Как отбалансировать грязевую резину

Обновлено: 05.07.2024

Балансировка колёс – одно из мероприятий, обеспечивающих устойчивость автомобиля на дороге и влияющих на безопасность движения. Многие автовладельцы считают, что качественную балансировку могут сделать только специалисты СТО. Отчасти они правы, но не всегда существует возможность обращаться к мастерам, а затягивать с процедурой нельзя. В этой ситуации можно выполнить балансировку колёс своими руками в условиях гаража. Существуют способы проведения этой процедуры без профессионального оборудования.

Почему нужна балансировка

Неравномерный износ резины или повреждения диска приводят к дисбалансу, то есть нарушению распределения массы колёс относительно горизонтальной и вертикальной плоскостей. Существует дисбаланс двух видов:

  1. Статический, когда ось вращения смещается по отношению к оси инерции и начинает двигать центр тяжести вверх и вниз.
  2. Динамический, когда ось вращения пересекается с осью инерции, нарушая распределение массы колеса по горизонтали. Диск во время движения автомобиля выписывает восьмёрку.

Дисбаланс колёс

Различают два вида дисбаланса: статический и динамический

Дисбаланс вызывает вибрацию колёс во время движения. Несбалансированность колёс, особенно при движении на большой скорости, ухудшает управляемость, увеличивает длину тормозного пути, приводит к преждевременному износу деталей ходовой.

Разбалансированные колёса во время движения на большой скорости становятся причиной потери управления. Но даже если авария не случилась, постоянная вибрация приводит в негодность подшипник ступицы, а со временем и поломке всей ходовой системы ТС.

Задача процедуры — вернуть колёсам баланс во время вращения. Результат балансировки – равномерное распределение массы колеса относительно осей вращения.

Как часто проводить

Чётких и конкретных рекомендаций для всех автомобилей по частоте проведения балансировки нет. Всё зависит от условий эксплуатации ТС, состояния колёс, других факторов. Специалисты рекомендуют проводить балансировку:

Признаки дисбаланса

Главный сигнал о дисбалансе – появление вибрации. Интенсивность передающейся в салон вибрации зависит от степени дисбаланса. Порой на скорости машина начинает буквально дрожать всем кузовом.

Характер вибрации говорит о том, какие колёса разбалансированы:

  • передние дают толчки в руль;
  • задние заставляют вибрировать задние сидения.

Другими признаками дисбаланса являются увеличившийся расход топлива, шуршание шин при движении, неравномерный износ и регулярное спускание шин.

Способы балансировки

Воспользовавшись советами бывалых водителей, можно самостоятельно провести балансировку по старинке без применения специального станка. Это займёт больше времени, чем затратил бы мастер в сервисе, но поможет сэкономить средства.

Балансировка своими руками

При должном желании балансировку колёс можно проводить самостоятельно в гаражных условиях

Для самостоятельного выполнения процедуры понадобятся следующие приспособления и материалы:

  • домкрат;
  • балансировочные грузики;
  • мел или маркер;
  • набор ключей.

Интересно! Чтобы отбалансировать колёса на литых или кованых дисках, целесообразно приобрести самоклеящиеся грузики. Но в зимнее время такие грузики могут отклеиться от перепадов температур.

Балансировочные грузики

Для проведения балансировки необходимы балансировочные грузики

Без снятия колеса

Процесс самостоятельной балансировки состоит из следующих этапов:

  1. Подготовительный. Колёса очищают от грязи, застрявших в шинах камней, снимают колпаки, понижают давление в шине, снимают старые грузики. Домкрат устанавливают с одной стороны ТС, освободив 2 колеса. Проверяют свободное вращение колёс. Если колесо крутится тяжело, необходимо расшплинтовать его и ослабить ступичную гайку.
  2. Определение лёгкой точки. Колесо прокручивают против часовой стрелки и ждут его остановки. Отмечают верхнюю точку. Затем крутят колеса по часовой стрелке и вновь отмечают верхнюю точку. Середина между двумя отметками – лёгкая точка.
  3. Установка грузиков. Молотком набивают на найденную точку грузики весом от 10 до 45 граммов начиная с лёгких. После этого раскручивают колесо и ждут его остановки. Грузики должны оказаться внизу. Если получилось не так, лёгкие грузики снимают и набивают более тяжёлые. Использовать на одно колесо груза более 60 граммов не рекомендуется.
  4. Статическая балансировка. Как только после остановки грузики оказались внизу, их начинают раздвигать в разные стороны. Колесо начинают вращать и разводить грузики. Задача процесса – добиться, чтобы колесо каждый раз останавливалось в разном положении. Как только это начало получаться, вес распределён равномерно, то есть достигнут статический баланс.

В такой последовательности проводят процедуру с каждым колесом. Чтобы проконтролировать правильность выполненной балансировки, нужно проехать на авто не менее десяти километров со скоростью более чем 90 км/час. Если при движении не ощущаются толчки и постукивания, значит, всё выполнено правильно. При неправильном выполнении процедуры появляются специфичные толчки в руль.

Для собственной уверенности при первой самостоятельно выполненной балансировке можно пройти диагностику на СТО. Если мастера подтвердят, что всё было сделано правильно, в дальнейшем можно заниматься процедурой самостоятельно.

Важно! Самостоятельная балансировка в гараже допустима только при статическом дисбалансе. Устранение динамического дисбаланса требует применения оборудования. Специалисты рекомендуют обращаться в сервис, если на машине стоит поношенная резина и старые погнутые диски. Без спецоборудования самостоятельно отбалансировать такие колёса невозможно.

На самодельном стенде

Облегчить процесс балансировки можно, изготовив в гараже самодельный стенд. В этом случае не придётся извлекать из колеса тормозные колодки и ослаблять ступенчатую гайку.

Самодельный стенд для балансировки колёс

Самодельный стенд упрощает процесс балансировки колеса

Стенд монтируют из старой ступицы с рабочим подшипником. Ступицу устанавливают на каркас таким образом, чтобы колесо свободно вращалось, а вся конструкция стойко держалась на поверхности. В качестве каркаса удобно использовать вертикальные металлические стойки, между которыми крепится колесо. Дальнейшие действия по балансировке совпадают с предыдущим методом выполнения процедуры.

На станке

Балансировка колеса на станке

Современные СТО оборудованы балансировочным станками с ЧПУ

Станок состоит из конусообразной опоры для установки колеса, вращающего электромотора и датчиков. Колесо вращается при выполнении шиномонтажа, и одновременно компьютер определяет вибрацию и давление. Показания датчиков помогают точно высчитать вес и место установки грузиков.

Мастерские оборудованы двумя видами станков:

  1. Ручными – на которых мастер измеряет колесо линейкой и вручную вводит данные.
  2. Автоматическими – информация считывается датчиками и выводится на монитор в цифровом или графическом виде.

По типу используемых опор станки делят на:

  1. Мягкие, измеряющие параметры колеса, учитывая колебания опор.
  2. Жёсткие, измеряющие давление и фазу ротора.

Интересно! На жёстких станках можно тестировать различные детали, но качество и точность измерений по этой причине снижается.

Большинство современных сервисов оснащено автоматическими балансировочными станками. Мастер надевает колесо на вал, зажимает его болтами и раскручивает. Датчики определяют точки торцевого биения. Компьютер определяет интенсивность толчка и подсчитывает массу груза, который необходимо прикрепить в высчитанную точку. Компьютер также сообщит, если балансировку колеса провести невозможно.

Балансировка гранулами

Один из новейших методов балансировки колёс – использование специальных гранул вместо грузиков. Суть методики – засыпание в покрышку специальных гранул, скользящих во время движения во внутреннем пространстве. Такое свободное перемещение устраняет дисбаланс во время движения на скорости.

Гранулы для балансировки

Современные методики балансировки колёс предусматривают использование микробисера

Преимущество такого метода состоит в том, что гранулы засыпают один раз, и они выполняют предназначенную функцию всё время эксплуатации покрышки. Минус данного способа балансировки – высокая стоимость гранул. Поэтому балансировка этим способом в настоящее время не прибрела популярность.

Видео: балансировка колёс своими руками

Ошибки во время процедуры

Если процесс балансировки проведён с нарушением технологии, то проблема вибрации в лучшем случае не будет решена, а в худшем — дополнительно усугубится. Самые распространённые ошибки:

  1. Балансировка при наличии грязи на колесе. Дополнительный дисбаланс может нарушить даже камешки, застрявшие в протекторе. Общая картина даже на точном оборудовании будет нарушена, а вывести колесо в ноль не получится.
  2. Балансировка колеса, у которого нарушена геометрия шины или диска. Если диск имеет даже незначительные вмятины или перекосы, его предварительно нужно прокатать на специальном станке. Рихтовка диска молотком или другими ударными инструментами недопустима.
  3. Неправильное затягивание болта ступицы на балансировочном станке. Излишние усилия приведут к нарушению центровки колеса, и балансировка будет неправильной.
  4. Нарушение технологии установки шины на диск. Часто даже опытные монтажники выполняют работу с нарушением технологии. В результате колесу придаётся дополнительная инерция.
  5. Нарушение центровки во время установки колеса на ось ТС. Такая проблема возникает вследствие нарушения порядка затягивания болтов. Если даже правильно сбалансированное колесо установлено с перекосом, оно будет давать вибрацию.

Чтобы не столкнуться с подобными неприятностями, необходимо тщательно выбирать автосервис и контролировать работу мастеров. Квалифицированные специалисты дают гарантию на собственную работу и показывают результаты балансировки на дисплее станка. Если мастер запрещает присутствие владельца авто во время работы или не даёт гарантию, от его услуг целесообразно отказаться.

Балансировка колёс – важный элемент контроля технического состояния ТС. Своевременно проведённая процедура поможет не только повысить безопасность и комфортность езды, но и продлить срок службы автомобиля, предотвратив преждевременный износ деталей ходовой системы.

Большинство автовладельцев довольно часто задумываются о целесообразности балансировки колес, и поэтому не прибегают к такой процедуре. Однако, неправильно сбалансированные колеса существенно могут сказаться на долговечности подвески и износоустойчивости автопокрышки, что в результате понижает комфорт и безопасность при езде. Балансировка колеса играет довольно важную роль в управлении и безопасности при езде на автомобиле, поэтому не стоит пренебрегать данной процедурой.

Для чего нужна балансировка колес?

Балансировка

Балансировка шины необходима для равномерного распределения давления контактного пятна, что, впоследствии приводит к значительному уменьшению вибрации колеса.

Если разобраться более детально, то можно понять целесообразность процедуры балансировки. На не сбалансированном колесе появляются неровности, которые с различными центробежными векторами силы, создают вибрацию колеса. Данное явление создает следующие последствия:

  • При воздействии вибрации, начинают постепенно изнашиваться основные узлы подвески, а при сильном воздействии подобной нагрузки создается вероятность быстрой поломки данного узла автомобиля.
  • Сильное воздействие вибрации способно нарушить прочность крепления, что впоследствии может привести к потере колеса в процессе езды.
  • Колесо с сильной вибрацией, как правило, имеет плохое сцепление с дорожным полотном, то есть в процессе езды контактное пятно хуже соприкасается, чем сбалансированная покрышка.
  • Плохое соприкосновение контактного пятна приводит к возрастанию тормозного пути и ухудшению управления автомобиля, что сказывается на безопасности езды.
  • Неровности, создающиеся при возникновении вибрации, способствуют более быстрому и неравномерному износу автопокрышки.
  • Вибрация, созданная колесами передней оси, доставляет водителю дискомфорт.

Шины BFGoodrich

Американский концерн BFGoodrich, производит одни из самых качественных шин на мировом рынке. Шины BFGoodrich имеют довольно высокую популярность в Европе и в СНГ.

Производитель выпускает шины BFGoodrich для различных типов автомобилей и под различный манер езды, поэтому любой автолюбитель может выбрать шины данного концерна для езды.

Отличительная черта таких покрышек заключается в том, что они имеют направленный рисунок протектора. Направленный рисунок защитного протектора позволяет более эффективно отводить жидкость и препятствует возникновению эффекта аквапланирования. Именно поэтому направленный v образный рисунок протектора шины BFGoodrich довольно популярен среди владельцев авто.

Кроме того, рисунок протектора на отдельных моделях шин отличается от стандарта. К примеру, на зимних моделях глубина протектора значительно больше. Также для них характерно наличие особых элементов протектора, которые обеспечивают сцепление с дорогой.

Технология производства шины BFGoodrich

Шины от данного производителя поддаются регулярному тестированию и усовершенствованию. Это позволяет компании BFGoodrich быть одним из лучших производителей шин. Изделия отвечают даже самым высоким требованиям, которые предъявляются к покрышкам на сегодняшний день.

При изготовлении покрышек применяются самые инновационные решения, которые позволяют добиться непревзойдённого качества. На стадии производства применяется технология TriGard, то есть к резиновой смеси изделия добавляются высокопрочные полимеры, что позволяет снизить вес шины. Кроме того, это дает покрышке повышенную износоустойчивость, что повышает ресурс изделия до 100 тыс. километров пробега. Также полимеры повышают прочность резины, что сводит к минимуму риск деформирования шины, а также вероятность проколов и порезов.

На производстве довольно много времени уделяют тестированию комфорта и безопасности, поэтому тщательно разрабатывают форму покрышки и рисунок протектора. По центру колеса увеличенная водоотводящая канавка, которая довольно быстро удаляет воду из-под контактного пятна с дорогой. Эта особенность протектора обеспечивает автомобилю безопасную и комфортную езду в мокрую погоду.

Как баланcируются шины Гудрич?

Гудрич Urban Terrain

Насколько шины Гудрич не были бы качественными, тем не менее, они, как и все другие аналоги нуждаются в балансировке. Одна из таких шин это Гудрич M/T 265/75 R16 КМ1. Данная покрышка BFGoodrich создана для внедорожных автомобилей, которые не боятся перемещаться по бездорожью, однако, при ее разбалансированности возникает высокая вероятность вращения. Резина Гудрич км1 направление вращения может определить специалист. Поэтому такая резина для внедорожников BFGoodrich нуждается в балансировке.

Однако некоторые факторы, способны повлиять на конечный результат баланса колес. Для того чтобы избежать влияния этих факторов, нужно придерживаться следующих советов:

  • Нельзя выполнять баланс шины с налипшей грязью или забитыми камнями в канавках протектора.
  • Не желательно выполнять балансировку BFGoodrich, не измерив радиальное и боковое значение шины и дисков.
  • Ни в коем случае нельзя выполнять балансировку на станке, который укрыт грязевым слоем. Грязный балансировочный станок будет выполнять не точные измерения, что в следствии приведет к дисбалансу колеса.

При наличии подобных факторов не стоит выполнять балансировку таких шин как Гудрич.

Перед балансировкой необходимо удалить грязевые налипания и застрявшие камушки в канавках протектора, после чего дочиста вымыть колесо. Затем колесо помешается на станок, который выполняет балансировку, и выполняется центровка при помощи конуса. Далее вводятся параметры колеса, после чего система выдает специалисту информацию о точках, которые нуждаются в довеске определенной массы.

Условия, при которых необходимо выполнять балансировку колес

Балансировка

Балансировка может понадобиться, если у владельца автомобиля имеются различные комплекты шин, например, зимние и летние. После смены шин с зимнего на летний комплект, или, наоборот, желательно провести балансировку колес. Это обусловлено тем, что при неправильном хранении резина может деформироваться, но при этом на глаз невозможно заметить. Однако даже такая незначительная деформация способна вызвать дисбаланс, что может привести к возникновению вибрации при езде.

Используемые грузики для балансировки BFGoodrich

Для балансировки колеса применяют два видов грузиков:

Клеящиеся грузики располагают во внутренней части диска, что в целом не портит вид колеса. Но у клеящихся грузов имеется существенный минус по сравнению с набивным видом. В условиях низких температур клей теряет свои свойства, что приводит к отпаданию грузов, и, следовательно, нарушается баланс колеса.

Грузики для балансировки

Данный тип имеет конструкцию подобную кронштейна, что неплохо подходит для литых или штампованных дисков. В процессе балансировки такие грузики зачастую крепятся на бортики диска.

Преимущество сбалансированного колеса автомобиля

  • Обеспечивается безопасная и комфортная езда.
  • Делает управление автомобиля на дороге белее предсказуемым.
  • Сокращается расход потребляемого топлива примерно на 13%.
  • Увеличивается эксплуатационный срок покрышки.
  • Снижает нагрузку на подвеску.
  • Уменьшает риск поломки ходовой части автомобиля из-за езды по плохим дорогам.

Автопокрышки BFGoodrich обладают довольно высокими показателями комфортности и безопасности езды. Однако при дополнительно проведенной балансировке срок службы такой покрышки увеличится в разы, что, несомненно, является преимуществом для автолюбителей.

Балансировка колес – это устранение дисбаланса колеса автомобиля путем смещения центра вращающихся масс максимально близко к оси его вращения. Необходимость в такой процедуре возникает, когда масса шин и дисков смещена относительно их оси вращения. Поскольку дисбаланс передается на элементы подвески авто.

Балансировка колес на автомобиле предотвращает избыточную вибрацию руля и кузова во время движения, а также позволяет предотвратить ухудшение управляемости и преждевременный износ ступичных подшипников, шаровых опор и сайлентблоков подвески.


В этой статье мы подробно расскажем о том, когда нужно балансировать колеса, как проводится эта процедура и можно ли выполнить её своими руками, а также ответим на другие частые вопросы о балансировке колес.

На что влияет балансировка колес автомобиля?

Абсолютно точное распределение масс относительно центра шины и диска обеспечить практически невозможно. Поэтому небольшой дисбаланс присутствует даже в новых изделиях. Отклонение в пару десятков граммов уже негативно отражается на поведении автомобиля в ходе эксплуатации, порождая такие проблемы как:


Пример дисбаланса колес

    и вибрация кузова при движении;
  • ухудшение управляемости, увод в сторону с правильной траектории движения;
  • преждевременный износ ступичных подшипников, шаровых опор, сайлентблоков подвески;
  • неравномерный и ускоренный износ протектора шин.

Устранение этого дисбаланса и сопутствующих проблем за счет компенсирующих элементов – это именно то, что дает балансировка колес.

Симптомы и последствия эксплуатации автомобиля с несбалансированными колесами напрямую зависят от того, насколько и в какую сторону относительно центра оси вращения смещена масса собранного колеса. В зависимости от этого различают три разновидности дисбаланса.

Когда нужна балансировка колес: причины и виды дисбаланса

Тип дисбаланса Из-за чего возникает Как ведет себя автомобиль Как исправляется дисбаланс
Статический (вертикальный) Нарушение равновесия колеса по вертикали относительно оси вращения. Радиальное биение колеса, незначительное раскачивание кузова вертикальной плоскости на ровной дороге, интенсивный износ протектора шины на одном участке по всей ширине. Статическое нивелирование – установка противовеса в точке, противоположной точке нахождения неуравновешенной массы.
Динамический (продольный) Смещения центра массы вдоль оси вращения колеса. Биение руля на скорости от 40 км/ч (дисбаланс шин на передней оси) или от 100 км/ч (дисбаланс шин на задней оси), ускоренный износ протектора по окружности с одной из сторон. Динамическое компенсирование – размещение грузов для устранения дисбаланса на диске.
Комбинированный Нарушение равновесия в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Сочетаются признаки динамического и статического дисбаланса. Использование компенсирующих грузов.

На практике чаще всего наблюдается комбинированный дисбаланс, а место установки компенсационных грузов выбирается таким образом, чтобы обеспечить равновесие по обеим осям. Добиться наилучшего результата можно путем изменения положения шины на диске. Иногда это позволяет обойтись без использования грузов, однако требует существенно больше времени.

Устранение дисбаланса колес возможно при помощи микробисера – специальных гранул, засыпаемых внутрь покрышки. Однако из-за высокой стоимости последних и недостаточной точности на колесах малого диаметра данный способ не получил широкого распространения.

Как часто нужно делать балансировку колес?

Рекомендованная периодичность балансировки колес – каждые 10–15 тыс. километров. Желательно проводить ее каждый раз при сезонной смене колес. Однако иногда может потребоваться и дополнительное проведение процедуры.

В каком случае нужно балансировать колеса чаще:


Как часто нужно делать балансировку: видео

  • После шиномонтажа. Обязательным условием является балансировка колеса после каждой установки шины на диск (в том числе после ремонта) из-за изменения их взаимного расположения.
  • После попадания в яму или наезда на препятствие на высокой скорости. Даже при отсутствии видимых повреждений на шине и диске баланс колеса может быть нарушен.
  • При частых торможениях с блокировкой колес на авто без ABS. Резкие торможения приводят к неравномерному износу протектора, вследствие чего меняется распределение масс.
  • При агрессивной манере езды. Резкие ускорения и торможения, входы в поворот, ускоряют износ резины, тем самым нарушая баланс колес.
  • При езде по плохим дорогам. На дорогах с поврежденным или гравийным покрытием, а также на бездорожье резина тоже изнашивается быстрее.
  • При возникновении вибраций на руле. Вибрации и биение рулевого колеса – один из признаков дисбаланса.
  • После длительного простоя автомобиля. Если машина стояла без движения полгода и более, то деформации резины неизбежны.

Как часто делать балансировку колес, также зависит от особенностей резины и дисков:

    балансировать нужно чаще, так как они легче и в большей степени подвержены повреждениям.
  • Чем шире резина относительно диаметра диска, тем больше она подвержена возникновению динамического дисбаланса.
  • Летние покрышки нуждаются в балансировке реже, чем зимние. Зимняя резина мягче, поэтому после прогрева она быстрее изнашивается при торможениях и на плохой дороге.
  • Ошипованные шины необходимо дополнительно балансировать при частичной потере шипов.

Можно ли не балансировать колеса при их смене?

Часто у водителей возникает вопрос: нужно ли делать балансировку при сезонной замене колес и шин. При наличии одного комплекта дисков ответ однозначен: балансировка обязательна при каждой переустановке шин. Если второй комплект резины на отдельных дисках, то все зависит от условий хранения резины. Можно не балансировать колеса, если соблюдены следующие факторы:

  • с момента предыдущей балансировки резина прошла менее 10 тыс. км;
  • перед прошлой сменой этих колес не было вибраций и биения в руль;
  • колеса хранились с соблюдением правил: в подвешенном состоянии, с сохранением давления и без резких перепадов температур.

Как понять, что нужна балансировка колес

Опытный водитель может легко определить существенное нарушение балансировки колес, так как она напрямую отражается на поведении автомобиля.

Типичные симптомы дисбаланса:


Признаки дисбаланса в движении: видео

Схожие симптомы могут проявляться и при неисправностях рулевого управления и подвески. Поэтому, если балансировка не помогла устранить проблемы, то следует провести диагностику этих узлов.

На необходимость проведения балансировки указывает наличие дефектов шин и дисков, отсутствовавших ранее, при визуальном осмотре.

Принцип балансировки колес на автомобиле

Общий принцип балансировки колес сводится к обнаружению отклонения от равномерного распределения массы относительно центра колеса и их устранению путем смещения шины и диска и/или добавлению грузиков. При наличии деформаций диска сначала производится их правка, а уже затем восстанавливается баланс. Перед выполнением процедуры необходимо отмыть поверхность колеса и убрать из протектора мелкие камешки и другие предметы, которые могут повлиять на развесовку.

Для вертикальной балансировки нужно найти на окружности колеса наиболее легкие точки и утяжелить их. Для продольной балансировки требуется обнаружить точки, вызывающие смещение векторов сил инерции, и аналогично уравновесить их путем навески грузиков. Смещение шины в этом случае помогает меньше, потому что обычно именно она, а не диск больше участвует в возникновении дисбаланса.

Как делают балансировку колес

Существует 4 основных способа балансировки колес автомобиля, в зависимости от оборудования:


Балансировка колес на профессиональном оборудовании: видео

  • Статическая (ручная) балансировка. Колесо крепится на оси, обеспечивающей свободное вращение и позволяющей выявить смещение массы. Для поиска статистического дисбаланса колесо вращается в вертикальной плоскости, динамического и комбинированного – в горизонтальной. При наличии дисбаланса колесо постоянно будет опускаться в сторону точки перевеса. Технология отличается простотой и доступностью, но имеет низкую точность, качество сильно зависит от квалификации и опыта мастера. Сегодня такая услуга профессиональными СТО не предоставляется, но может встречаться в гаражных мастерских.
  • Динамическая балансировка на стенде. Колесо закрепляется на оси балансировочного стенда, после чего приводится во вращение, в процессе которого датчики определяют и замеряют дисбаланс. Далее оператор самостоятельно или ориентируясь на подсказки стенда (при наличии этой функции) выбирает места их установки. Процедура заканчивается после того, как дисбаланс будет нулевым.
  • Автоматическая балансировка порошком. Колеса наполняются специальным порошком (также известен как гранулы и бисер), который под действием центробежных сил распределяется по внутренней поверхности шины и уравновешивает колесо. Под действием статического электрического заряда, возникающего при трении, порошок прилипает к колесу и держится в нужных точках. Способ позволяет быстро уравновесить колеса тяжелой техники, относительно прост, но сами гранулы стоят дорого, требуется их правильная дозировка в зависимости от размеров колеса и величины дисбаланса.
  • Финишная балансировка на авто. Колесо автомобиля поддомкрачивается, к нему приставляется балансировочный аппарат, оснащенный роликом и датчиками. Ролик раскручивает колесо до скоростей порядка 90–100 км/ч, а датчики фиксируют величины возникающих вибраций, рассчитывают точки крепления грузов и их массу. Так как вместе с колесом крутятся и ступица, и тормозной барабан или диск, и полуось привода, эта технология балансировки позволяет максимально точно уравновесить все возникающие инерционные силы и устранить биение. Преимущество способа – высокая точность, недостатки – малая распространенность и высокая цена.

В таблице ниже представлено сравнение способов балансировки колес, которое поможет взвесить их плюсы и минусы и выяснить, какая балансировка колес легковых авто будет оптимальным выбором, а как лучше балансировать колеса грузовика.

Как происходит балансировка колес: описание и сравнение технологий

  • Дешевизна
  • Доступность в условиях гаража
  • Низкая точность
  • Сильная зависимость от квалификации шиномонтажника
  • Возможен перевес по грузам
  • Грузики могут оторваться в процессе эксплуатации
  • Скорость выполнения
  • Снижение частоты балансировок колес
  • Универсальность для тяжелой техники
  • Низкая точность для маленьких колес (меньше 15")
  • Стоимость выше балансировки грузами
  • Риск засорения ниппеля порошком
  • 2–3 тыс. рублей для легкового.
  • 3–5 тыс. рублей для внедорожника или пикапа.
  • От 5 тысяч рублей – для грузовика.
  • Высокая точность
  • Общедоступность
  • Умеренная стоимость
  • 1–1,5 тыс. рублей для легкового.
  • 2–4 тыс. для внедорожника, кроссовера или пикапа.
  • От 3–5 тысяч для грузовика.
  • Максимальная точность
  • Минимум грузиков
  • Высокая стоимость
  • Процедуру выполняют немногие СТО
  • 4–6 тыс. рублей для легкового**.
  • 6–10 тыс. для внедорожника, пикапа**.
  • Для грузовых недоступна.

*Указаны средние цены для двух балансировок 4 колес в год, при переходах с летней резины на зимнюю и наоборот.

Как отбалансировать комплект резины в домашних условиях?


Приспособление для балансировки своими руками

В случае недоступности шиномонтажа или при желании сэкономить, балансировка колес своими руками возможна с помощью станка, который можно собрать в гаражных условиях. Простейший гаражный балансировочный стенд представляет собой ступицу, надежно закрепленную на жесткой опоре с ровным основанием.

Балансировку нужно делать в следующем порядке:

Чем быстрее колесо возвращается в верхнее положение – тем больше нужен груз. Точную его величину можно предугадывать только при наличии опытным путем. Без опыта можно начинать с груза массой 20–30 граммов.

Для более равномерного распределения масс можно использовать несколько грузов: например, вместо одного на 40 граммов по наружному борту – закрепить грузики по 20 граммов по наружному и внутреннему бортам напротив метки.

Инструмент должен иметь с одной стороны небольшую конусность, переходящую в резьбу. Коническая форма нужна, чтобы колесо самоцентровалось при затяжке гайки.

Процесс балансировки проводится так:


Балансировка колеса в домашних условиях: видео

Самостоятельная балансировка в гаражных условиях не может полноценно заменить процедуру на современном оборудовании из-за низкой точности. Поэтому при возможности лучше посетить СТО и устранить дисбаланс полностью. Это надежнее, а с учетом немалых трудозатрат для балансировки крупных колес – еще и гораздо легче.

Основные ошибки при балансировке колес

Допущенные при выполнении балансировки колес ошибки могут привести к тому, что дисбаланс не будет устранен полностью. В результате во время движения автомобиля могут возникнуть те же симптомы, что и до проведения процедуры.

Основные признаки неправильной балансировки колес и способы их устранения представлены в таблице.

Плохая балансировка колес: признаки

  • Балансировочный станок показывает большую величину дисбаланса.
  • При вращении колеса возникают сильные вибрации.
  • Виляния диска или шины при вращении заметны на глаз.
  • Стенд показывает большой дисбаланс.
  • Биение колеса при вращении на станке заметно на глаз.

Часто задаваемые вопросы

Для чего проводится балансировка колес?

Балансировка колес предотвращает их биение, которое негативно влияет на управляемость и комфортность езды, а также сокращает срок службы шин и деталей подвески.

Как часто нужно делать балансировку колес?

Средний интервал балансировки колес – 10 000–15 000 км. Колеса также необходимо балансировать при переустановке шины на диск или после сильного удара по колесу в результате попадания в яму или наезде на препятствие.

Что будет, если не балансировать колеса?

Дисбаланс колес приводит к усиливающимся при наборе скорости вибрациям, отклонению от правильной траектории движения, ускоренному износу протектора, подшипников ступицы, шаровых опор, сайлентблоков и других деталей в подвеске.

Как проверить балансировку колес?

Для балансировки колес лучше всего использовать профессиональный стенд, который точно обнаружит точки дисбаланса и установит его величину.

Как распознать несбалансированные колеса?

Несбалансированные колеса вызывают вибрации и биение в руль, усиливают шум резины, могут провоцировать вертикальную раскачку машины на ровной дороге.

Почему сбивается балансировка колес?

Балансировка колес сбивается из-за естественного износа покрышек, а также из-за деформаций дисков и резины от нештатных нагрузок (попадание в яму, наезд на препятствие), налипания загрязнений, потери балансировочных грузиков.

Автомеханик с 20-летним стажем работы по ремонту и обслуживанию автомобилей разных марок. Основное направление: диагностика и механика.

Балансировка шин для квадроциклов

Вопрос: Можно ли балансировать шины для квадроциклов.
Ответ: Да, можно. Хуже не будет. Это исключительно вопрос целесообразности и экономии. Шиномонтажник будет немного удивлен такому заказу. Быть может, ему понадобится изрядное количество грузиков.

Вопрос: Как это лучше сделать?
Ответ: Дайте шинам отлежаться в тепле. Смонтируйте, накачайте нужным давлением. Убедитесь, что борта шины сели на посадочные места диска. Шины для квадроциклов обычно имеют диагональную конструкцию, в процессе транспортировки подвергаются деформации. Им надо дать некоторое время принять правильную форму. И только после этого — балансировать.

Вопрос: Балансировать обязательно?
Ответ: Нет. Смысл балансировки шин на транспортном средстве заключается в минимизации износа и повышении комфортности езды. Разве это достижимо на квадроцикле? Квадроцикл не развивает большой скорости, ездит по пересеченной местности. Маленький трактор. Разве шины на тракторе есть смысл балансировать?

Вопрос: Пусть так, но я — перфекционист. Куда лучше пойти для балансировки колес?
Ответ: Скорее всего, в любой шиномонтаж, где монтажник согласен это сделать.

Вопрос: Какие грузики лучше использовать — набивные или на клейкой основе?
Ответ: Те, что обеспечат прочную фиксацию на диске в условиях движения по пересеченной местности в тяжелых условиях. Скорее всего, клейкий груз на внутренней поверхности диска. Для грязевых шин — ответа нет. Экспериментируйте.

Вопрос: На колесе видно сильное биение, исправит ли балансировка ситуацию.
Ответ: Отбалансировать, как говорят шиномонтажники, можно и кирпич. Только геометрию колеса это не исправляет.

Вопрос: А шины штатной комплектации завод балансирует?
Ответ: Да, некоторые фирмы балансируют. Не забывайте, однако, что штатные шины имеют меньшие размеры и грунтозацепы.

Вопрос: Можно ли отбалансировать шины для квадроцикла самостоятельно?
Ответ: Да, это не очень сложно. Только надо смастерить какое-то простенькое приспособление для раскрутки. Это будет статическая балансировка, грубая, но вполне достаточная. А вот где взять грузики?

Старая неравномерно стершаяся резина даже при правильной балансировке может вызывать биение и дискомфорт при езде. Квалифицированному персоналу СТО под силу устранить неполадку перестановкой колес на другую ось, хотя подобная манипуляция только частично решает проблему.

Почему после балансировки колеса все равно бьют

Каждый водитель знает, что правильно сбалансированные шины автомобиля обеспечивают комфортную езду и продлевают срок службы ходовой части и рулевого управления. Производители рекомендуют делать это после каждой замены резины. Иногда владельцы, вернувшись с СТО после балансировки, могут почувствовать, что бьют колеса.

Причины

В сегодняшней статье мы выясним источники возникновения таких ситуаций.

  • плохая балансировка;
  • отделение грузиков;
  • некачественные покрышки;
  • грязь на шинах и дисках;
  • неверный угол развала/схождения;
  • неподходящие крепежи;
  • неполноценная балансировка;
  • нарушение работы подвески и рулевого управления;
  • неравномерный износ тормозных дисков;
  • трение.

Все эти факторы оказывают непосредственное влияние на распределение центров масс шины и диска, а также могут привести к повышенной вибрации и неравномерному износу покрышек.

Плохая балансировка

Перед началом выполнения процедуры следует обратить внимание на состояние станка. Во время работы разнонаправленные центробежные силы могут разбалансировать и износить подвижные части механизма. Поэтому периодически станок необходимо подвергать осмотру и калибровке.

Станок для балансировки автомобильных колес

Станок для балансировки автомобильных колес

Если на СТО не производят техническое обслуживание стенда, показания прибора будут неточными, а владельцы транспорта начнут предъявлять претензии, что колеса после балансировки все равно бьют.

Отделение грузиков

При езде по неровной поверхности утяжелители, установленные на диск, могут выпасть из посадочных отверстий. Такая же ситуация происходит, когда на СТО плохо приклеили или зафиксировали этот элемент.

После отделения грузов от диска возникает смещение центров масс, которое неизбежно приводит к вибрации кузова автомобиля и рулевого управления, а также износу протектора.

Некачественные покрышки

Старая неравномерно стершаяся резина даже при правильной балансировке может вызывать биение и дискомфорт при езде. Квалифицированному персоналу СТО под силу устранить неполадку перестановкой колес на другую ось, хотя подобная манипуляция только частично решает проблему.

Неравномерный износ шин

Неравномерный износ шин

Еще один фактор — проскальзывание шин на дисках. Вследствие этого происходит радиальное смещение центров масс и возникает впечатление, что колеса бьют после балансировки. Эффект чаще заметен на мощных спортивных автомобилях, владельцы которых любят резко трогать с места.

Грязь на шинах и дисках

Поездки по бездорожью или по дорогам с грунтовым покрытием могут приводить к наслаиванию частиц почвы на шины и диски.

Благодаря центробежным силам, воздействующим на колеса во время движения автомобиля, большая часть грязи отпадет. Остатки же расположены неравномерно, что и вызывает вибрации.

Неверный угол развала/схождения колес

Балансировка подразумевает совмещение центров масс покрышки и диска с подвеской автомобиля. Неотрегулированный угол развала/схождения вызывает смещение даже на правильно откалиброванной резине.

Регулировка углов развал-схождения колес

Регулировка углов развал-схождения колес

Поэтому, прежде чем балансировать колеса, стоит посетить СТО и отрегулировать необходимые показатели.

Неподходящие крепежи

Водители, желая изменить экстерьер автомобиля, ставят диски, которые не соответствуют размерам. Для установки используют проставки, увеличивающие диаметр ступицы и расширяющие колесную базу.

Совмещение центров масс шины и диска зачастую может не совпадать с этим показателем расширенной ступицы. Это приводит к тому, что после балансировки колеса бьют.

Неравномерный износ тормозных дисков

Во время остановки автомобиля на шинах и руле может возникать вибрация. Чрезмерно изношенные или деформированные тормозные диски и суппорты при соприкосновении вызывают дрожание.

Неравномерный износ тормозных дисков

Неравномерный износ тормозных дисков

Поэтому такие детали необходимо периодически осматривать, чтобы заменить в случае поломки.

Неполноценная балансировка

Немаловажный фактор, на который стоит обратить внимание при посещении СТО — квалификация обслуживающего персонала.

Опытные шиномонтажники выполняют работу быстро и клеят на диск минимальное количество груза. Неквалифицированные сотрудники могут несколько раз устанавливать колеса на стенд и повесить недостаточное или чрезмерное количество утяжелителей.

Поломка подвески и рулевого управления

Неполадки приводят к проблемам в посадке шины относительно центров масс автомобиля.

Рулевое управление автомобиля

Рулевое управление автомобиля

Кроме того, при движении покрышка может испытывать сильные динамические боковые нагрузки, которые приводят к неравномерному износу протектора шины и еще больше деформируют элементы подвески.

Трение

Устанавливая на автомобиль диски увеличенного диаметра и внося другие изменения, стоит проверьте, чтобы при езде по неровным дорогам и во время прохождения поворотов покрышки не терлись об арки. Это приводит к неравномерному износу протектора и смещению центров масс.

Выводы

На то, что после балансировки колеса все равно бьют, влияет множество причин, зачастую даже не связанных с покрышкой. Учитывая особенности конструкции автомобиля и факторы, влияющие на дисбаланс резины, можно избежать неприятных последствий.

Читайте также: