Как плавает луаз амфибия

Обновлено: 05.07.2024

Автомобили - транспортёры особо малой грузоподъёмности (400-750 кг.) предназначены для использования при эвакуации раненых с поля боя, подвоза боеприпасов, военно - технического имущества а также установки отдельных видов вооружения. Среди отечественных автомобилей с колёсной формулой 4х4 к ним относятся ЛуАЗ 967 и 967М. Эти транспортёры отличаются высокой проходимостью на пересечённой местности, обладают амфибийными качествами, авиатранспортабельны, высокоманевренны и подвижны.

Отрывок про разработку ТПК из книги "Секретные автомобили Советской Армии"

ТПК ЛУАЗ 967 Автомобиль предназначен для использования в боевых порядках подразделений, близко соприкасающихся с противником. Снаряженная масса - 950 кг, полная - 1350 кг. Дорожный просвет - 285 мм. Высота с поднятым ветровым стеклом - 1580 мм. Двигатель МеМЗ 967А, мощностью 37 л.с. Возможна буксировка одного прицепа массой до 300 кг. При движении по дорогам со скоростью до 75 км/ч ведущими являются передние колёса. Привод на задние включается для преодоления труднопроходимых участков. Есть также понижающая передача, возможна блокировка дифференциала заднего моста. Кроме того, для преодоления траншей и выхода из воды на неподготовленный берег, ЛуАЗ 967 снабжён легкосъёмными металлическими трапами. Автомобиль способен преодолевать подъёмы до 58 %. Для подтягивания грузов и раненых в зоне огневого воздействия противника можно использовать лебёдку, расположив машину в укрытии. Развиваемое лебёдкой усилие - 150-200 кгс, длина троса - 100 м. Особенность ЛуАЗ 967 - возможность движения по рекам и озёрам. Корпус машины - водонепроницаем, что обеспечивает достаточный запас плавучести. По воде ЛуАЗ 967 движется благодаря гребному эффекту, создаваемому колёсами. Скорость на плаву - до 3-х км/ч. Место водителя в ЛуАЗ 967 размещено посередине, а справа и слева, с некоторым смещением назад - два утапливающихся в платформах сидения для пассажиров. В сложенном состоянии их спинки находятся в одной плоскости с платформой, освобождая место для груза или двух раненых на носилках. Когда нужна скрытность передвижения, водитель может управлять машиной полулёжа. Рулевая колонка при этом опускается, спинка сидения откидывается назад, а лобовое стекло на капот двигателя. Щиток приборов, смонтированный на растяжках ступицы руля, в любом случае остаётся в поле зрения водителя. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Война в Корее (1949-1953), на которую Советский Союз поставлял военную технику, показала нехватку в составе вооружённых сил лёгкого вездехода для транспортировки раненых, подвоза боеприпасов и т.п. ГАЗ 69, использующийся в то время для этих целей, имел слишком большие габариты, был неповоротлив, а на изрытом воронками поле часто садился на мосты. Тогда-то и возникла необходимость в создании лёгкого плавающего вездехода с высокой подвеской, пригодного для перевозки раненых, желательно способного к десантированию с самолётов. Разработкой нового вездехода занялась специальная группа в НАМИ под руководством Б.М.Фиттермана. В 1958 году был изготовлен первый прототип, получивший название НАМИ 049. Кузов был сделан из стеклопластика, роль рамы выполняло несущее основание кузова. Подвеска - независимая торсионная, на продольных рычагах. Передний мост был подключён постоянно, задний подключался через блокируемый межосевой дифференциал. Дифференциал заднего моста также блокировался. Расстояние между мостами (база) составляло 180 см. В конструкции были применены колёсные редукторы, которые повышали крутящий момент и увеличивали дорожный просвет до 28 см у гружёной машины. В конструкции был применён двигатель Ирбитского мотоциклетного завода МД 65 мощностью 22 л.с. Но ходовые испытания опытного образца выявили ряд недостатков: стеклопластиковый кузов оказался недостаточно прочным, а двигатель слишком слабым. К разработке второго образца НАМИ 049А подключились специалисты Запорожского завода. На основе одного из моторов ВМW был разработан двигатель МеМЗ 969 мощностью 30 л.с. Вместо стеклопластикового был использован стальной корпус с мощной рамой. От межосевого дифференциала отказались, задний мост стал отключаемым. Пластинчатые торсионы заменили кованными, что позволило подвеске выдерживать удар при приземлении на парашюте. Работы велись над двумя вариантами машины - простой и плавающей. Военные выбрали второй вариант. Чтобы решить задачу транспортировки раненых, место водителя расположили посередине, за ними - спина к спине - сидел санитар. Носилки для раненых находились по бокам. Верх кузова и частично боковины закрывал брезентовый тент. Движение по воде осуществлялось за счёт гребного эффекта колёс. Окончательный вариант получил название ЛуАЗ 967. Его производство началось на автозаводе в Луцке в 1961 году.

Тактико-Технические Характеристики

Марка автомобиля: ЛУАЗ
Модель автомобиля: 967
Поколение автомобиля: 967М
Тип кузова: Специальный, повышеной проходимости
Количество дверей: 0
Количество мест: 3 для сидения или 2 для сидения и 2 лежачих (на носилках), 7 в штабной модификации
Длина: 3735 мм
Ширина: 1712 мм
Высота: 1600 мм
Колесная база: 1800 мм
Колея передняя: 1340 мм
Колея задняя: 1335 мм
Дорожный просвет при полной нагрузке: 285 мм
Дорожный просвет при снаряженной массе: 300 мм
Объем двигателя: 1,197
Мощность: 37-42л.с
При оборотах: 4300
Крутящий момент: 7,2кгс/м
При оборотах: 3000
Система питания: карбюратор
Расположение цилиндров: V-образное
Количество цилиндров: 4
Диаметр цилиндра: 76мм
Ход поршня: 66мм
Степень сжатия: 7,2
Количество клапанов на цилиндр: 2
Топливо: А72
Привод: Полный подключаемый
Кол-во передач (мех): 5
Передаточное отношение главной передачи 4,125
Тип передней подвески: торсионная
Тип задней подвески: торсионная
Передние тормоза: Барабанные
Задние тормоза: Барабанные
Тип рулевого управления: Глобоидный червяк
Максимальная скорость: 80 км/ч
Время разгона (0-100 км/ч): -
Время разгона (0-60 км/ч): 60с
Расход топлива в городе: 12 л/100км
Расход топлива на шоссе: 10 л/100км
Объем топливного бака: 34 л
Снаряженная масса автомобиля: 930 кг
Допустимая полная масса: 1350 кг
Распределение нагрузки по осям:
для полной массы, перед/зад 700кг/650кг
для снаряженной массы, перед/зад 580кг/350кг
допустимая полная масса буксируемого прицепа без тормозов: 300кг
Запас хода по контрольному расходу 340км
Тормозной путь со скорости 75км/ч с полной массой 45м
Максимальный подъем, преодолеваемый без разгона 58%
Минимально устойчивая скорость 3км/ч
Скорость на плаву 4км/ч
Путь свободного качения (выбег) 280м
Размер шин: 175/80 R13
Размер дисков: 4.5J X 13

Лирическое отступление ((С) Terra_INC)

ЛуАЗ-это:

1) Первый отечественный серийный переднеприводный автомобиль (иногда об этом еще вспоминают).

2) Первый отечественный джип с несущим кузовом, созданным специально для него - а не переделаный из кузова базовой легковушки (А не "Нива", как многие полагают). Кто хочет поспорить - пусть для начала даст определение, чем лонжерон или поперечина рамы отличается от таковых деталей несущего кузова.

3) Первый отечественный (а может, и вообще) универсал повышенной вместимости - салон от "Лендровера" у автомобиля в габаритах какого-нибудь "Самурая" и при колесной базе всего в 1800 мм говорит об этом однозначно(и это - не "вагонник"!). Просто то, что потом стало принято стилизовать под однообъемник, стилизовали под обычный "классический" джип.

4) Первый отечественный джип, концепция которого позволяла получить высокоскоростную машину - но эту возможность угробили "запорожским" движком и негодными для скоростной езды колесами. В активе - передний привод, сравнительно жесткая независимая подвеска всех колес со сравнительно небольшой неподрессоренной массой, несмотря на колесные редукторы. Далее - очень низкий цнтр тяжести. При дорожном просвете 280 мм двигатель - ниже, чем на "Ниве", ровный пол салона - ниже, чем у многих "паркетных" внедорожников (размер от дорожного просвета до уровня пола - чуть более 200 мм - это до сих пор (!) абсолютный рекорд плотности компоновки шасси джипа). Плюс - большая жесткость кузова на кручение (даже в тентованном исполнении) - что было несложно обеспечить, так как между точками крепления к кузову передней и задней подвесок всего чуть более метра. По моему опыту, машине не хватало только двигателя от 70 л.с., хороших радиальных покрышек размерности где-то 205.70R14 (и чуть пошире колеи) и хотя бы исправных амортизаторов (лучше - газонаполненных) и передних дисковых тормозов, чтобы еще до "Нивы" получить классную машинку, за которой на "классике" зимой лучше не гоняться.

К тому же это САМЫЙ легкий серийный автомобиль с колесной формулой 4х4

От себя добавлю - все это говорилось про обычный гражданский ЛУАЗ. По сравнению с которым на ТПК

  • дорожный просвет больше на 15мм
  • посадка водителя ниже на 100мм, посадка пассажиров - на 190мм чем в гражданском. Говорите - это как раз толщина шасси и не на земле же сидит пассажир? Конечно не на земле - на сиденье, которое расположено чуть выше уровня пола салона. А ноги стоят как раз на днище понтона - таким образом высота размещения пассажира минимально возможная.
  • центральное расположение места водителя позволяет ехать с двумя лежачими местами - авто это в первую очередь военная санитарка.
  • рулевая колонка регулируется по высоте - и это в 68 году!
  • на уровне дорожного просвета расположено днище, закрывающее все узлы от повреждения об дорожные неровности. Также это дополнительно понижает центр тяжести.
  • в результате всего вышеперечисленного центр тяжести оказывается расположен так низко, что угол поперечного опрокидывания - около 60 градусов! (Высота ЦТ - 600мм, что при колее 1500мм дает угол 61,5градуса. )
  • в комплекте есть трапы, которые во-первых защищают борт от повреждений (можно проехать прижавшись к дереву - и ничего не случится, трап держит вес транспортера), а во-вторых очень помогают в прохождении непроходимых участков.
  • водительское сидение легкосьемное, после снятия образуется ровная площадка 2*1,5м - то есть отличное спальное место. С тентом получается этакая "палатка на колесах".

Вроде ничего не забыл.

И в завершение - выдержка из протокола официальных испытаний гражданской версии (понятное дело что испытания военной техники были засекречены)

  • Ширина в мм: 2000
  • Глубина в мм: 450
  • Угол скоса боковой стенки, град: 43
  • Высота в мм: 310
  • Угол скоса насыпи в град:
  • Грунт с травяным покровом: 22

Испытания на преодоление брода проводились в водоеме с переменной глубиной, имеющем ширину 21 метр и твердое каменистое дно. Скорость течения воды 0.3м/сек. Автомобиль ЗАЗ-969 с номинальной нагрузкой преодолел брод глубиной 0.45м. Брод глубиной 0.5 м автомобиль преодолеть не смог, так как вода, разбрызгиваемая шкивом коленчатого вала, попадала на приборы электрооборудования, и двигатель останавливался. Для преодоления бродов с большей глубиной автомобиль требует специальной подготовки, в частности установки герметичных приборов электрооборудования двигателя. Анализ результатов испытаний показал, что автомобиль ЗАЗ-969, имея сравнительно небольшой вес, значительный дорожный

просвет, независимую подвеску колес, блокировку дифференциала заднего моста и хорошую маневренность при небольших габаритных размерах и при малом давлении на грунт, обладает достаточно высокой проходимостью. Это было подтверждено Государственной комиссией, которая отметила, что автомобиль ЗАЗ-969 имеет проходимость, не уступающую проходимости автомобиля отечественного производства ГАЗ-69 и автомобиля зарубежного производства Штейер-Пух, а в ряде случаев (движение по заболоченной местности, мокрому лугу и сыпучему песку) имеет лучшую проходимость."

Данный отрывок представлен в подлинном виде из сборника статей "Расчет, конструирование и исследование автомобиля запорожец" М., "Машиностроение", 1970, 198с.

Как отмечено в тексте, испытания проводились на автомобиле ЗАЗ-969 с двигателем 30 л.с. на штатной узкой мелкой резине с жесткой боковиной и огромным давлением на грунт даже в спущеном состоянии. Мы сейчас катаемся на резине 205/70R15, минимальное рабочее давление - 0.3, клиренс на ней выше на 35мм - вобщем, разницу в проходимости можете представить самостоятельно. Теперь машина опровергает стандартную джиперскую поговорку "чем больше ходишь - тем дальше едешь", ибо может ехать по совершенно непроходимым "дорогам":

Medium





Hunter777

Офигенный аппарат! Проходимость атас, плавает так же. К нам на дачу приезжали на таком, так он по болоту прямо к озеру… Они потом самое смешное на нем рыбачили. Только это вроде бы текст с 4x4 Club. И еще обидно, что ЛУАЗ свернул его пр-во.

mrXCLUZIVE

Ну эт омой рерайт. У них другой текст. А вот фото их ) прсото аппарат правда офигенный и хотелось о нём упомянуть )

Да, классный авто. Помню еще была интересная модификация для перевозки раненый. Да и вообще для военных имхо это идеальный вариант.


26.12.2021 18:31 899

Машина, первоначально известная как ЛуАЗ-967, на самом деле имела наименование ТПК – транспортер переднего края. То есть его создавали для работы непосредственно на линии соприкосновения с противником и под его огнем.

Исходя из этого заказчик ставил перед конструкторами задачу относительно возможностей будущей машины. И характеристики ее должны были быть взаимно исключительными.


ТПК ЛуАЗ-967 был самым маленьким транспортером армии, но он отнюдь не был примитивным по конструкции

Например, военным нужна была максимально низкая машина, но с выдающейся проходимостью – то есть с большим клиренсом и полным комплектом агрегатов трансмиссии под днищем. Она должна была уметь плавать и летать (хотя и в грузовом отсеке самолета или вертолета) – но при этом не могла быть легкой через привод 4х4 и заказанную вместимость.

При таком наборе противоречивых “пожеланий” неудивительно, что создавали эту машину в течение десяти лет. Поэтому свои первые победы ТПК Луцкого автомобильного завода одержал еще до того, как был зачислен на службу в ряды армии.


Откидные борта ТПК одновременно служили трапами для выезда на берег и переезда окопов, а также канистрами для топлива или воды (на фото поздняя серийная версия, сиденья неродное)

Образно говоря, соревноваться пришлось с параллельными опытными конструкциями – и в конкуренции с другими заводами, и просто с устаревшими и нежизнеспособными схемами. О некоторых проектах ТПК расскажем ниже.

ТПК от МЗМА (около 1955 г.)

Первая попытка создать легкий многоцелевой транспортер была настолько законспирированной, что неизвестна даже точная дата создания проекта. Работу доверили автозаводу, который тогда выпускал самые маленькие на то время автомобили в стране: московскому МЗМА. Самый первый ТПК уже имел правильную концепцию: низкая самоходная платформа на базе стандартных “легковых” агрегатов.




Первая попытка МЗМА сделать транспортер переднего края: плоская тележка на базе “Москвич 401”

За военной “модой” тех времен, колонку руля сделали на шарнире, так что водитель мог управлять им не только сидя на сидении, но и… переползая рядом – для еще большего снижения силуэта. Позади водителя под низким тентом вдоль кузова помещались двое носилок для раненых. Создана была машина на агрегатной базе “Москвича 401” с его 26-сильным двигателем. Машина получилась тяжелой и к тому же не могла плавать, поэтому ее отправили на доработку.

ТПК от МЗМА (1958 г.)

Второй ТПК был тоже московского проекта, но базировался он на шасси настоящего внедорожника – опытного “Москвич-415”, который, кстати, так и не увидел конвейера. Машина имела расположенный между двумя сиденьями 30-сильный двигатель и трансмиссию 4х4 от модели “Москвич-410”.


Второй “москвича” транспортер стал упрощенным вариантом внедорожника – слишком тяжелым и слишком большим

Из-за “полноразмерных” агрегатов и классической “джиперской” компоновки этот ТПК оказался слишком тяжелым, длинным, и главное, что высоковатым – то есть существенных функциональных преимуществ перед обычным внедорожником он не имел. Поэтому следующий ТПК решили конструкторам МЗМА уже не поручать.

НАМИ-032 (1956-58 г.)

Пока на МЗМА экспериментировали с тележками на шасси “Москвичей”, в исследовательском институте НАМИ начали свой проект транспортера переднего края – с пониманием того, что машину надо сделать поменьше. Концепция была в целом та же, но создавали ее на ровном месте, не беря за основу какую-то существующую платформу. Для большей компактности амфибии ее оснастили двухцилиндровым оппозитником от тяжелого мотоцикла М-72, который установили спереди.




Конструкторы научного института НАМИ наконец сформировали основную структуру будущего ЛуАЗ-967

Кузов-платформу НАМИ-032 сделали в виде лодки, в которую помещалось двое носилок с ранеными или шестеро в сидячем положении. Трансмиссия должна была быть 4х4, колеса запланировали малыми, но с колесными редукторами для увеличения клиренса до 300 мм. Руль расположили по центру, и это решение через десяток лет дойдет до конвейера. Прототип НАМИ-032 имел несколько буквенных модификаций, первые имели проблемы с проходимостью, а в целом судьбу проекта определил двигатель: он был слаб.

ЗАЗ-967 (1962 – 1967 гг.)


На ЗАЗ проект ТПК попал уже без возможности управлять им, идя или переползая рядом. Запорожцы дали водителю возможность лежать за рулем





Чуть позже завод переименовали в Луцкий автомобильный, а транспортер на ЛуАЗ-967. В 1968 г. автомобиль стал на вооружение армии, также он поставлялся армиям дружественных стран, в частности, Восточной Германии. Аналогов ТПК не существовало ни в одной армии мира – такого сочетания тактических возможностей не удалось достичь автомобильным конструкторам других стран.

Рассматриваемый автомобиль оснащен минимальными конструкционными новшествами, при этом легко преодолевает крутые подъемы и труднопроходимые участки. Среди особенностей ЛуАЗ 967 амфибия можно выделить следующее:

  • Вмонтирована новая панель приборов и усиленные лонжероны;
  • Четырехступенчатая КПП с возможностью активации пониженной ступени для преодоления сложных маршрутов;
  • Отбрасываемое водительское кресло и опускающийся рулевой узел с приборной панелью;
  • Круглые фары сзади, откидной фонарь-искатель, опускающийся лобовик;
  • Штатный водооткачивающий насос и система тормозного привода барабанного типа с одним контуром;
  • Отбрасывающийся задний борт.

Волынь

Автомобиль оснащен минимальными конструкционными новшествами, при этом легко преодолевает крутые подъемы и труднопроходимые участки

Серийное производство рассматриваемого автомобиля производилось на Луцком автомобильном заводе с 1975 по 1989 гг. Среди вариаций можно отметить стандартную версию 967, 967-М, 967-МП. Наиболее популярная версия представлена на фото.

ЛуАЗ 967

Среди вариаций можно отметить стандартную версию 967, 967-М, 967-МП

Амфибия в свое время пользовалась сумасшедшим успехом. Во-первых, специальная система рулевого управления позволяла при обстрелах двигаться под управлением водителем в лежащем состоянии, при этом роль педали газа играла ручная дроссельная заслонка. Во-вторых, торсионная независимая подвеска давала возможность конструктивно соединить жестко коробку переключения передач и задний мост (через редуктор). Передний привод оставался неотключаемым. Фронтальная часть амфибии оснащалась лебедкой, дополнительную надежность машине придавало отсутствие карданных шарниров. Лебедка поставлена с расчетом вытягивания не самого авто, а раненных с поля боя на специальной пластиковой волокуше.

Силовой агрегат

Технические характеристики мотора ЛуАЗ 967 приведены в таблице:

Мотор ЛуАЗ 967

Тип мотораКарбюраторный МеМЗ
Рабочий объем887 куб. см
Мощность (л. с)30-40
Число оборотов/крутящий момент (об/мин)5600/3000
Расход топлива (л/км)10/100
Мах. Скорость (по трассе/на плаву), км/ч75/3
Тип горючегоБензин Аи 92

Характеристики ЛуАЗ

Технические характеристики мотора ЛуАЗ 967

Трансмиссия, габариты и прочие характеристики

Сцепление амфибии скопировано от автомобиля ЗАЗ. Устройство сконструировано таким образом, что на передние колеса подается постоянный привод, а задний мост можно активировать путем переключения рычага, расположенного возле ручки коробки передач. По воде передвижение осуществляется за счет вращения колес.

В таблице представлены прочие характеристики

ЛуАЗ 967

Длина/ширина/высота (мм)3 681/1 712/1 580
Колесная формула4*4
Тормозной механизмБарабаны из алюминия с чугунными вставками, усиленные гидровакуумом
Масса (т)Полная – 1,35, снаряженная – 0,95
ПриводПолный, подключаемый
Клиренс (мм)285
ПодвескаПолностью независимого типа, усиленная
Вместимость3-6 мест

Модификации

На основе базовой модели предпринимались попытки создания различных модификаций:

Водная переправа ЛуАЗ

Сцепление амфибии скопировано от автомобиля ЗАЗ

История создания

Разработка модели ЛуАЗ 967 производилась совместно со специалистами НАМИ и АвтоЗАЗа. В результате амфибия получила V-образный четырехцилиндровый мотор с воздушным охлаждением. Велись эксперименты с монтажом пластикового корпуса, но с учетом его хрупкости предпочтение было отдано стальному варианту с тентом. На последних моделях отказались от установки дифференциала, сделав при этом отключаемый задний мост.

Возможность десантирования транспортного средства на парашюте обеспечивала усиленная подвеска. Водительское место расположилось посредине авто, спиной к нему предполагалось размещение санитара, а сбоку осуществлялась погрузка носилок с ранеными. С учетом того, что у амфибии отсутствовал гребной винт, передвижение по воде происходило за счет оборота колес. В связи с этим можно отметить, что машина на суше была маневреннее.

Спереди в ЛуАЗ ТПК разместилась лебедка. Боковые борта служили своеобразной защитой от обстрелов и стабилизировали автомобиль при перемещении по воде. На бортах монтировались металлические трапы, служащие для заезда и выезда из водоемов и преодоления небольших рвов.

Сначала разработка транспортера планировалась на Запорожском автомобильном заводе, но в связи с нехваткой производственных мощностей проект был перенесен на Луцкий автокомбинат. ЛуАЗ 967 в серийное производство поступил с 1969 года. Первоначальные поставки машины не были массовыми из-за всевозможных конструктивных недочетов. За период производства амфибия постоянно дорабатывалась и модернизировалась.

Сейчас автомобиль является настоящим раритетом. Купить его можно в частную собственность на распродажах после консервации воинских частей. В советское время амфибии были доступны исключительно для армейских подразделений.

ЛуАЗ ТПК

Сейчас автомобиль является настоящим раритетом

Отзывы владельцев

Максим из Санкт-Петербурга (РФ) поделился своими впечатлениями о военном вездеходе. Ниже приведен его отзыв:

Отзыв от Игоря из Воронежа:

Читайте также: