Как пишется слово бендикс правильно

Обновлено: 17.05.2024

Чтобы запустить двигатель автомобиля, водителю сегодня достаточно просто повернуть ключ зажигания или нажать на кнопку. Этим нехитрым действием он активирует цепную реакцию, в которой, помимо самого мотора, также принимают участие стартер и аккумулятор. Немаловажная роль в этом процессе отведена и устройству под названием бендикс. Как оно работает, зачем нужно и что делать в случае его поломки мы расскажем в нашей статье.

Что такое бендикс стартера и для чего он нужен

как выглядит бендикс стартера

Как выглядит бендикс стартера.

Бендикс или обгонная муфта – это элемент стартера, конструктивно представляющий собой небольшую муфту. Состоит данное устройство из шестерни, пары металлических обойм, прижимной и буферной пружин, а также стопорного кольца. Расположено все в корпусе самого стартера и фактически является его составной частью.

В первую очередь бендикс предназначен для того, чтобы снять нагрузку со стартера и обезопасить его от повреждений при запуске двигателя. Этот механизм позволяет существенно продлить срок эксплуатации стартера. Кроме того, с его помощью процесс запуска мотора производится практически бесшумно, что положительным образом сказывается на комфортности эксплуатации авто.

Как работает бендикс стартера

Принцип работы бендикса основывается на инерционном воздействии. При помощи зубчатого вала он соединяется с маховиком ДВС и передает на него энергию вращения электродвигателя стартера. Как только произошел запуск мотора и количество оборотов существенно увеличилось, бендикс берет всю нагрузку на себя, не давая возросшему крутящему моменту перейти обратно на стартер. Для этого муфта снабжена специальными бороздками в которых располагаются цилиндры. Данный механизм позволяет обеспечивать жесткую сцепку при передаче крутящего момента от стартера к двигателю и холостое вращения муфты на собственном валу, когда мотор уже набрал высокие обороты. Все это необходимо для того, чтобы не повредить стартер, поскольку нагрузка более 80-100 оборотов в минуту значительно снижает срок его эксплуатации.

бендикс стартера в разобранном состоянии

Бендикс стартера в разобранном состоянии.

Также в конструкции бендикса есть специальная буферная пружина — именно благодаря данному механизму запуск ДВС происходит мягко и бесшумно. В случае ее отсутствия жесткий контакт шестерен муфты с маховиком не только бы давал о себе знать стуком и скрежетом из-под капота, но и очень скоро привел бы к выходу стартера из строя.

После того, как запуск двигателя выполнен, муфта начинает постепенно сползать по шлицам и отсоединяется от маховика до момента следующего запуска ДВС.

Признаки неисправности бендикса стартера

Главным признаком поломки или частичного выхода из строя данного агрегата являются нехарактерные шумы при попытке запуска двигателя. Это может быть металлический скрежет или звуки резких ударов двух тяжёлых деталей друг об друга. Очень важный момент, что происходит это именно до того, как двигатель начал выдавать крутящий момент самостоятельно, так как если шум слышен уже при работающем ДВС, источник проблемы, скорее всего, находится уже в другом узле автомобиля.

устройство стартера и расположение бендикса

Устройство стартера и расположение бендикса.

Если же разгонная муфта полностью пришла в негодность, то вместо мерного урчания мотора, Вы услышите лишь шум безрезультатно проворачивающего электродвигателя стартера. Как показывает практика, такое случается не сразу, а постепенно, в случае игнорирования водителем более незначительных симптомов неисправности.

Как проверить бендикс стартера

Проверка работоспособности бендикса возможна без разборки автомобиля. Конечно, определить по звуку наличие той или иной неисправности довольно сложно и, не имея достаточного опыта в этом вопросе, велик шанс совершить ошибку. Если при повороте ключа в замке зажигания вы помимо прокручивающегося стартера услышите лязгающие звуки из-под капота автомобиля, вероятнее всего, стерлись зубья шестерней и устройство не может зацепить маховик мотора.

В любом случае если вы выявили неисправность на слух, необходимо будет провести визуальный осмотр устройства, а также его замену в случае невозможности устранения неисправности. Сперва необходимо извлечь стартер, после этого из его корпуса аккуратно демонтируется сам бендикс. Основным моментом, на который необходимо обратить внимание при осмотре, является целостность зубьев на шестерне муфты. Если они серьезно стесаны или повреждены иным образом вам придется приобрести новую деталь. В ходе дальнейшей диагностики обязательно проверьте может ли та часть муфты, которая прилегает к маховику вращаться вхолостую в одном из направлений. Если бендикс заклинило и обе его обоймы крутятся вместе и в ту, и в другую сторону, то во избежание поломок стартера, такую разгонную муфту также придется заменить.

Помимо этого, проверьте натяжение буферной пружины, так как именно ее неисправность может быть причиной возникновения следов деформации на зубьях шестерен. Если в конструкции бендикса присутствуют люфты, то это также сказывается на его работоспособности и повышенном уровне износа деталей стартера.

В некоторых случаях появление посторонних звуков может быть связано с попаданием грязи на рабочую поверхность бендикса, а также внутрь корпуса устройства. При демонтаже стартера внимательно проверьте оборудование на наличие следов загрязнения, налета пыли и других посторонних веществ. При необходимости протрите зубья шестерен, а также доступные полости корпуса.

Как поменять бендикс на стартере

Замена бендикса во многих случаях является оптимальным вариантом, даже при условии выхода из строя отдельных его частей. Дело в том, что в процессе эксплуатации все детали устройства изнашиваются приблизительно с одинаковой интенсивностью и замена одной из них не гарантирует длительной эксплуатации бендикса в дальнейшем.

Итак, чтобы заменить бендикс, стартер прийдется снять. Далее нужно вскрыть его корпус и извлечь реле, только после этого Вы сможете добраться до самого бендикса. Его удерживает на оси шайба и стопорное кольцо, как правило, для их снятия придется немного помучиться, особенно, чтобы извлечь кольцо.

Далее переходим к этапу установки новой детали. Предварительно лучше очистить внутреннее пространство от собравшейся грязи, а также хорошенько смазать подвижные и соприкасающиеся части конструкции. Самым сложным в процессе замены станет установка нового стопорного кольца, чтобы максимально упростить себе данную работу, воспользуйтесь специальными раздвижными пассатижами. Закрутите болты на корпусе стартера и установите устройство обратно в автомобиль. Для проверки осуществите несколько пробных запусков ДВС, если посторонних шумов/прокручивания не наблюдается, значит вы все сделали правильно.

Винсент Хьюго Бендикс — это изобретатель, американец по национальности. Он изобрела муфту, втягиваемую соленоидом для привода коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания в момент запуска. Эта муфта была им запатентована в 1910 году. Его изобретения используются не только в автомобильной технике, но и в авиастроении.

Что такое бендикс стартера автомобиля

Чтобы вращательное движение передавалось от вала стартера на коленвал ДВС можно просто использовать зубчатое зацепление. Но, вот как сделать, чтобы автоматически это зацепление прекращалось, это вопрос. Этот сложный в то время вопрос решил изобретатель Бендикс. Он не просто сделал так, чтобы зацепление само переставало взаимодействовать, но и с делал так, чтобы стартер и вал мотора ДВС переставали взаимодействовать тогда, когда двигатель запустился.

бендикс стартера это

Конструкция устройства

На этом рисунке представлена схема бендикса марки Bosch (Бош). Наружная обойма 7 с роликами 5 и прижимной пружиной 6 приводят в движение приводную шестерню 2.

конструкция бендикса бош

В устройство бендикса Bosch входят следующие элементы: 1 – кожух обгонной муфты; 2 – ведомая обойма с шестерней; 3 – кольцо; 4 – фиксирующая шайба; 5 – ролик; 6 – прижимная пружина; 7 – ведущая обойма; 8 – буферная пружина; 9 и 11 – опорная чашка; 10 – кольцо крепления вилки; 12 – замковое кольцо (стопор).

Функция роликов в том, чтобы шестерня вращалась только в одну сторону, в обратную сторону шестеренке мешают вращаться пазы роликов спец формы и пружина, которая прижимает ролики в свои посадочные места. Это основные детали обгонной муфты. Остальные некоторые детали могут быть другими по форме и составу, в зависимости от производителя.

Принцип работы

Что передает вращательный момент бендиксу? Приводом для бендикса может быть и электродвигатель стартера, и редуктором стартера. Кстати, редукторные стартеры имеют несколько преимуществ, чем обычные, без редуктора.

бендикс принцип работы

Бендикс должен крутиться только в одну сторону.

Когда электромоторчик стартера достигнет нужно числа оборотов, ведущая обойма вращается и инерционная сила (обратная сила) выталкивает эту обойму по канавкам, которые сделаны в виде спирали. Ведущая обойма выталкивается по спирали до упора, пока не до маховика коленчатого вала.

Когда ведущая обойма подошла к маховику, в этот момент ролики зажимаются между обоймами (ведущей и ведомой) и крутят шестерню. Шестерня начинает вращать маховик коленвала двигателя.

И вот, двигатель машины запустился, теперь надо вытащить шестерню из зацепления с маховиков коленвала. Если при работающем двигателе шестерня стартера и маховик будут оставаться в зацеплении, то стартер сгорит. В этом помогает обгонная муфта. Она по спирали отходит от маховика автоматически и без повреждения зубьев вытаскивает шестеренку. Стартер, благодаря изобретению Хьюго Бендикса останавливается после запуска мотора.

Причины поломки

Обгонная муфта стартера ломается реже, чем другие детали. Высокий межремонтный ресурс был достигнут благодаря простой конструкции.

Большие основные нагрузки во время заводки двигателя идут на ролики и приводную шестерню.

Самый быстро изнашиваемый элемент конструкции стартера — это шестерня.

ремонт бендикса

Какие бывают неисправности узла в целом:

  • Зубья приводной шестерни износились, разрушились. Поэтому часто водители слышат, как хрустит в районе двигателя в момент запуска.
  • Наружная обойма в рабочих местах роликов.
  • Износились ролики, из-за чего нарушилась их геометрия.
  • Износился направляющий вал стартера. В этом случае также будет шум, потому что зацепление шестерни с маховиков коленвала ДВС будет неправильным.

Если обнаружились неполадки, поломки бендикса, то лучше всего заменить его. Ремонт его — это трата времени и сил. К тому же, новый бендикс стоит не дорого.

Видео

Посмотрев это видео, можно заменить своими руками бендикс стартера. Как работает стартер, смотрите на видео: Ремонт бендикса стартера автомобиля Audi 80 (Ауди 80). Авто этого видео рекомендует отремонтировать и отреставрировать бендикс, чем тратить время на дорого за новым бендиксом.

Спасибо за участие Поздравляем! У вас правильное произношение Бендикс. Держать себя. К сожалению! Похоже, ваше произношение Бендикс не правильно. Вы можете попробовать еще раз.

Оригинальный аудио

Оригинальный аудио Ваш аудио Поздравляю! Вы заработали > points Попробуйте снова

Нажмите на кнопку записи, чтобы произнести К сожалению, этот браузер не поддерживает запись голоса К сожалению, это устройство не поддерживает запись голоса

Правильно называть бендикс стартера обгонной муфтой, но это название редко используется. Назначение детали – передача вращения от вала стартера через маховик на коленвал двигателя. Узел чисто механический, очень надежный, но и он может выходить их строя. Самые распространенные поломки: износ шестерни или расположенных внутри стопорящих роликов.

bendiks startera

Содержание:

Распространенное название бендикс узел получил от американского изобретателя Винсента Бендикса, запатентовавшего его в 1910 году.

Устройство и принцип работы

Типичная обгонная муфта состоит из наружного кольца, называемого ведущей обоймой и внутренней ведущей обоймы.

Между ними находится механизм, состоящий из нескольких роликов с прижимными пружинами.

Без роликов обе обоймы свободно вращаются относительно друг друга.

В ведущей обойме выполнены специальные каналы, в которых находятся подпружиненные с одной стороны ролики. Каналы имеют клиновую форму.

При вращении в сторону расширения канала ролики не препятствуют ему. Однако при движении в другую сторону ролики под действием пружин попадают в узкую часть канала и стопорят вращение.

Благодаря такой форме обгонная муфта в одну сторону вращается всей конструкцией, а в обратную сторону шестеренка на ведомой обойме свободно прокручивается, не приводя в движение ведущую обойму.

vnutrenee ustroistvo bendiksa

Внутреннее устройство бендикса (обгонной муфты).

Шестерня бендикса входит в зацепление с маховиком двигателя только при включении стартера, для этого она подается вперед по валу ротора специальной вилкой, передающей движение с втягивающего реле стартера.

Алгоритм работы бендикса выглядит так:

  • При включении замка зажигания включается цепь втягивающего реле стартера, перемещая сердечник, который замыкает контактную группу подачи энергии от аккумулятора на стартер.
  • Якорь стартера начинает вращаться. Одновременно с включением контактов сердечник втягивающего реле с помощью специальной вилки подает вперед бердикс по валу якоря стартера. Перемещение происходит по винтовой нарезке.
  • Шестерня муфты опережения входят в зацепление с зубцами на маховике. Для облегчения этого процесса зубья на маховике и на шестерне сделаны с конической фаской. Если при подаче вперед шестерня не входит в зацепление с ответной нарезкой, происходит доворот муфты. После попадания шестерни в просветы между зубчаткой маховика, она подается вперед буферной пружиной на бендиксе. Благодаря пружине момент вхождения зубьев в зацепление происходит мягко, без удара.
  • Ролики в ведущей обойме заклиниваются в прорезях, обеспечивая вращение шестерни на ведущей обойме, крутящий момент передается на маховик, а от него на вал двигателя.
  • После запуска двигателя, вал начинает вращаться быстрее, чем стартер. Ролики в обойме подаются назад, обеспечивая прокручивание шестерни. Одновременно бендикс подается назад по шлицам вала, соскальзывая с маховика.
  • После выключения стартера на замке зажигания, сердечник втягивающего реле возвращается возвратной пружиной в обычное состояние, размыкая контактную группу и одновременно перемещая бендикс по валу в начальное положение.

Как проверить бендикс стартера

Для предварительной проверки бендикса не обязательно снимать стартер с двигателя.

О неполадках в данном случае достаточно легко убедиться по характерному скрежещущему звуку.

При исправном бендиксе по время запуска двигателя не должно быть слышно лязга. Исключение – резкий металлический щелчок срабатывания втягивающего реле.

Сильный лязг во время включения стартера значит, что возникли проблемы с бендиксом.

Есть несколько вариантов поломки:

1. Чтобы ее определить, стартер нужно демонтировать с двигателя.

2. Прежде всего осмотрите зубья – нет ли их выработки.

iznohenie zubj

3. Посмотрите состояние буферной пружины. Если она ослабла, шестерня может не заходить в нормальное зацепление с маховиком.

4. Состояние подающей вилки тоже нужно проверить. Иногда из-за износа или деформации она не полностью доводит бендикс вперед.

5. Не должно быть люфта узла на валу, при его появлении бендикс должен быть заменен.

6. Наконец попробуйте шестерню бендикса на кручение. Она должна свободно вращаться только в одну сторону. В другую она будет проворачиваться вместе с валом стартера.

Желательно проверить этот момент тщательно. Для этого нижнюю часть бендинса нужно зажать в тиски. Маховик зажимается разводным ключом. Усилие позволяет проверить нет ли хотя бы слабого проскальзывания.

proverka krucenij

Проверка кручения шестерни в обе стороны.

Возможные причины поломки

Если шестерня прокручивается в обеих направлениях – это неисправность.

Причины может быть три:

  • выработка роликов из-за трения, иногда их поверхность может даже приобрести вид многогранника, а не цилиндра;
  • стачивание поверхностей борозд, в которых находятся ролики;
  • поломка или ослабление пружин.

roliki

Ролики с выработкой в виде плоских граней.

Пружины и ролики можно заменить, подобрав подходящие. Еще лет 15-20 назад бендиксы часто ремонтировали, возвращая им работоспособность.

Сейчас практически все модели доступны в магазинах, другие можно заказать.

Муфта стоит недорого и ремонтировать ее экономически неразумно – работы по восстановлению обойдутся дороже покупки новой детали.

Вторая по распространенности поломка – износ зубьев шестерни. Ее можно заменить, но проще и дешевле заменить бендикс целиком.

Как поменять бендикс на стартере

Для замены муфты стартер обязательно снимается с машины. Также потребуется его разобрать, сняв ротор.

Последовательность разборки большинства моделей стартеров такая:

  1. Выкрутить стягивающие болты, снять переднюю и нижнюю крышки.
  2. Выкрутить болты втягивающего реле, вытащить его, снять подающую вилку.
  3. Вынуть ротор с бендиксом на нем.
  4. Легкими ударами подать вниз по оси стопорное кольцо.
    Снятие стопорного кольца.
  5. С помощью отвертки вынуть из проточки ограничительное кольцо. Сделать это довольно сложно. Попробуйте так: подцепите отверткой один конец, зажав его плоскогубцами. Теперь тяните его вверх, одновременно отверткой постепенно вытаскивая остальную часть кольца. Снять шайбу стопорного кольца с оси ротора.
    Удаление ограничительного кольца.
  6. Снять бендикс.

Сборка проводится в обратной последовательности. После установки немного смажьте трущиеся места консистентной смазкой. Обязательно высокотемпературной, вроде литола.

Перед тем, как устанавливать стартер на место, проверьте его работу, подав плюс на контакт втягивающего реле (на него идет провод от замка зажигания) и присоединив минус на корпус.

Если все собрано верно, то раздастся щелчок, и вилка подаст бендикс вперед до ограничительной шайбы.

Советы от опытных водителей

Несколько полезных советов, которые могут помочь при ремонте стартера:

Читайте также: