел по этому поводу: если в метро торгуют поддельными дипломами о высшем образовании, является ли это поводом отменить высшее образование? Это четко совершенно передает смысл вот этой инициативы.

Дальше, если вернуться к экономической составляющей, что предлагается по существу: немедленно поднять процент утилизации до 100%. Сейчас 25%, по закону в следующем году должно быть 30%. Они говорят: нет, давайте сделаем сразу 100%. При этом вопрос: кто соберет эти 100%? Кто будет перерабатывать эти 100%? Производственные мощности в стране есть, чтобы это сделать?

— Ну, конечно, их нет! Их надо создавать, и мы этим занимаемся, но невозможно сделать это в одночасье, за один год поднять процент утилизации в четыре раза, с 25% до 100%. Это физически невозможно. Это большая кропотливая работа. В Европе на нее ушло 15–20 лет. И я вполне допускаю, что мы сделаем это быстрее, главное, нам не надо мешать. Но, к сожалению, именно это сейчас и происходит.


Чтобы увеличить проходимость в снегу, многие автомобилисты надевают на шины цепи либо браслеты.

В протекторной части покрышки пробойником или скальпелем проделывают отверстия. В результате выходит нечто похожее на крупные грунтозацепы, как у тракторных шин.

После из покрышки вырезают завулканизированные в борта проволочные кольца и старая шина становится гибкой, а по рисунку похожа на авоську для продуктов.

Два таких приспособления следует натянуть на шины, установленные на ведущей оси машины. Для этого нужно снять колеса, спустить воздух в шинах и начать монтаж. Это непросто, для облегчения работы применяют монтажную лопатку.

6 самых бесшумных автошин

После установки и наполнения основной шины воздухом, получается двухслойная покрышка с очень глубоким протектором, который дает возможность передвигаться в глубоком снегу.






Для чего нарезают протектор

Нарезка шины – это углубление или создание канавок на её протекторе. Канавки отвечают за эффективное отведение воды из пятна контакта и предотвращают аквапланирование. Также канавки позволяют лучше цепляться за нетвёрдые покрытия.

Конструкция легковой шины

Если посмотреть на шину в поперечном разрезе, первым слоем будет гермослой. Он отвечает за герметичность шины. Второй слой – это каркас шины. Он состоит из сплетённых синтетических нитей, погружённых в резиновую смесь. Чаще всего это нейлоновые нити. Именно на каркас шины приходится вес автомобиля, пассажиров и багажа.

Третий слой – это брекер. Он состоит из жёстких, скрученных стальных нитей. Именно этот слой обеспечивает жёсткость в поперечном направлении и гибкость в продольном. Так, под действием центробежных сил шина может вытягиваться, но благодаря брекеру сохранит приближенное к плоскому пятно контакта с дорогой. Также брекер сохраняет гибкость в вертикальном направлении, что позволяет шине как бы огибать препятствия, минимально передавая толчки и вибрацию автомобилю.


Следующий слой – это нейлоновый бандаж. Он предотвращает деформацию шины. Поверх бандажа располагается подпротекторный слой. Его резиновая смесь очень сильно отличается от верхнего, протекторного, слоя. Она более жёсткая и похожа на пластмассу. Различие вызвано тем, что протекторный слой определяет ездовые качества шины, а вот подпротекторный слой нужен для того, чтобы шина лучше сохраняла форму или надёжнее удерживала шип. Ещё одна причина, почему производители используют в подпротекторном и протекторном слоях разные резиновые смеси, – желание сэкономить и предложить покупателю конкурентную цену. Причём так поступают абсолютно все производители, начиная от премиального сегмента и заканчивая бюджетным. Другое дело, что толщина дешёвого, подпротекторного, слоя у разных моделей разная.

Кто и как нарезает протектор


Также изменится и прочность покрышки, поскольку неровности дороги будут восприниматься каркасом и брекером без амортизации подпротекторным слоем. Плюс к этому камень, попавший прямо в свеженарезанную канавку, может пробить шину, порвав брекер и каркас, а на высоких скоростях центробежная сила может разрушить колесо. Вдобавок, если протектор на шине нарезали в разных участках на разную глубину, это может серьёзно повлиять на баланс колеса, а значит, дать дополнительную нагрузку на подвеску автомобиля.

Как распознать нарезку


Второй признак нарезанного протектора – это непрямолинейность граней и разная глубина канавок протектора.

Немного математики

Покупая, например, бывшую в употреблении зимнюю шину с нарезанным протектором, водитель получает остаточную глубину канавок в 6-7 миллиметров. И до отметки 4 миллиметра, которая разрешена правилами дорожного движения, ему ещё ездить и ездить. Но на деле получается, что остаточная толщина протекторной резиновой смеси составляет всего 1-2 миллиметра, и поэтому совсем скоро шина станет небезопасной.

Идентичная ситуация и с летними покрышками . Только ориентир критического износа тут находится при остаточной глубине протектора в 1,6 миллиметра. Соответственно, покупая летнюю нарезанную б/у шину с остаточной глубиной протектора в 4 миллиметра, слой резиновой смеси, которая обеспечит достаточно хорошее сцепление, закончится уже через 1 миллиметр износа.

Вывод

Читайте также: