Как поставить диски с 5 болтами на 4 болта

Обновлено: 05.07.2024

Один из основных параметров колёсных дисков – это количество крепёжных отверстий и их расположение относительно оси колеса.

Англоязычный термин PCD, именуемый разболтовкой, содержит информацию о числе шпилек или болтов, а также диаметре окружности, в которую вписаны их центры.

Например, типичный размер для автомобилей ВАЗ будет обозначаться как PCD 4 х 98 .

5 размеров дисков

Чаще всего встречаются диски, если не считать пришедший от старых моделей FIAT и некоторых других машин, вазовский PCD 4 х 98 , на 4 и 5 болтов (шпилек).

Хотя трудно судить о реальной распространённости конкретных размеров, существует и много других, используемых на достаточно известных массовых автомобилях.

Естественно, размером разболтовки параметры диска не ограничиваются.

Как самому измерить разболтовку колесного диска

На самом деле, необходимость в измерительных процедурах возникает редко.

Нужный параметр легко узнать из характеристик конкретной машины, а для любого диска он указан на маркировке изделия.

Но обозначение бывшей в употреблении детали могло быть уничтожено, поэтому определять разболтовку придётся с помощью линейки.

Измерять следует с максимально возможной точностью. Очень трудно, например, отличить диск 4×98 от 4×100. Часто бывает, что машины ВАЗ ездят с увеличенным PCD дисков, что неправильно и очень опасно.

Даже если колесо отцентрировано более-менее нормально и не бьёт на ходу, отсутствие полного прилегания фасок болтов крепления к гнёздам диска вызывает большие напряжения в металле, износ отверстий, усталостные явления в колёсных болтах и большую вероятность потерять колесо при езде.

Существуют два способа измерения – для чётного количества шпилек и универсальный.

При чётном числе достаточно наметить центры отверстий с максимально возможной точностью и определить расстояние между этими центрами для диаметрально противоположных болтов.

Придётся использовать штангенциркуль, обычная линейка даст слишком большую погрешность.

Например, на диске надо взять размер между краями отверстий, у одного изнутри, у другого снаружи. Поскольку диаметры гнёзд под болты выполнены с высокой точностью, то это и будет искомым PCD.

Формула расчета

При нечётном количестве отверстий одним измерением обойтись не получится.

В таком случае надо измерить расстояние между осями двух рядом расположенных болтов, после чего применить для вычислений простые формулы.

Один из основных параметров колёсных дисков – это количество крепёжных отверстий и их расположение относительно оси колеса. Англоязычный термин PCD, в отечественном автосленге именуемый разболтовкой, содержит информацию о числе шпилек или болтов, а также диаметре окружности, в которую вписаны их центры.

Таблица совместимости колесных дисков автомобиля

Например, типичный размер для автомобилей ВАЗ будет обозначаться как PCD 4х98.

5 основных размеров дисков

Чаще всего встречаются диски, если не считать пришедший от старых моделей FIAT и некоторых других машин, вазовский PCD х, на 4 и 5 болтов (шпилек).

Статья по теме: Шипы или Липучка: какие шины лучше использовать зимой

Самые популярные разболтовки:

Хотя трудно судить о реальной распространённости конкретных размеров, существует и много других, используемых на достаточно известных массовых автомобилях. Естественно, размером разболтовки параметры диска не ограничиваются.

Существуют другие, не менее важные:

Таблица разболтовки колесных дисков автомобилей

  • диаметр центрального отверстия;
  • ширина;
  • вылет;
  • параметры закраин диска и многое другое.

Как самостоятельно измерить разболтовку диска

На самом деле, необходимость в измерительных процедурах возникает редко. Нужный параметр легко узнать из характеристик конкретной машины, а для любого диска он указан на маркировке изделия. Но обозначение бывшей в употреблении детали могло быть уничтожено, поэтому определять разболтовку придётся с помощью линейки.

Измерять следует с максимально возможной точностью. Очень трудно, например, отличить диск 4×98 от 4×100. Часто бывает, что машины ВАЗ ездят с увеличенным PCD дисков, что неправильно и очень опасно.

Даже если колесо отцентрировано более-менее нормально и не бьёт на ходу, отсутствие полного прилегания фасок болтов крепления к гнёздам диска вызывает большие напряжения в металле, износ отверстий, усталостные явления в колёсных болтах и большую вероятность потерять колесо при езде.

 Разболтовка дисков на КИА

Существуют два способа измерения – для чётного количества шпилек и универсальный.

При чётном числе достаточно наметить центры отверстий с максимально возможной точностью и определить расстояние между этими центрами для диаметрально противоположных болтов.

Придётся использовать штангенциркуль, обычная линейка даст слишком большую погрешность. Например, на диске надо взять размер между краями отверстий, у одного изнутри, у другого снаружи. Поскольку диаметры гнёзд под болты выполнены с высокой точностью, то это и будет искомым PCD.

Формула для расчета и таблицы совместимости

None Допустим, расстояние равно какому-то числу X. Тогда, в зависимости от количества числа болтов от 3 до 5 используются следующий формулы:

  • 3 болта. PCD=1,155*X
  • 4 болта. PCD=1,414*X
  • 5 болтов. PCD=1,701*X

Формулы получены в результате простых геометрических манипуляций, каждый может лично проверить и получить более точные коэффициенты.

В качестве примерной справочной информации можно использовать таблицу совместимости моделей автомобилей по признаку одинакового PCD. Как уже упоминалось выше, это никак не может означать полную взаимозаменяемость дисков, так как все прочие их параметры редко когда совпадают.

Размер дисков по PCD Самые распространённые автомобили, где он применяется
4×98 Alfa Romeo 33, 155, 164, FIAT 124, 126, Brava, Cinquecento, Croma, Multipla, Palio, Panda, Punto, Seicento, Tempra, Tipo, Uno, Lancia Delta, Lada
4×100 Старые модели Audi, Mini, BMW 3, Daewoo Espero, Lanos, Nexia, Daihatsu Charade, Cuore, Grand Move, Honda CRX, Civic, Accord, Integra, Jazz, Kia Spectra / Sephia, Mazda 121, 323, MX5, Mitsubishi Carisma, Colt, Lancer, Nissan Micra, Sunny, Opel Ascona, Astra, Calibra, Corsa, Kadett, Vectra, Zafira, Renault Clio, Espace, Kangoo, Megane, Twingo, Seat Ibiza, Toledo, Skoda Felicia, Suzuki Baleno, Toyota Corolla, Yaris, Volkswagen Golf, Jetta, Passat, Polo, Volvo 440
4×108 Audi 80, 100, Citroen BX, ZX, Berlingo, Visa, Xantia, Xsara, Ford Escort, Fiesta, Ka, Mondeo, Peugeot 106, 205, 206, 306, 307, 405, 406, Partner, Saab 900, 9000, Volvo 850
4×114,3 Daewoo Matiz, Honda Civic VTEC, Accord, Prelude, Hyundai Accent, Sonata, Mitsubishi Carisma, Colt, Galant, Lancer, Space Wagon, Nissan Almera, Primera, Suzuki Alto, Swift, Volvo S40, V40
5×100 Audi A3, TT, Skoda Octavia, Subaru Forester, Impreza, Legacy, Outback, Toyota Avensis, Carina, Celica, Volkswagen New Beetle
5×108 Citroen XM, Jumper, Ferrari, Ford Focus, Mondeo, Volvo 740, 760, 780
5×112 Audi 100 CS, Quattro, Audi A4, S2, S4, A6, A8, Ford Galaxy, Mercedes Benz 280SL, 600SL, SLK, A, Vito, Volkswagen T1, T4
5×114,3 Американские автомобили, Daihatsu Terios, Honda Odysee, CRV, Lexus, старые модели Mazda, Toyota RAV4
5×115 Американские автомобили
5×120 Range Rover, Rolls Royce
5×139,7 Lada 4×4, Chevrolet Niva, УАЗ

Следует иметь в виду, что диски, которыми комплектовались автомобили, могли сильно отличаться в зависимости от конкретной модификации модели и заказанной комплектации.

24.09.2019 Вопросы, рассмотренные в материале:

Разболтовка колесных дисков

  • Что собой представляет разболтовка колесных дисков
  • Как правильно подобрать диски по параметру разболтовки
  • Можно ли установить на авто диски с другой разболтовкой

Что такое разболтовка колёсных дисков

Любой автовладелец стремится улучшить свое транспортное средство, меняя его оригинальные части на новые, более эффективные, совершенствуя вид автомобиля путем тюнинга. Изменениям подвергаются и колесные диски, ведь их внешний вид и способ производства напрямую влияют на общий облик автомобиля. Колеса увеличенных размеров смотрятся эффектнее, нежели оригинальные. Улучшить экстерьер автомобиля — вполне естественное желание каждого владельца, но в этом случае важно, чтобы тюнинг негативно не отразился на эффективности работы автомобиля. Для этого следует подбирать запчасти, соответствующие требованиям безопасности и техническим характеристикам конкретного транспортного средства. И о привлекательном внешнем виде нужно говорить только после того, как будут обеспечены данные требования после монтажа. Под разболтовкой колесных дисков, обозначаемой как PCD, понимается требуемое для данных колес количество крепежных болтов и диаметр отверстий под них. Зачастую данные параметры остаются без внимания некоторых автовладельцев, поэтому у последних возникают трудности в процессе выбора новых колес для установки или замены. Руководствуясь параметрами разболтовки во время выбора, проблем с установкой новых колес вы избежите. Если необходимое количество болтов можно определить на глаз, то диаметр отверстий выяснить таким образом намного сложнее. В этом и заключается главная трудность разболтовки.

Неправильный подбор колесного обода и его последующая установка серьезно влияют на безопасность движения. В лучшем случае это приведет к быстрому износу элементов ходовой, в худшем же может закончиться аварией.

Чем отличается разболтовка колесных дисков разных моделей

Существует 3 вида колесных дисков, представленных сегодня на автомобильном рынке:

  • штампованные (стальные);
  • литые (легкосплавные);
  • кованые.

Данные таблиц, распространяющихся по интернету, не всегда соответствуют действительным параметрам. Поэтому для полной уверенности параметры разболтовки для каждой модели автомобиля следует проверять. Данные должны быть указаны в прилагающейся инструкции по эксплуатации автомобиля либо в другой имеющейся документации.

Как определяют размеры разболтовки колесных дисков

Маркировка каждого колесного диска устанавливается в соответствии с международными стандартами. На маркировке никак не учитываются ни изготовитель изделия, ни размеры изделия, ни способ его изготовления. Разберем конкретный пример. Для ED/Exiv предназначены колесные диски со следующими параметрами:

  • ширина от 6,0J до 7,5J;
  • вылет от ET35 до ET45;
  • радиус R14.

Типоразмер будет выглядеть так: 6,5Jx15 ET45 PCD5х100 DIA54, где

  • 6,5 (B) — ширина диска в дюймах (меньше ширины покрышки на 25-30%);
  • 15 (D) — монтажный диаметр в дюймах
  • 45 (ЕТ) — вылет в миллиметрах

Диаметр центрального отверстия (DIA) должен выбираться в соответствии с диаметром выступа на ступице. Параметр DIA может быть больше. В таком случае, чтобы точно отцентровать деталь на ступице, потребуется дополнительное проставочное кольцо, которое подбирается уже в полном соответствии с размерами ступицы.

Как узнать разболтовку колесных дисков самостоятельно

Что такое разболтовка колесных дисков, мы выяснили. Теперь разберемся, как правильно определить разболтовку колеса на конкретном автомобиле. Для этого существует несколько способов, каждый из которых предполагает определенный алгоритм действий. Первая цифра в маркировке всегда означает количество крепежных болтов, которое определяется простым подсчетом. Диаметр под болты, обозначаемый второй цифрой, определить визуально намного сложнее. Поэтому данный параметр разболтовки рассчитывается по простым формулам в зависимости от количества болтов:

  • B=A×1,155, если количество болтов равно трем;
  • B=A×1,414, если количество болтов равно четырем;
  • B=A×1,701, если количество болтов максимально и равно пяти.

Здесь A — это расстояние между соседними крепежными отверстиями, которое измеряется обыкновенной линейкой или штангенциркулем для большей точности. Зная эту величину, можно легко посчитать диаметр B. Следует сохранять максимальную точность в расчетах и замерах, поскольку возможные значения диаметров могут находиться достаточно близко друг к другу (например, 97 и 99 мм). При этом, колесо со значением 97 мм может оказаться несовместимым с креплениями под диаметр разболтовки 99 мм. Помимо этого, важно правильно определить размер центрального отверстия под ступицу. Не рекомендуется измерять диаметр линейкой, поскольку это может дать слишком большую погрешность. Как правило, все основные параметры указаны в техническом руководстве к автомобилю либо выбиты на оборотной стороне колесного диска. Если имеется аналогичное запасное колесо, можно посмотреть параметры на нем, не снимая действующее.

Расчет вылета

Однако на штампованных колесах зачастую параметры разболтовки не указываются, поэтому все данные можно узнать только из технической документации или у официального дилера автомобиля. Это нужно иметь в виду.

Чем опасна неправильная разболтовка колесных дисков

Важно правильно определять параметры разболтовки. Пренебрегать этим действием не следует, поскольку оно косвенно влияет на безопасность движения автомобиля. Установка колес без учета отклонений в ту или иную сторону означает, что колесо будет установлено неточно относительно оси. В результате этого не получится достичь требуемого уровня затяжки. Визуально определить правильность разболтовки невозможно. Последствия неправильной сверловки выявятся позднее в процессе езды по следующим проявлениям:

  • возникнет сильное биение в колесах;
  • обнаружатся повреждения в элементах подвески и в механизме руля;
  • увеличится риск того, что крепежные болты колеса открутятся.

Можно видеть, что с точки зрения безопасности последствия весьма серьезные, способные привести к аварийной ситуации.

Можно ли установить колесные диски с другой разболтовкой

Колесные диски должны иметь разболтовку, рекомендуемую производителем автомобиля. Если на вашей машине установлены колеса с параметрами PCD 100×5, а вы захотели поставить колесо с PCD 98×4, лучше откажитесь от этой затеи. Возникает вопрос, почему специалисты не рекомендуют такую замену, ведь визуально разница будет не видна? Такое несоответствие разболтовки, пусть и не заметное для глаза, рано или поздно даст о себе знать. Дело в том, что полная затяжка одного из крепежных болтов немного уводит остальные отверстия в сторону. Болты при этом закрутятся, однако колесо в любом случае неплотно сядет на ступицу, что не даст возможность качественно затянуть крепеж. Следует учитывать опасность установки колеса с отличающейся разболтовкой. Если через некоторое время это выразится лишь в появившемся биении колеса, в дальнейшем биение усилится и в конце-концов разрушит и подвеску, и рулевой механизм автомобиля.

Разболтовка колесных дисков: таблица совместимости

Разболтовка колесных дисков по маркам и моделям автомобилей наглядно показана здесь: Разболтовка колесных дисков: таблица совместимости. По данной таблице вы легко подберете колеса к вашему авто.

Мнение автолюбителей про разболтовку колесных дисков

Пользователь поставил на свою машину колеса 6,5х15 ET38 с шинами 195х65. Автомобиль сразу стал выше, однако при езде по неровностям передние колеса начали цеплять подкрылки в местах соединения крыла с бампером. Автор решил установить новые стойки с проставками и посмотреть на поведение машины, проехав груженым 200 км. Новые стойки от Ардео вместо старых изношенных сделали автомобиль более собранным и жестким. Рулить машиной стало легче, и крупные ухабы проходятся более аккуратно. Хотя мелкие неровности все-таки начали более отчетливо ощущаться.

Относительно разболтовки пользователь категоричен и не советует ставить, например, колеса 98×4 на автомобиль под 100×4. Результат в любом случае будет плачевным — болты нормально не затянутся, колеса начнут бить. В качестве отрицательного примера приводятся владельцы иномарок с параметрами 100×4, пытающиеся менять штатные колеса на отечественные с разболтовкой 98×4. Если неизвестна сверловка автомобиля, автор рекомендует ее узнать у продавца авто.

Схема с обозначениями на дисках

Также не стоит недооценивать важность пластиковых переходных колец между колесом и ступицей. Использование этих элементов может продлить жизнь подшипников и покрышек.

В Москве и в Санкт-Петербурге распространена такая услуга: колесные диски пересверливают на специальном координатном станке. Автор узнал, что московская стоимость этой процедуры составляет 500 рублей за одно отверстие. Просверлить могут буквально все. Однако цена эта актуальна лишь для малолитражных легковых авто. Тяжелые транспортные средства весом с автобус потребуют совершенно других, не оправданных затрат. Ведь на любой ямке диск может лопнуть, и последствия будут катастрофическими. Учитывая дороговизну такой услуги, стоит ли этого желаемый колесный диск? Автолюбители ставят различные проставки со смещенными отверстиями. В результате проставки ломаются, выводя из строя подшипники. Что касается отзывов, среди них много положительных лишь до использования данных деталей. Отзывы на изделия после их эксплуатации автором обнаружены не были. Можно, конечно, поменять и ступицу, и тормозной диск. Но не проще ли подобрать подходящее по разболтовке колесо? Не легче ли продать не подошедшие колесные диски, перестав их мучить? Подобными риторическими вопросами задается пользователь.


Получится ли одеть на шпильки 5х114.3 диски 5.112? или только переходники?

Комментарии 34


Не рисковал бы, и бо малейшая погрешность в разболтовке чревато… гайки, болты будут выкручиваться сами из-за неравномерного прилегания площади крипежного на диске и ступице… Не даром производители уточняют с точность до мм разболтовку… недавно статейку читал…


через переходники буду ставить


Правильно, жизнь дороже:-)


5*112 на шпильки 5*114,3 встают без проблем. Поскольку отверстие у 5*112 — 14mm, а шпильки — 12mm.
Я мерил, встают.


встают и шпильки не сгибаются?



видел русский автопром с 4*98 с тойотовкими дисками 4*100, машина ездила, как долго и последствия не знаю


не буду говорить можно или нет но расскажу как хотел купить диски от финика которые стояли на ауди, владелец даже не знал что разболтовка другая, когда достали диски на всех были разбиты посадочные отверстия овалом, причем очень сильно, на некоторых отверстиях конус под гайку отсутствовал на 1/3


Меня пока только одно останавливает в приобретении дисков 5/114.3 с дальнейшей их установкой на мой 5/112, это то что у меня болты на 14 а практически все японческие на 12. По этой причине мне нужно изготовить переходные шпильки а я не знаю из какого матерьяла (марки стали) их заказывать у токаря…


Кстати японские диски и диски с японской сверловкой это разные вещи)
Например у меня были oz, и momo, с сверловкой 5*114,3 и отверстия под болты были большие. Кстати рассверлить отверстия на японских дисках это тоже нормальная практика. У моего друга несколько таких комплектов было. И стоит это дело в районе 500-1000р.


Спасибо, но с рассверливанием вообще не вариант!


Меня пока только одно останавливает в приобретении дисков 5/114.3 с дальнейшей их установкой на мой 5/112, это то что у меня болты на 14 а практически все японческие на 12. По этой причине мне нужно изготовить переходные шпильки а я не знаю из какого матерьяла (марки стали) их заказывать у токаря…


Благодарю! Обязательно попробую в них проконсультироваться.


У тебя шпильки или болты?Если болты, то я могу тебе продать болты-эксцентрики 12*1,5 резьба 28 мм, 1000 рублей — 20 шт.
Если шпильки то тебе нужны кайки с эксцентриком.
Но тебе обязательно соблюсти такое условие — центральное отверсти на диске должно совпадать с ЦО на машине, тут если что помогут супинаторы(колечки).
Можешь у меня в бж почитать, я использую диски 5*112, а у машины 5*110


с болтами уже дело имел проблем не было. а вот за шпильки переживаю что посрезает


Ничего им не будет.


У тебя шпильки или болты?Если болты, то я могу тебе продать болты-эксцентрики 12*1,5 резьба 28 мм, 1000 рублей — 20 шт.
Если шпильки то тебе нужны кайки с эксцентриком.
Но тебе обязательно соблюсти такое условие — центральное отверсти на диске должно совпадать с ЦО на машине, тут если что помогут супинаторы(колечки).
Можешь у меня в бж почитать, я использую диски 5*112, а у машины 5*110

А-ну поподробнее пол эксцентрики гайки !


Много раз видел как на жигу ставят 100 вместо 98, на опель 112 вместо 110 и япу на мерсовский размер.


Ой да не слушай ты этих экспертов. Спецы мля, кроме теории нихера не знают.
Я лично отъездил на дисках 5*114.3 пол года, у меня сверловка 5*112, и это при том, что я затягивал обычными болтами, и ничего. Конечно лучше эксцентриками, если есть возможность их купить, то так будет правильнее. Самое главное отцентровать колесо по ЦО, центровочные колечки стоят копье. Болт в любом случае выступает как крепёж, и бить ничего не будет. У меня в БЖ всё есть. Еще раз повторюсь, я объездил больше сезона и при том, что это были 18" колёса с резиной 215/40. Так что ставь, не боись. Если кто-то будет советовать, пусть сначала подкрепит либо опытом, либо наглядным примером. А то набежали советчики…
П.с. всё это актуально, если ты не строишь гонку и мощность у тебя в пределах среднего авто.

У вас есть диск с разболтовкой 5×114.3, но вы не знаете на какие марки и модели авто он подходит?
Найдено 746 моделей на который подойдёт ваш диск.

Диск 5×114.3 куда подходит

Несмотря на то, что данная информация взята с сайтов авто производителей, наш каталог является информационным и не гарантирует полного соответствия предлагаемых размеров вашему автомобилю.

Можно ли поставить 5×108 или 5×112 на astra h?

Доброе время суток! Подскажите пожалуйста подходят ли диски с другой разболтовкой на astra H ? Или обязательно 5х110 надо? Может кто пробовал ставить? Я имею ввиду не используя никаких переходных колец и проставок!

Aleksey GTC
нет нельзя так как не будет центровки диска по ступице и не будет нормально прикручено колесо



Astra J 5D [*849**] 1.4 Т ркпп

Да нормально все стоит. Поставил проставочные кольца, на ступицу село как родное ну и болты надо другие.

разговор в пользу бедных, но не в пользу безопасности, имхо.

Aleksey GTC
МОЖНО
пользуйся поиском и найдешь ответ на свой вопрос!

много кто с форума ездит с дисками с разболтовкой 5х112
chip29
честно? ну вот лучше промолчать. если нихрена не знаешь
dsm_gtc
что то ты бред какой то написал.

А что в безопасности? Колесо отвалится?

УКРОПы4
Ты что наехал, незнал бы промолчал, сам подумай это равносильно на ногу 44 размера либо 45 либо 43 обувать.
При такой сверлоке будет несовпадение с отверстиями в ступице и соответственно 1-2 болта будут надозатянуты



Astra J 5D [*849**] 1.4 Т ркпп

Просто диски R18 с разболтовкой 5х110 хрен найдешь!)) Или подскажите где искать, буду очень признателен. ))

Даже не думал, больно, но ходить можно

chip29
ну ты ерунду то не говори. я серьезно..
а твое сравнение совершенно не уместно..

вот скажи мне..в Германии опелеводы ездят на мерсовских,поршовских и фольксвагеновских дисках и почему то у них все нормально
жена моя ездит на летних дисках с разболтовкой 5х112
я сам ездил на дисках с разболтовкой 5х112 и 5х108

ты знаешь..ни стуков, ни дисбаланса никакого не было

да и тема эта уже в 100500раз обсуждается

УКРОПы4
ну скажем так поправлюсь, воткнуть то их можно , но это все далеко не так безвредно, ну школьный курс геометрии то вспомни, вот уж от кого а от тебя не ожидал такого.



Astra J 5D [*849**] 1.4 Т ркпп

думал тоже что можно..обчитался. и забил..буду спорты менять все ранона 110. ставить без колец проставочных – центровки не будет по ступице, чревато одними проблемами. Ставить с кольцами: плечо вырастает, вылет..нагрузки излишние – другие проблемы. Укропка, мы тя все уважаем как большого спеца, но . пока сам не увижу как это ставиться и садиться и не проедусь наверно никто не решится.

Читайте также: