Как отбалансировать колесо на станке ae t

Обновлено: 05.07.2024

Калибровка балансировочного станка / стенда.

Сервисные инженеры компании ОТТИМО АВТО уже многие годы, занимаются ремонтом и настройкой шиномонтажного и балансировочного оборудования. Специалисты компании смогли себя зарекомендовать с лучшей стороны и неоднократно доказывали свои профессиональные навыки. В данной статье хотелось бы осветить вопросы вызывающие наибольший интерес у наших клиентов:

Калибровка балансировочного станка.

Со временем шиномонтажник работающий на балансировочном станке, начинает замечать, что отбалансировать колесо с первого раза не получается, станок перекидывает груза, постоянно требует набить ещё 5 грамм и прочее. Тут варианта два:

  1. Шиномонтажник что-то делает не так (Что в современных реалиях очень часто встречается)
  2. На станке сбилась калибровка, и стенд просто-напросто нужно откалибровать

Как часто нужно производить поверку/калибровку станка?

Вы купили новый станок. Собрали, прикрутили к полу и начали работать. Поздравляем! Вы работаете на не откалиброванном станке. Почему? Станок же новый? Некоторые станки калибруют на заводе, но пока станок доходит до Вас, он испытывает встряски, болтание и прочее, что сбивает ту самую заводскую калибровку. Дешёвый сегмент станков – на заводе вовсе не калибруется, и при первом запуске необходима калибровка не только датчиков дисбаланса, но и измерительных линеек.

Периодичность калибровки балансировочного станка – обязательно во время монтажа, если станок переноситься с места на место, и два раза в год (перед сезоном), ну и по необходимости (если на стенде производился какой-либо ремонт).

Что влияет на калибровку балансировочного стенда?

Чтобы станок работал правильно, в первую очередь станок должен быть правильно установлен (ровный бетонный пол, прикручен к полу). Не должно быть никаких потусторонних встрясок станка (не допускается установка станка на деревянный пол, который вибрирует от передвижения по шиномонтажу персонала, или работы компрессора). Не должно быть перепадов напряжения! Как бы Вы не были уверены в хорошей работоспособности своей электросети, станок чувствителен к минимальным отклонениям, и это может привести к выходу станка из строя и дорогостоящему ремонту. Чтобы минимизировать эти риски – рекомендуем – установить на балансировочный стенд стабилизатор напряжения не менее 0,7кВт! Также на выход из строя балансировочного стенда влияет – влажность. Следите за уровнем влажности в помещении, и отсутствие влаги на элементах управления балансировочного станка. Не правильная работоспособность измерительных линеек, приводит к неправильным показаниям, из-за того что станок не может понять какое колесо установлено на нём в данный момент. Стоит заметить, что линейки калибруются отдельно, и за ними нужно следить. Износ конуса и наличие грязи на валу, также пагубно влияет на точность работы балансировочного стенда.

Можно ли сделать калибровку балансировочного станка самостоятельно?

Вернемся к вопросу калибровки балансировочного станка, при помощи штампованного колеса. Как Вы читали выше – процесс балансировка колес гораздо хитрее чем, кажется на первый взгляд. Вот у Вас в руках колесо, которым Вы собрались калибровать стенд. Вы его установили на станок. А именно в этом положении оно было по нулям? Если Вас устраивает погрешность балансировочного стенда, то можете без проблем откалибровать сами. Если Вы дорожите своими клиентами, и репутацией Вашего сервиса, рекомендуем прибегнуть к помощи наших специалистов которые, откалибруют Ваш балансировочный стенд, специализированным ротором которым пользуется для поверки Росстандарт.

Также хотелось бы обратить внимание на то, что не относиться к калибровке балансировочных станков.

Очень часто к нам поступает заявка на калибровку балансировочного станка, в которой клиент во время звонка (или письменно) просит приехать и откалибровать его балансировочный стенд. Но после вопроса нашего специалиста: “С чего Вы взяли, что необходимо произвести калибровку балансировочного станка?” получаем ответ: “Станок не включается!”. В подобном случае, необходим ремонт балансировочного станка, и по окончанию ремонта необходимо произвести калибровку балансировочного стенда.

К калибровке балансировочных станков не относятся такие проблемы как:

  1. Станок не включается.
  2. Станок не вращает вал.
  3. После нажатия кнопки START , станок постоянно вращает колесо и не останавливается.
  4. В процессе балансировки колеса стенд выдает ошибку (например, ERR SP).
  5. Станок задымился и погас.
  6. И прочие вопросы подобного характера, при которых стенд просто-напросто не работает вообще.

Большинство производителей балансировочных станков калибруют свои стенды в процессе сборки. Но как показывает практика, пока станок доходит до конечного пользователя калибровка сбивается, и станок необходимо калибровать вновь.

Грузики из одной пачки

Станки, каких фирм Вы калибруете?
Специалисты компании ОТТИМО АВТО, производят калибровку и настройку балансировочных станков практически всех известных марок. Например : Hofmann, Corghi, Sice, Sicam, Sivik, Space, Ravaglioli, NORDBERG, Gruber&Stein, Butler, Oma, Teco, Ital Equip, JOHN BEAN, BOXER, СИВИК, СТОРМ, M&B, Bosсh, Beissbarth, Mondolfo Ferro, FAIP, HPA, TROMMELBERG, Pradar, СОРОКИН, ТехноСоюз, Techno profi, Silverline, AREO, Atis, STANKOIMPORT, Apo, Schneider tools, AE&T, ARMADA, UNIT, SunRise, FLYING, Bright, HOREX, Rudetrans, ГАРО, Silverline, Cormach, CEMB, Сeegos, Remax, Weider Kraft, Daliqibao, WERTHER, Giuliano, Hunter, Sun, Coats, Mac Tools, McCourt, Kernel, TAIDA, Helpfer, Zuver , Fasep, Kraft Experte, Heshbon, TROLL, Lincos и д.р.

Занимаетесь ли Вы калибровкой балансировочных стендов фирмы СТОРМ? Калибруете колесом, или тест-ротором?

Специалисты нашей компании калибруют балансировочные стенды фирмы СТОРМ, тест-ротором одноименной фирмы. ( Видео ролик в нижней части страницы)

ТЕСТ-РОТОР СТОРМ
ТЕСТ-РОТОР СТОРМ

МЫ НЕ КАЛИБРУЕМ БАЛАНСИРОВОЧНЫЕ СТЕНДЫ КОЛЁСАМИ, для этих нужд у нашей сервисной службы имеются калибровочные роторы фирмы HOFMANN и тест-ротор фирмы СТОРМ.

Роторы для калибровки и поверки балансировочных станков



Калибровка балансировочного стенда самостоятельно или как откалибровать балансировочный станок своими руками.

В последнее время появилось много специалистов, которые калибруют балансировочный стенды при помощи обычного штампованного колеса с диаметром обода 13-15 дюймов. Вопрос, связанный с тем, что является ли данный тип калибровки балансировочных станков верным, или нет, мы рассматривали выше. Процесс калибровки балансировочного стенда штампованным колесом чаще всего описан в инструкции по эксплуатации к Вашему балансировочному стенду. Данная информация не является секретной и предоставляется в открытом доступе. По данному вопросу за консультацию по телефону наша компания не берёт плату. Также мы не осуждаем сервисных инженеров калибрующий штампованным диском, ибо они делают за Вас то, что Вы не можете сделать самостоятельно и экономят Ваше время.

Для Вашего удобства, ниже мы приведем, выдержи из инструкций к балансировочным стендам.

Балансировочный станки фирмы AE&T , СТАНКОИМПОРТ, ТЕХНОСОЮЗ, WERTHER , FLYING и все похожие на них:

Самокалибровка.

1.Закрепите на станке колесо среднего размера (желательно отбалансированное или с небольшим дисбалансом).

ВНИМАНИЕ: любая ошибка в настройке измерений будет означать, что калибровка проходит неверно, и все последующие действия будут неправильными пока не будут установлены правильные измерения.

4. По окончании первого цикла, на левом дисплее появится надпись “Add 100”. В то же время загорится дисплей внешнего дисбаланса. Теперь надо закрепить на внешней стороне обода балансировочный груз весом 100 г., в соответствии с индикатором.

ОЧЕНЬ ВАЖНО. Данные станки калибруются по одной стороне. Вторую сторону и место положение грузика, можно настроить зайдя в заводские параметры станка, и изменив поправочные коэффициенты. Чтобы Вы не вывели станок из строя, мы не выкладываем данную методику. Настоятельно рекомендуем по настройке этих параметров обратиться к квалифицированным специалистам, которые не испортят работоспособность станка.

Балансировочный станки фирмы NORDBERG , BRIGHT, TROMMELBERG , PRADAR, Weider Kraft и все похожие на них:

1.Включите станок и смонтируйте колесо на станке, а затем введите три параметра колеса.

2.В режиме IN - TES, нажмите копку Dis+ или Dis- для входа в меню CAL - CAL для калибровки станка, которую нужно производить время от времени, если станок долго не эксплуатировался или, если точность балансировки снизилась.

На дисплеи CAL-CAL

Нажмите Start для запуска вращения колеса.

5. После выполнения пользовательской калибровки, на дисплее появится SAV – DAT . Это означает, что калибровка успешно завершена.

Важно! В данных станках есть скрытое меню заводской калибровки по двум сторонам, что позволяет произвести более точную калибровку. В данное меню можно попасть введя секретный код

Балансировочный станки фирмы Sicam , M&B, Beissbarth , Bosch и все похожие на них:

Калибровка балансировочного станка.

Нажать кнопку MENU и держать ее нажатой.


Как только на левом дисплее появиться надпись CAL немедленно отпустить кнопку и нажать (в
течение 1,5 сек) кнопку MM/INCH.


Теперь левый дисплей показывает надпись C-1.


Первая стадия калибровки: поправка дисбаланса вала.
1 - Демонтировать колесо и конусный фланец, при его наличии на валу;
2 - произвести запуск (без фланца и без колеса);
3 - по окончанию запуска измеренный дисбаланс будет введен в память; это позволит
компенсировать электронным путем возможный остаточный дисбаланс, связанный с валом
станка.


Теперь левый дисплей показывает надпись C-2.

Балансировочный станки фирмы HOFMANN, John Bean, Boxer (НЕ МОНИТОРНЫЕ) и все похожие на них:

Текущая юстировка, выполняемая пользователем

Если при выполнении балансировки колеса требуется повторная корректировка массы и положения балансировочного грузика и, следовательно, проведение нескольких процессов измерения, то чаще всего причиной является недостаточная точность измерения.

В этом случае пользователь имеет возможность провести текущую (подстроечную) юстировку (калибровку).

Для проведения текущей юстировки в комплект поставки станка входит калибровочный (юстировочный) грузик (заказной номер № 25415 , хранится в задней части крышки с ячейками для балансировочных грузиков).

Регулировочный цикл длится дольше, чем обычный измерительный цикл.

В результате проведения подстроечной регулировки проведенная ранее компенсация дисбаланса зажимного устройства ликвидируется.

Внимание:

Текущая юстировка может быть проведена только с использованием зажимного устройства, входящего в комплект поставки станка.

Текущая юстировка (код С14)

  • Ссылка видео на тему: Обнуление вала и процесс юстировки (пользовательская калибровка) на станках Hofmann
  • Убедиться в том, что на главном валу не установлено колесо или какие-либо зажимные элементы.
  • Нажать и удерживать клавишу С. Появится основная индикация С. На дисплеи: С - -
  • Вращать главный вал (вперед или назад), пока не появится кодовое число 14 . На дисплеи С 14
  • Отпустить клавишу С.

На индикаторе появится 1. (на дсплеи 1. - ) и START

  • Закрыть защитный кожух колеса, и нажать клавишу START для проведения первого юстировочного цикла (более продолжительного, чем измерительный цикл, так как при этом измеряется возможно имеющийся остаточный дисбаланс).

После окончания первого юстировочного цикла появится 2 (На дисплеи 2. - ). и START

  • Теперь ввинтить юстировочный грузик в корпус зажимного устройства в предусмотренное для этого отверстие и так чтобы шляпка грибка была с левой стороны.
  • Нажать клавишу START для проведения второго юстировочного цикла (с юстировочным грузиком - ввод корректировочных величин).

После второго юстировочного цикла электронный блок обрабатывает полученные при юстировке данные и вводит их в долгосрочную память. После окончания обработки звучит трехтоновый звуковой сигнал, и юстировка окончена. Теперь станок готов к работе, и основные указатели светятся С - - .

Балансировка колёс – одно из мероприятий, обеспечивающих устойчивость автомобиля на дороге и влияющих на безопасность движения. Многие автовладельцы считают, что качественную балансировку могут сделать только специалисты СТО. Отчасти они правы, но не всегда существует возможность обращаться к мастерам, а затягивать с процедурой нельзя. В этой ситуации можно выполнить балансировку колёс своими руками в условиях гаража. Существуют способы проведения этой процедуры без профессионального оборудования.

Почему нужна балансировка

Неравномерный износ резины или повреждения диска приводят к дисбалансу, то есть нарушению распределения массы колёс относительно горизонтальной и вертикальной плоскостей. Существует дисбаланс двух видов:

  1. Статический, когда ось вращения смещается по отношению к оси инерции и начинает двигать центр тяжести вверх и вниз.
  2. Динамический, когда ось вращения пересекается с осью инерции, нарушая распределение массы колеса по горизонтали. Диск во время движения автомобиля выписывает восьмёрку.

Дисбаланс колёс

Различают два вида дисбаланса: статический и динамический

Дисбаланс вызывает вибрацию колёс во время движения. Несбалансированность колёс, особенно при движении на большой скорости, ухудшает управляемость, увеличивает длину тормозного пути, приводит к преждевременному износу деталей ходовой.

Разбалансированные колёса во время движения на большой скорости становятся причиной потери управления. Но даже если авария не случилась, постоянная вибрация приводит в негодность подшипник ступицы, а со временем и поломке всей ходовой системы ТС.

Задача процедуры — вернуть колёсам баланс во время вращения. Результат балансировки – равномерное распределение массы колеса относительно осей вращения.

Как часто проводить

Чётких и конкретных рекомендаций для всех автомобилей по частоте проведения балансировки нет. Всё зависит от условий эксплуатации ТС, состояния колёс, других факторов. Специалисты рекомендуют проводить балансировку:

Признаки дисбаланса

Главный сигнал о дисбалансе – появление вибрации. Интенсивность передающейся в салон вибрации зависит от степени дисбаланса. Порой на скорости машина начинает буквально дрожать всем кузовом.

Характер вибрации говорит о том, какие колёса разбалансированы:

  • передние дают толчки в руль;
  • задние заставляют вибрировать задние сидения.

Другими признаками дисбаланса являются увеличившийся расход топлива, шуршание шин при движении, неравномерный износ и регулярное спускание шин.

Способы балансировки

Воспользовавшись советами бывалых водителей, можно самостоятельно провести балансировку по старинке без применения специального станка. Это займёт больше времени, чем затратил бы мастер в сервисе, но поможет сэкономить средства.

Балансировка своими руками

При должном желании балансировку колёс можно проводить самостоятельно в гаражных условиях

Для самостоятельного выполнения процедуры понадобятся следующие приспособления и материалы:

  • домкрат;
  • балансировочные грузики;
  • мел или маркер;
  • набор ключей.

Интересно! Чтобы отбалансировать колёса на литых или кованых дисках, целесообразно приобрести самоклеящиеся грузики. Но в зимнее время такие грузики могут отклеиться от перепадов температур.

Балансировочные грузики

Для проведения балансировки необходимы балансировочные грузики

Без снятия колеса

Процесс самостоятельной балансировки состоит из следующих этапов:

  1. Подготовительный. Колёса очищают от грязи, застрявших в шинах камней, снимают колпаки, понижают давление в шине, снимают старые грузики. Домкрат устанавливают с одной стороны ТС, освободив 2 колеса. Проверяют свободное вращение колёс. Если колесо крутится тяжело, необходимо расшплинтовать его и ослабить ступичную гайку.
  2. Определение лёгкой точки. Колесо прокручивают против часовой стрелки и ждут его остановки. Отмечают верхнюю точку. Затем крутят колеса по часовой стрелке и вновь отмечают верхнюю точку. Середина между двумя отметками – лёгкая точка.
  3. Установка грузиков. Молотком набивают на найденную точку грузики весом от 10 до 45 граммов начиная с лёгких. После этого раскручивают колесо и ждут его остановки. Грузики должны оказаться внизу. Если получилось не так, лёгкие грузики снимают и набивают более тяжёлые. Использовать на одно колесо груза более 60 граммов не рекомендуется.
  4. Статическая балансировка. Как только после остановки грузики оказались внизу, их начинают раздвигать в разные стороны. Колесо начинают вращать и разводить грузики. Задача процесса – добиться, чтобы колесо каждый раз останавливалось в разном положении. Как только это начало получаться, вес распределён равномерно, то есть достигнут статический баланс.

В такой последовательности проводят процедуру с каждым колесом. Чтобы проконтролировать правильность выполненной балансировки, нужно проехать на авто не менее десяти километров со скоростью более чем 90 км/час. Если при движении не ощущаются толчки и постукивания, значит, всё выполнено правильно. При неправильном выполнении процедуры появляются специфичные толчки в руль.

Для собственной уверенности при первой самостоятельно выполненной балансировке можно пройти диагностику на СТО. Если мастера подтвердят, что всё было сделано правильно, в дальнейшем можно заниматься процедурой самостоятельно.

Важно! Самостоятельная балансировка в гараже допустима только при статическом дисбалансе. Устранение динамического дисбаланса требует применения оборудования. Специалисты рекомендуют обращаться в сервис, если на машине стоит поношенная резина и старые погнутые диски. Без спецоборудования самостоятельно отбалансировать такие колёса невозможно.

На самодельном стенде

Облегчить процесс балансировки можно, изготовив в гараже самодельный стенд. В этом случае не придётся извлекать из колеса тормозные колодки и ослаблять ступенчатую гайку.

Самодельный стенд для балансировки колёс

Самодельный стенд упрощает процесс балансировки колеса

Стенд монтируют из старой ступицы с рабочим подшипником. Ступицу устанавливают на каркас таким образом, чтобы колесо свободно вращалось, а вся конструкция стойко держалась на поверхности. В качестве каркаса удобно использовать вертикальные металлические стойки, между которыми крепится колесо. Дальнейшие действия по балансировке совпадают с предыдущим методом выполнения процедуры.

На станке

Балансировка колеса на станке

Современные СТО оборудованы балансировочным станками с ЧПУ

Станок состоит из конусообразной опоры для установки колеса, вращающего электромотора и датчиков. Колесо вращается при выполнении шиномонтажа, и одновременно компьютер определяет вибрацию и давление. Показания датчиков помогают точно высчитать вес и место установки грузиков.

Мастерские оборудованы двумя видами станков:

  1. Ручными – на которых мастер измеряет колесо линейкой и вручную вводит данные.
  2. Автоматическими – информация считывается датчиками и выводится на монитор в цифровом или графическом виде.

По типу используемых опор станки делят на:

  1. Мягкие, измеряющие параметры колеса, учитывая колебания опор.
  2. Жёсткие, измеряющие давление и фазу ротора.

Интересно! На жёстких станках можно тестировать различные детали, но качество и точность измерений по этой причине снижается.

Большинство современных сервисов оснащено автоматическими балансировочными станками. Мастер надевает колесо на вал, зажимает его болтами и раскручивает. Датчики определяют точки торцевого биения. Компьютер определяет интенсивность толчка и подсчитывает массу груза, который необходимо прикрепить в высчитанную точку. Компьютер также сообщит, если балансировку колеса провести невозможно.

Балансировка гранулами

Один из новейших методов балансировки колёс – использование специальных гранул вместо грузиков. Суть методики – засыпание в покрышку специальных гранул, скользящих во время движения во внутреннем пространстве. Такое свободное перемещение устраняет дисбаланс во время движения на скорости.

Гранулы для балансировки

Современные методики балансировки колёс предусматривают использование микробисера

Преимущество такого метода состоит в том, что гранулы засыпают один раз, и они выполняют предназначенную функцию всё время эксплуатации покрышки. Минус данного способа балансировки – высокая стоимость гранул. Поэтому балансировка этим способом в настоящее время не прибрела популярность.

Видео: балансировка колёс своими руками

Ошибки во время процедуры

Если процесс балансировки проведён с нарушением технологии, то проблема вибрации в лучшем случае не будет решена, а в худшем — дополнительно усугубится. Самые распространённые ошибки:

  1. Балансировка при наличии грязи на колесе. Дополнительный дисбаланс может нарушить даже камешки, застрявшие в протекторе. Общая картина даже на точном оборудовании будет нарушена, а вывести колесо в ноль не получится.
  2. Балансировка колеса, у которого нарушена геометрия шины или диска. Если диск имеет даже незначительные вмятины или перекосы, его предварительно нужно прокатать на специальном станке. Рихтовка диска молотком или другими ударными инструментами недопустима.
  3. Неправильное затягивание болта ступицы на балансировочном станке. Излишние усилия приведут к нарушению центровки колеса, и балансировка будет неправильной.
  4. Нарушение технологии установки шины на диск. Часто даже опытные монтажники выполняют работу с нарушением технологии. В результате колесу придаётся дополнительная инерция.
  5. Нарушение центровки во время установки колеса на ось ТС. Такая проблема возникает вследствие нарушения порядка затягивания болтов. Если даже правильно сбалансированное колесо установлено с перекосом, оно будет давать вибрацию.

Чтобы не столкнуться с подобными неприятностями, необходимо тщательно выбирать автосервис и контролировать работу мастеров. Квалифицированные специалисты дают гарантию на собственную работу и показывают результаты балансировки на дисплее станка. Если мастер запрещает присутствие владельца авто во время работы или не даёт гарантию, от его услуг целесообразно отказаться.

Балансировка колёс – важный элемент контроля технического состояния ТС. Своевременно проведённая процедура поможет не только повысить безопасность и комфортность езды, но и продлить срок службы автомобиля, предотвратив преждевременный износ деталей ходовой системы.


Любой автовладелец периодически вынужден делать балансировку колёс. Когда-то копеечное удовольствие сегодня стоит уже не так дёшево, и невольно возникает вопрос: а не выбрасываем ли мы иногда деньги на ветер? Может, балансировку можно делать реже? Или, может быть, её можно делать дороже, но лучше?

Зачем нужна балансировка?

Балансировка нужна для сохранения трёх вещей: денег, безопасности и комфорта. Деньги – это забота о ходовой части. Нет в природе механизма, которому пошла бы на пользу лишняя вибрация. В ходовой части достаточно деталей, которые не любят лишние ритмичные удары, пусть даже и не очень сильные. Это и ступичные подшипники, и сайлентблоки, и шаровые опоры. К тому же быстро изнашивается и сама шина. Так что балансировка – наглядное проявление заботы об этих элементах, а значит, и о средствах на их преждевременную замену.

Насчёт безопасности тоже всё просто. Вспомните, что происходит с телефоном, который просто лежит на столе. С ним ничего не происходит. Но если на него позвонить, он в режиме вибровызова начнёт по столу ползти. Ему просто не хватит сцепления с поверхностью стола. С несбалансированным колесом ситуация такая же: оно скачет по дороге, о равномерном пятне контакта речи не идёт, сцепление ухудшается стремительно. Попахивает латентным суицидом, хотя многие об этом даже не думают.

Ну и последнее – комфорт. Тут тоже всё ясно: тряска и прыгающий в руках руль – это очень напрягает. Нужно быть слишком спокойным человеком, чтобы не обращать на это внимания. Правда, отсутствие балансировки чувствуется не на всех машинах, так что если тряски нет, это ещё не значит, что с колёсами всё в порядке. Трясущийся руль – это уже крайняя степень наплевательского отношения к балансировке, и до этой ситуации лучше не доводить.

Что мотор, что колесо

Возникает вопрос: а когда же надо делать балансировку? Неужели до того, как начинает бить руль? Странно, но да. Есть несколько ситуаций, в которых балансировка необходима.

На этом очевидные ситуации заканчиваются и начинаются не такие очевидные, но не менее жизненные.


Теперь перейдём к пробегу. Оказывается, колёса нужно проверять каждое ТО. Об этом почему-то не думают, но проверять балансировку лучше одновременно с техобслуживанием. Заменил масло – проверь колёса. И 10 тысяч километров – это не так уж мало, если машине приходится ездить по разбитым российским дорогам.

Пятый повод съездить на балансировку – это как раз те самые разбитые дороги. Точнее, ямы. Очень желательно соблюдать правило: влетел в яму – езжай на балансировку. Сам-то водитель про эту ямку на следующий день может забыть, а вот колесо её помнит долго. Бывает, что балансировка не изменяется, но проверить колесо не мешает. Хотя бы по той причине, что, например, литой диск с наружней стороны погнуть сложно, а вот с внутренней – как два пальца об асфальт. И этот момент тоже нужно проконтролировать.

В общем, лучше перестраховаться. Лишнего внимания не бывает.

Ради интереса: а можно колёса вообще не балансировать? Ситуацию с врождённым идиотизмом не рассматриваем. И тогда остаётся только одна возможность забить на балансировку болт: ездить со скоростью не более 40 км/ч. Считается, что при такой скорости балансировка не нужна.

Чем и как?

Теперь перейдём к самому интересному: как делают балансировку и что часто делают не так.

Капитан Очевидность подсказывает нам: колёса балансируют на балансировочном станке. Стоимость станка может быть разной: убитый хлам можно купить за 10 тысяч рублей, а можно урвать топовый Hofmann за 1,4 миллиона. Но вообще экономить на балансировочном станке многие не любят: клиенту глубоко плевать, как и на чём ему надевали шину на диск, а косяк балансировки он заметит легко. Поэтому бывает, что балансировочные станки ставят именно топовые, а остальное оборудование – попроще.

Теоретически нормально отбалансировать колесо можно и на дешёвом станке. Неидеально, но нормально. Тут всё зависит от степени криворукости мастера. Слишком криворукий и на станке с автоматическим измерением параметров может наломать дров.



Есть ещё один способ центрирования – с помощью фланцевого адаптера. Этот метод придумали как раз в компании Haweka (там, собственно, и изобрели современную балансировку). Способ основан на том, что колесо центрируется на ступице не центральным отверстием, как многие думают, а именно конусными (или сферическими) гайками или болтами. Тут на вал станка надевают сначала конус, потом – колесо, а затем – фланцевый адаптер, который центрует колесо крепёжными отверстиями. В этом случае центрирование получается идеальным: колесо сидит точно так же, как на ступице. Но у способа есть небольшой недостаток: он трудоёмкий, занимает больше времени, и балансировка с адаптером стоит процентов на 30 дороже балансировки двумя первыми способами.

И, наконец, самый фантастический метод. На вал ставится не конус, а втулка под диаметр центрального отверстия диска. Сам диск зажимается не конусом, а фланцевым адаптером. Это – самый точный и сложный способ. Говорят, его используют в параллельной Вселенной трезвые и чисто выбритые шиномонтажники в белых перчатках. В нашей жизни такое, увы, не встречается.

Расходники для балансировки – это в первую очередь грузики. Они бывают набивными (пружинными) и самоклеющимися (адгезивными). Какие лучше? И у тех, и у других есть свои преимущества и недостатки.


Набивные грузики крепятся ближе к краю обода, и они точнее. А так как крепятся они механическим способом, то держатся на ободе лучше. Такие грузики хороши там, где нужна прочность, а не эстетика. Например, на внедорожниках. Недостатки у набивных грузов тоже есть. Во-первых, они не очень красивые. Во-вторых, пружинка такого груза заходит между диском и шиной, и если диск старый, в этом месте будет травить воздух. Впрочем, если шины с дисками травят по пружинке, скоро они начнут травить везде. Это проблема диска (его коррозии), а не грузика.

Самоклейки – адгезивные грузы – тоже не отваливаются от диска, хотя при желании оторвать их проще. А китайские иногда и сами отваливаются, бывает. Зато они не портят вид диска.


А если обманет?

Хороший специалист никогда не будет балансировать грязное колесо. Во-первых, для балансировки важен вес колеса, а не грязи, во-вторых, чистое колесо проще протереть растворителем перед приклейкой грузика, в-третьих, так просто приятнее работать. Если в шиномонтажке нет мойки колёс, лучше там ничего не балансировать.

Балансировать нужно ровное колесо. Упырь этого не знает и не проверяет перед балансировкой геометрию диска и самой шины. Хороший мастер их проверит, и если выяснится, что диск кривой, сначала предложит его выпрямить. А если новая шина кривая – вернуть её в магазин. Также хороший специалист сначала проверит на станке диск, а уж потом – колесо в сборе, чтобы лишний раз не терзать шину при монтаже. Особенно актуально это для шин с низким профилем.

Упырь сдирает с диска скотч от старых грузиков ножом. Обычно – вместе с краской. Хороший специалист – специальной пластиковой лопаткой или с помощью насадки на дрель (круга для удаления наклеек).

Упырь будет очень долго скакать вокруг станка. Скорее всего, причина его танцев – это неоткалиброванный станок. Нормальный мастер на ухоженном и исправном станке балансирует шину приблизительно за минуту.


Упырь, ясное дело, ничего проверять не будет: снимет колесо со станка и прикрутит его к грязной ступице. И ещё затянет гайки (или болты) гайковёртом с диким моментом. А так как центрируется колесо именно гайками, то что там будет с балансировкой после такой установки – тайна. Нормальный мастер для протяжки использует тёплый ламповый динамометрический ключ.



Часть 1. Начало. Началось все с покупки нового комплекта резины и дисков, который отправился собирать в "Шиномонтаж №1" Papa Dizzel, сотрудники которого собрали колеса и сделали балансировку в 0.

Через несколько дней выехал на трассу и почувствовал сильное биение руля, неподалеку находился "Шиномонтаж №2" АвтоШина (официальный дилер многих производителей шин, фактически официал-монополист в нашем городе). При осмотре сотрудники АвтоШина делают заключение, что "Шиномонтаж №1" не качественно выполнил свою работу, они все переделают. После их работы, выезжаю на трассу и… опять биения)) Заезжаю обратно, говорю проверяйте при мне качество балансировки… дисбаланс грамм 40)) Соглашаются, что не правы и переделывают, но с условием, чтобы я к ним больше не приезжал, так как проблема не в балансировке, а чем то другом. Сам понимаю, что проблема не в колесах, но закрадывается интерес и не понимание, как две балансировки подряд могли так быстро сбиться.

Далее отдавал в работу только 1 переднее колесо, так как понял, что что то здесь не так.
После заезда по трассе, направляюсь в "Шиномонтаж №3" — они же, официальный дилер Bridgestone. Ставим на станок, дисбаланс около 30. Они ругают "Шиномонтаж №1" Papa Dizzel и "Шиномонтаж №2" АвтоШина, типо у них сбились станки, а станок у Bridgestone, только прошел калибровку.

На трассу больше не выезжаю, разыгрался непреодолимый интерес еду с Bridgestone в noname "Шиномонтаж №4". Там вообще, дисбаланс показал 60…

Часть 2. Разгадка истории.
Закралась одна догадка и я решил ее проверить. Вызываю выездной шиномонтаж к гаражу, в котором лежат несколько колес от разных машин — для чистоты эксперимента. Назовем его "Шиномонтаж №5"… вешаем колесо… и у нас опять… дисбаланс))) С этого момента, начал фотографировать…

Мастер выводит баланс в 0. Обычно после этого, все радостные уезжают на отбалансированных колесах, но не в этот раз)))


Прошу снять колесо и проверить балансировку второй раз. Получаем дисбаланс.

Читайте также: