Как поменять защиту спиц на велосипеде

Обновлено: 05.07.2024

как заменить спицу на велосипеде

Такое простое действие, как замена спицы на велосипеде, иногда вызывает вопросы и затруднения. Замену погнутых и сломанных элементов можно произвести самостоятельно в домашних условиях без специальных навыков и знаний, опыта выполнения подобных работ, дорогого инструментария.

Самостоятельная замена спицы в велосипедном колесе

Разновидности колесных спиц

Выделяют 2 разновидности велосипедных спиц:

Первые встречаются чаще. Такие детали более прочные, требуют постоянства сечения металлического стержня. На ряде устройств возможно переменное сечение. Такие спицы бывают следующих видов:

  • с одиночным, двойным либо тройным стыком;
  • аэродинамические эллипсовидные;
  • аэродинамические с каплевидным либо плоским профилем.

Существует 2 основные разновидности спицовки:

  • тангенциальная (подходит для задних, дисковых колес, снижает риск поломки за счет равномерного распределения нагрузки);
  • радиальная (чаще используется для передних колес, поскольку нагрузка на них со стороны тормозов и педалей ниже).

Возможны также варианты с кручеными спицами и смешанные.

Инструменты для замены

Заранее подготовьте весь необходимый инструментарий. Потребуются:

  • плоская отвертка;
  • лопатка для шин;
  • ключ для спиц;
  • запасная деталь;
  • съемник стопорного кольца.

Может потребоваться недлинная цепь с рукоятью. С ее помощью снимается блок звездочек.

Пошаговая инструкция по замене детали

Пошаговая инструкция по замене детали

Сначала определите, какой длины запчасти потребуются. Для этого воспользуйтесь специальными программами в интернете. Можно использовать калькулятор Lexapskov, подбирающий подходящий размер с учетом модели транспортного средства. Программа дополнительно указывает тип спицовки.

Не обязательно обращаться в сервисный центр. Произвести ремонт своими руками можно как на переднем, так и на ведущем, заднем колесе. Игнорировать поломку нельзя, поскольку при эксплуатации велосипед начнет трястись, что сделает езду опасной и увеличит риск поломки транспортного средства. Перед началом работы смажьте маслом или специальным средством резьбу на каждом элементе. Это облегчит вращение ниппелей.

Чтобы произвести замену испорченной детали, потребуется снять покрышку с колеса. Снимать придется и ободную ленту, защищающую камеру от повреждений. Затем испорченный элемент вытаскивают вверх. В освободившееся отверстие вставляют запасную деталь. Потребуется погнуть ее, чтобы довести до основания. Под воздействием натяжения она распрямится. Предварительно ознакомьтесь с рисунком спицовки. Новый элемент должен встать так же, как уже установленные.

Если составные части вылетают регулярно, чаще с одной стороны, возможен перегруз. Другой причиной подобного явления становится перетягивание, из-за которого на деталь приходится чрезмерно большая нагрузка. Чтобы проверить, не перетянуты ли элементы, воспользуйтесь специальным прибором — тензометром. Найти такое устройство можно в велосипедных мастерских, сервисных центрах. Если возможности добраться до мастерской нет (например, в велопоходе), отпустите каждую спицу, после чего последовательно их натягивайте. Старайтесь делать натяжение равномерным.


С ломалась спица? Наше видео-руководство сделает её замену очень простым делом. Велосипед трясётся и разбивается на тропинках и неровных дорогах - самой частой причиной этого является ослабшая или сломанная спица.

И если разболтавшуюся спицу достаточно просто подтянуть, то погнутую или сломанную надо срочно менять.

К счастью, замена спицы так же проста, как и дешева, а с помощью видео-руководства вы снова мигом помчитесь по дороге.

Как заменить спицу на велосипеде - видео

  • Ключ для спиц;
  • Шинные лопатки;
  • Плоская отвёртка;
  • Возможно, понадобится съёмник стопорного кольца или короткий кусок цепи с рукояткой для снятия блока звёздочек, в зависимости от места разлома спицы;
  • Запасная спица.

Как заменить спицу?

как заменить спицу на велосипеде?

1. Сломавшаяся спица вряд-ли выскочит из колеса, так что нужно закрепить её или удалить, чтобы добраться до дома. Можно накрутить её на соседнюю спицу или примотать к ней изоляционной лентой, а если под рукой есть инструмент – просто откусить.

2. Выпустите воздух из шины и выньте камеру, если не пользуетесь бескамерной покрышкой. Поднимите ленту обода и выньте соединительную гайку и обломок спицы из колеса. Извлеките оставшуюся часть спицы из соответствующей проушины на ступице.


Большинство велолюбителей со временем встречаются с проблемой переспицовки колеса. Если вовремя не провести нужную процедуру, то колесо навсегда потеряет свою круглую форму и вернуть обратно ее станет невозможно. В данной статье мы рассмотрим алгоритм данного действия с подробным инструктажем.

Как собрать?

Процесс сборки колеса является достаточно медленным и требует большой внимательности и усидчивости. Работать со спицами следует предельно аккуратно, к тому же стоит и чётко следить за процессом их установки, потому что неправильное положение даже одной из спиц может сильно повлиять на работу всего колеса, а также привести к поломке этой спицы.

Чаще всего работу по спицовке колеса приходится проводить в несколько этапов, потому что за один раз невозможно успеть сделать абсолютно всё. К тому же, в таком случае нередко возникновение раздражения от того, что данный процесс является слишком медленным и трудоемким.

Очень важно при процессе сборки колеса соблюдать несколько правил. Чтобы спицы не повредили обод, не стоит очень сильно и туго натягивать спицы, так это создаёт повышенную нагрузку на все детали, включая втулку и даже ниппели. В то же время, если спицы сильно ослаблены, они могу сломаться в процессе езды. При правильной настройке колеса необходимо ослабить тугие спицы или подтянуть слабые, а также не забыть про соседние, так как в большом количестве случаев они так же нуждаются в правке.

Причины, вызывающие деформацию колеса

Причин, вследствие которых изрядно искривляется колесо, может быть несколько:

  • Это, конечно же, вес велосипедиста, который изо дня в день создает нагрузку на колеса. Так как вес человека может быть разным, то и нагрузка соответственно тоже разная.
  • Резкое торможение велосипеда может создать дополнительную нагрузку для спиц колеса.
  • Крутые повороты на пути велосипедиста также могут стать причиной деформации.
  • Неровный рельеф, по которому едет велосипед нередко приводит к проблемам с колесами.
  • Сильный удар или падение, скорее всего, приведут к так называемой восьмерке.
  • И, в конце концов, просто разболтанные спицы приведут ни к чему иному, как деформации колеса.

Основные виды переспицовки колес

Существует два основных вида спицовки:

Есть еще несколько названий, которые являются уточнением рисунка, получаемого в итоге из спиц колеса:

Основным отличием радиальной спицовки от крестовой или тангенциальной является то, что при радиальном методе спицы не пересекаются между собой.

Особенности радиальной спицовки

Опытные специалисты такой вид спицовки используют в основном для передних колес. Объясняется это тем, что они менее подвержены нагрузки со стороны педалей и тормоза. Но, несмотря на это, колесо получает колоссальную нагрузку, которая направлена вертикально. Именно поэтому при радиальной спицовке, используется большое количество спиц. Механики рекомендуют оптимальное количество спиц 32.

Стоит отметить, что при таком способе спицевания не играет большой роли куда обращена головка спицы. По желанию велосипедиста она может быть направлена внутрь флянцев втулки, так и наружу.

Особенности тангенциального спицевания

Это спицевние позволяет прекрасно выдерживать все нагрузки, возникающие во время езды. При этом есть один нюанс: чем угол, образованный между фланцами и спицей шире, тем колесо прочнее. Это объясняется тем, что при таком расположении нагрузка распределяется равномерно, не нанося при этом особого вреда велосипеду.

Процесс настройки велосипедного колеса.

Теперь пришло время ответить на вопрос – как грамотно произвести подтяжку спиц на велосипеде. Здесь тоже нужно точно выполнять определенные этапы четко придерживаясь описанной инструкции.

  1. Чтобы избежать опасности деформации кручения спиц, колеса следует поочередно закрепить в специальном станке, предназначенном для центрования. Линия центровки поддается опасности смещения, поэтому прочность фиксации колеса в станке очень важна.
  2. Процесс регулировки начинается с затягивания совокупности коротких спиц, отсчитывая от шинного ниппеля. Процесс затягивания происходит в размере полного поворота. Если ориентироваться по отношению движения байка, то переднее колесо затягивается про левую сторону, а заднее – по правой. Потом действия переносим на противоположную сторону.
  3. Велосипед при движении подвергается воздействию законов физики. Чтобы избежать трения спицевой головки об гнездо, нужно ее выровнять. Трение может возникнуть при колебательных движениях самой спицы. Процедура выравнивания заключается в поочередных осторожных ударах молотка с использованием тупого пробойника по головке в области фланца.
  4. По описанной выше схеме производим затяжку на пару оборотов по стороне коротких спиц, потом по месторасположению длинных.
  5. Колесо можно извлечь из станка. Торец втулки теперь послужит базой установки зонтомера. Процесс установки начинается с коротких экземпляров и охватывает обе стороны обода. Используя регулировочное колесико производим настройку осевой длины прибора. Зазоры нужно убрать в ключевых точках:
  • правый борт обода;
  • левый борт обода;
  • втулка, а именно торец.

После этого переходим к стороне длинных спиц.

Что понадобится?

Детали, которые необходимы для спицовки колеса:

  • Втулка. Качественные втулки чаще всего бывают произведены из алюминия. У хороших втулок, как правило, идут толстые фланцы и раззенкованные отверстия под спицы;
  • 36 cпиц. Хорошие изготавливают из нержавеющей стали или титана. Большинство велосипедистов предпочитают колёса именно с 36 спицами, так как это считается оптимальным количеством в плане прочности. Размер спиц должен подбираться из учёта типа спицовки;
  • Обод. Лучше всего выбирать обод из алюминия. Такой материал делает колесо прочнее и легче, к тому же алюминий не ржавеет, что увеличивает срок службы обода;
  • Ниппель. Ниппели производятся из никелированной бронзы или же из алюминия. Главное, не использовать алюминиевые ниппели с ободами из такого же материала, потому что в таком случае они могут прикипеть друг к другу, так как произойдёт химическая сварка.

Необходимые инструменты для правильной спицовки колеса:

Прежде чем начать непосредственное спицевание колеса, необходимо сначала подготовить детали к работе. Для этого следует обработать резьбу спиц и отверстия обода маслом или специальной смазкой. Это позволит спицам лучше вращаться при закручивании, а, следовательно, способствует их более прочной и крепкой установке, позволит их сильнее натянуть, чтобы они впоследствии не болтались.

Как правильно спицевать колесо велосипеда

Выбор спиц нужной длины

От выбора спиц с оптимальной длиной для вашего велосипеда зависит функциональность переднего колеса. Ещё больше сюрпризов таит задний обод — на нём зафиксированы разные скорости, что усложняет центрирование спиц. Все компоненты должны иметь разную длину, зависящую от угла наклона, которую тоже необходимо правильно рассчитать.

Чтобы подсчитать длину спиц, специалисты рекомендуют воспользоваться калькуляторами, которые позволят подсчитать все характеристики в онлайн-режиме.

Пошаговое спицевание

Переспицовка колеса велосипеда своими руками на подготовительном этапе состоит из подготовки обязательных материалов и инструментов:

  • обод в отличном состоянии;
  • спицы;
  • втулка;
  • ключ, предназначенный для работы со спицами;
  • отвёртка.

Впервые столкнувшись со спицеванием, акцентируйте внимание на расположении отверстий — они находятся в стороне. Спицы со втулочного фланца, расположенного справа, заводят в углубления, зафиксированные в правой части, а с левого фланца — в обратном направлении. Половину спиц можно считать основными, а оставшаяся часть относится к хвостовым. Как их отличить во время установки?

  • Лидирующие компоненты смотрят в направлении вращения колеса и чаще всего окрашены в синий оттенок.
  • Хвостовые направлены против вращения обода и окрашены в красный цвет.


Для подсчета длины спиц можно воспользоваться калькуляторами, которые позволят подсчитать все характеристики в онлайн-режиме

Как правильно переспицевать колесо на велосипеде, рассказывают специалисты:

  1. Зафиксируйте хвостовую спицу так, чтобы она прошла внутрь фланца. Её монтируют снаружи от фланца справа и переводят в отверстие, расположенное ещё правее, после отверстия золотника.
  2. Прикройте ниппель, иначе спица может выпасть.
  3. Второй ведомый компонент располагают в углублении того же фланца.
  4. Третья деталь проходит через три углубления после первой монтированной.
  5. Переспицовка переднего колеса велосипеда на следующем этапе подразумевает разворот обода так, чтобы он расположился на переднем плане от левого фланца втулки.
  6. Ещё одной вставленной группой компонентов будут хвостовые спицы. Разверните колесо для расположения золотника в верхней части.
  7. Не выпускайте из виду первую вставленную спицу — находясь в первом углублении в золотнике, спица, подходящая к фланцу слева, находится по левую сторону.
  8. Зафиксировав хвостовые компоненты, займитесь лидирующими. Поверните свой велосипед так, чтобы колесо было установлено к вам правым фланцем.
  9. Лидирующие разрешается вставлять в разные углубления, чётких требований и правил здесь нет.
  10. Проверните втулку, следуя часовой стрелке до тех пор, пока лидирующая деталь не встретится с тремя хвостовыми.
  11. В идеале первые две должны пересечься со втулкой извне, а третья — внутри. Чтобы это правило было выполнимо, иногда приходится слегка изогнуть спицу.

Наглядно, как правильно спицевать колесо велосипеда, показано в видеоролике:

Как отрегулировать натяжение

Чтобы спицы не болтались, нужно закрутить ниппели. Недопустимо закручивать одни ниппели на пару вращений, а другие на 5–6 — спицы будут натянуты неодинаково. Чтобы натяжение удалось в лучшем качестве, подогните компоненты, нажимая на каждую спицу возле фланца. Ещё одно натяжение осуществляется после первичной натяжки. Если обод отрегулирован правильно, колесо при катании на байке не будет биться.

Как поменять спицы на заднем колесе велосипеда, вы уже знаете, а вот процесс натяжки предполагает важную хитрость. Спицы справа натягивают туже, чем левые — просто заверните ниппели, находящиеся в правой части, на 3–5 дополнительных оборотов. После этого каждый ниппель прикрутите ещё на одно вращение. Ощупайте, есть ли слабина — если она присутствует, прибавьте по обороту. Когда пройдено три четвёртых части колеса, может оказаться, что ниппели туго поддаются прокручиванию. Допускать перетяжки не стоит — ослабьте все механизмы на одно вращение.

Заметьте, что зонтик от заднего колеса двухколёсного средства передвижения должен находиться в плоскости, пересекающей центр расстояния между наконечниками втулки сзади. Если отнестись к этому требованию халатно, скорее всего, велосипед будет тянуть повернуть вбок, комфортно кататься на таком байке не выйдет.


Процесс натяжки спиц имеет одну хитрость – спицы справа натягивают туже, чем левые

Заключение

Освоив, как правильно спицевать колесо велосипеда, вы сможете в любое время и в любом месте отремонтировать обод. Многие владельцы велосипедов надеются, что их выручат профессиональные веломеханики, но далеко не все специалисты делают эту работу качественно, чтобы сэкономить время, они пропускают некоторые важные операции. В итоге ездить без подстройки колеса на велосипеде через некоторое время снова становится невозможно.

Особенности переспицовки колеса

В принципе вся описанная процедура разделяется на три шага.

  1. Оценка нужного размера спицы.
  2. Процесс монтажа.
  3. Регулировочные действия.

Основную сложность заключает в себе определение длины спицы. Тут важно применить специальную и сложную формулу. Чтобы полностью не заморачиваться данной проблемой можно воспользоваться специальной программой, которую отыскать в интернете несложно. Существующие калькуляторы позволят обычному пользователю совершить точные и необходимые расчеты.

Мы разобрали процесс правильного спицевания колеса. Надеемся, что данная инструкция поможет вам разобраться в возникшей проблеме самостоятельно.

Кол-во блоков: 9 | Общее кол-во символов: 14608
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

переспицовка.jpg

Невозможно представить себе велосипед без колес. Они отбалансированы на момент покупки, но это не означает, что они сохранят правильную балансировку и во время эксплуатации. Процесс б алансировки - это тщательная работа, в которой важно выполнять все операции по порядку, не пропуская ни одной, чтобы вы были уверены в надежности колес. Ниже вы найдете пошаговую инструкцию этого непростого и важного процесса.


А. Набор

1. Комплектующие. Воспользовавшись специализированным калькулятором для расчета длины спиц (легко найти в интернете), подберите их в зависимости от вашего обода и втулки, а также необходимого количества и типа спицевого набора. Если вы меняете существующий обод на другой с другими размерами, вам потребуются спицы уже другой длины.

2. Смажьте маслом резьбу спиц и обод в местах соприкосновения с ниппелями. Без этого невозможно натянуть спицы достаточно жестко.

  • нарезная часть втулки обращена к работающему;
  • самая близкая к вентильному отверстию спица находится справа от него;
  • обе спицы соединяют правую сторону обода с правым фланцем втулки;
  • между спицами три свободных отверстия.

11. Найдите ключевую спицу. Она расположена слева от вентильного отверстия или через одно ниппельное отверстие. Десятая спица должна быть рядом с ключевой справа (слева - в оригинале) от вентильного отверстия. При этом десятая спица не должна пересекать ключевую спицу.

12. После установки десятой спицы остальные восемь спиц левого фланца набираются в указанной выше последовательности.

13. Теперь набрана уже половина спиц. На заднем колесе эти спицы называются приводными. Их головки должны находиться с внешней стороны фланца. Если посмотреть на обод, то по всей окружности должны перемежаться пары свободных отверстий и пары отверстий с ниппелями. Ниппели должны быть завернуты только на несколько оборотов.

14. Переходим к натяжным спицам, головки которых должны находиться с внутренней стороны фланца. Продеваем одну натяжную спицу в отверстие фланца и закручиваем втулку так, чтобы уже набранные спицы получили направление, как можно более близкое к касательной относительно фланцев. На заднем колесе возьмите втулку за нарезную часть и поверните ее по часовой стрелке. Первая натяжная спица пересекает три уже набранных приводных спицы (считая только те, которые относятся к одному фланцу). Каждая натяжная спица должна проходить поверх первых двух пересекаемых ею спиц и заходить под третью пересекаемую. При наборе первых девяти натяжных спиц следите за тем, чтобы вставлять их в соответствующие отверстия обода, т.е. в те, которые смещены к их фланцу.

15. Остальные натяжные спицы набираются точно так же. При этом может оказаться, что концы некоторых спиц не доходят до ниппельных отверстий. Обычно это вызывается тем, что один или несколько ниппелей зацепились носиками за обод и не проходят в отверстия. Если же причина не в этом, значит вы слишком далеко завернули ниппели, которые, пока не набраны все спицы, должны заворачиваться не более, чем на два оборота.

В. Предварительное натяжение

1. Прежде чем натягивать спицы, нужно завернуть все ниппели на одинаковую глубину. Например, при длинных спицах концы должны выходить вровень со шлицами ниппелей. Если спицы коротки для этого, достаточно, чтобы на всех спицах было видно одинаковое число резьбовых витков. Равномерное заворачивание ниппелей очень важно, т.к. существенно облегчает весь дальнейший процесс. При этом спицы еще не должны быть натянуты.

2. На заднем колесе теперь пора заняться зонтиком. Правые спицы должны иметь большее натяжение, чем левые. Для большинства втулок достаточно в качестве первого приближения завернуть все правые ниппели еще на 3,5 оборота.

    Е. Правка зонтика

    1. Зонтик заднего колеса должен располагаться в плоскости, проходящей через середину расстояния между наконечниками задней втулки. Иначе велосипед будет стремиться повернуть в сторону.

    2. Проще всего проверить правильность зонтика по расстоянию от обода до тормозных колодок. Это расстояние измеряют при нормальном положении колеса, когда правый конец оси вставляется в левый наконечник (т.е. колесо перевернуто). В обоих случаях расстояние должно быть одинаковым. Однако такой способ годится лишь в том случае, если ось не погнута.

    3. Для настройки зонтика нужно при полностью натянутых спицах на одну и ту же величину отпустить ниппели одной стороны и подтянуть с другой (обычно 1/4 оборота). Если спицы натянуты не очень туго, можно только подтянуть ниппели с той стороны, куда вы хотите пододвинуть обод. При этом одновременно увеличится и жесткость всего колеса.
    F. Окончательная настройка

    Окончательная настройка заключается в последовательном повторении всех трех процессов: выправки эллипса, восьмерки и зонтика. Настройка одного может влиять на остальные, поэтому в каждый момент нужно работать над тем, что более всего отходит от нормы.
    G. Окончательное натяжение

    1. Теперь у вас должно получиться колесо, ничем не отличающееся от серийного заводского: все три параметра в пределах нормы, спицы достаточно натянуты. Многие механики посчитали бы работу законченной. Однако при езде такое колесо довольно быстро выйдет из строя. Причина в том, что головки спиц еще не полностью вошли в отверстия фланцев, а ниппели - в отверстия обода. При езде они начинают усаживаться плотнее и нарушают баланс колеса, которого мы только что добились с таким трудом.

    2. Есть несколько способов усадки спиц. Самый частый - взять колесо в обе руки, сильно надавить на спицы в местах их пересечения, повернуть колесо и проделать то же со следующими четырьмя спицами, и так по всей окружности. При этом будут слышны скрипы и потрескивания, то есть звук усаживающихся спиц. После этой процедуры может несколько нарушиться идеальная геометрия колеса. Снова отрегулируйте его и повторите выжимание спиц. Продолжайте весь процесс до тех пор, пока он не перестанет влиять на форму колеса и не прекратится скрип.

    3. Есть и другая причина, из-за которой колесо быстро выходит из нормы. Это скручивание спиц. При сильном натяжении поворот ниппеля может вначале скручивать, т.е. поворачивать спицу, вместо того чтобы тянуть ее вверх по резьбе. Например, вы хотите натянуть спицу на четверть оборота. При этом не так уж редко происходит следующее: сначала на 1/8 оборота вместе с ниппелем вращается и сама спица, потом резьба подается и тянет спицу на оставшиеся 1/8 оборота. Через некоторое время скрученная спица отдает назад и раскручивает при этом затяжку в ниппеле. Самый простой способ избавится от этого - затягивать ниппель на 3/8 оборота, а затем ослаблять на 1/8, так что получается чистая подтяжка на 1/4 оборота без скручивания. Имея даже небольшой опыт, вы будете чувствовать, когда спица начинает скручиваться. Начинающим велолюбителям советуем перед натяжением нанести на все спицы метки фломастером, которые при скручивании будут поворачиваться.

    4. После того как колесо полностью отбалансировано, убедитесь в том, что концы спиц не выступают над ободом. В противном случае их надо спилить.

    5. Удалите оставшуюся смазку, которая будет портить однотрубные шины или камеры.

    6. При настройке колеса ни в коем случае не торопитесь. Если вы устали, отложите работу и возвращайтесь к ней только на свежую голову.

Если все описанные выше манипуляции не без причины показались вам слишком сложными, обращайтесь в наши веломастерские. Наши мастера смогут устранить дефекты колес и выполнить переспицовку.

А если переспицовка уже не поможет, воспользуйтесь нашим промокодом (необходимо ввести в поле промокодов при оформлении заказа) access5 - скидка 5% на аксессуары.

Читайте также: