Как поставить генератор на иж

Обновлено: 04.07.2024

Итак наблюдения выходного дня .
Плавает зарядка. На совсем холодную 14 вольт.
далее 13.1, при включении вентилятора падает аж до 12.2 - 12.0 , шо есть пипец. При прогреве всего подкапотного до неизвестной температуры при которой на приборке кажет 53 градуса - всё устаканивается и с 13.9 при нормальном движении падает до 13.2 при вкл. карлссона.Провода на вид прикручены хорошо и при подергивании никуда не двигаются. Может внутри гены надо делать протяжку. Не пойму что за гена стоит - не вижу таблетку. движок 2106.Рекомендовали не парить мозг и поставить нивский 21214 ген на 130А с выносным регулятором.Сижу курю мурзилку ))) Выясняется, что ставили и Г222 и какие-то от современных инжекторных семерок.Неохота тратиться - и так 1000 баксов последние потратил в мае на ниву . Попутно стати праздную "свои" 100 лет ПВ)))

Помнится на ижах ещё массово проводок плюсовой отгарал. Точнее разъём на нём. Может это начало его конца? Правда не помню что за проводок, помню что слева от двигателя :-) И тогда встаёт вопрос где напряжение мерили. По уму сначала надо померить на самом генераторе.

На поздних йожах провод от АКБ втыкался в ЧЯ между АКБ и ЧЯ был технологический штепсельный разъём, который со временем оплавлялся, не выдерживая протекающей через него ответственности, и в машине совсем пропадало электричество.
А предохранитель был в ЧЯ, который-то по счету от угла, уже не помню.

Я бы протяжечку сделал моста диодного и вкрячил бы выносной рр. А лучше трехуровневый. Цена вопроса 250 руб. И никакой термокомпенсации. :-)

А предохранитель генератора не сгорел? В ИЖах есть такая редкая фигня, предохранитель между генератором и АКБ. И она иногда дохнет.

ЕМНИП просадка напруги при включении доп.потребит елей - чо-та с доп.диодами в подкове.
Если хочется побольше напруги, ставь либо приблуду по ссылке Роза, либо диод на одну из ног реле-регулятора. На своей фабуле, заколебавшись искать нормальное реле-регулятор, так и сделал. И отъездил четыре года удачно и продал с ним, объяснив назначение покупану. В какую сторону и на какую ногу ставить - уже не помню.

По описанию похоже одна обмотка генератора не работает. Или сама обмотка в обрыве, или диод отвалился. Или контакт где то внутри потерялся.

Мне больше кажется что неконтакт гену менять не предлагаю, но:

Надо таки снять, открутить мост, убедиться что все диоды не в кз и не в обрыве. Заодно конструкция изучается до отскока от зубов.

Но поскольку это 2106, занятие по снятию гены равно АДу. Помницца мы другу меняли. Только снизу, при снятом колесе, и очень задранной машине. Тру Хардкор.

Про своего йожа писать не буду, когда я нагружал гену - у меня глох движок :)

На первом тазу всё было печально с электричеством, пока не вколхозил по ссылке.
На приоре, к щастью, я к нему даже не притрагивался. Тьфу 3р.

:)) 5ая кожуховская моя вторая улица с рождения, первая ул.Медиков. А 5 кожуховская д.10 - детский сад в который я ходил(сейчас его уже нету).

На иже самое противное при снятии гены - снять защиту снизу. Далее все само падает вниз. Это не классика.

Там еще на генераторе крышка интересная с патрубком Правда не знаю на всех или нет - но на полноприводных точно.

Кроме защиты снизу вроде ничто не дОлжно мешать. На четверке гену менял - вот это да. было. -задолбался его вынимать . Про допдиод - поставил сразу же как купил машинку. Но первый сгорел и было весело - жена проехала 100 км до мск из 220 от деревни и встала. Ночью. Завести не смогла. Сообразить отключить диод тоже не могла. Я поехал в 3 часа ночи , отключил диод, завел, довез до дома и поехал обратно ибо в отпуске был.А в деревне дети спали и ничего не ведали)))

Трехуровневый выносной регулятор уже куплен. Осталось выяснить вопрос с геной. На 214 гену однозначно надо ставить его, ибо с родным у него на высоких оборотах проблемы с выдачей напряжения.
Проводок с гены - помню. Менял там соединение, было все сгнившее, после замены клеммника получил прибавку в бортовой напруге около 1.5 вольта.

Вот вы извращенцы. Я снимал генератор на копейке без проблем. Помню что снял натяжную планку, балонным ключом открутил гайку длинного болта-оси, открутил родной брызговик двигателя с правой стороны и вытащил генератор вниз. Неудобство только ели защита дополнительная стоит.

Не забываем, что на йожах мотор вправо смещён > Кроме защиты снизу вроде ничто не дОлжно мешать. На четверке гену менял - вот это да. было. -задолбался его вынимать .

Соотвейственно, слева места - с ногами залезай, справа тесновасто. А гену действительно удобнее с ямы снимать, болт доступен. И не помню уже, не мешает ли выниманию вверх кронштейн воздушного фильтра?

Дмитрий.
З.Ы. Когда сдавался позапрошлой осенью генераторщикам, у них в прайсе снятие-установка генератора на кондейных тазах стоило дороже, чем собссно диагностика и ремонт генератора. Так что йож ещё ничего в этой части по ремонтопригодности!

Ямы нет,эстакада теперь недоступна, так что все работы провожу лежа на асфальте, поддомкратив одну сторону и устаканив ее на треноги. Гена небольшой, должен вверх вытащиться - я его целиком вижу. Вроде ничего не мешает, это не на ниве,где он скрыт под всякими шлангами системы охлаждения и откручивается тока снизу,туда и вынимается, причем с извращениями как в головоломках - только в одном и неочевидном положении))))
PS Провод с ЧЯ к АКБ вроде цел.Я там все провода проверял,когда у меня замок зажигания сгорел я снимал ЧЯ и ставил разгрузочные реле.

"Проводцел" это не аргумент. Замерий тестером напряжение непосредственно на генератор. Т.е. одн щуп на массе генератора, второй на его выводе. Так будешь уверен что не в проводах дело.

Чтобы проявилось - надо ждать холодной погоды))) тады и мерить.Когда тепло видимо контакт не нарушается.При нагреве же всё расширяется)))
Алгоритм вижу такой - надо дождаться проявления падения напряжения, найти место где можно остановится и замерить напругу прям на болте гены.

не забудь эксцентрик, что размыкает контакты оставить планетовский. и это заменяемость оправданна тем, что генератор на юпитере мощней.

Старый скинуть, этот поставить. Контакты можно использовать либо те, (одну пару) , либо поставить планетовские

С 5 юпитера переходного на планету 5 не подходит не то посадочное лежит ген 5 юпитер на планету 4 не идет нужна переходная хрень шайба

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Тюнинг мотоцикла Иж. Переделываем Иж на 12В систему зажигания.


Несмотря на то, что на дворе уже 21-й век еще много осталось мотоциклов с 6-ти вольтовой системой зажигания. Слабый свет головной фары делает езду в темное время суток совсем не безопасной. Запчасти на 6-ти вольтовую систему зажигания уже давно не выпускаются. Найти замену вышедшему из строя генератору или реле заряда практически не возможно, хотя сам мотоцикл еще вполне может послужить своему владельцу.

Для перехода на 12 вольт необходимо подготовить следующие вещи: аккумулятор на 12В, генератор 12В, реле заряда 12В, кусок проводки от генератора к реле заряда от мотоцикла Иж с 12-ти вольтовой системой зажигания, катушки зажигания тоже нужны 12В, все лампочки и реле поворотов тоже подлежат замене на 12 В.




Необходимо так же изготовить переходную пластину.





После того, как все необходимые принадлежности в наличии, начинаем демонтаж старого генератора и реле заряда. Меняем так же катушки зажигания на 12 в. Устанавливаем переходную пластину в места крепления старого генератора на правой крышке картера. Устанавливаем новый якорь на вал. Новый генератор крепим к переходной пластине.


Новое реле заряда ставим на место старого, при необходимости переделываем точки крепления реле к раме мотоцикла под сиденьем.


Соединяем реле заряда с генератором пучком имеющихся проводов. Все тщательно изолируем. Провода с контактов оставляем из старой проводки, их подключаем к минусам катушек зажигания. Подключаем новый аккумулятор, проверяем искру на свечах, размыкая контакты. Выставляем опережение зажигания как обычно и запуск! Меряем напряжение в сети мотоцикла тестером. При правильно собранной схеме в работающем двигателе напряжение должно быть около 14 – 14,5В.

Теперь у нашего мотоцикла появилась возможность установки БСЗ вместо контактов, чего раньше мы не могли себе позволить, но это уже другая тема. Всем удачи на дорогах!

Редакция журнала благодарит Хорешко Дмитрия за любезно предоставленные материалы для статьи.

Если у Вас есть чем поделиться с читателями и Вы желаете опубликовать на нашем сайте свой рассказ или фотоотчет о путешествиях, присылайте, пожалуйста, материалы на адрес: [email protected]

Дневник самодельщика


Установка генератора 12В от ИЖа на Jawa 634


Вот добрался я наконец то до двигателя, как известно в 634 Jawa основная проблема это генератор, он 6 вольтовый, как бы генератор то и не проблема, он есть и рабочий, а вот 6 вольтового оборудования сейчас на рынке не найти, а если и есть то стоит оно дороже чем 12-ти вольтовое.
Соответственно напрашивается модификация. Выбор стоял между тремя генераторами, :

  • Генератором от Jawa 368
  • Генератором на постоянных магнитах от мотоцикла минск
  • И генератором от мотоцикла ИЖ

От генератора Jawa 368 пришлось отказаться в силу его дороговизны даже Б.У. стоит он не дешево, и найти его довольно сложно, мне по крайней мере не удалось. хотя по характеристикам он лучший из всех.

Я уже всерьез начал задумываться над установкой генератора от мотоцикла Минск, он обещает сразу несколько преимуществ.

  • Отсутствие аккумулятора что упрощает эксплуатацию и обслуживание.
  • Полное отсутствие трущихся, а значит подлежащих периодической замене деталей.
  • Ну и конечно бесконтактную систему зажигания (БСЗ) в комплекте.

Цена этого генератора также вполне приемлема, даже купить новый в магазине вполне реально, но я все же решил не торопится и поискать Б.У.
Да вот незадача, в процессе своих поисков наткнулся на генератор от ИЖ Юпитер, причем по бросовой цене, за которую никакой другой генератор не купишь (примерно 4 $). Ну как я мог его не купить? Продавец уверял что снимал с рабочего мотоцикла. да и с виду никаких повреждений на нем не было, никаких почерневших проводов, ни каких следов замены контактных колец на роторе, хотя выглядел он почти как новый. В общем мой выбор остановился на генераторе от ИЖ.

И так генератор выбран его основные преимущества:

Вот собственно чертеж планшайбы.



На этих фото видно, что срезана часть прерывателя (точнее весь он), и установлена площадка под датчик холла. Площадка представляет собой алюминиевый кубик в котором сверху просверлены 2 отверстия с резьбой для регулировки датчика холла, а снизу прикручен болтами к генератору.
На второй фото видно что отпилено одно ушко генератора и как следовательно крышку боковую не надо точить/резать.



Здесь видно в руках (на прошлых рисунках он лежит в генераторном отсеке) диодный мост.
Этот мост сделаный из ижовского, путем выдирания всего лишнего и перепрессовки диодов в радиаторах (если не перепрессовать прийдется оставить все 3 полоски), из за их различной полярности. все это спрятано в коробочку и обмотано изолентой. Все умещается впритык. Также мост удобнее ставить здесь из за того что количество проводов сокращается и сложнее запутаться. Итого из проводов проходит выход (плюс) генератора, напряжение на обмотку возбуждения ротора, и три провода на датчик холла.







Чтобы установить генератор на планщайбу нужно снять с него нижнее алюминиевое посадочное кольцо, оно закреплено двумя маленькими штифтами, которые нужно аккуратно высверлить, и тогда можно будет снять кольцо легкими ударами деревянного молотка.
Вот вид генератора со снятым кольцом.

Также вот схемка подключения БСЗ:



1 — аккумулятор; 2 — замок зажигания; 3 — свечи зажигания; 4 — двухвыводная катушка зажигания; 5 — вольтметр; 6 — коммутатор; 7 — датчик Холла.
Позже расскажу о нем подробнее.

Напоследок вот схемка подключения автомобильного реле-регулятора :

Диод Д можно и не ставить, если на реле есть своя лампочка, либо она не нужна.

В данной статье использовались материалы из:
— книга Перепелица М.А. Перерва Н.Г. Все о мотоциклах : Устройство. Техническое обслуживание. Ремонт. Каталог деталей. — Ижевск: Удмуртия, 1997. — 272 с.
— Использован материал из журнала МОТО (N9/2002/стр.103) Автор материала: Сергей ЛАЗУТКИН, г. Балашиха Московской обл
— планшайба и кое что из опыта Олега Романюка. — немного своего опыта.

Как поставить генератор 12в иж


В “Мото” уже рассказывалось о том, как модернизировать “электрику” старых мотоциклов разных марок. Сегодня речь пойдет о самых распространенных в бывшем СССР мотоциклах — об “ИЖах”.
Рассматриваемый ниже способ (предложен С. Бульдой из г. Пирятина Полтавской области) заключается в установке нового генератора на мотоциклы прежних выпусков. Он пригоден для всех “Планет” и “Юпитеров”, начиная с “ИЖ-56”. Для работы потребуются:

генератор 281.3701;
блок БПВ 14-10;
еще один аккумулятор ЗМТ-8 или один 12-вольтовый типа 6МТС-9;
12-вольтовые лампочки;
стальная или алюминиевая пластина толщиной 17-20 и диаметром 130 мм (например, днище отслужившего свое поршня от грузовика или трактора).
Из указанного материала изготавливается переходник (рис.1).

Он закрепляется в правой половине картера короткими болтами, вворачиваемыми в отверстия диаметром 6 мм вместо длинных штатных болтов, крепивших статор генератора Г-36. Статор нового генератора стыкуется с переходником тремя винтами через резьбовые отверстия М5.
Для того чтобы новый генератор разместился под правой крышкой картера, с торцевой поверхности его статора следует снять 5 мм. Однако следите, чтобы не повредить статор. Кроме того, стружки и опилки могут застрять между проводами обмоток, что впоследствии приведет к замыканиям. Поэтому более надежно установить на двигатель правую крышку от “Юпитера-5” или “Планеты-5”. Они изначально рассчитаны на более “широкий” генератор.
В левом “бардачке” надо удалить вертикальную перегородку и удлинить горизонтальную — ведь вместо одного аккумулятора ЗМТ-8 там теперь будут стоять два, соединенные последовательно. Их лучше всего соединить друг с другом изолентой.
Под седлом, на месте реле-регулятора ИЖ-56 или ИЖ-РР1 с помощью пластины (рис.2)

закрепляется блок БПВ 14-10. Если достать его не удалось, можно использовать отдельные приборы, соединение которых выполняется по схеме, представленной на рисунке 3.


Генератор мотоциклов ИЖ 281.3701

На мотоциклах ИЖ начиная с четвертой Планеты, устанавливается генератор переменного тока 281.3701, Представляет собой современный трехфазный электрический источник электроэнергии. Данный источник служит для питания электроприборов освещения, сигнализации, зажигания. Совместно с выпрямителем регулятором БПВ-14-10 подзаряжает аккумулятор. Генератор состоит из двух частей статора и ротора.


. Переделка генератора с 6 на 12 вольт.

. Переделка генератора с 6 на 12 вольт.

В планах установка оптического БСЗ (продаёцца тут у нас) и обильная езда без разрядки с возможностью безопасно держать низкие обороты.

/добавлено 04.08.05/ Сходил в магазин запчастей (думал, просто не успею в пределах дней 5 туда попасть, потому тему и открыл). Переделка не возможна, по крайней мере малой кровью. Диаметр 6-вольтового генератора значительно меньше, обмотки абсолютно разные. Короче, куплю заффтра переходник и поставлю 12-вольтовый. Об установке оптического БСЗ напишу статью, если чего дельное выйдет. Тему можно закрывать.

Статор генератора 281.3701 мотоциклов ИЖ

Статор устанавливается на правую половинку картера двигателя и фиксируется тремя болтами. Станина изготовлена из специальной листовой стали. Имеет 18 мест в виде зуба для намотки фазных обмоток. Фазная обмотка выполнена одним цельным проводом диаметром 0,9 мм и намотана на шести зубьях. На каждом зубе намотано 20 витков медного провода. Всего на обмотке шесть зубцов, соответственно намотано 120 витков. Таких обмоток три. Соединение, обмоток выполнено звездой. Выводы фазных обмоток подсоединяются к клеммам гребенки.


Статор генератора закрывается крышкой из алюминиевого сплава. На крышке имеются специальные места, и резьбовые отверстия, куда устанавливаются держатель угольных щеток. Прерыватель с конденсатором для образования искры. Специальная гребенка для соединительных проводов.


Этапы доработки электрооборудования

Вся процедура перехода на без аккумуляторную схему сводится к:

  1. Замене компонентов на 12 вольтовое оборудование;
  2. Переделке генератора, а иногда и его заимствовании с другой модели;
  3. Замене ламп с 6В на 12 В.

Справочно: схема проводки на ИЖ Планета 3 существенно не меняется – заменяются лишь цепи генератора, катушки и реле-регулятора напряжения.

Генератор

Основная сложность переделки генератора заключается в изготовлении специального промежуточного кольца. Для этого требуется помощь токаря – кольцо вытачивается на токарном станке .


  1. Просверливаются два 6 мм отверстия — для возможности закрепления кольца на правой половине картера;
  2. Для крепления генератора к кольцу просверливаются три М5;
  3. На кольце вырезается сегмент, облегчающий установку под перегородкой правой половины картера;
  4. Вырезы под приливы крышки картера делаются справа и снизу.

На схеме цифрами обозначено:

  1. Картер – правая половина;
  2. Коленвал силового агрегата;
  3. Винты крепления промежуточного фланца;
  4. Сам промежуточный фланец;
  5. Изготовленная из жести конусная втулка (S 0,8 мм);
  6. Статор генератора;
  7. Винты М5 крепления генератора;
  8. Ротор генератора;
  9. Датчик вращения;
  10. Болт крепления ротора.

Ротор генератора 281.3701

Ротор генератора 1 находится внутри статора. Устанавливается на коленчатый вал с помощью болта 3 и шпонки 5. На сердечник ротора намотана обмотка возбуждения 6 медным провод диаметром 0.56 мм, сделано 600 витков. Сопротивление обмотки примерно 6.4 ом. Для контакта с обмоткой применены два медных кольца 2 и угольные щетки. Выполняют работу токосъемника.


Как снять ротор генератора 281.3701

На вал ротора в специальное гнездо устанавливается в одно положение кулачок 4 прерывателя и фиксируется крепежным болтом 3. Под этим кулачком есть резьба, которая предназначена для снятия ротора с коленчатого вала. Чтобы снять ротор нужно в резьбу закрутить винт от приспособления разборки цепи. Приспособление находится в инструменте мотоцикла. Если винта нет, можно подобрать обычный болт с резьбой М10. Единственное условие резьбы должно быть не менее 70 мм. Крутить до тех пор, пока винт не упрется в коленчатый вал. Затем применяем большее усилие для закручивания, и ротор снимается с вала.

Уход за генератором

Сводится к визуальному осмотру, чистке.

В первую очередь нужно уделить внимание деталям подверженным износу. Угольные щетки токосъемника быстрее других деталей изнашиваются. Требуют регулярной проверки и в случае износа меняются. Контактные кольца токосъемника нужно содержать в чистоте. Чистить наждачной шкуркой и надфилями нельзя. Можно применять самую мелкую стеклянную шкурку.

Контакты прерывателя периодично проверяются на величину зазора, который указан в инструкции. Для Планеты 4 зазор 0,4 — 0,6 мм. В случае обгорания контакты выравниваются, затем шлифуются до зеркального блеска.

Неисправности генератора

Здесь рассмотрим неисправности только генератора ИЖ 281.1701. Сначала запишем симптомы неисправности мотоцикла. Следующая запись будет возможная неисправность генератора.

1. Не горит контрольная лампа в панели приборов. — Щетки генератора стали плохо двигаться пропал контакт между щеткой и кольцом или оборвался провод у щетки.

2. Контролька все время горит. — Вышла из строя обмотка возбуждения. Генератор не работает.

3. Двигатель на средних оборотах контролька горит слабо. — В статоре генератора произошло замыкание фазных обмоток.

4. Перебои в работе двигателя. Искра не постоянная. — Не правильная регулировка контактов. Вышел из строя конденсатор.

5. У двигателя упала мощность. — Сбилась регулировка в контактах. Не правильно установлено зажигание.

6. Не заводится двигатель или быстро глохнет. — В контакты попал токопроводящий мусор. Возможно, неисправен конденсатор.

Для просмотра онлайн кликните на видео ⤵

Как снять генератор мотоцикла ИЖ.Подробнее

Как заменить генератор и якорь мотоцикла ижПодробнее

Как быстро снять якорь.Иж Планета . Иж ЮпитерПодробнее

Как снять якорь генератораПодробнее

ИЖ планета 5, нет зарядки из-за щёткиПодробнее

Как снять якорь генератора Иж Юпитер ПланетаПодробнее

Как быстро и просто снять якорь генератора мотоцикла Ява 634?Подробнее

Руководство по снятию ротора ИЖПодробнее

Генератор иж планета 5 как подключить [2021] / как установить генератор иж планета 5 [2021]Подробнее

Снятие и установка ротора. Замена генератора на мотоцикле Минск. Тест китайского генератораПодробнее

снимаем ротор генератора с ИЖ Юпитер\ПланетаПодробнее

Иж 5 1 Способ как можно проверить генератор мотоцикла рабочий он или нет.Подробнее

Как снять якорь статор генератора jawa 634 638 350 360 старушка иж юпитер иж планетаПодробнее

Переделка электросхемы на работу без аккумулятора

В отличие от автомобилей, имеющих закрытое расположение двигателя и электропроводки, детали мотоцикла ИЖ Планета 3 больше других подвержены воздействию внешних факторов:

  1. Дождю и снегу;
  2. Прямым солнечным лучам;
  3. Механическим повреждениям от кустарников.

Особых хлопот владельцам доставляет штатная аккумуляторная батарея, которая ко всему прочему достаточно капризна и в обслуживании (см. также схему проводки мотоцикла Урал).

Заводская инструкция предусматривает:

  1. Необходимость постоянной проверки уровня электролита в банках, т.к. при наклонах мотоцикла он неизбежно вытекает;
  2. Необходимость постоянной проверки плотности электролита. Это вынуждает владельцев мотоциклов иметь под рукой ареометр, дистиллированную воду и соляную кислоту для восстановления своими руками нужной плотности.

Переделка системы энергоснабжения мотоциклов ИЖ-Юпитер 4. 5 и ИЖ-Планета 4. 5

Переделка системы энергоснабжения мотоциклов ИЖ — Юпитер и ИЖ — Планета.

В практике автоэлектрика иногда встречаются случаи, которые в милиции называются „висяк“. Надеюсь, объяснять, что это такое, не надо. К таким, безусловно, в моей практике относится система электроснабжения мотоциклов ИЖ — Юпитер и ИЖ — Планета от 4-й до 7-й серии. Вроде бы, несложная система, но это не система, это осколок советского времени. Очень немного времени, на мой взгляд, занимает диагностика неисправности при исчезновении „зарядки“: в 90% случаев это отказ блока выпрямитель — регулятор напряжения. В нём, как правило, пробивает тиристоры, которые выполняют роль ключевых элементов в цепи обмотки возбуждения. Оставшиеся 10%, в основном, это износ графитовых щёток цепи обмотки возбуждения. Остальное, в принципе, „экзотика“:)) типа обрыва или пробоя. При этом, после ремонта, мотоциклист, будучи предупреждён о том, что нельзя проверять работоспособность отремонтированного узла отсоединением аккумулятора, „тайком“ от мастера всё — таки проверяет таким образом наличие „зарядки“, что примерно в половине случаев приводит к повторному обращению либо к „рекламации“ на предмет низкого качества проделанной работы. После многочисленных попыток переломить ситуацию в корне, вырисовалась такая схема (см. рис.1. 3):

рис.1. Вариант зарядки с интегралкой.

рис.2. Вариант зарядки с РР

Мне подумалось, а чем, собственно, в энергопитании, мотоцикл отличается от автомобиля? Да практически ничем! Те же альтернатор (генератор переменного тока), выпрямитель, регулятор напряжения, аккумулятор. Но практика показала, что отличия таки есть, и довольно существенные: У мотоцикла, в силу того, что генератор „сидит“ на валу двухтактного двигателя, очень неровная осциллограмма работы генератора, ведь двухтактник, да к тому же с цепным приводом и, практически, без маховика, вращается очень неравномерно. Это — то и приводит к тому, что начисто сбивается работа многих регуляторов напряжения, например, РР-362Б1(рис.4),

которое применяется в отечественных грузовых автомобилях и тракторах, а также встречается на многих сравнительно старых отечественных легковых автомобилях, как недорогой и надёжный заменитель штатных регуляторов напряжения. Осмелюсь сообщить, что у меня всегда имеется в запасе как минимум одно такое, поскольку во многих случаях, по соотношению цена — качество ему в нашей местности при ремонте вышеупомянутой категории транспорта просто нет альтернативы, да чинится оно легко и дёшево: вскрывается корпус, заменяются транзисторы КТ816 и КТ837. А теперь закономерный вопрос: почему я так долго „мусолю“ тему об этом реле — регуляторе? А ответ очень прост: это один из первых отечественных транзисторных регуляторов напряжения, где применена триггерная схема управления ключевыми транзисторами. А многие поздние образцы регуляторов, несмотря на внешние отличия в виде других плат, корпусов и размеров, копируют именно его схемотехнику, поскольку регулятор РР-362Б1 и вправду очень удачный. Но мотоциклетный генератор выдаёт импульсы, которые начисто сбивают работу составного динистора на комплементарных транзисторах КТ315, КТ361. В итоге регулятор никак не влияет на нулевой зарядный ток:))) Была предпринята попытка ввести в схему конденсаторы, зацепив их параллельно диодам выпрямителя, но особой разницы не замечено. Тогда начались поиски другого регулятора. При поиске отдавалось предпочтение минимальной цене при максимальной работоспособности узла. В итоге себя хорошо проявили такие узлы: (1)интегралка Я112В1 (так называемая „шоколадка“)(рис.5)

причём строго ещё советская, либо из тех, что стоят в новых тракторных генераторах, довольно, кстати, дорогих. Отличительная особенность того, что нужно — наличие небольшой дырочки на крышке ИРН сверху, через которую ИРН залит компаундом. А те, что „загорают на витринах магазинов в неглиже“, сгорают сразу:((. (2)Также, так называемая „таблетка“(рис.6),

входящая в состав щёткодержателя генератора ВАЗ-2108 -09 -099. В магазинах её так и называют, щёткодержателем. Причём, желательно, производства „BOSCH“ или от генератора „Mercedes“. Наш регулятор в последнюю очередь. (3)Также, как это ни странно, какие — то дешёвенькие регуляторы, навроде „шоколадки“, даже с SMD — монтажом под оргстеклом, только оформленные для отдельной установки. Это регуляторы РР-362Б1-03 (рис.7)

Когда они попали ко мне в руки, маркировки на них, кроме букв „ВЗ“ , „Ш“ и „М“ никакой не было, и мне поневоле вспомнился кот Матроскин и его документы (усы, лапы и хвост). Но они, если исправны, работают. После всех переделок напряжение в бортсети мотоцикла становится по настоящему стабильным, что положительно сказывается на работе мотоцикла в целом: лёгкий пуск даже на разряженном аккумуляторе, сравнительно редко обгорающие контакты зажигания и, как следствие, немного меньший расход топлива, мощный свет. Да и на обслуживание приходится тратить меньше времени. О введении реле в цепь питания катушек зажигания в своё время было сказано немало на страницах журналов „За Рулём“ и „Мото“. Потому особо заострять на этом Ваше внимание не буду, но желающие могут проверить полезность реле так: сначала надо замерить напряжение на клеммах аккумулятора мотоцикла и сравнить его с тем, что доходит до катушек зажигания. Обычно соотношения такие: 12. 13 v на аккумуляторе и 8. 9 v на катушках ! И это при штатной, заводской схеме через год — два эксплуатации! Неудивительно, что мотоцикл так неохотно заводится! Мотоциклисты эту проблему решают часто так: устанавливают на мотоцикл катушки зажигания на 6 v. Тогда байк заводится. А если установить реле, то тогда возможен запуск и от 6 v, и даже от 4 v, как один из переделанных мною образцов! Ещё одно слабое место штатной схемы электрооборудования мотоциклов — это то, что ВЕСЬ зарядный ток идёт от генератора на аккумулятор через замок зажигания! И здесь же находится коммутация цепей света! Неудивительно, почему замки зажигания отечественных мотоциклов так часто выходят из строя! Неужели эту проблему нельзя было не то, чтобы решить, а вообще не создавать?

Тюнинг мотоцикла Иж. Переделываем Иж на 12В систему зажигания.

Несмотря на то, что на дворе уже 21-й век еще много осталось мотоциклов с 6-ти вольтовой системой зажигания. Слабый свет головной фары делает езду в темное время суток совсем не безопасной. Запчасти на 6-ти вольтовую систему зажигания уже давно не выпускаются. Найти замену вышедшему из строя генератору или реле заряда практически не возможно, хотя сам мотоцикл еще вполне может послужить своему владельцу. Для перехода на 12 вольт необходимо подготовить следующие вещи: аккумулятор на 12В, генератор 12В, реле заряда 12В, кусок проводки от генератора к реле заряда от мотоцикла Иж с 12-ти вольтовой системой зажигания, катушки зажигания тоже нужны 12В, все лампочки и реле поворотов тоже подлежат замене на 12 В.
Необходимо так же изготовить переходную пластину.

После того, как все необходимые принадлежности в наличии, начинаем демонтаж старого генератора и реле заряда. Меняем так же катушки зажигания на 12 в. Устанавливаем переходную пластину в места крепления старого генератора на правой крышке картера. Устанавливаем новый якорь на вал. Новый генератор крепим к переходной пластине.

Новое реле заряда ставим на место старого, при необходимости переделываем точки крепления реле к раме мотоцикла под сиденьем.

Соединяем реле заряда с генератором пучком имеющихся проводов. Все тщательно изолируем. Провода с контактов оставляем из старой проводки, их подключаем к минусам катушек зажигания. Подключаем новый аккумулятор, проверяем искру на свечах, размыкая контакты. Выставляем опережение зажигания как обычно и запуск! Меряем напряжение в сети мотоцикла тестером. При правильно собранной схеме в работающем двигателе напряжение должно быть около 14 – 14,5В.

Теперь у нашего мотоцикла появилась возможность установки БСЗ вместо контактов, чего раньше мы не могли себе позволить, но это уже другая тема. Всем удачи на дорогах!

Редакция журнала благодарит Хорешко Дмитрия за любезно предоставленные материалы для статьи.

Если у Вас есть чем поделиться с читателями и Вы желаете опубликовать на нашем сайте свой рассказ или фотоотчет о путешествиях, присылайте, пожалуйста, материалы на адрес:

Читайте также: