Как проверить катализатор по лямбда

Обновлено: 30.06.2024

Если ваша машина вдруг потеряла тягу, максимальную скорость, при этом работает ровно, не троит, диагност не находит ошибок, то стоит подумать о катализаторе.

Проверить степень забитости и пропускную способность катализатора можно несколькими способами.

  1. Машина не едет, двигатель не запускается или глохнет. Выкручиваем первый лямбда зонд и пробуем запустить двигатель. Если мотор заработал - катализатор забит;
  2. Те же условия. Выкручиваем одну из свечей зажигания, не забыв отключить катушку этой свечи. При забитом катализаторе двигатель должен запуститься;
  3. Проверить пропускную способнось выхлопной системы можно с помощью специального манометра с штуцером под резьбу датчика кислорода, он вкручивается в гайку лямбда-зонда и мотор запускается. Стрелка должна находиться в зеленой зоне;
  4. Также узнать, что катализатор забит можно с помощью мотор-тестера, по датчику давления в цилиндре. На осциллограмме будет виден момент открытия выпускного клапана и давление в цилиндре на выпуске, которое в конце такта должно быть чуть выше нуля;
  5. Поднести ладонь к выхлопной трубе на холостых оборотах. При исправном катализаторе отчетливо чувствуются такты работы двигателя. При забитом тактов нет, или они слабые, из трубы идет ровный жар;

Еще одним признаком является гул и вой в воздушном фильтре. Можно еще посмотреть через гайку лямбды эндоскопом, но он не всегда дает объективную оценку. Так как катализатор может в верхней части выглядеть нормально, но быть оплавленным внутри.

Мотор-тестер, сканер, манометры, эндоскоп должны быть в любом уважающем себя автосервисе, занимающимся ремонтом выхлопных систем. Иначе все убеждения писаны по воде.

Не стоит забывать, что катализатор может и отсутствовать. Они довольно часто разрушаются и вылетают в трубу. В таком случае горит ошибка. Ошибка p0420, p0421, p0430, p0431 загорается если катализатор отсутствует, начал разрушаться, выкрашиватся или если его рабочий каталитический слой потерял свойства. При забитом катализаторе ошибок може не быть вовсе.

Строение катализатора

Почему ломается катализатор

Некорректный уровень масла. Расходные жидкости, которые обеспечивают плавную и безопасную работу металлических деталей в авто, должны быть всегда в идеальном состоянии. Иначе есть риск, что при их избытке или недостаче машина начнет вести себя странно. Когда уровень масла в двигателе выше, чем положено, избытки могут попадать на решетки катализатора. Это рано или поздно приведет к разрушению деталей.

Естественный износ. Катализаторы, как и другие запчасти на автомобиль, имеют определенный срок службы. У надежных иномарок, владельцы которых аккуратно эксплуатировали свой автомобиль, катализаторы исправно работают на протяжении 100-120 тыс. км пробега. Собственникам дешевых моделей приходится обращаться за заменой этого элемента уже через 50-70 тыс. км пробега.

Негативное влияние на катализатор может оказывать и проблема с двигателем, некорректно подобранное автомобильное масло или производственный брак. Что бы ни привело к поломке этой детали, следует знать варианты, как проверить состояние катализатора.

Признаки неисправного катализатора

Катализатор забит

Катализатор ломается довольно часто, так как этот элемент в автомобиле играет роль основного фильтра. Чтобы не пришлось беспокоиться о том, ремонт каких запчастей потребуется немедленно, владельцы транспортных средств должны знать, как проверить катализатор. К счастью, при любых проблемах с этим элементом автомобиль будет наглядно демонстрировать свои неполадки.

Конечно, все модели машин уникальны между собой. А потому сломанный катализатор в различных марках будет вести себя по-своему. Но есть общие черты, которые замечали все владельцы машин, хотя бы раз столкнувшиеся с такой проблемой.

В целом, неисправный катализатор в большинстве случаев проявляет себя следующим образом:

Появление лишних шумов. Конечно, машина не может работать полностью бесшумно. Но если появились странные звуки, которых раньше не было слышно после заведения двигателя, это может быть связано с забившимся катализатором.

При возникновении сразу нескольких признаков вероятность того, что элемент вышел из строя, довольно высока. В такой ситуации следует знать, как проверить катализатор на забитость своими руками. Это поможет избежать дополнительных растрат при обращении в автомастерские.

Проверка катализатора: советы автолюбителям

Сравнение работы исправного и неисправного катализатора

Существует несколько вариантов, с помощью которых можно определить состояние катализатора. Этот элемент играет важную роль в авто, а потому его работа не должна останавливаться ни на минуту.

Если катализатор вышел из строя, его не обязательно менять на новый и тратить до 100 000 рублей за замену. В ряде случаев достаточно заменить несколько элементов. Но о таких тонкостях знают только те водители, которые умеют распознавать признаки неисправного катализатора и самостоятельно проверять его состояние.

Как проверить, забит ли катализатор:

Использовать мотор-тестер. Этот вариант считается наиболее быстрым и оптимальным. Он не требует от собственников серьезных познаний в ремонте или устройстве транспортных средств, а потому довольно часто используется для выполнения этой задачи. Применение этого варианта основывается на следующих моментах: вместо свечи в цилиндр ставится датчик. Он должен измерить давление. Далее просматриваются результаты осциллограммы (кривой электропроцессов). Результаты не должны превышать 200 кПа. Иначе владельцу транспортного средства придется задуматься о замене катализатора. Использование мотор-тестера – один из наиболее простых способов, как проверить катализатор на забитость, не снимая деталь.

Измерить противодавление. Такой вариант используется теми, кто имеет хотя бы минимальные познания об устройстве своего автомобиля. Но при должном понимании сути процесса провести эту процедуру может даже новичок. Вариант предусматривает измерение давления в выпускной системе. Для этого необходимо использовать манометр, который с помощью переходника следует установить вместо кислородного датчика. Далее потребуется измерить показатели, которые демонстрирует датчик. Они должны быть не ниже 0,3 кгс/см² (если брать за средние показатели 2500 об/мин). Любое отрицательное отклонение свидетельствует о том, что катализатор пора менять или реставрировать.

Если не получилось оценить состояние катализатора своими силами, следует обратиться в надежную мастерскую. Это проще, чем пытаться самостоятельно осуществить ремонт или замену ценной детали. При отсутствии навыков есть риск навредить авто еще больше, что может повлечь увеличение стоимости за ремонт катализатора на сумму до 100 000 рублей.

Катализатор – это термин с которым знакомы все автолюбители. Многие слышали о нём при заказе запасных частей. Кому-то приходилось почувствовать ухудшение динамики своего авто, при выходе этого агрегата из строя. В данной статье мы подробно расскажем, зачем он нужен, почему он забивается и как его проверить на забитость не снимая с машины.

Какие функции выполняет катализатор

как работает катализатор

Как выглядит катализатор.

Как уже было сказано выше, катализатор является частью выхлопной системы. Его полное название – каталитический нейтрализатор и он отвечает за уменьшение количества вредных веществ, которые выбрасываются вместе с выхлопными газами. Основными вредными соединениями являются:

  • углеводороды – СН;
  • оксиды азота – NO2 и NO;
  • окись углерода – СО.

Процесс нейтрализациии этих веществ заключается в следующем: внутренняя часть катализатора нагревается выхлопными газами до 700-900° C и начинает дожигать вредные химические соединения. Это достигается за счет конструкции каталитического нейтрализатора, которая состоит из керамических и металлических соединений, наподобие сот. Сверху изделие покрыто сплавом из платины и иридия. Выхлопные газы проходят через соты и превращаются в более безобидные для окружающей среды.

Почему забивается катализатор

как выглядит катализатор

Как выглядит исправный катализатор.

Каталитический нейтрализатор выполняет роль фильтра, а любой фильтрующий элемент со временем приходит в негодность из-за скопления грязи. В случае катализатора ускорить загрязнение могут такие неисправности как:

Все перечисленные причины ускоряют забивание или оплавление керамических сот.

Признаки забитого катализатора

как выглядит забитый катализатор

Как выглядит забитый катализатор.

Водители, эксплуатирующие свой автомобиль длительное время, могут легко определить признаки неисправности выхлопной системы. Забитый катализатор неизбежно влечёт ухудшение работы двигателя, сопровождаемое перебойным звучанием. Что может происходить:

  • На приборной панели загорится индикатор CHECK ENGINE. Сигнал о неисправности пошлёт система контроля ДВС. Катализатор управляется двумя датчиками кислорода, которые называются лямбда-зонд. Один из них находится перед катализатором, другой после него. Плохая проходимость считывается датчиками и отправляет отчёт об ошибке ЭБУ;
  • Мотор теряет мощность и скоростные характеристики. При этом контроллер CHECK ENGINE может не загореться, так как датчики кислорода работают некорректно;
  • Увеличенный расход топлива. Сопровождается потерей мощности двигателя.

Все эти причины могут свидетельствовать о забитом катализаторе, хотя возможны и другие проблемы, например, неисправные лямбда-зонды.

Как проверить забит ли катализатор

Самый надежный способ проверки катализатора на забитость заключается в измерении давления выхлопных газов, а затем в сравнении полученных показателей с заводскими. К манометру необходимо приобрести переходники или сделать их самостоятельно. После чего прибор герметично подключается вместо первого датчика кислорода.

Чтобы получить данные нужно завести двигатель автомобиля и поддерживать обороты в пределах 2.5 тыс. об/мин. Нормальным значением давления считается 0,3 кгс/см². Если давление больше, то скорее всего, катализатор забит.

Также катализатор можно проверить на забитость с помощью мотор-тестера. Этот прибор позволяет проверить многие параметры работы автомобиля, путём отображения данных на осциллограмме. Датчик прибора вкручивается взамен одной свечи зажигания и мотор запускается. После чего выполняется анализ осциллограммы на повышенных оборотах.

Если воспользоваться предыдущими способами нельзя, то катализатор нужно полностью демонтировать и провести его визуальный осмотр.


В теории автомобильный катализатор рассчитан на 100-120 тысяч километров пробега. Затем деталь, как правило, выходит из строя — со временем слой металла, нанесенный на керамическую основу, истончается, и катализатор перестает выполнять свои функции.

Но бывает так, что катализатор требует ремонта и замены намного раньше положенного срока. Перечислим основные причины возникновения преждевременных неполадок:

Как результат — забитый катализатор может сильно навредить двигателю. Если устройство начинает физически разрушаться, его частички могут попасть в цилиндры, что становится причиной серьезных неисправностей. В 80% случаев эксплуатация автомобиля с неисправным катализатором приводит к замене ДВС.

Как проверить катализатор на забитость, не снимая

Три наиболее распространенных метода, как узнать, что устройство забилось:

  1. Полный демонтаж рабочего узла и его внешний осмотр на признаки засорения. Снятие детали иногда проблематично — крепление намертво прикипает. В этом случае специалист использует болгарку. Также некоторые автомобили имеют такие сложные конструкции выхлопных систем, что снять ее элементы вообще невозможно или на это уходит несколько дней.
  2. Измерение давления, присутствующего в выпускной системе. Чтобы его измерить, необходимо установить манометр на место 1-го кислородного датчика, а затем снять показания при разных режимах работы двигателя. Правильным считается давление на уровне 0,3 кгс/см², при 2,5 тысячах оборотах в минуту. Минус описанного способа в том, что зачастую трудно снимать датчики, они могут довольно сильно прикипать к выпуску.
  3. Измерение противодавления при помощи специального тестера. В цилиндр двигателя на место свечи монтируется датчик давления, после чего на увеличенных оборотах анализируется осциллограмма.

Определенно требуется замена или ремонт катализатора в ситуации, когда наблюдается давление в выхлопной системе свыше 200 кПа (практически 2 кгс/см²).

Признаки забитого катализатора






Основные симптомы забитого катализатора

Чтобы предотвратить поломку, важно регулярно проводить диагностику автомобиля. Кроме того, существуют конкретные признаки износа катализатора, которые помогут выявить проблему на ранних стадиях:






Как определить, что катализатор в автомобиле забился

Каталитический нейтрализатор является важным элементом в устройстве выхлопной системы современных автомобилей. Это своеобразный фильтр, который устанавливается в выхлопной системе и взаимодействует с отработавшими газами, которые проходят через него. Главная задача этого элемента — снижение уровня токсичных выбросов в атмосферу. Внутренняя часть катализатора покрыта особыми веществами, которые во время нагревания ускоряют химические процессы. Пока система находится в исправном состоянии, выхлопные газы могут свободно проходить через катализатор и очищаться. Но если в элементе возникает поломка, игнорировать ее не стоит.



Все ошибки при эксплуатации автомобиля могут оказывать влияние на работоспособность этого элемента

Забитый катализатор не позволит выхлопу выходить наружу. В результате ухудшается вентиляция и повышается давление в системе. И это не единственные проблемы, которые возникают при засоре. Чтобы вовремя заметить неполадки, следует знать признаки забитого катализатора:

1) на большинстве автомобилей мотор может глохнуть сразу после запуска;

3) можно заметить потерю мощности двигателя — динамика падает, отклик при нажатии на педаль газа слабый;

4) при холодном пуске мотора появляется неприятный запах.

Причин, по которым катализатор может забиваться или выходить из строя, слишком много. Но стоит знать, что все ошибки при эксплуатации автомобиля могут оказывать влияние на работоспособность этого элемента. К примеру, если заливать топливо низкого качества, нейтрализатор выйдет из строя раньше срока. Если есть поломки в моторе или его системах, возникает повышенный расход масла. Лишняя жидкость начинает активно гореть в цилиндрах, что тоже приводит к поломке катализатора. Сюда же можно отнести и случаи, когда мотор начинает троить. Горючее не успевает прогорать в цилиндрах и попадает в выхлопную систему. Так как данный фильтр является достаточно хрупким, повреждения он может получить даже от камней на дороге.



Если элемент начнет разрушаться, его частицы могут попасть в цилиндр. Поэтому при появлении хотя бы одного из вышеуказанных признаков следует проверить катализатор на работоспособность

1) проверка на противодавление — проводятся замеры давления выхлопа, после чего результаты сравнивают с оптимальными показателями. Для проведения диагностики потребуется манометр и переходник. Нужно снять первый лямбда-зонд, а на его место подключить манометр. После этого заводится мотор, а обороты доводятся до 3000. На протяжении 10-15 секунд следует фиксировать данные с манометра;

2) если давление равно 0.3 кгс/см2, то система в порядке, если показатель равен 0.35 кгс/см2, то это превышение нормы.



Так как деталь стоит немалых денег, многие автомобилисты вырезают ее, а не заменяют

Заметим, что катализатор — это элемент, который не подлежит ремонту. Единственное, что может сделать автомобилист при поломке — заменить или вырезать его. Так как деталь стоит немалых денег, многие автомобилисты обращаются ко второму варианту. Процедура заключается в том, что из катализатора убирают вставку из керамики, а пустую банку ставят на место. Это сопровождается корректировкой прошивки ЭБУ.

Итог. Засорение катализатора может происходить из-за неправильной эксплуатации или поломок мотора. Есть несколько способов проверки этого элемента на работоспособность.

Как проверить состояние катализатора?

Диагностировать поломку самостоятельно можно с помощью визуального осмотра, посветив мощным фонарем внутрь детали. В идеале — вообще снять катализатор и рассмотреть его на свету. Правда, во время эксплуатации гайки крепления могут прикипеть к болтам, и демонтировать деталь будет довольно сложно.

Кроме того, о неполадке скажет запах сероводорода, исходящий из глушителя. Ну и, наконец, третий способ — подставить руку к работающей выхлопной трубе. Симптомом умирающего катализатора станет отсутствие сопротивления. Более точную проверку могут провести специалисты. Диагностика в мастерских осуществляется двумя способами:

  • проверка на газоанализаторе. К выхлопной системе автомобиля подключается специальный прибор, который проводит химический анализ выхлопных газов;
  • тестирование на противодавление — осуществляется с помощью манометра. При наличии нужного оборудования подобную диагностику можно провести самостоятельно.





Проверка катализатора

Осмотр катализатора на просвет и забитость


Основные признаки и способы проверки катализатора не забит ли он

Снимаем катализатор и смотрим, в каком состояние находятся соты в целом — забитость сот можно проверить на просвет, а для этого пригодится источник света. Но не все так просто, как кажется, иногда, при длительной эксплуатации, крепление катализатора прикипает так сильно, что снятие катализатора может превратиться в долгое и увлекательное занятие (лично я, две задних гайки крепления откручивал 3 часа, в итоге открутить их не вышло — пришлось распилить пополам!). Работа крайне неудобная, потому что работать нужно снизу автомобиля.

Есть еще несколько способов проверки катализатора: можно замерить выхлоп на содержание вредных веществ (при неисправном катализаторе содержание вредных веществ значительно увеличивается по сравнению с исправным катализатором), еще можно проверить противодавление на выпуске (признаком забитого катализатора является повышенное сопротивление и как следствие давление).

Для объективной оценки состояния нужно совместить оба этих способа.

Что делать, если катализатор вышел из строя?

Если признаки сломанного катализатора налицо, использование такой машины чревато негативными последствиями. Лучше заранее решить проблему, пока она не повлекла за собой другие. Существует несколько способов:

    Попытаться промыть или прочистить устройство. Это может помочь только в случае несильного засорения. Если катализатор оплавлен или разрушен, либо его соты полностью закупорены, этим способом решить проблему не получится.
    Заменить устройство на новое. Тут есть два нюанса: оригинальная деталь будет стоить очень дорого, а дешевый универсальный катализатор довольно сложно правильно подобрать.
    Установить пламегаситель вместо катализатора. Правда, для корректной работы электронного блока управления его придется либо перепрошить, либо использовать так называемые обманки.

Попробовали прочистить катализатор, но все симптомы указывают на то, что проблема не решена? Значит, единственный выход — демонтировать устройство, чтобы заменить на новое или установить пламегаситель. Но есть и хорошая новость — неисправную деталь можно выгодно продать.

Ваши действия если забит катализатор

Катализатор это такая вредная деталь, которую редко можно отремонтировать. Так что по окончанию действующего времени элемент необходимо извлекать. Вы также можете установить на свое транспортное средство пламегаситель, если вы не беспокоитесь за экологию. В другой ситуации вы можете обзавестись катализатором и в СТО или же своими руками совершить монтаж. Обойдется вам такая деталь в сто пятьдесят USD, также вам придется заплатить за услуги специалиста.

Рекомендуем посмотреть:

Убрал катализатор увеличился расход топлива


Убрал катализатор увеличился расход топлива

Плюсы сотрудничества с

Мы принимаем в скупку катализаторы, снятые с машин отечественного и импортного производства. Сгоревшие, колотые, битые, измельченные, в корпусе и без него — состояние детали не имеет никакого значения.

Если все симптомы указывают на то, что катализатор осыпался, сгорел или вышел из строя по другой причине — смело звоните нам. Мы предлагаем максимально выгодные условия сотрудничества:

    Покупаем катализаторы в любых количествах — от одной штуки до бесконечности.
    Работаем с физическими и юридическими лицами, частными фирмами и государственными структурами.
    Посредникам, перекупщикам и оптовым продавцам начисляем бонусы при каждой сделке (при условии регулярных поставок).
    Самостоятельно выезжаем на дом, если нет возможности привезти катализатор к нам в офис, и организовываем бесплатную доставку для тех, кто находится за пределами Воронежа.
    Рассчитываем стоимость катализатора строго в присутствии клиента.
    Для проверки используем метод спектрального анализа, который позволяет с высокой точностью установить справедливую стоимость катализатора.

Итоговая сумма зависит от содержания в катализаторе драгоценных металлов — платины, палладия и родия. Также на цену влияет год выпуска автомобиля и объем двигателя. Чем они выше, тем дороже можно продать неисправный катализатор. В среднем стоимость составляет от 2000 рублей для отечественных авто, от 2500 — для иномарок.

Расчеты осуществляются любым удобным для вас способом — наличными, переводом на банковскую карту (Visa, MasterCard, Maestro, МИР), с помощью электронных платежей (системы Webmoney, Яндекс Деньги, Qiwi, Paypal).

Налицо симптомы того, что катализатор неисправен? Не беда — его можно удалить или заменить на новый, а демонтированную деталь выгодно продать! Свяжитесь со специалистами по телефону, с помощью онлайн-чата или через форму обратной связи — выслушаем, проконсультируем и предложим максимально выгодные условия сотрудничества!

Как самостоятельно проверить катализатор забит он или нет?

Если по каким – то причинам вы не хотите или нет финансовой возможности отвести автотранспорт на СТО, можно собственноручно провести диагностику. Чуть ниже мы приведем пару рекомендаций.

1. Обеспечив себя внушительным фонарем, включите его внутри детали. Если будет необходимо, то можете снять катализатор. Он может серьезно зафиксировать к основанию транспорта. Поднимать автотранспорт рекомендуется на кронштейне.

2. Можно еще узнать, применяя чутье и нюх. Если вы внимательно читали выше описанное, то катализатор будет издавать газы с достаточно неприятным и весьма едким запахом.

3. Последним методом будет подставленная рука к выхлопной трубе. Если все работает нормально, вы ощутите колоссальное противодействие. Когда катализатор забит, вы не почувствуете значительного сопротивления.

Читайте также: