Как одеть цепи на колеса автомобиля

Обновлено: 05.07.2024

Во всём мире в условиях зимнего бездорожья, сильных снегопадов и опасных гололёдов, автомобилисты для нормальной езды применяют крайние меры. В то время когда самая лучшая зимняя резина оказывается бессильной, на помощь приходят цепи против скольжения на дорогах.

Это надёжное средство, которое не даёт автомобилю пробуксовывать в снегу, или грязи и защищает от непредвиденных заносов.

Немаловажным фактором является не только правильный выбор цепи подходящей по размеру ваших колёс, но и также её сплав, толщина, количество звеньев, а главное — правильность посадки цепи на колёса.

Выбор нужных колёс

Казалось бы, для большей уверенности лучше надеть цепи на все четыре колёса, но как показывает практика этого достаточно сделать всего на двух, чтобы в полной мере уберечься от заносов.

Исходя из того, какие колёса вашего автомобиля расположены на ведущей оси, на эти и следует одевать цепь.

В случае если автомобиль полноприводный, то цепи стоит одевать на все колёса.

Надежность цепи во время поездки

Разложение и выравнивание цепи

  1. Перед тем как приступить к процессу надевания цепи, необходимо выбрать твёрдую поверхность.
  2. Затем следует разложить цепь перед колёсами автомобиля и аккуратно, качественно разгладить каждое звено, чтобы в результате нагрузки не произошло его излома.
  3. Располагать цепь следует так, чтобы замки находились со внешней стороны, а крепёжные крючки, соответственно, с внутренней.

Перемещение автомобиля на цепи

Частой ошибкой многих автовладельцев является надевание цепей противоскольжения на автомобильные шины на мягкой поверхности.

Иногда из-за плохого качества цепей или их непригодности, в связи с долгой эксплуатацией, при надевании цепи возможно повреждение шины.

Это происходит вследствие того, что цепь противоскольжения врезается в шину, либо же приводит к её деформации. Как правило, это относится к низкопрофильной резине, но поэтому прежде, чем использовать цепи твёрдых сплавов, обратите внимание на то из какого качества ваши шины. Или же ещё вдобавок вам придётся менять шину или пробитое колесо.

Обкатка шин

После того как цепи надеты, необходимо проехать порядка 50 м, чтобы дать возможность цепи “улечься” и обтянуть шины по всей поверхности.

Во время езды, постарайтесь обратить внимание не задевают ли цепи кузов машины и элементы тормозной системы.

После того как машина проехала необходимое расстояние, следует произвести окончательную регулировку натяжения, подтянув замки пробуксовочной цепи.

Особенности использования цепей для колес

Процесс надевания цепи довольно простой и не затратный по времени. Это хороший способ уберечь себя и свой автомобиль от забуксовки в суровых климатических условиях, или в плохую снежную погоду, особенно если поездка предстоит в загородную местность.

При эксплуатации цепей следует свести на минимум езду по асфальту, а также превышение скорости более чем на 50 км/ч, поскольку это максимальная скорость которую выдерживают среднестатистические цепи противоскольжения.

Разрыв цепи может привести к нежелательным последствиям вплоть от разрыва шины до намотки цепи на деталь подвески, а это уже чревато аварией на дороге.

После того как вы только выедите на чистую дорогу, сразу же лучше снять цепи, так как это не только вредит вашим колёсам, но и дорожному покрытию.


В некоторых ситуациях движение автомобиля сопряжено со сложностями. Этому способствуют неблагоприятные погодные условия, особенно в зимний период. Снеговые заносы, гололед отрицательно сказываются на проходимости. Решают проблему цепи противоскольжения на колеса. Благодаря этому приспособлению транспортное средство приобретает свойства внедорожника.

цепи противоскольжения

Что такое противоскользящие цепи для колес

Цепи для колес автомобиля представляют собой устройство, которое монтируется на покрышку. Их функция сводится к созданию надежного сцепления с дорогой.

После установки автомобиль получает ряд преимуществ.

  • Улучшение проходимости.
  • Повышение безопасности во время движения по наклонной плоскости (подъем, спуск).
  • Сохранение контроля управления.
  • Возможность преодоления грязи.

цепи на колесе

Однако их применение имеет и слабые стороны.

  • Усиливается нагрузка на рулевой механизм и трансмиссию.
  • Верхний предел скорости ограничен 40 км/ч.
  • Шины быстрее изнашиваются.
  • Движение сопровождается сильным шумом.

Поэтому цепи на колеса рекомендуется использовать в экстремальных ситуациях: гололед, снег, грязь.

Виды конструкций

Существуют следующие виды противоскользящих устройств на колеса: цепи и браслеты. Последние представляют собой отдельные фрагменты первого варианта. Для установки потребуется одеть не менее 2—3 отрезков на одну шину. Части ремня вставляют в отверстия на диске и крепко затягивают, что позволяет браслету оставаться на одном месте.


Изделия отличаются размерами. Выпускаются большие, средние и малые. Для легкового автомобиля применяют модели малых габаритов.

По сравнению с цепями браслеты имеют ряд преимуществ.

  • Быстрый процесс монтажа и демонтажа. Причем установить конструкцию можно, даже если транспортное средство уже застряло.
  • Компактные размеры.
  • Доступная стоимость.
  • Универсальность.

Однако их рекомендуется применять непродолжительное время. В случае если предстоит длительная поездка в сложных условиях, то стоит выбрать цепи. Они обеспечивают лучшие показатели проходимости.

Материалы изготовления

В зависимости от материала исполнения различают мягкие и жесткие грунтозацепы.


Для изготовления изделий первой группы используют:

Улучшение прочностных характеристик обеспечивает армирование. Этот вид более бережно действует на шины, позволяет развивать скорость до 80 км/ч, не создает сильного шума, рекомендован для передвижения в городе зимой.


Вторая категория цепей выполняется из металла (титан, сталь, алюминий). На прочность влияют размеры и толщина звеньев, чем они больше, тем выше проходимость машины. Однако одновременно усиливается негативное действие на конструкцию транспортного средства. Металлические цепи способствуют быстрому износу резины, создают повышенный уровень шума, требуют ограничить скорость до 40 км/ч. Еще одно слабое место — подходят не для всех типов легковых авто. Это происходит из-за ограниченных размеров промежутков в колесном диске.

Виды рисунка цепей

Цепи противоскольжения классифицируют по рисунку ячеек.


  • Лесенка. Включает два кольца, которые располагаются по окружности шины, и поперечные элементы. Является наиболее простой конфигурацией, а также радует доступной ценой. Минусы: сильная нагрузка на трансмиссию, снижение поперечной устойчивости, малая площадь контакта с дорогой.
  • Треугольники. Если цепи на центральном участке образуют зигзагообразную линию, то ячейки имеют форму треугольника. Этот вид хорошо зарекомендовал себя при снеговых заносах, но малоэффективен для болотистой местности.
  • Ромбы. В этом случае рабочие части крепятся к продольным элементам под углом и пересекаются по центру. Такой рисунок обеспечивает увеличение проходимости на участках любой сложности.
  • Соты. По сравнению с предыдущим вариантом приспособление оснащается дополнительными соединителями. Это способствует постоянному контакту цепей с дорожным покрытием, уменьшает их негативное влияние.

Лучшими эксплуатационными показателями обладают третий и четвертый вид.

Как надеть цепи на колесо

Надевать цепи на колесо можно двумя способами.


Первый вариант предусматривает использование домкрата. С его помощью машину приподнимают, производят монтаж грунтозацепа на вывешенное колесо. В заключение проверяют надежность крепления, и повторяют процедуру для другой шины.


Если автомобиль полноприводный, то цепи устанавливают на все колеса. В других случаях достаточно надеть их только на ведущие.

Цепи противоскольжения помогут в экстремальных условиях. Но если эксплуатация транспортного средства происходит в пределах города, достаточно установить специальную шипованную резину.

Как разбортировать бескамерное колесо?

Как разбортировать колесо автомобиля?

Как отремонтировать шину своими руками

Как снять и установить колпаки с колес

Набор для ремонта шин: когда пригодится, состав, как пользоваться


Виды протектора шин для спецтехники


Как покрасить шины — проблемы, какая краска нужна


Когда пора менять шины на новые — признаки износа

Как показывает практика и беседы у костра, каждый второй джипер - настоящий гуру, воробей стрелянный и вообще сенсей каких свет не видывал. В этом году случилось 12 лет, с того момента как я всерьез занялся оффроудом и 10 лет с того момента, как купил собственный внедорожник. И я себя не считаю безумно опытным человеком, совсем нет. Если есть у кого учиться и перенимать опыт - с радостью это делаю, а таких людей в моем кругу много. Таким образом, все мои записки с пометкой "Ликбез" - это не то чтобы истина в последней инстанции, совсем нет. Это лишь частное мнение человека, который много ездит по бездорожью. Если есть что сказать, дополнить или оспорить - пожалуйста! Буду рад ответить на вопрос, услышать Ваше мнение, и, возможно, скорректировать впоследствии свое. Тем более что хорошие, осмысленные комментарии и вопросы - это продолжение материала, то, что интересно читать, ведь в споре и полемике рождается истина.
Начну серию публикаций о многообразии граней offroad с рассказа о девайсе, которым пользовались наши отцы и деды, без которого нет жизни на селе, но регламенты соревнований запрещают в 100% случаев - о цепях противоскольжения.



Почему запрещают? Сам не знаю, наверно потому что это сумасшедшее оружие, куда более эффективное, чем 9/10 ассортимента внедорожных шин. Единственный минус цепей состоит в том, что их нужно одевать ДО тяжелого участка, а многие джиперы не могут на глаз определить когда уже "Пора" до того момента когда уже "Поздно". Когда же наступает "Поздно" на цепи можно только повеситься.


Второй момент, который делает использование цепей спорным, это то, что на бездорожье давление в колесах принято стравливать, а не накачивать. Если под вашей машиной слабые грунты (болото или глубокий снег), то от цепей только зло. Во-первых, машина на давлении 2,0-2,5-3,0 "очках" не способна держаться на поверхности мха/снега, а во-вторых, цепи станут отличным траншеекопателем, которые усадят ваш автомобиль на брюхо в два счета. А значит.


Цепи не только добро, но и зло. И если у вас приличный экспедиционный автомобиль на больших-больших грязевых колеса и маленьких-маленьких дисках, предполагающих езду на низком давлении, то, скорее всего, они вам помогут максимум пару раз в год, в глубоком снегу, который не укатывается, на скользких подъемах, ну и на специфических грунтах, где любые M/T шины за исключением SS Bogger и Simex мылятся, но не едут даже с горы, например в распутицу.

Показаны же цепи в первую очередь тем, кто ездит на стандарте, и не хочет (или не может) перейти на грязевые шины. Особенно это касается внедорожников новой волны, у которых и электроника мудрая, и блокировки в ассортименте, и дорожный просвет как у УАЗа, но на 19-20-21 диски правильных покрышек найти не удается, да и травить такие шины бесполезно - пневматики как таковой нет.
Я в этом сезоне совершенно замечательно отъездил с цепями Волок 2013 на Discovery IV и летний выезд Волок.Выходные на Range Rover Sport. Машины прошли все заготовленные спецучастки сами, без лебедки и посторонней помощи.
Цена орудия победы - чуть меньше 4000 рублей, цепи отечественные, конфигурация "сота", предписанные доктором для УАЗа. Звенья цепи должны быть проварены, иначе о них очень быстро останутся лишь воспоминания. Покупал в Кирове, а "ноги" растут отсюда.
Есть, конечно, и более качественные и серьезные цепи, например König, отзывы о которых фантастические. Народ использует такие цепи в Альпах зимой, при том не только на "гражданке", но и на внедорожных соревнованиях. Сам не видел, но знаю тех, кто участвовал. Они имеют более сложную конструкцию, оснащены перемычками-протекторами на звеньях цепи в рабочей сетке. Хотел в прошлом году купить - в РФ в наличии не оказалось, к тому же они заметно дороже. Меня впечатляет König Polar HD


Подробная инструкция о том, что делать с цепями, как их ставить, и прочие вредные советы уже лет десять лежат на УАЗбуке так что пересказывать нет смысла. В двух словах же скажу, что тренироваться лучше на асфальте, пока все чистое и красивое. На грунтах же придется порядочно измазаться, так что в идеале иметь какую-то "аварийную" ветровку", либо наоборот, лезть под арку колеса в футболке, и потом мыть руки по плечи. Не приятно? Да, радости мало, но за трактором ходить еще менее приятно, тем более что услуги механизатора могут выйти и дороже 4000 рублей.
Есть еще один аргумент в пользу цепей. Этой весной на разведке Волока в Адыгее я на LR Defender жестко закопался в лесах, к тому моменту лебедка уже испустила дух, а шины были зимние, так как весенняя прокатка трассы экспедиции проходит больше по снегу, чем по грязи. После долгих мучений, шлифования грязи и экзотической эквилибристики, мне удалось прорваться через лесной массив, пересечь ряд оврагов и ручьев, и уже на выходе из пампасов задний редуктор развалился. Нагрузка на него была такая, что узел, уже по-видимому порядочно ослабленный пробегом за "сотню", попросту сдался. Были бы цепи - буксовать на маршруте не пришлось бы вообще, а значит и нагрузка на редуктора, блокировки, traction control, полуоси, двигатель и МКПП были бы. практически штатные. Подробности здесь, здесь и здесь


Один из великих плюсов цепей заключается в возможности автомобиля выходить из колеи и сдать назад даже в случае, если он уже лежит на днище. Если, конечно, вы не закопались. С акселератором нужно общаться на "вы", и препятствия брать не нахрапом, а максимально спокойно. В противном случае, во-первых, есть шанс порвать полуоси из-за ударных нагрузок на трансмиссию, во-вторых, вы будете ехать к ядру земли быстрее, чем вперед, и в-третьих, при особенном усердии порвать можно и проваренную цепь, либо, в случае слабого натяжения, она попросту соскочит с покрышки.
Подсели и ни туда/ни сюда не цепляется, не выходит? Берете палки, ветки, камни, сыплете под колеса, подсовываете под цепь. Резина, скорее всего, не зацепилась бы, но цепь "сжирает" все на своем пути и не скользит по мокрым палкам и бревнам. Главное - не спешить и не паниковать. На фото ниже машина лежит на "плывуне", мало того, дело происходит в горах, на подъеме, а ехать надо прямо. Шины - лысые зимние.


Так выглядит "дорога", по которой прошел стандартный Disco IV. Шагая в сапогах пешком я проваливался местами по колено, а тремя неделями ранее на Defender подняться в эту горку у меня не получилось. Обратите внимание, у машины лебедки нет, и все происходящее реализовано в одиночку и одним автомобилем, т.е. без всяческой поддержки.

Выбравшись на сухое, перед тем как снять цепи, лучше покататься по прямой, чтобы глина облетела. Однако "правильная" глина использует цепь как арматуру, и вымывается только мойкой высокого давления. Мне доводилось проезжать от одного препятствия до другого на цепях по 5-10-15 километров, и ничего страшного в этом нет. Главное не носиться сломя голову, и контролировать натяжку. Шины они не портят и диски тоже, так как контакта с дисками при правильном подборе размера не имеют.


А это "совершенно секретные" данные, правда только по автомобилям Land Rover, на какую модель и на какую ось можно ставить цепи. Логики в этом нет никакой, в представительстве Land Rover прокомментировать не смогли, в Англии, так же развели руками и молвили "так надо". Но бумага получена официально, после месяца долбежки по всем инстанциям перед Волоком.

Хорошо хоть на Defender можно ставить цепи на обе оси, этим планирую и воспользоваться грядущей зимой, и, возможно, дополнить этот Ликбез новыми наблюдениями.



Если остались сомнения, нужны цепи или нет, расскажу еще один момент. На известном на всю Россию стрит-рейсерском и антисоциальном мероприятии Экспедиция-Трофи (и осиновый кол вам меж лопаток, разве можно так хулиганить) подавляющее число участников использует цепи при прохождении спецучастков. Я там был, мед-пиво пил, по степям в распутицу гонял, и чудодейственную силу цепей на себе испытал. Правда, в Калмыкии ни о какой езде "в натяг" речи не шло, "тапка в пол" и только так. Так что меня слушайте, а обстоятельства разные бывают.

Что еще Вам рассказать бы.
P.S. Концентрат мыслей по UAZ Patriot выпекается, духовку не открывать!


2. Зачем они нужны?

3. Какие существуют разновидности цепей?

10 вопросов о колесных цепях

4. Какой вид лучше?

5. Цепи можно использовать на любом
автомобиле с любыми шинами?

6. Отличаются ли цепи для разных
автомобилей и размеров колес?

Цепи различаются по классам – для легковых автомобилей, для внедорожников и для грузовиков. Но тут играет роль, в первую очередь, размер колеса: цепь покрывает от двух до четырех типоразмеров по радиусу. Кроме того, для внедорожников и грузовиков цепи делают с большими звеньями, часто ставят дополнительные шипы.

7. Цепи надо ставить на все колеса?

8. Как надевать цепи?

Да, регулярно. 2,6%

Крайне редко. 3,2%

Нет, никогда. 78,1%

А зачем они
вообще нужны. 16,1

9. Кто производит колесные цепи
и сколько они стоят?

10. Не может ли цепь повредить
шины и сам автомобиль?

В наихудшем варианте порвется замок цепи, и она зацепится за детали подвески (например, за рычаг), что может привести к серьезной поломке и даже к аварии. Состояние звеньев, замков и надежность крепления надо тщательно проверять.

Читайте также: