Как мыть колеса велосипеда

Обновлено: 08.07.2024

Велосипед нуждается в грамотном и регулярном уходе, как и любое другое транспортное средство. Его обязательно нужно мыть, ведь внешние пыль и грязь, смешиваясь с велосипедной смазкой, способны вывести из строя цепь, звездочки и другие, не менее важные для вело-функционала детали.

kak_myt_velosiped

Как правильно мыть велосипед

kak_myt_velosiped_2

Велосипед можно помыть на природе или в домашних условиях. Первое — проще, второе — чуть сложнее, особенно, если речь идет о городской квартире. Тогда придется:

  • снять с велосипеда колеса;
  • застелить пол клеенкой (или поставить велосипедный остов прямо в ванную чашу);
  • налить в емкость теплой воды с автошампунем или самым обычным средством для мытья посуды;
  • и мыть, используя губку для посуды, хозяйственную кухонную щетку на длинной ручке и старую зубную щетку.

Увидеть, как можно вымыть велосипед в домашних условиях, вы сможете на видео:

kak_myt_velosiped_3

Какие детали моются, а какие — нет

Следует помнить, что у велосипеда есть такие детали, попадания воды на которые лучше избегать. Например, колесные втулки с подшипниками совсем не любят влаги, поэтому их в процессе мытья следует обойти стороной. Достаточно будет просто протереть влажной тряпкой.

Не стоит слишком лить воду и на раму, чтобы жидкость не натекла вовнутрь рамных труб. Там вода сохнет долго и способствует быстрой коррозии деталей.

Однако нужно помнить, бензин (а также уайт-спирит и 646 растворитель, которые тоже довольно часто используют для мытья механических велосипедных узлов) способен испортить и даже растворить пластиковые детали велосипеда. Поэтому работать надо крайне аккуратно! К тому же он быстро испаряется, а значит, очень не экономен в использовании.

Специалисты и опытные велосипедисты рекомендуют мыть велосипед поэтапно:

  1. Удалить грязь с задних и передних звезд.
  2. Вымыть ролики переключателя.
  3. Очистить от грязи и помыть цепь.
  4. Привести в порядок тормозные диски и обода.
  5. Вымыть раму.
  6. Протереть седло.
  7. Вытереть все помытые детали насухо.

Следует помнить, что после удаления грязи с вело-механизма, необходимо его не только просушить, но и смазать по-новой. И тогда он будет служить максимально долго.

Сухая вело-чистка

Мытье велосипеда — это дело, безусловно, хорошее. Но когда нет острой необходимости в водных очистительных процедурах, достаточно воспользоваться сухим способом. Для этого надо приобрести в специализированном магазине особенные составы для чистки велосипедов. Это могут быть:

  • сухие (и не только) аэрозоли-дегризеры;
  • специальные пены;
  • обезжириватели;
  • сухой душ и т.д.

kak_myt_velosiped_6

Специалисты рекомендуют после мытья или сухой чистки велосипедов использовать специальные полироли, поскольку они не только делают внешний вид двухколесного транспортного средства более привлекательным, но и обладают защитными и грязеотталкивающими свойствами.

Видео о полировке рамы:

Чистый, только что вымытый и просушенный велосипед нуждается в смазке. В смазке качественной и разной.

Для цепи

Раньше смазывание велосипедной цепи было делом чрезвычайно хлопотным и кропотливым. Ее полностью погружали в расплавленную графитовую смазку или литол, чтобы горячий состав затек во все необходимые места, остыл и загустел там, обеспечивая долгую бесперебойную работу всего механизма.

Теперь появилось множество специальных вело-смазок для цепи. Они не вымываются во время дождя, обладают грязе- и пылеотталкивающими свойствами. Кроме того, такие составы очень экономно расходуются — на одно смазывание потребуется не более 2-3 мл. И хранятся долго, поэтому стандартного фирменного флакончика или аэрозоли объемом 100 мл хватает, как правило, на несколько лет.

Смазка Purple Extreme

kak_myt_velosiped_4

Для подшипников

Многофункциональная консистентная смазка Hanseline Mehrzwerckfett

kak_myt_velosiped_5

В принципе, если регулярно ухаживать за велосипедом, то втулки, подшипники и тросики (последние, кстати, можно вообще не смазывать, поскольку все современные велосипедные тросики оснащены изнутри сверхпрочными и эластичными нейлоновыми трубками) можно смазывать и недорогими литолом, солидолом или автомобильной смазкой № 158.

Как правильно мыть велосипед – советы

Чистота – залог здоровья. И это правило распространяется не только на людей. Техника тоже любит чистоту и своевременный уход. Где бы вы ни ездили на своем железном коне, следует регулярно чистить и мыть велосипед. В противном случае избежать преждевременного износа деталей и механизмов не удастся.

Как часто нужно мыть велосипед? Какими средствами и где помыть байк? На что следует обратить внимание при чистке основных механизмов и узлов велосипеда? На эти и многие другие вопросы мы постараемся дать исчерпывающие ответы. А также расскажем, как ухаживать за велосипедом, чтобы продлить срок его службы.

Когда и для чего мыть велик

мытье велосипеда

Признаки того, что трансмиссия нуждается в очищении:

  • посторонние звуки в процессе эксплуатации;
  • затруднительное вращение педалей;
  • щелканье каретки;
  • сложности при переключении скоростей.

Своевременный уход за байком избавит от множества потенциальных неприятностей:

  • преждевременный износ и растяжение цепи;
  • истирание зубцов на звездочках;
  • появление ржавчины на металлических компонентах;
  • опасность незапланированного торможения.

Своевременная чистка и правильное мытье велосипеда значительно продлевают срок службы всех деталей и механизмов байка. Поэтому следует тщательно ухаживать за своим железным другом, не допуская длительного нахождения грязи в его механизмах.

Места, где можно помыть велосипед

Оптимальный вариант – двор частного дома. На просторном участке можно удобно поставить велосипед и расположить возле него все, что понадобится для мойки. Кроме того, стекающая вода быстро уйдет в землю, а весь процесс не доставит существенных неудобств окружающим.

мытье велика у реки

Есть и другие варианты:

  • Жители многоэтажных домов могут помыть своего железного коня возле подъезда. Не самый лучший вариант, поскольку эта идея понравится не каждому соседу. Тем не менее, если есть возможность, можно помыть велосипед недалеко от дома (возле гаражей, например).
  • У реки, озера или любого другого водоема. Мы не одобряем эту идею, поскольку грязь с улицы и моющие средства непременно попадут в водоем.
  • Дома. В коридоре или ванной. В этом случае необходимость последующей уборки может напрочь отбить желание мыть байк. Кроме того, зачастую планировка ванной комнаты и ее площадь не позволяют легко занести в нее велосипед, избежав снятия колес.

Чего уж точно не стоит делать, так это мыть велик на автомойке. Мощная струя воды запросто может разрушить некоторые компоненты велосипеда: втулки, амортизаторы, тормоза и т.д.

Пошаговый алгоритм

  1. По старинке – тряпками и водой.
  2. Современным методом: понадобится щетка средней жесткости, сухая и чистая ветошь, специальный шампунь для велосипедов или автомобилей, обезжириватель и смазка для компонентов трансмиссии.

Многие задаются вопросом: можно ли мыть байк керхером? По сути, можно, но делать это следует максимально осторожно и деликатно. Особенно уязвимыми для мощной струи воды являются такие элементы, как подшипники педалей, каретка, втулки и рулевая колонка. Нужно учитывать, что сильный напор может запросто выбить смазку, из-за чего некоторые узлы и механизмы велосипеда быстро придут в негодность. Поэтому лучше мыть велосипед вручную. Алгоритм действий выглядит следующим образом:

По сути, на этом можно и заканчивать. Остается только еще раз обдать велосипед водой, чтобы убрать остатки моющего средства со всех поверхностей. Далее следует высушить велосипед. При хорошей и солнечной погоде достаточно протереть доступные места сухим полотенцем и оставить до полного высыхания велосипед на улице.

Металлические компоненты байка можно обработать специальными составами для полировки. Как только все узлы и механизмы просохнут, нужно нанести свежий слой смазочного средства.

Как не повредить велосипед при мойке

не повредить велик при мойке

  • Не используйте одну и ту же тряпку для обработки всех деталей велосипеда. Для рамы должна быть одна щетка/тряпка, для трансмиссии – другая. В противном случае можно испачкать смазкой декоративные поверхности.
  • Не пользуйтесь слишком жесткой щеткой для соскабливания засохшей грязи. И уж тем более не пытайтесь снять ее металлической щетиной.
  • Слишком агрессивная химия – главный враг всех узлов и механизмов велосипеда. Кислота, содержащаяся в большинстве очищающих средств, легко разъедает лакокрасочное покрытие велосипеда. Восстановить его потом довольно сложно и дорого. Покраска велосипеда в домашних условиях – процесс, конечно же, творческий, но чаще всего незапланированный.
  • Если на байке обнаружен приличный слой засохшей грязи, не торопитесь соскабливать его. Для начала следует попробовать размочить загрязнение и попытаться сбить слабым напором воды.
  • Полное погружение велосипеда в реку или ванну – не самая хорошая идея. В этом случае влага непременно попадет внутрь механизмов, а убрать ржавчину с руля и цепи велосипеда не всегда представляет возможным.

Если вы являетесь обладателем высокопроизводительного и хорошего маунтинбайка, старайтесь ограничить распыление воды вблизи амортизаторов и вилок.

Рекомендации

Кроме того, чистка байка после каждого использования позволит вовремя заметить намечающееся повреждение.

Заключение

Чистый велосипед – это быстрый велосипед. Более того, регулярная чистка и мытье байка повышают его привлекательность и продлевают срок службы всех компонентов. Самостоятельно помыть велосипед можно как во дворе частного дома, так и в городской квартире. Главное – делать все аккуратно, чтобы избежать попадания влаги в важные узлы и механизмы.

Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.

Нашел несколько минут, чтобы написать небольшую заметку о том, как мыть велосипед. Как и во всем, здесь тоже хватает разных мнений. Кто-то вообще никогда не моет свой байк, искренне считая, что слой грязи и дорожного битума — самая лучшая защита краски. Кто-то наоборот, наводит красоту после каждого выезда, вычищая каждую пылинку ушными палочками из труднодоступных мест.

Я считаю, что практичный велосипедист должен содержать технику в порядке. Просто потому, что грязный байк отвратителен, пачкает своего владельца, ухудшает карму и вызывает рвотные позывы, когда приходит время технического обслуживания.

Итак, если вы являетесь счастливым обладателем собственного дома, то вам сильно повезло. А если у вас под рукой помывочная машинка высокого давления, то совсем хорошо. Вопреки распространённому мнению, что такими агрегатами мыть велосипед нельзя, это не так, главное в процессе мойки задействовать головной мозг.

Мойка под давлением - если аккуратно, то можно

Мойка под давлением — если аккуратно, то можно

Поставьте самое маленькое давление, отойдите на несколько шагов, и краем струи, быстрыми движениями смывайте грязь. Есть шампунь — используйте, не повредит. Главное — не направляйте прямую струю воды на втулки колес, рулевую, кареточный узел и амортизаторы.

Не то чтобы эти узлы были очень нежными, но там подшипники и трущиеся поверхности, и вода под давлением запросто может туда проникнуть. Когда основная грязь сбита, можно налить воды в ведро и вымыть вел начисто. Пройдемся тряпкой по раме, высушим сидение. Основная часть закончена.

Что делать, если доступа к керхеру нет? Как вариант, можно купить такую штуку, не знаю, как она называется: ведерко, в которое ручкой закачивается воздух, и вода сама бежит по шлангу. Подъехал с покатушки к дому, взял это ведерко, налил в воды, спустился, помыл.

Пятилитровой емкости вполне хватает, чтобы велосипед стал чистым. Ну, на крайний случай можно обойтись и обычным ведром с тряпкой. Если мойка проводится периодически, то свежая грязь легко отходит, и процесс занимает считанные минуты.

Иногда на нижней трубе, кареточном узле и нижних перьях скапливаются черные точки от дорожного битума. Простой мойкой от них не избавиться, скоблить ножом тоже не советую.

У меня есть вот это чудо-средство , замечательно растворяет как старую грязь, так и налипший битум. Рекомендую, хватает надолго.

Что почистить еще

Итак, велосипед снова блестит, но раз уж я заикнулся в начале об обслуживании, то не будем останавливаться на достигнутом. Полезный инструмент — щетка для чистки кассеты, стоит копейки, удобство налицо.

Щетка для кассеты, хоть и не ушная палочка, но позволяет достать грязь из труднодоступных мест

Щетка для кассеты, хоть и не ушная палочка, но позволяет достать грязь из труднодоступных мест

Энергично вычищаем всю каку, застрявшую между звезд кассеты, затем переходим к передним звездам. Нельзя сказать, что грязь в этих местах хоть как-то мешает переключению передач, но раз уж мы занялись чисткой, то почему не сделать всё правильно.

Дальше, берем тряпку, и тщательно вытираем цепь, вращая рукой педаль в обратную сторону. Иногда совсем не мешает снимать цепь полностью, и по настоящему ее чистить в чем-то типа скипидара. Фетишисты пользуются специальными машинками для чистки цепи, заполненными специальными жидкостями.

mashinka_dlja_cepi

Мнения насчет качества такой чистки различаются, и я лично не могу ничего сказать, так как никогда не пользовался этим приспособлением. Полагаю, что это довольно удобно.

Не забудь смазать цепь

Но сегодня мы не чистили цепь, а просто протерли ее тряпкой, высушив после мойки. Теперь достаем смазку для велосипедной цепи, и аккуратно капаем сверху на каждый пин (ось) каждого звена. Звеньев чуть больше сотни, так что этот процесс возьмет некоторое время.

Подчеркиваю, капаем по маленькой капельке, ни в коем случае не заливая цепь смазкой. Потом прокручиваем педали в обратном направлении несколько оборотов, давая смазке проникнуть в сочленения. Не лишним будет даже попереключать скорости, так как цепь изгибается, и смазка проникнет глубже. После этого снова берем тряпку, и тщательно, насухо вытираем цепь, чтобы она не была липкой. Читать о велосипедной цепи.

Pedro

Pedro’s Extra Dry — летняя смазка для цепи

Некоторые используют аэрозольную смазку, я не сторонник этого: запросто можно забрызгать тормозные поверхности заднего тормоза. Я пользуюсь старой проверенной Pedro’s Extra Dry. Это отличная смазка для лета, интервал примерно на 100-200км, при этом она практически не цепляет грязь. Рекомендую.

Дальше берем в руки тряпку и протираем ноги вилки (трущиеся поверхности) и шток заднего амортизатора (если имеется). Достаем баллончик с любым силиконовым аэрозолем, и немного наносим на ноги. Осторожно — рядом тормозные поверхности, особенно если тормоза ободные. Затем, насухо протрите ноги.

Если зуд еще не прошел, и вы ищите, что еще можно сделать, то ослабьте эксцентрик седла, вытащите подсидел, и протрите его чистой тряпкой. Дело в том, что грязь в подседельной трубе хоть и медленно, но накапливается, и если подсидел не трогать несколько лет, то он запросто может заклинить, и потом помучаетесь, чтобы подстроить седло.

Особенно это касается бюджетных великов, у которых и подседельные трубы, и подседельные штыри выполнены с китайскими допусками, и заходят друг в друга без зазора.

После всех этих манипуляций велосипед как новенький, можно кататься дальше, время от времени повторяя процедуру.

Читать также:

Чтобы не потерять этот сайт из виду: пройдите по ссылке - вы получите извещение о выходе новой статьи на емейл. Никакого спама, отписаться можно в пару кликов.

Сказать спасибо за статью можно репостом в Фейсбуке или Вконтакте:


Н е поленитесь выделить 30 минут на этих выходных, чтобы как следует оторваться и испачкать ваш велосипед. Также просмотрите представленные ниже несложные инструкции, составленные профессионалами, чтобы избежать элементарных ошибок.

  • Ведро, разрисованное цветочками по бокам;
  • Тёплая, но не горячая, вода;
  • Зубная щётка (старая, оставьте в покое мамину);
  • Много тряпок, щеток и губок;
  • Обезжиривающее средство (название одного из них вы найдёте в конце этой статьи);
  • Смазочное масло для цепи (жидкое масло предпочтительнее, чем в виде спрея, т.к. меньше расходуется и предназначено для конкретных деталей);
  • "Рабочая" одежда;
  • Пара перчаток - лучше приобрести одноразовые - вы можете изрядно испачкаться!

Каждый моет свой велосипед по-разному. Опираясь на свой опыт, могу предложить свой способ, выявленный путем проб и ошибок. На мой взгляд, он наиболее эффективен. Обычно, на то, чтобы мой байк засверкал как новенький, у меня уходит меньше 25 минут. Вы можете распечатать эти инструкции для справки, пользуясь ими во время чистки своего велосипеда. Итак, начнём.

Как помыть цепь

Благодаря чистой велосипедной цепи, вам будет легче переключать передачи. Если она грязная, этот процесс будет проходить медленнее, а также это повлечет износ вашей трансмиссии.

как помыть цепь велосипеда

Как помыть задние звёздочки и механизм переключателя

Помойте задние звёздочки щеткой с тёплой водой.

мытье звездочек и переключателя

Как помыть передний механизм

Воспользуйтесь щеткой при очистке грязи с переднего механизма. Зубная щётка понадобится, чтобы добраться до труднодостяжимых мест.

мытье переднего механизма

Особо бережно отнеситесь к раме вашего велосипеда

Возьмите чистую тряпку и протрите раму тёплой водой. Моющие средства лучше не использовать, т.к. любое из них содержит соль, которая может испортить впоследствии раму, если его не до конца вымыть.

Мытье всего велосипеда

Обязательно стоит быстро пройтись чистой тряпкой по ободам, чтобы избавиться от любой грязи, которая может попасть в тормозные колодки.

Мытье всего велосипеда

Ваш велосипед нуждается в полировке

Полируя раму, вы предохраняете её от излишнего загрязнения. Также не лишним будет отполировать седло.

Последняя стадия: нанесите масло на движущиеся части

Если все комплектующие сухие, можно наносить масло.

Начните с цепи. Используйте специальное смазочное масло, умеренно покрывая им каждое звено, прокручивая цепь. Подождите пока высохнет, затем удалите остатки тряпкой. Возможно, это противоречит здравому смыслу, но то немногое количество масла, в котором нуждается велосипед - это осевшее в трещинах. Остальное будет притягивать грязь. Вы можете быть уверены, что сделали все правильно, если цепь слегка влажная от смазки.

нанесение масла

Самые частые ошибки и ещё немного советов

Если вы хотите усовершенствовать процесс очистки вашего велосипеда, легче всего это сделать на велостоянке. Её можно купить, либо сделать самому. Огромные дебаты ведутся (да, люди спорят по поводу очистки велосипеда), стоит ли поливать байк из напорного шланга, как это делают профессионалы. Правда в том, что такой шланг может повредить подшипники и раму. Поэтому, если вы не уверены в своих возможностях, лучше использовать губку. Это может помочь продлить жизнь вашему велосипеду.

Если вам в ближайшее время предстоит очередная процедура чистки велосипеда, я бы посоветовал помыть тормоза и тросики переключения передач, а также смазать их. Для подробных инструкций посмотрите наше обучающее видео.

Лично я не рекомендую снимать цепь, чтобы помыть её. Это может её повредить. Вы отлично её отмоете даже не снимая.

Набор для чистки и смазки велосипеда - запаситесь инвентарем

Не обязательно приобретать все это оборудование, но оно может значительно облегчить вам задачу. Поэтому, если вы все же решились разориться на чистящие средства, убедитесь, что вы не зря потратили деньги. Обычно покупать через интернет немного дешевле, нежели в магазине.

Обезжириватель "Muc-off degreaser" - основа любого велосипедного набора.

Смазочное масло "Finish line cross country lube" - имеет меньший расход, по сравнению с другими маслами.

Набор "Pedro’s Bicycle Cleaning Kit" - также хорош, как и другие, но цена вдвое ниже.

Набор "Chain cleaning kit" - я попробовал Bikehut chain cleaning kit, он для тех, кто немного ленивый.

Читайте также: