Как программировать эбу бош

Обновлено: 05.07.2024

Есть ли книги или сайты по которым можно научиться программировать эбу. То есть как именно все там устроенно, тонкости, архитектура и тп.

  • Вопрос задан более трёх лет назад
  • 2853 просмотра

Есть 2 варианта:

Однако для того, чтобы подкручивать двигатель - ничего этого знать не нужно.

А есть что то-наподобие этого сайта, но только о работе датчиков двигателя и исполнительных механизмов двигателя описанных полностью. Вплоть до поведения молекул в них.

А по сути этот же эбу можно сделать и самому. Ведь зная полную работу датчиков и исп. мех. То есть какое напряжение на них поступает какой они отдают в зависимости ситуации.

По работе двигателя можно почитать Хрулёва. Ремонт двигателей зарубежных автомобилей. Там про форсунки, зажигание, углы и как оно там вообще всё происходит.

Это всё запихивается в микроконтроллер, обвязывается обвязкой, которая будет смотреть на датчики и управлять форсунками, дросселем, тормозами и т.д. и будет называтсья эбу.

Vadimm1001, можно хозяину упомянутого мною сайта, он кстати на Хабре тусит - задать вопросы.
Он на свой автомобиль ставил что-то.
Разбирал двигатель частично, ставил датчик, выводил этот датчик к какому то электронному блоку.
По моему на Хабре у него и есть подробная статья.

Программатор, редактор прошивок ЭБУ автомобилей для перепиновки блока управления двигателем от угона

Электронный блок управления представляет собой устройство, предназначенное для обеспечения правильной работы силового агрегата и прочих узлов авто. ЭБУ корректирует основные параметры работы двигателя, что позволяет добиться его максимальной функциональности. Как и любой другой девайс, со временем ЭБУ может работать с перебоями, решить такую проблему зачастую позволяет перепрошивка. Какой лучше выбрать редактор прошивок ЭБУ автомобилей, и как его использовать — узнайте из этого материала.

Что предполагает прошивка блока управления двигателем?

Программатор, редактор прошивок ЭБУ автомобилей для перепиновки блока управления двигателем от угона

Как осуществляется перепиновка блока управления ДВС от угона через диагностический выход, что такое сброс ЭБУ с инициализацией, как произвести обучение и какое использовать оборудование для чип тюнинга? Процедура программирования — это, по сути, перенастройка управляющего модуля с проведением всех необходимых калибровок. Прошивка модуля — это комплекс утилит и программ, которые записаны в память управляющего устройства силовым агрегатом. Именно прошивка во многом определяет правильность работы устройства.

Если вы решите произвести чип-тюнинг мотора, то в любом случае надо будет сбрасывать настройки блока. Как правило, тюнеры взаимодействуют с компонентами управляющего модуля. Это позволяет контролировать процесс сгорания топливовоздушной смеси и обеспечить работоспособность всех датчиков и контроллеров.

Иногда при осуществлении чип-тюнинга специальным редактором выполняется изменение программного кода, но чаще всего вносятся изменения в калибровку. Непосредственно прошивка, состоящая из множества программ, может находиться либо внутри процессора, либо на наружной плате. Но это зависит от определенного автомобиля и модификации двигателя (видео снято каналом MotorState).

Разновидности прошивки

В настоящее время в свободном доступе в Интернете можно найти сотни различных утилит для перепрошивки управляющих модулей от разных разработчиков. То же самое касается и программаторов — в продаже можно найти десятки устройств, обладающих разными параметрами и характеристиками. Самые известные и востребованные на сегодня — это производители из США и Германии. Однако, и среди российских производителей в последнее время появилось множество компаний, которые выпускают программаторы.

Рост отечественных производителей в области изготовления программаторов связан с тем, что на территории РФ, а также стран бывшего СССР увеличилось количество тербодизельных, а также инжекторных машин. Разумеется, речь идет о транспортных средствах, оборудованных ЭБУ. Из-за того, что производители автомобилей изначально оборудуют транспортные средства противоугонными установками, программаторы российского производства не всегда позволяют осуществить перепрошивку.

Каких результатов ждать от перепрошивки ЭБУ?

Если действия по перепрошивке ЭБУ MT60 или любой другой модели программатором Openbox либо другим устройством будут выполнены верно, то вы сразу же почувствуете, как изменилась работы ДВС. При перепрограммировании управляющего модуля на практике обычно удается достичь максимально плавной и ровной работы автомобильного мотора. Это, в свою очередь, делает управление транспортным средством более комфортным и удобным. Если двигатель в целом работает правильно, то процедура перепрошивки своими руками даст возможность повысить мощность двигателя и его крутящий момент в частности.

Программатор, редактор прошивок ЭБУ автомобилей для перепиновки блока управления двигателем от угона

Благодаря этому достигается улучшение динамики автомобиля, а если все узлы и агрегаты работают правильно, то возможно, получиться даже добиться экономии топлива. Нужно учитывать, что процедура редактирования также во многом зависит от того или иного программатора. Редактированию обычно подвержены от 30 до 1000 параметров калибровок, что зависит от мотора и устройства. Обычно корректировке подвергаются параметры угла опережения зажигания, составов топливовоздушной смеси, запуска двигателя и т.д. Процедура внесения корректировок осуществляется благодаря программатору через компьютер и кабель подключения.

Но необходимо понимать, что в некоторых случаях, в зависимости от конкретного автомобиля, иногда попросту невозможно добиться улучшения рабочих параметров. При выполнении настройки заводские характеристики (особенно параметры противоугонной системы) все равно останутся в памяти управляющего модуля. Так что если вы допустите ошибки в ходе редактирования, то в любой момент можно будет вернуть стандартные настройки.

Инструкция по прошивке модуля управления двигателем своими руками

Если вы решили самостоятельно перепрошить модуль, то для того, чтобы все сделать правильно самому, нужно не только подобрать необходимый программатор и ПО, но и знать распиновку разъемов. Ниже предлагаем ознакомиться с информацией касательно выбора программного обеспечения (видео обнародовано каналом VideoMix).

Оборудование

В первую очередь нужно подобрать редактор. Редактор представляет собой специализированную программу, основное назначение которой заключается во внесении корректировок в настройку управляющего модуля. В сегодняшнее время купить редактор для изменения файлов ЭБУ можно в любом тематическом магазине. Мы рекомендуем остановить свой выбор на редакторах от известных производителей, так вы будете уверены, что работаете с качественным софтом.

Рассмотрим наиболее популярные версии оборудования для корректировки:

  1. Делфи MT60. Это программное обеспечение считается самым универсальным вариантом, поскольку его можно использовать для работы с большинством современных девайсов, в частности, Микас. Найти сегодня Делфи МТ60 — не проблема.
  2. Галлетто 1260 — этот программатор считается одним из самых простых в плане использования. На практике же это оборудование может работать только с блоками Бош ЕДС16 и ЕДС15, Сименс, Делко, МЕ всех версий. Устройство без проблем перепрошивает блоки управления как в дизельных, так и в автомобилях, работающих на бензине, для перепрошивки применяется интерфейс OBD-II. В комплекте идет переходной штекер с OBD на VAG 2×2.
    При использовании этого устройства производитель рекомендует отдельно сохранить резервную копию основных файлов прошивки блока. В ходе выполнения процесса необходимо обязательно отключить дополнительные устройства и девайсы и проследить за тем, чтобы был выключен вентилятор радиатора. В случае неполадок в работе бортовой сети автомобиля заниматься перепрограммированием не рекомендуется.
  3. Опенбокс — не менее популярный вариант, получивший широкое распространение среди наших соотечественников. Данный редактор также может работать со многими моделями управляющих модулей, среди которых ВАЗовские Январь (практически все версии), Бош, а также Микса. По факту Опенбокс хорошо работает и с другими моделями бортовых компьютеров. При правильном использовании вы сможете улучшить основные рабочие параметры и характеристики авто, а также усилить защиту от угона. Если вы будете использовать эту утилиту, то для ее правильной эксплуатации вам понадобится специальный модуль, он будет подсоединяться через кабель к ЭБУ.
  4. MPPS. Этот редактор можно использоваться практически во всех авто европейского, американского и азиатского производства. Девайс позволяет считывать и записывать информацию в память контроллера через OBD-II выход посредством прямого подключения. Одной из основных характеристик устройства является высокая скорость прошивки, а также многоязычный интерфейс, включающий русский язык.
  5. ЧипЭксплорер — также универсальная и простая в использовании программа, которая подойдет для работы практически с любыми управляющими модулями.

Программатор, редактор прошивок ЭБУ автомобилей для перепиновки блока управления двигателем от угона

Программатор, редактор прошивок ЭБУ автомобилей для перепиновки блока управления двигателем от угона

Нюансы, которые важно знать

Так как прошить блок управления и какие нюансы следует учитывать при выполнении этой задачи? Процедура программирования осуществляется путем подключения компьютера к управляющему блоку через программатор и внесения корректив в его параметры. Здесь многое зависит от конкретного блока управления, программного обеспечения, а также программатора.

При покупке устройства рекомендуем внимательно проверять комплектацию прибора, в которую должны входить:

  • утилита, с помощью которой будет осуществляться корректировка;
  • сам провод с адаптером;
  • USB-ключ, выполненный в виде обычной карты памяти (видео опубликовано каналом romanem0).

При отсутствии ключа использование программного обеспечения будет невозможным. Большинство программаторов, продающихся сегодня, имеют лицензию, которая может составлять 12 либо 18 месяцев, здесь все зависит от производителя. Если вы никогда ранее не сталкивались с необходимостью перепрошивки управляющего блока, то лучше доверить эту процедуру специалистам. В противном случае есть вероятность допущения ошибок.

Заключение

Как правильно выполнить перенастройку блока управления, что следует при этом учесть и как не допустить ошибок при перепрограммировании — узнайте из ролика от пользователя Павла Ксенона.

Считывание параметров из ЭБУ

3. Система управления отопителем салона. Измерение текущей температуры, релейное управление электромагнитным клапаном (открыт, закрыт) с настраиваемыми уровнями включения и выключения.

Управления отопителем салона

4. Регулировка яркости дисплея.

Регулировка яркости дисплея

5. Звуковая сигнализация превышения температуры охлаждающей жидкости и напряжения аккумулятора.

Принципиальная схема бортового компьютера:

Принципиальная схема бортового компьютера на MSP430

В качестве сердца используется микроконтроллер фирмы Texas Instruments (почему смотри ниже). Но код написан на Си и может быть легко портирован на любой другой типа mega128 от ATMEL. Контроллер любой из MSP430F1610 MSP430F1611 MSP430F1612 (Даташит).
Требования к контроллеру: не менее 20кБ flash, 4кБ ОЗУ, минимум один USART для связи с ЭБУ и еще один, если используется как у меня SPI датчик температуры.

Для связи с ЭБУ используется специализированная микросхема SN65HVDA195 от Texas Instruments (Даташит). Печатная плата также выполнена отдельно.

Датчик температуры TMP121 или TMP123 на аппаратном SPI (Даташит). Меряет температуру от -25 до +85С.

Отличие схемы включения датчика от даташита заключается в том, что я не стал подводить ногу питания к датчику. Вместо этого на плате я поставил диод Шоттки и конденсатор на 10 мкФ между ногами Vcc и Gnd. Сигнал на диод берется с вывода CS. По алгоритму работы с датчиком вывод CS всегда находится под высоким уровнем (при этом происходит непрерывное измерение температуры) и опускается вниз только для считывания измеренного значения температуры. Так как допустимое напряжение питания составляет 2,7В, а ток потребления 50 мкА то данное упрощение вполне допустимо.

И так почему были выбраны детали от техас инструмент? Да потому что бесплатно.
У техаса можно заказать сразу и контроллер и микросхему к-line интерфейса и стабилизатор на 3.3В и датчик температуры (к тому же все это можно заказать не по одному экземпляру, а по 3-5 штук и собрать соответственно не один, а несколько БК).

В чём и как программировать

Я использую IAR Workbench 5.1 который вполне легально можно скачать на сайте ИАРА. После регистрации и запроса evolution версии по ссылке, получаем полнофункциональную версию на 30 дней. А потом можно и еще заказать для продолжения.
Программатор либо по LPT, либо по COM (или переходник USB-COM, так называемый BSL).
Схема для программирования по LPT проста как две копейки (к сожаленью не так проста как 5 проводков для AVR, но уж точно порт не спалите) позволяет прошивать и отлаживать прям из IAR, что для меня большой плюс. Но требует LPT порт, а он все реже попадается.

Программатор BSL по последовательному порту. Использует вшитый в MSP bootloader. Можно шить, но нельзя отлаживать. Зато работает от COM порта и что более актуально - от переходника USB-COM используя линии TXD, RXD, DTR, RTS. У меня прекрасно работает от переходника TUSB3410 фирмы техас инструмент (тут продолжительные аплодисменты).

Переключение по экранам происходит кнопкой "MENU". Регулировка значений включения отключения клапана отопителя кнопками "ВВЕРХ" "ВНИЗ". Переключение между уставками включения отключения клапана отопителя кнопками "СМЕНА". Кнопку "ВКЛ" и "ENTER" пока не используются. Просто они есть на корпусе.

Устройство после сборки и прошивки наладки не требует. Все выполнено на отдельных печатных платах. Не то чтобы так задумывалось, но вообще получилось удобно, так как все отлаживалось отдельно. Плата для контроллера сделана в виде макетки.

Макетка для MSP

Так и расширять удобно и вообще она была раньше именно как макетка и сделана для контроллеров MSP при их освоении. Краткое отступление от темы. Вот за что мне очень нравятся техасовские процы, так за то, что разные контроллеры в одном корпусе имеют одинаковое расположение функциональных пинов. Сделал одну макетку и паяй на нее все, что нравиться - все срастется.

Регулировка яркости реализована на аппаратном ШИМ с ноги Р4.1.

Алгоритм работы БК следующий:
1. Инициализируется периферия МК, экран, SPI, USART.
2. В таймере формируются так называемые признаки событий.
- признак запроса установления связи с ЭБУ каждые 750 мс.
- признак запроса данных из ЭБУ каждые 270 мс при наличии признака положительного ответа от ЭБУ
- признак запроса температуры каждые 1,5 сек.

Признак запроса данных из ЭБУ меняется на признак запроса ошибок при нахождении в меню "Ошибки" и запрашивается соответственно каждые 270 мс.
Также в таймере ведется подсчет временного интервала с последнего положительного ответа ЭБУ на запрос данных. Если временной интервал между положительными ответами превысит 2,5с, то произойдет сброс признака запроса данных и выставится признак запроса установления связи с ЭБУ. Сброс данного таймера осуществляется в прерывании от принятого байта из USART.

В прерывании USART организован FIFO буфер на 80 байт. Данный объем выбран из условия, что длина максимального ответа от ЭБУ составляет 80 байт.
Также в прерывании USART формируются признаки положительно ответа от ЭБУ, читаются ошибки, вычисляются данные из массива переданного ЭБУ.

В основной программе происходит опрос кнопок и обработка запросов сформированных в прерывании таймеров.

Перед входом в цикл основной программы происходит чтение info сегмента ППЗУ. В ячейке 0х1000 хранится значение температуры включения клапана СУОС рассчитанное по формуле tппзу=t_вкл/5 (Данная запись позволяет регулировать температуру с точностью 0,2С используя один байт для хранения). В ячейке 0х1001 храниться значение дельты температуры включения-отключения клапана СУОС. Таким образом клапан открывается при температуре меньше уставки на величину дельты и выключается при увеличении температуры выше заданной на величину дельты. В ячейке 0х1004 храниться значение последнего экрана. Если в процессе работы сменить экран и находиться в нем более 30с, то этот экран станет основным и запишется в ППЗУ. В ячейке 0х1002 храниться значение яркости экрана. Если ячейки не заполнены, то записываются первоначальные значения 20С, 0.5С, 10,1.

Немного теории. Для тех, кому данный проект будет являться отправной точкой для создания своего БК на другой элементной базе.
Спецификация протокола KWP2000 приведена в файле kwp2000_euro2.doc. Данный документ описывает протокол общения с ЭБУ типа Motronic 1.5.4N, “Январь-5”. У меня контроллер Bosch 7.9.7+. Анализ снифа протокола обмена ЭБУ с диагностической программой на ПК показал достаточно существенные отличия от указанного выше документа.

Во первых инициализация. Мало того, что должна быть послана соответствующая последовательность команд на ЭБУ, необходимо чтобы в процессе инициализации выдерживались строгие временные интервалы выдачи команд.
Так описанный в приведенном документе процесс "быстрой инициализации" должен заключать в передаче низкого уровня по k линии в течении 25мс (с погрешностью +-1мс), затем высокий уровень на k линии в течении 25мс (с погрешностью +-1мс), затем последовательность управляющих команд. Время между посылками инициализации не менее 200мс. При попытке провести указанным образом инициализацию (так ее пытаются выполнить 4 из 5 диагностических программ), ЭБУ возвращает последовательность 0x83 0xF1 0x10 0x7F 0x81 0x11 0x95, что в соответствии с описанием протокола означает, что ЭБУ не знает такую команду.

В ЭБУ Bosch 7.9.7+ инициализация должна выполняться несколько иначе.
Передается инициализирующая последовательность высокий уровень к линии 25мс, низкий уровень к линии 25мс, последовательность 0х81 0х10 0xF1 0x81 0x03. При этом важно отметить, что интервал между инициализирующими посылками не менее 500 мс. ЭБУ сразу выходит на связь с положительным ответом.

Скорость обмена 10400 бод.
Перед запросом информации из ЭБУ его необходимо инициализировать на работу с БК.
Это делается из БК: шлется последовательность команд 0х81 0х10 0xF1 0x81 0x03. В ответ ЭБУ присылает ответ 0x83 0xF1 0x10 0xC1 0xEF 0x8F 0xC3. Это является признаком положительного ответа на запрос инициализации.

Теперь БК может запрашивать информацию.
Запрос диагностической информации осуществляется последовательностью команд 0x82 0x10 0xF1 0x21 0x01 0xA5. В ответ ЭБУ присылает 79 байт начинающихся с последовательности 0x80 0xF1 0x10 0x4A 0x61 0x01 после которой следует массив диагностической информации. Некоторые значения соответствующих данных приведены в файле анализ.xls. Настроив на ПК связку виртуальных COM портов и подключив один к гипертерминалу, а второй к программе диагностики были выявлены конкретные байты передающие диагностическую информацию и порядок преобразования их в физические величины. Если сравнить их с приведенных описанием на протокол KWP2000, то видно множество отличий, что при одинаковости управляющих команд говорит о том, что протокол обмена с Bosch 7.9.7+ является некой надстройкой над KWP2000. Из статьи видно, что указанный выше документ подходит под ЭБУ типа Январь 5 и Январь 7.2+.
Запрос ошибок выполняется последовательностью команд 0x84 0x10 0xF1 0x18 0x00 0xFF 0x00 0x9C
Ответом на запрос в случае отсутствия ошибок, является последовательность 0x82 0xF1 0x10 0x58 0x00 0xDB.
Сброс ошибок выполняется последовательностью 0x83 0x10 0xF1 0x14 0xFF 0x00 0x97

На чем проверялся БК. Точно работает на ЭБУ типа Bosch 7.9.7+ евро 2 на машине Нива 2131. Больше нигде не проверялась, так как нет в наличии других машин.


Во главе поста хочу сказать огромное спасибо Sashkaa68 за консультации и наставление на путь истинный, и в итоге, изготовление прошивки под конкретно мои требования.

И так, приспичило мне мозг перепрошить машину на Е2, ну и лошадок прибавить. Узнал по сервисам, хотят 5000-6000 руб. Дорого как то, а может и не дорого. Бог знает. Но так как у самого руки растут откуда надо и с паяльником дружу то решил сам перепрошить. Перешерстил инет и понял, что сее очень просто, все делается через обычный KKL шнурок или через MPPS шнурок. Так как MPPS легко шьет без снятия мозгов, то его заказал у китайцев, благо он не дорогой.
Речь пойдет о блоке управления двигателем Bosch ME 7.5.
В мозгах есть две перезаписываемые области. Одна называется EEprom, а вторая Flash.
В EEprom хранятся данные на авто, такие как вин, данные иммобилайзера, пароли.
В Flash хранится сама прошивка двигателем, то есть программа управления и всевозможные переменные и т.д и т.п. При тюнинге правится именно Flash.
Сам по себе мозг МЕ 7.5 не убиваем, если имеете в наличии заранее слитые Flash и EEprom. Даже если случайно зальете в него МП3 то потом спокойно, в бут моде, на столе, зальете EEprom и Flash и блок будет как новенький 🙂

Ну а теперь подробно и с фото 🙂

Для начала, что б обезопасить себя от всяких последствий, надо сделать полный бэкап блока управления двигателя. Это делается на столе с переводом блока в бут режим.

Идем к машине, снимаем крышку с бокса где живут мозги и главное реле.

ЭБУ МЕ7.5

Снимаем блок управления двигателя.

ЭБУ МЕ7.5

ЭБУ МЕ7.5

Несем домой, отвинчиваем 4 винтика и вынимаем собственно саму плату.

ЭБУ МЕ7.5

ЭБУ МЕ7.5

Для того, что б перевести блок в бут режим надо на микросхеме памяти замкнуть лапку №24 на землю через резистор 10Ком. Я его просто припал к микрухе и одел термоусадку, другой конец свободный для замыкания на землю. Потом заизолировал и оставил там, вдруг еще пригодится.

ЭБУ МЕ7.5 прошивка

Ну вот, все подготовительные работы проведены. Можно подключить провода к мозгам. Подключаются они вот по такой схеме. Ее из инета стащил, спасибо автору.

ЭБУ МЕ7.5 подключение для прошивки

ЭБУ МЕ7.5 подключение для прошивки

Приступаем к слитию EEprom.
Подключаем ККL шнур, замыкаем резистор на землю, включаем питание, считаем до пяти и отпускаем резистор от земли. Все, блок в бут режиме. С помощью программы Me7Logger, файл для запуска me7_95040.exe, сливаем EEprom. Программа работает в командной строке, очень удобно. Ссылку на описание и прогу не привожу, их и так море в инете.

ЭБУ МЕ7.5 подключение для прошивки

Теперь берем шнурок MPPS, им удобней Flash считывать.

ЭБУ МЕ7.5 подключение для прошивки

Запускаем его родную прогу, она называется так же – MPPS и сливаем Flash. Она вся на Русском и все понятно без инструкций. В отличии от KKL шнура, MPPS сливает Flash всегда корректно, не надо переводить мозг в бут режим. С ККLом бывают чудеса. Чудеса нам не нужны, мы делаем эталонный бэкап 🙂

ЭБУ МЕ7.5 подключение для прошивки

Ну вот, бэкап готов. Нычем его в разные места и носители.
Теперь можно смело шить блок не снимая с машины и не бояться что либо убить. Если убьем то просто отнесем блок домой и зальем заводские прошивки.

Вот решил на столе залить скачанную из инета прошивку Е2, залилась отлично но ничего не отключила :-))))) Далее все операции по перепрошивке проводим в машине с помощью MPPS шнура прям через диагностический разъем.

Читайте также: