Как не попасть в дтп зимой

Обновлено: 06.07.2024

Вождение автомобиля всегда сопряжено с определенной долей опасности. В зимний период это утверждение становится наиболее актуальным – зимой количество аварий значительно увеличивается, и в это время нужно быть наиболее осторожным.

Одного соблюдения правил на скользкой дороге недостаточно, и чтобы избежать аварии, водитель должен обладать определенными навыками.

Подготовка к зиме

С наступлением зимы автомобиль приходится постоянно прогревать и очищать от снега. Зимой нужно двигаться с меньшей скоростью и быть предельно внимательным, полностью сконцентрировавшись на дороге, исключив общение по мобильному телефону.

Подготавливая автомобиль к зиме, необходимо убедиться, что он полностью находится в рабочем состоянии и готов перенести все трудности, которые готовит ему зимняя дорога.

Как только температура воздуха опускается ниже 5 градусов, автомобиль переобувают в зимнюю резину. Этому моменту нужно уделить особое внимание, так как только зимние шины способны обеспечить нормальное сцепление с покрытой наледью дорогой.

Кстати, зимняя резина тоже бывает разной, и необходимо выбирать только ту, высота протекторов которой не менее 4 мм. Причем все 4 шины должны быть одинаковыми – в противном случае при торможении авто может занести в ту сторону, где установлены шины с меньшей высотой протекторов.

Кроме резины, необходимо произвести замену всех рабочих жидкостей автомобиля. Это касается как масла, так и антифриза. Бочок омывателя также необходимо наполнить жидкостью, которую рекомендуется использовать в зимнее время.

Если рабочие жидкости не будут заменены вовремя, в процессе эксплуатации авто они будут преобразовываться в лед. А это уже может стать причиной серьезных проблем – от поломки системы охлаждения до проблем с силовым агрегатом. Аккумулятор необходимо отчистить от грязи и произвести его полную зарядку.

Стиль езды

Итак, автомобиль к зиме подготовлен, но это еще не все – водитель должен морально подготовить себя к вождению в зимнее время. В первую очередь, следует приготовиться к тому, что скорость движения по городу придется ограничить до 60 км/ч. Автомобиль, следующий с более высокой скоростью, будет труднее остановить в случае необходимости. Кроме этого, машину может и занести, а это уже – причина возможной серьезной аварии.

Чтобы избежать столкновения, дистанцию между движущимися автомобилями в зимнее время необходимо увеличить. При плохой видимости на дороге следует соблюдать скоростной режим, равный относительной дальности объектов, которые в это время можно разглядеть. Проще говоря, если видимость – 30 метров, то и двигаться нужно со скоростью не более 30 км/ч. Только так получится вовремя остановить автомобиль в случае экстренной ситуации.

Особенности работы коробки передач

В некоторых машинах есть зимний режим эксплуатации коробки передач. Эта очень полезная функция, позволяющая лучше удерживать авто на дороге, ведь вероятность пробуксовки и возможности заноса в этом случае значительно снижается. Остановить машину получается быстрее. Снижение скоростного режима происходит более плавно.

Что делать, если машина застряла в снегу

Как правильно продать автомобиль на Avito

Зимний режим использования коробки позволяет применять торможение двигателем. Это очень удобный вид торможения, ведь водителю в этом случае нужно лишь немного помочь мотору педалью тормоза.

Если все же занесло

Если водитель садится в зимнее время за руль в первый раз, то он обязательно будет испытывать волнение даже при соблюдении всех приведенных выше рекомендаций. Именно волнение становится причиной неправильных действий при возникновении нестандартной ситуации. Здесь можно только посоветовать взять себя в руки и всеми силами стараться противодействовать заносу.

Помните, что если занесло заднюю часть автомобиля, то рулевое колесо в этом случае следует выкручивать в сторону заноса. Во время заноса передней части необходимо "добавить газу". Но если вы и так двигаетесь с высокой скоростью, тут еще большее ее увеличение будет неэффективным. Здесь нужно тормозить поэтапно, периодически нажимая на тормоз – в этом случае его резкое выжимание лишь навредит.

Несколько дополнительных рекомендаций

Если вы используете систему стабилизации, в зимнее время от нее будет мало толку. Вся эта продвинутая электроника хороша в летнее время, а зимой, когда придется выходить из заноса, помочь она не сможет.

А вы очищаете от снега всю машину или ограничиваетесь чисткой передних стекол и фар? Крышу тоже нужно обязательно освобождать от снега. Накопившаяся там снежная масса может во время движения съехать на переднее стекло, что ограничит видимость водителю. А ведь это может произойти в самый неподходящий момент.

Некоторые очень любят болтать по мобильному телефону, причем делают это за рулем машины. Разговаривать по мобильнику в движущимся автомобиле не рекомендуется в любое время года, а зимой это запрещено категорически. Все внимание водителя должно быть направлено на дорогу. Если уж вы никак не можете не разговаривать, тогда лучше использовать хотя бы наушники.

Перед посадкой за руль постарайтесь избавить себя от толстой верхней одежды, которая обязательно будет сковывать ваши движения во время езды. Массивный головной убор тоже лучше снять. Все это будет препятствовать оценке обстановки на трассе.

Особенную внимательность нужно соблюдать при заезде на мосты и эстакады. Именно в этих местах в первую очередь образуется лед. То же самое касается мест стоянок и въездов во дворы. Для проверки сцепления колес с трассой нужно слегка притормозить на невысокой скорости. Если машина "клюнет", значит, сцепление нормальное, в противном случае нужно соблюдать предельную внимательность.

Заключение

Если вы – новичок, то в самом начале зимы вам лучше потренироваться управлять автомобилем на скользкой дороге. Делать это можно самостоятельно на огороженной площадке. К езде зимой нужно привыкнуть. Многие водители не используют зимой свои автомобили, но если это не для вас, тогда соблюдайте зимний скоростной режим и будьте внимательны. Берегите себя!

Зима вместе с морозами, гололедами, метелями, снегопадами и ледяными дождями, - настоящее время испытания на прочность нервной системы и выдержки автовладельцев.

Не удивительно, что в декабре гидрометеоцентры российских городов и регионов наперебой извещают о вероятности неблагоприятных погодных условий и ухудшения дорожной ситуации. В свою очередь, ГИБДД просит водителей быть предельно внимательными, соблюдать необходимую дистанцию во время движения, избегать опасного маневрирования, резкого торможения и строго выполнять предписания дорожных знаков. А лучше - и вовсе передвигаться на общественном транспорте.

Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Как следствие, именно зимой статистика ДТП резко возрастает - в крупных городах за сутки происходят сотни аварий. При этом шансы "вырулить" из сложной ситуации на дороге зависят не только от мастерства и опыта водителя или характеристик транспортного средства, но и от его технического состояния. К сожалению, автовладельцы, если брать в целом, в последнее время демонстрируют недостаточно ответственное отношение к состоянию своих машин, отмечают специалисты. Причина проста: в экономически сложный период люди стремятся тратить как можно меньше. Однако экономия на полноценном обслуживании машины очень опасна - и особенно в холодное время года.

О том, как автолюбителю минимизировать риск дорожно-транспортных происшествий зимой, "РГ" рассказали эксперты оператора техпомощи "Русский АвтоМотоКлуб". По их мнению, первоочередное внимание следует уделить подготовке ходовой и тормозной систем, а также трансмиссии, что позволит снизить вероятность заноса на дороге или вылета на обочину. Зимой, напоминают специалисты, особенно важна точная реакция автомобиля на управление рулем. И если при движении по прямой водитель ощущает, что машина отклоняется в сторону, - это явный сигнал о необходимости провести ее проверку на станции техобслуживания (СТО).

1. В зависимости от манеры вождения, условий, в которых транспортное средство эксплуатируется, и его модели, ресурс тормозных дисков составляет от 60 до 90 тысяч километров. Для тормозных колодок показатель еще меньше - 20-30 тысяч. В идеале еще перед началом холодов стоит поменять отработанные колодки и диски на новые, особенно когда явно ощутимы признаки износа: плохая реакция машины на нажатие педали тормоза, скрип или скрежет колодок при торможении. На машинах с пробегом более 100 тысяч километров меняют еще и суппорты.

2. Еще одной причиной слабой реакции авто на педаль тормоза может быть недостаток или низкое качество тормозной жидкости. Если машина отъездила на одном ее заливе 30-40 тысяч километров или два года, "тормозуху" необходимо заменить. Кстати, во время диагностики на СТО часто выявляется ее утечка. В этом случае устраняется причина разгерметизации, затем доливается жидкость и прокачивается тормозная система.

3. Проверка состояния ходовой на яме или подъемнике зимой - просто обязательна. Проверяются углы установки колес, жесткость пружин, состояние рессор, стоек и амортизаторов. При наличии малейших неисправностей проводится замена элемента, а для дополнительной уверенности на дороге делается и балансировка колес.

4. О возможных проблемах в трансмиссии свидетельствуют появление запаха гари из коробки, заклинивание ручки переключения передач при нажатии сцепления, шум, проскальзывание передач или вялая реакция передач на переключение. Причин множество, но любой из этих признаков - повод обратиться к специалисту, чтобы не попасть в ДТП на дороге. Что касается трансмиссионного масла, то менять его нужно каждые 50-60 тысяч километров пробега, а затем периодически проверять его уровень.

5. Состояние амортизаторов автомобиля проверяют на вибростенде - это достаточно точный метод выявления скрытых дефектов, хотя многие из них могут проявлять себя только "на ходу".

6. Руль и колеса не должны иметь очевидных люфтов. Выявить их наличие можно на подъемнике или "поддомкрачивая" по очереди передние колеса. Если при движении руками колеса в направлении по горизонтали выявляется люфт - причина в неисправности рулевого управления. При движении по вертикали - элементов подвески.

7. Многие автовладельцы стараются сэкономить на компьютерной диагностике. Между тем в преддверии (или уже по факту) наступления холодов этот метод может в буквальном смысле облегчить жизнь - вовремя обнаруженные проблемы не только уберегут от непредвиденных расходов на ремонт, но и предотвратят ДТП. Эксперты напоминают, что лучше выполнить комплексную диагностику - в таком случае вероятности упущений из виду малейших нарушений минимальна.

8. Современные автопроизводители уделяют огромное внимание повышению безопасности машин. В конструкцию новых машин входят несколько полезных электронных систем - в частности, антиблокировочная (ABS), антипробуксовочная (ASC), курсовой устойчивости (ESP) и распределения тормозных усилий (EBD). Все они очень помогают зимой. Например, ASC специально разработана для улучшения управляемости машиной на скользких подъемах и спусках, а EBD снижает вероятность заноса при торможении на заснеженной или обледенелой трассе. Конечно, полагаться исключительно на электронных помощников не стоит, но если на приборной панели загорается и не гаснет индикатор одной из систем, - значит необходимо обратиться в сервис для прохождения диагностики и устранения данной неисправности. Возможно, она появилась из-за некорректной работы датчиков, плохого контакта, а может, вышел из строя блок управления.

9. А еще зимой, безусловно, должна безупречно работать система отопления и вентиляции воздуха. Запотевающие и замерзающие изнутри окна - один из факторов, которые нередко приводит к ДТП в холодное время года.

Фото: depositphotos.com

10. Что можно и нужно сделать самому? Помимо обычных процедур - периодической проверки уровня масла, омывающей жидкости и давления в шинах - есть вещи, которые зимой нужно делать ради собственной безопасности всякий раз перед выездом. Например, полную очистку лобового, заднего и передних боковых стекол ото льда - с тем, чтобы не снижалась видимость во время движения. При этом необходимо убедиться в работоспособности щеток "дворников" - не примерзли ли они к стеклу и не налип ли на них снег. Это может оказаться жизненно важным - скажем, когда из-под колес впереди идущей машины неожиданно вылетит размокший на дороге грязный снег. А от некоторых сюрпризов можно застраховаться самому - заблаговременно убрать снег с крыши своего автомобиля, чтобы в какой-то момент при резком торможении он не скатился с нее прямо на лобовое стекло.

И кстати, не будем забывать о выборе правильной резины. Впрочем, об этом, как подробно писала "РГ", стоит позаботиться заранее - когда зима лишь вступает в свои права.

Эксперты уверены: есть лишь один разумный способ экономии на зимнем обслуживании - совместить его с прохождением очередного регламентного ТО в дилерском центре или на СТО. Конечно, внезапно возникающие неисправности не входят в регламент ТО, и оплачивать их приходится отдельно. Но если вовремя и в полном объеме выполнять все рекомендации производителя и следовать советам специалистов, неприятные сюрпризы можно практически исключить. А значит, в любую капризную зимнюю погоду автовладелец будет чувствовать себя на дороге уверенно и безопасно.

Дистанция в секундах, трос и лопата. Как водителю подготовиться к езде в снег и гололед

Рывковый трос, фонарик и доширак

Помимо этого, в минимальный дорожный набор нужно положить лопату, чтобы в случае чего можно было откопать машину из снега. Третье — это дополнительная канистра с топливом. Чтобы, если водитель ждет, например, эвакуатор, он мог делать это с молотящим мотором. А если дело совсем труба, можно его использовать для розжига костра, пояснил Баканов.

Также он посоветовал взять с собой фонарик, запас быстрорастворимой еды, дополнительную теплую куртку, штаны, даже валенки. Важно не забыть и провода для прикуривания.

Дистанцию считаем в секундах

Баканов напомнил, что зимой свойства сцепления шин с дорожной поверхностью ухудшаются, а реакции машины увеличиваются. Поэтому за рулем нужно делать на это поправку. Какой-то оптимальной безопасной скорости, по его мнению, для езды зимой нет. Занести машину может и на 40 километрах в час. Гораздо важнее быть максимально собранным и внимательным, держать увеличенную дистанцию.

Ее можно определить методом измерения в секундах. Он самый надежный. Это выглядит следующим образом: когда водитель видит, что впереди идущая машина поравнялась с каким-то объектом, например, столбом или дорожным знаком, он считает время, пока достигнет этого объекта. Минимальное безопасное расстояние, по словам Баканова, составляет три секунды.

То есть впереди машина резко тормозит — прошла секунда. Вы это заметили, нажали на педаль тормоза. Пока исполнительные механизмы пришли в действие, пока при гидросистеме прокачались тормозная жидкость и прижала колодки — это вторая секунда. И третья — это уже начало вашего торможения

Он подчеркнул, что на зимней дороге таких секунд должно быть пять или больше, а также обратил внимание, что в сложных погодных условиях водитель должен держать руль двумя руками, потому что расслабленное состояние может стоить очень дорого.

В кресле нужно сидеть с полусогнутыми руками и ногами, чтобы в любой момент развить на руле максимальное усилие. На вытянутых руках это сделать не получится. Индикатором того, что водитель сидит неправильно, служит то, что при прохождении каких-либо поворотов или маневрировании во дворах он начинает отрывать спину от спинки сиденья.

Важно не забывать чистить фары и залить нормальную стеклоомывающую жидкость. На дороге, заметив, что впереди идущая машина стала тормозить или тормозят несколько автомобилей в правом и левом рядах, нужно тоже начать сбрасывать скорость, потому что, вероятнее всего, впереди какое-либо препятствие или затор.

Внимание, поворот!

Самое опасное, как подчеркнул Баканов, — это прохождение поворотов. При ошибке при прохождении правого поворота машину выносит на встречку, при левом повороте, как правило, — на обочину.

По мнению Баканова, зимой число ДТП увеличивается и на фоне дорожных условий. Трассы не всегда успевают оперативно почистить, а машины накатывают на нем еще более скользкое покрытие.

Баканов еще подчеркнул, что водитель всегда — а зимой особенно — должен быть внимательным за рулем, не отвлекаться от дороги и понимать физику машины.

Зимой, когда видимость может стремиться к нулю, а дороги покрываются ледяной коркой или снежной кашей, водить автомобиль становится экстремально. Именно в этот период времени происходит больше всего ДТП.

Содержание статьи

Управление автомобилем в зимнее время года

  • Как избежать ДТП в зимнее время года
  • Если машину занесло зимой
  • Как водить машину зимой

Гололед

Чаще всего аварии зимой происходят из-за гололеда. На скользкой дороге в аварию могут попасть даже опытные водители. Самое опасное время – это раннее утро, когда растаявший снег под колесами автомобилей за день застывает ночью. Помимо этого стоит быть предельно аккуратными при выезде на междугородние трассы, где дорогам не уделяют должного внимания. Избежать ДТП в гололед помогут качественные шины с шипами, увеличивающие сопротивление. Если вы начинающий автомобилист, то старайтесь без надобности не выезжать на скользкую дорогу. Подождите пару часов, пусть увеличится движение автомобилей. Лед растает, и можно будет ехать по асфальту или хотя бы мокрому снегу.

Непогода

Снегопад, метель или снежная буря повышают вероятность попадания в автомобильную аварию. Так как именно полноценный обзор дороги, ключ к безопасности всех участников движения. Постарайтесь, чтобы вам был обеспечен наилучший обзор. Не заставляйте заднее сидение ненужными вещами, снимите с зеркал отвлекающие подвески. Если не хватает стационарных зеркал для полноценного обзора, то установите дополнительные. Помимо этого, не забывайте зимой систематически заливать незамерзайку в стеклоомыватель и менять изношенные дворники.

Искажение расстояния

Зимой как никогда следует соблюдать дистанцию. Ведь даже при самом простом маневре, по замерзшей или снежной дороге, вы можете проскользнуть пару лишних сантиметров и врезаться впередистоящую машину. К тому же при снегопаде и метели, когда видимость ухудшается, предметы всегда начинают казаться нам дальше, чем есть на самом деле.

Особенности зимней резины

Даже самая качественная зимняя резина при критически низких температурах может превратиться в скользкую пластмассу. Дело в том, что большинство производителей выпускают шины для температурных показателей не ниже -30°C. А учитывая, что в условиях севера температура может опускаться до -50°C, то зимняя резина может стать не зимней. Оттого при таких условиях следует ездить на максимально низких скоростях и быть всегда начеку.

Вождение по погоде

Еще одной частой причиной аварии становится вождение автомобиля, как в теплое время года. Поэтому, съезжая со склона, а так же на поворотах снизьте скорость и следите за реакцией автомобиля. Иначе вы вовремя не сможете среагировать, и машину занесет, например, на встречную полосу, что обернется страшным ДТП.

Без груза

В зимнее время года лучше избегать перевозки тяжелого груза. Обусловлено это тем, что у загруженного легкового автомобиля больше шансов потерять сцепление с дорогой и попасть в занос. Однако если вам необходимо перевезти много вещей, сделайте это в несколько заходов. Лучше потратить немного больше времени, зато без последствий.

Читайте также: