Как осуществляется крепление шины на ободе колеса

Обновлено: 06.07.2024

В статье расскажу, как устроено колесо автомобиля, про требования, предъявляемые к колесам, маркировку колесных шин и расшифровку их обозначений. Знать устройство колеса и обозначение шин автомобиля, необходимо для правильной подборки необходимых покрышек под личные запросы и стиль вождения.

При выборе новых шин необходимо знать их конструкцию и параметры, которые должны подходить к условиям их эксплуатации, кроме того, знание и понимание влияния силы, воздействующей на автомобиль, при различных условиях движения поможет принять правильное решение в критической дорожной ситуации и избежать повышенного износа покрышек.

Разный рисунок протектора шин ставит владельца транспортного средства перед задачей в правильности выбора, да и как правильно накачать колеса автомобиля, не многие знают. Еще необходимо знать устройство диска колеса автомобиля при использовании бескамерных шин.

Устройство колеса автомобиля: назначение и требования

Устройство колеса и шины автомобиля должны отвечать требованиям, которые обеспечивают безопасность движения. Шины движущегося автомобиля должны преодолевать трение качения. Величина трения качения, которую они должны преодолевать, составляет примерно одну десятую от соответствующего трения скольжения.

Колесо установлено на ступицу с помощью роликовых подшипников, которые дополнительно снижают трение качения. Значительно большее сопротивление, которое можно изменить, это сопротивление качению, оно зависит от типа дорожного покрытия, а не только от покрышки.

Для обеспечения максимальной эффективности работы специально настроенных систем подвески в современных автомобилях необходим хороший контакт с дорожной поверхностью. Покрышки выполняют эту функцию, причем первоочередную роль здесь играет обеспечение безопасности и комфорта. Колесо должно:

  • поддерживать автомобиль и демпфировать толчки при движении;
  • передавать движущие силы, силы ускорения, силы торможения и поперечные силы;
  • отводить тепло, в случае бескамерных шин – выделяющееся в шинах;
  • обеспечивать герметичность посадки обода.

В свою очередь шина движущегося на любой скорости и при любых погодных условиях транспортного средства должна:

  • поддерживать массу автомобиля;
  • обеспечивать хорошее сцепление с дорогой;
  • передавать движущие силы, силы ускорения, силы торможения и реактивные силы при повороте;
  • улучшать ходовые характеристики и повышать комфорт за счет демпфирования толчков при движении;
  • быть достаточно прочной, поддерживать надлежащее давление воздуха и противостоять возможным повреждениям;
  • иметь высокую износостойкость.

Устройство колеса

Колесо автомобиля состоит из обода и шины. Чтобы понимать, как устроено колесо автомобиля, необходимо знать, какие бывают типы ободов и их различия.

Типы автомобильных колес классифицируются по конструкции и по типоразмеру: колеса с литыми дисками; колеса со штампованными стальными дисками; колеса со спицами.

Кроме этого, колеса различают по типу обода: обод с углубленной центральной частью (глубокий обод); плоский обод; обод с наклонной полкой.

Колеса с литыми дисками

Имеется существенное различие между колесами с легко сплавными (алюминиевыми) дисками и со стальными дисками. Колеса с литыми дисками характеризуются высокой прочностью и точно обработанным седлом обода.

Литой диск

Благодаря небольшой массе, колеса с легко сплавными дисками подходят для спортивных автомобилей. Диски колес могут быть литыми или коваными. Колеса с литыми дисками, вследствие их высокой прочности, применяют на грузовиках большой грузоподъемности и на автобусах.

Колеса с литыми дисками для коммерческих автомобилей имеют плоский обод или обод с наклонной полкой. Для обеспечения возможности установки покрышек, эти колеса снабжены составными ободами.

Колеса со штампованными стальными дисками

Колеса со штампованными стальными дисками используют на легковых автомобилях и на коммерческих автомобилях малой грузоподъемности. Секции обода приварены одна к другой. Предусмотренные отверстия снижают его массу и обеспечивают более эффективное охлаждение тормозов.

Штампованный диск

Эти колеса имеют простую конструкцию и невысокую себестоимость, в них обеспечена герметичность посадочной полки обода.

Как правило, они имеют обод с углубленной центральной частью, что облегчает установку покрышек.

Ободья с углубленной центральной частью, размеры

Выемка в основании обода обеспечивает возможность установки покрышки и увеличивает объем воздуха. Для обеспечения хорошей посадки покрышки на посадочной полке (это особенно важно при использовании бескамерных шин) на седле обода предусмотрена канавка.

К размерам, определяющим тип колеса, относятся: внутренний поперечный размер шины определяет ширину необходимого обода, а посадочный диаметр борта – его диаметр. Осевая линия колеса может не совпадать с фланцем крепления.

Расстояние смещения осевой линии обода относительно фланца крепления называется офсет.

Осевая линия может проходить через точку поворота фланца и улучшать характеристики передней подвески.

Размеры диска

Конструкция шины

Внешняя поверхность шины, находящаяся в контакте с дорожным покрытием, имеет рисунок в форме канавок, которые помогают обеспечить хорошее сцепление с мокрым дорожным покрытием, называется протектором.

Именно эта поверхность передает усилия водителя, прикладываемые к рулевому колесу и педали тормоза, на дорогу и обеспечивает тяговое усилие.

Боковина покрышки обладает гибкостью, но при этом требуется, чтобы она выдерживала определенные ударные воздействия.

Конструкция шины

Шина имеет многослойную конструкцию – до 8 слоев, от которых зависят прочность, управляемость, ходовые качества и способность выдерживать тепловые воздействия.

Кольца бортов покрышки – это прочные замкнутые кольца, изготовленные из стальной проволоки и впаянные в борт покрышки для создания герметичного уплотнения с ободом.

Слои корда обеспечивают более устойчивое поведение автомобиля на дороге и более эффективное рассеивание теплоты при высоких скоростях движения.

Обозначение колесных шин

Маркировка автомобильных шин на боковине содержит информацию о характеристиках шины, помогает правильно подобрать и эксплуатировать покрышку.

Обозначение шин

Например, маркировка 195/65 R 15 91T расшифровывается так: 195 = ширина протектора 195 мм. 65 = высота боковины, измеренная в процентах от ширины протектора (в примере – 126 мм). R = шина радиального типа. 15 = диаметр обода 15 дюймов. 91 = максимальная грузоподъемность (в примере – 600 кг). T = максимальный класс скорости (в примере – 190 км/ч).

Профиль шины это величина относительная, поэтому, при подборе шин необходимо учитывать, что если вы вместо типоразмера 195/65 R15 захотите поставить покрышки с размером 205/65 R15, то увеличится не только ширина покрышки, но и высота.

Расшифровка маркировки

Рисунок протектора

Протектор шины, контактируя с дорожным покрытием, должен выдерживать очень большую нагрузку и гарантировать надежное сцепление с любыми поверхностями, иметь высокую износоустойчивость к абразивным воздействиям и не перегреваться при нормальном режиме работы.

При направленном рисунке протектора шины достигается лучшее сцепление с влажной поверхностью, курсовая устойчивость и управляемость.

Разный рисунок протектора на внутренней и на внешней стороне имеют шины с асимметричным протектором, они имеют более высокие динамические характеристики по сравнению с обычными или шинами с протектором, которые имеют направленный рисунок.

Виды протектора

Как правило, конструкция внутренней стороны протектора ориентирована на обеспечение наилучшего сцепления с влажной поверхностью, а внешней стороны – на эффективное преодоление поворотов.

Шины этого типа можно устанавливать с любой стороны, они не являются направленными. Важную роль играет правильность посадки покрышки и правильная ориентация рисунка протектора.

Глубина протектора шин

Глубина протектора, в первую очередь, обеспечивает каналы для прохождения воды. На рисунке показана шина в разрезе и глубина протектора.

Износ протектора

Когда вследствие износа глубина протектора уменьшается до такой степени, при которой не обеспечивается удовлетворительное вытеснение воды и снега, шина теряет сцепление из-за недостаточного контакта с дорогой.

Возникает так называемый эффект Аква планирования, который очень опасен. Для точного измерения глубины износа протектора следует использовать глубиномер и произвести замеры в нескольких точках по окружности.

Между выступающими частями протектора находятся индикаторы износа шины. Эти индикаторы указывают на достижение минимальной глубины протектора. Визуальный осмотр показывает, что протектор изношен до уровня, на котором располагается индикатор износа.

Накачивание шин

Правильное накачивание шин автомобилей играет очень важную роль, избыточное или недостаточное давление воздуха влияет на эффективность рулевого управления, торможения и на тяговое усилие, кроме этого, существенно возрастает износ покрышек. Правильно накачанная шина обеспечивает оптимальный контакт с дорожной поверхностью.

Как правильно накачивать шины указано в инструкции по эксплуатации автомобиля. У многих автомобилей имеется табличка на центральной стойке кузова со стороны передней левой или правой двери, где есть параметры давления в шинах при различной нагрузке на автомобиль.

Давление шины

Если шины недостаточно накачаны, снижается эффективность управления, возникает тенденция к уводу в сторону и появляется повышенный износ кромок протектора. Если шины перекачаны, рулевое управление становится легче, и наблюдается быстрый износ центральной части протектора.

Силы, воздействующие на автомобиль

Когда сила, например, движущая сила, передается в контактной зоне катящегося колеса, между шиной и поверхностью дороги возникает относительное движение или проскальзывание. Наличие проскальзывания означает, что расстояние, преодолеваемое автомобилем, меньше расстояния, соответствующего окружности качения шины.

Скольжение выражается в процентах. Это разница между расстоянием, которое прошло бы катящееся колесо без передачи усилия, и фактическим пройденным расстоянием с передачей усилия. При торможении с заблокированными колесами скольжение составляет 100%. Скольжение изменяется под влиянием следующих факторов, перечисленных ниже.

  1. Движущая сила или сила торможения.
  2. Боковая реактивная сила при повороте.
  3. Статический коэффициент трения шины и дорожного покрытия.

Статический коэффициент трения зависит от характера дорожного покрытия (бетон, асфальт или булыжная мостовая), от состояния дороги (сухая или влажная) и от характеристик покрышки.

На рисунке ниже показаны силы, передаваемые шинами к дорожному полотну. Эти силы воздействуют на автомобиль в большей или меньшей степени, которая зависит и от характера дороги, и от мастерства водителя.

Центр тяжести транспортного средства – это непостоянный фактор, зависящий от нагрузки на автомобиль и от сложности рельефа местности (угла наклона).

Силы действия

На безопасность движения и комфорт влияет балансировка колеса. Правильно от балансированное, оно нормально работает и не оказывает негативного влияния на работу рулевого управления, подвески и тормозов.

Не от балансированное колесо вызывает его вибрацию при вращении. По мере увеличения скорости вибрация возрастает и может превратиться в колебание колеса в вертикальной плоскости.

Силы, которые заставляют вращающееся колесо перемещаться вверх и вниз, – это силы статического дисбаланса. Силы, которые заставляют вращающееся колесо перемещаться из стороны в сторону, – это силы динамического дисбаланса.

Неприемлемо большие силы дисбаланса могут вызывать преждевременный износ покрышек, элементов рулевого управления и подвески. Балансировку колес проверяют на специальных стендах, для устранения дисбаланса на обод устанавливают балансировочные грузики.

Износ колес

Износ протектора зависит от целого ряда причин, однако есть два типичных фактора, связанных с системой рулевого управления. Неправильно отрегулированное схождение или расхождение приводит к быстрому и интенсивному износу протектора, одинаковому на двух передних колесах. Износ этого типа называют “пилообразным”.

Если острые края секций проектора обращены внутрь, к центру автомобиля, – это указывает на повышенное схождение колес. Если острые кромки обращены наружу, – это указывает на повышенное отрицательное схождение (расхождение).

Если неправильно отрегулирован развал, возникает угловой износ протектора. Например, при наличии повышенного отрицательного развала шины изнашиваются на внутренней стороне.

Если развал на двух сторонах автомобиля неодинаков, возникает боковой увод к той стороне, на которой положительный развал больше. В большинстве передне-приводных автомобилей развал не регулируется, и неисправные (изношенные или поврежденные) элементы следует заменять.

Выводы

Теперь Вы знаете, как устроено колесо автомобиля и из чего оно состоит, что поможет в правильном выборе и эксплуатации шин, сделает передвижение на автомобиле комфортным и продлит срок службы покрышек. Своевременное обслуживание ходовой части автомобиля и контроль минимально допустимой глубины протектора обеспечат безопасное дорожное движение.

Правильное накачивание шин автомобилей продлит срок их службы и снизит расход топлива. Колеса – это то, что соединяет нас с этим миром на дороге, и от их надежности зависит не только Ваша продолжительность жизни, но и окружающих.

Не забывайте про важность периодической проверки колес, и удачи Вам на дорогах. Подписывайтесь на рассылку и поделитесь в комментариях, какими критериями Вы руководствуетесь при выборе новых шин и как потом меняется поведение автомобиля при различных условиях движения.

Внешняя часть колеса - обод - это та часть колеса, на которую устанавливается шина, форма и размеры которого позволяют ее надёжно на нём закрепить. Представляет собой цилиндр сложного профиля, предназначенный для установки на нем шины. Эластичные и высокие борта покрышек легковых автомобилей позволяют использовать неразъемные обода - наиболее технологичные, жесткие, обладающие малой массой и легко поддающиеся герметизации.

Обод состоит из закраин, полок и ручья. Закраины фиксируют положение шины, ограничивая ее перемещение. Они обладают достаточной жесткостью и прочностью, чтобы воспринимать усилия, создаваемые бортами шины, а также нагрузки от монтажного инструмента и от дефектов трассы (при наезде на препятствия, с пробоем). Полки, на которые шина опирается, выполняют обычно под углом в 5 градусов, что конструктивно улучшает плотность посадки шины.

Для безопасного использования бескамерных шин полки снабжают специальными кольцевыми выступами - хампами, имеющими округлый профиль. Этот элемент предохраняет борта от соскакивания в ручей при интенсивном повороте или при пониженном давлении накачки (частичной разгерметизации). Подкаты на обеих полках увеличивают безопасность, но затрудняют перебортовку колеса. По этой причине один из парных хампов зачастую имеет несколько меньшую высоту, чем его сосед.

Ручей, облегчающий монтаж и демонтаж шины, исполняют достаточно глубоким. Это, в свою очередь, увеличивает поперечную жесткость обода. Хотя наиболее технологичным является симметричное расположение ручья, однако чаще всего по компоновочным соображениям его несколько смещают относительно продольной плоскости симметрии наружу. Такая конструкция дает больший простор для размещения тормозных механизмов колеса.

Фланец - представляет собой диск в центральной части обода, с помощью которого данное колесо закрепляется на ступице оси транспортного средства. Фланец диска закрепляется на ступице оси с помощью крепежных элементов (шпильки, гайки, шайбы), имеющих свои размеры и форму исполнения. Поверхность фланца, которая соприкасается со ступицей называется привалочной.

Фланцы стальные представляют собой металлические диски или кольца плоской формы, которые имеют также дополнительное отверстие под шпильку или болт. Они позволяют создать прекрасное герметичное соединение на трубах, также фланцы стальные могут понадобиться при необходимости соединения стальных труб к разным устройствам. Благодаря подобному соединению возможно обеспечивают надежное и долговечное соединение, которое не требует значительных финансовых затрат и большого количества времени и сил.

Фланцы стальные включают дополнительно и набор крепежных изделий - болты, гайки или иные специальные крепления, которые позволяют надежно зафиксировать соединение. Используют стальные специальные прокладки или прокладки из фторопласта, графита, который предварительно расширяется термическим способом или прокладки из прочих материалов.

Фланцы выделяют двух типов – это фланцы стальные и фланцы воротниковые. Фланцы стальные используют при температуре от -70 и до + 450 градусов, поэтому их часто используют для труб с высоким давлением. Присоединяются фланцы стальные с использованием двух сварных швов. Воротниковые фланцы присоединяют при помощи сварного шва одного. Их используют при более высоких и более низких температурах, чем фланцы стальные. В целом оба вида фланцев широко используются при построении трубопроводов разнообразного назначения. Они прекрасно позволяют соединять разные участки на трубопроводе и помогают обеспечить отличное соединение труб с насосами, емкостям и другим рабочим элементам.



Рис. 3. Конструкция штампованного колеса.

Ширина обода - посадочная ширина обода (измеряется в дюймах).

Монтажный диаметр (посадочный) - диаметр кольцевой части обода, на которую опирается шина (измеряется в дюймах).

Иными словами, чем больше колесо выступает из колесной арки, тем меньше величина вылета. Часто встречаются колеса с обозначением ЕТ0 (вылет равен нулю, т. е. привалочная плоскость колеса и плоскость его симметрии геометрически совпадают). В редких случаях вместо обозначения ЕТ встречаются обозначения DEPORT или OFFSET (в зависимости от страны).

Не устанавливают на автомобиль колеса с нештатным вылетом. Уменьшение вылета делает колею колес шире, что немного повышает курсовую устойчивость автомобиля и придает ему стильный гоночный вид, но вместе с тем резко перегружает подшипники ступиц и подвеску. Увеличить же вылет, т. е. сузить колею, как правило, невозможно — диск упрется в тормозной механизм.

DIA - диаметр центрального отверстия (измеряется в миллиметрах).

PCD - диаметр окружности центров крепёжных отверстий (измеряется в миллиметрах).

Маркировка стальных штампованных колес.

Обозначение (маркировка), по которой специалист понимает, подходит ли данный диск на тот или иной автомобиль, выглядит следующим образом:

7,5J x16 Н2 5/112 ET 35 d 66.6. Это обозначение нанесено на внутреннюю поверхность диска и может присутствовать на его упаковке (коробке) или в сопроводительном буклете, наклейке и др. Разберем маркировку по значениям.

7,5 - ширина обода в дюймах. Данный размер соотноситься с шириной шины. Слишком узкая или слишком широкая шина могут при движении соскочить с несоответствующего обода. Специалисты шиномонтажных центров подбирают подходящие шины, руководствуясь специальными таблицами.

J - закодированная информация о конструктивных особенностях бортовых закраин обода (углы наклона, радиусы закругления и т.п.).

x - данный знак между условными обозначениями ширины и посадочного диаметра указывает на то, что обод колеса неразъемный.

16 – посадочный диаметр обода колеса в дюймах, который соответствует посадочному диаметру шины. На легковых автомобилях применяются колеса диаметром от 12 до 32 дюймов, наиболее распространенные диаметры – 14 -16 дюймов. Ни при каких обстоятельствах на большое колесо (например, 16 - дюймовое) нельзя натянуть шину меньшего диаметра (например, 15 - дюймовую).

Н2 - буква Н (сокр. от Hump) указывает на наличие кольцевых выступов (хампов) на полках обода, которые удерживают бескамерную шину от соскакивания с диска. В большинстве случаев на колесе встречаются два хампа (обозначение Н2), но хамп может быть и один (Н), иметь плоскую форму (FH – Flat Hump), быть асимметричным (AH Asymmetric Hump), комбинированным (CH – Combi Hump)… Бывают колеса и без хампов вообще.

ЕТ - (вылет) - расстояние между крепёжной (привалочной) плоскостью колёсного диска (плоскость которой прижимается диск к ступице) и серединой ширины диска (измеряется в миллиметрах). Чем размер вылета ближе к "0"-ю, тем колесо (визуально) дальше от кузова.

dдиаметр ступицы или диаметр центрального отверстия в мм. Обычно данный размер лежит в пределах от 50 до 70 мм. В идеале он соответствует диаметру посадочного пояска на ступице автомобиля. Если диаметр посадочного пояска больше d, установить колесо будет невозможно. Если диаметр пояска меньше, применяют центрирующее посадочное кольцо, которое облегчит крепление колеса, особенно при отсутствии вспомогательных шпилек. Данное кольцо – не обязательный элемент при установке колеса, оно не центрирует колесо относительно ступицы. Колесо центрируется на ступице крепежными болтами или шпильками с гайками.

На диске также указывают:

- Дата изготовления, год и неделя. Например: 0403 означает, что диск выпущен в 4 неделю 2003 года.

SAE, ISO, TUV, РСТ - клеймо контролирующего органа. Маркировка свидетельствует о соответствии колес международным правилам или стандартам.

MAX LOAD 2000LB - очень часто встречается обозначение максимальной нагрузки на колесо (обозначают в килограммах или фунтах). Здесь указана максимальная нагрузка в 2000 фунтов (908кг).

- MAX PSI 50 COLD – означает, что давление в шине не должно превышать 50 фунтов на квадратный дюйм (3,5кгс/кв. см), COLD (холодный) напоминает, что измерять давление следует в холодной шине.


Рис. 4. Конструкция колеса.

1 – обод; 2 – диск; D – посадочный диаметр обода; А – ширина обода; В – ширина закраины обода; Р – ширина посадочной полки обода; Н – глубина монтажного ручья; L – вылет обода (ET); d – диаметр крепежного отверстия; d1 – диаметр расположения крепежных отверстий; d2 – диаметр центрального отверстия диска (PCD); t – толщина диска.


Указывает тип обода, с которым совместима шина. Если не указано иное, следует использовать на ободьях с зацепами.


Номинальная ширина профиля и подходящий диаметр колеса в миллиметрах согласно ETRTO.



Минимальное и максимальное давление в барах и фунтах на кв. дюйм.


Указывает направление, в котором должен быть направлен рисунок протектора при вращении колеса вперёд.


Указывает, что шина должна устанавливаться только с внутренней камерой, а не без камеры или каким-либо другим способом.

ТИПЫ ШИН

ПОД КАМЕРУ (TUBE TYPE): Шина для использования только с внутренней камерой.

БЕСКАМЕРНАЯ (TUBELESS): Шина для использования только на бескамерных ободьях, которая может быть установлена без внутренней камеры. Может использоваться с внутренней камерой.

ГОТОВАЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ БЕЗ КАМЕРЫ (TUBELESS READY): Особый тип бескамерной шины, которой для поддержания давления требуется герметик внутри. Может использоваться с внутренней камерой.

ТРУБЧАТАЯ (TUBULAR): Полностью закрытая, сшитая или вулканизированная, конструкция шины (трубка), которая требует специального трубчатого обода и приклеивания к нему при монтаже.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАКАЧИВАНИЮ ШИН

Никогда не превышайте рекомендуемое давление в шинах.

Правильное давление влияет на нагрузку, скорость и управляемость велосипеда и имеет жизненно важное значение для характеристик эффективной работы и безопасности, таких как торможение, максимальная тяга и длительность срока службы шин.

Не превышайте максимальное давление, указанное на боковине шины.

Недостаточное давление в шине вызывает её чрезмерное сминание и быстрый износ.

Излишнее давление вызывает неудобство при езде и снижает площадь контакта шины с дорожным покрытием, что ухудшает управляемость и тягу.

ВНИМАНИЕ: Езда на шинах с ненадлежащим давлением воздуха опасна! Это может привести к аварийной ситуации, несчастному случаю, серьёзным травмам или даже смерти.

ПРОВЕРКА ШИН

Состояние шин и давление воздуха в них нужно проверять перед каждой поездкой, а также, и даже более тщательно, после наезда на какой-либо предмет на дороге. Если протектор изношен и становится виден материал корпуса (корд), на шине возникают выпуклости, трещины, порезы, отверстия, неравномерный износ или шина имеет признаки любого другого повреждения, рекомендуется немедленно заменить её.

Со временем состояние шины в любом случае ухудшается под воздействием внешних сил, таких как соприкосновение с дорогой, проколы, неправильный ремонт, монтаж-демонтаж, накачивание-спускание, нагрев-охлаждение, чрезмерное воздействие озона, неправильные условия хранения и так далее, и тому подобное. Чтобы снизить негативное воздействие, производители шин добавляют в свои продукты анти-озонанты и антиоксиданты.

Поскольку невозможно точно предсказать, каким внешним силам шина будет подвержена, не существует и научно обоснованных ограничений по сроку эксплуатации, который может быть установлен для шин. Рекомендуется регулярно проверять состояние шин (также как и камер, и ободных лент) у специалиста по велосипедам, который сможет оценить их пригодность для дальнейшего использования.

Что касается бескамерных систем с жидким герметиком внутри, то необходимо проверять состояние самого герметика и регулярно менять его в соответствии с инструкцией.

Чтобы избежать косметических повреждений, для чистки и мытья боковин шины используйте водопроводную воду низкого давления. Никогда не применяйте чистящие средства для улучшения внешнего вида боковины, иначе вы удалите антиоксиданты, что может ухудшить качество резины и привести к растрескиванию боковин. Использование гидравлических распылителей с высоким напором воды также может вызвать повреждение боковины.

Избегайте излишних механических нагрузок на шины и камеры (например, не тормозите, блокируя колесо, не наезжайте на острые предметы, не ездите с недостаточным или чрезмерным давлением в шинах и так далее).

Если у вашего велосипеда ободные тормоза, то обод подвергается постоянному износу, который со временем может привести к повреждению камеры и проколу. В любом случае, если у вас возникли сомнения в состоянии шин, обратитесь к специалисту по велосипедам.

Высокое давление в шинах может привести к повреждению обода, так что перед установкой шины проверяйте максимальное давление, допустимое для конкретного обода (за информацией, способен ли обод выдержать давление шины, можно обратиться к продавцу колёс или изготовителю обода).

ЗАМЕНА ШИН

1. Перед установкой или снятием колеса прочитайте инструкции производителя велосипеда и убедитесь, что вы знаете как обращаться с механизмом его крепления.

2. Убедитесь, что обод, шина и камера совместимы друг с другом, сверившись с данными в инструкциях каждого из производителей этих компонентов. Несоответствие шины и обода может привести к соскакиванию борта шины с обода или повреждению внутренней камеры с последующей быстрой потерей давления воздуха. Если вы не уверены, обязательно проконсультируйтесь со специалистом по велосипедам.

3. Убедитесь, что область монтажа шины чиста и посторонние предметы не попадут в шину, поскольку они могут повредить камеру, ободную ленту, саму шину или загрязнить герметик (в случае с бескамерной шиной).

4. Убедитесь, что обод в хорошем состоянии. Если он поврежден, то необходимо заменить его.

5. Проверьте состояние ободной ленты, если она используется. Если она повреждена или не полностью закрывает отверстия для спиц в ободе, её нужно заменить. Плохое качество ободной ленты очень часто становится причиной внезапной потери давления воздуха.

6. Проверьте максимально допустимое давление для данного типа обода. Оно должно быть равно или выше, чем у шины. Шины, допускающие снижение давления равное или большее чем 3 бара (43 psi), должны быть установлены на ободьях с зацепами.

8. В случае установки шины с камерой, тальк помогает правильно разместить её в шине. Для латексных камер его использование обязательно, но также рекомендуется и для бутиловых камер. Рекомендуется также каждый раз устанавливать новую камеру при установке новой шины ​​или после её прокола.

9. В случае установки бескамерной шины (Tubless), всегда проверяйте состояние клапана (ниппеля) и меняйте его, если он выглядит поврежденным или если теряется давление воздуха.

10. В случае установки шины, готовой к бескамерному использованию (Tubless Ready), всегда проверяйте герметик и меняйте его, если он высох. Также внимательно читайте инструкции производителя герметика, чтобы убедиться, что он подходит для вашей шины.

ПРОЦЕДУРА УДАЛЕНИЯ ШИНЫ

1. Открутите колпачок клапана (ниппеля) и контргайку, полностью спустите шину.

2. Отделите одну сторону шины по всей окружности от края обода, надавив на неё, начиная с области напротив клапана. Бескамерные шины могут потребовать для этого больше усилий.

3. Расположите монтажку для шины рядом с клапаном и осторожно введите её между шиной и ободом, следя за тем, чтобы не защемить камеру внутри (если она есть). Затем, используя рычаг, поднимите боковину шины над ободом. Чтобы облегчить работу, всегда проверяйте, что другой борт при этом расположен в ложе обода.

4. Удерживая первую монтажку в этом положении, введите вторую монтажку приблизительно в 10 см от первой и повторите вышеуказанную операцию. Затем проведите монтажками по окружности шины, чтобы полностью отделить один борт от обода.

5. Удалите камеру, если она есть, или жидкий герметик, если он есть и всё ещё жидкий, а затем снимите второй борт шины с обода руками.

ПРОЦЕДУРА УСТАНОВКИ ШИНЫ

1. В случае установки бескамерной шины, убедитесь, что обод герметичен, что он для бескамерной шины или совместим с бескамерной шиной. Если обод совместим с бескамерной шиной, вам также понадобится бескамерная ободная лента обода, которая будет полностью закрывать отверстия для спиц. Можно смазать обод по всей окружности специальной смазкой для бескамерной установки (не используйте масло или смазку) - это облегчит процедуру установки и правильное расположение шины на ободе.

2. Вставьте первый борт шины в обод, соблюдая направление вращения шины, указанное на её боковине, начиная напротив клапана.

3. В случае установки шины с камерой, слегка накачайте камеру, но лишь для того, чтобы она стала округлой, и аккуратно вставьте в шину, начиная с клапана и полностью аккуратно разместив её в ободе.

4. Начиная со стороны противоположной клапану, нажмите на другой борт шины, поместив его в обод, и заталкивайте его вокруг обода в обоих направлениях, пока он не поместится в ободе как следует. В случае с бескамерной установкой, перед тем, как вставить последнюю часть борта, добавьте рекомендуемое количество герметика. Если борт шины становится трудно протолкнуть в обод, или его последняя часть не встаёт на место, убедитесь, что борт по всей окружности обода сидит на месте. При необходимости сожмите боковины шины в ободе руками.

5. В случае установки с камерой, убедитесь, что она не зажата между шиной и ободом или клапаном, а затем закрепите клапан на ободе с помощью контргайки.

6. Накачайте шину до максимально допустимого давления, используя насос с манометром, чтобы борта правильно расположились на ободе. Бескамерные шины становятся на место с характерным звуком хлопка. Вручную вращайте колесо с небольшой скоростью и под углом, чтобы проверить правильность положения бортов, а также чтобы жидкий герметик растёкся внутри (если установка бескамерная).

7. Шина правильно установлена, когда тонкая линия над боковой поверхностью обода равноудалена от края обода по всей окружности. Затем уменьшите давление до того, которое вам предпочтительно (в рамках маркировки на боковине шины), и закройте клапан. Не превышайте максимально допустимое производителем давление для шины, обода и ободной ленты.

8. При накачивании бескамерной шины первый раз требуется сильная струя воздуха, так что вам может потребоваться компрессор.

9. Перед каждой поездкой проверяйте давление воздуха, посадку бортов шин, крепление колёс к ступицам и тормозные колодки (дисковые или ободные).

10. Перед использованием заново установленных шин обязательно сделайте сначала пробное торможение и несколько тестовых манёвров.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ШИН НА ПОЛНОСТЬЮ ГЕРМЕТИЧНЫХ КАРБОНОВЫХ И АЛЮМИНИЕВЫХ КЛИНЧЕРНЫХ ОБОДЬЯХ БЕЗ ОБОДНОЙ ЛЕНТЫ

Полностью герметичные карбоновые и алюминиевые ободья, такие как бескамерные, обычно не имеют отверстий для спиц в ободе, поэтому производители не обязывают применять ободную ленту.

Однако следует учитывать, что в случае с велосипедами, оснащёнными ободными тормозами, тепло, возникающее при торможении, напрямую проникает в систему шины, значительно увеличивая тепловую нагрузку на все компоненты, такие как шина, внутренняя камера (если она есть) и сам обод. В случае длительного торможения, езда без ободной ленты может привести к быстрому спусканию шин с риском потери контроля над велосипедом.

Это становится ещё более актуальным в случае с латексными и облегчёнными камерами, а также при бескамерной установке. Для того чтобы свести к минимуму вероятность поломки вследствие перегрева, рекомендуется использовать ободную ленту при любом монтаже, а также по возможности избегать постоянного длительного торможения при спуске с горы.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛИНЧЕРНЫХ ШИН С КАРБОНОВЫМИ ОБОДЬЯМИ

Карбоновые ободья порой таят угрозу повреждения края шины из-за острых краёв обода. Поэтому перед установкой шины рекомендуется убедиться, что на зацепах обода нет острых краёв. Чтобы убедиться в этом, осторожно проведите пальцем по обоим краям обода – на нём не должно быть зазубрин, острых выступов или чрезмерных неровностей. Если таковые имеются, то необходимо заменить обод.

В случае сомнений, пожалуйста, проконсультируйтесь со специалистом по велосипедам.

ХРАНЕНИЕ ШИН

Шины следует хранить в прохладном, сухом месте при температуре 10°C - 21°C, избегая контакта с нагревательными приборами.

Слишком низкая температура хранения не вредит сама по себе, но может спровоцировать жёсткость шины. В этом случае, перед разворачиванием сложенной шины и монтажом, необходимо выдержать её в течение нескольких часов при температуре около 16°C.

Не оставляйте велосипед на стоянке под прямыми солнечными лучами или в очень жарких местах в течение длительного времени.

Если велосипед не используется и стоит на колёсах, держите шины накачанными и периодически поворачивайте колёса, чтобы избежать плоских пятен, особенно если установлены бескамерные шины с жидким герметиком внутри.

Обод служит для установки пневматической шины. По профилю обод может быть глубоким неразборным (рис. 1), который применяется на легковых автомобилях, и плоским, разборным (рис. 2), который устанавливается на большинстве грузовых автомобилей средней грузоподъемности (например, марок ЗиЛ, ГАЗ и т. п.).

Для облегчения монтажа и демонтажа шины в средней части глубокого обода выполняется выемка В. По обеим сторонам обода расположены конические посадочные полки, на которые монтируют борта шин. Наклоны посадочных полок на угол примерно обеспечивает плотную посадку шины на ободе.

типы ободьев автомобильных колес

Среди разборных ободьев наиболее распространен обод с конической посадочной полкой (рис. 2). Этот обод характеризуется сравнительной простотой монтажа и демонтажа шин грузовых автомобилей, которые имеют большие массы, размеры и жесткость. Бортовое кольцо 1 имеет коническую посадочную полку, которая прижимается к борту шины. Пружинное распорное кольцо 2 устанавливается между ободом и бортовым кольцом, фиксируя последнее.

обод автомобильного колеса

Шины широкопрофильные, арочные и с регулируемым давлением имеют разборные ободья с распорными кольцами. Распорное кольцо устанавливается по центру плоского обода и обеспечивает надежное зажатие бортов шины между ним и закраинами обода, что исключает проворачивание шины на ободе при снижении давления в ней.

Ступица колеса

Ступица конструктивно объединена с мостом автомобиля, но традиционно считается элементом колеса. Она служит для установки колеса на балке моста и обеспечения его вращения. Ступица устанавливается на мосту посредством конических роликовых или шариковых (на некоторых легковых автомобилях) подшипников. К ней также крепятся тормозные барабаны и фланцы полуосей ведущих мостов грузовых автомобилей.

Ступица передних колес, показанная на рисунке 3, установлена в поворотном кулаке 10 на двух конических роликовых подшипниках 1. Наружные кольца (обоймы) подшипников запрессованы в ступицу, а внутренние установлены в цапфу 5. Регулировочная гайка 3 через шайбу 4 обеспечивает нормативный зазор в подшипниках. Подшипники смазываются при сборке, а для защиты их от пыли и грязи с внутренней стороны в ступицу запрессовывается уплотнительная манжета, а с наружной стороны устанавливается защитный колпак 2.

ступица автомобильного колеса

Ступица передних колес переднеприводного легкового автомобиля установлена в поворотном кулаке на двухрядном шариковом подшипнике закрытого типа. Подшипник фиксируется в поворотном кулаке стопорными кольцами.
Ступица с помощью внутренних шлицов соединена с хвостовиком корпуса наружного шарнира привода передних колес и крепится на нем гайкой, которая закрывается пластмассовым колпаком.
К ступице крепится направляющими штифтами тормозной диск. Штифты центрируют относительно ступицы колесо, которое крепится к ней сферическими болтами. Этими же болтами к ступице крепится тормозной диск.

Ступица задних колес у заднеприводных легковых автомобилей обычно отсутствует. Ее заменяет фланец полуоси, которая устанавливается на подшипниках в балке моста.

Соединитель колеса

Соединитель колеса обычно выполняется в виде диска. Такие колеса называются дисковыми. Стальной штампованный диск 1 (рис. 1) для увеличения жесткости выполняется выгнутым с выемками В или отверстиями Б. Вырезы и отверстия облегчают колесо и улучшают охлаждение тормозных механизмов. Отверстия А для крепления колеса имеют сферические фаски. Крепление производится с помощью сферических болтов или сферических гаек.

соединитель автомобильного колеса

Бездисковые колеса имеют соединитель, изготовленный совместно со ступицей. Они могут быть разъемными в продольной и поперечной плоскостях. Бездисковое колесо (рис. 4) с разъемом в поперечной плоскости состоит из трех секторов 1, которые соединены в единое кольцо с помощью специальных вырезов (скосов), выполненных на торцах секторов 1. При монтаже секторы колеса устанавливаются в определенной последовательности в лежащую шину, а затем вместе с шиной прикрепляются к ступице 2 специальными прижимами 3, шпильками 4 и гайками 5. Такие колеса устанавливаются на грузовые автомобили и автобусы.

По технологии изготовления колеса легковых автомобилей могут быть обычными стальными сварными (из прокатного обода и штампованного диска), литыми и кованными.

кованый диск автомобильного колеса

Литые колеса изготовляют из сплава алюминия с кремнием путем обтачивания посадочных поверхностей отливок и сверления в них отверстий. Основное преимущество литых колес – их небольшая масса. Малая масса колеса положительно влияет на плавность хода автомобиля и облегчает его обслуживание. Кроме того, применение литых колес позволяет эффективнее охлаждать колесные тормозные механизмы.
Недостатками литых колес являются чрезмерно толстые стенки, возможность появления скрытых пор и раковин, недостаточная прочность при ударной нагрузке и сложность восстановления при повреждении.

Кованые колеса выполняют методом ковки с последующей обработкой. При ковке (или объемной штамповке) из заготовки выковывают поковку, которая затем обрабатывается на токарном станке. Такая технология сложна и дорога, однако кованые диски прочнее и легче литых. Например, 13-дюймовое кованое колесо весит примерно 4,5 кг, а литое колесо такого же размера – почти 6 кг. При этом толщина стенок у кованого колеса составляет 3 мм, а у литого – 5,5 мм. Немаловажным преимуществом кованых колес является большая стойкость к ударным нагрузкам.

Основные размеры обода колес : посадочный диаметр под покрышку и ширина. Например, обычное дисковое колесо для автомобиля ВАЗ-2109 обозначается как 114J-330 (в миллиметрах) или 4 1/2J-13 (в дюймах). Первые цифры обозначают ширину обода, буква J – форму профиля обода, а последние цифры – монтажный диаметр колеса.

Так как колеса и шины изготовляются со значительными допусками, колесо в сборе может обладать значительной неуравновешенностью (дисбалансом), приводящей к осевому и радиальному биению при вращении колеса. В результате возрастает вибрация, сокращается срок службы шин, амортизаторов, рулевого управления, снижается комфортность езды и т. п.
Для устранения неуравновешенности колес их подвергают балансировке на специальных балансировочных стендах, закрепляя в определенных местах балансировочные грузики. Особенно это актуально для автомобилей, передвигающихся с большими скоростями, поскольку инерционные нагрузки дисбаланса возрастают в квадратичной зависимости от частоты вращения колес.

Как осуществляется крепление одинарных колес на ступице?

Колеса прикрепляют к ступицам болтами или шпильками с гайками. Одинарные колеса крепят к ступицам или к фланцам ведущих полуосей непосредственно гайками на шпильках или болтах. Сдвоенные колеса задних ведущих мостов грузовых автомобилей имеют специальное крепление.

Как осуществляется крепление одинарных и сдвоенных колес?

При креплении сдвоенных колес предусматривают раздельное крепление внутреннего и наружного дисков. Внутренний диск сдвоенного колеса крепится и при помощи колпачковых гаек с наружной резьбой. Наружный диск закрепляется гайками, которые навертываются на колпачковые гайки.

Как удерживается шина легкового автомобиля на ободе колеса?

Борта покрышки при монтаже зажимаются между бортовыми и распорным кольцами, в результате чего покрышка прочно удерживается на ободе колеса. Воздух для подкачки шин подается компрессором пневматической системы тормозов. На некоторых легковых и грузовых автомобилях применяются бескамерные шины.

Как различают колеса по назначению?

Требования к колесам и шинам Колеса автомобиля (колесного трактора), оснащенные эластичными шинами, по назначению подразделяют на ведущие, ведомые и управляемые.

Чем отличаются камерные и бескамерные шины?

Как очевидно из самого названия шин, главное их отличие заключается в самой конструкции. Камерная шина состоит из покрышки и специальной камеры с вентилем, которая и накачивается сжатым воздухом. … Бескамерная шина сама себе и покрышка, и камера.

Чем отличается резина с от обычной?

Что есть на колесах машины?

Колесо автомобиля состоит из пневматической шины, обода, соединительного элемента (диска), ступицы и пневматических шин. В зависимости от конструкции обода и соединительного элемента колеса могут быть разборными и неразборными, дисковыми и бездисковыми.

Читайте также: