Как правильно затягивать колеса на мазе

Обновлено: 07.07.2024

Для дисков с диаметром 15 дюймов также хорошо подойдут шины размером от 125 до 225. Обратите внимание: чем шире диски, тем лучше будет эксплуатироваться резина с таким радиусом. Для 16-ти дюймовых дисков подойдет резина больших размеров: от 195 до 245.

Как снять задние колеса на Мазе?

Для снятия колес следует отвернуть все гайки крепления колеса на шесть оборотов, вывесить домкратом колесо (колеса) и с помощью лопатки для монтажа шин освободить прижимы (для задних колес).

Как снять внутреннее колесо на Мазе?

Замена колеса предполагает использование домкрата. Его водружают под лист рессоры, а затем, отвернув винт таким образом, чтобы он упирался в рессору, совмещают углубление в элементе с головкой домкрата. Домкрат немного смещают в сторону, чтобы при подъеме не возникло перекосов. Мастер поднимает мост и снимает колесо.

Как правильно затягивать колеса на Камазе?

Установить колесо на ступицу, надеть прижимы на шпильки крепления колец и навернуть гайки. 2. Затянуть гайки колес, начиная с верхней, через одну (момент затяжки 25—30 кгс-м). Данную операцию рекомендуется выполнять в несколько приемов (в два-три) и проверять при этом боковое биение колеса.

Как правильно прикрутить колеса?

Как снять Заклинившее колесо?

В большинстве ситуаций молоток срабатывает на отлично. Делаем все самостоятельно. Для этого необходимо демонтировать заднее заклинившее колесо и с помощью молотка простучать барабан по всему периметру. После чего его нужно просто прокрутить – если вращается, можно все собирать обратно и ехать дальше.

Как быстро снять колесо с машины?

Поставьте автомобиль на стояночный тормоз, чтобы избежать случайного движения во время съема колес. Максимально быстро можно снять колеса, если поставить машину на подъемник, поэтому арендуйте гараж с подъемником на время ремонта или обратитесь на станцию технического обслуживания.

Вопрос

Давайте же ответим на, возможно, не такой популярный, но очень интересный вопрос: "Почему на КамАЗе и других отечественных грузовиках колёса ходят "восьмёркой"?

Чтобы ответить на такой сложный вопрос, мне пришлось долго и муторно разбираться . Дело в том, что я сам не являюсь водителем грузовиков, тем более КамАЗа, поэтому остаётся надеяться только на размышления.

Хочу отметить, что на импортных фурах и самосвалах "восьмёрки" я не замечал . Выходит, всё дело в нашем "недокачестве"? Слабо верится, ведь КамАЗ с МАЗ-ом делали ещё при Советском Союзе, где за брак и подполье сажали в тюрьму. Скорее всего, причина в самих колёсах !

Ответ

Для адекватного ответа на подобный вопрос в любом случае нужно покопаться в технической литературе. Если посмотреть, как устроены ведущие колеса и ступицы КамАЗа , то можно найти серьёзные отличия от тех же MAN, Volvo и т.д. Если у последних обод прикручивается гайками к шпилькам, то у нашего "отечественного друга" его вообще нет. Вернее, сам обод есть, но он представлен в виде обруча , в середине которого пустота.

"Как же он крепится к ступице?" — спросите вы. Для этого и нужна её необычная форма, напоминающая барабан. Колёса на неё просто одеваются и ничем не фиксируются от проворота, а главным крепёжным элементом выступают прижимные клинья , которые притягиваются гайками к шпилькам.

Именно из-за этих клиньев и появляются "восьмёрки" ! Если их неравномерно притянуть, то у спаренного колеса появится биение. Чтобы этого избежать, возле шпилек есть специальные "щёчки", по которым нужно ориентироваться в момент затяжки. Важно следить за тем, чтобы зазор между клином и "щёчкой" был одинаковым на каждой шпильке.

Затяжка должна производиться несколько раз — непосредственно при установке, а также после того, как машина немного проедет . Если зазоры на всех клиньях будут одинаковыми, то "восьмёрка" исчезнет. Причём по ГОСТу допускается небольшое биение в пределах 8 мм .

То есть, причиной "восьмёрки" является неправильная затяжка колёс , в процессе которой пренебрегались зазоры между прижимными клиньями. Подобный дефект можно устранить, производя её по всем правилам.

Заключение

Если вы вдруг увидите на трассе отечественный грузовик, у которого колёса "гуляют" со стороны в сторону, то знайте, что владелец просто не умеет затягивать их должным образом. Возможно, причина кроется в огромном пробеге машины, из-за чего притянуть клинья не получается чисто физически, но в любом случае ездить так нельзя! Мне кажется, резина и ступица долго не протянут.

Если вам нравится новая рубрика, где я отвечаю на самые популярные и интересные вопросы, то ставьте палец вверх и не забывайте подписываться на канал , чтобы попадать к нам как можно чаще! Пишите в комментариях свои идеи для следующего выпуска Автоликбез и аккуратнее на дорогах! С уважением, АВТО ИЗНУТРИ!

В данной статье мы рассмотрим особенности технического обслуживания моста, тяг. Также изучим устройство переднего моста МАЗ.

Техническое обслуживание

При ТО заднеприводного МАЗ необходимо учесть следующие моменты:

  • При износе втулок цапфы МАЗ, шкворня элементы заменяются новыми деталями;
  • Проверка креплений должна проводится регулярно. То есть периодически следите за тем, чтобы пальцы тяг, поворотные цапфы, рычаги трапеций имели надежное крепление;


  • Передние колеса должны устанавливаться под правильным углом. Дело в том, что при деформации деталей переднего моста МАЗ углы могут измениться.

Для контроля величины угла развала необходимо проверять расстояние Н и В (на данном рисунке оно указано схематически).

Измеряем расстояние от нижней, верхней точки ободьев до плоскости, расположенных вертикально.

При правильном показателе угла разность длин должна быть примерно семь – одиннадцать миллиметров. Не забывайте, что расстояние В между торцами сзади, как правило, значительно превышает расстояние А примерно на три – пять миллиметров.

Регулируем схождение

Рекомендуем придерживаться следующего порядка при регулировке переднего ведущего моста МАЗ:

  • Сначала устанавливаем колеса так, чтобы положение деталей соответствовало направлению движения по прямой;
  • В поперечной рулевой тяге ослабляем затяжку всех болтов наконечников;
  • Аккуратно вращаем тягу. При этом необходимо менять длину агрегата таким образом, чтобы показатель величины схождения приблизился к оптимальному значению;
  • Стяжные болты в наконечниках максимально стягиваем.


После выполнения всех действий советуем сделать проверку угла поворота. При этом не забывайте отрегулировать болты.

36 градусов – такое значение должен иметь угол поворота левого, правого колес переднего моста МАЗ.

Зачем нужно делать сход-развал

Во-первых, машину не будет уводить в сторону, она становится более управляемой, маневренной и менее склонной к заносам. И как следствие – не создается угроза аварии.
Во-вторых, проведение регулировки углов колес и положения осей дает значительную экономию топлива.
В-третьих, увеличивается ресурс шин.
В Голландии был проведен эксперимент, при котором устанавливались различные положения осей на полуприцепе. Мы приводим пример расчета экономии на топливе и резине при правильно отрегулированных колесах и осях, с учетом результатов проведенных экспериментов.

В нашем Техническом центре диагностика и регулировка углов установки управляемых колес выполняется на немецком лазерном стенде Koch HD-30.

Точная и полная регулировка углов установки колес и положения осей


Эксплуатация грузовых транспортных средств, у которых неправильно установлены углы схождения-развала, оси не параллельны или смещены, деформирована рама, является расточительством. У таких грузовых автомобилей увеличивается износ шин. Повышается сопротивление движению, и, соответственно, возрастает расход топлива. Быстрее изнашиваются компоненты подвески. Кроме всего прочего, подобные неполадки вызывают сильное утомление водителей, что может привести к аварии.

Правильно выставленные колеса и оси позволяют контролировать издержки на пробег транспортного средства. Регулировка углов установки колес и положения осей приводит к значительной экономии на топливе и износе шин. Издержки на топливо могут быть снижены на 5-10%, увеличение срока эксплуатации комплекта шин может составлять до 100%.

Раньше предполагалось, что вполне достаточно произвести регулировку передней управляемой оси. И, если угол схождения колес был в норме, считалось, что все в порядке. Теперь известно, что существует много факторов, которые напрямую влияют на поведение транспортного средства на дороге. Иногда даже небольшое отклонение от нормативов имеет существенные последствия. Сейчас, осознавая важность точности, производители осей и транспортных средств ужесточают требования к рекомендованной геометрии углов установки колес и осей.

Все оси и колеса, установленные на несущей раме грузовика, влияют в движении друг на друга, и должны быть отрегулированы, включая и те, которые установлены на прицепах и полуприцепах. Даже если тягач отрегулирован превосходно, плохо отрегулированный полуприцеп будет влиять на движение грузовика, вызывая трудности в управлении и повышая риск возникновения ДТП.

Проверка грузовика до проведения измерений

При увеличении давления с одной стороны грузовик может начать двигаться нестабильно по дорожному покрытию, и водителю приходится прилагать усилия для того, чтобы компенсировать это отклонение от прямолинейного движения. Любое искривление рамы (изгиб, смещение, кручение) оказывает негативное влияние на поведение транспортного средства на дороге. Если есть какие-либо сомнения в правильной геометрии рамы, то она должна быть обмерена в первую очередь, до проведения регулировки колес и осей.

Перед началом процедуры регулировки проверяется состояние подвески и ходовой части транспортного средства. Измерение грузовика со сломанными или потерянными частями подвески, изношенными вкладышами или соединительными тягами, с разными диаметрами шин, является зря потраченным временем. Поэтому, в первую очередь до проведения измерений и регулировки, необходимо проверить подвеску и рулевое управление на наличие чрезмерных люфтов.

Продолжая серию статей о популярнейшем МАЗ 5551, мы поговорим о рулевых тягах и передней оси данного автомобиля
Устройство передней оси и ступицы переднего колеса:

Рисунок 1 – Передняя ось и ступица переднего колеса


Рисунок 2 – Продольная рулевая тяга


Уход за рулевыми тягами и передней осью
Для установки угла схождения управляемых колес, необходимо отрегулировать длину поперечной рулевой тяги (концы с резьбой).
Если обнаружили люфт в шарнирах рулевой тяги и подшипниках, то о проверке схождения, до устранения люфтов, можете забыть.
Как определить схождение, если всё в порядке?
Схождение = разность расстояний между торцами левого и правого барабана спереди и сзади при измерении на уровне геометрической оси колес.
Чтобы добраться к торцам тормозных барабанов, при замере необходимо снять резиновые заглушки на щитках тормозов.
Если Вы запланировали схождение колес, отрегулируйте в следующем порядке:

1) положение колес должно соответствовать движению по прямой;
2) гайку стяжных болтов обоих наконечников поперечной тяги нужно ослабить;
3) ввертывайте или вывертывайте наконечники установите схождение в задаваемых пределах

*Важно: вывертывание наконечников на один оборот увеличивает разность расстояний ориентировочно на 5мм, а ввертывание, соответственно, уменьшает на те же 5мм. Когда отрегулируете схождение, не забудьте затянуть стяжные болты наконечников и проверить (отрегулировать) углы поворота колес с ограничением их упорными болтами.

Чтобы определить зазор в шарнирах рулевых тяг, осмотрите соединения при проворачивании рулевого колеса право и влево.

*У Вас продольная тяга? Делайте операцию при неработающем двигателе. С поперечной – двигатель стоит завести.

Что делать после регулировки?

– Верните крышку №6 (рисунок №2) на место и поверните её на 120 градусов относительно первоначального положения.
– Обожмите край в паз наконечника №3 (рисунок №2) чтобы застопорить крышку №5 (рисунок №2).

*Каждый раз, когда регулируете шаровое соединение, проворачивайте крышку №6 (рисунок №2) на 120 градусов, выпрямив деформированный участок.

Регулировка подшипников ступиц передних колес

Рисунок 2 – Передняя ось и ступица переднего колеса


1) Снимите крышечку №8 (рисунок №3) и ослабьте гайку №9 (рисунок №3) подшипника

2) Отверните болт №10 (рисунок №3)

3) Проверьте ступицу на легкость вращения. Если ступица вращается туго – выясняйте причину, возможно Вам понадобится снимать ступицу.

4) Установите шайбу №12 (рисунок №3). Следите чтобы лыска на шайбе совпадала с лыской на поворотном кулаке №11 (рисунок №3)

5) Затяните гайку №9 (рисунок №3), проворачивая ступицу, до тугого вращеия моментом 240Нм. После этого отверните гайку на 90 градусов

6) Проверьте, насколько легко вращается ступица, есть ли осевой люфт (осевой зазор в подшипниках 0,02- 0,08 мм). Если что-то не так, повторите регулировку

7) застопорите гайку №9 (рисунок №3) болтом №10 (рисунок №3) с пружинной шайбой. Заверните его моментом 50-70 Нм

8) Внутреннюю полость крышки №8 (рисунок №3) необходимо заполнить специальной смазкой (исключение – пространство под гайку).

9) Установите крышку с прокладкой на ступицу.

(кстати, если у Вас течет ступица – рекомендую прочитать нашу статью с подробным описанием проблемы и её устранением. Жмите вот сюда

Как поменять колеса на мазе с клиньями. чтобы не было восьмерки. нюансы ?

ANT33 Класс 1

Caesar, Затягиваешь крест на крест и всё.При затяжке колесо проворачиваешь, чтобы посмотреть биение. Раньше делал и на Мазе и Камазе, вроде сильно не восмерили. Да конечно кропотливо, но не слишком быстро делаешь нормально. Резина долго не живёт на клиновых колёсах, вот почему от этого и отказались.

Затяжку ещё не плохо чередовать с ударами кувалдой по диску, чтобы колёса лучше садились на место.

Caesar Ученик

Как заменить на гайки ? Сложно ? Дорого ?

Robin Bobin Пилот ЕвроМаза

А почитать форум? Сложно? Дорого?

Пережевано сто раз всё в мазовской ветке.

PPV Механик-водитель

Кладешь вплотную к колесу брусок и крутишь колесо. Смотришь и подтягиваешь где надо.

— добавлено: 5 сен 2017 в 17:59 —Это мужчина фантазии. Или неправильная эксплуатация резины. У меня диски на клиньях, резина Кама 275х70х22,5. Пробег около 180 000км. Остаток протектора 30-40%.

Угу, еще лучше ударами по голове. Если уж вы хотите осадить клин, то проще одеть балоник на гайку и ударить по ключу, а не портить диск. Удачи.

Последнее редактирование модератором: 13 сен 2017

Caesar Ученик

Это как брусок ?

— добавлено: 5 сен 2017 в 19:05 —

Это как брусок ?

Последнее редактирование модератором: 13 сен 2017

Ярик 55111 Команда форума Модератор

CUM 14+ Класс 2

Да измельчал водитель—если уже на форумах колеса менять учимся! О чем тогда можно говорить.

Ну да, испортится диск, толстый такой, железный…. Сильно рассмешил……

PPV Механик-водитель

Да это еще ничего. Порой такие вопросы задают, что я просто в .

Последнее редактирование модератором: 5 сен 2017

Caesar Ученик

Да ладно парни, тока учусь !

— добавлено: 6 сен 2017 в 16:14 —

Я не понял куда брусок приставлять ?

Последнее редактирование модератором: 14 сен 2017

Ярик 55111 Команда форума Модератор

Caesar, на землю, рядом с колесом.

Кразевич Команда форума Модератор

Возле колеса, с минимальным зазором. Чтоб прокручивая колесо видеть, где колесо отходит от бруска а где к нему касается.

Caesar Ученик

PPV Механик-водитель

А чему удивляться. Мы после автошкол и технорей приходили работать в автобазы и там набирались практического опыта у старых шоферов, а где сегодняшней молодежи учится. Негде. Да еще книг по матчасти и ремонту практически нет, а если они и есть, то их редко кто читает, потому что читать книги люди просто разучились. Легче по клаве постучать.

Lehaniva Команда форума Модератор

PPV,

Именно кувалдой по диску, потом протягиваешь. Много лет так затягивал.(прицеп ГКБ)

МАЗай Профи

По диску сильно бить то и не нужно. А вот по ключу стучать кувалдой я бы не стал, он же будет плющится и потом на гайки лезть не будет.

4.5. Колёса и шины. Устройство и техническое обслуживание

Колёса автомобиля — бездисковые, со съёмными бортовыми 2 (см.рис.71) и замковыми 3 кольцами. Замочное кольцо разрезное и является второй конической полкой обода для посадки шины. Обод 17 колеса по внутреннему диаметру (под канавкой для замочного кольца) имеет конус, по которому кольцо центруется на ступице.

Передние колёса автомобиля одинарные, задние сдвоенные. Между ободьями сдвоенных колёс устанавливается проставочное кольцо.

Для удобства накачки внутренних шин предусмотрен удлинитель вентиля.

Крепление колёс к ступицам осуществляется установкой их на коническую посадочную поверхность диска 7 и последующим поджимом специальными прижимами 4. При этом прижим заднего колеса наружным скосом одновременно

центрирует и зажимает наружный обод колеса.

Гайка и болты крепления колёс с правой и левой сторон имеют правую резьбу.

Ежедневно перед выездом нужно проверять затяжку гаек крепления колёс. При затяжке гаек не следует наращивать плечо ключа, так как это может привести к срыву резьбы или скручиванию болтов. Замочное кольцо съёмного борта тщательно укладывают в канавку на ободе.

При эксплуатации автомобильных шин (300 — 508R) необходимо строго придерживаться следующих основных правил:

· ежедневно перед выездом проверять давление в шинах и при необходимости доводить его до нормы (в передних — 8,0кгс/см2, задних — 6,7кгс/см2). Уменьшение внутреннего давления в шинах против нормы на 25% снижает срок их службы примерно на 25-40%;

· не перегружать шины. Груз должен равномерно распределяться по кузову автомобиля. Для перевозки длинномерных грузов использовать прицепы-роспуски. Нельзя допускать загрузку автомобиля выше его номинальной грузоподъёмности. Перегрузка шин на 25% снижает срок их службы примерно на 40%;

· тормозить автомобиль плавно, не допуская скольжения колес, так как скольжение приводит к повышенному износу протектора;

· цепи противоскольжения надевать только при действительной необходимости и снимать их, как только необходимость миновала;

· следить за тем, чтобы на шины не попадали топливо, масло и другие нефтепродукты, так как это разрушает их.

Для снятия колёс следует отвернуть все гайки крепления колеса на шесть оборотов, вывесить домкратом колесо (колеса) и с помощью лопатки для монтажа шин освободить прижимы (для задних колёс). Если прижимы зажаты между гайкой и ободом, необходимо выпустить воздух из камеры (камер) и только после этого, отвернув гайки снять колесо.

Порядок установки колеса на ступицу следующий:

· установить колесо на ступицу, надеть прижимы на болты крепления колёс и навернуть гайки;

· произвести затяжку гаек колёс, сначала затянув верхнюю гайку, а затем диаметрально противоположную ей. Остальные гайки затягивать также попарно (крест-накрест). Рекомендуется затяжку гаек производить в несколько приёмов и проверять при этом торцевое биение колеса, которое не должно превышать 8мм при замере по середине боковой поверхности шины. В случае большего отклонения, гайки колёс ослабляют и снова производят их затяжку в изложенной выше последовательности, добиваясь при этом уменьшения биения колеса.

Следует помнить, что эксплуатация автомобиля с осевым биением колеса свыше 8мм не допускается, так как это приводит к повышенному износу шин и дополнительной нагрузке на подшипники колёс.

Полезное Мой МАЗ 54329-020

Кросавчег Гонщег — Вредитель

У нас мужики качали колеса внутренние при помощи трубки от шинного манометра, держать надо пока качаешь, но проще чем снимать колесо.

Димедрол мазурик

Robin Bobin нравится это.

kemel Влад права BCDE трактор 1-й класс Команда форума Модератор

На Газоне,Газеле тоже всегда трубкой от манометра качал,а на Мазе очень долго держать приходилось,вот и приладил удлинитель.

Robin Bobin нравится это.

Robin Bobin Пилот ЕвроМаза

kemel Влад права BCDE трактор 1-й класс Команда форума Модератор

Как я вас понимаю!Не представляю сейчас,как бы я ездил на клиньях,отвык уже давно.

Димедрол мазурик

Ну тут уж приходится чем то жертвовать, на днях я боролся с этой восьмеркой, но самое тяжелое в этом деле, это настроится на работу и начать, а там уже как говорится для моряка это пыль.

kemel Влад права BCDE трактор 1-й класс Команда форума Модератор

Дима привет!Я уже тоже давно их не ставлю и не покупаю,они мне не нужны.

Димедрол мазурик

Влад, я что здесь читаю отзывы про эти удлинители, что все мои знакомые плюют на них, значит это не просто так!

Robin Bobin Пилот ЕвроМаза

kemel Влад права BCDE трактор 1-й класс Команда форума Модератор

Я раньше боролся так,тянул гайки по тихоньку через одну и по клину постукивал через балонник.Если сразу не получалось,то тут уже пляска с бубнами.Одну гайку ослабляешь,другую подтягиваешь,пока ровно крутится на начнет.Зато сейчас хорошо,тупо колесо на шпильки одел и затянул,и вся любовь.

Димедрол мазурик

Как бы еще это все словами объяснить! Ставлю колеса, чуть притягиваю слегонца, рядом с колесом ложу деревяшку и кручу, восьмерка идет от деревяшки и на деревяшку, вот когда на деревяшку идет то место постукиваю кувалдой чтобы ушло внутрь. Таким макаром продолжаю пока не выраняется, ну или хотя бы более менее ровно не станет, потом затягиваю гайки сначала три через одну потом остальные три. Вроде как то так, объяснил как смог, на руках и матюках лучше бы получилось.

Robin Bobin Пилот ЕвроМаза

Дим ! Да чего объяснять, понятно все, так же ровняю, с деревяшкой или кувалду ложу рядом с колесом, типа мерка. Только сейчас наловчился делать немного по другому. По началу колотил по наружнему колесу и подтягивал клинья, теперь притягиваю все клинья, но не сильно, кручу колесо и смотрю, где проваливается, где вылезает. Затем, в том месте, где проваливается, ослабляю клинья и кувалдой бью изнутри по внутреннему диску, проверяю, если надо повторяю операцию. Мне думается, что хня эта с восьмерой, возникает из-за того, что внутреннее колесо садится криво на конус короны и если сильно, тем более если корона еще новая, то потом проблематично уже его выровнять. Этот способ испытал уже не раз, так что могу порекомендовать попробовать всем, у кого колеса на клиньях.

Димедрол мазурик

Ксати о птичках! Я тоже еще снутри стучу, забыл об этом написать. Да да, внутренее колесо на корону криво садится, промкольцо может быть раздавленно и проволка наврена не ровно. Причин хватает.

Robin Bobin Пилот ЕвроМаза

Еще один нюанс. Когда затягиваю клинья, смотрю, чтоб зазор, от короны до диска ( это уже наружнее колесо) было под каждым клином одинаковое. Иначе может колесо яйцом начать стесывать.

Димедрол мазурик

Тоже самое и я делаю зазор обязательно выставляю, у нас у всех одни болячки и мы их одинаково лечим.

Евген 190rus Профи

Я сразу по два клина протягиваю,сначала сверху,затем снизу,колесо садится более менее ровно. Затем боковые.Потом по кругу начинаю протягивать потихоньку,и колесо прокручивать.Затем кувалдой простукивать.В конце все клинья по кругу.

— добавлено: 4 дек 2014 в 19:03 —

Я в первый год намахался кувалдой,на десять лет вперёд.Правую сторону проворачивало.Пока кольцо не проварил.Клинья те ещё,сюрпризы.

Последнее редактирование модератором: 12 дек 2014

gosha1 Профи

:-)

А на КАМАЗе на клиньях такой нет проблемы, зазор по клиньям, от диска до ступицы, ровный выставил и всё восьмёрки нет.

kemel Влад права BCDE трактор 1-й класс Команда форума Модератор

Еще как есть,если ни правильно затянешь.Конечно меньше,чем на Мазе,но восьмерка есть.

Евген 190rus нравится это.

МАЗай Профи

Последнее редактирование модератором: 13 дек 2014

Robin Bobin Пилот ЕвроМаза

На костыли, от этого дела, сначала одевал резиновые колечки, нарезанные из шланга. При не удачном одевании колеса, их бывало снимало, теперь забил деревянные распорные клинышки в корону, продолговатые отверстия, куда вставляются сами шпильки. Теперь и не утапливаются и не проворачивает.

Автомобиль МАЗ. Регулировка подшипников передних и задних колес.

Автомобиль МАЗ. Регулировка подшипников передних и задних колес.

Регулировка подшипников передних и задних колес автомобиля МАЗ-500А

Задняя ступица МАЗ монтируется на двойном коническом и роликовом цилиндрическом подшипниках.

Передняя ступица МАЗ монтируется на двух конических роликоподшипниках.

Для проверки затяжки подшипников ступиц колес следует поднять домкратом и провернуть от руки колесо автомобиля МАЗ. Если колесо вращается туго, причем это тугое вращение не является следствием трения тормозных колодок о барабан, или при покачивании колеса чувствуется зазор, необходимо произвести регулировку затяжки подшипников передней ступицы.

Для задних ступиц легкость вращения может нарушаться заеданием шестерен колесного редуктора или дифференциала- чтобы выяснить причину, необходимо снять крышки ступицы или картера моста и осмотреть шестерни редуктора или дифференциала, а при необходимости вынуть полуось с шестерней.

Подшипники передней ступицы регулируются в следующем порядке (рис. 29):

Подшипники задней ступицы не регулируются.

При установке ступицы задних колес должна обязательно обеспечиваться комплектная установка двойного ионического подшипника в соответствии с комплектовочной маркировкой ГПЗ, нанесенной на торцах обойм и наружном диаметре распорного кольца.

Правильная установка подшипников задней ступицы МАЗ обеспечивается тугой затяжкой внутренних колец этих подшипников при помощи гайки, замковой шайбы и контргайки, навернутых на кожухах полуосей через водило колесной передачи, так как наружный подшипник ступицы колеса установлен на внутренней чашке водила.

Для подтягивания гаек подшипников ступиц задних колес необходимо:

После регулировки и затяжки подшипников ступиц МАЗ следует проверить степень нагрева ступиц при движении автомобиля. Температура ступицы не должна превышать 60° (рука выдерживает длительное прикосновение).

Порядок установки колеса на ступицу автомобиля МАЗ-500А

Рекомендуется затяжку гаек производить в несколько приемов и проверять при этом торцовое биение колеса. Для этого к торцу колеса нужно установить угольник или отвес и, вращая колесо рукой, определить максимальное отклонение колеса от угольника, которое не должно быть более 8 мм при замере по торцу шины.

В случае большего отклонения следует ослабить гайки колес и снова произвести их затяжку в изложенной выше последовательности, добиваясь при этом уменьшения биения колеса.

Следует помнить, что движение автомобиля МАЗ с осевым биением колеса свыше 8 мм категорически запрещается.

При затяжке гаек крепления задних колес прижимы не должны упираться в торец спицы.

Регулировка подшипников задних колес МАЗ

Для регулировки подшипников ступиц задних колес;

— поднимите заднюю часть автомобиля;

— слейте масло из колесных передач;

— разберите колесную передачу;

— проверьте, свободно ли вращается колесо от толчка рукой. Если колесо вращается туго, то выясните, не вызвано ли это повреждением сальника или подшипника. Устраните недостаток и только после этого приступайте к регулировке;


— поворачивая ступицу, затяните гайку 17 (рис. 1, 2) моментом 392—490 Нм (40—50 кг/см), затем отверните ее на 60—75 градусов и проверьте ступицу на легкость вращения. Она должна свободно вращаться, но без люфта;

— установите шайбу 18, стопорную шайбу, затяните контргайку 20 моментом 40—50 кгс-м и застопорите ее отгибом уса стопорной шайбы;

— проверьте еще раз вращение ступицы. Осевого люфта при этом не должно ощущаться.

Правильность регулировки определите пробегом автомобиля по степени нагрева ступицы, температура которой не должна превышать 60 ˚с (при большей температуре рука не выдерживает длительного прикосновения).


Регулировку подшипников (рис. 2) производите в следующем порядке:

— слейте масло из колесной передачи;

— снимите крышку 9, снимите водило 12, извлеките полуось 6, отверните контргайку 2, снимите шайбу 1 и ослабьте гайку 33;


— поворачивая ступицу, затяните гайку 33 (момент затяжки 392—490 Нм (40—50 кг/см)), затем отверните ее на 60—75 градусов и проверьте ступицу на легкость вращения. Она должна свободно вращаться, но без люфта;

— установите замковую шайбу 1, если отверстие шайбы не совпадает со штифтом гайки, заверните (отверните) гайку до совпадения штифта с ближайшим отверстием шайбы;

— установите стопорную шайбу, затяните контргайку моментом 390—490 Нм (40—50 кгс) и застопорите ее отгибом уса стопорной шайбы;

— проверьте еще раз вращение ступицы. Осевого люфта при этом не должно ощущаться.

Правильность регулировки определите пробегом автомобиля по степени нагрева ступицы, температура которой не должна превышать 60 °С (при большей температуре рука не выдерживает длительного прикосновения).

Регулировка ступиц передних колес производится аналогичным образом.

При этом после снятия водила необходимо дополнительно снимать ведущую шестерню колесной передачи.

Как затягивать заднюю ступицу маз

РЕГУЛИРОВКА ПОДШИПНИКОВ СТУПИЦ КОЛЕС ВЕДУЩИХ МОСТОВ АВТОБУСОВ МАЗ-103, МАЗ-107

— слить масло из колесного редуктора;

— снять крышку колесной передачи 2 (рис. 4.3.1);

— снять полуось 34 с ведущей шестерней 5;

— снять тормозной барабан 30;

— снять водило 6 в сборе с сателлитами;

— отвернуть контргайку 7 и снять стопорную и замочную шайбы;

— затянуть гайку 36 моментом силы 400.500 Н м, при затяжке гайки ступицу необходимо проворачивать для самоуста-новки роликов в подшипниках;

— отвернуть гайку на угол 60.70° и проверить вращение ступицы. Ступица должна вращаться свободно, но без люфта;
— установить замковую шайбу и, если штифт гайки не совпадает с отверстием в шайбе, отвернуть или завернуть гайку до совпадения ближайшего отверстия в шайбе со штифтом;

— установить стопорную шайбу и затянуть контргайку 7 моментом 400.500 Н м и еще раз проверить вращение ступицы. Застопорить контргайку загибанием выступа стопорной шайбы в прорезь контргайки;

— установить водило в сборе с сателлитами и тормозной барабан, при необходимости следует очистить пазы на барабане и отверстия в ступице и водиле, предназначенные для отвода масла просочившегося из колесной передачи;

— установить полуось с ведущей шестерней;

— установить крышку колесной передачи и закрепить ее болтами с пружинными шайбами, болты должны быть затянуты моментом силы 24.36 Нм.

При сборке резиновое уплотнительное кольцо ступицы и прокладка крышки колесной передачи должны быть заменены новыми. Допускается вместо прокладки для уплотнения поверхностей использовать жидкую прокладку LOCTITE 5900.

РЕГУЛИРОВКА НАТЯГА ПОДШИПНИКОВ И ЗАЦЕПЛЕНИЯ ШЕСТЕРЕН КОНИЧЕСКОГО РЕДУКТОРА АВТОБУСОВ МАЗ-103, МАЗ-107

Регулировочные работы проводятся при необходимости замены роликовых конических подшипников, конических шестерен и деталей дифференциала, а также при возникновении повышенного шума моста.

При необходимости замены одной из конических шестерен замену производить комплектно.

Для проведения регулировочных работ необходимо демонтировать редуктор из картера моста следующим образом:

— слить масло из картера моста и колесных передач;

— снять крышки колесных передач;

— вынуть ведущие шестерни планетарных передач вместе с полуосями;

— отвернуть болты крепления картера редуктора к картеру моста;

— разобрать редуктор и определить необходимость замены деталей.

Сборку редуктора необходимо начинать со сборки ведущей шестерни 17 (рис. 4.3.2) и регулировки предварительного натяга роликовых конических подшипников 18 и 21. Натяг подшипников ведущей конической шестерни регулируется подбором регулировочных прокладок 1 и контролируется моментом, необходимым для проворачивания ведущей шестерни, момент должен быть 1.3 Н м. При замере момента вращать фланец в одну сторону не менее чем на пять оборотов. Замер следует осуществлять до установки крышки с манжетами. После окончательной сборки ведущей шестерни затянуть гайку 24 крепления фланца 23 моментом силы 550.650 Нм, при затягивании контролировать минимальную величину момента с последующей подтяжкой гайки до ближайшей прорези под шплинт.

При сборке дифференциала не допускается разукомплектовывать чашки дифференциала 5 и 13. При необходимости замены чашки заменять комплектно. Метки на чашках в собранном дифференциале должны совпадать. Основным условием правильной сборки дифференциала является отсутствие заклинивания шестерен и наличие бокового зазора в зацеплении.

После сборки дифференциала установить его на подшипниках в картер редуктора. Произвести регулировку конических подшипников 4 и 15 гайками 8 и 16 (при затяжке гаек необходимо проворачивать ведомую шестерню для обеспечения правильного размещения роликов в подшипниках), момент проворачивания ведущей шестерни с дифференциалом в подшипниках должен быть 2.5 Нм.

После этого производится регулировка зацепления конических шестерен. Регулировка производится по пятну контакта зубьев шестерен и боковому зазору между ними. Перемещение ведущей шестерни при регулировке обеспечивается изменением толщины регулировочных прокладок, а перемещение ведомой шестерни — отворачиванием гайки с одной стороны дифференциала и наворачиванием ровно на столько же гайки с другой стороны. При регулировке необходимо получить размеры и расположение пятна контакта, приведенные на рис. 4.3.4. Боковой зазор в зацеплении должен быть 0,14.0,28 мм. Колебание бокового зазора за оборот не должно превышать 0,1 мм. Способы получения правильного пятна контакта приведены на рис. 4.3.5. Правильное положение пятна контакта достигается сдвигом шестерен в указанном направлении.


Рисунок 4.3.4 — Расположение пятна контакта на ведомой шестерне редуктора

Рисунок 4.3.5 — Регулировка расположения пятна контакта на ведомой шестерне редуктора и бокового зазора в зацеплении

Регулировка/замена подшипников ступицы колеса


Ступица заднего колеса МАЗ монтируется на двойном роликовом или коническом подшипнике цилиндрической формы, а передняя ступица МАЗ — на 2-х конических роликовых подшипниках. Чтобы проверить выполнение затяжки подшипника ступицы МАЗ, нужно поднять домкрат и рукой провернуть колесо машины. В том случае, если оно вращается туго и причина этого не трение тормозных колодок колеса о барабан, следует отрегулировать затяжки подшипника передней ступицы МАЗ.

У задней ступицы МАЗ легкость вращения может быть нарушена из-за заедания шестерен дифференциала или колесного редуктора.

Подшипники ступицы передней МАЗ регулируются в таком порядке:

  • Снимается крышка ступицы, ослабляется гайка подшипника, после чего вращая колесо, проверяют легкость вращения. Если оно тугое, то требуется снять ступицу и осмотреть подшипник и сальник ступицы МАЗ, которые могут быть повреждены.
  • Затем вращая колесо, следует затянуть гайку подшипника до тугого вращения самого колеса.
  • После чего отвернуть гайку подшипника на 35 градусов и проверить вращение колеса без ощутимого зазора.
  • Установить шайбу контргайки, замковую шайбу и застопорить ее отгибом шайбы.

Ремонт ступицы МАЗ

Главными дефектами ступицы МАЗ являются износ гнезд под подшипники и трещины на ребрах. Трещины можно восстановить сваркой или заменой. Если изношены гнезда под подшипники, то они восстанавливаются наплавкой, после чего требуется выполнить расточку на токарном станке до начальных размеров.

Стоимость ремонта

Цена
Регулировка подшипников ступицы колеса 550 руб.
Замена подшипника ступицы (ступица снята) 880 руб.

Цены, указанные на сайте, не являются окончательными и могут изменяться как в большую так и в меньшую сторону.

​Обслуживание и ремонт ступиц МАЗ

Если колесо плохо вращается или заметен значительный люфт, необходимо выполнить регулировку затяжки подшипника ступицы МАЗ. Для проверки используют домкрат и монтировку.

Поднимают переднюю часть грузика. Поворотом колеса определяют легкость вращения. Монтировкой выявляют присутствие люфта.

Ремонт ступицы

Подтеки на колесном диске – первый признак неисправности. Поломки возникают по разным причинам:

  • Вышел из строя сальник ступицы МАЗ;
  • Деформация уплотнительных колец;
  • Забит сапун;
  • Возникло образование осевого люфта;
  • Износились прокладки и пластиковые уплотнители;
  • Опустился подшипник.

Заметили течь на ступице? Замените сальник ступицы МАЗ . Если подтеки не исчезнут, проверьте состояние уплотнительных колец. Обратите внимание на прокладки между цапфой и чулком, а также под обоймой.


Если замена ступиц и уплотнителей не решила проблему, необходимо прочистить сапун. Загрязненный механизм не позволяет сальнику удерживать масло. В результате на передней ступице образуются подтеки.

Пластиковые уплотнители находятся под кольцом манжеты. Деталь повреждается под воздействием нагрузки.

Регулировка подшипников

При повышенных нагрузках и неправильном монтаже подшипников даже самые прочные ступицы МАЗ могут опуститься. Чтобы наладить работу системы, выполняют регулировку по следующей схеме:

  • Снимают крышку;
  • Ослабляют гайки;
  • Проверяют вращение;
  • Осматривают сальник на наличие дефектов.

При нормальном вращении и отсутствии люфта ставят замковую шайбу и специальную контргайку. Крепления зажимают.

Задние подшипники современной ступицы МАЗ регулировке не поддаются. Для установки правильного положения выполняют затяжку внутренних колец с помощью контргаек, а также нескольких шайб.


Если при вращении подшипника и сальника задней ступицы МАЗ заметны отклонения, необходимо:

  • Поддомкратить колесо;
  • Слить смазку;
  • Выполнить разборку;
  • Затянуть гайки;
  • Проверить правильность вращения;
  • Установить контргайки;
  • Проверить крепления.

Гайки затягивают так, чтобы колесо как можно туже вращалась от усилия руки. Люфт не должен ощущаться.

Замена сальников

При установке сальников ступицы МАЗ кожух располагают таким образом, чтобы выемки на корпусе совпали с отверстиями на ступице. Кольцо не должно крутиться вместе с деталью. Обратите внимание на резиновые уплотнители. Если стертые прокладки, чтобы предотвратить течь масла.

Для удобной установки ступицы используют лебедку. Выполняют необходимые регулировки и закрепляют деталь. Вставляют сателлиты и шлицы. Закрывают крышку.

При замене сальников ступицы МАЗ используйте герметик для прокладок, обладающий стойкостью и гибкостью. Средство наносят на чистую обезжиренную поверхность равномерным слоем в 3 мм.

Через 10 минут продолжают сборку. В конце ремонтных работ внутрь бортовой ступицы залейте масло.

Читайте также: